Функции истории и типы исторических знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции истории и типы исторических знаний



 

Предмет исторической науки – это движение общества во времени, прошлое стран, народов, человечества, отдельных сторон деятельности общества. Содержание истории – это исторический процесс, который раскрывается через явления жизни людей.

Задачи отечественной истории следующие:

· изучение исторического процесса, чтобы лучше понимать действительность и более основательно предвидеть грядущее;

· толкование явлений, событий и процессов с позиций объективности и критичности. Другими словами, не подавать факты только с негативных позиций, либо редактировать их в положительную сторону;

· овладение навыком поиска причинно-следственных связей, действующих факторов в историческом процессе;

· пробуждение исторической памяти, национального самосознания и чувства гражданского достоинства и чести;

· воспитание патриота своей Родины, хорошего хозяина на земле Беларуси и ответственности у него за грядущее страны.

История занимает главное место среди общественных наук и тесно связана с другими общественными науками: социологией, психологией, филологией, языковедением и т. д. В отличие от других наук история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни, всех ее сторон (экономики, политики, быта, культуры). На стыке исторических и других наук образованы историческая география, философия истории и т. д.

История исполняет несколько социально важных функций. Это теоретико-познавательная и интеллектуально-развивающая, практическо-политическая и патриотическо-воспитательная функции, а также функция формирования мировоззрения.

В свою очередь история сама является многоотраслевой наукой. Самостоятельными ветвями, или типами исторических знаний, считаются экономическая история, социальная история, гражданская и военная история, история государства и права, история религии, этнография (изучение культуры и быта народов мира), археология (изучение истории человечества посредством вещевых источников древности). По предметам исследования выделяют вспомогательные дисциплины: хронологию (системы отсчета времени), палеографию (рукописные памятники), сфрагистику (печати), флаговедение, геральдику, нумизматику, генеалогию, топонимику. По ширине объекта изучения история разделяется на всеобщую историю, историю континентов, историю отдельных стран и народов.

Более чем 2 тыс. лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и в настоящее время. Представители идеалистической концепции считают, что дух, мышление, сознание первичны и более важны, чем материя и природа, и что именно они составляют основу исторического процесса. Материалисты настаивают на том, что материальная жизнь определяет сознание людей, и экономические процессы в обществе определяют духовное развитие человека и взаимоотношения.

Современная отечественная историческая наука использует диалектико-материалистический метод (способ) исследования, который рассматривает развитие общества как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и находится под влиянием субъективного фактора (деятельности масс, классов, партий). Все исторические факты изучаются на основе принципов историзма и объективности, принципа социального подхода, принципа альтернативности.

 

 

РАЗНООБРАЗИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА,
КРИТЕРИИ ЕГО ПЕРИОДИЗАЦИИ: АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ, МАРКСИСТСКИЙ, ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ

 

Периодизация истории – это определение хронологически последовательных этапов в общем развитии человечества. Система классификации исторических этапов называется критерием периодизации истории. Критерии бывают следующие: археологический, марксистский, цивилизационный.

Археологи выделяют исторические эпохи по основным материалам для изготовления орудий труда: каменный век (он слишком большой и потому подразделяется на палеолит, мезолит, неолит), потом идет бронзовый и железный век. В настоящее время наблюдаются переход от железного века и его производных (стали, сплавов) к веку композитов, искусственных материалов.

К. Маркс и его последователи отличают исторические эпохи по формам собственности, связанных с развитием классов и государства. Маркс назвал выделенные им эпохи общественно-экономическими формациями. К ним относятся первобытная (на базе господства общественного присвоения), рабовладельческая, феодальная и капиталистическая (на базе господства частной собственности), социалистическая общественно-экономическая формация (возвращение к общественному имуществу) и ее завершающий этап – коммунистичес-кая. Л. Морган и Ф. Энгельс, в свою очередь, на основании совокупности семейных и экономических отношений выделяли три исторических этапа: дикость (присваивание готовых продуктов природы), варварство (развитие животноводства и земледелие), цивилизацию (развитие промышленности). С точки зрения марксизма, формы присвоения имущества, способы производства, орудия труда отражают шаги познания и освоения человеком внешнего мира. Марксистская периодизация была главенствующей в большинстве учебников по истории и обществоведению в СССР. В конце ХХ в. стало очевидно, что общественная собственность отчуждает человека от условий и итогов работы, подрывает инициативу, делает человека винтиком государственно-бюрократической машины. С 90-х гг. ХХ в. на постсоветском пространстве начался ренессанс частной собственности, личного присвоения, малого бизнеса, рыночной конкуренции. Начался процесс разгосударствления (деэтатизации) общества.

В настоящее время разработан новый подход к периодизации истории, который назван цивилизационным. Он оспаривает марксистское толкование логики развития исторического процесса, где толчком к пе-реходу к новой исторической эпохе считается развитие средств производства (орудий труда, источников энергии, технологий). Цивилизационный подход начал разрабатываться еще в ХІХ в. Н. Данилевским, О. Шпенглером и получил свое дальнейшее развитие в работах Н. Бердяева, П. Сорокина, А. Тойнби, К. Ясперса, Ф. Броделя, Л. Гумилева, Ю. Яковца. С данной точки зрения человек является биосоциальным существом. С живой природой его роднит биологическое начало, а отличает от других живых существ мышление. Потому главной производственной силой является сам человек, с его нуждами и желаниями, способностями, знаниями и навыками, свободой. Радикальные новообразования в историческом процессе происходят только потому, что люди осмыслили их необходимость и сознательно осуществили. Таким образом, общая закономерность развития человечества (общая историческая тенденция) заключается в том, что на протяжении развития homo sapiens духовное начало приобретает в обществе все более важный значение, определяет его динамику, находится в единстве с материальным миром и окружающей природной средой.

Духовный и материальный мир, созданный людьми, ежедневно изменяется, что обусловливает разнообразие исторического процесса и формирует логику его развития. Рост потребностей идет скачками и служит импульсом к поиску новых путей их удовлетворения. Осмысление потребности приводит к смене правовых норм, способов присвоения средств производства, к реорганизации производства и обмена материальных благ и услуг. Такое движение общества происходит неровно, через чередование кризисов и прорывов вперед в относительно постепенном развитии техники, науки и культуры какой-либо страны или народа. Когда вершина очередной степени прогресса достигнута, общество начинает стагнировать, ведь имеющиеся технологические системы и экономические формы не могут уже удовлетворить и успеть за скорым ростом потребностей людей, которые уже привыкли к высокому качеству жизни. Руководящая власть чаще всего пытается решить противоречия за счет внешних источников – войн, захвата чужих земель и т. д., – но тем самым углубляет предпосылки кризиса, развивает милитаризм, когда бюджет страны идет главным образом на военные нужды, что приводит к массовой гибели людей. В итоге растет, а не снижается количество людей недовольных политикой правящих кругов на общем фоне моральной и технической деградации, потери внутренних производственных сил. Начинается кризис, в глубине которого вызревают предпосылки для нового прорыва.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.006 с.)