ТОП 10:

Тема 4: Нравственные качества человека, духовность и потеря духовности, деградация человека.



Контрольный лист Р 13.

Задание 1. Посмотрите таблицу. Данный материал поможет Вам при написании литературных аргументов в экзаменационном сочинении-рассуждении. По возможности дополните таблицу своими литературными примерами.

Темы:

1) природа и человек,

2) детство

3) наука и образование

4) деградация человека, духовность

5) чинопочитание

6) патриотизм

7) историческая память, язык

8) война

9) отцы и дети

10) самопожертвование и сострадание

11) самореализация

12) культура, труд, роль книги в жизни человека

13) одиночество

14) человек и животные

15) время

 

Тема: Природа и человек 1

проблема автор, произведение пример
  Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник   Неразрывная связь человека и природы     Любовь к природе, красота природы спасёт мир   Экологическая проблема (проблема охраны природы)     Отсутствия опыта общения с природой   Недостаточная изученность человеком природы     И. С. Тургенев, «Отцы и дети»   М.Ю. Лермонтов «Герой Нашего времени»     А.А. Фет «Я долго стоял неподвижно»   Святослав Рерих философская книга «Искусство и жизнь» Е. Замятин «Мы»     С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»     М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»     Ф.И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»   А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…»   В. Распутин очерк "Вниз и вверх по течению. История одной поездки", повесть «Прощание с Матёрой»   Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»   В. Астафьева «Царь-рыба»   Т. Толстая «Кысь»   Пушкин «Евгений Онегин»,   Толстой «Война и мир»   Высоцкий «Вершина»   Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Именно таким Автор видит в нем "нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести.   В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней - когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.     Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются изменением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.   Я долго стоял неподвижно,В далекие звезды вглядясь,-Меж теми звездами и мноюКакая-то связь родилась. Я думал... не помню, что думал;Я слушал таинственный хор,И звезды тихонько дрожали,И звезды люблю я с тех пор... «То, что мы называем красотой, — пишет Святослав Николаевич Рерих, — украшает различные царства Природы... Сверкание крыльев бабочки, этих драгоценных камней мира насекомых, разве не воспевают они тайну красоты — эти вестницы Богини Красоты и Любви... И когда мы видим эти искры красоты, щедро рассыпанные у самых наших ног, не следует ли нам принять это как великий урок и провозгласить: «Красота-Спасительница, Красота-Победительница»...   Обращаясь к классической литературе XX века, хотелось бы привести в пример роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь при наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека. Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, ставя её выше вечного блаженства, которое он обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются.   Любовь к природе, единение с ней лирического героя показывает Лермонтов в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»: Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой,Румяным вечером иль утра в час златой,Из-под куста мне ландыш серебристыйПриветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагуИ, погружая мысль в какой-то смутный сон,Лепечет мне таинственную сагуПро мирный край, откуда мчится он,— Тогда смиряется души моей тревога,Тогда расходятся морщины на челе,—И счастье я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу бога.   Любовь к природе передана в стихотворении Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...   Поле зыблется цветами… В небе льются света волны… Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. Взор мой тонет в блеске полдня… Не видать певцов за светом… Так надежды молодые Тешат сердце мне приветом И откуда раздаются Голоса их, я не знаю… Но, им внемля, взоры к небу, Улыбаясь, обращаю. Содержание очерка: Молодой, но уже известный писатель Виктор ("победитель") плывет на пароходе к родителям, в места детства, и вдруг вспоминает, что деревни, где он родился, больше не существует. О ее затоплении коротко рассказано на нескольких страницах: разобранные избы, брошенные на произвол судьбы печи, яростный азарт разрушения, овладевающий людьми, беспрестанные разговоры о деньгах, пожары, льющиеся рекой водка и слезы. Отпуск в новом поселке, притулившемся у края воды, завершается быстро и неудачно. Писатель уезжает обратно, как будто бежит от чужой, непонятной новой жизни. Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти. Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матёра повидала на своём веку всякое. Но вот однажды ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, и становится ясно, что многие окрестные деревни, и в первую очередь островная Матёра, будут затоплены. Население Матёры и те, кто связан с городом, имеет там родню, и те, кто никак с ним не связан, думают о «конце света». Никакие уговоры не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место. Тут и память о предках (кладбище), и привычные и удобные стены, и привычный образ жизни, который, как варежку с руки, не снимешь. Конечно, в городе есть холодная, горячая вода, но неудобств столько, что не пересчитать, а главное, с непривычки, должно быть, станет очень тоскливо. Лёгкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом — замены этому нет. А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле. Те, кто меньше других торопился покинуть Матёру, слабые, одинокие старухи, становятся свидетелями того, как деревню с одного конца поджигают. «Как никогда неподвижные лица старух при свете огня казались слепленными, восковыми; длинные уродливые тени подпрыгивали и извивались». Расставаясь со своей избой, Дарья не только подметает и прибирает её, но и белит, как на будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается она, что где-то забыла подмазать. Настасья беспокоится о сбежавшей кошке, с которой в транспорт не пустят, и просит Дарью её подкормить, не думая о том, что скоро и соседка отсюда отправится совсем. И кошки, и собаки, и каждый предмет, и избы, и вся деревня как живые для тех, кто в них всю жизнь от рождения прожил. А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. И хотя ритуалы и церковь для поколения Дарьи и Настасьи существуют раздельно, обряды не забыты и существуют в душах святых и непорочных. Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землёй деревенское кладбище. Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных и пытается выступить против. Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой. Строга Дарья и к местной молодёжи, она не просто бранит её за то, что они покидают знакомый мир, но и грозится: «Вы ещё пожалеете». Именно Дарья чаще других обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Очень ей не хочется расставаться с могилами предков, и, обращаясь к отцовской могиле, она называет себя «бестолковой». Она верит, что, когда умрёт, все родственники соберутся, чтоб судить её. «Ей казалось, что она хорошо их видит, стоящих огромным клином, расходящихся строем, которому нет конца, все с угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами». Писатель предостерегает против дерзкого обращения с природой, против самоуверенного вмешательства в заведенный ею порядок с целью оперативного улучшения – упрощения – приручения. Но еще важнее, что писатель говорит о необходимости осторожного обращения с самим человеком, его судьбой и укладом жизни. Не потому ли истинный художник начинает свою защиту любых ценностей с живого мира – с человека? Главный герой его романа «Не стреляйте в белых лебедей» - Егор Полушкин – неудачник и бедолага, блаженный и юродивый в глазах большинства своих земляков. Природная деликатность, нравственная чистота Егора не находят отклика в окружающей среде. Открытый, мягкий, поэтичный характер Егора – источник всех егонесчастий и неудач. Егор – цельный и, несомненно, духовно сильный человек, абсолютно ясный, безукоризненный честный и искренний. На страницах романа действует и другой герой, противопоставленный Егору, - Федор Бурьянов. Он взрастил достойного преемника – сына Вовку, отрока с хищническими и садистскими наклонностями, по всем статьям антипода «чистоглазого» Коли – сына Егора. Потребительская философия жизни Бурьяновых проста и однозначна, пронизана мелочным практицизмом, холодной жестокостью. Бурьянов расправляется с Егором с такой же звериной бесчувственностью, с какой он методично избавляется от состарившихся собак. Слезы Бурьянова после встречи с умирающим Егором – скорее всего чистейший акт лицедейства. Писатель четко выдерживает психологический рисунок характера Бурьянова, вскользь упоминая в эпилоге, что Пальму, несмотря на просьбу Егора, все-таки Федор Ипатович пристрелил. Не мог не пристрелить. Слишком ненавистна стала Бурьянову собака зловещим напоминанием о совершенном преступлении. Да, Егор Полушкин погибает на посту, как положено «старшему сыну» природы, защищая дело всей жизни, о котором он просто и задушевно говорит на столичном совещании: «А природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек! Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!» Егор с болью видит неблагополучие, трагедию края, он душой страдает, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, в каких неестественных и враждебных отношениях находится с ней. И еще Егор знает, что надо делать. Не только знает, но и делает, оберегая и приближая природу к людям, так как глубоко уверен, что бессмысленна и пуста жизнь без поэзии, красоты, радости. Книга «Царь-рыба» В. Астафьева полна боли и негодования против браконьерства во всех видах и формах его проявления. Но еще больший ущерб природе наносит бездумное хозяйничанье на ней, стремление «заарканить» природу во что бы то ни стало. «Кысь» — этноцентрированная постапокалиптическая антиутопия Т. Н. Толстой. В романе рассказывается про то, что может произойти с Россией после ядерной войны. Роман насквозь пропитан иронией и сарказмом. Пушкин показывает, что Евгению Онегин не испытывает подлинной радости во время нахождения на природе: Два дня ему казались новы Уединенные поля , Прохлада сумрачной дубровы , Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон Толстой изображает представителей салона Анны Павловны Шерер как людей, которым глубоко чужда простая русская природа. Здесь вам не равнина - здесь климат иной. Идут лавины одна за одной, И здесь за камнепадом ревет камнепад. И можно свернуть, обрыв обогнуть,- Но мы выбираем трудный путь, Опасный, как военная тропа. Кто здесь не бывал, кто не рисковал - Тот сам себя не испытал, Пусть даже внизу он звезды хватал с небес. Внизу не встретишь, как не тянись, За всю свою счастливую жизнь Десятой доли таких красот и чудес.

 

Тема 2: Детство

проблема автор, произведение пример
Роль детства в становлении человека С. Ш. Фрейд, «Леонардо да Винчи» Н.В. Гоголь «Страшная месть», «Иван ФедоровичШпонька и его тетушка» М. Дрэббл «Один летний сезон»     Ч. Диккенс роман «Дэвид Копперфилд» И.А. Гончаров роман «Обломов» Л.Н Толстой повесть «Детство»   С.Т.Аксаков “Детские годы Багрова-внука” Мастая Карима «Долгое-долгое детство» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М.И. Цветаева «Маме», «Отцам» Бунин «Детство» Давид Самойлов Фрейд писал в своей работе "Леонардо да Винчи", что воспоминания детства и на них построенные фантазии всегда заключают самое существенное в духовном развитии человека.     В сюжетах повестей "Страшная месть", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" раскрывая внутренний мир своих героев, Гоголь нередко ищет причины появления их характерных особенностей в событиях, пережитых в детстве. Для Гоголя этот мотив с течением времени приобретал все большее значение. Например, в "Страшной мести" именно через обращение к детству главного героя повести - колдуна - автор пытается объяснить причины его поступков.     Понятие "детство" связано не только с возрастом человека, но и с периодом формирования отношений, основанных на чувству ответственности каждого человека за людей, ему близких. Роман "Один летний сезон" Маргарет Дрэббл яркий тому пример. Герои достигают зрелости по мере того, как постигают важность взаимовнимания и взаимопомощи - основы крепкой семейной жизни и мудрости в отношениях с людьми. В большинстве романах Диккенса можно проследить за тем, насколько важно детство для становление каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман "Девид Копперфилд". Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт. Гончаров в важной части романа «Обломов», имеющей название «Сон Обломова» обращается к теме детства и показывает, как формируется сознание и мировосприятие семилетнего мальчика. Илюша Обломов от природы энергичен, любознателен, но многочисленные слуги, окружающие его, не позволяют ему активно познавать мир, самостоятельно действовать. Они ставят перед Илюшей множество запретов и в то же время разрешают не посещать школу неделями без серьёзной на то причины. Постепенно ребёнок привыкает к безделью, лени. Следствием подобного воспитания становится то, что Илья Обломов не может реализовать свои заложенные природой способности, таланты. Началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить. Л.Н. Толстой в повести детство, входящей в трилогию «Детство. Отрочество. Юность», рассказывает о ранимой и нежной душе мальчика, о горестях и радостях маленького Николеньки Иртеньева. Толстому важно показать процесс формирования внутреннего мира у ребёнка. Цитата из Толстого: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”. Автор воспроизводит детское восприятие, для которого все внове и все одинаково важно, события не делятся на главные и второстепенные. После болезни ребенок испытывает «чувство жалости ко всему страдающему». С каждым воспоминанием Сережи «сливается постоянное присутствие матери», которая его выходила и любила, может быть поэтому, больше других своих детей. Последовательные воспоминания начинаются с четырехлетнего возраста. Сережа с родителями и младшей сестрой живут в Уфе. Болезнь «довела до крайней восприимчивости» нервы мальчика. По рассказам няньки, он боится мертвецов, темноты и проч. (разнообразные страхи будут мучить его и дальше).   В повести Мастая Карима «Долгое-долгое детство» раскрыта душа автора, его отношение к жизни, его мировоззрение. Писатель собрал в своей книге много светлых и трагических историй из двух важнейших событий в истории башкирской деревни XX века, которые ему довелось пережить ребенком и юношей. В романе Достоевского «Преступление и наказание» образ ребёнка необычен. Это и загубленный Свидригаловым девочка-подросток , и образ Раскольникова - ребенка , и образ девочки, которую «напоили и обманули... в первый раз... понимаете?». Соня Мармеладова - это тоже ребенок , не случайно именно так часто обращается к ней Раскольников. Катерину Ивановну сама Соня называет ребенком , но здесь скорее сравнение с юродивыми, все поведение которых - это детскость и непосредственность. Образ ребенка , как и все другие образы в романе, служит одной цели - всестороннему и полному раскрытию образа Родиона Раскольникова. Мы мало что знаем о детстве Раскольникова. Знаем только, что жил он в пыльном городе, таком же пыльном, как и Петербург, в котором происходит действие, знаем, что он ходил в церковь и что был у него младший брат, которого он никогда не видел, но у могилы которого он всегда плакал. Видим мы и размытый образ отца, крепко держащего за руку Раскольникова - ребенка . Ребёнок показан как страдающее, тонко чувствующее существо, которому приходится вынести множество бед, несчастий. « Ребенок , обреченный быть поэтом» — такова внутренняя тема, подтекст цветаевского творчества. Здесь она не мифотворец, не бытописатель, она — исследователь. Мир детства — казалось бы, очень замкнутый — в текстах Марины Цветаевой существует внутри круга ее основных раздумий тех лет: об одиночестве, неизбывной грусти, о Поэте, Поэте и Времени, месте поэта во времени и его соотнесенности с миром. МАМЕ В старом вальсе штраусовском впервые Мы услышали твой тихий зов, С той поры нам чужды все живые И отраден беглый бой часов. Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Все, чем в лучший вечер мы богаты, Нам тобою вложено в сердца. К детским снам клонясь неутомимо, (Без тебя лишь месяц в них глядел!) Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел. С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров... Наш корабль не в добрый миг отчален И плывет по воле всех ветров! Все бледней лазурный остров — детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим! ОТЦАМ Вы - ребенку , поэтом Обреченному быть , Кроме звонкой монеты Всe - внушившие – чтить.. Чем жарче день, тем сладостней в боруДышать сухим смолистым ароматом,И весело мне было поутруБродить по этим солнечным палатам! Повсюду блеск, повсюду яркий свет,Песок - как шелк... Прильну к сосне корявойИ чувствую: мне только десять лет,А ствол - гигант, тяжелый, величавый. Кора груба, морщиниста, красна,Но как тепла, как солнцем вся прогрета!И кажется, что пахнет не сосна,А зной и сухость солнечного лета.     Я - маленький , горло в ангине , За окнами падает снег И папа поет, поет мне "как ныне Сбирается вещий Олег".   Я слушаю песню и плачу, Рыданье в подушке душу. И слезы, и слезы постылые прячу И дальше, и дальше, и дальше прошу.   Осеннею мухой квартира Дремотно жужжит за стеной. И плачу, и плачу над бренностью мира Я - маленький , глупый, больной .

 

Тема 3: Человек, наука, познание, обучение

проблема автор, произведение пример
Важность процесса познания в жизни человека Неистребимость тяги к развитию, науке Последствия научных открытий технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество обучение   И.А. Гончаров «Обломов» И.С.Тургенев «Отцы и дети» Д.И.Фонвизин «Недоросль» А.С. Грибоедов «Горе от ума» И.С. Тургенев «Отцы и дети» М. Булгаков, «Собачье сердце»   М.Булгаков «Роковые яйца» Е.И.Замятин - «Мы» С. Розвал роман «Лучи жизни»   «Поучение» Владимира Мономаха. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»   И А. Гончаров. «Обломов» Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».   В. Г Распутин «Уроки французского». Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».   Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя, члена-корреспондента Академии Наук, И.А. Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.   Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.   Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе познания, а не делать вид «познающего мир» как это представлено в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» Главный герой Митрофан представлен перед светским обществом человеком, который учится и познает мир. А на деле он лишь находился под постоянным покровительством своей матери госпожи Простаковой, оберегающей его от проблем окружающего мира.   Русский драматург, поэт и дипломат А.С. Грибоедов в своем произведении "Горе от ума" ставит проблему ума и обучения. В монологе "А судьи кто?" Чацкий утверждает право молодых людей заниматься наукой, искусством: "В науки вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным..." Даже такие безобидные занятия в мире Фамусова вызывают страх. Фамусов выступает, охраняя общество, и как любящий отец, и как крупный чиновник. В любом случае его пугает такое направление ума молодого человека. Он пытается "вразумить" и "наставить на пусть истинный". Но, получив удар, Чацкий страдая, переживая личную драму, отстоял свое право быть собой. Тяга к науке, к развитию у человека неистребима.   Центральный образ романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" - Базаров. Герой занимается наукой, медициной, стремится к полезной деятельности, но бросает вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство, составляющие существенную потребность человека. "Нигилизм", по мнению Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным потребностям жизни. В этом усматривается вина героя, причина его неизбежной гибели.   Человек не всегда использует науку с целью принести пользу обществу. К примеру, в повести «Собачье сердце» выдающегося писателя М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой научное дело оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с "собачьим сердцем" - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.   В произведении русского писателя и драматурга М.Булгакова. "Роковые яйца" наиболее полно отражены последствия неосторожного отношения к силе науки. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.   В романе «Мы» Евгения Ивановича Замятина главный герой, Д-503, описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». Он с восторгом рассказывает об организации, основанной на математике, жизни общества. Автор в своем произведении предупреждает людей о пагубном влиянии научно-технического прогресса, о его худших сторонах, о том, что научно-технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу.   Фантастический роман-памфлет. Произведение начинается с такого эпиграфа : «...Наука требует от человека всей жизни. И если бы у вас было две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. И.П. Павлов». Действие романа происходит в вымышленной республике Великании. Здесь в секретных лабораториях ведется работа по созданию особых лучей, которые могли бы уничтожить болезни и принести людям счастье и изобилие. Но правители республики - президент Бурман, военный министр Реминдол и другие - намерены использовать это изобретение для массового уничтожения людей в готовящейся войне против коммунистической державы. «Великий отшельник» профессор Эдвард Чьюз, инженер Грехэм и другие сорвали планы поджигателей войны. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности… Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание. В «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка, от природы любознательного, энергичного. Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда. Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести. Влияние учителя на формирование детского характера. Учитель, главный оружием которого был смех, смог понять хитрость мальчика, который готов был сделать прививку, лишь бы не стоять у доски и не рассказывать о том, как выполнял домашнее задание.  

 

 

Тема 8: Война







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.009 с.)