Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука история: предмет, задачи↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте УДК 94 (4) ББК 63.3 (4Бел)
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе постоянно возрастает роль гуманитарного образования, и как его важнейшей составляющей – исторического знания, что требует серьезного и ответственного отношения каждого студента, независимо от формы получения высшего образования, к изучению курса отечественной истории в контексте мирового исторического процесса, а также его активной самостоятельной работы. Особое значение самоподготовка приобретает при заочной форме обучения, когда количество аудиторных занятий ограничено, а курс истории Беларуси содержит много событий, дат, понятий, концепций. С целью повышения эффективности подготовки к экзаменационной сессии и лучшей организации самостоятельной работы студентов в межсессионный период по усвоению исторического материала и представлено предлагаемое пособие. Оно даст возможность студентам в кратком, сжатом виде более глубоко усвоить суть основных изучаемых тем и курса истории в целом. Кроме того, материал данного пособия может быть использован при подготовке к тестированию. Настоящее пособие предназначено для студентов экономических специальностей. Для удобства пользования и лучшего усвоения студентами основных понятий курса в пособие включены глоссарий и краткая хронология истории Беларуси. При составлении пособия авторами была использована следующая специальная литература: 1. Гісторыя Беларусі: у 2 ч. – Мінск, 2000. 2. Ковкель, И. И. История Белоруссии с древнейших времен до наших дней. / И. И. Ковкель, Э. С. Ярмусик. – Минск, 1998. 3. Гісторыя Беларусі: у 6 т. – Мінск, 1972. 4. Нарысы гісторыі Беларусі: у 2 ч. – Мінск, 1994. 5. Доўнар-3апольскі, М. В. Гісторыя Беларусі. / М. В. Доўнар-3апольскі. – Мінск, 1994. 6. Ермаловіч, М. Беларуская дзяржава ВКЛ / М. Ермаловіч – Miнск, 2000. 7. Эканамічная гісторыя Беларусі. – Мінск, 1999. 8. Юха, Я. A. Kapoткi нарыс гісторыi дзяржавы i права Беларусі / Я. А. Юха. – Мінск, 1992. 9. Яковец, Ю. В. История цивилизаций / Ю. В. Яковец. – М., 1997. 10. История Европы: в 4 т. – М., 1987–1993. 11. Жак, А. История Европы / А. Жак, Й. Бендер, Г. Иржи – М.; Минск, 1996. 12. Лыч, Л. Гісторыя культуры Беларусі / Л. Лыч,, У. Навіцкі. – Мінск, 1996. 13. Пилипенко, М. Ф. Возникновение Белоруссии / М. Ф. Пилипенко. – Минск, 1991. 14. Шарова, Н. С. Гісторыя Беларусі / Н. С. Шарова – Мінск, 1997. 15. Гісторыя беларускага мастацтва: у 6 т. – Мінск, 1987. 16. Архітэктура Беларусі: энцыклапедыя. – Мінск, 1993. 17. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: у 6 т. – Мінск, 1994–2002. 18. Этнаграфiя Беларусі: энцыклапедыя. – Мінск, 1989. 19. Мысліцелі i асветнікі Беларусі X–XIX вв.: энцыклапедыя. – Мінск, 1995.
НАУКА ИСТОРИЯ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК. НАУКА И РЕЛИГИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ IX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIII в.
В Беларусь христианство начало проникать и распространяться в IX в. Оно было принято и стало господствующим к моменту образования Полоцкой Епархии в 992 г., определившей православное направление духовной жизни белорусов, среди которых однако сохранилось язычество. Большая часть священников первоначально были греками или болгарами. С принятием христианства в городах и селах Беларуси было построено множество церквей (в византийском стиле). С XIII до середины XVI в. было построено 40 монастырей. Православная церковь имела свой суд, который строго следил за нарушением церковных канонов и семейными отношениями. Первоначально народная культура белорусов была связана с языческой верой и ее богами: Даждьбогом, Стрибогом, Перуном, Ярилой и др. Существовала богатая мифология, было распространено устное народное творчество: легенды, мифы, предания, песни, пословицы, поговорки, заговоры. Праздновались такие языческие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Радуница, Дяды, Семуха. С приходом на белорусские земли христианства духовная культура белорусов обогатилась. В XII в. в Беларуси существовало 2 школы зодчества: Городенская и Полоцкая. Наиболее значительными архитектурными памятниками того времени стали: Софийский собор в Полоцке (середина XI в.), Благовещенская церковь в Витебске (XII в.), Спасо-Евфросиньевская церковь в Полоцке (XII в.), Борисоглебская (Коложская) церковь в Городне (XII в.). Кроме того, были заложены замки – Полоцкие нижний и верхний, Городенский, Туровский, Новогородский и др. Церкви и замки украшались фресками, иконами, мозаикой, глазурованной плиткой. При монастырях и церквях существовали скриптории, библиотеки, школы. Есть сведение о летописании в Полоцке, Турове и Новогородке. Образцом стародавней книги на Беларуси являются Туровское евангелие (XI в.), Оршанское евангелие (XIII в.). Были на нашей земле и такие просветители, как Климент Смолятич (первая половина XII в.), который занимал должность митрополита Киевского и известен своим посланием смоленскому священнику Фоме, а также разъяснением Библии. Кирилл Туровский (XII в.), епископ, приобщенный к лику святых и прославивший землю белорусскую как ученый языковед, оратор и религиозный деятель. Выступления, слова, молитвы и поучения сделали его «Златоустом паче всех просиявших на Руси». Широкую известность получила внучка Всеслава Чародея Евфросиния Полоцкая (XII в.), игуменья Полоцкого монастыря, канонизированная православной церковью и причисленная к лику святых. До сих пор она является заступницей всех белорусов перед Богом. Евфросиния Полоцкая была просвещенной женщиной, которая посвятила себя Богу, на ее средства в Полоцке были открыты 2 монастыря (мужской и женский). Она была переводчиком церковных книг и переписывала их, основала первые скриптории и школы на Беларуси. Существует также мнение, что белорусская святая являлась автором Полоцкой летописи, которая была утрачена. Напрестольный крест Евфросинии Полоцкой, сделанный Лазарем Богшей, является чудом декоративно-прикладного искусства и ценнейшим памятником древней письменности. Он стал святыней белорусского народа, но был утрачен в годы Великой Отечественной войны. Аналог этого креста в наше время был воспроизведен белорусским художником А. Кузьмичем.
ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО, РУССКОГО И ЖЕМОЙТСКОГО: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ Причины образования ВКЛ следующие: · внешнеполитические (общая борьба против татаро-монголов, крестоносцев и русских князей); · внутриполитические (феодальная раздробленность и междоусобицы, постоянные внутренние войны); · экономические (единая техника обработки земли, натуральное хозяйство, единые ремесла и промыслы, расширение внутренней и внешней торговли, потребность общей денежной системы); · культурные (необходимость в обмене и развитии культурных достижений всех регионов – письменности, строительстве городов, христианизации). Это государство образовалось на добровольной основе, оно было полиэтническим, однако славяне занимали в нем 11/12 территории и составляли 80% всего населения, поэтому его можно с уверенностью назвать белорусско-литовским государством. Время существования ВКЛ (с середины XIII в. по 1791 г.) включает 2 периода: первый – 1253–1569 гг. (от образования до Люблинской унии, когда Великое княжество существовало как самостоятельное государство в Восточной Европе; второй – 1569–1791 гг. (ВКЛ в союзе с Польским королевством в составе федеративного государства Речи Посполитой). Первым князем ВКЛ был Миндовг, а первой столицей – белорусский город Новогрудок. Долгое время между князьями шла сильная внутриполитическая борьба за власть, но, несмотря на это, происходило объединение белорусских земель с единым центром. Наследники Гедимина великие князья Ольгерд и Кейстут значительно расширили границы ВКЛ и присоединили Волынь (1352 г.), Брянск и Смоленск (1357 г.), Киев (1362 г.), Подолию (1364 г.), Северско-Черни-говские земли (60–70-е гг. XIV в.). В 1385 г. была подписана династическая Кревская уния с Польшей, главным содержанием которой стала женитьба великого князя Ягайло на польской принцессе Ядвиге. По условиям унии Ягайло, став королем Польши, обещал полякам объединить земли ВКЛ с Польшей, а также внедрить католицизм на землях Беларуси. В 1432–1436 гг. произошла гражданская война между князьями Свидригайло и Сигизмундом за власть и господствующую веру. Эта война привела к временному разделу единого государства на две части: Великое княжество Литовское со столицей в Вильно и Великое княжество Русское со столицей в Полоцке. Закончилась эта борьба победой Сигизмунда и объединением территории и населения в прежних границах со столицей Вильно. Политический строй ВКЛ выглядел следующим образом: Великий князь (глава государства, возглавляет войско, издает законы, привилегии, заключает мир, объявляет войну), однако его должность была выборной всей шляхтой ВКЛ; рада (паны-рада): совещательный орган при князе, которому принадлежала власть во время отсутствия князя. В ее состав входили католический епископ, воеводы, кашталяны (командиры местных войск), некоторые старосты и правительственные чины – канцлер (глава канцелярии, хранитель государственной печати), маршалок-дворный (хранитель церемониала при дворе князя), гетман (командующий войском), подскарбий (хранитель казны). Вскоре появляется законодательный орган власти – сейм, в котором первоначально участвовала вся шляхта, а затем на поветовых сеймиках выбирались по два представителя, которые образовывали представительный орган власти – посольскую избу, входящую в сейм. Сейм выбирал князя, утверждал законы и т. д. ВКЛ было парламентской монархией республиканского типа. Первые попытки кодификации процессуального права были сделаны в судебнике Казимира 1468 г., который был написан на белорусском языке. Последующими шагами стало принятие трех Статутов (1529, 1566, 1588). Статуты стали законодательными документами, не имеющими аналогов в Европе, и предвосхитили современное право. Последний Статут 1588 г. закрепил юридически отношения ВКЛ с Польшей после Люблинской унии.
БОРЬБА БЕЛОРУССКОГО НАРОДА ПРОТИВ
В начале XIII в. на земли Прибалтики пришли крестоносцы (монахи-рыцари). Под видом миссионеров, для того чтобы распространить католицизм и просветить местное население, у истоков Западной Двины в 1201 г. они основали свою крепость – Ригу. Здесь действовал Тевтонский орден, орден меченосцев и Ливонский орден. Их истинные цели заключались в том, чтобы вместо полоцкого князя собирать дань с прибалтийских племен, а главной задачей было завоевание земель Беларуси. Однако они встретили сильный отпор со стороны белорусов. С 1203 г. начинается долгое и тяжелое противостояние и борьба белорусов с агрессией крестоносцев. Александр Невский, зять и вассал полоцкого князя возглавил объединение войска и в 1242 г. на льду Чудского оз. русские и белорусские воины остановили крестоносцев. Но набеги их на земли Беларуси продолжались, и началась Великая война Польши и ВКЛ с Тевтонским орденом. Главной схваткой стала Грюнвальдская битва, которая произошла 15 июля 1410 г. Объединенные силы белорусов, поляков, литовцев, татар, чехов нанесли сильный удар по крестоносцам. Войсками ВКЛ командовал князь Витовт, Польши – король Владислав II (князь Ягайло), крестоносцами – Ульрих фон Юнинген. С этого времени уже не наблюдается значительных нападений крестоносцев на земли ВКЛ. Это означало, что агрессия со стороны крестоносцев была остановлена на пять столетий. Другой сильный враг, который нападал с востока, были татаро-монголы. Они захватили в 1237–1238 гг. восточные и южные земли Руси и установили на этих землях татаро-монгольское иго. Белорусские земли сохранили свою независимость и не платили дань Орде. Был дан сильный отпор татарским нашествям, которые происходили в 1258, 1275, 1287, 1315, 1325 и 1338 гг., таким образом, белорусские войска стали на пути татаро-монголов на западе Европы. В 1363 г. князь Ольгерд разбил татаро-монголов на р. Синие Воды и присоединил к ВКЛ освобожденную часть территории Украины. Это была первая крупная победа восточных славян и их союзников над Золотой Ордой. В 1380 г. на Куликовское поле битвы на помощь московскому князю Дмитрию Донскому князь Андрей Полоцкий привел белорусское войско (около тысячи воинов). Со второй половины XV в. обострились отношения ВКЛ с Крымским ханством. Почти каждый год крымские татары нападали на Киевщину, Подолию, Волынь и доходили да Полесья. В 1505 г. татары отвоевали Менск и Новогородок, взяли в плен около 100 тыс. мирных жителей. С 1474 по 1569 гг. крымские татары осуществили 75 набегов на земли ВКЛ. Для охраны южных границ княжества власть вынуждена была поставить казацкие заслоны. В 1506 г. на
ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙНЫ С МОСКОВСКИМ До конца XV в. закончился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Московские князья не хотели признать факт существования самостоятельного государства ВКЛ, они стали бороться за власть на восточно-европейском пространстве. Главными причинами этих войн со стороны Москвы были борьба за «вотчину», которой они считали земли ВКЛ по наследственному праву, столкновение из-за расширения торговых путей в условиях отсутствия свободного выхода к Балтийскому и Черному морям. Кроме того, они стали выступать за установление единого православного центра в Москве, поэтому сражение велось и за веру. Поэтому на протяжении XV–XVI вв. отношения между ВКЛ и Москвой носили враждебный характер. Произошли следующие войны: · В 1492–1494 гг. Иван III пошел воевать «за вотчину», когда узнал о смерти короля и великого князя Казимира IV, и направил свое войско на территорию ВКЛ. Он сжег и разорил ряд городов: Любецк, Менск, Рогачев. Чтобы остановить агрессию, шляхта ВКЛ предложила заключить брак великого князя Александра с дочкой Ивана III Аленой. Брак состоялся, однако ВКЛ все равно утратило часть своей территории в верховьях Оки. · В 1500–1503 гг. Иван III заключил союз с Крымским ханством против ВКЛ, а формальным поводом для начала войны послужили слухи о том, что Алену принуждают принять католицизм. Итогом этой войны была утрата ВКЛ большой территории с городами Брянском, Мценском, Велижем, Гомелем, Черниговом, Дорогобужем, Невелем, Стародубом, Путивлем и Новгород-Северским. · В 1507–1508 гг. Виленский сейм принял решение о возвращении утраченной территории в предыдущей войне. Посольство ВКЛ потребовало это. Однако Великий князь Московский Василий III отказал и пошел войной на Полоцк и Смоленск, потом на Кричев и Мстиславль. Война велась с переменным успехом и закончилась безрезультатно. Был подписан «вечный мир», который закреплял ту территорию, которая была определена по результатам прежних войн. · В 1512–1522 гг. Василий III заручился поддержкой Ливонского и Тевтонского орденов обложил Смоленск, но не взял его. В 1514 г. произошла Оршанская битва, в которой войско ВКЛ разбило 80-тысячное русское войско. После этой победы войны велись сдержано. Летом 1518 г. русские войска под Полоцком снова были разбиты. · В 1534–1537 гг. ВКЛ, узнав о смерти Василия III, решило вернуть свою территорию и надеялось на помощь крымских татар. Война снова шла с переменным успехом. На компромиссных условиях был заключен мир, по которому Гомель отошел к ВКЛ, а Себеж и Заволочье остались за Москвой, остальные границы оставались неизменными. Мир был подписан на пять лет и он давал также свободу торговли. Все эти войны показали, что ВКЛ не может дать достойный отпор Московскому государству и вынуждено искать тесного государственного объединения с Польшей. · Ливонская война 1558–1583 гг. началась из-за конфликта по поводу владения прибалтийскими землями, в частности, Ливонией, между ВКЛ, Польшей и Москвой. После разгрома под Нарвой Ливонский орден попросил помощи у ВКЛ, в ответ на это, Иван IV Грозный занял Полоцк, Витебск, Оршу и путь на Вильню был открыт. В результате такой агрессии, ВКЛ вынуждено было подписать в 1569 г. акт Люблинской унии с Польским королевством об объединении в новое государство – Речь Посполитую. После этого новый король Речи Посполитой Стефан Баторий, который был талантливым полководцем, сумел вернуть в 1580 г. Полоцк, Псков, Витебск, Велиж, Невель, Великие Луки в состав нового государства. В 1582 г. был подписан Ям-Запольский договор о перемирии с Россией на 10 лет. По этому договору Речь Посполитая возвращала Великие Луки России, а та в свою очередь отказывалась от притязаний на Полоцк, Велиж и Ливонию.
УКРЕПЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Поскольку главным богатством в эпоху феодализма была земля, то те, кто владели землей, имели значительные преимущества. С конца XIV в. основными формами землевладения были следующие: · великокняжеско-государственные земли; · частновладельческие (магнатские, боярские, шляхетские); · церковно-монастырские; · общинные (сервитуты) – это земли общего пользования (выпасы, луга, леса, рыбные ловы). Крестьянский двор назывался «дым» и был единицей налогообложения до 1557 г. За пользование земельными наделами крестьяне должны были нести различные многочисленные повинности, которые получили название феодальная рента. Основными формами феодальной ренты были следующие: 1) барщина (отработочная рента); 2) дань (натуральный оброк); 3) чинш (денежный оброк). В зависимости от оплаты ренты все крестьяне подразделялись на тяглых, которые отрабатывали барщину и имели другие повинности (толоки, гвалты, строительство мостов, дорог, замков и т. д.); осадных, которые барщину не выполняли, их основной повинностью был чинш; огородников, которые имели только огороды и отрабатывали барщину; крестьян-слуг (воинов, конюхов, ловчих, егерей, рыбаков), которые были наиболее привилегированным слоем, так как жили в усадьбе барина; кутников, холупников, коморников, которые не имели «ни кола ни двора», работали по найму, чаще всего за хлеб и крышу над головой. По степени феодальной зависимости крестьяне делились также на «похожих» и непохожих» людей (имевших право перехода к другим феодалам, и лишенных этого права). В процессе закабаления крестьянства можно выделить несколько этапов: 1. Привилей 1447 г., изданный Казимиром IV, который определил положение крестьян, которые прожили на земле помещика 10 и более лет, как «старосельцев», и лишал их права выйти из этих земель. Такие крестьяне становились «непохожими». Это давало основу для поиска крестьян, возвращения их к помещику и определения меры наказания тем, кто принимал беглых крестьян. 2. Статут 1529 г. отказывал крестьянам в праве собственности на землю, без согласия феодала они не могли выйти из этих земель. 3. Сигизмунд II Август в 1557 г. провел аграрную реформу под названием «Волочная помера». Эта реформа должна была упорядочить земельный фонд в государстве, увеличить доходы от земли, закрепить крестьян за землями феодалов. С этой целью была введена новая единица налогообложения – волока (21,3 га). Все земли делились на волоки, которые закреплялись в землепользование за крестьянскими дворами, налоги взимались не с «дыма» (двора), а с волоки. Налог становился дифференцированным, поскольку зависел от размеров надела и качества земли. Вводился обязательный трехпольный севооборот. Крестьяне еще крепче прикреплялись к земле. 4. Статут 1566 г. утвердил «Волочную померу» как закон и ввел 10-летний срок поиска беглых или ворованных крестьян, а также административное наказание тем, кто принимал к себе беглых. 5. Статут 1588 г. вводил 20-летний срок сыска беглых крестьян. Так, во второй половине XVI – первой половине XVII в. на белорусских землях завершается процесс формирования феодализма и юридического закрепления основных черт феодальной системы: · исключительное право феодалов на землю как собственность; · особые сословные привилегии и обязанности феодалов; · лишение крестьян права собственности на землю и закрепление их за землями феодалов; · полная личная зависимость крестьян от феодалов.
НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО БЕЛАРУСИ СТОЛЫПИНСКИЕ РЕФОРМЫ Причиной революции 1905–1907 гг. была борьба между ростом капитализма и остатками крепостничества. Среди них – самодержавие, помещичье землевладение, крестьянская община и общинное землевладение, полукрепостнические формы эксплуатации крестьян (отработки, натуральная оплата частью урожая и т. д.), сословное деление общества и сословное неравенство, отсутствие у граждан демократических прав и свобод: свободы слова, печати, собраний, союзов, права избирать и быть избранным, права на проведение митингов, шествий и демонстраций. Поэтому главными целями и задачами российской революции являлись уничтожение этих пережитков и создание условий для более быстрого развития капитализма в России. Цели и задачи, стоящие перед революцией, определили ее буржуазный характер. По своим движущим силам она была демократичной. В ней приняли участие самые широкие слои демократического населения: крестьяне, ремесленники, торговцы, рабочий класс, буржуазия, интеллигенция. В Петербурге 9 января 1905 г. было расстреляно мирное шествие рабочих, направлявшихся к царю с просьбой об улучшении положения народа. Это событие (Кровавое воскресение) вызвало могучую волну протеста. В январе 1905 г. в тридцати городах и местечках Беларуси произошли забастовки солидарности, в которых участвовало 34 тыс. человек. Инициаторами и руководителями революционных выступлений были партии Бунд, РСДРП, ПСР, Польская партия социалистов (ППС), БСГ. Взаимопонимания между ними не наблюдалось, что отобразилось в тактике борьбы. Наибольшим влиянием пользовались эсеры, они распространяли литературу, принимали участие в стачках и забастовках. К рабочему движению присоединилось крестьянское: с января по апрель прошло 53 крестьянских выступления. Много сделала для идейной консолидации белорусского движения БСГ, вместе с эсерами она провела съезд крестьян, где был создан Белорусский крестьянский союз. Весной и летом прошла новая волна забастовок (56 городов, 250 тыс. чел., 380 крестьянских выступлений). Революционное движение было на подъеме. В августе 1905 г. царь принял решение о созыве Булыгинской думы (проект был разработан министром внутренних дел А. Г. Булыгиным), но ее бойкотировали, так как к выборам в Думу не допускались трудящиеся города и деревни. Осенью 1905 г. революционное движение охватило уже всю страну и переросло во всероссийскую политическую стачку. По всей России бастовало около 2 млн человек. В Беларуси октябрьская политическая стачка охватила 32 населенных пункта, а число стачечников только в промышленности достигло 66 тыс. человек. В декабре 1905 г. в Москве состоялось вооруженное восстание. В декабрьские дни в Беларуси политические забастовки произошли в Менске, Гомеле, Мозыре, Пинске и других городах, охватили большинство железнодорожных узлов. Активизировали свои выступления крестьяне (286 выступлений) и армия. Однако самодержавие смогло подавить революционную волну. Этому содействовал царский Манифест от 17 октября 1905 г., который декларировал свободу слова, собраний, вероисповедания, выборов, организаций. Новая Дума наделялась законодательными правами. Однако выборы в Государственную Думу были многоступенчатыми, не всеобщими и не равными. Все выборщики делились на Поражение революции 1905–1907 гг. не означало возвращения к прошлому. После революции в России, хотя и в урезанном виде, существовали политические свободы, были созданы и получили возможность легальной деятельности различные политические партии, продолжала свою деятельность Государственная Дума, трудящиеся добились значительного улучшения экономических условий жизни. Однако главная цель революции – свержение самодержавия и уничтожение помещичьего землевладения – не была достигнута. Небывалый размах революционного крестьянского движения в 1905 г. вынудил царское правительство признать необходимость новой аграрной реформы. Инициаторам и главным руководителем реформы выступил премьер-министр и министр внутренних дел П. А. Столыпин, который, кстати, в 1902–1903 гг. был гродненским губернаторам. Суть преобразований на селе заключалась в разрушении крестьянской общины и создании класса крестьян-собственников, заинтересованных в увеличения сельскохозяйственного производства. Юридической базой реформы явился указ от 9 ноября 1906 г. и закон от 14 июня 1910 г. Каждый крестьянин мог в любимое время выйти из общины и получить землю, которую он использовал в личную собственность, причем на одном участке, на хуторе. Крестьянин переезжал из деревни на хутор и перевозил туда дом и хозяйственные строения. Иногда крестьянин получал землю в одном месте в виде отруба. В таком случае необязательно было переносить усадебные и хозяйственные строения в поле, на место нахождения отруба. Можно было жить в деревне. При отказе выдел мог совершаться принудительно. Обеспечение крестьян землей курировал Крестьянский банк, который продавал землю крестьянам по дешевой цене. Государство также поддерживало переезд крестьян в малообитаемые регионы России – Сибирь, Казахстан, Поволжье, Далекий Восток. За 1904–1914 гг. из 5 западных губерний переселились около 370 тыс. человек. Абсолютное большинство переселенцев состояло из безземельных и малоземельных крестьян. Однако в силу разных причин (суровые природные и климатические условия, не совсем хорошее отношение коренного населения, отсутствие медицинской помощи, массовые заболевания, необычайно тяжелые условия освоения новых земель) 37 тыс. переселенцев в 1907–1914 гг. вернулось в Беларусь. Итогами реформы стало следующее: к 1915 г. в Могилевской и Витебской губерниях вышли из общины и закрепили надельную землю в личную собственность 48% дворов, а по России в целом – только 22%. За то же время в Беларуси было создано 128 тыс. хуторов. Принимались меры для расширения в деревне агрономической, технической, ветеринарной служб. Реформа содействовала распаду дворянской, полуфеодальной и росту буржуазной земельной собственности. Только за 1911–1914 гг. привилегированные сословия продали более чем 1,5 млн десятин земли. Из них почти половину купили крестьяне. Реформа способствовала расширению многопольных севооборотов (на крупных хуторах) и дальнейшему углублению специализации сельского хозяйства Беларуси в направлении молочного животноводства и винокурения. Со стороны фермерских помещичьих хозяйств повышался спрос на продукцию промышленности – улучшенные инструменты работы, сельскохозяйственные машины, а также оснащение для винокуренных, маслодельных, сыроваренных и других заводов. В итоге повышалась урожайность сельскохозяйственных культур. Сбор картофеля в Беларуси увеличился на 38%, зерновых – на 19%. Еще одной реформой, проведенной П. А. Столыпиным на Беларуси, была земская реформа. Согласно законопроекту Столыпина земства планировалось создать в Витебской, Менской, Могилевской губерниях, а в Гродненской, Виленской и Ковенской они не вводились ввиду значительного перевеса католиков, которых относили к полякам. С этой реформой Столыпин связывал создание определенного противовеса местным крупным землевладельцам «польского происхождения», которые по площади своих земельных владений заметно превосходили русских помещиков. Выборные уездные и губернские земства за короткое время их деятельности сыграли заметную роль в развития местного хозяйства, в повышения культуры земледелия и животноводства. При содействии земских управ создавались кооперативные товарищества, сельскохозяйственные кружки, прокатные пункты сельскохозяйственных машин, составы искусственных удобрений, зерноочистительные пункты. В некоторых уездах открывались заводы по производству черепицы и кирпича. Определенную роль земства сыграли также в развития образования и здравоохранения.
ГЛОССАРИЙ А Агрессия – вооруженное нападение одного или нескольких государств в отношении к другому суверенному государству с целью захвата территории, политического и экономического подчинения его народа. Анархия – безвластие в государстве, при котором граждане, общественно-политические группировки и регионы не выполняют распоряжения центральной власти. Аннексия – присоединение с помощью вооруженных сил, угрозы их применения или принудительного договора части или всей территории другого государства. Аренда – временное пользование собственностью другого лица, организации или государства за плату. Археология – наука, изучающая прошлое по артефактам материальной и духовной культуры, полученных в результате раскопок. Ассимиляция – процесс смешения больших этносов с малыми, в результате которого происходит исчезновение существенных черт последних.
Б Барщина – вид крестьянских повинностей (земельной ренты), связанный с отработками крестьянами на землях феодала определенного количества дней. Белорусизация – государственная политика национально-куль-турного возрождения белорусского народа, которая проводилась в БССР в 1920-е гг. Братства – религиозно-политические и культурные объединения православного, главным образом, мещанского населения ВКЛ в XVI–XVII вв.
В Вече – собрание взрослых, семейных, имеющих собственность мужчин в ряде восточнославянских княжеств в X–XV вв. для решения важнейших дел государства. «Военный коммунизм» – политика большевистской власти во время интервенции и гражданской войны (1919–1921 гг.), для которой были характерны полная национализация промышленности, милитаризация экономики, запрет частного предпринимательства и почти полная ликвидация товарно-денежных отношений. Волока – мера земельной площади в ВКЛ (21,36 га), которая стала единицей обложения податями крестьян в результате аграрной реформы 1557 г. Сигизмунда II Августа. Волоки – места на торговом пути «Из варяг в греки» между Днепром и Западной Двиной, где торговые суда приходилось перетаскивать по суше.
Г Гражданская война – вооруженная борьба за власть между группировками в одном государстве. Гуманизм – философско-культурное учение, которое возникло в период Ренессанса в Западной Европе (XIV–XVI вв.), признавало человека высшей ценностью и главной целью любой деятельности, отстаивала его права на земное счастье и свободу. Д Д емократия – государственный строй, основанный на выборности сменяемости руководителя государства и высших органов власти в соответствии с волеизъявлением народа. Денонсация – официальное, должным образом оформленное объявление одному государству в отношении другого о прекращении действия подписанного между ними договора. Диктатура – установленная с помощью насилия, не ограниченная никакими законами власть одного лица, партии или группировки людей. Дружина – княжеское войско у восточных и южных славян. Е Епархия – церковно-административная единица в православной, католической и греко-католической церквях. З Закрепощение – утрата крестьянами права владения землей и личной независимости от феодала. И Идеология – система философских, политических, правовых, моральных, религиозных взглядов, которые отражают и обосновывают интересы и цели определенных общностей, группировок, организаций, государств. Иезуит – член католического монашеского ордена «Общество Иисуса», созданного в 1534 г. для борьбы с Реформацией. Индустриализация – создание крупного машинного производства во всех отраслях экономики. Интервенция – вооруженное вмешательство одного государства во внутренние дела другого.
К Капитализм – социально-экономический строй, основанный на частной собственности на средства производства, вольнонаемном труде и рыночных отношениях. Коалиция – объединение, союз государств, политических партий, общественных объединений, которые создаются для достижения общих целей. Коллективизация – объединение отдельных крестьянских хозяйств в крупные хозяйства (сельскохозяйственные артели, коллективные хозяйства (колхозы)). Конституция – основной закон государства, на котором основано все его законодательство. Контрибуция – материальные или денежные средства, которые государство-победитель взыскивает с государства, потерпевшего поражение. Конфессия – религиозное направление, вероисповедание, отдельная церковь и принадлежность к ней человека. Культ личности – чрезмерное возвышение роли определенной личности в историческом процессе, неоправданное преувеличение ее заслуг и достижений.
Л Летопись – старинный письменный источник, в котором запись событий ведется по годам («летам»). «Либерум вето» (от лат. liberum veto – свободный запрет или отказ) – положение законодательства Речи Посполитой, в соответствии с которым решение в сейме не принималось, если против него голосовал хотя бы один депутат.
М Магдебургское право – право города на самоуправление, самостоятельность от административной власти феодала или короля (великого князя). Магистрат – орган городского самоуправ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.227 (0.014 с.) |