Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инженерно-психологическая оценка СЧМССодержание книги
Поиск на нашем сайте
Краткое содержание главы. Инженерно-психологическая оценка СЧМС. Оценка соответствия конструкции инженерно-психологическим требованиям. Оценка сложности решаемых оператором задач. Оценка сложности информационного потока.
Инженерно-психологическая оценка (ИПО) – это проверка соответствия СЧМС (ее подсистем, элементов, звеньев) инженерно-психологическим требованиям. Объектами ИПО являются показатели функционирования СЧМС, рабочие места операторов, факторы рабочей среды, алгоритмы и нормы деятельности. ИПО проводится
Инженерно-психологическая оценка – проверка соответствия СЧМС (ее подсистем, элементов, звеньев) инженерно-психологическим требованиям. на этапах проектирования, производства, испытания и эксплуатации СЧМС. Перечень вопросов, подлежащих оценке на различных этапах создания и эксплуатации СЧМС, приведен в табл. 25.3. Основные принципы проведения ИПО сводятся к следующему: 1) оценка должна носить многоуровневый (иерархический) характер, т.е. отражать различие операторских задач и функций системы, особенности структуры психических процессов и т.п.; 2) объектом оптимизации в результате проведения ИПО должны быть характеристики системы в целом; 3) сложность и динамичность СЧМС обусловливают необходимость разнопорядкового характера проведения ИПО с учетом всех возможных рабочих ситуаций, степени участия человека в различных режимах работы системы, особенностей влияния человека на различные показатели качества системы; 4) нерегулярность работы вызывает необходимость проведения оценки не только в статике, т.е. вне процесса операторской деятельности, но и с учетом изменения состояния системы, и в первую очередь человека, во времени (динамическая оценка). Классификация видов ИПО приведена на рис. 25-4. По своим результатам ИПО может быть трех видов: количественная, качественная и комбинированная. При количественной оценке определяются числовые значения характеристик расчетным, экспертным или экспериментальным путем. При качественной экспертизе характеристики Рис. 25-4. Классификация видов инженерно-психологической оценки Таблица 25.3 Содержание инженерно-психологической оценки (по книге: «Справочник по инженерной психологии», 1982)
оцениваются на основании суждений, чаще всего бинарных («хуже–лучше», «удовлетворяют требованиям – не удовлетворяют требованиям» и т.п.). ИПО различается по методам ее проведения. На ранних стадиях проектирования преобладают методы математического и статистического моделирования; на более поздних этапах, когда появляется возможность изготовления макета, имитатора или испытательного стенда, – методы физического моделирования; на этапе эксплуатации объекта его оценка проводится с применением экспериментальных методов (Вудсон У., Коновер Д., 1968).
ИПО должна производиться для каждого из режимов СЧМС (основной режим, контроль функционирования, поиск и обнаружение неисправностей, техническое обслуживание и др.), – система, эффективная в одном режиме работы, может быть неэффективной в других режимах. Основными направлениями ИПО должны являться: 1) оценка соответствия конструкции и организации системы инженерно-психологическим требованиям; 2) определение выходных показателей качества (надежности) СЧМС; 3) оценка и диагностика состояния оператора в процессе выполнения работы; 4) оценка экономической целесообразности и возможности реализации принятых решений; 5) оценка целесообразности, возможности и эффективности использования специальных методов и средств управления профессиональной пригодностью операторов (их профотбора и подготовки). Важным этапом ИПО является разработка детальной программы обследования и оценки СЧМС. Оценка соответствия отдельных элементов СЧМС инженерно-психологическим требованиям носит в общем случае трехуровневый характер (рис. 25-5). На первом уровне проводится статическая оценка соответствия конструкции элементов системы инженерно-психологическим требованиям. Проверяется выполнение психологических (психофизиологических) и антропометрических требований к: 1) размещению СОИ и ОУ; 2) размерам отдельных индикаторов; 3) размерам рабочего места; 4) светотехническим характеристикам индикаторов; 5) взаимному расположению индикаторов и ОУ и т.п. На втором уровне инженерно-психологической оценки выявляются различные режимы работы СЧМС, для каждого из них определяются задачи оператора и проводится алгоритмический анализ и оценка сложности их решения. Алгоритмом деятельности Рис. 25-5. Схема оценки соответствия СЧМС инженерно-психологическим требованиям Алгоритмический анализ деятельности – один из видов формального операционального описания трудового процесса как совокупности дискретных единиц деятельности (операций) и правил, определяющих порядок их следования. человека-оператора называется организация его деятельности, характеризующаяся совокупностью элементарных операций и логических условий (правил), которые определяют последовательность выполнения операций при решении профессиональных задач. Алгоритмический анализ деятельности – это один из видов формального операционального описания трудового процесса как совокупности дискретных единиц деятельности (операций) и правил, определяющих порядок их следования. Целью алгоритмического анализа является количественная оценка стереотипности, логической сложности, динамической интенсивности, скорости переработки информации в процессе трудовой деятельности (Зараковский Г. М., 1966; «Основы инженерной психологии», 1986). Показатель стереотипности (однообразности) трудового процесса зависит от числа элементарных операций в алгоритме и длительности их непрерывной последовательности; он определяется по формуле: где Хn(о) – число последовательных элементов в группе без логических условий по 1,2..., k членов; Рп(0) – вероятность таких групп. Показатель логической сложности отражает необходимость перестройки системы действий в случае изменения системы сигналов и отражает динамический компонент деятельности оператора. Он определяется по формуле: где Хп(л) – число проверяемых логических условий в группе из 1, 2,..., т таких условий; Рп(л) – вероятность таких групп. Средняя скорость переработки информации определяется по формуле: где Hi0 – энтропия i -го «оператора» (элементарной операции); H iл – энтропия i -го логического условия; k, m – общее число «операторов» и логических условий в алгоритме; t – время выполнения алгоритма. Напряженность (интенсивность) выполнения алгоритма определяется числом элементарных оперативных единиц («k», «m»), выполняемых в единицу времени: Общая сложность выполнения алгоритма человеком-оператором оценивается по формуле:
Перечисленные показатели позволяют дать количественную оценку сложности деятельности оператора, хотя и обладают рядом недостатков («Основы инженерной психологии», 1986). Для СЧМС, в которой деятельность оператора связана с работой в условиях потока сигналов, помимо статических и алгоритмических оценок важно оценить ситуации при поступлении и решении совокупности (потока) задач. Следствием потока задач является возможность появления очереди на обслуживание, что вызывает дефицит времени, перегрузку оперативной памяти, возникновение напряженности и т.д. В таких случаях необходима динамическая оценка степени информационной нагрузки оператора (оценка информационных потоков). Основными показателями информационной нагрузки оператора являются: 1) коэффициент загруженности – отношение времени выполнения работы к общему времени, проведенному оператором за пультом управления; 2) период занятости – время непрерывной (без пауз) работы; 3) длина очереди сигналов – число сигналов, одновременно требующих внимания оператора (удержания их в памяти); 4) коэффициент очереди – относительное число сигналов, обработанных оператором в условиях очереди на обслуживание; 5) время ожидания начала обработки сигнала – дефицит времени в работе оператора. Динамический подход к ИПО может быть реализован двумя способами: 1) детерминированным, когда информационный поток считается соответствующим инженерно-психологическим требованиям (реальные значения показателей деятельности оператора не превышают допустимых) – оценка проводится расчетными и экспериментально-статистическими методами; 2) стохастическим (вероятностным), когда показатели информационной нагрузки представляются в качестве случайной величины – ее вычисление может проводиться аналитически или методом имитационного моделирования («Справочник по инженерной психологии», 1982; «Основы инженерной психологии», 1986).
Вопросы для повторения 1. Какие основные методологические и теоретические подходы используются при решении задач инженерно-психологического проектирования и в чем заключается их содержание? 2. На основе каких принципиальных положений решается задача распределения функций между человеком и машиной в ходе инженерно-психологического проектирования? 3. Дайте сравнительную характеристику математических методов, используемых в инженерной психологии. 4. В чем заключаются особенности применения математических методов при решении задач инженерно-психологического проектирования? 5. Что из себя представляют инженерно-психологические требования к СЧМС, для решения каких задач необходим их учет и на какие группы можно классифицировать эти требования? 6. В чем заключаются основные инженерно-психологические требования к средствам отображения информации? 7. Какие инженерно-психологические требования предъявляются к органам управления СЧМС? 8. В чем заключаются общие инженерно-психологические требования к организации рабочего места оператора? 9. Какими принципами следует руководствоваться при проектировании взаимного расположения СОИ и ОУ в зоне деятельности оператора? 10. Что является предметом инженерно-психологического проектирования СЧМС и каковы этапы и содержание его проведения? 11. В чем заключается задача проектирования деятельности человека-оператора?
12. Какие сведения необходимо использовать при проектировании информационных моделей и на каких принципах должен быть основан этот процесс? 13. В чем заключается работа по инженерно-психологической оценке СЧМС на различных этапах проектирования системы?
Рекомендуемая литература Береговой Г.Т. и др. Экспериментально–психологические исследования в авиации и космонавтике / Береговой Г.Т., Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. – М.: Наука, 1978. – 234 с. Бодров В, А., Орлов В.Я. Психология и надежность: Человек в системах управления техникой /РАН, Институт психологии. – М: Институт психологии РАН, 1998. – 285 с, Введение в эргономику / Под ред. В. П. Зинченко. – М.: Сов. радио, 1974. – 351 с. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов / Пер. с англ. А. М. Пашутина; Под ред. В. Ф. Венда. – М.: Мир, 1968. – 518 с. Галактионов А.И. Основы инженерно-психологического проектирования АСУ ТП. – М.: Энергия, 1978. – 208 с. Голиков Ю.Я., Костин А Я. Психология автоматизации управления техникой / РАН, Институт психологии. – М.: Институт психологии РАН, 1996. – 159 с. Губинский А.И., Евграфов В.Г. Эргономическое проектирование судовых систем управления. – Л.: Судостроение, 1977. – 94 с. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие / Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – 220 с. Доброленский Ю. П. и др. Методы инженерно-психологических исследований в авиации / Доброленский Ю. П., Завалова Н. Д., Пономаренко В.А., Туваев В.А.; Под ред. Ю.П. Доброленского. – М: Машиностроение, 1975. – 280 с. Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. – М.: Наука, 1966. – 114 с. Зараковский Г. М., Павлов В.В. Закономерности функционирования эргатических систем. – М.: Радио и связь, 1987. – 231 с. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 349 с. Кантовиц Б., Соркин Р. Распределение функций // Человеческий фактор. В 6 т. / Под ред. Г. Салвенди. – Т. 4: Эргономическое проектирование деятельности и систем. – Гл. 3 – М.: Мир, 1991. – 496 с. Котик М.А. Курс инженерной психологии: Учебник. – 2-е изд. – Таллин: Валгус, 1978. – 363 с. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / РАН, Ин-т психологии; Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. – М.: Наука, 1984. – 444 с. Ломов Б.Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии / Предисл. Б.Г. Ананьева. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Сов. радио, 1966. – 464 с. Мейстер Д. Проектирование, разработка и испытание систем. Оценка эффективности систем // Человеческий фактор. В 6 т. Т. 1.: Гл. 2, 3 / Под ред. Г. Салвенди. – М.: Мир, 1991. – 599 с. Обознов А.А. Инженерная психология: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Ин-т молодежи», 1998. Основы инженерной психологии: Учебник для вузов / Под ред. Б.Ф. Ломова. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1986. – 447 с. Пископпелъ А.А. и др. Инженерная психология: Дисциплинарная организация и концептуальный строй / Пископпель А. Л., Вучетич Г.Г., Сергиенко С.К., Щедровицкий Л.П. – М.: ИД «Касталь», 1994. – 215 с. Руководство по эргономическому обеспечению разработки техники / В.А. Бодров, В.М. Войненко и др. М.: ВНИИТЭ, 1979. – Ч. 1. – 259 с. Системный подход в инженерной психологии труда: Сб. статей / РАН, Ин-т психологии; Отв. pед. В.А. Бодров, В. Ф. Венда. – М.: Наука, 1992. – 152 с. Справочник по инженерной психологии / С.В. Борисов, В.А. Денисов, Б. А. Душков; Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Машиностроение, 1982. – 368 с. Хеландев М. Разработка визуальных средств отображения информации // Человеческий фактор / Пол ред. Г. Салвенди. – М.: Мир, 1992. – Т 5. Гл. 5. – 567 с. Эргономика в определениях: Материалы к терминологическому словарю / Сост. Т.А. Арестова и др. Отв. ред. В.М. Мунипов. – М.: ВНИИТЭ, 1980. – 135 с. Эргономика. Учебник / В.А. Балин, Ю.Т. Ковалев, А.А. Крылов и др.; ЛГУ; Под ред. А.А. Крылова, Г.В. Суходольского. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 181 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.161 (0.008 с.) |