Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная сеть / социальная поддержкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для регистрации социальных сетей и социальной поддержки в психологии существует большое количество методов (Laireiter, 1993b). Источники вариантности при операционализации социальных сетей и социальной поддержки характеризуются следующими существенными параметрами. 1) Методические аспекты. Опросники, интервью, дневники (бумага/карандаш; компьютер); письменные или графические стандартные формы (сеть); временной отрезок регистрации (прошлое, настоящее, будущее); критерии включения (см. пункт 2); методическая разработанность и качество с точки зрения теории теста. 2) Содержательные аспекты (параметры сбора данных). 2.1) Социальная сеть. Таксономия сети; критерии сети (частота контактов, роли, эмоциональное качество, перегрузка, поддержка и т. д. как индикаторы для индивида в сети); ограничение числа называемых лиц; установление структурных (например, частных групп), интеракционных (например, частота контактов, ролевая принадлежность), функциональных (поддержка, перегрузка и т. д.) признаков членов сети; оценки (например, удовлетворенность контактом). 2.2) Социальная поддержка. Компоненты понятия (ресурсы, восприятие, поведение/интеракция и т. д.); относительная ситуация (повседневность, перегрузки (стрессоры); специфические события); источники поддержки (партнеры, друзья/подруги, семья и т. д.); содержание поддержки (психологическая, инструментальная и т. д.). До сих пор эти понятия регистрировались главным образом с помощью опросников собственной оценки; что касается сети, то здесь по причине сложности понятий общеприняты интервью. В последнее время некоторые понятия, особенно повседневная поддержка во время стресса и интеракционная сеть, измеряются адекватно понятию с помощью метода ведения дневника (Laireiter & Thiele, 1995). - Социальные сети можно отобразить, пользуясь следующими критериями: контакт, роли, интеракции и обмен, а также их комбинации; соответственно регистрируются очень разные частные сферы индивидуальной системы отношений. Кроме того, в последнее время разрабатывались методы регистрации стрессовых отношений в зависимости от их значимости (Lettner, 1994; Lettner, Solva & Baumann, 1996). Обзор наиболее существенных методов можно найти в: Laireiter, 1993b; Baumann & Laireiter, 1995. В таблице 17.5 обобщенно приводятся самые распространенные в немецкоязычных странах методы.
Таблица 17.5. Некоторые методы регистрации социальных сетей и социальной поддержки
Примечание. Ко всем методам имеются указания о надежности и валидности.
В немецкоязычных странах чаще всего используют предложенное Бауманном и его сотрудниками Интервью социальной сети и социальной поддержки (SONET)(Laireiter, Baumann, Reisenzein, Feichtinger & Untner, 1997; Westhoff, 1993). Этот метод строится на комбинированных критериях (комбинируются ролевые, интеракционные и аффективные критерии); формально и содержательно он подтвердился в самых различных исследованиях (обзор у: Laireiter et al., 1997). В отношении социальной поддержки методы дифференцируются прежде всего исходя из компонентов понятия (см. выше). Соответственно можно выделить методы, регистрирующие ресурсы поддержки (сети поддержки), воспринимаемую поддержку и полученную поддержку. 1) В соответствии с критериями, лежащими в основе методов анализа ресурсов, в большинстве случаев называются те лица, которые оказали бы поддержку в повседневной жизни или при не очень больших проблемах (относительное время: будущее), иногда расспрашивается также об актуально предоставленной поддержке (относительное время: настоящее). Есть несколько методов регистрации и тех лиц, которые предоставили бы поддержку при бОльших перегрузках и кризисах (относительное время: будущее). Наиболее известные в немецкоязычных странах инструменты — это Маннгеймское интервью социальной поддержки, MISU,Veiel (Westhoff, 1993), а также немецкоязычный перевод 6-пунктовой краткой формы Social Support Questionnaire SSQ (Опросник социальной поддержки),авторы Sarason, Sarason, Shearin и Pierce (Westhoff, 1993). Это достаточно хорошие психометрические инструменты, и их валидность доказана. Некоторые инструменты регистрируют также сеть поддержки при стрессах. Правда, эти способы еще не очень хорошо разработаны и обычно включаются в более комплексный метод, где наряду с этим исследуются также вид пережитых перегрузок, совладание со стрессом и полученная социальная поддержка. 2) Сравнительно много инструментов имеется для понятия «воспринимаемая поддержка»,потому что его легко операционализировать, а также концептуализировать как личностную переменную. Эти методы составлены почти исключительно в виде опросников собственной оценки и, как правило, имеют отношение к повседневным стрессам или к желанию поддержки, не связанному со стрессом. Большинство из них ориентируются на два измерения: источники и содержание поддержки; правда, такого метода, при котором бы систематически учитывались оба аспекта, нет. Наиболее известные в немецкоязычных странах инструменты — это Опросник социальной поддержки (F-SOZU),авторы Sommer и Fydrich (Westhoff, 1993), в полной и краткой форме, а также перевод американского опросника Interpersonal Support Evaluation List ISEL (Опросник межличностной поддержки), авторы Cohen и Hoberman, и Social Support-Appraisal Scale SS-A (Оценочная шкала социальной поддержки),автор Vaux (оба: немецкий перевод Laireiter, 1996; Westhoff, 1993). Психометрически высокая надежность доказана прежде всего для F-SOZU и SS-A -шкалы, кроме того, можно считать, что их валидность хорошо подтверждена. Воспринимаемая поддержка при стрессах и кризисах до настоящего времени была задействована разве что изредка. 3) Полученную поддержку регистрируют иногда безотносительно перегрузки, то есть поддержку вообще, а иногда — применительно к стрессам. При этом используются методы ведения дневника или интервью и опросников. Из общих методов наиболее известен опросник собственной оценки Inventory of Socially Supportive Behaviors ISSB (опросник социально поддерживающих способов поведения),автор Barrera, все больше применяемый и в немецкоязычных странах (немецкая формулировка: Laireiter, 1996; Westhoff, 1993). Этот опросник содержит 40 пунктов и измеряет объем полученной поддержки в повседневных делах за последний месяц (например: полить цветы, присмотреть за квартирой, сходить за покупками). Из многих методов ведения дневника, измеряющих полученную поддержку в рамках интеракций, в первую очередь надо назвать дневник отношений SONET-T (Laireiter, Reisenzein, Baumann & Untner, 1998), а также компьютеризированный дневник интеракций SONET-CT (Baumann, Thiele, Laireiter & Krebs, 1996; дальнейшее развитие SONET-CT-96). Большое значение имеют способы регистрации полученной поддержки в связи со стрессом. Это делается и в отношении повседневных перегрузок, и для критических жизненных событий. Поддержку при повседневных стрессах, как правило, регистрируют с помощью дневников (ср. Laireiter & Thiele, 1995), при критических жизненных событиях — в основном с помощью интервью, иногда применяются и опросники. Для повседневных перегрузок один из испытанных способов — это (Perrez & Reicherts, 1989, 1996) компьютеризированный дневник совладания COMES / COMRES (расширен за счет включения социальной поддержки: Perkonigg, Baumann, Reicherts & Perrez, 1993). Наиболее известный метод регистрации поддержки в связи с кризисами — интервью поддержки,автор Brown (ср. Brown, 1992), с помощью которого исследуется поддержка, полученная со стороны окружения, в преодолении тяжелых жизненных перегрузок и хронических трудностей (LEDS;см. выше), после чего осуществляется оценка на основании схемы дифференцированного кодирования.
Итоги
Стрессоры и совладание со стрессом тесно связаны с психическими и соматическими расстройствами. Эти связи можно расположить по меньшей мере в четырех плоскостях (Heim & Perrez, 1994). 1) Перегрузки могут быть причиной (или одной из причин) либо пусковым фактором (или одним из них) расстройств. 2) Патогенное воздействие стрессовых условий зависит от личностных признаков, от вида и способа совладания со стрессом и от признаков социального окружения (социальная сеть, социальная поддержка). 3) Отдельные психические расстройства можно понимать, среди прочего, и как характерные модальности в совладании с перегрузками; например, депрессивные расстройства содержат типичный набор признаков оценки и копинг-тенденций. 4) Психические расстройства и соматические болезни обычно сами по себе являются более или менее тяжелыми перегрузками, совладание с которыми тоже влияет на качество жизни, а иногда и на течение болезни. Эти психофизиологические взаимосвязи представляют собой обширную область исследований, и здесь мы не будем заниматься этой темой. Множество разрозненных данных не позволяет дать простые ответы на большинство из поставленных вопросов; однако вырисовываются некоторые тенденции развития, что мы и пытались показать, и поэтому концепции стресса и копинга можно считать важными категориями для этиологии, или анализа условий возникновения, расстройств; эти подходы имеют значение и для интервенции.
Литература
Amelang, M. & Bartussek, D. (1997). Differentielle Psychologie und Persönlichkeitsforschung (4. Aufl.). Stuttgart: Kohlhammer. American Psychiatric Association (APA).(1996). Diagnostisches und Statistisches Manual psychischer Störungen DSM-IV. [dt. Bearbeitung und Einleitung von H. Saß, H.-U. Wittchen & M. Zaudig]. Göttingen: Hogrefe. Baumann, U. & Laireiter, A. (1995). Individualdiagnostik interpersonaler Beziehungen. In K. Pawlik & M. Amelang (Hrsg.), Enzyklopädie der Psychologie: Grundlagen und Methoden der Differentiellen Psychologie (Band 1, S. 609-643). Göttingen: Hogrefe. Baumann, U., Thiele, C. Laireiter, A.-R. & Krebs, A. (1996). Computer-assisted diary on social interactions, social relationships, social support and interpersonal strain. In J. Fahrenberg & M. Myrtek (Eds.), Ambulatory assessment: Computer-assisted psychological and psychophysiological methods in monitoring and field studies (pp. 69-84). Seattle; Toronto: Hogrefe & Huber Publishers. Bebbington, P. (1996). The economic significance of social factors influencing the outcome of schizophrenia. In M. Moscarelli, A. Rupp & N. Sartorius (Eds.), Handbook of mental health economics and halth policy. Volume 1: Schizophrenia (pp. 65-78). Chichester: Wiley. Becker, P. (1995). Seelische Gesundheit und Verhaltenskontrolle. Göttingen: Hogrefe. Birbaumer, N. & Schmidt, R. F. (1996). Biologische Psychologie (3. Aufl.). Berlin: Springer. Bodenmann, G. (1995). Bewältigung von Streß in Partnerschaften. Fribourg; Bern: Universitätsverlag/Huber. Booth-Kewley, S. & Friedman, H. S. (1987). Psychological predictors of heart disease: A quantitative review. Psychological Bulletin, 101, 343-362. Brown, G. W. (1992). Social support: An investigator-based approach. In H. O. F. Veiel & U. Baumann (Eds.), The meaning and measurement of social support (pp. 235-258). Washington DC: Hemisphere. Brown, G. W. & Harris, T. (1978). Social origin of depression. A study of psychiatric disorder in women. London: Tavistock. Cohen, S. (1992). Stress, social support, and disorder. In H. O. F. Veiel & U. Baumann (Eds.), The meaning and measurement of social support (pp. 109-124). Washington DC: Hemisphere. Cohen, S., Kessler, R. C. & Gordon, L. U. (Eds.). (1995). Measuring stress. A guide for health and social scientists. New York; Oxford: Oxford University Press. Cohen, S. & Wills, T. A. (1985). Stress, social support, and the buffering hypothesis. Psychological Bulletin, 98, 310-357. Collegium Internationale Psychiatriae Scalarum (Hrsg.). (1996). Internationale Skalen für Psychiatrie (4. Aufl.). Göttingen: Beltz-Test. Cutrona, C. E. & Russell, D. W. (1990). Types of social support and specific stress: Toward a theory of optimal matching. In I. G. Sarason, B. R. Sarason & G. R. Pierce (Eds.), Social support: An interactional view (pp. 319-366). New York: Wiley. Debus, G., Erdmann, G. & Kallus, K. W. (Hrsg.), Biopsychologie von Streß und emotionalen Reaktionen. Göttingen: Hogrefe. Edelmann, R. J. (1992). Anxiety — Theory, research and intervention in clinical and health psychology. New York: Wiley. Endler, N. S. & Edwards, J. (1982). Stress and personality. In L. Goldberg & S. Breznitz (Eds.), Handbook of stress (pp. 36-48). New York; London: The Free Press / Collier Macmillan Publishers. Eriksen, C. W. (1951). Some implications for TAT Interpretation arising from need and perception experiments. Journal of Personality, 19, 282-288. Fahrenberg,J. & Myrtek, M. (Eds.). (1996). Ambulatory assessment. Computer-assisted psychological and psychophysiological methods in monitoring and field studies. Seattle: Hogrefe & Huber Publishers. Fiedler, P. (1995). Persönlichkeitsstörungen. Weinheim: Beltz Psychologie Verlags Union. Filipp, S. H. (Hrsg.).(1990). Kritische Lebensereignisse (2. Aufl.). Weinheim: Beltz Psychologie Verlags Union. Filipp, S. H. & Braukmann, W. (1990). Verfahren zur Erfassung kritischer Lebensereignisse: Eine Übersicht. In S. H. Filipp (Hrsg.), Kritische Lebensereignisse (2. Aufl., S. 92-103). Weinheim: Beltz Psychologie Verlags Union. Foa, E. B. & Meadows, E. A. (1997). Psychosocial treatments for post-traumatic stress disorder: A critical review. Annual Review of Psychology, 47, 449-480. Folkman, S. & Lazarus, R. S. (1988). Coping as a mediator of emotion. Journal of Personality and Social Psychology, 54, 466-475. Freedy, J. R. & Donkervoet, J. C. (1995). Traumatic stress: An overview of the field. In J. R. Freedy & S. E. Hobfoll (Eds.), Traumatic stress. From theory to practice (pp. 3-28). New York: Plenum. Freedy, J. R. & Hobfoll, S. E. (Eds.). (1995). Traumatic stress. From theory topractice. New York: Plenum. Freud, A. (1936/ 1964). Das Ich und die Abwehrmechanismen. München: Kindler (Erstveröffentlichung, 1936). Frijda, N. H. (1987). The emotions. Cambridge; Paris: Cambridge University Press/Ed. de la maison des sciences de l'homme. Gilbert, P. (1992). Depression: The evolution of powerlessness. Hove: L. Erlbaum Associates Ltd. Goldberger, L. & Breznitz, S. (Eds.). (1993). Handbook of stress. Theoretical and clinical Aspects (2nd ed.). New York: The Free Press. Goodyear, I. (1994). Les événements existentiels dans l'enfance et l'adolescence. In M. Bolognini, B. Plancherel, R. Nunez & W. Bettschart (Eds.), Préadolescence. Théorie, recherche et clinique (S. 89-106). Paris: ESF éditeur. Haan, N. (1977). Coping and defending. Process of self-environment organization. New York: Academic Press. Heim, E. & Perrez, M. (Hrsg.). (1994). Krankheitsverarbeitung. Jahrbuch der Medizinischen Psychologie 10. Göttingen: Hogrefe. Henderson, A. S. (1992). Social support and depression. In H. O. F. Veiel & U. Baumann (Eds.), The meaning and measurement of social support (pp. 85-92). Washington DC: Hemisphere. Holahan, C. J., Moos, R. H. & Schaefer, J. A. (1996). Coping, stress-resistance and growth: Conceptualizing adaptive functioning. In M. Zeidner & N. Endler (Eds.), Handbook of coping. Theory, research, applications (pp. 24-43). New York: Wiley. Johnson, J. H. (1986). Life events as stressors in childhood and adolescence. Newbury Park: Sage. Kaiser, S. & Scherer, K. R. (in press). Models of «normal» emotions applied to facial and vocal expression in clinical disorders. In W. F. Flack & J. D. Lavid (Eds.), Emotions in Psychopathology. New York: Oxford Press. Kanner, A. D., Coyne, J. C, Schaefer, C. & Lazarus, R. S. (1981). Comparison of two modes of stress measurement: Daily hasseis and uplifts versus major life events. Journal of Behavioral Medicine, 4, 1-39. Katschnig, H. (Hrsg.). (1980). Sozialer Streß und psychische Erkrankung. München: Urban & Schwarzenberg. Kessler, R. C. (1997). The effects of stressful life events on depression. Annual Review of Psychology, 48, 191-214. Kobasa, S. C. (1979). Stressful life events, personality, and health: An inquiry into hardiness. Journal of Personality and Social Psychology, 37, 1-11. Kohlmann, C.-W. (1997). Persönlichkeit und Emotionsregulation. Defensive Bewältigung von Angst und Streß. Bern: Hans Huber. Kohn, P. M., Lafreniere, K. & Gurevich, M. (1991). Hassles, health, and personality. Journal of Personality and Social Psychology, 61, 478-482. Kosarz, P., Hrabal, V. & Traue, H. S. (1997). Ein Symptom- und Streßtagebuch für Patienten mit chronisch-entzündlichen Darmerkrankungen. In P. Kosarz & H. C. Traue (Hrsg.), Psychosomatik chronisch-entzündlicher Darmerkrankungen (S. 143-157). Bern: Hans Huber. Krohne, H. W. (1993). Vigilance and cognitive avoidance as concepts in coping research. In H. W. Krohne (Ed.), Attention and avoidance (pp. 19-50). Seattle: Hogrefe & Huber Publishers. Krohne, H. W. (1996). Angst und Angstbewältigung. Stuttgart: Kohlhammer. Krohne, H. W., Fuchs, J. & Slangen, K. (1994). Operativer Streß und seine Bewältigung. Zeitschrift für Gesundheitspsychologie, 2, 155-175. Laireiter, A.-R. (Hrsg.). (1993a). Soziales Netzwerk und Soziale Unterstützung: Konzepte, Methoden und Befunde. Bern: Huber. Laireiter, A.-R. (1993b). Begriffe und Methoden der Netzwerk- und Unterstützungsforschung. In A.-R. Laireiter (Hrsg.), Soziales Netzwerk und Soziale Unterstützung: Konzepte, Methoden und Befunde (S. 15-44). Bern: Huber. Laireiter, A.-R. (1996). Skalen Soziale Unterstützung SSU. Testmanual. Mödling: Schuhfried. Laireiter, A.-R. & Baumann, U. (1988). Klinisch-psychologische Soziodiagnostik: Protektive Variablen und soziale Anpassung. Diagnostica, 34, 190-226. Laireiter, A.-R. & Baumann, U. (1992). Network structures and support functions — Theoretical and empirical analyses. In H. O. F. Veiel & U. Baumann (Eds.), The meaning and measurement of social support (pp. 33-55). Washington DC: Hemisphere. Laireiter, A.-R., Baumann, U., Reisenzein, E. & Untner, A. (1997). An instrument to assess everyday social relationships: The interval-diary «SONET-T». Swiss Journal of Psychology, 56, 217-238. Laireiter, A.-R., Baumann, U., Feichtinger, L & Reisenzein, E. & Untner, A. (1997). Interview und Fragebogen zum Sozialen Netzwerk und zur Sozialen Unterstützung SONET. Rehabilitation, 36, 15-30. Laireiter, A.-R. & Thiele, C. (1995). Psychologische Soziodiagnostik: Tagebuchverfahren zur Erfassung sozialer Beziehungen, sozialer Interaktionen und Sozialer Unterstützung. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychologie, 16, 125-151. Laux, L. & Weber, H. (1990). Bewältigung von Emotionen. In K. R. Scherer (Hrsg.), Psychologie der Emotion (S. 560-629). Göttingen: Hogrefe. Laux, L & Schütz, A. (1996). Streßbewältigungund Wohlbefinden in der Familie. Stuttgart: Kohlhammer. Lazarus, R. S. (1966). Psychological stress and the coping process. New York: McGraw Hill. Lazarus, R. S. (1991). Emotion and adaptation. New York; Oxford: Oxford University Press. Lazarus, R. S. & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. New York: Springer. Lazarus, R. S. & Launier, R. (1981). Streßbezogene Transaktionen zwischen Person und Umwelt. In R. Nitsch (Hrsg.), Streß: Theorien, Untersuchungen, Maßnahmen (S. 213-259). Bern: Huber. Leff, J. (1996). Working with families of Schizophrenic patients: Effects on clinical and social outcomes. In M. Moscarelli, A. Rupp & N. Sartorius (Eds.), Handbook of mental health economics and health policy. Volume 1: Schizophrenia (pp. 261-270). Chichester: Wiley. Lettner, K. (1994). Negative Aspekte sozialer Beziehungen und sozialer Unterstützung. Unveröff. Diss., Salzburg: Paris-Lodron-Universität. Lettner, K., Sölva, M. & Baumann, U. (1996). Die Bedeutung positiver und negativer Aspekte sozialer Beziehungen für das Wohlbefinden. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychologie, 17, 170-186. Maddi, S. R. (1990). Issues and interventions in stress mastery. In H. S. Friedman (Ed.), Personality and disease (pp. 121 -154). New York: Wiley. McKenna, P. J. (1994). Schizophrenia and related syndromes. Oxford: Oxford University Press. Miller, S. M. (1987). Monitoring and blunting: Validation of a questionnaire to assess styles of informationseeking under threat. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 345-353. Miller, S. M. (1989). Cognitive informational styles in the process of coping with theat and frustration. Advances in Behaviour Research and Therapy, 11, 223-234. Miller, S. M., Brody, D. S. & Summerton, J. (1988). Styles of coping with threat: Implications for health. Journal of Personality and Social Psychology, 54, 142-148. Monroe, S. M. & Johnson, S. L. (1992). Social support, depression, and other mental disorders: In Retrospect and toward future prospects. In H. O. F. Veiel & U. Baumann (Eds.), The meaning and measurement of social support (pp. 93-103). New York: Hemisphere. Nitsch, J. R. (1981). Zur Gegenstandsbestimmung der Streßforschung. In J. R. Nitsch (Hrsg.), Streß. Theorien, Untersuchungen, Massnahmen (S. 29-51). Bern: Hans Huber. Nusko, G. (1986). Coping. Bewältigungsstrategien des Ich im Zusammenhang von Kontext-, Person- und Situationsmerkmalen. Frankfurt a. M.: Peter Lang. Pearlin, L. I. (1982). The social contexts of stress. In L Goldberger & S. Breznitz (Eds.), Handbook of stress. Theoretical and clinical aspects (pp. 367-379). New York: The Free Press. Perkonigg, A. (1993). Soziale Unterstützung und Belastungsverarbeitung: Ein Modell zur Verknüpfung der Konzepte und Analysen von Unterstützungsprozessen. In A.-R. Laireiter (Hrsg.), Soziales Netzwerk und Soziale Unterstützung. Konzepte, Methoden und Befunde (S. 115-127). Bern: Hans Huber. Perkonigg, A., Baumann, U., Reicherts, M. & Perrez, M. (1993). Soziale Unterstützung und Belastungsverarbeitung: Eine Untersuchung mit computergestützter Selbstbeobachtung. In A.-R. Laireiter (Hrsg.), Soziales Netzwerk und Soziale Unterstützung. Konzepte, Methoden und Befunde (S. 128— 140). Bern: Hans Huber. Perrez, M. (1988). Belastungsverarbeitung bei neurotisch und endogen Depressiven. Psychotherapie, Psychosomatik, Medizinische Psychologie, 38, 59-66. Perrez, M., Berger, R. & Wilhelm, P. (1998). Die Erfassung von Belastungserleben und Belastungsverarbeitung in der Familie: Self-Monitoring als neuer Ansatz. Psychologie in Erziehung und Unterricht, 1, 19-35. Perrez, M. & Matathia, R. (1993). Differentielle Effekte des Bewältigungsverhaltens und seelische Gesundheit. Zeitschrift für Gesundheitspsychologie, 1, 235-253. Perrez, M. & Reicherts, M. (1989). Belastungsverarbeitung: Computerunterstützte Selbstbeobachtung im Feld. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychologie, 10, 129-139. Perrez, M. & Reicherts, M. (1992). Stress, coping, and health. A Situation-behavior approach. Theory, methods, applications. Seattle: Hogrefe & Huber Publishers. Perrez, M. & Reicherts, M. (1996). A Computer-assisted self-monitoring procedure for assessing stress-related behavior under real life conditions. In J. Fahrenberg & M. Myrtek (Eds.), Ambulatory assessment: Computer-assisted psychological and psychophysiological methods in monitoring and field studies (pp. 51-67). Seattle; Toronto: Hogrefe & Huber Publishers. Plancherel, B. (1998). Le stress des événements existentiels et des tracas quotidiens et son impact sur la santé des adolescents. Fribourg: Editions universitaires. Plancherei, B., Bolognini, M. & Nunez, R. (1994). L'hypothese de l'effet buffer È la préadolescence. In M. Bolognini, B. Plancherei, R. Nunez & W. Bettschart (Eds.), Préadolescence. Théorie, recherche et clinique (S. 159-172). Paris: ESF éditeur. Reicherts, M. (1988). Diagnostik der Belastungsverarbeitung. Fribourg; Bern: Universitätsverlag; Hans Huber. Reicherts, M. (1998). Regles cognitivo-comportementales. Bases théoriques et méthodologiques. Développement et fondation empirique d'un systeme de regles pour la maetrise du stress. Fribourg: Editions universitaires. Reicherts, M., Kaeslin, S., Scheurer, F., Fleischhauer, J. & Perrez, M. (1987). Belastungsverarbeitung bei endogen Depressiven. Zeitschrift für Klinische Psychologie, Psychopathologie und Psychotherapie, 35, 197-210. Reicherts, M. & Perrez, M. (1993). Fragebogen zum Umgang mit Belastungen im Verlauf UBV. Bern: Hans Huber. Röhrle, B. (1994). Soziale Netzwerke und Soziale Unterstützung. Weinheim: Beltz Psychologie Verlags Union. Rook, K. S. (1992). Detrimental aspects of social relationships: Tacking stock of an emerging literature. In H. O. F. Veiel & U. Baumann (Eds.), The meaning and measurement of social support (pp.157— 170). Washington DC: Hemisphere. Rüger, U., Blomert, A. F. & Förster, W. (1990). Coping. Theoretische Konzepte, Forschungsansätze, Meßinstrumente zur Krankheitsbewältigung. Göttingen: Verlag für Medizinische Psychologie, Vandenhoeck & Ruprecht. Saigh, P. A. (Hrsg.). (1995). Posttraumatische Belastungsstörung. Bern: Hans Huber. Sarason, B. R., Sarason, I. G. & Gurung, R. A. R. (1997). Close personal relationships and health outcomes: A key to the role of social support. In S. Duck (Ed.), Handbook of personal relationships. theory, research and interventions (2nd ed., pp. 547-574). Chichester: Wiley. Schachter, S. (1959). The psychology of affiliation. Palo Alto CA: Stanford University Press. Schenk, M (1984). Soziale Netzwerke und Kommunikation. Tübingen: Mohr. Scherer, K. R. (1988). Criteria for emotion-antecedent appraisal: A review. In V. Hamilton, G. H. Bower & N. H. Frijda (Eds.), Cognitive perspectives on emotion and motivation (pp. 89-126). Dodrecht: Nijhoff. Scherer, K. R. (1993). Studying the emotion-antecedent appraisal process: An expert system approach. Cognition and Emotion, 7, 325-355. Schwarzer, R. (1993). Streß, Angst und Handlungsregulation. Stuttgart: Kohlhammer. Schwarzer, R. & Leppin, A. (1989). Sozialer Rückhalt und Gesundheit: Eine Meta-Analyse. Göttingen: Hogrefe. Schwenkmezger, P. & Hank, P. (1995). Ärger, Ärgerausdruck und Blutdruckverhalten: Ergebnisse einer kombinierten experimentellen und feldexperimentellen Untersuchung. Zeitschrift für Gesundheitspsychologie, 3, 39-58. Seiffge-Krenke, I. (1989). Bewältigung alltäglicher Problemsituationen: Ein Coping-Fragebogen für Jugendliche. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychologie, 10, 201-220. Selye, H. (1986). History and present status of the stress concept. In L. Goldberger & S. Breznitz (Eds.), Handbook of stress. Theoretical and clinical aspects (pp. 7-17). New York: The Free Press. Stieglitz, R. D. & Baumann, U. (Hrsg.). (1994). Psychodiagnostik psychischer Störungen. Stuttgart: Enke. Thoits, P. A. (1983). Dimensions of life events that influence psychological distress: An evaluation and synthesis of the literature. In H. B. Kaplan (Ed.), Psychological stress. Trends in theory and research (pp. 33-103). New York: Academic Press. Veiel, H. O. F. & Baumann, U. (Eds.). (1992). The meaning and measurement of social support. New York: Hemisphere. Veiel, H. O. F. & Ihle, M. (1993). Das Copingkonzept und das Unterstützungskonzept: Ein Strukturvergleich. In A.-R. Laireiter (Hrsg.), Soziales Netzwerk und Soziale Unterstützung: Konzepte, Methoden und Befunde (S. 55-65). Bern: Huber. Vollrath, M. (1997). Streßbewältigung und Persönlichkeit. Swiss Journal of Psychology, 56, 3-19. Westhoff, G. (Hrsg.). (1993). Handbuch psychosozialer Meßinstrumente. Göttingen: Hogrefe.
Раздел V. Интервенция: общие положения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.3 (0.009 с.) |