Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свойства экономической среды. Сложность экономической среды. Динамизм экономической среды. Неопределенность экономической среды.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Св-ва: -сложность; -взаимосвязь факторов; -динамизм; -их неопределенность. Под сложностью среды понимается кол-во разнообразия и вариантность внешних факторов влияющих на эк-ку предп-я. Факторы опред-щие сложность внешней среды: 1)сложность производимой продукции; 2)уровень диверсификации и спец-ции пр-ва; 3)размер предп-я; 4)уровень конкуренции. Сложность внешней среды явл. важнейшей ее хар-кой, кот. во многом определят орг-ную стр-ру предп0я. Взаимосвязь факторов означ., что изменение одного фактора вызывает более или менее существенное изменение др. факторов. Динамизм хар-ет скорость происходящих изменений. Зависит от пол-кой и эк-кой обстановки в общ-ве и от места нахождения поставщиков и потребителей. Неопределенность явл. ф-цией кол-ва и кач-ва инф-ции, кот. располагает предп-я по поводу конкретного фактора. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации (предприятия). Внешняя среда в рыночной эк-ки определяет стратегию и тактику предп-я и тем самым оказывает существенное влияние практически на все стороны деят-ти предп-я. Выбор стратегии от степени насыщенности рынка товарами, а также возможности предп-я обновить пр-во. 1)стратегия проникновения на рынок. Эф-на для тех товаров рынок, кот. ненасыщен или растет. 2)стратегия развития рынка. Эф-на когда предп-я стремится расширить свой рынок, когда появл-ся новые сигменты рынка и для хорошо известной продукции появл-ся новые области применения. В зависимости от особенности внешней среды и эк-кого положения предп-я возможно двух или нескольких стратегий.
Концентрация производства: сущность, формы, показатели. Концентрация выражает процесс сосредоточения пр-ва на все более крупных предп-ях, что способствует повышению эф-сти пр-ной дея-ти от концентрации пр-ных мощностей за счет снижения издержек на пр-во, что дает возможность более гибкого ценообразования и конкурентные преимущества для предприятий в целом. Сущ-ть концентрации пр-ва проявляется в укрупнении размеров предп-ий (абсолютная концентрация) и распределении общего объема пр-ва отраслей пром-сти между предп-ями разного размера (относительная концентрация). Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации. Концентрация пр-ва может осущ-ся в трех осн. формах: 1) концентрация разнородных пр-в на предп-ях универсального типа; 2) концентрация пр-ва однородной продукции на специализированных предп-ях; 3) концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных пр-в в рамках одного предп-я. Первая форма концентрации явл. хар-ной для машиностроения, вторая присуща всем отраслям добывающей промышленности, промышленности строительных материалов, некоторым отраслям пищевой промышленности (мукомольная, сахарная), а третья — для металлургии, химической, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности (маслодельная, мясная, спиртовая и др.). Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются: 1) объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие; 2) удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции; 3) удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом; 4) удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности; 5) удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;
Специализация производства: сущность, формы. Специализация (С) — это процесс сосредоточения выпуска опред-ых видов прод-ии в отд-х отраслях пром-ти, на отдельных предп-ях и их подразделениях, т. е. это процесс произ-ва однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций. Спец-ция произ-ва представляет собой одну из форм развития труда и орг-ии произ-ва. Разделение труда ведет к диверсификации его отдельных видов, их концентрации на основе увеличения до экономически рациональных размеров, обеспечивает массовое повторение операций и процессов, то есть массовое или специализированное производство. Таким образом, специализация, с одной стороны, является следствием разделения труда, а с другой -результатом кооперации однородного производства. Выделяют следующие преимущества специализированных предприятий: - С явл основой для механизации и автоматизации производства; - как правило, более высокое кач-во прод-ии, чем в случае, если бы эта прод-ия выпускалась на неспециализированных предприятиях; - больше возм-тей для прим-ия более производ-ой техники и технол-ии и наиболее эфф-го их исп-ия; - С позволяет снизить изд-ки на произ-во прод-ии за счет более высокого ур0ня механизации и автоматизации труда, исп-ия более квалиф-ой рабочей силы и концентрации производства; - Раз-ие С обусловливает необходимость объективного раз-ия стандар-ии и униф-ии произ-ва; - С позволяет даже на мелких предп-ях механиз-ть и автом-ть произ-во и обес-ть высокую эфф-ть. Существуют следующие недостатки специализированных предприятий: • монотонность в работе, необходимость в мероприятиях по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника; • большая зависимость от поставщиков и покупателей; • подверженность малым конъюнктурным колебаниям; • как правило, отсутствие выхода на конечного потребителя. В промышленности различают три формы специализации. Предметная специализация — сосредоточение произ-ва опред-х видов прод-ии конечного потребления. Предметом такой специализации могут быть станкоинструментальный или автомобильный завод, швейная фабрика, выпускающие определенные виды и сорта изделий. Подетальная специализация - сосредоточение произ-ва опред-х деталей и агрегатов, заготовок и полуфаб-ов, а также вып-ие отд-ых технол-их процессов. В отдельных отраслях она может иметь конкретные разновидности, например, в машиностроении — подетальную, агрегатную, узловую. Пример подетальной специализации - шарикоподшипниковый завод, завод поршней и т.д. Технологическая специализация (стадийная) — превращение отдельных фаз произ-ва или операций в сам-ые произ-ва. Например, литейный завод; центролиты, выпускающие заготовки для машиностроительных заводов; прядильная фабрика, изготовляющая пряжу для ткацких фабрик; отделочная фабрика. В зависимости от масштабов выделяют внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию. При оценке уровня специализации используются два схожих параметра: профильная и однородная продукция. Однородность продукции или выполняемой работы определяется конструктивно-технологическими признаками. Критериями однородности служат: на рабочем месте - одинаковые деталеоперации, закрепленные за ними; на участке и в цехе - аналогичные по техническим признакам детали, узлы, изделия или выполняемые работы; на предприятии - изделия или работы, конструктивно и технически сходные между собой. Профильная продукция - понятие более широкое, относящееся преимущественно к предприятиям и отраслям. Каждое предприятие создается для производства определенной продукции, которая и является для них профильной.
Кооперирование. Кооперирование — это установление длительных производственных связей между специализированными предприятиями. Процессы кооперирования — это поставки комплектующих полуфабрикатов и выполнение работ для потребностей определенного производства; связь поставщика с определенными покупателями данного вида продукции; работа поставщиков на определенных потребителей, изготовляющих конечную продукцию или продолжающих обрабатывать полуфабрикат. Поставщик должен выполнять определенные требования данного потребителя. В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования: - предметное, или агрегатное, - ряд пред-ий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование; - подетальное — ряд специализированных пред-ий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т.д.); - технологическое, или стадийное, - поставки одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи - ткацким фабрикам; отливки — машиностроительным заводам). С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают четыре вида кооперирования. По отраслевому признаку кооперирование делится: - на внутриотраслевое - кооперируются предприятия одной отрасли; - межотраслевое - при кооперировании заводов разных отраслей. По территориальному признаку кооперирование делится: - на внутрирайонное — кооперируются пред-ия, расположенные в одном эк-ом (админ-ом) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности; - межрайонное — кооперируются пред-ия в разл-х эк-их (админ-ых) районах. Внутрир-ое кооп-ние способ-ет комплексному раз-ию хоз-ва в отдельных районах и явл важным условием лучшего исп-ия местных рес-ов и произв-ых возм-ей. Однако по многим изделиям промыш-ти кооперирование в рамках одного эк-го района не всегда позволяет исп-ать произв-ые мощности пред-ий. В этих случаях целес-но орг-ать межрайонное кооп-ие. С точки зрения приближения поставщиков к потреб-ям и сокращения транспортных расходов наиболее выгодным явл внутр-ое кооп-ние. Современные машины - сложные изделия, состоящие из десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенных в разных районах. Уровень кооперирования определяется следующими основными показателями: • удельным весом в себестоимости выпускаемой предприятием продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию: • удельным весом полуфабрикатов, изготовляемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и выпуске всей продукции; • количеством предприятий, кооперирующихся с данным предприятием.
14.Сущность комбинирования … . Комбинирование как сам-ая форма орг-ции общ-го произ-ва возникла позже остальных, на рубеже 19-го и 20-го веков, когда уровень концентрации, специализации, кооперации и научно-технический прогресс достигли достаточно высокого развития. Комбинирование - не только важнейшая, но и эффективнейшая форма организации производства. В комбинировании производства наиболее ярко проявляется закон обобществления труда, преимущества интеграции. Комбинирование производства - это соединение в рамках одного предприятия производства продукции различных отраслей промышленности, основанное на последовательности стадии переработки сырья или переработке отходов основного производства. В промышленности характерными признаками комбинирования являются: 1) наличие тесных произв-но-технических и эк-их связей между произв-ми, вкл-ми в состав комбината; 2) пропорциональность по производ-ти и пропускной способности объединенных в рамках предприятия различных технологически связанных производств; 3) непрерывность перехода от одного технологического процесса к другому; 4) пространственное единство, то есть расположение, как правило, на одной территории всех частей комбината, связанных между собой общими коммуникациями; 5) единство энергетической системы; 6) общие вспомогательные производства и службы, обслуживающие основные производства; 7) единое управление. Только при наличии всех этих признаков появляется реальная возможность полностью использовать технико-экономические преимущества комбинирования. В зависимости от характера связей между производствами комбинирование делят на три вида: • вертикальное — имеет место в том случае, когда осуществляется последовательная переработка сырья в полуфабрикаты или готовую продукцию; • горизонтальное - предполагает комплексную переработку сырья; • смешанное — когда из одного вида сырья, послед-но перерабатывая его, получают основные полуфабрикаты или готовые изделия, а из образовавшихся отходов - побочные полуф-ты или готовые продукты. Различают формы комбинирования, основанные: • на послед-ом вып-ии технол-их стадий обработки сырья, н-р, металлургический комбинат, на котором осуществляются такие технол-ие стадии обработки, как «железная руда - чугун - сталь - прокат»; • исп-ии отходов произ-ва (сочетание цветной металлургии с хим-ой промыш-ью путем исп-ия отходов, возн-их при переработке руды для произ-ва серы); • комплексном исп-ии сырья, мат-ов, энергии и отходов. Предпосылками раз-ия комбин-ия в промыш-ти явл специализация произ-ва, его концентрация и высокий уровень развития науки и техники. Нетрудно заметить, что эк-ая суть 2-й и 3-й форм комбинирования едина, различаются они только степенью охвата промыш-ой перераб-ой образующихся отходов осн-го проих-ва. Поэтому они относятся к одной – горизонтальной форме. Таким образом, 2-я и 3-я формы комбинирования эк-ки однородны, а разл-ся лишь степенью охвата переработки отходов и отбросов. Поэтому в дальнейшем при выявлении источников эк-ой эфф-ти комбинирования произ-ва формы будут сгрупп-ны на вертик-ую и гориз-ую. Для определения уровня развития комбинирования на предприятии могут быть использованы следующие показатели: • доля прод-ии, получ-ой в рез-те комбинирования произ-ва, в общем объеме выпускаемой прод-ии по предприятию; • степень извлечения полезных компонентов из исходного сырья; • степень использования отходов производства на предприятии, которая определяется отношением количества используемых отходов к их общему количеству; • кол-во наим-ий побочной прод-ии, произв-мой на пред-ии за счет комб-ния произ-ва. Комб-ние с эк-их позиций предс-ет собой одну из самых прогрессивных форм концентрации и орг-ии промыш-го произ-ва, т.к. позволяет наиболее полно исп-ть все рес-сы предп-ия. Комбинирование позволяет: • расширить сырьевую базу промышленности; • снизить материалоемкость продукции за счет комплексного исп-ия сырья, отходов произ-ва и осущес-ия непрерывности технологического процесса; • снизить транспортные расходы; • более эфф-но исп-ть осн-е произв-ые фонды и произ-ые мощности пред-ия; • сократить длительность производственного цикла; • сократить инвестиции на развитие добывающих отраслей промышленности; • уменьшить производственные отходы и тем самым оказывать благотворное влияние на природную среду; • развивать концентрацию производства и получать выгоды от эффекта масштабности и др. Кроме того, комбинирование представляет собой один из способов диверсификации производства, что в условиях рыночных отношений приводит к снижению риска банкротства предприятия. Таким образом, развитие комбинирования на предприятии является одним из действенных направлений для увеличения выпуска продукции, улучшения использования всех ресурсов предприятия, снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли на предприятии.
Диверсификация.. Диверсификация производства - одновременное раз-ие многих не связанных друг с другом видов произ-ва, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предп-ия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эфф-ти произ-ва, получения эк-ой выгоды и предотвращения банкротства. Виды диверсификации: Горизонтальная диверсификация произ-ва - пополнение ассортимента выпус-ой прод-ии новыми изделиями, к-е отличаются от выпус-ых ныне, но могут вызвать интерес существующей клиентуры. Вертикальная диверсификация (интеграция) — процесс вкл-ия в имеющуюся с-му новых компонентов (производств, предприятий), входящих в единую технол-ую цепочку произв-го процесса. При этом разл. 3 типа инт-ции: полная, частичная и квазиинтеграция (подразумевается создание альянсов между заинтересованными компаниями без перехода права собственности). Кроме того, вертикальная диверсификация может быть прямая (интеграция с предприятиями — потребителями продукции) и обратная (с предприятиями — поставщиками). Диверсификация продукции – произ-во значительного числа модификаций одной и той же продукции. Диверсификация экспорта - увеличение кол-ва видов и наим-ий прод-ии и услуг, предназ-ых для экспорта. Диверс-ция экспорта создает условия для хоз-го маневра, расширяет возм-ти преодоления негативного влияния на эк-ку неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры. Конгломератная диверсификация - пополнение ассортимента изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой технологии, ни к существующим товарам фирмы. Концентрическая диверсификация - пополнение ассортимента новыми изделиями, которые с технической и/или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы. Несвязанная диверсификация — это процесс проникновения на новые рынки, не связанные с основным видом деятельности компании. Диверсификация производства может быть: ^ плановой (по заранее разработанному бизнес-плану) и внеплановой (вынужденной); ^ внутриотраслевой и межотраслевой;^ простой (без затрат на ее проведение) и сложной (с выделением капитальных вложений на ее осуществление). Достоинства диверсификации очевидны. Кроме страховки от неудач в отдельных видах бизнеса, она может способствовать росту объема продаж, а также получению ценного опыта при освоении новой продукции или новых сфер деятельности. В то же время диверсификация обычно требует дополнительных затрат (текущих и, как правило, капитальных).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.151 (0.008 с.) |