Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-когнитивная теория наученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Самовосприятие и ожидания относительно возможных будущих результатов собственных поступков являются существенными элементами социально-когнитивных теорий научения. С помощью этой модели можно проанализировать в первую очередь поведение избегания, фобические реакции, сокращение социальных контактов и поведенческие дефициты. Модель предоставляет также возможности для объяснения возникновения, или по крайней мере поддержания, поведенческих дефицитов. Для этой цели Бандура (Bandura, 1982) предложил концепцию самоэффективности (ожидания эффективности (собственной) деятельности и поведения) (self-efficacy expectation)и концепцию ожидания результата (response outcome expectation). Ожидание результата — когда человек знает, что какое-то определенное поведение будет иметь желаемый эффект. Ожидание эффективности подразумевает степень уверенности человека в том, что он в состоянии сам осуществить некое поведение. Чтобы поведение или поступок осуществились, оба вида ожидания должны быть достаточно высоки. По Бандуре (Bandura, 1982), эффекты позитивных или негативных ожиданий приводят к следующим реакциям (см. рис. 15.2).
Рис. 15.2. Эффекты ожидания результата и эффективности, воспринимаемого индивидом (по Bandura, 1982, S. 140)
Высокое ожидание эффективности от собственных действий и недостаточное знание об адекватном поведении вообще (дефицитарное ожидание результата) вызывают, по Бандуре, социальную целенаправленную активность, протест и жалобы или индивид выбирает при трудностях другую среду. Низкое ожидание эффективности с низким ожиданием результата приводит, напротив, к пессимизму и апатии. Низкое ожидание эффективности с высоким ожиданием результата приводят к самообесцениванию и отчаянию. И только при достаточно высоком ожидании и результата, и эффективности становится возможным адекватное поведение. Изменить ожидание результата можно путем научения по моделям, инструктажем и т. д., то есть приобретением знаний. Ожидание эффективности можно изменить только собственными, в данном случае поддержанными извне, действиями. К настоящему времени клиническая состоятельность данной модели проверялась при фобии змей и в опыте по аналогии, то есть в экспериментальных условиях в психологической лаборатории. В одном критическом анализе Кирш (Kirsch, 1985) показывает, что модель Бандуры можно прямо перевести в уже ранее разработанное Роттером (Rotter, 1954) понятие социального научения. Тогда понятие ожидания успеха Роттера соответствовало бы ожиданию эффективности у Бандуры. Так как социально-когнитивная теория научения имеет своим предметом общие принципы поведения, то нельзя определить специфичность этих механизмов воздействия при различных расстройствах. Для решения практических задач, таких как анализ социальной неуверенности и поведения избегания, модель Бандуры предоставляет удобный способ разъяснить клиенту, как возникло и чем поддерживается его расстройство. Преимущество подобных моделей в том, что они учитывают когнитивные переменные как опосредующие процессы между стимулом и поведением. В то же время они позволяют разрабатывать гипотезы, которые можно проверить на поведении. По крайней мере приемлемость этих гипотез можно проверить в терапии отдельных случаев.
Выводы о воздействии социально-психологических факторов
Если мы посмотрим на социально-психологические модели этиологии расстройств с учетом всех этих критических замечаний, то, по-видимому, сможем прийти к следующему заключению. Социально-психологические факторы лишь в редких случаях напрямую влияют на расстройство и являются его главными причинами. Значительно чаще они действуют в сочетании с другими факторами, смягчая или дополнительно поддерживая расстройство. Это ничего не говорит о важности их влияния, но объясняет, почему так трудно найти объяснения для сложных расстройств, пользуясь простыми моделями. Ни для одной из описанных здесь моделей специфические отношения причины—следствия между социально-психологическими процессами, с одной стороны, и психическими или соматическими заболеваниями — с другой, не доказаны наверняка. Да этого и нельзя требовать от моделей, которые ориентированы на общие социально-психологические закономерности в поведении и эмоциях. Даже там, где мы наиболее близки к этому, — имеются в виду концепция социальной депривации и модели теории атрибуции при депрессии, — многие вопросы и феномены остаются не ясными. И все-таки социально-психологические процессы без сомнения, в значительной мере влияют на поддержание расстройств и на позитивное или негативное течение заболеваний. Это можно заключить не только из имеющихся на сегодняшний день эмпирических и экспериментальных исследований, но также — косвенно — из результатов многочисленных исследований в области психотерапии. Простой связи между каким-то отдельным социально-психологическим признаком и какой-то специфической симптоматикой, разумеется, нельзя ожидать, так как на протяжении всего времени существования клинических феноменов на основные переменные, как правило, влияют несколько факторов. Для того чтобы развивать и проверять социально-психологические понятия применительно к клинике, следовало бы расширить психологический методический аппарат. Вопрос о причинном воздействии социально-психологических факторов должен к тому же исследоваться в проспективных исследованиях течения болезни, где предсказания об их действенности можно проверить на однозначно определенных симптомах или синдромах. В противовес критике представленных здесь моделей можно подчеркнуть их эвристическую ценность. Это касается не только исследования психических расстройств, но и практической клинической деятельности. Именно для этой сферы социально-психологические модели предоставляют теоретические опорные точки, исходя из которых можно целенаправленно развивать гипотезы для анализа и лечения различных психических расстройств.
Литература
Abramson, L. Y., Seligman, M. E. P. & Teasdale, J. D. (1978). Learned helplessness in humans. Journal of Abnormal Psychology, 87, 49-74. Argyle, M. & Kendon, A. (1967). The experimental analysis of social Performances. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology. (Vol. III, pp. 55-98). New York: Academic Press. Bandura, A. (1982). Self-efficacy mechanisms in human agency. American Psychologist, 37, 122-147. Baron, R. A. & Byrne, D. (1984). Social psychology (4th edition). Boston: Allyn & Bacon. Bateson, G., Jackson, D. D., Haley, J. & Weakland, J. (1956). Toward a theory of schizophrenia. Behavioral Science, 1, 251-264. Beck, A. T., Rush, J., Shaw, B. & Emery, G. (1981). Kognitive Therapie der Depression. München: Urban & Schwarzenberg. Bebbington, P., & Kuipers, L. (1994) The predictive utility of expressed emotion in schizophrenia: An aggregate analysis. Psychological Medicine, 24, 707-718. Bernard, L. C. (1994). Health psychology: Biopsychological factors in health and illness. New York: Hardcourt Brace. Bierhoff, H. W. (1993). Sozialpsychologie: Ein Lehrbuch. Stuttgart: Kohlhammer. Blöschl, L. (1978). Psychosoziale Aspekte der Depression. Bern: Huber. Bowlby, J. (1973). Attachment and loss: Separation, anxiety, and anger (Vol.II). New York: Basic Books. Brehm, S. S. (1980). Anwendung der Sozialpsychologie in der klinischen Praxis. Bern: Huber. Coyne, J. C. (1976). Toward an interactional description of depression: A critical appraisal. Psychological Bulletin, 94, 472-505. Coyne, J. C. & Gotlib, J. H. (1983). The role of cognition in depression: A critical appraisal. Psychological Bulletin, 94, 472-505. Dörner, K. (1975). Diagnosen in der Psychiatrie. Frankfurt: Compur-Verlag. Ellgring, H., Seiler, S., Perleth, B., Fings, W., Gasser, T. & Oertel, W. (1993). Psychosocial aspects of Parkinson's disease. Neurology, 43 (Suppl. 6), 41-44. Ellis, A. (1977). Die rational-emotive Therapie. München: Pfeiffer. Ernst, C. (1987). Frühdeprivation und spätere Entwicklung. Ergebnisse katamnestischer Untersuchungen. In G. Nissen (Hrsg.), Prognose psychischer Erkrankungen im Kindes- und Jugendalter (S. 88-111). Bern: Huber. Fiske, S. T. & Taylor, S. E. (1991) Social cognition (2nd edition). New York, N. Y.: McGraw Hill. Flack, W. F., & Laird, J. D. (Eds.). (1998). Emotions in psychopathology. Oxford: Oxford University Press. Flanagan, D. A., & Wagner, H. L. (1991). Expressed emotion and panic-fear in the prediction of diet treatment compliance. British Journal of Clinical Psychology, 30, 231-240. Florin, I., Freudenberg, G. & Hollaender, J. (1985). Facial expressions of emotion and physiologic reactions in children with bronchial asthma. Psychosomatic Medicine, 47, 382-393. Försterling, F. (1980). Attributionstheorie in der Klinischen Psychologie. München: Psychologie Verlags Union. Fontana, A. (1966). Familial etiology of schizophrenia. Is a scientific methodology possible? Psychological Bulletin, 66, 214-228. Frey, D. & Greif, S. (Hrsg.). (1994). Sozialpsychologie - Ein Handbuch in Schlüsselbegriffen (3. Aufl.). Weinheim: Beltz PVU. Friedman. H. S., Hall, J. A. & Harris, M. J. (1985). Type A behavior, nonverbal expressive style, and health. Journal of Personality and Social Psychology, 48, 1299-1315. Goffman. E. (1967). Stigma. Über Techniken der Bewältigungbeschädigter Identität. Frankfurt: Suhrkamp. Gove, W. (Ed.). (1980). The labeling of deviance — Evaluating a perspective (2nd edition). London: Sage Publications. Hahlweg, K., Schindler, L. & Revenstorf, D. (1982). Partnerschaftsprobleme: Diagnose und Therapie. Berlin: Springer. Herkner, W. (1983). Einführungin die Sozialpsychologie (3. Aufl.). Bern: Huber. Hooley, J. M., & Teasdale, J. D. (1989). Predictors of relapse in unipolar depressives: Expressed emotion, marital distress, and perceived criticism. Journal of Abnormal Psychology, 98, 229-235. Izard, C. E. (1977). Human emotions. New York: Plenum Press. Jacobson, J. W., Mulick, J. A., & Schwartz, A. (1995). A history of facilitated communication: Science, pseudoscience, and antiscience. American Psychologist, 50, 750-765. Jahoda, M, Lazarsfeld, P. F., & Zeisel, H. (1932). Die Arbeitslosen von Marienthal. (2. Aufl. 1960). Allensbach: Verlag für Demoskopie. Kanfer, F. H., Reinecker, H., & Schmelzer, D. (1996). Selbstmanagement-Therapie, (2. Aufl.). Berlin: Springer. Kavanagh, D. J. (1992). Recent developments in Expressed Emotion and Schizophrenia. British Journal of Psychiatry, 160, 601-620. Kiecolt-Glaser, J. K., Kennedy, S., Malhoff, S., Fisher, C, Seicher, C. E., & Glaser, R. (1988). Marital discord and immunity in males. Psychosomatic Medicine, 50, 213-229. Kirsch, I. (1985). Self-efficacy and expectancy: Old wine with new labels. Journal of Personality and Social Psychology, 49, 824-830. Krause, R. (1981). Sprache und Affekt — Das Stottern und seine Behandlung. Stuttgart: Kohlhammer. Lazarus, R. S. (1984). On the primacy of cognition. American Psychologist, 39, 124-129. Leff, J. & Vaughan, Ch. (1985). Expressed emotion in families — its significance for mental illness. New York: Guilford. Linden, M. (1976). Depression als aktives Verhalten. In N. Hoffmann (Hrsg.), Depressives Verhalten — Psychologische Modelle zur Ätiologie und Therapie (S. 108-149). Salzburg: Otto Müller. Mann, L. (1994). Sozialpsychologie (10. Aufl.). Weinheim: Beltz PVU. Matarazzo, J. D. (1984). Behavioral health: A 1990 challenge for the health sciences professions. In J. D. Matarazzo, S. M. Weiss, J. A. Herd, N. E. Miller & S. M. Weiss (Eds.), Behavioral health (pp. 3-40). New York:WiIey. Miklowitz, D., Goldstein, M. J., Falloon, I. R. H. & Doane, J. (1984). Interactional correlates of expressed emotion in the families of schizophrenics. British Journal of Psychiatry, 144, 48-487. Nicassio, P. M., & Smith, T. W. (1995). Managing chronic illness: A biopsychosocial perspective. Washington, DC: APA. O'Leary, A. (1990). Stress, emotion and human immune function. Psychological Bulletin, 108, 363-382. Pennebaker, J. W. (1993). Overcoming inhibition: Rethinking the roles of personality, cognition, and social behavior. In H. C. Traue & J. W. Pennebaker (Eds.), Emotion, inhibition and health (pp. 100-115). Göttingen: Hogrefe. Pennebaker, J. W., Kiecolt-Glaser, J. K., & Glaser, R., (1988a). Disclosure of traumas and immune function: Health implications for psychotherapy. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 56, 239-245. Pennebaker, J. W., & Traue, H. C. (1993). Inhibition and psychosomatic processes. In H. C. Traue & J. W. Pennebaker (Eds.), Emotion, inhibition and health (pp. 146-163). Göttingen: Hogrefe. Pfungst, O. (1907). Das Pferd des Herrn von Osten (Der kluge Hans). Leipzig: Joh. Ambrosius Barth. (Nachdruck: Frankfurt: Fachbuchhandlung für Psychologie, 1983) Ploog, D. (1972). Breakdown of the social communication system: A key process in the development of schizophrenia? Prospects for research on schizophrenia? Neurosciences Research Progress Bulletin, 10, 394-395. Plutchik, R. (1980). Emotion: A psychoevolutionary synthesis. New York: Harper & Row. Radley, A. (1994). Making sense of illness — The social psychology of health and disease. London: Sage. Raush, H. L.,, Greif, A. C. & Nugent, J. (1979). Communication in couples and families. In W. R. Burr, R. Hill, F. J. Neye & I. L. Reiss (Eds.), Contemporary theories about the family, Vol. I: Research based theories (pp. 468-489). New York: Free Press. Rehm, L. P. & O'Hara, M. W. (1979). Understanding depression. In I. H. Frieze, D. Bar-Tal & J. S. Carroll (Eds.), New approaches to social problems (pp. 209-264). San Francisco: Jossey Bass. Rosenhan, D. L. (1973). On being sane in insane places. Science, 179, 250-258. Rosenthal, R. (1967). Covert communication in the psychological experiment. Psychological Bulletin, 67, 356-367. Rotter, J. B. (1954). Social learning and clinical psychology. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall. Scherer, K. R. (1984). On the nature and function of emotion: A component process approach. In K. R. Scherer & P. Ekman (Eds.), Approaches to emotion (pp. 293-317). Hillsdale, N. J.: Lawrence Erlbaum. Schwarzer, R. (Hrsg.) (1990). Gesundheitspsychologie. Göttingen: Hogrefe. Seligman, M. E. P. (1992). Erlernte Hilflosigkeit (4. Aufl.). Weinheim: Beltz, PVU. Semin, G., & Fiedler, K. (Eds.) (1996). Applied social psychology. London: Sage-Publications. Snyder, C. R., & Forsyth, D. R. (Eds.) (1991). Handbook of social and clinical psychology — The health perspective. New York: Pergamon Press. Spitz, R. (1946). Anaclitic depression: An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood. Psychoanalytic Study of the Child, 2, 313-342. Spitzer, R. (1975). Move on pseudoscience in science and the case for psychiatric diagnoses. Archives of General Psychiatry, 33, 459-470. Stroebe, W., Hewstone, H., Codol, J. P., & Stephenson, G. (Hrsg.). (1990). Sozialpsychologie. Berlin: Springer. Szasz, T. S. (1960). The myth of mental illness. American Psychologist, 15, 113-118. Teasdale, J. D. (1993). Emotion and two kinds of meaning: Cognitive therapy and applied cognitive science. Behavior Research and Therapy, 31, 339-354. Teasdale, J. D., & Barnard, P. J. (1993). Äffect, cognition, and change: Re-modelling depressive thought. Hillsdale: Lawrence Erlbaum. Temoshok, L., van Dyke, C. & Zegans, L. S. (Eds.). (1983). Emotions in health and illness. New York: Grune & Stratton. Tomkins, S. (1982). Affect theory. In P. Ekman (Ed.), Emotion in the human face (pp. 353-395). Cambridge: Cambridge University Press. Trower, P., Bryant, B. & Argyle, M. (1978). Social skills and mental health. London: Methuen. Ullrich, R. & Ullrich de Muynck, R. (1980). Diagnose und Therapie sozialer Störungen. München: Pfeiffer. Urnas-Moberg, K. (1996). A comparison of oxytocin and blood pressure reduction in animals and humans. Biobehavioral interactions. Paper presented at the 4th International Congress of Behavioral Medicine, Washington, D. C, March 13-16, 1996. Wallbott, H. G. & Scherer, K. R. (1986). The antecedents of emotional experiences. In K. R. Scherer, H. G. Wallbott & A. B. Summerfield (Eds.), Experiencing emotion — A cross-cultural study (pp. 69-83). Cambridge: Cambridge University Press. Williams, J. M. G. (1986). Social skills training in depression. In C. R. Hollin & P. Trower (Eds.), Handbook of social skills training (Vol. 2, pp. 91-110). Oxford: Pergamon Press. Wortman, C. B. & Brehm, J. W. (1975). Responses to uncontrollable outcome: An integration of reactance theory and the learned helplessness model. In L. E. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 8, pp. 277-336). New York: Academic Press.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.175.48 (0.012 с.) |