Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудные клиенты и работа с нимиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Е.Г.Вельская [1998, с.70-73] выделила и описала особый тип клиентов, которых она назвала «трудными»клиентами. С точки зрения Е.Г. Вельской существуют три предпосылки возникновения нормальных консультативных отношений: 1. У клиента есть проблема. 2. Консультант является экспертом. 3. Что-то должно быть сделано с проблемой. «Трудные» клиенты имеют склонность на вербальном (словесном) уровне соглашаться с вышеуказанными предпосылками, а на метакоммуникационном уровне они отвергают хотя бы одну из них. Метакоммуникационный уровень -уровень подоплеки, того, что лежит за словами, того, что существует реально, помимо слов. Е.Г. Вельская [1998, с. 70-73]выделяет в метакоммуникационном уровне коммуникации три аспекта: 1.Экспрессивный. Это то, что партнеры выражают помимо вербалики, то, как они хотят, чтобы их поняли. 2. Атрибутивный.То, как они понимают друг друга, какой образ видят в другом, какие качества склонны приписывать друг другу. 3.Командный. Это то, каких действий они хотят друг от друга, какого поведения они неявно требуют друг от друга. В соответствии с этими аспектами можно выделить три возможных типа отрицания предпосылок нормальных консультативных отношений: 1. «Это не моя проблема».В этом случае клиент имеет тенденцию себя вести как начальник своего консультанта. Рассказывать он более склонен о других членах организации или семьи, у которых, на его взгляд, есть проблемы или которые эти проблемы создают сами. Он призывает консультанта«сделать что-нибудь», при этом не определяет конкретно,каких изменений хочет, все расплывчато. Характерная фраза: «Я не хочу быть в это вовлеченным, для этого мы вас наняли».т.е.клиент принимает на себя роль «ответственного постороннего».Если проблемы возникли все-таки из-за клиента, то процесс решения проблем может зайти в тупик. 2. «Я сомневаюсь в вашей компетентности».Тут можно выделить два варианта: · Клиент всегда знает положение дел лучше консультанта. Говорит много, в основном, абстрактно, точный смысл слов остается неясным. Когда консультант пытается обобщать его высказывания, клиент обычно стремится его поправить: «Вы не поняли...». При этом его поправка либо тривиальна (содержит то, что и так, само собой разумеется), либо включает слишком много оттенков и значений. В дальнейшем клиент дает понять, что ценит «теоретический вклад» консультанта, но не думает, что он применим в данной ситуации. · Клиент склонен формулировать свои сообщения консультанту в терминах, с помощью которых он выражает неува-,, жение предположениям консультанта. Характерное высказывание: «Смотрите, мы здесь занимаемся производством и не нуждаемся..., поэтому мы ждем от вас нечто иное». Консультант периодически ставится в такую позицию, что он должен все время доказывать, что он лучше, чем о нем думают. 3. «Это безнадежно, здесь ничего изменить нельзя». В процессе консультативной беседы клиент предпочитает соглашаться с консультантом. Оружие против консультанта здесь -беспомощность клиента. Он вроде пытается все выполнять, но результат всегда выражается характерной фразой: «Я все перепробовал по вашему совету, но все оказалось бездейственным». Имеют место также «двойные сообщения» - клиент просит со- вета и одновременно дает понять, что он, в сущности, этого не ждет и не хочет, чтобы из этого что-то получилось. Для того, чтобы дать это понять, он может использовать шутку, невербальные средства коммуникации. Для работы с «трудными» клиентами используются различные техники контрпарадокса: 1.Согласие и поддержка. Главный принцип здесь - прекратить бороться с клиентом. Занять позицию:«Да, вы эксперт», «Да, вы лучше знаете».Консультант не принимает на себя роль лидера, не демонстрирует поведение «высококлассного» эксперта. Основная форма реагирования - дружеское удивление и искренняя радость при понимании сложного высказывания клиента. Можно использовать также следующие приемы: · Вопросы формулировать открытые, а не экспертные, например: «Не расскажите ли вы мне еще чего-нибудь?» · «Угу-реакция» — согласие и одобрение клиента. · Обратное резюмирование - попросить клиента самого подытожить сказанное, сделать резюме. · Избегание важности, значимости. Например, если клиент заявляет нам: «У меня нет проблем», то мы склонны ответить ему: «Тогда давайте поговорим и ничего больше». · Банальности. Если ответы консультанта будут ничего не значащими и лишь создавать иллюзию атмосферы доверительного разговора, то со временем это все-таки побудит клиента начать драматизацию ситуации, и тогда модель отрицания проблем разрушится. Пример банального ответа: «Да, иногда это лучшее, что можно сделать». 2. Экстраполяция. Сущность этой техники заключается в том, что вместо того чтобы блокировать неконструктивное поведение клиента, ему поддаются. Клиента поощряют к тому, чтобы, продолжая вести себя по-прежнему, он дошел до логического и окончательного конца, после чего почувствовал необходимость смягчить, ослабить свои «отрицания». Эффект
экстраполяции усиливается с помощью позитивного наклеивания ярлыков, когда приветствуется особый вклад клиента в работу. Например,немногословный клиент поощряется за емкость и краткость его характеристик. Многословному клиенту предлагается развивать свою мысль в определенном аспекте. 3. Предписывание проблемы. Консультант сам сопротивляется всем возможным вариантам решения проблемы.Клиента не только просят продолжать то, что он делает, но и подразумевается, что (по крайней мере, некоторое время) иного выбора нет. Если клиент выражает убеждение, что ничего изменить нельзя и его проблема неразрешима (отрицание третьей предпосылки возникновения нормальных консультативных отношений),то консультант серьезно воспринимает это утверждение и отвечает:«Да, сейчас ничего изменить нельзя. Есть только две возможности: либо научиться жить со своей проблемой, либо признаться,что решить ее нелегко». Занимая такую позицию, психолог заставляет клиента делать выбор по собственному желанию, т. е. то,что клиент заявляет, то он и получает.
Виды консультативных отношений: манипуляция, конфронтация, опека, вдохновение. 28. Понятие психологического кризиса. Типы кризисов: травматические, развития и жизни, духовный. Стадии развития кризисного процесса Понятие психологического кризиса Психологический кризис - это переломный этап в жизни личности, рубеж между старым и новым опытом, качественный переход из одного состояния в другого. Он, как и всякое изменение, имеет два вида детерминации: внутреннюю (обусловленную постепенными внутренними изменениями, которые приводят к качественному прыжку, и внешнюю, обусловленную обстоятельствами жизни, сложностями межличностных отношений, которыми значащими жизненными событиями и т.д. Внутренняя детерминация связана с изменениями в личности человека, когда формируются представление о себе как носителя новых психологических ролей, когда формируется потребность стать субъектом новой роли, для которой еще не создались объективные условия. Если новая жизненная роль не может реализоваться в ролевом поведении, это может стать причиной довольно важного жизненного кризиса, который может иметь более серйозные последствия. Примером может служить подростковый кризис, который связан с противоречием между новым чувством взрослости подростка (подросток стремится играть "роль" взрослого) и непризнанием этой новой роли окружающими. Нереализованные нужды подростка могут стать причиной его негативизма, девиантного поведения и т.п.. Психологический кризис — состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Понятие кризиса часто используется в психотерапии. Это кризисы психологического состояния людей, которые проявляются в стрессах, страхах, чувстве неуверенности и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 4195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.007 с.) |