Методы работы с посттравматическим стрессовым расстройством: ослабление травматического события, дебрифинг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы работы с посттравматическим стрессовым расстройством: ослабление травматического события, дебрифинг.



Посттравматическое стрессовое расстройство (посттравматический стрессовый синдром) – психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей

Метод «дебрифинга критического инцидента», разработанный американским психологом Дж. Митчелом в 1983 году для работников «опасных профессий» (спасатели, полицейские, пожарные, военнослужащие во время боевых действий, и др.)

Дебрифинг представляет собой психолого-педагогический групповой метод дискуссии под руководством подготовленного профессионала, это особым образом организованное групповое обсуждение, предназначенное для того, чтобы помочь участникам кризисного инцидента справиться с психологическими последствиями кризиса, а также выработать навыки, которые необходимы в случае повторного столкновения с подобной ситуацией. Дебрифинг относится к мерам экстренной психологической помощи. Он проводится как можно раньше после события, возможно, через несколько часов или дней после трагедии. Экстренная психологическая помощь характерна тем, что проводится с людьми в остром стрессовом состоянии (ОСР – острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации. 51 Процедура дебрифинга позволяет участникам в условиях безопасности и конфиденциальности отреагировать на впечатления, реакции и чувства, связанные с событием. Встречая похожие переживания у других людей, участники получают облегчение, – у них снижается ощущение уникальности и ненормальности собственных реакций, уменьшается внутреннее напряжение. В группе появляется возможность получить поддержку от других участников. Действия ведущих направлены к тому, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы участников, помочь им подготовиться к переживанию тех симптомов или реакций ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), которые могут возникнуть впоследствии. Обязательно участникам сообщается о том, где они впоследствии могут получить помощь.

Цель дебрифинга – снизить тяжесть психологических последствий после пережитого стресса и. предупредить развитие синдрома посттравматических стрессовых расстройств. 52

Задачи дебрифинга:

· Отреагирование впечатлений, реакций, чувств.

· Способствование когнитивной организации переживаемого опыта путем понимания как событий, так и реакций.

· Уменьшение индивидуального и группового напряжения.

· Уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций.

· Мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности, понимания.

· Подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть.

· Информирование участников о том, где они в дальнейшем могут получить помощь.

Проводить дебрифинг возможно в любом месте, но нужно стремиться к тому, чтобы помещение было удобным, доступным и изолированным. Оптимальное количество участников в группе от 10 до 15 человек. Проводится дебрифинг под руководством двух подготовленных специалистов-дибриферов. Не допускается присутствие посторонних лиц, не имеющих непосредственного отношения к событию.

Давно известно, что высокий уровень стресса может негативно влиять на широкий диапазон когнитивного и социального поведения человека. Результаты многочисленных наблюдений за последние 10 лет свидетельствуют о том, что жертвы сильного психологического стресса переживают значительные нарушения и в остальных областях человеческой деятельности. Часто встречающиеся нарушения в виде снижения концентрации внимания, нарушения сна, сужение аффективного спектра и прочих проявлений до ухудшения межличностных отношений в настоящее время дополняются расстройствами другого ранга в виде общими нарушениями памяти, снижением работоспособности, снижением способности к обучению, общим снижением мотивации. Но особенно страдает способность справляться с новым стрессом и способность приспосабливаться к новым ситуациям. К более глубоким расстройствам относятся нарушения эмоционального контроля, проблема доверия, подозрительности и враждебности (это касается тех людей, ко пострадал от руки другого человека).
Не приходится сомневаться, что тяжёлые травмы, такие как жестокие пытки и изнасилования или участие в кровавых и угрожающих жизни событиях вызовут очевидные посттравматические переживания и расстройства у большого числа людей, в особенности, в следующие после травмы месяцы. Многочисленные исследования показывают, что у многих людей с ПТСР наблюдается снижение толерантности к стрессу и высокая вероятность усиления проявлений ПТСР при столкновении с любыми по силе воздействия травмирующими ситуациями. Существуют группы людей, у которых достаточно выраженные расстройства ПТСР сохраняются многие годы и текут они волнообразно.
В свете понимания важности данной проблемы возникают множество вопросов каких принципов необходимо придерживаться при оказании психологической помощи в ситуации с ПТСР и какие методы будут более эффективнее при оказании помощи.
Базовыми элементами опыта переживания психологической травмы являются чувство бессилия и разобщённость с другими. Таким образом психологическое консультирование должно быть нацелено на формирование у клиента переживания собственной силы и на создание нового социального контекста. Первый принцип выздоровления – создание условий восстановления связей с ресурсами своих собственных сил. Клиент должен быть автором и творцом своего собственного процесса исцеления.
Второй принцип – активное слушание, так как травматический перенос отражает не только опыт ужаса, но и также о опыт беспомощности. Ветераны войн и участник других «кровавых» травматических событий не могут доверять психологу до тех пор, пока они не убедятся, что он способен выслушать все подробности своих травматических историй.
Третий принцип – осознование контрпереноса. Психологическая травма «заразна». Будучи свидетелем разрушительных последствий жестокости, психолог перегружается эмоционально. Он переживает, хотя и в меньшей степени, ту же угрозу, ярость и отчаяние, что и клиент. Особенностью проявления контрпереноса являются возможные самоидентификации психолога не только с клиентом, но и насильником, что сопровождается переживанием соответствующих эмоций.
Психологическая работа с людьми с ПТСР включает три стадии. Центральной задачей, стоящей перед психологом на первой стадии, является установление безопасной атмосферы контакта. Основная задача второй стадии – это работа с воспоминаниями и переживаниями. Основная задача третьей стадии – включение в обыденную жизнь. В процессе успешного восстановления можно распознать постепенные переходы от чувства настороженности к ощущению безопасности, от диссоциированности к интеграции травматических воспоминаний, от выраженной изоляции к выстраиванию социальных контактов.
Частым и основным методом помощи жертвам, переживающим острую травму, является кризисная интервенция. Её частое использование объясняется тем, что за короткий временной срок необходимо устранить острые травматические переживания. Но для полного восстановления психологического здоровья необходима длительная и систематизированная психологическая помощь и кризисная интервенция может быть началом этого процесса.
На первой стадии помощи необходимо постоянно удерживать клиента в состоянии рапорта, создавая тем самым безопасные условия начального контакта.
На второй стадии восстановления необходимо поощрять клиента рассказывать историю травмы полностью и в деталях. А так, как у любого человека есть «нормальная память» этот процесс и становиться возможным, в противоположность «травматической памяти» которая бессловесная, застывшая и молчаливая. В этой стадии очень важно обращаться к ранней истории жизни клиента, с тем, чтобы восстановить чувство «течения и непрерывности». Психологу следует помогать клиенту говорить о важных отношениях, жизненных трудностях, идеях, фантазиях и конфликтах, предшествовавших себя событию. Это создаёт контекст, в котором становиться понятным значение травматического опыта в жизни данного человека. И психолог здесь берёт на себя роль свидетеля и союзника, помогая нормализовать реакции клиента, фасилитирует процесс повествования, помогает обозначить реакции, и разделяет эмоциональную ношу с клиентом.
Целью рассказывания травматической истории – является интеграция, а не просто выражения чувств. Процесс реконструкции травматической истории направлен на трансформацию (преобразование), а для этого необходима актуализация элементов травматического опыта «здесь и сейчас».
Техниками, направленные на трансформацию травматической (молчаливой) памяти, являются прямой рассказ или свободное изложение и «формализованная исповедь». В технике свободного изложения необходимо использовать релаксацию и визуализацию (успокаивающие образы). Рассказывание имеет четыре элемента: контекст, факты, эмоции и значение.
Метод исповеди. Центральной идее этой техники является создание детального и глубокого описания травматического опыта клиента. Сессия записывается и таким образом готовится описание. Затем клиент и психолог вместе работают над документом. В процессе этой работы клиент имеет возможность собрать разрозненные воспоминания в целостное свидетельское признание. В завершение этой работы необходимо использовать формальный ритуал, который заключается в том, что после прочтения документа он подписывается клиентом как истцом, а психологом как свидетелем.
Следующим приёмом может быть техники возрастной регрессии, где обязательным условием безопасной работы является диссоциированное состояние клиента во время рассказа. Состояние лёгкого транса обеспечивает открытость чувствам и безопасный взгляд на травматическое событие. Опыт, который испытывает клиент во время сессии должен быть переносимым для него. И хотя клиенты выходят из транса с множеством переживаний, в тоже время они способны дистанцироваться и занимать позицию наблюдателя. После выхода из транса психолог помогает клиенту заметить то, что он помнит: мысли, образы, чувства и эмоции, к которым он может обратиться во время сессии. Таким образом, клиент действительно чувствует себя лучше, когда он «обретает память».
Но какие бы техники не применялись, базовыми остаются следующие правила: локус контроля всегда остаётся за клиентом, и скорость, время и структура сессии должны быть таковыми, чтобы «открывающие» (те, которые обращают к травматическому опыту) техники интегрировались в процесс психологического консультирования.
Работа с травматическими переживаниями делится на три части – правило «трети». Если эмоционально тяжёлая работа должна быть сделана, то она должна быть сделана в первой трети сессии, либо отложена. Интенсивное исследование происходит во второй трети сессии, в то, время как последняя треть предназначена для того, чтобы клиент переориентировался и обрёл внутренние равновесие.

Общие сведения о суициде.

Общие сведения о суициде
 
Суицид - самоубийство - как трактует словарь русского языка С.И.Ожегова - это намеренное лишение себя жизни.
 
Самоубийство - это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, как например, отчуждение, смерть близких, детство, проведенное в разбитой семье, серьезная физическая болезнь, невозможность найти работу, финансовые затруднения, наркомания. Последние годы многие молодые люди как один из способов решения жизненных проблем выбирают добровольный уход из жизни – суицид. Тема суицидального поведения достаточно серьезна и требует раздумий о реальных причинах, толкающих людей на физическое уничтожение своего организма. В современных условиях эта проблема становится все более актуальной во всем мире. Наша страна не является исключением. Более того, данный тип поведения детей и подростков перерастает в «массовый суицид», когда в попытке или завершенном суициде участвуют 2 и более человек. Самое массовое самоубийство произошло в США 18 ноября 1978 года, когда в Джонстауне покончили с собой более 900 последователей руководителя культа «Народный храм» Джима Джонса. Этот случай признали самым массовым религиозным самоубийством прошлого века. В России вспышка самоубийств на религиозной почве наблюдалась в 1999 году в станице Старо-Величковской Краснодарского края – в течение года там 14 подростков свели счеты с жизнью. При этом в станице живет всего 15 тысяч человек, и прежде было 1-2 случая самоубийства в год. Оказалось, что эта станица 2 года была подвержена активному воздействию секты «Свидетели Иеговы». Все 14 самоубийц имели контакты с сектой. Массовые самоубийства зафиксированы не только на религиозной почве, но и политике. К примеру, в первые 6 месяцев 2003 года в Китае свели счеты с жизнью более 1250 функционеров Коммунистической партии. Ученые признали, что небывало высокий уровень смертности среди членов китайской компартии и чиновников стал прямым следствием кампании по борьбе с коррупцией, объявленной новым президентом Китая Ху Цзиньтао после прихода к власти. В последние годы распространен массовый суицид среди детей (пример по одному из районов г.Москвы). Антигуманные отношения, насилие к детям, агрессия и жестокость достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Социальная ситуация такова, что она не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но влечет за собой и другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не желающих трудиться, не умеющих создать здоровую семью, быть хорошими родителями и др. Вот примеры из собственной практики. Однажды одному из авторов пришлось консультировать семью, в которой росла талантливая и эмоциональная девушка. Вот так описывает она свое состояние: «Мама меня ругает, часто бьет… Я боюсь когда за мной заходят друзья, потому что они могут узнать это, боюсь, что папа ударит по спине, будет больно,.. боюсь тройку получить – опять крик, подзатыльники… Я не хочу так жить…(Юля С., 13 лет).

 

36. Методы работы с суицидальным клиентом. Оценка степени летальности.

Отношение кризисных служб к суициду различно. Некоторые созданы специально для работы с суицидальными клиентами, другие считают, что проводят профилактическую работу, не дают людям дойти до последней черты отчаяния, за которой лежит суицид. Кроме того, в основе работы одних служб лежит мнение, что поддерживать клиента в суицидальном намерении — неправильно. В их задачи включены выявление местонахождения клиента и активные попытки помешать совершению суицида, в том числе и прямыми физическими действиями. Сотрудники таких служб могут сами выезжать к суицидальному клиенту или передавать сведения о его местонахождении в медицинские и полицейские (милицейские) структуры. Другие службы работают на основании принципа самоопределения клиента — до такой степени, что могут подтвердить право клиента избрать смерть. Есть подходы, использующие провокативные тактики — буквально предлагающие клиенту умереть («предсмертный договор с психотерапевтом» и т.д.). Они не столь распространены и, по нашему мнению, в неумелых руках могут быть просто опасны.

Каждый человек, работающий в кризисной службе, должен выработать личное отношение к самоубийству. Однако на наш взгляд это отношение должно в основном согласовываться с общими установками, принятыми в данной кризисной службе, иначе консультант рискует стать «белой вороной», а то и пасть жертвой давления групповых норм и покинуть службу.

В целом можно выделить следующие задачи консультанта:

- уловить «сигналы», оповещающие о наличии суицидальных мыслей или тенденций;

- оценить степень опасности (летальности) ситуации;

- проявить мягкую, осторожную заботу о клиенте, по мочь в принятии решения в пользу образа действий, исключающего самоубийство, хотя бы на данный момент времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.110.179 (0.009 с.)