Банковские операции и сделки: характеристика и критерии их классификации 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банковские операции и сделки: характеристика и критерии их классификации



Банковские операции и сделки: характеристика и критерии их классификации

Основными активными операциями являются:

кредитные операции, в результате которых формируется кредитный портфель банка;

инвестиционные операции, создающие основу для формирования инвестиционного портфеля;

кассовые и расчетные операции, являющиеся одним из основных видов услуг, оказываемых банком своим клиентам;

прочие активные операции, связанные с созданием соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей успешное выполнение всех банковских операций.

Классификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным операциям. Основополагающий вариант классификации валютныхопераций вытекает из закона РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Он состоит в следующем: все операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на:

текущие валютные операции;

валютные операции, связанные с движением капитала.

В настоящее время более широкое значение приобрели текущие валютные операции. При этом отсрочка платежа предоставляется на минимальный срок. Ограниченный круг валютных операций, связанных с движением капитала, обосновывается большими рисками при их осуществлении, а также более сложным оформлением (получение разрешения ЦБ РФ на данные операции). Необходимо уточнить, что все валютные операции тесно взаимосвязаны, поэтому очень сложно четко отклассифицировать все операции с иностранной валютой. Тем более, что операции могут быть отнесены к нескольким основным видам валютных операций.

К неторговым операциям относятся операции по обслуживанию клиентов, не связанных с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка движением капитала. Уполномоченные банки могут совершать следующие операции неторгового характера:

покупку и продажу наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

инкассо иностранной валюты и платежных документов в валюте;

осуществлять выпуск и обслуживание пластиковых карточек клиентов банка;

производить покупку (оплату) дорожных чеков иностранных банков;

оплату денежных аккредитивов и выставление аналогичных аккредитивов.

Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит формирование ресурсов банков. Ресурсы коммерчески банков формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств.

Особенности банковской деятельности и принципы ее организации

Банковская деятельность – совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли. Она формируется на определенном правовом поле, на основе установленных принципов функционирования банковской системы, правового положения субъектов банковской деятельности и.т.п.

Принципы, которые обязательно должны соблюдаться:

обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности;

независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев предусмотренных законодательными актами;

разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством. Они не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по их обязательствам, если между ними не заключено соглашение о противном или государство не приняло на себя такую ответственность;

регулирование деятельности банков центральным банком и осуществление банковского надзора; обязательное соблюдение установленных нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы;

обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков;

обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;

работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Банк, работая в пределах имеющихся ресурсов, должен обеспечивать не только количественное соотношение между ресурсами и кредитными вложениями, но и в целом между пассивными и активными операциями, добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов (прежде всего по срокам тех и других);

взаимоотношения банка, небанковской кредитно-финансовой организации со своими клиентами строятся на договорных началах как обычные рыночные отношения исходя их критериев прибыльности, риска и ликвидности;

обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов.

 

Собственный капитал коммерческого банка. Требования Банка России к структуре и достаточности собственного капитала

Собственный капитал банка представляет собой совокупность различных по назначению полностью оплаченных элементов, обеспечивающих экономическую самостоятельность, стабильность и устойчивую работу банка. Обязательным условием для включения в состав собственного капитала тех или иных средств является их способность выполнять роль страхового фонда для покрытия непредвиденных убытков, возникающих в процессе деятельности банка, позволяя тем самым банку продолжать проведение текущих операций в случае их появления. Однако не все элементы собственного капитала в одинаковой степени обладают такими защитными свойствами. Многие из них имеют свои, присущие только им особенности, которые оказывают влияние на способность элемента возмещать чрезвычайные непредвиденные расходы. Это обстоятельство обусловило необходимость выделения в структуре собственного капитала банка двух уровней: основного (базового) капитала, представляющего капитал первого уровня, и дополнительного капитала, или капитала второго уровня.

В соответствии с положением Банка России от 10 февраля 2003 г. № 215-П«0 методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» к источникам, входящим в состав основного капитала, относятся средства, имеющие наиболее постоянный характер, которые коммерческий банк может при любых обстоятельствах беспрепятственно использовать для покрытия непредвиденных убытков. Эти элементы отражаются в публикуемых банком отчетах, составляют основу, на которой базируются многие оценки качества работы банка, и, наконец, влияют на его доходность и степень конкурентоспособности. В состав дополнительного капитала с определенными ограничениями включают средства, которые носят менее постоянный характер и могут только при известных обстоятельствах быть направлены на указанные выше цели. Стоимость таких средств способна в течение определенного времени изменяться.

В частности, в составе источников основного капитала банка выделяются:
- уставный капитал акционерного коммерческого банка в части обыкновенных акций, а также акций, не относящихся к кумулятивным;
* уставный капитал коммерческого банка, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью;
• фонды коммерческого банка (резервный и иные), сформированные за счет прибыли прошлых лет и текущего года (на основании данных, подтвержденных аудиторской организацией);
• эмиссионный доход банка, созданного в форме акционерного общества;
* эмиссионный доход банка, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью;
• прибыль прошлых лет и текущего года, уменьшенная на величину распределенных средств за соответствующий период, данные о которых подтверждены аудиторским заключением, т.е. нераспределенная прибыль;
• часть резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, акций и долей участия.

В состав основного капитала включаются фонды, использование которых не уменьшает величины имущества банка.

Источниками дополнительного капитала банка являются:
• прирост стоимости имущества за счет переоценки;
• часть резерва на возможные потери по ссудам;
• фонды, сформированные в текущем году, прибыль текущего года;
• субординированные кредиты;
• привилегированные акции с кумулятивным элементом. Может быть включена в состав дополнительного капитала прибыль прошлого года до аудиторского подтверждения.

 

Содержание кредитной политики банка и ее назначение

Кредитная политика коммерческого банка — это совокупность факторов, документов и действий, определяющих развитие коммерческого банка в области кредитования своих клиентов. Кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, средства и методы их реализации, а также принципы и порядок организации кредитного процесса. Она создает основу организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности, являясь необходимым условием разработки системы документов, регламентирующих процесс кредитования.

Кредитная политика коммерческого банка должна четко определять цели кредитования, содержать правила реализации конкретных целей, в том числе содержать стандарты и инструкции, представляющие собой методическое обеспечение ее реализации.

Кредитная политика коммерческого банка обычно разрабатывается и совершенствуется высшим руководством банка (чаще всего это президент банка, вице-президенты, кредитный комитет) и формирует основные направления кредитной деятельности: объективные стандарты и критерии, которыми должны руководствоваться банковские работники; основные действия лиц, принимающих стратегические решения в области кредитования; принципы контроля за качеством управления кредитной деятельностью в банке и работой служб внутреннего и внешнего аудита.

Можно сказать, что кредитная политика коммерческого банка — это совокупность его кредитной стратегии и кредитной тактики. При этом стратегия определяет основные принципы, приоритеты и цели конкретного банка на кредитном рынке, в то время как тактика — конкретные финансовые инструменты, используемые банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения, порядок организации кредитного процесса.

Проявление сущности кредитной политики коммерческого банка заключается в ее функциях. Условно их можно разделить на две группы: общие, присущие различным элементам банковской политики, и специфические, отличающие кредитную политику от других элементов банковской политики.

 

Содержание кредитного процесса и характеристика его этапов

Кредитный процесс предусматривает реализацию пяти этапов: 1) поиск потенциального заемщика; 2) анализ документов и технико-экономических расчетов, представленных клиентом; 3) рассмотрение подготовленного заключения по кредитной заявке на Кредитном комитете; 4) оформление документации, необходимой для выдачи кредита; 5) использование кредита.
Поиск потенциальных заемщиков чрезвычайно ответственный этап. Для развитых рыночных отношений типичной является ситуация, когда банк ищет возможных клиентов. В современных российских условиях часто, наоборот, инициатива принадлежит клиентам. В общей массе встречается достаточно много недобросовестных клиентов, для которых главное - любым способом получить кредит. Об эффективном использовании и своевременном возврате средств они не задумываются. Для российских банков в настоящее время основная проблема организации кредитования заключается в том, чтобы обеспечить максимальное выявление бесперспективной клиентуры.
В целях качественного улучшения подбора клиентуры должно неукоснительно соблюдаться главное правило организации кредитного процесса - банк сам ищет потенциальных заемщиков. Поиск клиентов должен быть поставлен на системную основу и опираться на хорошее знание экономики региона, в котором функционирует кредитное учреждение. Анализ хозяйственных процессов позволит выявить предприятия и организации региона, имеющие устойчивые рыночные позиции и испытывающие потребность в дополнительных финансовых средствах. Также анализ покажет новые быстроразвивающиеся отрасли, кредитные вложения в которые принесут высокие и стабильные доходы.
Анализ представленных документов и расчетов является для банка самым ответственным этапом. Здесь определяется ожидаемая эффективность кредитуемого бизнес-проекта. В случае ошибочной оценки экономических показателей проекта высока вероятность того, что заемщик не сможет вернуть сумму кредита и проценты в установленный срок.
Каждый банк имеет собственный перечень необходимых для предоставления ссуды документов, однако основные его элементы характерны для всех: нотариально заверенные копии устава, учредительного договора и документа о государственной регистрации, карточка с образцами подписей руководителей (нотариально заверенная), годовой отчет и баланс с приложениями на последнюю отчетную дату (заверенный налоговой инспекцией), аудиторское заключение о достоверности отчета, техникоэкономическое обоснование целесообразности использования кредита.

Представленная клиентом документация рассматривается сотрудниками кредитного управления. За относительно короткий срок они должны оценить обоснованность предложений клиента и подготовить письменное заключение о целесообразности и условиях кредитования данного проекта.
В международной практике реализуется так называемое правило «четырех глаз», когда кредитный проект изучается одновременно двумя работниками, не находящимися в подчинении одного руководителя.
Подготовленное письменное заключение рассматривается на очередном заседании Кредитного комитета. Обычно окончательное решение принимается простым большинством голосов. Причем Кредитный комитет может не согласиться с выводами заключения, а также уточнить условия предоставления ссуды. Если решение Комитета положительное, наступает следующий этап кредитного процесса.
Четвертый этап предусматривает оформление всей необходимой кредитной документации. Прежде всего, это подготовка и заключение кредитного договора. В этой работе самое активное участие принимает юридическая служба банка. Согласно ГК РФ кредитный договор является разновидностью договора займа. В соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса «по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее». Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным (ст. 820 ГК РФ).
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. К ним относятся цель кредита, его размер, срок возврата, условия выдачи и погашения, процентная ставка за пользование, способы обеспечения исполнения кредитного обязательства. Перечисленные элементы определяют структуру и содержание кредитного договора, который, как правило, включает следующие разделы:

  1. Общие положения (или предмет договора).
  2. Порядок выдачи и погашения кредита.
  3. Порядок начисления и уплаты процентов за пользование кредитом.
  4. Права и обязанности сторон.
  5. Обеспечение возврата кредита.
  6. Ответственность сторон, санкции.
  7. Порядок изменения договора и рассмотрения споров.

Единой формы кредитного договора не существует. Подписывается кредитный договор уполномоченными на то лицами. Помимо кредитного договора при необходимости заключается также договор о залоге, который создает юридическую основу для образования вторичных источников погашения ссуды.
На каждого нового клиента-заемщика заводится специальное досье (кредитное дело), в котором концентрируется вся информация, связанная с его взаимоотношениями с банком по поводу кредитования (кредитная история).
Завершается четвертый этап подготовкой письменного распоряжения одного из руководителей банка (председателя Правления или его заместителя) на выдачу кредита. Одновременно открывается ссудный счет, т.е. такой счет, где отражается задолженность клиента банку по полученным кредитам, выдача и погашение ссуд.
Последний, пятый этап заключается в использовании кредита. На данном этапе сотрудники кредитного управления осуществляют контроль за целевым использованием кредита, соблюдением лимита кредитования (в случае открытия кредитной линии), состоянием залога (при кредитовании под товары в обороте и переработке), своевременностью и полнотой уплаты процентов, а также установленными сроками возврата кредита. Кроме перечисленных задач, банковские служащие не прекращают работу по анализу кредитоспособности и финансовых результатов деятельности заемщика, при необходимости проводят встречи и переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования.

Структура ресурсов банка

Структура ресурсов коммерческих банков характеризуется большей долей привлеченных источников.Этим коммерческие банки отличаются от других субъектов экономики. На долю собственного капитала банка по состоянию на 1 ноября 2005 г. приходится 13,5%, в то время как у коммерческих предприятий она находится на уровне 50-60%. Эту разницу можно объяснить характерной особенностью банковского бизнеса — выполнять роль финансового посредника. Кроме того, привлечение временно свободных денежных средств обходится коммерческому банку значительно дешевле, чем операции по увеличению собственного капитала банка.

Структура ресурсов конкретного коммерческого банка по своему качественному и количественному составу может существенно отличаться от структуры ресурсов как других коммерческих банков, так и от сложившейся в целом по региону. Это зависит от многих факторов, например таких, как период функционирования банка, величина его уставного капитана, особенности деятельности банка, состав операций, предусмотренных банковской лицензией, количество и качество клиентуры, политика банка в области кредитования, участие на финансовых рынках и, наконец, состояние рынка банковских ресурсов.

Привлечение в коммерческий банк денежных средств из различных источников с целью формирования ресурсной базы происходит постоянно, практически каждый день. При этом абсолютный размер банковских ресурсов по итогам дня может не измениться либо, напротив, уменьшиться, поскольку одновременно происходит погашение обязательств банка, связанное с наступлением срока платежа или возникновением потребности в денежных средствах их владельцев, списанием денежных средств со счетов хозяйственных субъектов в оплату их платежных документов и другие текущие операции, приводящие к сокращению пассивов банка. Однако, несмотря на то что размер ресурсов — величина непостоянная, ежедневные колебания в целом за отчетный месяц сглаживаются и в конечном итоге приводят к какому-то относительно постоянному уровню (тенденции).

Правовое регулирование

Порядок осуществления российскими банками расчётно-кассового обслуживания юридических лиц регламентируется следующими правовыми нормами:

  • ФЗ «О банках и банковской деятельности»,
  • Гражданский кодекс РФ,
  • ряд Положений Центробанка РФ.

Помимо этого, соответствующие взаимоотношения между банком и его клиентом регулируются посредством подписанного обеими сторонами договора об РКО. Заключить такой договор с выбранным банком имеет право любая коммерческая и некоммерческая организация вне зависимости от формы собственности, имеющая статус юрлица или предпринимателя. Открыв расчетный счёт в рублях или иностранной валюте (долларах, евро), его владелец может распоряжаться средствами для ведения коммерческой и некоммерческой деятельности (именно этим счёт расчётный отличается от текущего).

В рамках договора банк берёт на себя обязанность по хранению денежных средств клиента, своевременному зачислению поступающих сумм, их перечислению и выдаче по распоряжению руководства предприятия, а также по оперативному, корректному совершению прочих действий, определённых договором и не противоречащих законодательным нормам.

Комплекс услуг, предоставляемых по договору РКО, заключается в следующем:

  • обеспечение оперативного, бесперебойного движения денежных потоков клиента;
  • проведение операций с валютой;
  • приём/выдача наличных денежных средств.

Выполнение этих задач осуществляется разными способами с применением специальных финансовых инструментов, главным и основным из которых является расчётный счёт. Только после его открытия могут быть доступны другие банковские продукты по обращению финансов.

Расчётно-кассовое обслуживание безналичных операций – это:

  • обеспечение оперативного выполнения поручений клиента;
  • систематическое информирование о поступлении/выбытии денежных средств;
  • подготовка и выдача итоговых результатов финансовых операций (выдача выписок).

Для управления финансами банки предоставляют пакет услуг – основных и дополнительных, – из которых предприятие самостоятельно выбирает необходимые и наиболее удобные.

Компания взаимодействует с кредитным учреждением посредством передачи ему поручений на проведение действий с денежными средствами. Для этого существует два способа.

  1. Классический – передача распоряжений на бумаге лично или через доверенное лицо. Так как для этого затрачивается время на поездку в офис банка, то постоянно им пользуется малое число предприятий.
  2. Онлайн-банкинг – метод управления финансами, основанный на дистанционном представлении (через интернет) платёжных поручений/требований. Этот способ предпочитают большинство организаций.

Каждый из них имеет свой тариф и отдельно указывается в договоре на РКО.

Получив распоряжение компании (любым способом) на совершение платежа, банк выполняет его по условиям заключённого между ними стандартного соглашения, то есть согласно общему режимному графику. По желанию клиента после подписания специального договора к типовому комплекту РКО добавляется дополнительная функция – осуществление расчётов с поставщиками по системе Банковских Электронных Срочных Платежей (БЭСП). То есть финансовое учреждение за отдельную плату выполняет поручения клиента сразу в момент их поступления, а не по общему режиму, установленному внутренними правилами.

Если компания желает осуществлять деятельность не только в рублях, то ей необходимо открыть валютный счёт, точнее, три: текущий (для распоряжения имеющейся у юрлица иностранной валютой), транзитный (для учёта поступающей выручки) и для учёта приобретенной на внутреннем рынке иностранной валюты.

В состав услуг по РКО валютных счетов входит:

  • приобретение/реализация валюты по поручению компании;
  • продажа обязательной части валютной выручки;
  • конверсионные операции;
  • перечисление/получение средств в инвалюте по экспортно-импортным сделкам клиента.

Если предприятие находится на расчётно-кассовом обслуживании в кредитном учреждении, ему может быть доступна (после подписания отдельного договора) услуга по приему банковских карт для оплаты товаров в торговой точке – эквайринг. Финансовая организация, осуществляющая такую деятельность, называется банком-эквайером. При этом она должна не только установить соответствующее оборудование в магазине, но и своевременно проводить все мероприятия, связанные с использованием карт.

Аналогичная услуга предоставляется при приёме оплат с использованием платёжных карт в сети Интернет. В этом случае терминалы для считывания информации о карте заменяет специальная форма, которую заполняет покупатель, а деятельность называется интернет-эквайрингом.

После подписания договора на РКО организация может оформить в обслуживающем банке чековую книжку. Она служит для получения наличных денег на финансирование хозяйственной стороны деятельности компании, выдачу заработной платы, оплату поставщикам.

Альтернативой чековой книжке служит корпоративная банковская карта. Её оформление сопровождается открытием специального счёта, по которому кредитная организация ведёт реестр операций, выдаёт выписки с оборотами и остатками.

В состав РКО входит и приём наличных денег. Уполномоченный сотрудник предприятия вносит их на счёт, оформляя при этом приходный кассовый ордер.

Если предприятию систематически требуется вносить/получать большие суммы денег, то в целях безопасности оно может воспользоваться услугой инкассации, доступной после открытия расчётного счёта и подписания соответствующего договора.

Расчётно-кассовое обслуживание – платная услуга, стоимость которой для юридического лица будет складываться из двух слагаемых. За базовый комплект взимается фиксированный тариф (некоторые позиции могут быть бесплатными для клиента – зависит от выбранного кредитного учреждения). Открытие рублевого расчётного счёта обходится в 900–3500 рублей, цена за ведение документации по дебетовым, кредитовым оборотам с выдачей выписок колеблется от 350 до 1100 рублей ежемесячно. Стоимость дополнительных услуг обычно составляет фиксированный процент от суммы операции. В частности, эквайринг или пользование системой БЭСП обойдется предприятию в 1,5-4% от суммы транзакции (размер комиссионного вознаграждения устанавливается банком).

 

VI. Размещение акций

VII. Регистрация итогов выпуска. Отчет об итогах выпуска представляется в регистрационный орган в течение 30 дней после завершения размещения. В случае регистрации он выдает письмо о регистрации и копию зарегистрированного отчета.

VIII. Раскрытие всей информации, содержащейся в отчетах об итогах выпуска. Банк публикует итоги выпуска в том печатном органе, где было опубликовано сообщение о выпуске.

Банк России проводит последовательную линию на увеличение собственного капитала банка, рассматривая его в качестве одного из важнейших путей укрепления стабильности национальной банковской системы.

Деятельность банков как инвесторов предполагает проведение операций по покупке и продаже ценных бумаг; размещение кредитов под залог приобретенных ценных бумаг; операции по реализации банком-инвестором прав, удостоверенных приобретенными ценными бумагами: получение процентов, дивидендов и сумм, причитающихся в погашение ценных бумаг; участие в управлении акционерным обществом-эмитентом; участие в процедуре банкротства в качестве кредитора или акционера; получение причитающейся доли имущества в случае ликвидации общества.

Деятельность банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг предполагает осуществление следующих видов профессиональной деятельности:

§ брокерской — совершение банком гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре;

§ дилерской — совершение банком сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным им ценам;

§ по управлению ценными бумагами — осуществление банком от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами;

§ клиринговой — деятельности по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним;

§ депозитарной — оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения — лицензии, которая выдается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи. В настоящее время банки имеют лицензию первого вида, в которую включаются такие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как брокерская, дилерская, деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, депозитарная, клиринговая деятельность.

Банковские операции, связанные с обслуживанием рынка ценных бумаг, включают в себя: предоставление кредитов на приобретение ценных бумаг и под залог ценных бумаг; предоставление банковских гарантий по выпускам облигаций и иных ценных бумаг (например, жилищных сертификатов); выполнение функций платежных агентов эмитентов, ведение счетов участников рынка ценных бумаг и осуществление денежных расчетов по итогам операций на рынке ценных бумаг.

 

16. Система показателей оценки финансового состояния заемщика: экономическое содержание, методика расчета

1. Характер, репутация заемщика.

Под характером клиента понимается его ответственность, готовность и желание погасить долг, что предполагает выяснение психологического портрета клиента. При оценке репутации большое значение имеет отношение заемщика к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире (кредитная история). Работа с новым для банка заемщиком предполагает выяснение его юридического статуса, а для физических лиц правомочности получения кредита.

2. Финансовые возможности.

Анализ финансовых возможностей предполагает оценку платеже способности заемщика по документам финансовой отчетности. Основное внимание уделяется анализу денежного потока клиента. Кредитор обязан выяснить из каких источников и какими суммами он сможет погашать ссудную задолженность. Кредиты могут погашаться за счет четырех источников: доходы, продажа активов, продажа акций и получение ссуды у другого кредитора. Банки предпочитают, чтобы ссуда возмещалась за счет дохода, т.к. все другие методы могут быть дорогостоящими и вредить репутации банка.

3. Капитал.

Размер и структура капитала – важнейший источник информации о деятельности заемщика. При анализе структуры капитала, особое внимание следует обратить на показатель финансового рычага). Это показатель финансовой устойчивости, отражающий соотношение собственного и заемного капитала фирмы.

4. Обеспечение.

Предприятию не будет предоставлен кредит, если оно не располагает имуществом для обеспечения ссуды. Некоторые активы могут служить в качестве обеспечения, поэтому очень важно оценить их размеры и качество. При потребительском кредите обеспечением могут служить автомобили, дома, мебель и т.д.

5. Общие экономические условия включают макроэкономическая и рыночная конъюнктура, перспективы работы клиента.

В оценке кредитоспособности заемщика в любом случае принципиальное значение имеет финансовый анализ. Он проводится разными способами:

на основе системы финансовых коэффициентов (показателей);

на основе анализа денежных истоков, т.е. сопоставления притока и оттока денежных средств на предприятие – заемщика. Превышение притока средств над их оттоком свидетельствует о его хорошем финансовом положении и наоборот.

В традициях отечественных банков использование метода коэффициентов.

Система финансовых коэффициентов оценки кредитоспособности включает 45 (в зависимости от подхода автора к классификации коэффициентов) групп и 23 десятка показателей:

коэффициенты ликвидности;

коэффициенты оборачиваемости капитала;

коэффициенты финансового левереджа (соотношения собственных и заемных средств);

коэффициенты прибыльности (рентабельности);

коэффициенты обеспечения долга.

Кредитный рейтинг – это система показателей, позволяющая от нести каждого индивидуального заемщика к определенному классу:

1. на уровне средних величин – II класс;

2. выше средних – I класс;

3. ниже средних – III класс.

Общая оценка кредитоспособности, как правило, дается в баллах, сумма которых устанавливается самим банком. Например, I класс – от 100 до 150 баллов;

II класс – от 151 до 250 баллов;

III класс – от 251 и выше.

Точная оценка кредитоспособности позволяет выбрать наиболее эффективные способы снижения кредитного риска (страхование, вид обеспечения и т.д.).

Управление кредитными операциями в банке не заканчивается подписанием кредитного договора и открытием ссудного счета заемщику. Кредитный инспектор ведет кредит до момента полного погашения ссудной задолженности.

Кредитный мониторинг – система банковского контроля за всем процессом кредитования – проявляется в постоянном контроле как за прохождениями отдельных кредитов, так и за качеством кредитного портфеля в целом. Кредитный мониторинг позволяет своевременно вы явить отклонение от целей кредитной политики и исправить ситуацию, обеспечивая умеренный риск.

 

Клиринг.

Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств. В банковской системе создаются клиринговые центры, через которые осуществляются расчеты. Также на базе крупных банков организуется сеть расчетов по клирингу.

Клиринговый центр открывает банкам корсчета, через которые осуществляется зачет взаимных требований.

 

19. Экономическое содержание банковского продукта, виды продуктов, создаваемых коммерческими банками, их краткая характеристика

К основным видам банковских продуктов относятся:
1. Валютные операции
Валютный обмен - это продажа банком одной валюты, например долларов, за другую, например франки или песо, с взиманием определенной платы за услуги. В настоящее время куплю-продажу иностранной валюты обычно осуществляют только крупные банки, поскольку данные операции сопряжены с валютным риском и для их проведения необходим значительный опыт.
2. Коммерческие векселя и кредиты предприятиям
Учитывая коммерческие векселя, банки тем самым предоставляют займы товаропроизводителям, которые продают банку долговые обязательства своих покупателей с целью быстрейшей мобилизации денежных средств. В настоящее время в западных странах такая практика продолжается, хотя оборот коммерческих векселей составляет всего 10 - 20% всех операций коммерческих банков.
3. Сберегательные депозиты
В целях изыскания дополнительных средств банки создают сберегательные депозиты. Сам депозит - это банковский продукт, а его обслуживание - банковская услуга.
4. Хранение ценностей
Хранение в банке ценностей клиентов (золото, ценные бумаги и др.) представляет собой услугу, а расписки или другие документы, удостоверяющие факт принятия ценностей на хранение, - банковский продукт. Безопасное хранение ценностей клиента осуществляет отдел аренды сейфов, который хранит ценности клиента до того момента, пока клиенту не понадобится доступ к своей <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.004 с.)