Сжатое изложение. Основные приёмы сжатия текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сжатое изложение. Основные приёмы сжатия текста



Первая часть экзаменационной работы – написание сжатого изложения.

Самый распространённый вид работы, с которым сталкиваются школьники на уроках, - это пересказ. Он может быть как устным, так и письменным. Параграфы из учебников, отрывки из энциклопедий, научных и критических статей, главы из художественных книг ученики передают «своими словами», излагая при этом чаще всего не дословную передачу содержания, а главную, существенную информацию. Умение сжато выражать свои мысли свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьника, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста необходимы для успешного продолжения образования в старших классах и вузе.

Как показывает практика, в жизни гораздо важнее запоминать текст осмысленно, т.е. воспринимать, анализировать и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Именно поэтому разработчики ОГЭ, отказавшись от подробного изложения на экзамене, отдали предпочтение сжатому изложению.

Для правильной передачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как структуру. Знание структуры текста помогает правильно выделить главную информацию и предать её, сохранив при этом логику авторской мысли. Чем проще для слушателя структура текста, тем легче пересказать его сжато.

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

Таким образом, готовясь к сжатому изложению, н еобходимо тренироваться выделять главную и второстепенную информацию, находить тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный пересказ, не искажающий и не нарушающий логики исходного текста, другими словами, выполнять разнообразные логические операции с текстом.

Безусловно, обучать школьников написанию сжатого изложения необходимо с 5-го класса и не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе.

Для того чтобы приступить к написанию сжатого изложения, необходимо знать алгоритм сжатия текста:

1. Первое прослушивание текста. Восприятие на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

2. Запись плана или тезисов (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).

3. Второе прослушивание текста. Уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

4. Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени компрессии и получить необходимый объем.

5. Проверка черновика: отдельно проверяем речь, отдельно - орфографию. Третья проверка “ершом”: от последнего к первому.

6. Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, и итоговая проверка.

Не менее важный момент при обучении сжатому изложению – это знание учащимися этапов работы с текстом:

1 этап. Определение темы текста.

2 этап. Формулировка идеи текста.

3 этап. Определение структуры текста.

4 этап. Выделение микротем текста как частей общей темы.

5 этап. Моделирование сжатого изложения.

Чтобы более чётко представить все этапы работы с текстом, приведём пример обучающей работы. Несмотря на то, что на экзамене ученики должны будут воспринимать текст на слух, на начальных этапах обучения сжатому изложению целесообразно работать с текстом, который будет у них перед глазами. Обучающимся раздаются листы с текстом, или текст проецируется на экран.

Первый этап работы с текстом – определение темы текста.

Учащимся предлагается задание:

Задание1. Прочитайте текст. Определите, о чем он. Определите стиль и тип речи.

 

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье... Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

250 слов (По Л. Корочкину)

Прочитав текст, учащиеся дают свои ответы:

Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи - рассуждение.

После того как отработан первый этап, переходим ко второму: формулировка идеи текста.

Учащимся предлагается следующее задание.

Задание 2. Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

Возможные следующие варианты ответов: Л. Корочкин рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.

Третий и четвертый этапы работы с текстом: определение структуры текста и выделение микротем текста как частей общей темы.

Даём учащимся следующее задание:

Задание 3. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

Выполняя задание, дети работают самостоятельно. В результате у них получается следующая работа:

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20слов)

Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны.Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...(81 слово)

Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. (102)

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. (19 слов)
Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, ис большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным. (27 слов)

(По Л. Корочкину)

Первая микротема:

Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

Вторая микротема:

Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны.

Третья микротема:

Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.

Четвертая микротема:

Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.

Пятая микротема:

Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

После того, как микротемы выделены, текст разбит на абзацы, можно применить прием активизации познавательной активности учащихся на уроке.

В этом нам поможет следующее задание: составить синквейн по тексту.

Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

Вот что мы можем получить в результате выполнения этого задания:

Кошка.
Загадочная, таинственная.
Привлекает, радует, успокаивает.
Нужно завоевать доверие кошки.
Животное.

Пятый этап работы с текстом - моделирование сжатого изложения.

Прежде чем перейти к этому этапу, следует вспомнить приёмы сжатия текста:

- обобщение частной информации;

- исключение второстепенной информации.

Передавая содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением, мы обобщаем частную информацию. Всё, что напрямую не относится к сути высказывания, мы исключаем из текста.

Разумеется, на экзамене ученики должны продемонстрировать не теоретические знания о приёмах сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста. Только регулярные упражнения помогут его выработать.

Рассмотрим приёмы сжатия и выполним упражнения на исключение второстепенной и обобщение частной информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.015 с.)