Таким образом, максимальное количество баллов по критериям оценивания изложения, которое можно получить, правильно выполнив задание первой части экзаменационной работы (без учета грамотности), - 7.
Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным. Но существуют некоторые нюансы: если текст, предлагаемый для сжатого изложения, - рассуждение, то во втором тексте могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания.
Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. Задания проверяют базовые знания по лексике, морфемике, орфографии, пунктуации, синтаксису. В части 2 содержатся вопросы по анализу содержания текста, которым уделяется пристальное внимание как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
За каждое правильно выполненное задание второй части работы экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за 13 тестовых заданий второй части работы, - 13.
Часть 3(15.1, 15.2, 15.3) включает сочинение на лингвистическую тему.
Критерии оценивания задания 15 (1; 2; 3) приведены в следующей таблице:
Таблица №2
№
| Критерии оценивания сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему (15.1)
| Баллы
| С1К1
| Наличие обоснованного ответа
|
|
| Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет
|
| Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса
|
| Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом
уровне. Допущено две и более фактические ошибки,
связанные с пониманием тезиса, илитезис не доказан, или
дано рассуждение вне контекста задания, илитезис доказан на бытовом уровне
|
| С1К2
| Наличие примеров-аргументов
|
|
| Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста,
верно указав их роль в тексте
|
| Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста,
ноне указал их роли в тексте, илипривёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или
привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте
|
| Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста,
не указав его роли в тексте
|
| Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,
иллюстрирующего тезис, илиэкзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста
|
| С1К3
| Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность
изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, связностью и последовательностью
изложения, нодопущена одна логическая ошибка, и/илив работе имеется одно нарушение абзацного членения
текста
|
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный
замысел, нодопущено более одной логической ошибки,
и/илиимеется два случая нарушения абзацного членения текста
|
| С1К4
| Композиционная стройность работы
|
|
| Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, ошибок в построении текста нет
|
| Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, нодопущена одна ошибка в построении текста
|
| В работе допущено две и более ошибки в построении
текста
|
| Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
С1К1–С1К4
|
|
Необходимо обратить внимание учеников на то, что если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 15.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки оценивается нулём баллов.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).
Критерии оценивания задания 15.2
Ответ на задание 15.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по критериям, которые представлены в таблице №3:
Таблица №3
№
| Критерии оценивания сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста (15.2)
| Баллы
| С2К1
| Понимание смысла фрагмента текста
|
|
| Экзаменуемый дал верное объяснение содержания
фрагмента. Ошибок в интерпретации нет
|
| Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, нодопустил одну ошибку в его интерпретации
|
| Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания
фрагмента текста, илиэкзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,
илиобъяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует
|
| С2К2
| Наличие примеров-аргументов
|
|
| Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента,
которые соответствуют объяснению содержания данного
фрагмента
|
| Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент,
который соответствует объяснению содержания данного
фрагмента
|
| Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из
прочитанного текста
|
| Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,
объясняющего содержание данного фрагмента, или
экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента
данную в задании цитату или её часть
|
| С2К3
| Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
|
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность
изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, связностью и последовательностью изложения,
нодопущена одна логическая ошибка, и/илив работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
|
|
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный
замысел, нодопущено более одной логической ошибки,
и/илиимеется два случая нарушения абзацного членения текста
|
| С2К4
| Композиционная стройность
|
|
| Работа характеризуется композиционной стройностью и
завершённостью, ошибок в построении текста нет
|
| Работа характеризуется композиционной стройностью и
завершённостью, нодопущена одна ошибка в построении текста
|
| В работе допущено две и более ошибки в построении
текста
|
| Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
С2К1–С2К4
|
| |