ТОП 10:

Тема: Самореализация, стремления, цели, смысл жизни, ценности и идеалы человека.



проблема автор, произведение пример
Достижение целей – все ли средства хороши? Самореализация, стремления Ложные/истинные ценности, поиск смысла жизни   Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Т.Драйзер «Американская трагедия»   И.А.Гончаров «Обломов» У.С.Моэм «Острие бритвы» Д. Лондон « Мартин Иден»   И. Бунин «Господин из Сан-Франциско» У.С.Моэм «Бремя страстей человеческих»   Главный герой гениального романаФ.М.Достоевского, «Преступление и наказание» Родион Раскольников задается вопросом, позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? Автор изображает его великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество, который приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла и в отчаянии решается «преступить» нравственный закон — убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Однако нормальному человеку, коим, несомненно, является и герой романа, чуждо кровопролитие и убийство. Чтобы понять это, Раскольникову потребовалось пройти через все круги нравственного ада и побывать на каторге. Лишь в финале романа мы видим, что герой осознает абсурдность своей безумной идеи и обретает душевное равновесие. В противовес сомневающемуся и мечущемуся Раскольникову Достоевский рисует в своем романе образ Свидригайлова, человека, не задумывающегося о средствах достижения своих целей. Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру, Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.   Основанный на реальной истории роман писателя Т.Драйзера «Американская трагедия» повествует о судьбе честолюбивого молодого человекаКлайда Грифитса, мечтающего вырваться из рамок своей среды, стремительно и упорно шагающего по ступенькам своей карьеры, вверх – к миру денег и роскоши. Соблазнив честную девушку и будучи уверенным в своей любви к ней, герой вскоре понимает, что эта связь является основной помехой на пути в высшее общество. Образуется классический любовный треугольник, третьим «углом» которого становится девушка из высшего света, открывающая Клайду всевозможные выходы к материальным благам. Будучи не в состоянии устоять перед таким соблазном, молодой человек тщательно продумывает возможность избавления от своей первой любви, которая мешает не только честолюбивым замыслам, но и просто мешает жить в свое удовольствие. Так свершается преступление – продуманное, серьезно подготовленное и трусливое. После смерти девушки полиция выходит на след Клайда и обвиняет его в умышленном убийстве. Суд присяжных приговаривает его к высшей мере и оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме». В итоге он исповедуется, признает свою вину.   Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.     В своем позднем романе «Острие бритвы» У.С. Моэмрисует жизненный путь молодого американца Ларри, половину жизни проведшего за книгами, а другую - в путешествиях, труде, поиске и самосовершенствовании. Его образ ярко выделяется на фоне молодых людей его круга, тратящих свою жизнь и незаурядные способности впустую на исполнение мимолетных прихотей, на развлечения, на беззаботное существование в роскоши и праздности. Ларри выбрал свой путь и, не обращая внимания на непонимание и порицание близких людей, искал смысл жизни в лишениях, странствиях и скитаниях по всему миру. Он целиком отдался духовному началу, чтобы достичь просветления разума, очищения духа, открыть смысл вселенной.   Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден — рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз — девушкой из состоятельной буржуазной семьи. Руфь начинает учить полуграмотного Мартина правильному произношению английских слов и пробуждает в нем интерес к литературе. Мартин узнаёт, что журналы платят приличные гонорары авторам, которые в них печатаются, и твердо решает сделать карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе, своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье.   И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.   Роман знаменитого английского писателя У.С.Моэма «Бремя страстей человеческих» затрагивает одну их наиболее важных и животрепещущих для каждого человека вопросов – есть ли смысл в жизни, а если есть, то каков он? Главный герой произведения Филип Кэри мучительно ищет ответ на этот вопрос: в книгах, в искусстве, в любви, в суждениях друзей. Один из них, циник и материалист Кроншоу, советует ему поглядеть на персидские ковры и отказывается от дальнейших пояснений. Лишь годы спустя, потеряв почти все свои иллюзии и надежды на будущее, Филип понимает, что тот имел в виду и признает, что «жизнь не имеет никакого смысла, и существование человека бесцельно. Зная, что ни в чём нет смысла и ничто не имеет значения, человек всё же может получить удовлетворение, выбирая различные нити, которые он вплетает в бесконечную ткань жизни. Существует один узор — самый простой и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает; но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, — в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота».  

Тема: Культура, воспитание, труд, книги в жизни человека, роль примера

проблема автор, произведение пример
Значение книг в жизни человека Роль примера   Важность воспитания (+жестокое отношение к детям)     Значимость труда   Д. Лондон « Мартин Иден» Поэт Т. Кибиров (журнал «Вопросы литературы» 1996 №4. июль-август с. 215. ) Марина Цветаева «Книги в красном переплёте» Д.Д.Селинджер «Фрэнни» Статья А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова» Газета «Аргументы и Факты» А.С. Пушкины «Евгений Онегин» Журнал «Вокруг света» Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден — рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз — девушкой из состоятельной буржуазной семьи, которая пробуждает в полуграмотном Мартине интерес к литературе. Герой твердо решает измениться, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. И книги помогают ему в этом - он составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает очень много романов, научных трудов, стихотворных сборников. Упорный труд приносит свои плоды: Мартин намного превосходит в интеллектуальном плане и Руфь, и ее семью, и знакомых – всех тех, кем он восхищался поначалу и перед кем испытывал мучительный стыд за свое невежество и необразованность. Более того, он сам начинает писать и становится успешным писателем.   «Любой из нас похож на Дон Кихота: его представления о мире сформированы книгами, его отношения с реальностью зависят от того, какие это книги»   КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие друзья В потертом, красном пререплете. Чуть легкий выучен урок, Бегу тот час же к вам, бывало, - Уж поздно!- Мама, десять строк!...- Но, к счастью, мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки... Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана и Кюи Я узнавала судьбы Тома. Темнеет, в воздухе свежо... Том в счастье с Бэкки полон веры. Вот с факелом Индеец Джо Блуждает в сумраке пещеры... Кладбище... Вещий крик совы.... (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки Приемыш чопорной вдовы, Как Диоген, живущий в бочке. Светлее солнца тронный зал, Над стройным мальчиком - корона... Вдруг - нищий! Боже! Он сказал: "Позвольте, я наследник трона!" Ушел во тьму, кто в ней возник. Британии печальны судьбы... - О, почему средь красных книг Опять за лампой не уснуть бы? О золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! О золотые имена: Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!     В своем рассказе «Фрэнни» великий американский писатель Д.Д.Селинджер описывает совсем еще молодую девушку Фрэнни Гласс, которая переживает конфликт с внешним миром. Она презирает людей, которые стремятся во что бы то ни стало удовлетворить свои амбиции, презирает актёров, жаждущих славы, профессоров, навязывающих студентам ошибочные способы постижения сути предмета. На этот внутренний конфликт накладывается потрясение от книги «Путь странника» — английского перевода книги неизвестного русского автора XIX века «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», повествующей об опыте непрестанной Иисусовой молитвы. Однако попытки с юношеским максимализмом, без должной готовности, овладеть этим опытом вместо высоких духовных состояний приводят Фрэнни к глубочайшему душевному разладу.   В статье А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова» упоминается, что на формирование личности выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам, хрупкий, болезненный мальчик решил стать военным, начал закаляться и заниматься физическими упражнениями, и стал замечательным военачальником.   В газете «Аргументы и Факты» недавно широкое освещение получила история ребенка-маугли из Ивановской области. Четырехлетнего мальчика родители, вместо того, чтобы заниматься его воспитанием, запирали, чтобы не мешал, в чулан вместе с кошкой. Так, не видя игрушек и книжек и больше общаясь с кошкой, чем с людьми, ребенок прожил четыре года. Теперь ему удобнее передвигаться на четвереньках, спать на полу, свернувшись калачиком, царапаться, кусаться. Он не умеет одеваться-умываться, читать и писать, боится людей. Ему придется заново постигать мир. Некоторые ученые считают, что критический порог — это 7–9 лет, перевалив за который дети-маугли, если они не вернулись к людям, могут окончательно утратить возможность обрести человеческий разум. Доказательством тому служит случай, произошедший в 20-х годах прошлого века. В Индии нашли двух девочек — восьми и полутора лет, — живших в волчьей стае. Младшая научилась ходить и говорить, а вот старшая так и ползала на четвереньках — к 8 годам она приобрела достаточно завершённую психику волка.   Жизненная драма героя одноименного романа в стихах, написанного величайшим русским поэтом А.С. Пушкиным, Евгения Онегина, человека умного и незауряд­ного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному ­ терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существова­ние «без слёз, без жизни, без любви».   В одном из выпусков журнала «Вокруг света» был описан такой случай. Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жите­лей-индейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, ли­шенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода.  

ТЕМА: Одиночество

 

проблема Автор, название произведения пример
  Ю.М.Лермонтов «Стансы», «Тучи»     Ф.М. Достоевский "Белые ночи".   А.С. Пушкин "Евгений Онегин".   Лермонтов "Герой нашего времени"   М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита"   И. Бунин «Одиночество»     М. И. Цветаева. «Новый год я встретила одна».   А. Блок «Одиночество»     Ф. Сологуб «Одиночество - общий удел…»   Андрей Белый «Одиночество»   Н. Гумилёв.     А.А. Ахматова «И вот одна осталась я…» , «Я пришла сюда, бездельница», «Один идет прямым путем».   Лермонтова, для которого тема одиночества стала центральной. Эта тема хорошо прослеживается в стихотворении "Стансы". Одиночество лирического героя не навязано ему миром, оно избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него. Также эта тема перекликается в стихотворении "Тучи". Лермонтов создает образ изгнанника, непонятого миром, окружающим его. Это невольное одиночество - мученье для него.   Отличным примером одиночества в современном обществе может служить сентиментальный роман Ф.М.Достоевского "Белые ночи". В Петербурге Достоевского бал правит одиночество, тотальное разъединение и несовпадение маленьких-маленьких людей в таком большом и бесстрастном городе. Рассказ повествует об одиноком Мечтателе, счастье которого так и не состоялось. Мечтатель встречает девушку, Настеньку, в которой он находит спасение от своей "темницы" одиночества и по настоящему влюбляется в неё. Однако Настенька оставшись верна своему чувству, бросает мечтателя, но извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Человеку не присуще одиночество, это мука. Поэтому вся жизнь - это поиск счастья. А творческого человека, которого разрывают противоречия, эти иллюзии манят и ранят еще сильнее. Мечтатель остается одиноким в холодном, не понимающем его городе.   Примером одиночества мыслящей личности под давлением общества может служить роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". "Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей" к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Конечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат полное одиночество героя. Но одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ. Трагедия Онегина это трагедия одинокого человека, но не романтического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого времяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осуждением не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.   Под давлением и непониманием общества человек становится одиноким. Это можно видеть в произведении "Герой нашего времени", великого русского классика М.Ю. Лермонтова. Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями. Одиночество не свойственно человеку и от этого герою тяжело и больно быть одиноким.     В своем произведении "Мастер и Маргарита" М.А.Булгаков глубоко осмысливает проблему одиночества. Роман Мастера, смысл всей его жизни, не принят обществом, решительно отвергнут критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого хотел сказать людям Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она (как и он сам) отвергнута. Обществу чужды размышления об истине, о правде о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей (но ведь "не хлебом единым..."), они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются искушениям, о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. Неудивительно, что в таком обществе личность творческая, думающая одинока.   ОДИНОЧЕСТВО И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой... Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один - без жены... Сегодня идут без конца Те же тучи - гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. Мне крикнуть хотелось вослед: "Воротись, я сроднился с тобой!" Но для женщины прошлого нет: Разлюбила - и стал ей чужой. Что ж! Камин затоплю, буду пить... Хорошо бы собаку купить.   Новый год я встретила одна. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна, Я, крылатая, была проклятой. Где-то было много - много сжатых Рук - и много старого вина. А крылатая была - проклятой! А единая была — одна! Как луна - одна, в глазу окна.   «Одиночество» Река несла по ветру льдины, Была весна, и ветер выл. Из отпылавшего камина Неясный мрак вечерний плыл. И он сидел перед камином, Он отгорел и отстрадал И взглядом, некогда орлиным, Остывший пепел наблюдал. В вечернем сумраке всплывали Пред ним виденья прошлых дней Будя старинные печали Игрой бесплотною теней. Один, один, забытый миром Безвластный, но еще живой, Из сумрака былым кумирам Кивал усталой головой. Друзей бывалых вереница Врагов жестокие черты Любивших и любимых лица Плывут из серой темноты Все бросили, забыли всюду Не надо мучиться и ждать, Осталось только пепла груду Потухшим взглядом наблюдать... Куда неслись его мечтанья? Пред чем склонялся бедный ум? Он вспоминал свои метанья, Будил тревоги прежних дум... И было сладко быть усталым, Отрадно так, как никогда, Что сердце больше не желало Ни потрясений, ни труда, Ни лести, ни любви, ни славы, Ни просветлении, ни утрат... Воспоминанья величаво, Как тучи, обняли закат, Нагромоздили груду башен, Воздвигли стены, города, Где небосклон был желт и страшен, И грозен в юные года... Из отпылавшего камина Неясный сумрак плыл и плыл, Река несла по ветру льдины, Была весна, и ветер выл.   «Одиночество - общий удел…»   Одиночество - общий удел, Да не всякий его сознает,- Ты себя обмануть не хотел, И оно тебе ад создает.   И не рад ты, и рад ты ему, Но с тоской безутешной твоей Никогда не пойдешь ни к кому - И чего б ты просил у людей?   Никому не завидовал ты, Пожелать ничего ты не мог, И тебя увлекают мечты На просторы пустынных дорог. ОДИНОЧЕСТВО Посвящается В. С. Соловьеву И вновь одни. Тоскую безнадежно. Виденья прежних дней, нас знавшие восторженно и нежно, рассеялись, лишь стало холодней. Стою один. Отчетливей, ясней ловлю полет таинственных годин.. Грядущее мятежно. Стою один. Тоскую безнадежно. Не возродить... Что было, то прошло – всё время унесло. Тому, кто пил из кубка огневого, не избежать безмолвия ночного. Недолго. Близится. С питьем идет ко мне. Стучит костями. Уста мои кровавый огнь сожжет. Боюсь огня... вдали, над тополями двурогий серп вон там горит огнями средь онемело-мертвенных вершин. Туман спустился низко. Один, один, а смерть так близко..   Одиночество Я спал, и смыла пена белаяМеня с родного корабля,И в черных водах, помертвелая,Открылась мне моя земля. Она полна конями быстрымиИ красным золотом пещер,Но ночью вспыхивают искрамиГлаза блуждающих пантер. Там травы славятся узорамиИ реки словно зеркала,Но рощи полны мандрагорами,Цветами ужаса и зла. На синевато-белом мрамореЯ высоко воздвиг маяк,Чтоб пробегающие на мореДалеко видели мой стяг. Я предлагал им перья страуса,Плоды, коралловую нить,Но ни один стремленья парусаНе захотел остановить. Все чтили древнего оракулаИ приговор его судаО том, чтоб вечно сердце плакалоУ всех заброшенных сюда. И надо мною одиночествоВозносит огненную плетьЗа то, что древнее пророчествоМне суждено преодолеть. «И вот одна осталась я…» И вот одна осталась яСчитать пустые дни.О вольные мои друзья,О лебеди мои!И песней я не скличу вас,Слезами не верну,Но вечером в печальный часВ молитве помяну.Настигнут смертною стрелой,Один из вас упал,И черным вороном другой,Меня целуя, стал.Но так бывает раз в году,Когда растает лед,В Екатеринином садуСтою у чистых водИ слышу плеск широких крылНад гладью голубой.Не знаю, кто окно раскрылВ темнице гробовой. 1916* * *Я пришла сюда, бездельница,Все равно мне, где скучать!На пригорке дремлет мельница.Годы можно здесь молчать.Над засохшей повиликоюМягко плавает пчела;У пруда русалку кликаю,А русалка умерла.Затянулся ржавой тиноюПруд широкий, обмелел,Над трепещущей осиноюЛегкий месяц заблестел.Замечаю все как новое.Влажно пахнут тополя.Я молчу. Молчу, готоваяСнова стать тобой, земля. 23 февраля 1911, Царское Село* * *Один идет прямым путем,Другой идет по кругуИ ждет возврата в отчий дом,Ждет прежнюю подругу.А я иду - за мной беда,Не прямо и не косо,А в никуда и в никогда,Как поезда с откоса.  






Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.008 с.)