Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценивания экзаменационной работы

Поиск

Часть 1.

Содержание ОГЭ по русскому языку.

Критерии оценивания экзаменационной работы

 

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Экзамен традиционно состоит из трех частей, включающих в себя 15 заданий:

Первая часть включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Вторая часть экзаменационной работы включает 13 заданий с выбором ответа и задания с кратким ответом. Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.

Третья часть работы (15) подразумевает выполнение творческого задания, в рамках которого выпускник должен написать сочинение-рассуждение на основе того же текста (из части 2). Приступая к третьей части работы, ученики имеют право самостоятельно выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Рассмотрим подробно критерии оценки всех этапов основного государственного экзамена.

Первый критерий оценивания сочинения-рассуждения на

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметки Баллы Примечания
«5» 34 – 39 из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
«4» 25 – 33 из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
«3» 15 - 24  
«2» 0 - 14  

Часть 2.

Первый этап работы с текстом – определение темы текста.

Учащимся предлагается задание:

Задание1. Прочитайте текст. Определите, о чем он. Определите стиль и тип речи.

 

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье... Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

250 слов (По Л. Корочкину)

Прочитав текст, учащиеся дают свои ответы:

Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи - рассуждение.

После того как отработан первый этап, переходим ко второму: формулировка идеи текста.

Учащимся предлагается следующее задание.

Задание 2. Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

Возможные следующие варианты ответов: Л. Корочкин рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.

Третий и четвертый этапы работы с текстом: определение структуры текста и выделение микротем текста как частей общей темы.

Даём учащимся следующее задание:

Задание 3. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

Выполняя задание, дети работают самостоятельно. В результате у них получается следующая работа:

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20слов)

Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны.Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...(81 слово)

Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. (102)

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. (19 слов)
Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, ис большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным. (27 слов)

(По Л. Корочкину)

Первая микротема:

Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

Вторая микротема:

Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны.

Третья микротема:

Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.

Четвертая микротема:

Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.

Пятая микротема:

Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

После того, как микротемы выделены, текст разбит на абзацы, можно применить прием активизации познавательной активности учащихся на уроке.

В этом нам поможет следующее задание: составить синквейн по тексту.

Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

Вот что мы можем получить в результате выполнения этого задания:

Кошка.
Загадочная, таинственная.
Привлекает, радует, успокаивает.
Нужно завоевать доверие кошки.
Животное.

Пятый этап работы с текстом - моделирование сжатого изложения.

Прежде чем перейти к этому этапу, следует вспомнить приёмы сжатия текста:

- обобщение частной информации;

- исключение второстепенной информации.

Передавая содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением, мы обобщаем частную информацию. Всё, что напрямую не относится к сути высказывания, мы исключаем из текста.

Разумеется, на экзамене ученики должны продемонстрировать не теоретические знания о приёмах сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста. Только регулярные упражнения помогут его выработать.

Рассмотрим приёмы сжатия и выполним упражнения на исключение второстепенной и обобщение частной информации.

Часть 3.

Вторая часть экзаменационной работы:

задания с выбором ответа и кратким ответом. Организация повторения орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации в 8-9 классах

Вторая часть экзаменационной работы состоит из 13 заданий и проверяет базовые знания по лексике, морфемике, орфографии, пунктуации, синтаксису.

Цель этих вопросов – проверить, как учащиеся за время обучения в 5-9 классах овладели основами грамматики, пунктуационными, орфографическими и речевыми нормами русского языка.

Перечень элементов содержания, проверяемых на общем государственном экзамене по русскому языку, приводится в кодификаторе – нормативном документе, являющемся основой для составления контрольных измерительных материалов (КИМов). Составители контрольных измерительных материалов утверждают, что содержание заданий «не выходит за пределы содержания любого из принятых в основной школе учебников для 5-9-го классов и не требует дополнительных тренировочных материалов при подготовке к этому экзамену». Однако учителю следует обратить внимание на принципиальные отличия привычных заданий от тех, с которыми ученики встретятся на экзамене. В экзаменационных заданиях Части 2 проверяется умение объяснить то или иное написание, постановку того или иного знака препинания, умение найти слово или предложение, написание которого объясняется именно так, как сказано в задании. Материалы содержат текст, в котором не пропущено ни одной буквы, ни одного знака. Традиционная же система упражнений направлена на освоение практической грамотности, поэтому мы обычно предлагаем ученикам вставить в текст пропущенные буквы и знаки препинания, выбрать верный вариант написания слова, исправить ошибки.

И хотя практическая грамотность для нас важнее, чем умение найти в тексте слово с нужной орфограммой, всё же необходимо познакомить учеников с тренировочными вариантами экзаменационных работ.

Обратимся к тому же тексту, который использовали при обучении сжатому изложению. Такое задание целесообразно будет предложить ученикам в качестве домашней работы после того, как написали сжатое изложение.

Прочитайте текст и выполните задания 2-14

(1)Кошка…(2) Трудно назвать более загадочное домашнее животное.(3) Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.
(4) Чем же кошки нас привлекают? (5) Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. (6) Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. (7) Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. (8) Кошки умны. (9) Характер их полон тайн и загадок. (10) Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье…
(11) Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. (12) К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. (13) Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. (14) Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. (15) Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь.
(16) И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие.
(17) Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

(По Л. Корочкину)

Задания по типу ОГЭ могут быть следующими:

1. Из предложений 2-5 выпишите слова с орфограммой «Правописание гласных после шипящих и ц».

2. Из предложения 15-16 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения.

3. Из предложений 9 -10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «НН пишется в именах прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса ЕНН».

4. Из предложений 11-12 выпишите словосочетания с типом связи согласование, управление, примыкание.

5. Замените словосочетание очарование во взгляде (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

6. В предложении 6 подчеркните грамматическую основу, укажите тип сказуемого.

7. В 1 абзаце укажите номера односоставных предложений, определите их вид.

8. Объясните постановку запятой в предложении 3.

9. В приведенном ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения

Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость,(1) хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, (2)независимые, (3)кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, (4)что они обычно больше привыкают к дому, (5)чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем,(6) кто не держал дома кошку,(7)трудно представить, (8)сколько в ней таинственной прелести,(9) как грациозны и пластичны её движения,(10) сколько очарования во взгляде,(10) как успокаивает её мелодичное мурлыканье…

10. В предложении 11 определите вид придаточного, укажите средство связи предложений в сложноподчиненном предложении.

11. Верно ли утверждение, что запятая в приведенном ниже предложении соединяет 2 простых предложения в состав сложноподчиненного предложения?

К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы.

12. Укажите количество грамматических основ в приведенном ниже предложении, грамматические основы выпишите.

Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье…

13. Среди предложений 10-12 найдите сложноподчинённое предложение с соподчинением придаточных, напишите номер этого предложения.

 

Часть 4.

Сочинение - рассуждение

Третья часть работы (15) подразумевает выполнение творческого задания, в рамках которого выпускник должен написать сочинение-рассуждение на основе того же текста (из части 2). Приступая к части 3 работы, ученики имеют право самостоятельно выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста.

Для того чтобы иметь чёткое представление о третьей части работы, рассмотрим задания 15.1, 15.2, 15.3 из Демонстрационного вариантаконтрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Задание 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Познакомившись с заданиями, задаёмся вопросом: как лучше организовать подготовку к выполнению третьей части экзамена?

В-первых, обязательно акцентируем внимание детей на типах речи. Вспоминаем, что такое рассуждение?

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Во-вторых, знакомим учащихся со структурой построения сочинения-рассуждения, даём необходимые разъяснения:

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

В-третьих, предлагаем учащимся следующий план подготовки к выполнению задания:

1. Прочтите текст 2-3 раза.

2. Выделите основную мысль автора (часто основная идея находится в выделенном фрагменте).

3. Своими словами опишите замысел автора (избегайте ошибок и потери смысла текста).

4. Подчеркните мысленно фразы в тексте, которые выделяют мнение автора.

5. В основной части приведите 2 аргумента из прочитанного текста.

6. Сформулируйте вывод - обобщение информации, описанной ранее.

Огромную и незаменимую помощь при подготовке к написанию сочинения-рассуждения могут оказать речевые клише.

Рассмотрим к лише для сочинения 15.3.

Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)
1. Тезис На мой взгляд, человечность - это... По моему мнению, человечность - это... Мне кажется, что человечность - это... Я думаю, что человечность - это... Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...
2. Аргумент 1 Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... В текстеБ.Васильев поднимает проблему... В предложении №... автор говорит о том, что...
3. Аргумент 2 Свое мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... В жизни мы часто наблюдаем... Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...
4. Заключение Таким образом, Следовательно, Итак, В заключение хочу подчеркнуть… Хотелось бы ещё раз подчеркнуть Обобщая сказанное, можно сделать вывод

 

Итак, все основные вопросы, которые так необходимы при написании сочинения-рассуждения, рассмотрены, и учащиеся могут приступать к написанию своей творческой работы. Сначала - на черновике, а после тщательного редактирования текста перепишут работу на чистовик.

В заключение хочется сказать, что, обучая школьников русскому языку, необходимо находить новые методические решения, акцентировать внимание на том, что раньше казалось необязательным, организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы она привела к победе ученика, а значит, и его учителя.

Желаем вам плодотворной работы, а вашим выпускникам успешной сдачи экзаменов! Благодарю за внимание!

Часть 1.

Содержание ОГЭ по русскому языку.

Критерии оценивания экзаменационной работы

 

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Экзамен традиционно состоит из трех частей, включающих в себя 15 заданий:

Первая часть включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Вторая часть экзаменационной работы включает 13 заданий с выбором ответа и задания с кратким ответом. Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.

Третья часть работы (15) подразумевает выполнение творческого задания, в рамках которого выпускник должен написать сочинение-рассуждение на основе того же текста (из части 2). Приступая к третьей части работы, ученики имеют право самостоятельно выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Рассмотрим подробно критерии оценки всех этапов основного государственного экзамена.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.012 с.)