Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и типы цивилизаций,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ДИНАМИКА ИХ РАЗВИТИЯ. Термин «цивилизация» был введен около 200 лет назад французскими философами в эпоху Просвещения. Историки определяли цивилизацию как стадию развития человечества, которая следовала после стадии дикости и варварства. На этой стадии общественный строй был уже упорядочен, возникли классы, государство, частная собственность. В настоящее время, при всем разнообразии взглядов на цивилизацию, они совпадают по следующему ряду черт: · существование государства; · возникновение письменности; · отделение ремесла от земледелия; · разграничение общества на классы; · появление городов. Особую роль играют первые две черты, присутствие остальных нередко считается необязательным. Большое значение придается технологии, посредством которой общество устанавливает отношения с природой. Что касается культуры, то в ней первостепенную роль играют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость. Следует отметить, что культура сформировалась раньше цивилизации, ведь цивилизация возникла в итоге неолитической революции. Классификация цивилизаций, другими словами, их типология зависит от основных принципов подхода исследователей. Это могут быть: · экономико-технологическое состояние развития общества; · границы рассмотрения цивилизаций; · антропологические носители цивилизации; · исторические этапы развития общества как человеческого существа, живого организма и т. д. Например, в рамках первого типологического принципа могут выделяться: · аграрно-традиционные цивилизации (космогенные), индустриальные (техногенные) и постиндустриальные (антропогенные); · первобытная общественно-экономическая формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистически-комму-нистическая общественно-экономические формации; · хозяйственно-культурные типы присваивающего хозяйства, ручного земледелия и животноводства, пахотного земледелия и т. д. В рамках второго типологического принципа могут выделяться следующие цивилизации: мировая, континентальные (например, европейская), национальные (французская, японская), региональные (североафриканская), или просто цивилизации Востока («психогенные», циклические) и цивилизации Запада («техногенные», прогрессивные), вместе с которыми существуют непрогрессивные человеческие сообщества (племена Сибири и Дальнего Востока, Северной Европы и Аляски, Южной Америки, Африки, Австралии и островов Тихого океана). В рамках третьего типологического принципа выделяются следующие цивилизации: европеоидов – «белая», экваториальная (негро-австролоидная) – «черная», монголоидно-американоидная – «желтая». В них главном фактором развития считается биологический, природно-географический. В рамках четвертого типа, когда рассматривают развитие общества по фазам жизни (возникновение, становление, зрелость (рост), надлом и гибель), возникает дискуссия между сторонниками планетарного, универсального, единственного развития цивилизаций и сторонниками существования большого количества отдельных, локальных цивилизаций, которые сложно отнести к единственной модели, а смысл их развития заключен в цикличной смене стадий. Смена цивилизаций может рассматриваться как потеря, гибель старой и рождение новой цивилизации, которая не может ничего взять от предыдущей. Это возводит уникальность, индивидуальность и изолированность цивилизаций на такую высоту, что нельзя найти между ними никакой основы для взаимодействия, влияния, общности и единства. Такие концепции цивилизационного развития не соответствуют культурно-исторической действительности. Вот почему в ХХ в. среди сторонников многолинейной эволюции стала популярной идея локально сосуществующих вместе цивилизаций, которые могут влиять одна на одну. Цикличность их развития заключена в приобретении человечеством какой-то совокупности достижений во всех сферах об-щества: от духовной, социально-политической, экономико-технологи-ческой до сферы существования самой человеческой личности, семьи (К. Ясперс, Ю. Яковец). Например, в настоящее время Ю. Яковцом выделяются такие типы цивилизаций, как мировые и локальные. Мировые развернуты, как правило, во времени, а локальные цивилизации – в определенной точке пространства. Мировая цивилизация – это временной этап в истории человечества, сверхдлительный исторический цикл. Структуру мировой цивилизации можно рассматривать как структуру исторического цикла, или как структуру общественно-историчес-кой системы. В первом случае она обычно такая: фаза зарождения новой общественно-исторической системы, фаза ее рождения, потом наступают фазы распространения, зрелости, вхождения в кризис, отмирания и фаза существования как реликта на периферии какой-то новой общественно-исторической системы. Во втором случае, ее можно изобразить как пирамиду из пяти уровней, где каждый уровень включает в себя ряд элементов. Сначала идет человек и семья, вторым идет технологический способ производства, третьим – экономический способ производства, потом социально-политический строй, а завершает эту пирамидальную структуру духовный мир человека. Точкой отсчета развития человеческой цивилизации считается неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящему (животноводство, земледелие) и создание моногамной семьи. Эта революция дала название первой цивилизации – неолитической. Смена мировых цивилизаций отображает постепенное движение исторического процесса и саморазвитие человечества. Выделено семь мировых цивилизаций: неолитическая, раннеклассовая эпохи бронзы, античная железного века, средневековая, прединдустриальная раннекапиталистическая цивилизация, индустриальная и постиндустриальная. По времени своего существования они объединены Ю. Яковцом в исторические суперциклы, каждый из которых состоит из трех цивилизаций. Первый суперцикл отображает период становления человеческого общества, второй суперцикл – период его зрелости, а третий суперцикл сейчас только начинается. Хронологические рамки первого суперцикла следующие: · неолитическая цивилизация – до 5-го тысячелетия до н. э.; · раннеклассовая – до второй половины 2-го тысячелетия до н. э.; · античная – V в. до н. э. – V в. н. э. Хронологические рамки второго суперцикла: · средневековая – середина IX – середина XIV в.; · прединдустриальная – середина XV – 1790 г.; · индустриальная – 1790–1972 гг. Хронологические рамки третьего суперцикла: · постиндустриальная – 1972–2130 гг.; · информационно-техническая – 2131–2240 гг.; · 3-я цивилизация еще не названа – 2241–2315 гг. Динамика развития мировых цивилизаций показала, что эпицентрами исторического прогресса на первом суперцикле были Египет, Месопотамия, Греция, Рим, Индия, Китай. На втором суперцикле – Западная Европа, Северная Америка. На третьем суперцикле эпицентр переместился в Японию, США, Китай, Тайвань, Сингапур, Южную Корею. При этом каждый исторический суперцикл давал целый ряд достижений в развитии человеческого общества – от возникновения письменности и государств до ядерной технологии и систем компьютерных коммуникаций. Локальные цивилизации отображают особенности страны или группы стран, культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности определенной территории, освоенной человеком в течение истории. По утверждению А. Тойнби, в настоящее время насчитывается пять живых цивилизаций: · христианско-католическая, западная; · православно-христианская, византийская; · индуистская; · исламская (Северная Африка, Близкий и Средний Восток); · дальневосточная (Юго-Восточная Азия). Известный современный американский социолог С. Хантингтон также называет восемь живых цивилизаций: · западная; · славяно-православная; · индуистская; · исламская; · японская; · конфуцианская; · латиноамериканская; · африканская. С его точки зрения, грядущее человечества зависит от отношений между этими цивилизациями, а не от взаимодействия отдельных стран, народов, отдельных социально-экономических систем. Каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии также четыре фазы: · возникновения и становления (генезиса); · роста и зрелости; · надлома и кризиса; · распада и гибели. Механизм смены цивилизаций отображает причины перемен в общественно-исторической системе и помогает объяснить, почему один исторический цикл сменяется другим. Тут возникает вопрос, от чего же зависит динамика развития цивилизаций, другими словами, скорость движения их жизненного и исторического циклов, которые заканчиваются приходом новой цивилизации? Прежде всего, от развития потребностей и духовного мира человека, общественного сознания. Смена цивилизации начинается потому, что возрастает разрыв между человеческими потребностями, которые возросли в период технологического и экономического подъема, и все более ограниченными возможностями их удовлетворения в имеющемся обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.9.9 (0.009 с.) |