Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции истории и типы исторических знанийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет исторической науки – это движение общества во времени, прошлое стран, народов, человечества, отдельных сторон деятельности общества. Содержание истории – это исторический процесс, который раскрывается через явления жизни людей. Задачи отечественной истории следующие: · изучение исторического процесса, чтобы лучше понимать действительность и более основательно предвидеть грядущее; · толкование явлений, событий и процессов с позиций объективности и критичности. Другими словами, не подавать факты только с негативных позиций, либо редактировать их в положительную сторону; · овладение навыком поиска причинно-следственных связей, действующих факторов в историческом процессе; · пробуждение исторической памяти, национального самосознания и чувства гражданского достоинства и чести; · воспитание патриота своей Родины, хорошего хозяина на земле Беларуси и ответственности у него за грядущее страны. История занимает главное место среди общественных наук и тесно связана с другими общественными науками: социологией, психологией, филологией, языковедением и т. д. В отличие от других наук история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни, всех ее сторон (экономики, политики, быта, культуры). На стыке исторических и других наук образованы историческая география, философия истории и т. д. История исполняет несколько социально важных функций. Это теоретико-познавательная и интеллектуально-развивающая, практическо-политическая и патриотическо-воспитательная функции, а также функция формирования мировоззрения. В свою очередь история сама является многоотраслевой наукой. Самостоятельными ветвями, или типами исторических знаний, считаются экономическая история, социальная история, гражданская и военная история, история государства и права, история религии, этнография (изучение культуры и быта народов мира), археология (изучение истории человечества посредством вещевых источников древности). По предметам исследования выделяют вспомогательные дисциплины: хронологию (системы отсчета времени), палеографию (рукописные памятники), сфрагистику (печати), флаговедение, геральдику, нумизматику, генеалогию, топонимику. По ширине объекта изучения история разделяется на всеобщую историю, историю континентов, историю отдельных стран и народов. Более чем 2 тыс. лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и в настоящее время. Представители идеалистической концепции считают, что дух, мышление, сознание первичны и более важны, чем материя и природа, и что именно они составляют основу исторического процесса. Материалисты настаивают на том, что материальная жизнь определяет сознание людей, и экономические процессы в обществе определяют духовное развитие человека и взаимоотношения. Современная отечественная историческая наука использует диалектико-материалистический метод (способ) исследования, который рассматривает развитие общества как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и находится под влиянием субъективного фактора (деятельности масс, классов, партий). Все исторические факты изучаются на основе принципов историзма и объективности, принципа социального подхода, принципа альтернативности.
РАЗНООБРАЗИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА,
Периодизация истории – это определение хронологически последовательных этапов в общем развитии человечества. Система классификации исторических этапов называется критерием периодизации истории. Критерии бывают следующие: археологический, марксистский, цивилизационный. Археологи выделяют исторические эпохи по основным материалам для изготовления орудий труда: каменный век (он слишком большой и потому подразделяется на палеолит, мезолит, неолит), потом идет бронзовый и железный век. В настоящее время наблюдаются переход от железного века и его производных (стали, сплавов) к веку композитов, искусственных материалов. К. Маркс и его последователи отличают исторические эпохи по формам собственности, связанных с развитием классов и государства. Маркс назвал выделенные им эпохи общественно-экономическими формациями. К ним относятся первобытная (на базе господства общественного присвоения), рабовладельческая, феодальная и капиталистическая (на базе господства частной собственности), социалистическая общественно-экономическая формация (возвращение к общественному имуществу) и ее завершающий этап – коммунистичес-кая. Л. Морган и Ф. Энгельс, в свою очередь, на основании совокупности семейных и экономических отношений выделяли три исторических этапа: дикость (присваивание готовых продуктов природы), варварство (развитие животноводства и земледелие), цивилизацию (развитие промышленности). С точки зрения марксизма, формы присвоения имущества, способы производства, орудия труда отражают шаги познания и освоения человеком внешнего мира. Марксистская периодизация была главенствующей в большинстве учебников по истории и обществоведению в СССР. В конце ХХ в. стало очевидно, что общественная собственность отчуждает человека от условий и итогов работы, подрывает инициативу, делает человека винтиком государственно-бюрократической машины. С 90-х гг. ХХ в. на постсоветском пространстве начался ренессанс частной собственности, личного присвоения, малого бизнеса, рыночной конкуренции. Начался процесс разгосударствления (деэтатизации) общества. В настоящее время разработан новый подход к периодизации истории, который назван цивилизационным. Он оспаривает марксистское толкование логики развития исторического процесса, где толчком к пе-реходу к новой исторической эпохе считается развитие средств производства (орудий труда, источников энергии, технологий). Цивилизационный подход начал разрабатываться еще в ХІХ в. Н. Данилевским, О. Шпенглером и получил свое дальнейшее развитие в работах Н. Бердяева, П. Сорокина, А. Тойнби, К. Ясперса, Ф. Броделя, Л. Гумилева, Ю. Яковца. С данной точки зрения человек является биосоциальным существом. С живой природой его роднит биологическое начало, а отличает от других живых существ мышление. Потому главной производственной силой является сам человек, с его нуждами и желаниями, способностями, знаниями и навыками, свободой. Радикальные новообразования в историческом процессе происходят только потому, что люди осмыслили их необходимость и сознательно осуществили. Таким образом, общая закономерность развития человечества (общая историческая тенденция) заключается в том, что на протяжении развития homo sapiens духовное начало приобретает в обществе все более важный значение, определяет его динамику, находится в единстве с материальным миром и окружающей природной средой. Духовный и материальный мир, созданный людьми, ежедневно изменяется, что обусловливает разнообразие исторического процесса и формирует логику его развития. Рост потребностей идет скачками и служит импульсом к поиску новых путей их удовлетворения. Осмысление потребности приводит к смене правовых норм, способов присвоения средств производства, к реорганизации производства и обмена материальных благ и услуг. Такое движение общества происходит неровно, через чередование кризисов и прорывов вперед в относительно постепенном развитии техники, науки и культуры какой-либо страны или народа. Когда вершина очередной степени прогресса достигнута, общество начинает стагнировать, ведь имеющиеся технологические системы и экономические формы не могут уже удовлетворить и успеть за скорым ростом потребностей людей, которые уже привыкли к высокому качеству жизни. Руководящая власть чаще всего пытается решить противоречия за счет внешних источников – войн, захвата чужих земель и т. д., – но тем самым углубляет предпосылки кризиса, развивает милитаризм, когда бюджет страны идет главным образом на военные нужды, что приводит к массовой гибели людей. В итоге растет, а не снижается количество людей недовольных политикой правящих кругов на общем фоне моральной и технической деградации, потери внутренних производственных сил. Начинается кризис, в глубине которого вызревают предпосылки для нового прорыва.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.19 (0.009 с.) |