Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология и трудовая деятельность↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Труд в жизни человека занимает важное место, – он является не только способом обеспечения жизнедеятельности, но и средством познания, общения и преобразования окружающего мира, условием развития человека, формирования и проявления его психической активности. Становление человека его как личности и профессионала происходит в процессе достаточно напряженной, систематической и разнообразной деятельности. Она требует от человека определенных способностей, заинтересованности и функциональных возможностей по обеспечению необходимого уровня активности в достижении профессиональных целей. В то же время сама трудовая деятельность должна быть организована, обеспечена, спроектирована таким образом, чтобы характер трудовых задач, орудия и условия труда наиболее полно соответствовали особенностям человека, функциональным возможностям его психологических физиологических систем. Одна из основных задач психологической науки и практики заключается в том, чтобы помогать человеку наиболее полно и эффективно реализовывать себя в труде и
получать удовлетворение от трудового процесса. Решение указанной задачи возможно лишь на основе изучения психологических закономерностей трудовой деятельности, роли психических функций и их индивидуальных особенностей в реализации трудовых задач, характеристик процесса взаимной адаптации человека и различных компонентов деятельности (ее средств, содержания, условий и организации), что и является основным предметом исследований психологии труда и инженерной психологии (Ломов Б.Ф., 1966; «Эргономика», 1988; «Человеческий фактор», 1991). Психология труда – отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по психологическому обеспечению эффективности и безопасности труда. Инженерная психология – отрасль психологической науки, которая изучает закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек–машина–среда» (СЧМС). Эргономика – научно-практическая дисциплина комплексного изучения, совершенствования и проектирования трудовой деятельности человека в системах «человек–машина–среда» на основе учета требований различных наук о труде и с целью обеспечения эффективности, надежности и безопасности труда. Психология труда – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по психологическому обеспечению эффективности и безопасности труда. Инженерная психология представляет собой отрасль психологической науки, которая изучает закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек – машина – среда» (СЧМС). Изучение психологических аспектов различных видов трудовой деятельности человека основано также на достижениях различных отраслей психологии, например социальной психологии, дифференциальной психологии, психофизиологии, психологии личности. В психологии трудовой деятельности широко используются теоретические и методические материалы из ряда других наук и областей знаний: социологии, педагогики, физиологии и гигиены труда, медицины, технической эстетики, информатики, системотехники, кибернетики (Ломов Б.Ф., 1966; Зинченко В.П., Мунипов В.М., 1979; «Основы инженерной психологии», 1986). Деятельность человека в современных системах управления производством, транспортом, энергетикой определяется не только индивидуальными особенностями человека, но и характеристиками самой деятельности (ее средствами, процессами и т. п.), что обусловливает необходимость изучения и учета взаимного влияния различных компонентов СЧМС при ее проектировании, создании и эксплуатации («Эргономика», 1971; «Введение в эргономику», 1974; «Эргономика», 1980). Решение этих вопросов является основной целью эргономики (от греч. – работа, – закон). Эргономика – это научно-практическая дисциплина комплексного изучения, совершенствования и проектирования трудовой деятельности человека в системах «человек–машина–среда» на основе учета требований различных наук о труде и с целью обеспечения эффективности, надежности и безопасности труда. Одной из главных ее задач является разработка методов и требований по учету человеческих
факторов при модернизации действующей и создании новой техники, технологии и деятельности в целом («Человеческий фактор», 1991). Человеческие факторы – это индивидуальные характеристики человека, проявляющиеся в конкретных условиях взаимодействия с объектами управления. Человеческие факторы отражают не отдельные, изолированные характеристики человека и машины (технического средства), а являются совокупными (системными) качествами СЧМС, определяющими особенности взаимосвязи компонентов системы. Предпосылками возникновения и развития эргономики и инженерной психологии явились: 1) недостаточная эффективность СЧМС, их высокая аварийность в связи с неудовлетворительным учетом в конструкции этих систем функциональных возможностей человека и психологических закономерностей; 2) рост травматизма людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве и в быту; 3) большая текучесть кадров в связи с неудовлетворенностью людей тяжелой, опасной, неинтересной или недостаточно продуктивной работой; 4) рост числа заболеваний, связанных с функциональным перенапряжением организма и психики из-за нерациональных условий и организации труда, высоких рабочих нагрузок и т.д. Психологические особенности и закономерности трудовой деятельности человека, содержание практических рекомендаций по обеспечению ее эффективности и безопасности являются в той или иной степени специфическими для каждой специальности и профессии. Эта специфичность, подчас уникальность, определяется конкретным содержанием ряда характеристик компонентов трудовой деятельности (средств, процесса, условий, организации, субъекта труда), которые можно рассматривать как ее классификационные признаки. На рис. 23-1 в схематичной форме представлен перечень основных классификационных признаков трудовой деятельности, по которым можно составить характеристику особенностей ее конкретного вида.
Рис. 23-1. Классификационные признаки трудовой деятельности
Рис. 23-1. Классификационные признаки трудовой деятельности Вид трудовой деятельности По содержанию труда: – физический – умственный (оперативный, операторский, творческий) По средствам труда: – ручной – механизированный – автоматизированный – автоматический По условиям труда: – комфортные – экстремальные – вредные, опасные По организации труда: – статический – динамический – монотонный – индивидуальный – коллективный По требованиям к субъекту труда: – уровень способностей – профобразование – профопыт – состояние здоровья – физическое развитие
Человек-оператор – человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления.
Необходимо отметить, что выявление значимости того или иного признака по каждому из компонентов деятельности применительно к конкретной профессии или специальности требует проведения психологического анализа этой деятельности, построения профессиограммы и психограммы трудового процесса (Зинченко В.П., Мунипов В.М., 1979; Климов Е.А., 1996; «Основы инженерной психологии», 1986). Представленный перечень классификационных признаков трудовой деятельности является, в известной мере, условным – некоторые виды деятельности по определенным компонентам могут характеризоваться не одним, а несколькими признаками: например, деятельность руководителя смены операторов АЭС по содержанию относится к категории оперативного и операторского труда, а летчиков международных линий – к категории операторского труда с элементами физической нагрузки статического (поза) и динамического (работа со штурвалом, рычагами, педалями) характера. В психологии труда и инженерной психологии значительное внимание уделяется изучению психологических особенностей операторской деятельности, вопросам обеспечения ее совершенствования и проектирования. Такое положение обусловливается: 1) все возрастающими темпами технического развития, разработкой и внедрением различных систем управления подвижными объектами, технологическими и коммуникативными процессами и, как следствие, – появлением новых профессий операторского профиля; 2) высокой сложностью и ответственностью операторской деятельности, сопровождающейся в ряде случаев повышенной опасностью, о чем свидетельствует, например, статистика аварийности в авиации и на АЭС; 3) наличием феноменов системной организации компонентов операторской деятельности, их тесной взаимосвязи и взаимозависимости, что определяет необходимость рассмотрения этой деятельности как осуществляющейся в системе «человек-машина–среда» (Ломов Б.Ф., 1966; Котик М.А., 1978; Бодров В.А., Орлов В.Я., 1998).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.64 (0.008 с.) |