Повторение орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации в 8-9 классах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторение орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации в 8-9 классах.



Основная подготовка к экзамену проводится в 8-9 классах. Программа по русскому языку в этих классах направлена на изучение синтаксиса и пунктуации, но необходимо поддерживать и орфографические навыки. В соответствии с уровнем и другими особенностями класса необходимо решить, какие разделы можно повторить бегло, а на каких следует остановиться подробнее.

Организуя повторение орфографии, стоит обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, повторение орфографических правил должно проводиться на новом уровне: можно обобщить, свести в большие таблицы правила, которые раньше изучались по отдельности. Во-вторых, важно продумать, как организовать повторение, сочетая синтаксические и орфографические темы. Наконец, учесть, что к одним и тем же орфограммам, особенно трудным, необходимо обращаться регулярно.

Вот, например, как предлагают спланировать изучение нового и повторение изученного в 8-м классе составители курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9-ом классе: методика и практика» (Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю. Шувалова):

Типы связи слов в словосочетании и чередование гласных в корне.

Типы сказуемых и НЕ с разными частями речи.

Предложения с однородными членами и правописание НЕ и НИ.

Односоставные предложения и правописание личных окончаний глаголов.

Знаки препинания при вводных словах и правописание наречий.

Обособленные определения и правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и страдательных причастий, а также других частей речи; правописание гласных в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени.

Как показывает опыт, повторение орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации очень важно проводить на каждом уроке, так как без систематической работы орфографические навыки разрушаются.

Несмотря на то, что в самом начале изучения курса русского языка в 8-9 классах, в программе предусмотрены отдельные часы для повторения изученного в 5-8 классах, прекратить на этом работу по орфографии невозможно. Должно быть систематическое комплексное и целенаправленное повторение.

Прежде чем приступить к повторению, необходимо выявить уровень орфографической грамотности учащихся, чтобы оказать "скорую помощь" в ликвидации орфографических пробелов. Эффективной формой в этом случае является тестовая проверка. Она позволит существенно увеличить объем проверяемого материала и поможет учителю составить программу ликвидации орфографической неграмотности школьников.

Способы организации повторения могут быть самыми разными: это словарные диктанты, которые учитель обычно проводит в начале урока; тестовые задания, не только проверяющие уровень знания материала, но и акцентирующие внимание учащегося на трудных вопросах; выполнение упражнений, сочетающих синтаксические и орфографические темы. В настоящее время очень актуальна дистанционная форма работы. На различных образовательных порталах в сети Интернет можно встретить огромное количество онлайн-тестов, дидактических игр, веб-квестов, олимпиадных заданий, которые помогут учащимся укрепить свои теоретические и практические знания и восполнить пробелы. Всё это ученики могут выполнять самостоятельно в качестве домашнего задания.

Как показывает практика, наиболее эффективными оказываются комплексные упражнения, в которых предлагаются задания, проверяющие учеников по разным разделам русского языка. Регулярное выполнение такого рода упражнений позволяет и отрабатывать навыки по новому материалу, и повторять уже изученные правила.

В качестве примера ученикам можно предложить следующее упражнение:

Вставьте попущенные буквы. Спишите, согласуя причастия с существительными и расставляя знаки препинания.

Высится кам..ная плотина (сдерживающий) напор бурной реки. С особ..ным

чувством смотрю на (кипящий, волнующийся) воду. Необ..ятная сила сокрыта в стремительно(свергающийся) с высоты потоке. Мы возвраща..мся в усадьбу красиво (заросший) тропинкой. Много новых трещин (наполненный) водой образовалось в (разрушившийся) от солнечных лучей льду.

(И.Соколов-Микитов)

 

Выполняя подобного рода упражнение, ученики повторяют тему «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и страдательных причастий» и закрепляют тему «Обособленные определения».

Разберём первое предложение из упражнения:

Выситсякаме нн аяплотина, сдерживающая напор бурной реки.

(Это простое предложение, оно осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Запятая в предложении ставится, так как причастный оборот стоит после определяемого слова плотина. В слове каменная напишем две Н, так как это прилагательное образовано от имени существительного камень, одна Н входит в корень, другая является суффиксом).

Рассмотрим еще один пример комплексного упражнения:

Учащимся дается задание:

Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Укажите, каким способом связано зависимое слово с главным. На каких правилах основано написание слов с пропущенными буквами?

(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать (медвеж..нок), (рыболовный) крюч..к, (холщ..вый) меш..к, ноч..вка (в) (лес).

Сначала обращаем внимание на пропуски в словах и отвечаем вопрос, заданный в упражнении: написание слов с пропущенными буквами основано на правиле «Гласные после шипящих». Вспоминаем, что после шипящих в корнях слов под ударением пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово с е, а буква о пишется, если нельзя подобрать однокоренное слово с е, а также в заимствованных словах в ударных и безударных слогах.

Переходим к выполнению самого задания, получаем:

Громким шёпотом – в данном словосочетании существительное шёпотом является главным, шёпотом (каким?) громким – это зависимое слово – прилагательное, способ связи слов в словосочетании - согласование; в слове шёпотом в корне напишем букву ё, т.к. гласная находится в ударном положении, можно подобрать однокоренное слово с е – шептать.

Шорох деревьев - Шорох – главное слово- существительное+ деревьев – зависимое слово - существительное, способ связи – управление; в слове шорох напишем букву о, т.к. нельзя подобрать однокоренное слово с е.

Итак, выполняя такое комплексное упражнение, мы одновременно повторяем правописание гласных после шипящих, вспоминаем части речи, а также тренируемся в определении способов связи слов в словосочетании.

Анализируя материал учебно-тематических комплектов для 8-х и 9-х классов по русскому языку, можно сделать вывод, что авторы всех УМК уделяют большое внимание повторению орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации.

А это очень облегчает задачу подготовки к экзамену.

 

Часть 4.

Сочинение - рассуждение

Третья часть работы (15) подразумевает выполнение творческого задания, в рамках которого выпускник должен написать сочинение-рассуждение на основе того же текста (из части 2). Приступая к части 3 работы, ученики имеют право самостоятельно выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста.

Для того чтобы иметь чёткое представление о третьей части работы, рассмотрим задания 15.1, 15.2, 15.3 из Демонстрационного вариантаконтрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Задание 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Познакомившись с заданиями, задаёмся вопросом: как лучше организовать подготовку к выполнению третьей части экзамена?

В-первых, обязательно акцентируем внимание детей на типах речи. Вспоминаем, что такое рассуждение?

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Во-вторых, знакомим учащихся со структурой построения сочинения-рассуждения, даём необходимые разъяснения:

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

В-третьих, предлагаем учащимся следующий план подготовки к выполнению задания:

1. Прочтите текст 2-3 раза.

2. Выделите основную мысль автора (часто основная идея находится в выделенном фрагменте).

3. Своими словами опишите замысел автора (избегайте ошибок и потери смысла текста).

4. Подчеркните мысленно фразы в тексте, которые выделяют мнение автора.

5. В основной части приведите 2 аргумента из прочитанного текста.

6. Сформулируйте вывод - обобщение информации, описанной ранее.

Огромную и незаменимую помощь при подготовке к написанию сочинения-рассуждения могут оказать речевые клише.

Рассмотрим к лише для сочинения 15.3.

Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)
1. Тезис На мой взгляд, человечность - это... По моему мнению, человечность - это... Мне кажется, что человечность - это... Я думаю, что человечность - это... Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...
2. Аргумент 1 Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... В текстеБ.Васильев поднимает проблему... В предложении №... автор говорит о том, что...
3. Аргумент 2 Свое мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... В жизни мы часто наблюдаем... Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...
4. Заключение Таким образом, Следовательно, Итак, В заключение хочу подчеркнуть… Хотелось бы ещё раз подчеркнуть Обобщая сказанное, можно сделать вывод

 

Итак, все основные вопросы, которые так необходимы при написании сочинения-рассуждения, рассмотрены, и учащиеся могут приступать к написанию своей творческой работы. Сначала - на черновике, а после тщательного редактирования текста перепишут работу на чистовик.

В заключение хочется сказать, что, обучая школьников русскому языку, необходимо находить новые методические решения, акцентировать внимание на том, что раньше казалось необязательным, организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы она привела к победе ученика, а значит, и его учителя.

Желаем вам плодотворной работы, а вашим выпускникам успешной сдачи экзаменов! Благодарю за внимание!



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.023 с.)