Функциональная «цена» деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональная «цена» деятельности



Функциональное напряжение. Функциональная напряженность. Эмоциональная и операционная нервно-психическая напряженность. Оценка информационной нагрузки оператора.

Профессиональная деятельность человека-оператора, выполнение им трудовых задач и адаптация к условиям труда обеспечивается совокупностью функциональных систем организма и психики. Воздействие рабочей нагрузки сопровождается усилиями человека, направленными на реализацию задач деятельности. Эти усилия проявляются в процессах повышения уровня активности, в мобилизации различных физиологических систем и психических качеств человека.

 

Функциональное напряжение – целесообразная реакция организма и психики человека, адекватная степени рабочей нагрузки и проявляющаяся в активации, мобилизации функций энергетического и информационного обеспечения деятельности.

Функциональная напряженность – чрезмерная, неадекватная реакция организма и психики человека на рабочую нагрузку, возникающая при несоответствии уровня его функциональных возможностей требованиям деятельности.

В зависимости от интенсивности рабочей нагрузки, сложности и ответственности трудовых задач, экстремальности условий их выполнения и индивидуальных особенностей человека-оператора (его подготовленности, опыта, профессиональных способностей и др.) реакция его организма и психики в процессе деятельности может проявляться в виде функционального напряжения или функциональной напряженности, а также в форме стойких функциональных нарушений и расстройств (переутомление, психологический стресс и др.).

Функциональное напряжение – это целесообразная реакция организма и психики человека, адекватная степени рабочей нагрузки и проявляющаяся в активации, мобилизации функций энергетического и информационного обеспечения деятельности. Реакция функционального напряжения проявляется в усилении деятельности нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма, повышении бдительности, готовности к выполнению трудовых задач, концентрации внимания, актуализации в оперативной памяти эталонов программ и способов выполнения рабочих действий и т.д. Функциональное напряжение отмечается и перед началом выполнения задач, как реакция «настройки» организма и психики на предстоящую нагрузку («предстартовая реакция»).

Уровень функционального напряжения отражает не только величину рабочей нагрузки, но и степень профессиональной подготовленности человека-оператора – чем она выше, тем с меньшим напряжением выполняются трудовые задачи.

При чрезмерных рабочих нагрузках в процессе профессиональной деятельности у человека-оператора может возникнуть функциональная напряженность – чрезмерная, неадекватная реакция организма и психики человека на рабочую нагрузку, возникающая при несоответствии уровня его функциональных возможностей требованиям деятельности.

Развитие функциональной напряженности определяется не только объективными характеристиками рабочей нагрузки, но и субъективной оценкой степени ее интенсивности, ответственности, сложности для конкретного человека. Напряженность проявляется как в значительной интенсивности функциональных реакций, так и в нарушении системной организации функций организма (дезинтеграция функций).

Функциональная напряженность человека-оператора в связи с преимущественно умственным характером его труда в силу специфики причин возникновения и особенностей проявления часто отождествляют с состоянием нервно-психического напряжения (напряженности). Напряженность в работе оператора может быть двух видов – эмоциональной и операционной. Эмоциональная напряженность (тревога, беспокойство, страх и т.д.) возникает в результате воздействия отрицательных эмоциогенных раздражителей, операционная – вследствие сложности выполняемой работы.

Состояние нервно-психической напряженности характеризуется изменениями функций вегетативной нервной системы, отражающихся в показателях деятельности

 

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, потоотделения, кожно-гальванической реакции, температуры тела и кожи и т.д. Чувствительными показателями напряженности являются изменения мышечного тонуса рук, электрической активности неработающих мышц, скорости двигательных реакций и т.д. В этом состоянии отмечается сужение объема и нарушение устойчивости внимания, возникают ошибки в воспроизведении информации.

Для измерения степени операционной напряженности используются оценки внешних факторов труда и, в частности, информационной нагрузки оператора («Основы инженерной психологии», 1986). К ним относятся:

1. Коэффициент загруженности:

где Тp – общее время, в течение которого оператор занят обработкой поступающей информации; Тg – общая продолжительность дежурства; из физиологии труда известно, что при операторской деятельности около 25% рабочего времени должно быть предоставлено человеку для отдыха.

2. Период занятости – время непрерывной (без пауз) работы; для деятельности оператора рекомендуется, чтобы это время не превышало 15-20 мин.

3. Частота появления и длина очереди в обработке информации – показатель очереди в обработке представляет собой вероятность обработки информации в условиях очереди (количество информации, стоящей в очереди на обработку, и объем информации для обработки).

4. Скорость поступления информации – она не должна превышать пропускной способности оператора.

Необходимо отметить, что те или иные изменения показателей рабочей нагрузки, характеризующие напряженность операторской деятельности, не всегда соответствуют изменениям уровня психической напряженности операторов, что обусловлено влиянием фактора субъективной оценки характера рабочей нагрузки, индивидуальной устойчивостью к ее воздействию и уровнем профессиональной подготовленности («Авиационная медицина», 1986; «Человеческий фактор», 1991).

 

Вопросы для повторения

1. Из каких элементов складывается общая характеристика психологических особенностей деятельности человека-оператора?

2. В чем заключается сущность мотивов и как их можно классифицировать? Как мотивы деятельности связаны с ее целью?

3. Что из себя представляет в деятельности человека-оператора процесс приема информации? Из каких стадий он состоит? Какие свойства восприятия являются определяющими для реализации процесса приема информации?

4. Какие психофизиологические характеристики зрительного анализатора являются профессионально значимыми для человека-оператора в процессе приема информации?

5. Какими основными параметрами характеризуются процессы оперативной памяти?

6. В чем заключаются особенности оперативного мышления? Дайте характеристику его процессов, компонентов и этапов реализации.

7. Какие основные особенности характеризуют процессы принятия решения по виду частных задач, методов их решении, базовых психических процессов и видов решений?

 

8. По каким признакам можно классифицировать рабочие движения и в чем заключаются их основные характеристики?

9. В чем заключается связь восприятия и движения?

10. Какие основные антропометрические показатели используются в практике конструирования промышленных изделий и рабочих мест оператора?

11. Какие функциональные состояния характерны для трудовой деятельности и о чем свидетельствует их развитие?

 

Рекомендуемая литература

Авиационная медицина: Руководство / Под ред. Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С.А. Гозулева. М.: Медицина, 1986. – 534 с.

Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: Человек в системах управления техникой /РАН, Институт психологии. – М.: Институт психологии РАН, 1998. – 285 с.

Введение в эргономику / Под ред. В. П. Зинченко. – М.: Сов. радио, 1974. – 351 с.

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 349 с.

Котик М.А. Курс инженерной психологии: Учебник. – 2-е изд. – Таллин: Валгус, 1978. – 363 с.

Ломов Б.Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии / Предисл. Б. Г. Ананьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Сов. радио, 1966. – 464 с.

Основы инженерной психологии: Учебник для вузов / Под ред. Б.Ф. Ломова. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1986. – 447 с.

Платонов К. К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., доп. – М.: Медицина, 1970. – 264 с.

Современная психология: Справочное руководство/ Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 687 с. – (Справочники «ИНФРА-М»)

Справочник по инженерной психологии / С.В. Борисов, В.А. Денисов, Б.А. Душков; Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Машиностроение, 1982. – 368 с.

Человеческий фактор. В 6 т. Т. 1 / Пер. с англ. В. П. Зинченко; Под ред. Г. Салвенди. – М.: Мир, 1991. – 599 с.

Шадриков В, Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1982. – 185 с.

Эргономика. Учебник / В.А. Балин, Ю. Т. Ковалев, А.А. Крылов и др.; ЛГУ; Под ред. А.А. Крылова, Г. В. Суходольского. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 181 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.012 с.)