Неолитические цивилизации древности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неолитические цивилизации древности



 

Человек разумный (Homo sapiens) появился на территории восточной Азии и на Большом Африканском разломе около 4,5–5 млн лет тому назад. Там были найдены древние останки обезьяноподобного человека. Под влиянием космической радиации мутировали гены ДНК и понадобилось 3 млн лет, чтобы на планете началась эволюция типа хордовых (100 млн лет тому назад), потом класса млекопитающих (60 млн лет тому назад). После гибели динозавров появляется отряд приматов (к нему относятся современные обезьяны), где в семействе гоминидов (2 млн лет тому назад) возник новый род, который был назван Homo, а после получил дополнительное название sapiens (разумный). В настоящее время людей называют Homo sapiens urbanize civilize (человек разумный, городской, цивилизованный).

За 2,5 млн лет прошел антропогенез и мозг неандертальца (название происходит от находки в долине р. Неандер, Германия) уже мог обрабатывать информацию, обобщать, делать выводы. Возникновению современного человека содействовало прямохождение, употребление в еду мяса (животного белка). Постепенно происходит освоение орудий труда и огня. Люди перешли от стада к общинам, которые кочевали, странствовали вслед за стадами животных – объектами охоты (мамонты, шерстистые носороги, северные олени и т. д.). Так были заселены Европа, Азия, Африка, Америка. В основе организации работы общины лежал половозрастной раздел труда и первичная кооперация. Плотность населения была 1 человек на 50–100 км2.

Миллион лет тому назад люди проникли в Средиземноморье, а потом на Кавказ и юг Украины. Первое проникновение человека на Беларусь произошло 100–35 тыс. лет тому назад. Скорее всего, древние люди проникли на юго-западную Беларусь по долинам рек Днепра, Десны, Сожа и Припяти в середине палеолита во время ледникового периода. Наидревнейшие стоянки на Беларуси следующие:

· д. Юровичи Калинковичского р-на Гомельской области,

· д. Бердыж Чечерского р-на (соответственно 26 тыс. лет и 23 тыс. лет тому назад). Тогда уже существовала раннеродовая община при коллективном потреблении, распределение продуктов было уравнительное, род был материнским.

В эпоху палеолита люди использовали речь и знали способы формирующего насилия (табу-запрет) на кровосмешение и т. п. Внешний облик неандертальца существенно отличается от облика кроманьонца (название идет от первой находки в пещере Кроманьон во Франции) периода мезолита, чего нельзя сказать о кроманьонце и современном человеке, мало чем отличающихся друг от друга. Неандерталец имел средний рост 164 см, высокие челюсти, большие надбровные дуги, массу мозга на 200 г больше, чем имеет современный человек, плохо развитые центры торможения, выступающий подбородок, значительно скошенный лоб, руки ниже колен, сгорбленную осанку. Кроманьонец, рост которого составлял примерно 186 см, охотился с луком и стрелами, много бегал. Немецкие ученые-генетики доказали, что неандертальцы не являются нашими предками. В связи с этим церковь вновь активизировала работу по пропаганде идеи творения человека Богом. Уже давно поставлен вопрос учеными об отсутствии промежуточных видов в разных классах животных и несовпадение их ДНК друг другу. Поэтому, как считает церковь, «не удивительно ли», что именно в мезолите вдруг откуда-то появляются все современные виды растений, животных и человек. Может это Бог сотворил и за семь дней, но наука этого в настоящее время ни опровергнуть, ни объяснить не может.

Последний ледник покинул Беларусь 15–10 тыс. лет тому назад. На Беларуси наступила эпоха мезолита, появились кроманьонцы. Шло глобальное потепление климата. В это время значительно увеличивается количество населения, распространяются лук и стрелы как новый вид оружия, увеличивается разработка кремниевых месторождений. Известно уже более чем 120 стоянок людей по долинам белорусских рек. Появляются сложные орудия труда, идет потепление, начинает развиваться первое земледелие (мотыжное) в долинах рек, первым злаком был ячмень. Что касается всего мира, то ячмень впервые появился в Палестине, потом в Малой Азии, потом (6 тыс. лет до н. э.) в Египте, Индии, на Дунае и Балканах. В животноводстве первой была приручена собака, а потом мелкие рогатые животные, коровы, свиньи и т. д.

Технический переворот привел к имущественной дифференциации. Появляются бедные и богатые роды, семьи. Люди начинают вести оседлый образ жизни, появляются поселения, окруженные стенами. Самые старые из них Чатай-Хююк и Иерихон в Палестине. В это время впервые орудия охоты стали использоваться для убийства себе подобных. Кроме того, животноводство исчерпало ресурсы древних пастбищ, продолжалось потепление и они превратились в полупустыни. По этой причине начинается миграция населения в страны Северной Африки и на Ближний Восток в 8-м тысячелетии до н. э. В недрах мезолита зародилась первая цивилизация на Земле, неолитическая. К 5-му тысячелетию до н. э. эпицентры жизни передвинулись в долины Нила, Евфрата, Инда, Ганга и только потом в северо-восточную Европу.

На территории Беларуси неолит наступил в 5–3-м тысячелетиях
до н. э. Это была эпоха племен гребенчатой керамики. Этническое и культурное сообщество составили племена четырех культур:

· неманской;

· днепро-донецкой;

· верхнеднепровской;

· нарвенской.

Часть племен, что проживала на севере Беларуси, имела керамику с такой же орнаментацией, которую в настоящее время традиционно приписывают финно-уграм. В конце неолита, несмотря на то, что орудия труда и керамика имели много общего, в каждой из этих четырех групп был свой быт. В это время и начинается постепенный переход к производящему хозяйству, что получило название неолитической революции.

Достижения неолитической цивилизации следующие:

· общественное разделение труда (охота, рыболовство, собирательство, потом – животноводство и земледелие);

· выделение ремесел, строительства как особого вида деятельности, добычи кремня шахтовым методом;

· формирование слоя представителей, которые управляют трудом и жизнью людей (жрецы, вожди, воины);

· зарождение основ наук (астрономии, биологии, арифметики, медицины, агрономии);

· отображение знаний через систему мифов и религиозных верований (тотемизм, фетишизм, анимизм), магию.

Когда раньше собственность была ничейной и одновременно общей, а границы носили условный характер, то сейчас на лучшие природные ресурсы утверждается общинная собственность. Доминирует уравнительный принцип распределения. Специализация семей и общин привела к обмену продуктами труда, появляются племена, как крупные объединения нескольких родовых общин, в особенности в районах ирригационных земель. Все чаще происходят военные столкновения, но государства, чтобы регулировать их, еще нет.

Искусство, которое зародилось в эпоху верхнего палеолита (южная Испания – пещера Альтамира, юг Франции – пещера Нио в Альпах украшены наскальной живописью), получило еще большее развитие в эпоху мезолита, неолита, в особенности в обрядах, музыке и танцах. Появляется скульптура, так называемые палеолитические Венеры (изображение беременной женщины без головы, рук и ног, которая символизирует продолжение человеческой жизни).

В концы периода неолита в Европе центр цивилизации перемещается на территорию между Днепром и Карпатами. В связи с развитием земледелия и животноводства возрастает роль мужчины в обществе, патриархат окончательно сменяет матриархат. В границах родовой общины появляются семьи с мужчиной во главе, который требует от жены доказательств законности своего потомства.

Энеолит (медно-каменный век) – это переходный период от неолита к бронзовому веку. Люди стали использовать медь, золото, олово, свинец. Из-за того, что открытые месторождения меди на Земле встречаются редко, не все страны могли ее использовать. Начинается падение рождаемости и многочисленные войны за владение плодородными землями и месторождениями полезных металлов, происходит кризис ирригационной технологии.

К периоду энеолита относится трипольская культура, которая находилась между Днепром и Карпатами и датируется 6–3-м тысячелетием до н. э. Для того, чтобы выйти из технологического кризиса, трипольцы стали использовать не только металл, а также рабов, частное имущество, денежный оборот. В это время появляется государство. После возникновения государства мы имеем уже дело с раннеклассовой цивилизацией бронзового века. В ней с течением времени распространилось рабовладение. Одновременно на земле наметились большие культурные сообщества, которые, возможно, соответствовали языковым семьям (индоевропейцы, угро-финны, тюрки, кавказские племена). Так закончился доиндоевропейский период и начался второй период – индоевропейский (3–2-е тысячелетие до н. э.) Индоевропейские племена, пришедшие на белорусские земли с Дуная и Днестра, принесли более развитую земледельческую культуру, которая продолжалась около 2 тыс. лет (с 3500 по 1500 гг. до н. э.).

 

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
БЕЛОРУССКОГО ЭТНОСА И НАЗВАНИЯ «БЕЛАРУСЬ».
ЭТНИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ БЕЛОРУСОВ

 

Белорусский этнос – это устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на территории современной Беларуси, соседних восточных и северных землях, которая характеризуется общими особенностями языка, быта, культуры, психологии и самосознанием, передающимися из поколения в поколение. Процесс формирования белорусского этноса является длительным, сложным и многогранным. Существуют различные подходы к вопросу об истоках, корнях, предках белорусов. Споры исследователей вызывает время завершения процесса складывания (этногенеза) белорусской этнической общности. Одни утверждают, что белорусы как этнос уже существовали в XIII в., а процесс формирования белорусской народности начался еще в VII–VIII вв. (Г. Штыхов, Н. Ермолович, М. Ткачев и др.). По мнению В. Седова, белорусская этническая общность сложилась в XIII–XIV вв. М. Гринблат считал, что формирование белорусов происходило в XIV–XVI вв.

Возникло несколько концепций, которые имеют как научный, так и ненаучный характер, политическую окраску, нередко взаимоисключающие друг друга. В XIX в. появились польская и великорусская концепции, которые отрицали существование самостоятельного белорусского этноса на том основании, что у населения Беларуси будто бы не было самостоятельного славянского языка. Сторонники польской концепции (Л. Голембовский, А. Рипинский) считали белорусский язык диалектом польского языка, а белорусов – частью польского этноса. Создатели великорусской концепции (А. Соболевский,
И. Срезневский) утверждали, что Беларусь – часть великорусской этнической территории, а белорусский язык – диалект русского языка. Эти концепции были опровергнуты в начале ХХ в. выдающимся славистом Е. Карским, которым в фундаментальном труде «Белорусы» убедительно доказал, что белорусский язык является самостоятельным славянским языком, который по своему лексическому составу, синтаксису, фонетике и морфологии входит в группу восточнославянских языков наравне с великорусским и украинским. Тогда же М. Погодин и В. Ластовский предложили кривичскую концепцию. Она базировалась на утверждении, что единственными и непосредственными предками белорусов являлись кривичи. Авторы данной концепции отождествляли белорусов и кривичей и даже предлагали называть белорусов кривичами, а Беларусь – Кривией. Ошибочность этой концепции состоит в том, что кривичи занимали только северную и центральную часть территории современной Беларуси. На вопрос о том, как возникло южнобелорусское население, кривичская концепция ответа не дает. Не объясняет концепция также и то, почему на части территории, которую занимали кривичи, позже сформировалась великорусская народность. Однако самая большая ошибка кривичской концепции проявляется в хронологическом несоответствии исчезновения кривичей и появления белорусского этноса. Кривичи исчезли к середине XII в., а белорусы как этнос к этому времени еще не сформировались.

Авторы кривичско-дреговичско-радимичской концепции (Е. Карский, В. Пичета, М. Гринблат, М. Довнар-Запольский) основными предками белорусов считали этнические общности кривичей, дреговичей и радимичей. Основная их аргументация основана на изучении распространения традиционных земледельческих орудий и особенностях говоров в разных регионах Беларуси. Но и эта концепция имеет спорные моменты. Те элементы культуры и языка белорусов, которые считаются составными элементами культуры и языка дреговичей или кривичей, возникли позже, чем существовали эти общности, не ранее XII в., и занимали более широкие ареалы, чем территории дреговичей, кривичей и радимичей.

В соответствии с финской концепцией (автор И. Ласков) предками белорусов были славяне и финны. В качестве доказательства он ссылается на то, что некоторые названия белорусских рек (например, Двина) финского происхождения. Однако этот факт свидетельствует только о том, что в Подвинье и Понеманье когда-то жило финское население. Это было в каменном веке. Оно было ассимилировано балтами еще до расселения славян на территории Беларуси.

Согласно балтской концепции предками белорусов были славяне и древние балты. Сторонники балтской концепции (в частности,
В. Седов) утверждают, что на балтов как предков белорусов указывают некоторые элементы традиционной белорусской культуры и языка (культ ужа, женский головной убор намитка (плат), твердый «р» и др. Аргументами этой концепции считаются также названия белорусских рек (Сож, Ректа, Клева, Ареса и др.). Полагают, что они балтского происхождения. Однако в данной концепции много спорных моментов. Многие факты, на которые ссылаются ее сторонники, характерны не только для балтов и белорусов. Твердый «р» присутствует в языке украинцев, болгар, сербов, чехов, словаков, на которых балты не оказали культурного влияния. Женский головной убор намитка встречался и у других славянских народов. А культ ужа был распространен еще шире, встречается также у греков и албанцев. Названия белорусских рек также не являются основой доказательства наличия балтского субстрата (подосновы) белорусов. Они показывают только то, что в прошлом на территории Беларуси жили балты. Однако большая часть их была ассимилирована еще до формирования белорусов.

В 50-е гг. ХХ в. советский этнограф С. Токарев обосновал так называемую новую (или древнерусскую) концепцию. По его мнению, в конце IX – начале Х в. усилились процессы нивелировки этнокультурных особенностей восточных славян. Это было обусловлено экономической, политической, культурной и конфессиональной интеграцией. Начала формироваться общая территория восточных славян. Центром собирания восточных славян было Среднее Поднепровье, где находился Киев, ставший столицей нового государства – Киевской Руси. В результате смешения различных общностей (кривичей, дреговичей, радимичей, древлян, полян, вятичей и других) в Среднем Поднепровье в IX–X вв. сформировалась новая восточнославянская этническая общность – древнерусская народность. Во второй половине Х в. утвердилось и название этой территории – «Русь». Сильное Древнерусское государство защищало восточных славян от нападений иноземцев. В этом государстве существовала единая культура и язык.

Затем в результате политического разъединения, распада Киевской Руси разъединилась и древнерусская народность. В результате возникли три родственных народа: русский, белорусский и украинский.

У этой концепции появилось много оппонентов (Г. Штыхов, Н. Ермолович, М. Ткачев и др.). Они полностью отрицают сам факт существования древнерусской народности и формирования на ее основе белорусов, украинцев и русских. В соответствии с концепцией Н. Ермоловича, никакой древнерусской народности не было. Киевская Русь не была таким государством, как его описывали в советской исторической и учебной литературе. Она, по мнению Н. Ермоловича, не была собирателем славянских народов. При этом автор ссылается на К. Маркса. Последний называл Киевскую Русь неудачной, неск-ладной, скороспелой, «лоскутной» империей. Это государство, дополнял Н. Ермолович, было искусственным и поэтому непрочным военно-административным образованием. В нем поспешно и против воли и интересов народов объединялись племенные земли, оно не имело общей экономической базы. Главной целью этого государства было проведение военных походов на Византию. Для этого и собирали на завоеванной территории многочисленное и разноплеменное войско. Поэтому, считал Н. Ермолович, было проблематичным возникновение древнерусской народности в таком государстве, как Киевская Русь. О несуществовании древнерусской народности свидетельствует тот факт, что Киевское государство в XII в. распалось на части, которые соответствовали первоначальным племенным территориям.

Отвечая на вопрос о том, как же возникли три восточнославянских народа, Н. Ермолович полагал, что все дело в том, на какой территории поселились славянские племена и с каким коренным населением (субстратом) произошло смешение. Так, русский этнос сформировался на основе финского субстрата, украинский – тюркского, белорусский – балтского.

Автор считал, что доля балтского субстрата в формировании белорусов была значительно меньшей, чем финского в этногенезе великорусов. Объяснялось это тем, что Беларусь по причине ее географического положения была местом, где особенно интенсивно концентрировался славянский элемент, поэтому он мог легко побеждать балтский. Отдельные регионы Беларуси вообще не были заселены балтами (юг Минщины, междуречье Вилии и Гайны, юг Полоччины). Н. Ермолович отмечал еще одну особенность формирования белорусского этноса: на территории Беларуси проходили очень интенсивные процессы смешения, сращивания славянских этнических общностей – кривичей, радимичей, дреговичей. Результатом этого было усиление славянского элемента, что способствовало более быстрой ассимиляции балтов.

В начале 90-х гг. ХХ в. еще одну концепцию (современную) возникновения белорусского этноса предложил белорусский этнограф и историк М. Ф. Пилипенко. Он отказывается от представления о
белорусском этногенезе как упрощенной эволюции, от объяснения
его только миграционными процессами. Исследователь считает, что
в формировании белорусского этноса имели место как эволюция, так и диффузия, которые тесно взаимодействовали и дополняли друг друга. Пилипенко считает, что в результате широкого расселения славян и смешивания их с восточными балтами возникли не белорусы, а первоначальные этнические общности кривичей, дреговичей и радимичей. Это произошло в IX–X вв. Затем в конце Х – начале XI в. вместе с другими восточнославянскими общностями кривичи, дреговичи и радимичи консолидировались в новую общевосточнославянскую этническую общность. Для нее были характерны общие язык, материальная и духовная культуры. После трансформации этих первоначальных этнических славянских общностей в общеславянскую древнюю общность их территории стали общей этнической территорией, которая получила название «Русь». Именно с этого времени применительно к территории Беларуси и другим восточнославянским землям стало использоваться название «Русь», а население стало называться «руссами», «русичами», «русинами», «русскими».

Со времени своего формирования этническая территория Руси не была однородной. Она делилась на регионы, которые не совпадали с прежними этническими территориями первоначальных восточнославянских этнических общностей. Территория современной Беларуси по локальным особенностям языка и культуры входила в две диалектно-этнографические зоны общевосточнославянской этнической общности – полесскую и подвинско-днепровскую. Кроме общего названия «Русь» за южной частью территории Беларуси закрепилось название «Полесье», за центральной и северной – «Белая Русь». В южной поприпятской зоне на основе трансформации дреговичей, древлян и южной части радимичей шел процесс формирования новой этнической общности – полешуков, в северном (подвинско-днепровс-ком) регионе в результате трансформации кривичей, вятичей и северных радимичей – древних белорусов. М. Пилипенко считает, что именно они стали непосредственными предками белорусов.

Со временем, отмечает М. Пилипенко, в результате интенсивных этнических процессов на основе взаимодействия, объединения двух значительных групп (поприпятской и подвинско-днепровской) восточнославянского населения с одной стороны, и консолидации их с отдельными группами невосточнославянского населения – западнославянского (польского), балтского и тюркского (татарского) с другой, на широкой территории, расположенной между Припятью на юге, Западной Двиной на севере, Неманом на западе и Днепром на востоке, к середине XVI в. сформировался новый комплекс культуры и связанная с ним система языка. Все это свидетельствовало о появлении новой восточнославянской этнической территории, которая с того времени получила свое название «Белая Русь».

Происхождение его объясняли по-разному. Его связывали с красотой земли (Макарий, XVI в.), большим количеством снега (С. Герберштейн, XVI в.), свободой (В. Татищев, XVIII в.), независимостью от татаро-монголов (М. Любавский, XIX в.), светлопигментированным антропологическим типом жителей (М. Янчук, начало ХХ в.). Появились и другие объяснения: более раннее принятие христианства по сравнению с Черной Русью (И. Юхо), широкое распространение в топонимике названий со словом «белая» (П. Крапивин), ассоциация у одного из этнических предков белорусов (балтов) запада с черным цветом, а востока – с белым.

Дальнейшее формирование белорусской народности проходило с конца XIII до середины XVIII в. Процесс этот проходил под влиянием социально-экономических, политических, географических, церковно-религиозных и других факторов. Объединение белорусских земель в составе Великого Княжества Литовского (ВКЛ), подчинение единой верховной власти привело к территориальной консолидации и послужило толчком к складыванию этнической территории компактного расселения народа, с которой связаны его формирование и развитие. Централизация государства (организация управления, ликвидация остатков раздробленности, унификация административного деления, введение единого законодательства, символики) способствовало более тесному политическому объединению белорусских земель. Прогресс в производстве и развитии товарно-денежных отношений, рост городов спо-собствовали языковой интеграции, нивелировали местные особенности и воздействовали на формирование сословно-классовой структуры этноса – уже к середине XVIII в. оформились шляхетское, мещанское и крестьянское сословия.

Этническая территория Беларуси охватила земли, на которых жили потомки кривичей (Витебщина, Смоленщина, Виленщина, Гродненщина), дреговичей (центральная Беларусь, Полесье, Брестчина), радимичей (Могилевщина, Гомельщина, западная Брянщина). На этой территории формируется новый самостоятельный язык со своими специфическими фонетическими и синтаксическими особенностями, своим лексическим составом. Она коренным образом отличается от древнерусского, русского и украинского языков. В фонетике ее особенностями стали «дзеканье», «цеканье», «аканье», «яканье», твердый «р», фрикативное произношение «г». В синтаксисе – использование слов «каб», «калі», частиц «ці», «чы». Развитию белорусского языка способствовало то, что в конце XIV–XVII вв. он был государственным в ВКЛ. Ей пользовались судебные учреждения, княжеская канцелярия, магистраты, на нем писались законы, летописи, мемуары и публицистические произведения. Такой статус языка был закреплен в конституции того времени – Статуте 1588 г. Родной язык Ф. Скорина ввел в Библию и этим показал ее равноправие с классическими каноническими языками – латинским, греческим, древнееврейским. Использованию белорусского языка в конфессийной литературе способствовала Реформация. Униатская церковь использовала язык коренного этноса наравне с латинским и церковнославянским. Достигнув значительного развития, белорусский язык со второй половины XVI в. начал сдавать свои позиции под давлением польского.

Специфические черты материальной и духовной культуры белорусской народности отражены в типах поселений (местечки, фольварки, застенки, околицы), жилья (хата и сени), орудиях труда (соха, деревянная борона), в одежде и народной кухне.

Основным показателем степени консолидации народа выступает этническое самосознание – осознание людьми принадлежности к своему народу, его примечательности. Оно возникло прежде всего в среде прогрессивно настроенных горожан, шляхты, духовенства и проявилось в любви к родному краю, народу, культуре, в заинтересованности их прошлым, настоящим и будущим, в заботе о спасении нацио-нальных форм духовной культуры перед угрозой денационализации. Реформация содействовала пробуждению национального самосознания, интереса к национальному языку. Рубеж XVI–XVII вв. породил новую форму национального самосознания, в которой доминировал религиозный компонент и идея религиозной свободы для православных. Униатские деятели (С. Зизаний, М. Смотрицкий, А. Филиппович) защищали национально-культурные ценности (язык, обрядность, праздники), стремились объединить их с западноевропейскими. В дальнейшем национальное самосознание подвергалось деформации под воздействием вначале полонизаторских, а затем русификаторских тенденций.

Внешней формой проявления самосознания является название народа, этноним. В XIII–XVI вв. в отношении населения Беларуси употреблялись различные этнонимы. До XVII в. обобщающим по отношении к населению Беларуси, Украины, Московии и частично Литвы, Польши, Латгалии было название «Русь», «русские», «русины». Несмотря на то, что православная церковь закрепляла в общественном сознании представление об особой близости восточнославянских народов, население Руси Литовской считала именно себя «настоящей» Русью, а своих соседей называло «московитами». А население Руси Московской, наоборот, считало себя Русью «настоящей», а соседей – Русь Литовскую – Литвой. Однако белорусские «русины» уже в XV–XVI вв. отличали себя от «московитов» соседнего государства, называя их язык «московским», а свой – «русским». При царском дворе в Москве держали «толмачей» – переводчиков, имели словари для перевода с «русского» на «московский» языки. Этноним «русские люди» имел более стабильное распространение среди жителей восточной Беларуси и Смоленщины. В конце XVI–XVII в. он трансформировался в название «белорусцы». Украинцы, русские, поляки и большинство европейских народов называли белорусов «литвинами». Так себя называли в XIV–XV вв. преимущественно жители запада Беларуси и востока Литвы. В XV и особенно в XVII–XVIII вв. это название распространяется почти на весь белорусский этнос. Такая форма национального самоопределения населения Беларуси (особенно шляхты) закрепляется после объединения в Речь Посполитую Польского королевства и Великого княжества Литовского. Поляки рассматривали Речь Посполитую как объединение двух наций в одну, а магнаты и шляхта ВКЛ упорно подчеркивали, что они «литвины», а не поляки. Первое упоминание о Беларуси в отношении к собственно белорусским землям в Ипатьевской летописи датируется 1305 г. Это название вначале закрепилось за Витебщиной, Смоленщиной, Могилевщиной и только во второй половине XIX в. распространяется на всю нашу Родину. Упомянутые этнонимы в зависимости от обстоятельств могли употребляться отдельно или одновременно («литвин-белорусец», «литвин русского рода»), но все они были элементами эт-нического самосознания белорусского народа.

Постепенно формировался и особый белорусский менталитет – образ ума народа, его мышления, национальный характер, психология. К лучшим моральным и духовным качествам белорусов относятся национальная и религиозная толерантность (терпимость), рассудительность, гостеприимство, мягкосердечность, выносливость, щедрость, сообразительность, немстительность, добросовестность, доброжелательность, поэтичность души, трудолюбие. К отрицательным сторонам белорусского менталитета можно отнести апатичность, нерешительность, консерватизм, недоверчивость, скрытность, покорность. Общими чертами для белорусов являются также молчаливость, домоседство, неагрессивность, склонность к согласию и поиску компромиссов. От евреев белорусы отличаются меньшей энергичностью, находчивостью, настойчивостью, менее развитым умением приспосабливаться к жизненным обстоятельством, большим индивидуализмом, меньшей сплоченностью. Белорусы чаще всего не обладают тем легкомыслием и самовосхвалением, которые присущи полякам. От украинцев их отличает неразвитое чувство мести. Кроме восточнославянского населения в формировании белорусской этнической общности принимали участие западнославянские (поляки), балтские (прусы, борцы, ятвяги, литовцы, жемайты, латгалы), тюркские (татары) этнические группы. Кроме того, на Беларуси проживали небольшие группы евреев, цыган, караимов, шотландцев, французов, немцев, русских и украинцев.

Под воздействием польского этнокультурного влияния после Люблинской унии в 70-е гг. XVI в. через знакомство наших представителей высшего сословия с культурно-научными достижениями Западной Европы с помощью польского языка начался процесс постепенной полонизации магнатов и шляхты ВКЛ. Тогда, в XVI в., не предвиделось никакой опасности от знакомства передовых, по-евро-пейски образованных белорусов с латинским и польским языком, на которых они писали свои произведения. Таким образом, период конца XIII – середины XVIII в. стал для белорусской народности временем становления, развития и подъема. Ее успешное развитие прервал «кровавый потоп» (антифеодальная казацко-крестьянская война 1648–1651 гг. и русско-польская война 1654–1667 гг.), который стал первой национальной катастрофой. Впоследствии идет процесс размывания и упадка белорусского этноса, который проявился вначале в его массовой полонизации (отмена белорусского языка как государственного произошла в 1696 г.), а затем в русификации.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКОГО РЕГИОНА
НА ЭТАПЕ РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ.
СТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СПОСОБА
ПРОИЗВОДСТВА В VII–VIII вв.

 

Основу хозяйства населения на территории Белоруссии в VII–VIII вв. составляло подсечно-огненное земледелие. Орудия труда изготовлялись из дерева с элементами железа, это были сохи, копаницы, серпы, косы, бороны и т. д. Крестьяне сеяли рожь, ячмень, просо, овес, гречку, лен, коноплю и другие огородные культуры. Животноводство привело к разведению рабочего скота (быков и коней), а также домашних животных (коров, свиней, коз и птицы). Это давало человеку мясо, молоко, шкуры животных. Первобытный строй постепенно уступает место феодализму. На смену родовой общине пришла сельская, основой которой стали территориальные и экономические связи и отношения. Феодализм (от лат. владение) обозначает общественно-политический склад жизни, основой которого являются частная собственность на землю класса феодалов и зависимое, подчиненное положение крепостных крестьян. Феодализм также характеризуется рутинным, не совершенным способом производства и господством ручного труда. Кроме того, характерной чертой феодализма является натуральное хозяйство, в котором все, что производится, то и употребляется. В этот период происходит закрепление крестьян к земле и личная их зависимость от помещиков. Появляется феодальная иерархия, которая представляется в виде пирамиды: Великий князь – князья-владельцы отдельных земель – князья мелких удельных княжеств (вотчин) – феодалы-владельцы маентков.

Хронологически эпоха феодализма у восточных славян приходится на период с IX в. по 1961 г. и разделяется на три основных этапа:

· IX – первая половина XII в. – становление феодальных отношений;

· вторая половина XII – вторая половина XVIII в. – классический феодализм, где проявились все его основные черты и особенности;

· первая половина XIX в. – закат и кризис феодально-крепостни-ческих отношений.

Основными формами феодального землевладения являлись:

· великокняжеские или государственные земли;

· панские земли, которые подразделялись на крупные землевладения (вотчины) и мелкопоместные, которые назывались служба и давались за службу князю или магнатам;

· церковно-монастырские;

· общинные земли, земли общего пользования, которые назывались сервитутами.

Крестьяне в зависимости от формы ренты назывались смердами, рядовичами, закупами, холопами. Основными формами земельной ренты являлись отработочная, она была связана с барщиной; натуральная (оброк) выплачивалась продуктами труда крестьян; денежная (чинш) выплачивалась деньгами. Ренту получали владельцы земли феодалы.

КНЯЖЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
(ПОЛОЦКОЕ, ТУРОВСКОЕ И ДРУГИЕ)
В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
ХАРАКТЕР ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
С ЕВРОПЕЙСКОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ

 

Уже с конца X в. Полоцкое княжество выделяется как самостоятельное, независимое от Киева и представляет собой новое государственное образование. Особую роль в его возвышении сыграло выгодное географическое положение, а также Великий путь «из варяг в греки», который проходил по его территории. От князя Изяслава пошла ветвь полоцких князей, которых стали называть Изяславичами или Рогволодовыми внуками. Полоцкое княжество было раннефеодальной республиканской монархией с ограниченной властью главы государства – князя, которому принадлежала исполнительная власть. Законодательным органом власти в Полоцке являлось вече (народное собрание), которое решало все важнейшие проблемы и даже выборы самого князя. Наиболее знаменитым полоцким князем, который правил в XI в. был Всеслав, прозванный Чародеем. В годы его правления расширился авторитет Полоцка и возросло его могущество. Всеслав построил в Полоцке Софийский собор, который стал символом могущества и независимости этих земель, их государственности. Он неоднократно ходил войной на Псков и Новгород. В ответ на это киевские князья пошли войной на Полоцк, а Всеслав вышел им навстречу. Недалеко от Менска на р. Немиге в марте 1067 г. произошла самая кровавая битва, которая была описана в «Слове о полку Игореве». После смерти Всеслава полоцкая земля была разделена между его сыновьями и начался период феодальной раздробленности и междуусобных войн.

Туровское княжество в этот период также выделяется среди других княжеств. Его выгодное географическое положение – на пути с Киева в Западную Европу содействовало быстрому развитию. Уже с X в. наблюдается расцвет Турова, а в XII в. он избавляется от опеки киевских князей. Туров подчиняет себе удельные княжества Пинска, Клецка и Слуцка. В Турове тоже было вече, имеющее большой авторитет не только в светской, но и духовной жизни, оно выбирало даже епископа. Кроме того, в Турове совмещались должности князя и посадника, что было довольно необычным.

В XII в. выделяется также Менское княжество, которое достигает наибольшего расцвета в период князя Глеба Всеславича. Он возглавляет борьбу за единство всех белорусских земель и выступает против междоусобиц, которые приводят в упадок белорусские земли.

В это время существовали также и такие удельные княжества, как Берестейское, Новогородское, Городенское и др. Однако, следует отметить, что любое феодальное княжество представляло собой своеобразное государство и имело все атрибуты власти – законодательную, исполнительную и судебную. Те княжества, которые не имели независимости, стремились ее получить и это проводило к войнам или локальным конфликтам. Однако, все княжества Беларуси объединяло общее происхождение населения (продолжался процесс этногенеза белорусов) и тесные политические, религиозные и культурные связи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.043 с.)