Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль городов вкл в развитии ремесла и торговли.

Поиск

ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО И СИСТЕМА ГОРОДСКОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Города Беларуси в эпоху расцвета феодализма становятся настоящими центрами культуры, ремесла и торговли. В ХIV в. на территории Беларуси было более 40 городов, в ХVII в. – уже 467 городов и местечек. Города были крупные, такие, как Полоцк, Витебск, Пинск, Слуцк (насчитывали более 8 тысяч жителей); средние (5–8 тыс. жителей) – это Берестье, Быхов, Городня, Менск; малые (от 2 тыс. – до 200 тыс. жителей) – Бобруйск, Кобрин, Лида, Орша, Кричев. Существовали также местечки, которые принадлежали феодалам.

Около 40% городов были частнособственнические, они принадлежали феодалам, жители их выполняли на них разные повинности. Однако и в больших городах могли существовать «юридики», т.е. часть города, которая принадлежала феодалам, и жила по тем правилам и порядкам, которые установили эти феодалы. В городах 80% жителей были белорусы, однако жили и литовцы, поляки, немцы, русские, а с ХIV–ХV вв. евреи и татары.

В городе развивались ремесла и промыслы, такие, как деревообработка (27 профессий), металлообработка (около 25 профессий), гончарство, выделка шкур, ткачество. Во второй половине ХIV в. документы называют более 100 профессий и специализаций. Ремесленники объединялись в цехи, приблизительно по 60–70 человек. Цехи имели свои традиции, статут, грамоты, привилегии, эмблему и т. д.

Развитие ремесла привело к расширению торговли. В городах существовали ярмарки (1–3 раза в год) и осуществлялась постоянная торговля в магазинах. Купцы объединялись в братства и гильдии. Между купцами разных городов существовали связи и заключались договоры. Развитие торговли содействовало строительству дорог и других путей сообщения. Белорусские купцы торговали с польскими, чешскими, германскими городами, с Венгрией, Валахией, а некоторые добирались до Византии. На Беларусь ввозили железо, медь, олово, свинец, сукно, голландское полотно, заморские вина, сельдь, украшения, оружие. Из Беларуси вывозили сало, воск, шкуры, меха, лес, лен, зерно, деготь, хмель, пеньку и другие товары.

Чтобы избавиться от феодальной зависимости, города стремились к получению права на самоуправление. Оно получило название «маг-дебургское право».

Магдебургское право первыми получили столица Вильня (1387), позже Берестье (1390), Городня (1391), Слуцк (1441), Полоцк (1498), Менск (1499) и т. д., всего более 40 городов. По этому праву горожане платили один налог (денежный), они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников. Главным органом управления был магистрат, который возглавлял глава города – войт. Магистрат состоял из рады (выборного органа власти) и лавы (суда). Местом работы рады было специальное здание – ратуша.

В ВКЛ действовала своя денежно-весовая система. Начало эмиссии литовских денариев было связано с именем Кейстута. На территории ВКЛ имели широкое хождение гривна, рубль, полтина, пражские гроши, ливонские шиллинги, английские нобли.

 

 

КУЛЬТУРА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI в.

Культура белорусских земель в середине XIII – первой половине XVI в. приобрела свои оригинальные черты, национальную самобытность и достигла высокого уровня. Православная церковь играла большую роль в развитии образования, морали, искусств. Права православной церкви в XV в. оговаривал «Свиток Ярослава», который был подтвержден великим князем Александром. С XV в. из белорусских знаменитых семей стали выходить свои первые епископы. В городах Беларуси существовали православные братства, они были центрами культуры и объединяли вокруг себя всех верующих. Ограничение прав православной церкви на территории ВКЛ стало ощущаться со стороны великокняжеской власти уже в первой половине XV в., в период укрепления католической церкви, и уже с первой половины XVI в. митрополиты и епископы стали назначаться великокняжеской властью. В ВКЛ сохранялись епархии еще с времен Киевской Руси, кроме того, православную церковь поддерживало большинство феодалов государства и православные составляли 80% населения княжества. Несмотря на это, высшее духовенство не было представлено в великокняжеском совете (паны-раде). Единственное, чего удалось добиться, так это принятия в первой половине XVI в. ряда государственных актов, которые закрепили прежние права и привилегии православной церкви в ВКЛ.

Католицизм на землях Беларуси пробовали насадить крестоносцы еще с XIII в., однако он не прижился. Великий Князь Ягайло заключил в 1385 г. Кревскую унию, в соответствии с которой он обещал Короне Польской содействовать принятию католической религии на литовских и белорусских территориях, а поляки давали ему возможность стать королем польским. С конца XIV в. католицизм был принят правящими кругами ВКЛ, а с 1387 г. создается Виленская католическая епархия, и к концу века на землях Беларуси действовало 6 католических парафий (приходов). Право создавать парафии принадлежало великому князю, однако епископы ВКЛ подчинялись польскому архиепископу. К концу XVI в. было создано 259 парафий, в основном в Западной Беларуси и Литве.

Католическая церковь имела большие земельные владения, вмешивалась во внутреннюю политику власти. Так, в 1413 г. Городельская уния между ВКЛ и Польшей дает преимущество католикам в верховной власти и запрещает браки между католиками и православными (действовала до 20-х гг. XVI в.). Это привело к гражданской войне 1432–1434 гг. Все же ВКЛ было толерантным государством, подтверждением чему стало уравнение в правах всей шляхты «веры христианской» в 1568 г. на Городенском сейме. В Литовском статуте 1588 г. упоминалось об этом привилее и говорилось о свободе вероисповедания.

Интенсивно развивалась материальная культура, одновременно с традиционными ремеслами (ткачество, обработка металлов, дерева, кости) распространяется изготовление одноцветной и полихромной плитки, бумаги, стекла, начинает развиваться книгопечатание. Духовное творчество белорусского народа отражалось в фольклоре, песенном и музыкальном искусстве. Возникает новый жанр – исторические песни и предания, которые посвящались борьбе белорусского народа против иноземных захватчиков. Значительно место принадлежало обрядовой поэзии и лирическим песням, театрально-хореогра-фическим постановкам на народных праздниках. В XVI в. возник народный кукольный театр – батлейка.

В XV–XVI вв. на территории Беларуси сложились условия для развития культуры Возрождения и Реформации. Среди горожан и шляхты распространяются идеи гуманизма, меценатства.

Старобелорусский язык имел государственный статус. На нем были написаны Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг. Своеобразной энциклопедией исторических знаний эпохи Средневековья стали следующие летописи: Летописец Великих князей литовских, Хроника ВКЛ, Хроника Быховца. Выдающимися личностями Возрождения были Григорий Цамблак, митрополит ВКЛ, первым внесший в белорусскую литературу идеи гуманизма; М. Гусовский, дополнивший литературную сокровищницу поэмой «Песня о зубре»; Ф. Скорина, основатель нового литературного жанра предисловий к читателю. Он основал белорусское книгопечатание, перевел и издал 23 книги Библии в 1517–1519 гг. в Праге, а в Вильне – «Малую подорожную книжицу». Деятелем протестантского направления Реформации был
С. Будный, который перевел на старобелорусский язык «Катехизис» и издал его в 1562 г. в Несвиже для обучения «людей простых». В Тяпинский на свои средства основал типографию и издал «Евангелие» на старобелорусском и церковнославянском языках.

В развитии архитектуры соседствовали национальные и западноевропейские традиции – романский, готический стили и стиль барокко. В связи с постоянной внешней опасностью были построены крепости и замки в Новогородке, Лиде, Берестье, Креве, Городне, Койданове, Мире, Гольшанах, Несвиже и др. Наилучшими образцами белорусской готики в культовой архитектуре являются православные церкви в Сынковичах, Малом Можейкове, Супрасле и Заславле, католический костел в Ишкольде. Их принято называть храмами оборонного типа, так как эти церкви одновременно являлись крепостями.

Расширяется развитие фресковой живописи и иконописи («Адигитрия Иерусалимская» в Пинской Варварьинской церкви и «Покаяние» в Малорите). В XV в. впервые появляются произведения светской живописи, что было обусловлено влиянием европейского Возрождения – портреты княгини Анны Радзивилл, слуцкого князя Олельковича, князя Александра Ходкевича. С XV в. распространяются библиотеки при монастырях и иезуитских коллегиумах в Городне, Берестье, Менске, Новогородке, формируются частные книжные собрания Гаштольдов, Радзивиллов, Сапег.

 

ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ 1569 г., ЕЕ ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ.
БОРЬБА ЗА СОХРАНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВКЛ
В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ.
ВВЕДЕНИЕ СТАТУТА 1588 г.

Первого июля 1569 г. на карте Европы появилось новое государство – Речь Посполитая, конфедерация двух государств – ВКЛ и Польского королевства. Причины данного союза следующие:

· Борьба Московского княжества и ВКЛ за объединение земель Восточной Европы под своей властью. Итогом этой борьбы была Ливонская война (1558–1582). Армии Ивана ІV Грозного удалось в 1563 г. занять Полоцк и Витебск. В 1564 г. армия ВКЛ достигла временного успеха, но после разгрома в 1565 г. армии ВКЛ срочно требовался союзник.

· Стремление к унии самого Польского королевства, ибо польской шляхте в королевстве давно не хватало свободных земель для пожалования, и она обратила внимание на великокняжеские земли соседнего государства. Они сулили новые богатства, должности и награды. Кроме того, Польша, как католическое королевство, могла осуществить планы Ватикана по расширению влияния католицизма в Восточной Европе, в том числе и на землях ВКЛ.

· Внутриклассовые противоречия в шляхетском сословии. Неограниченная власть магнатов во ВКЛ не давала покоя многочисленной средней и мелкой шляхте, которая желала усиления своего влияния в сейме и расширения шляхетских вольностей так, как это было в соседней Польше. Шляхта ВКЛ поддерживала идею унии, надеясь занять главенствующее положение в будущем государстве.

· Неудача в заключения унии с самим Московским княжеством, ведь для шляхты Иван ІV Грозный был символам опричнины, угрозой их вольностям.

Поэтому заключение унии с Польшей было предрешено, ускорила это событие Ливонская война. Польские феодалы использовали тяжелое военное положение и добились передачи в состав Польши следующих земель ВКЛ: Подляшья, Волыни, Подолья и Киевщины, что сузило границы ВКЛ до литовских и белорусских земель. По условиям унии также в ВКЛ сохранялся свой административный аппарат, законодательство, судебная организация, титул и печать князя, армия и казна. Потому нельзя говорить о поглощении Польшей ВКЛ, ведь Речь Посполитая была конфедеративным образованием. Однако сейм стать общим и собираться должен был только в Польше, во всяком случае так было решено первоначально. Короля выбирали совместно, а внешняя политика была в компетенции исключительно Польши. Поляки могли приобретать земли в ВКЛ, а литовцы и белорусы в Польше, однако не на украинских землях, только что отобранных Польшей. Экономическая дискриминация дополнялась политической: на сейме Речи Посполитой из 180 голосов представители ВКЛ имели всего 46, таким образом, шляхта, магнаты ВКЛ попали в подчиненное положение при решении законодательных вопросов.

Антипольские настроения вылились в «великокняжеское возрождение». В течение 70–80-х гг. ХVІ в. в ВКЛ регулярно собираются свои сеймы, а с 1581 г. начал действовать и суд (Главный Трибунал). Однако самым большим всплеском государственной независимости стало принятие Статута 1588 г., который по своей сути упразднил многие положения Люблинской унии. В Статуте об унии 1569 г. вообще не упоминается. Одна из статей отменяет право поляков приобретать земли на территории ВКЛ и занимать там должности. Вторая разрешает различные нормы христианского вероисповедания. Статут подтвердил использование старобелорусского («русского») языка в качестве государственного. Статут действовал до 1840 г.

Вторым направлением борьбы с засильем поляков и насаждением католицизма среди шляхты стало образование братств (национально-религиозных объединений православного населения по приходам). Они сыграли большую роль в пропаганде белорусского языка, расширения просвещения и книгопечатания. Однако с течением времени ВКЛ начинает терять свою самостоятельность. Польша в 1696 г. запрещает использование белорусского языка в официальном делопроизводстве и переводит последнее на польский. Фактически останавливается книгопечатание на белорусском языке. Сужается его роль в культурной жизни, образование ведется в основном на латыни и польском языках. Шляхта ВКЛ переходит на польский язык и начинает идентифицировать себя с поляками, постепенно образуется «поль-ский народ шляхтетский» (своеобразное религиозно-языковое корпоративное сообщество). Таким образом, монархическо-республикан-ская система, которая сформировалась в Польше, была не в состоянии объединить земли Речи Посполитой. Для этого была необходима такая сильная централизованная власть, как, например, московское самодержавие.

 

РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ВКЛ.
ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНАЯ УНИЯ 1596 г.
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ XVII в.
НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ ВКЛ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Реформация – это широкое общественно-политическое движение в Западной Европе XVI в., которое имело антифеодальную и гуманистическую направленность, противостояло католической церкви. Главными его идеологами были Я. Гус, М. Лютер, Ж. Кальвин, А. Цвингли. Единственным источником веры они считали Священное писание, кроме того они требовали секуляризации церковного имущества. Реформация нашла отражение в протестантизме, имевшем следующие принципы: авторитет Библии, право всех верующих обращаться к Богу без посредника (церкви), оправдание личной верой.

Реформация на территории Беларуси стала составной частью европейской Реформации и восприняла более всего кальвинизм и антитринитаризм (арианство). Социальной опорой кальвинизма была знать, оппозиционная шляхта и мещанство. Наиболее видными распространителями Реформации на Беларуси стали Радзивиллы, Воловичи, Сапеги, Кишки, Ходкевичи.

Протестантизм вызвал значительный всплеск развития культуры. В конце XVI в. появилось много арианских школ в Ивье, Слуцке, Койданове, были основаны типографии в Несвиже, Берестье, Лоске. Патриотические памфлеты представителя мелкой шляхты В. Цяпинского отмечали необходимость противостояния полонизации. Получила распространение переводная литература. В целом, Реформация в ВКЛ носила шляхетско-магнатский характер. В сейме ВКЛ заседали
в 1569 г. 15 сенаторов-протестантов, 2 католика, 5 православных, а в 1580 г. – 13 протестантов, 6 католиков, 4 православных сенатора. Реформационное движение способствовало развитию толерантности (веротерпимости) в ВКЛ, и Городенский сейм 1568 г. уравнял в правах всю шляхту христианской веры. Это подтвердил акт Варшавской конфедерации 1573 г. «О свободе вероисповедания». Его текст вошел в Статут 1588 г. Отрицательные отношения многих магнатов ВКЛ (Радзивиллов, Сапег, Кишек, Ходкевичей) к Люблинской унии 1569 г. и стремление шляхты сохранить свои привилегии в Речи Посполитой путем децентрализации как государственных, так и церковно-религиозных структур католической и православной церквей, обусловило их приверженность к Реформации. Некоторые слои мещанства выступали против привилегий католической и православной церквей, которые ограничивали социально-экономические права граждан. Большинство крестьян и городского населения были приверженцами православной религии, несмотря на попытки магнатов-протестантов привлечь их к Реформации принудительно,через наказания за непосещение протестантских собраний.

В XVI – первой половине XVII вв. на территории Беларуси действовало 85 кальвинистских, 7 арианских сборов (реформационных общин) в Берестье, Несвиже, Клецке, Заславле, Менске, Витебске, Полоцке. Наиболее выдающимся представителем белорусско-литовско-го антитринитаризма, его умеренного крыла стал С. Будный, писатель, просветитель, гуманист. В Лоске в 1583 г. он издал книгу «О светской власти», в которой есть его диспут с представителями радикальной части антитринитариев: Якубом из Калиновки, Петром из Ганендза, Мартином из Чеховиц, Павлом из Визны. Они критиковали феодальный строй и государство, угнетение и эксплуатацию крестьян. Их стремление избавиться от этого и реализовать свои лозунги на практике привело к обеспокоенности шляхты и государственных кругов, даже кальвинистской шляхты. К середине XVII в. антитринитаризм был законодательно запрещен, а члены арианских общин изгнаны из Речи Посполитой.

Реформационное книгопечатание в Берестье, Лоске, Несвиже и Любче существовало с середины XVI до середины XVII вв. Наиболее значительными были переводы и издания книг Библии – Берестейская Библия (1563 г.), Евангелие В. Тяпинского. Реформационное книгопечатание содействовало распространению ренессансных, гуманистических и рационалистических тенденций в белорусской культуре.

После Люблинской унии начинается распространение контрреформации, которая через католические ордена боролась с Реформацией. На Беларуси существовали католические ордена бенедиктинцев, бернардинцев, доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Контрреформация привела даже православную шляхту к переходу в католицизм. В этом плане можно считать, что Реформация содействовала полонизации белорусской шляхты, а с другой стороны, помогала развитию отношений с Западной Европой.

Идеи униатства существовали среди католических кругов Польши еще в XIV в. Удобный момент наступил после падения Византии (1453) и после Люблинской унии 1569 г. Это должно было ослабить влияние Московской патриархии. В 1596 г. состоялся Берестейский церковный собор, принявший церковную унию, которая признала приоритет католической прагматики и религиозное главенство Папы Римского, но при сохранении традиционной обрядности православной церкви и использовании местного языка для богослужения. Вначале она вызвала широкий социальный протест. Антиуниатское направление носил Витебский бунт 1623 г., когда был убит униатский архиепископ И. Кунцевич. Борьбу также вели православные братства в городах. В 20–30-е гг. XVII в. правящие круги Речи Посполитой вынуждены были признать права православной церкви и ее легальную деятельность. Однако реформационная деятельность униатских митрополитов Я. Руцкого, А. Селявы, Р. Корсака, Базилианского ордена содействовала влиянию униатства на белорусский народ. В XVII в. белорусы мирно переходили в униатство. Укреплению унии содействовало создание в 1617 г. монашеского ордена базилиан. И. Кунцевич, Я. Руцкий, С. Полоцкий, М. Смотрицкий были базилианами. Бла-годаря сохранению белорусского языка в богослужении униатство помогло белорусам сохранить свою национальную культуру.

ВОЙНЫ И ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В СЕРЕДИНЕ ХVІІ – ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЕ ХVІІІ в. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА НА БЕЛОРУССКИХ
ЗЕМЛЯХ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХVІІІ в.
ПОПЫТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

Во второй половине ХVІІ – начале ХVІІІ в. Речь Посполитая вступила в полосу разрушительных войн и внутриполитических конфликтов. Войнам сопутствовали эпидемии, разорение крестьянства, разрушение городов. Наиболее кровавыми были антифеодальная казацко-крестьянская война 1648–1651 гг. и война Московского государст-ва с Речью Посполитой в 1654–1667 гг. Последняя была вызвана стремлением царя Алексея Михайловича присоединить к своим владениям Беларусь и Украину, которая уже по договоренности с Б. Хмельницким и московским боярством (Переяславская Рада 1654 г.) вошла в состав Русского государства. Эта война стала для развития белорусского общества самой трагичной, она почти лишила белорусов их мещанства и аристократии, ускорила процессы полонизации. В итоге войн с 1650 по 1667 гг. количество населения на Беларуси сократилась с 2,9 до 1,4 млн чел. Одна треть хозяйств в Берестейском и Новогородском воеводствах осталась без хозяев. В восточных Полоцком, Витебском и Мстиславском воеводствах 70% крестьянских хат стояли пустыми, свирепствовал сыпной тиф, почти исчезли города Пинск и Берестье. Для восстановления хозяйства понадобилось более чем два десятилетия, за это время количество населения увеличилась до 2,2 млн чел. Однако Северная война 1700–1721 гг., которую вели Россия, Дания, Саксония и Речь Посполитая против Швеции, ликвидировала усилия народа по восстановлению экономики. Беларусь опять потеряла одну треть населения и стала ареной главных битв русских и шведских армий перед Полтавой. Карл ХІІ желал утвердить свои позиции в Европе, а Петр I стремился «прорубить окно» в ту же Европу, иначе говоря, получить свободный выход к Балтийскому морю.

Тяжелая послевоенная ситуация усугублялась сохранением фольварочно-барщинной системы хозяйствования, феодальной анархией и междоусобицами. Для ведения войн правительство Речи Посполитой брало взаймы большие денежные суммы у магнатов и отдавало ссуды государственными землями. Итогом такой политики стало появление на Беларуси огромных латифундий (крупных земельных владений) Радзивиллов, Сапег, Кишек, Пацов, Вишневецких, Глебовичей, Яблонских, Гаштольдов, Воловичей и др. В конце ХVІІІ в. эту плеяду магнатов возглавили Сапеги. При гетмане Казимире Сапеге армии ВКЛ расквартировывались во владениях конкурирующих родов, которые из-за этого разорялись. Поэтому такое всемогущество Сапег вызвало недовольство Радзивиллов, Пацов, Огинских. Они при поддержке короля выступили против частной армии Сапег и разбили его под Олькениками. Владения Сапег были конфискованы, а затем розданы другим феодалам. Такие «домашние войны» были результатом соперничества магнатских группировок в условиях децентрализации королевской власти. Королевская власть в Речи Посполитой не передавалась по наследству, а избираемость короля приводила к тому, что претенденты на престол должны были делать все новые уступки шляхте. Любое решение короля или сейма шляхта могла оспорить посредством создания конфедерации – военного союза для защиты своих прав. Руководство конфедерации имело право принимать постановления, обязательные для всей Речи Посполитой. Кроме того, сейму вообще было тяжело принимать решения по любому вопросу. Его деятельность была парализована правом «либерум вето» (свободный запрет), иначе говоря, правом любого посла (депутата сейма) отклонить постановление, даже когда все остальные голосовали «за».
С 1652 по 1764 гг. из 80 сеймов 44 были сорваны. В таких условиях Речь Посполитая в XVIII в. претерпевала экономический, социальный и политический кризис, когда ни местные, ни центральные власти не могли ограничить и остановить своеволие и анархию магнатов и шляхты в стране.

Крестьяне, которые кормили государство, шляхту, армию и церковь, по-прежнему платили чинш, дякло и отрабатывали барщину, при этом нормы ренты были увеличены уже к началу XVIII в. Гвалты, толоки и сгоны в связи с разрухой в стране начали использоваться феодалами постоянно. Это вызвало обострение социальных противоречий, которые проявились в Кричевском восстании 1740–1744 гг. под руководством В. Ващилы. Кричевское восстание, как и другие крестьянские выступления того времени, носило стихийный, ограниченный по требованиям и локальный характер, поэтому его легко подавил владелец Кричева Радзивилл.

Города Беларуси по-прежнему пользовались магдебургским правом, которое гарантировало свободу занятий ремеслами. В начале XVIII в. на Беларуси появляются первые мануфактуры. Это Налибокская и Уречская – стеклянные, Уречская – зеркальная, Слуцкая и Несвижская – шелковых поясов, Вишневская – железоделательная, Ружанская – ткацко-суконная. В 60–70-е гг. XVIII в. по указу короля
С. А. Понятовского были созданы А. Тизенгаузом в Городенской и Берестейской экономиях еще 21 королевская мануфактура. К концу XVIII в. таких мануфактур на Беларуси было более чем 50, и методы рыночного хозяйствования, система наемного труда стали довольно быстро распространяться. Введение в 1766 г. единой системы мер и весов, валюты, единственной нормы пошлин в Речи Посполитой, ограничения заемных процентов (7%) для кредиторов, строительство путей и каналов содействовало развитию товарного производства, ис-пользованию принудительного найма, денежной оплаты мануфактурным рабочим. С другой стороны, это свидетельствует о начале распада феодальных отношений и развитии элементов капиталистического производства.

 

 

РАЗДЕЛЫ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В 1772, 1793, 1795 гг.
И ПРИСОЕДИНЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
К РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.189 (0.018 с.)