Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия и организация операторской деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важным компонентом СЧМС являются условия труда (рабочая среда), которые оказывают существенное влияние на эффективность деятельности человека-оператора. Условия труда – это совокупность факторов внешней среды на рабочем месте, оказывающая влияние на функциональное состояние и работоспособность человека-оператора. Условия труда принято классифицировать по критериям их качественного своеобразия и интенсивности воздействия («Эргономика», 1980, «Эргономика», 1988). По критерию качественного своеобразия условий труда можно выделить: 1) физико-химические факторы (температура, влажность, скорость движения, газовый состав воздуха, барометрическое давление, радиационные факторы, вредные примеси и т.д.), для которых существует система санитарно-гигиенического нормирования; 2) информационные факторы (объем информации, интерференция, избыточность, дефицит, ложная информация и т.д.), показатели которых не нормируются, а объективная и субъективная значимость информации, как правило, не совпадают; 3) социально-психологические факторы (уровень сплоченности коллектива, психологический климат, стиль руководства, межличностные конфликты и т.д.), которые определяются психологическими особенностями субъектов деятельности и содержания трудовых задач; 4) эстетические факторы (эстетические и функциональные качества предметной среды – художественное оформление, фактура материалов, цветовое решение, гармоничность композиции, современность стиля и т.д.), обеспечивающие привлекающий эффект оборудования, светоцветовой тон информационного и моторного поля рабочего места. По критерию интенсивности воздействия факторов выделяют следующие виды рабочей среды: 1) комфортная, обеспечивающая нормальное самочувствие и оптимальную динамику работоспособности человека-оператора; 2) относительно дискомфортная, вызывающая неприятные субъективные ощущения и изменения функционального состояния и уровня работоспособности к концу рабочего дня;
Условия труда – совокупность факторов внешней среды на рабочем месте, оказывающая влияние на функциональное состояние и работоспособность человека-оператора. Организация труда – система мероприятий по наиболее рациональному планированию трудовой нагрузки в течение рабочего цикла (смена, день, неделя и т.д.), восстановлению работоспособности, распределению служебных обязанностей и расстановке кадров, стимулированию труда в целях обеспечения эффективности и безопасности труда, сохранения профессионального здоровья. Режим труда и отдыха – регламентация последовательности и продолжительности периодов работы и отдыха (перерывов) с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья человека-оператора.
3) экстремальная, вызывающая выраженные функциональные изменения (не ведущие к патологии) и снижение работоспособности; 4) сверхэкстремальная, вызывающая патологические нарушения в организме и резкое падение работоспособности (или отказ от работы). Функциональное состояние и уровень работоспособности зависят от длительности воздействия неблагоприятных факторов среды и степени развития компенсаторно-приспособительных возможностей, позволяющих человеку защищаться от этих факторов. Интенсивность воздействия факторов внешней среды на деятельность человека-оператора зависит также от уровня его профессиональной подготовки и характера трудовых задач. Факторы рабочей среды могут оказывать не только косвенное влияние на эффективность операторской деятельности, изменяя функциональное состояние и уровень работоспособности человека-оператора, но и прямое воздействие на трудовой процесс в качестве помех для решения задач (шум, нарушение освещенности и т.п.). Переход от комфортной среды к экстремальной и сверхэкстремальной определяется нарастанием экстремальности воздействующих факторов. Например, при увеличении пилотажной перегрузки + Gz («голова-таз») уже при + Gz=2 ед. снижается работоспособность летчика: ухудшаются навыки управления самолетом, увеличивается число ошибок и они становятся более грубыми, нарушается регуляция сложных движений. При + Gz = 3 ед. количество упреждающих рабочих движений уменьшается в несколько раз. При дальнейшем нарастании перегрузки функциональные сдвиги в сердечно сосудистой и зрительной системах выходят за предельные нормы, наблюдаются расстройства в мозговом кровообращении. При перегрузке + Gz = 5 ед. полностью нарушается зрение («черная пелена») и происходит потеря сознания. Пилотирование становится невозможным, появляются патологические нарушения в состоянии здоровья. Эффективность и безопасность профессиональной деятельности, состояние здоровья человека-оператора в значительной мере зависят от организации труда – системы мероприятий по наиболее рациональному планированию трудовой нагрузки в течение рабочего цикла (смена, день, неделя и т.д.), восстановлению работоспособности, распределению служебных обязанностей и расстановке кадров, стимулированию труда в целях обеспечения эффективности и безопасности труда, сохранения профессионального здоровья. Главной задачей организации труда является разработка и соблюдение рационального режима труда и отдыха. Под ним понимается регламентация последовательности и продолжительности периодов работы и отдыха (перерывов) с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья человека-оператора.
Безопасность труда – состояние условий и организации труда, при которых отсутствует возможность воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов. Режим труда и отдыха определяется: 1) продолжительностью рабочей смены (недели, месяцы); 2) длительностью и напряженностью непрерывного рабочего процесса; 3) продолжительностью, периодичностью перерывов в работе и способом организации отдыха; 4) длительностью восстановительного периода после работы; 5) суточным временем работы (дневная или ночная смена, стабильный или «скользящий» график работы) и т.д. Длительность рабочей смены определяется либо временем допустимого воздействия профессиональной вредности при работе во вредных условиях, либо на основании динамики работоспособности человека в течение рабочего дня (с учетом того, когда наступает момент утомления), либо циклом непрерывного рабочего процесса с последующим отдыхом персонала, рассчитанным на полную компенсацию утомления. Перерывы в работе необходимы для восстановления работоспособности и сохранения необходимого уровня производительности труда, а также для нормализации психического состояния операторов. Различают регламентированные и произвольные перерывы. Регламентированные перерывы устанавливаются в моменты, предшествующие снижению работоспособности. Их длительность и периодичность определяются количеством и глубиной периодов спада работоспособности, – для операторской деятельности желательны короткие (5-10 мин), но частые перерывы. При работе в непрерывном режиме (например, дежурство оператора за пультом СЧМС) могут возникать произвольные перерывы (микропаузы) в промежутки времени, когда оператор не занят обработкой информации. Уровень работоспособности человека-оператора и состояние его здоровья определяются величиной рабочей нагрузки в течение смены, рабочего дня. Величина рабочей нагрузки зависит от количества трудовых задач (операций, действий), которые необходимо выполнить за трудовой цикл (смена, вахта, полет и др.), их сложности, ответственности, а также уровня подготовленности оператора, его функционального состояния, условий труда и т.д. Чем интенсивнее рабочая нагрузка, тем более коротким должен быть рабочий период и продолжительным отдых. Рабочая нагрузка должна обеспечивать прирост или сохранение профессионального мастерства и поддержание нормального функционального состояния. Установлено, например, что уровень работоспособности летчика снижается при малой летной нагрузке из-за ухудшения летных навыков, а при большой нагрузке – из-за развития утомления. Поэтому можно говорить об оптимальной нагрузке,[1] которая характеризуется низким уровнем ошибок и достаточно стабильным реагированием функциональных систем человека. Для каждого уровня подготовки оператора, типа СЧМС и сложности рабочего задания существует свой оптимум нагрузки. Правильная организация труда операторов предполагает создание безопасных и безвредных условий труда. Безопасность труда – это состояние условий и организации труда, при которых отсутствует возможность воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов. Опасным считается такой фактор, воздействие которого приводит к несчастному случаю или травме работника, а вредным – фактор, приводящий к заболеванию («Основы
инженерной психологии», 1986), Факторы производственной опасности подразделяются на физические, химические, биологические и психолого-физиологические, – первые три группы включают воздействия, оказываемые производственной техникой и рабочей средой; психолого-физиологические факторы характеризуют изменение функционального состояния человека под влиянием тяжести и напряженности труда, т.е. чрезмерных трудовых нагрузок. Несчастные случаи связаны с наличием травмоопасной ситуации и дезорганизацией поведения оператора в этой ситуации. В операторской деятельности значительная нервно-психическая напряженность (перенапряжение) приводит к развитию умственного утомления и стресса, которые, в свою очередь, являются причиной нарушения работоспособности человека и, как следствие, снижения эффективности деятельности и развития заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. С целью ограничения вредного влияния психолого-физиологических факторов производственной опасности рекомендуется: 1) установление рационального режима труда и отдыха; 2) организация отдыха в процессе работы; 3) проведение восстановительно-оздоровительных мероприятий при выраженных явлениях перенапряжения; 4) соблюдение предельно допустимых норм рабочей нагрузки; 5) согласование величины рабочей нагрузки и динамики работоспособности оператора; 6) чередование различных рабочих операций или форм деятельности в течение рабочего дня; 7) рациональное распределение функций между оператором и техническими устройствами; 8) учет психолого-физиологических качеств оператора и достижение соответствия их требованиям операторской деятельности путем проведения профессионального отбора, обучения и тренировок. Кроме перечисленных мероприятий по профилактике нервно-психических перегрузок для ликвидации уже возникшей напряженности и ее последствий рекомендуется проведение аутотренинга и психосоматической саморегуляции, дыхание чистым кислородом, воздействие на биологически активные точки кожи, гидропроцедуры, функциональный массаж и другие средства. Проведение этих мероприятий должно осуществляться под руководством опытных психологов, психофизиологов и врачей.
Вопросы для повторения 1. В чем заключается основное содержание психологии труда, инженерной психологии и эргономики и в чем их различия? 2. На основании каких характеристик возможно классифицировать различные виды трудовой деятельности? 3. Какие общие черты характерны для различных систем «человек–машина–среда» и на основании каких признаков можно классифицировать СЧМС? 4. Какие основные качества (показатели) характеризуют деятельность СЧМС? 5. В чем заключаются основные особенности операторской деятельности? По каким признакам можно ее классифицировать? Какие факторы оказывают влияние на эффективность операторской деятельности? 6. В чем заключается основное содержание деятельности человека-оператора (содержание ее этапов, выполняемые действия, влияющие факторы)? 7. Какими функциональными преимуществами и недостатками обладают человек и машина в СЧМС? 8. В чем состоят основные особенности информации об объекте управления, которую использует человек-оператор в процессе деятельности (значение, количественные показатели)? 9. Какова роль информационной и концептуальной моделей в деятельности человека-оператора?
10. Какие функциональные звенья образуют систему психической регуляции операторской деятельности и в чем заключается их роль в данном процессе? 11. Какие характеристики используются для классификации средств отображения информации и органов управления? 12. В чем проявляется качественное своеобразие условий труда человека-оператора и на какие зоны (по интенсивности воздействия факторов) можно подразделить рабочую среду операторской деятельности?
Рекомендуемая литература Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: Человек в системах управления техникой / РАН, Институт психологии. – М.: Институт психологии РАН, 1998. – 285 с. Введение в эргономику / Под ред. В. П. Зинченко. – М.: Сов. радио, 1974. – 351 с. Завалова Н. Д. и др. Образ в системе психической регуляции деятельности / Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А.; АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1986. – 172 с. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. – М.: Наука, 1966. – 114 с. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 349 с. Климов Е.А. Психология профессионала: Учеб. пособие. – М.- Воронеж: Институт практической психологии, 1996.-509 с. Котик М.А. Курс инженерной психологии: Учебник. – 2-е изд. – Таллин: Валгус, 1978. – 363 с. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / РАН, Ин-т психологии; Отв. ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1984. – 444 с. Ломов Б.Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии / Предисл. Б.Г. Ананьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Сов. радио, 1966. – 464 с. Обознов А.А. Инженерная психология: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Ин-т молодежи», 1998. Основы инженерной психологии: Учебник для вузов / Под ред. Б.Ф. Ломова. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1986. – 447 с. Руководство по эргономическому обеспечению разработки техники / В.А. Бодров, В.М. Войненко и др. – М.: ВНИИТЭ, 1979. – Ч. 1. – 259 с. Справочник по инженерной психологии / С.В. Борисов, В.А. Денисов, Б.А. Душков; Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Машиностроение, 1982. – 368 с. Человеческий фактор. В 6 т. Т. 1. Гл. 2,3,4,5,8; Т. 5. Гл.5 / Пер. с англ. В.П. Зинченко; Под ред. К. Салвенди. – М.: Мир, 1991. Эргономика в определениях: Материалы к терминологическому словарю / Сост. Т.А. Арестова и др.; Отв. ред. В.М. Мунипов. – М.: ВНИИТЭ, 1980. – 135 с. Эргономика. Учебник / В.А. Балин, Ю.Т. Ковалев, А.А. Крылов и др.; ЛГУ; Под ред. А.А. Крылова, Г.В. Суходольского. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 181 с. Эргономика: Принципы и рекомендации / Отв. ред. В.П. Зинченко. – М.: ВНИИТЭ, 1971. – Вып. 2. – 174 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.18 (0.013 с.) |