Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проявление психологических характеристик в деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Всякая деятельность исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. По характеру направленности и содержания выделяют мотивы, связанные с общением, познанием, собственной личностью и с трудовой деятельностью. Для человека мотив выступает как субъективно переживаемая побудительная сила, непосредственная причина его деятельности. Основой мотива являются различные потребности человека. Мотив – это форма субъективного отражения потребностей. Как правило, в качестве побудительной силы в деятельности выступает совокупность мотивов. В течение жизни у каждого человека формируется определенная система мотивов, одни из которых становятся доминирующими, другие – подчиненными. Эту систему мотивов называют мотивационной сферой. Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности человека, его поведение. Формирование системы мотивов является важной задачей. Например, деятельность летчика связана с выполнением сложных и опасных задач, с риском для жизни. В этих условиях ведущий мотив (желание летать) должен иметь уровень и силу,
которые могли бы в любых условиях обеспечить необходимую мобилизацию способностей и резервов человека. В конкретной деятельности система мотивов «замыкается» на определенную цель, которая формирует содержание этой деятельности. Цель деятельности – это ее представляемый результат. Для человека-оператора, например, целью его деятельности является образ заданного состояния объекта управления (того состояния, в которое этот объект нужно перевести). Являясь идеальным представлением конечного результата деятельности, образ-цель выступает в качестве предпосылки, определяющей начало этой деятельности. Сложная деятельность не может быть ни спланирована, ни тем более осуществлена, если такая предпосылка не сформирована. Образ-цель определяет критерии выбора и интеграции информации о текущем состоянии объекта управления и соотнесение ее с образом будущего состояния объекта управления. Достижение поставленной цели – не одномоментный акт, а более или менее длительный процесс «развертывания» цели в систему частных задач со своими промежуточными целями. Так, цель деятельности авиационного диспетчера – обеспечение безопасности взлета, полета и посадки самолета. Но, осуществляя эту деятельность, он решает такие частные задачи, как установление связи с экипажем, оценка воздушной обстановки и т.д. Каждая такая задача состоит из более мелких, например просмотр расписания, наблюдение за экраном радиолокатора, запросы о состоянии бортовых систем. Формирование образа-цели связано с понятием «опережающее отражение», введенным П.К. Анохиным. Опережающее отражение проявляется в форме предвидения (прогнозирования, антиципации, экстраполяции) и выбора цели. Предвидение относится к опережающему отражению объективного хода событий, взятых безотносительно субъекта, выбор же цели характеризует опережающее отражение, включенное в деятельность субъекта (цель выступает как опережающее отражение будущего результата). В образе-цели объект отражается как изменяющийся не сам по себе (по своим законам), а в результате деятельности: например, заданное состояние объекта управления представляется как такое состояние, которое должно возникнуть в результате управляющего воздействия, осуществляемого оператором. Сформированный в начале деятельности образ-цель должен сохраняться в памяти оператора до окончания деятельности, выступая в роли ведущего регулятора всей системы действий. Возможны и такие случаи, когда человек ставит перед собой не одну, а несколько целей, а следовательно, выполняет несколько видов деятельности. Отношения мотивов и целей весьма сложны и динамичны. В одних случаях цели и мотивы могут расходиться и даже вызывать ситуацию внутренних противоречий, в других они создают гармоничное единство. Процесс овладения деятельностью и ее совершенствования развивается как бы по спирали. Сформированный вектор «мотив–цель» реализуется в деятельности; осуществленная деятельность (достигнутая цель) создает возможность перевода этого вектора на новый уровень, который также реализуется в деятельности, что создает новую возможность, и т.д. В этом движении развиваются и реализуются способности человека, его интересы, профессиональное мастерство, личность в целом. Важным компонентом деятельности человека-оператора является прием информации об объекте управления и внешних условиях, который обеспечивается такими
психическими процессами, как ощущение, восприятие, представление и мышление. Прием информации необходимо рассматривать как процесс формирования перцептивного образа, представляющего собой субъективное отражение в сознании человека свойств воспринимаемого объекта. Процесс формирования перцептивного образа включает несколько стадий восприятия информации: – информационный поиск – просмотр информационного поля в целях поиска заданного объекта, сигнала; – обнаружение – выделение объекта из фона; – различение – раздельное восприятие двух объектов, расположенных рядом, и выделение деталей объектов; – опознание – выделение существенных признаков объекта и отнесение его к определенному классу. Длительность этих стадий зависит от сложности воспринимаемого сигнала. Знание последовательности различения признаков сигнала и динамики становления его образа важно для решения таких инженерно-психологических задач, как выбор оптимального начертания знаков, определение числа строк в телевизионном изображении, скорости передачи сигналов и т.д. Восприятие как основа процесса приема информации характеризуется такими свойствами как целостность – анализ и синтез комплексных раздражителей в процессе деятельности, осмысленность – отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории, избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими как выражение определенного отношения оператора к воздействию на него сигналов, константность – относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия («Основы инженерной психологии», 1986; «Справочник по инженерной психологии», 1982). Перечисленные свойства проявляются в процессе становления перцептивного Рис. 24-1. Классификация характеристик зрительного анализатора. Нет расшифровки энергетических характеристик.
Пропускная способность зрительного анализатора – количество информации, которое анализатор способен принять в единицу времени. Острота зрения – способность глаза различать мелкие детали предметов. Объем зрительного восприятия – число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации, при одномоментном восприятии. Поле зрения – пространство зрительного восприятия при неподвижной голове и фиксированном взгляде.
образа, – этот факт имеет большое значение для правильного построения средств отображения информации, для организации профессионального отбора и подготовки операторов. Физиологической основой восприятия является работа анализаторов. Наибольшее значение для деятельности оператора имеют зрительный, слуховой и тактильный (осязательный) анализаторы. Основными характеристиками любого анализатора являются пороги – абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный и оперативный. Эти пороги существуют для восприятия энергетических (интенсивность), пространственных (размер) и временных (продолжительность воздействия) характеристик сигнала («Основы инженерной психологии», 1986; «Современная психология», 1999; «Справочник по инженерной психологии», 1982). Абсолютный порог характеризует либо минимальную величину раздражителя, вызывающую едва заметное ощущение, либо его максимально допустимую величину, за которой возникает болевое ощущение. Для характеристики различения сигналов используется понятие «дифференциальный порог», которое обозначает минимальное различие между двумя раздражителями (сигналами). Для характеристики оптимальной различимости сигналов, при которой достигаются максимальные значения скорости и точности этого процесса, используется понятие «оперативный порог различения» (обычно оперативный порог различения в 10-15 раз больше дифференциального). Особенности устройства и функционирования анализаторов определяют общие требования к сигналам, адресованным к операторам. Человек-оператор около 90-95 % всей информации получает через зрительный анализатор. Возможность зрительного восприятия определяется энергетическими, пространственными, временными и информационными характеристиками сигналов, поступающих к оператору (рис. 24-1). Энергетические характеристики определяются мощностью (интенсивностью) световых сигналов, воспринимаемых глазом. Основной информационной характеристикой зрительного анализатора является пропускная способность – количество информации, которое анализатор способен принять в единицу времени. На корковом уровне величина этого показателя составляет 20-70 бит/с, а для деятельности в целом – только 2-4 бит/с. Пространственные характеристики зрительного анализатора определяются воспринимаемыми глазом размерами предметов и их месторасположением в пространстве. К ним относятся: острота зрения, объем зрительного восприятия и поле зрения. Острота зрения – это способность глаза различать мелкие детали предметов. Острота зрения определяется величиной, обратной минимальному размеру предмета, при котором он различим глазом. Острота зрения зависит от уровня освещенности, расстояния до рассматриваемого предмета и его положения относительно наблюдателя.
Объем зрительного восприятия – число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации, при одномоментном восприятии. Установлено, что при предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия составляет четыре-восемь элементов. Однако практически объем воспроизведенного материала в большей степени определяется и лимитируется объемом памяти человека, Поле зрения – пространство зрительного восприятия при неподвижной голове и фиксированном взгляде. Поле зрения условно можно разбить на три зоны: – центрального зрения (около 4°), где возможно наиболее четкое различение деталей; – ясного видения (30-35°), где при неподвижном глазе можно опознать предмет без мелких деталей; – периферического зрения (75-90°), где предметы обнаруживаются, но не опознаются. Зона периферического зрения играет важную роль при ориентации во внешней обстановке. Объекты, находящиеся в этой зоне, легко и быстро могут перемещаться в зону ясного видения с помощью установочных движений (скачков) глаз. Поисковые (установочные) и гностические (познавательные) движения глаз, участвующие в обследовании объекта, в его опознании и различении его деталей, имеют большое значение в процессе зрительного восприятия. Основную информацию глаз получает во время фиксации (относительно неподвижное положение глаза), когда взор пристально устремлен на объект, – продолжительность фиксации в зависимости от условий восприятия составляет 0,25-0,65 с. и более. Временные характеристики зрительного анализатора определяются временем, необходимым для возникновения зрительного ощущения. К ним относятся: – латентный (скрытый) период зрительной реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения; его величина зависит от интенсивности сигнала (так называемый «закон силы»: чем сильнее раздражитель, тем короче реакция), его значимости, сложности работы, возраста оператора и т.п.; – критическая частота мельканий – та минимальная частота проблесков, при которой возникает их слитное восприятие; она зависит от яркости, конфигурации и размеров знаков; – время адаптации – продолжительность приспособления чувствительности глаза к новым условиям освещения; различают темновую адаптацию (при переходе от света к темноте) и световую (при обратном переходе); – длительность инерции ощущения – продолжительность сохранения ощущения от воздействия сигнала (исчезновение образа сигнала наступает чрез 0,2-0,5 с). – длительность информационного поиска (нахождение на устройстве отображения объекта с заданными признаками) – суммарное время перемещения взора и продолжительности каждой фиксации на признаке объекта в зависимости от числа шагов поиска (числа фиксаций). Для операторской деятельности характерными являются действия, связанные с восприятием движущихся объектов. Минимальная скорость движения, которая может быть замечена глазом, зависит от наличия в поле зрения фиксированной точки отсчета и составляет 1-2 угл. мин/с (без нее – 15-30 угл. мин/с). Объем зрительного восприятия ограничен, с одной стороны, объемом оперативной памяти (4-8 элементов), а с другой стороны, размером зоны ясного видения.
В процессе информационного поиска эти размеры составляют примерно 10° (в горизонтальной и вертикальной плоскости). Значительная часть информации в системах управления поступает к человеку в форме звуковых сигналов. Слуховой анализатор человека улавливает форму волны, частотный спектр чистых тонов и шумов, обнаруживает и опознает звуки в большом диапазоне интенсивностей и частот, позволяет дифференцировать звуковые раздражения и определять направление звука, а также удаленность его источника. Слуховой аппарат человека воспринимает как слышимый звук колебания с частотой 16-20 000 Гц, наиболее же чувствителен к колебаниям в области средних частот – от 1000 до 4000 Гц. Основными количественными характеристиками слухового анализатора также являются абсолютный и дифференциальный пороги. Их величины зависят прежде всего от частоты и интенсивности звука и рассчитываются с помощью специальных графиков и формул («Авиационная медицина», 1986; «Справочник по инженерной психологии», 1982). Субъективное впечатление от воздействия звуковых колебаний, зависящее от интенсивности звука, определяется как его громкость. Временной порог чувствительности слухового анализатора, т.е. длительность звукового раздражителя, необходимая для возникновения ощущения, так же как пороги по громкости и высоте, не является постоянной величиной. С увеличением как интенсивности, так и частоты он сокращается. С увеличением длительности звука слуховое ощущение постепенно проясняется: человек начинает различать высоту и громкость. Минимальное время, необходимое для отчетливого ощущения высоты тона, равно примерно 50 мс. Дифференциация двух звуков по частоте и интенсивности также зависит от отношения их по длительности и от интервала между ними. Как правило, звуки, равные по длительности, различаются точнее, чем неравные. Слуховой анализатор обеспечивает также оценку положения источника звука в пространстве: его расстояние и направление относительно субъекта. Пространственная локализация источника звука возможна благодаря восприятию звуков одновременно двумя ушами (бинауральный слух). Бинауральный слух от моноурального отличается более высокой абсолютной чувствительностью, помехоустойчивостью, разрешающей способностью при дифференцировании изменений высоты и громкости тональных сигналов и большей возможностью различения пространственного положения источника звука («Справочник по инженерной психологии», 1982). Пороги восприятия звука зависят от времени предъявления и длительности сигнала, положения головы, степени адаптации и изменяются с течением времени для одного и того же человека, – эти колебания могут превышать усредненные показатели в 3-4 раза. В реальных условиях деятельности человеку приходится воспринимать звуковые сигналы на том или ином фоне. При этом фон может маскировать полезный сигнал, что, естественно, затрудняет его обнаружение. При конструировании акустических индикаторов задача борьбы с эффектом маскировки и поиска оптимального отношения интенсивности полезного сигнала к интенсивности шума (фона) является одной из важнейших. Кожный анализатор обеспечивает восприятие прикосновения (слабого давления), боли, тепла, холода и вибрации. Для каждого из этих ощущений (кроме вибрации) в
коже имеются специфические рецепторы либо их роль выполняют свободные нервные окончания. Чувствительность к прикосновению (тактильная) проявляется при деформации кожи под давлением внешнего воздействия. Ощущение возникает только в момент деформации, т.е. при движении раздражителя, и исчезает, как только скорость движения упадет до нуля. Абсолютный порог чувствительности к силе раздражителя зависит от места воздействия раздражителя, скорости движения, функционального состояния рецептора. Для разных участков тела человека порог чувствительности различен: наибольшая чувствительность отмечается на передней части предплечья, наименьшая – на тыльной стороне кисти. При ритмичных последовательных прикосновениях каждое из них воспринимается как раздельное, пока не будет достигнута критическая частота, при которой ощущение последовательных прикосновений переходит в ощущение вибрации. Отмеченные феномены восприятия раздражителей тактильным анализатором используются в авиации при создании датчиков устройств для сигнализации о возникновении опасных режимов полета, аварийных ситуаций, отказов техники, – применение таких устройств позволяет «разгрузить» зрительный и слуховой анализаторы, обеспечивающие текущую деятельность пилота, и, главным образом, повысить «привлекающий» эффект к аварийному сигналу за счет включения свободного канала информации. Значение других анализаторов в обеспечении профессиональной деятельности болевого, температурного, вестибулярного (оценка равновесия и положения в пространстве), кинестетического (ощущение положения и движения тела и его частей), вкусового и обонятельного – менее значительно, хотя в определенных профессиях (летчики, водолазы, специалисты пищевой промышленности и др.) их роль может быть весьма важной. При конструировании индикаторов кроме изучения возможностей конкретного анализатора следует учитывать межанализаторные связи. Все анализаторы взаимосвязаны в рамках центральной нервной системы человека, поэтому поступление сигнала или изменение под влиянием внешних факторов функционального состояния отдельного анализатора и центральной нервной системы в целом приводит к изменению характеристик и других анализаторов. Например, световая чувствительность зрительного анализатора может изменяться при воздействии громкого звука, запаха нашатырного спирта, ощущении сладкого и соленого, холода и тепла, мышечной работы и других факторов. Вибрации, перегрузки, невесомость, интенсивные потоки информации, утомление, стресс – все эти и многие другие воздействия вызывают различные изменения характеристик анализаторов («Введение в эргономику», 1974; Ломов Б.Ф., 1966; Котик М.А., 1978). Взаимодействие анализаторов необходимо учитывать и при предъявлении человеку полимодальных (адресованных различным анализаторам) сигналов. Один из видов полимодальных сигналов – дублирование сигнала в разных модальностях, т.е. одновременное воздействие сигнала на разные анализаторы. В ряде случаев дублирование сигналов является средством повышения надежности передачи информации оператору, – его особенно целесообразно применять при передаче сигналов о маловероятных событиях. Кроме того, оно является одним из способов увеличения объема
кратковременной памяти. («Основы инженерной психологии», 1986; Бодров В.А., Орлов В.Я., 1998). Однако положительный эффект дублирования проявляется не всегда, – дублирование сигналов может вызвать дополнительные трудности при решении сложных операторских задач, а также в случаях, когда необходимая для решения задачи информация полностью обеспечивается работой одного из анализаторов. Другим способом использования полимодальных сигналов является распределение поступающей к оператору информации между различными анализаторами. При этом следует учитывать возможности каждого из анализаторов. Зрение имеет преимущества в приеме дискретных сигналов, слух – в приеме непрерывных сигналов. Время реакции на звук короче, чем на свет, но самая быстрая реакция возникает в ответ на тактильный (кожный) раздражитель. Слуховой и зрительный анализаторы принимают информацию, находясь на расстоянии от источника, а тактильный – при непосредственном воздействии (прикосновении). Еще одним из способов использования полимодальных сигналов является их переключение с одной модальности на другую, т.е. последовательная работа анализаторных систем. Данный способ может применяться при утомлении одного из анализаторов, – в исследованиях установлено, что подача информации при длительной работе поочередно на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы позволяет увеличить ее продуктивность на 30-40% по сравнению с предъявлением той же информации только по зрительному каналу. Чтобы обеспечить достаточную надежность деятельности человека при приеме и анализе различных сигналов, рекомендуется использовать для практических расчетов не только абсолютные и дифференциальные пороги чувствительности анализаторов к различным характеристикам сигналов, но и оперативные пороги, характеризующие не минимальную, а некоторую оптимальную различимость сигналов. Обычно оперативный порог в 10-15 раз выше соответствующего абсолютного или дифференциального. Речь является эффективным средством передачи информации человеку, а в связи с развитием технических средств преобразования речевых сообщений она начинает использоваться также при обмене информацией между человеком и машиной. Задачи техники связи и управления потребовали изучения зависимости восприятия речевых сигналов от их акустических характеристик, определения разборчивости речи в условиях шума, поиска путей повышения разборчивости и т.п. Важным условием восприятия речи является различение длительности произнесения отдельных звуков и их комбинаций (среднее время произнесения гласных равно примерно 0,35 с, согласных – от 0,02 до 0,3 с). При восприятии потока речи особенно важно различение интервалов между словами и группами слов. Восприятие и понимание речевых сообщений в значительной мере зависит от темпа их передачи (оптимальным считается темп 120 слов/мин). Чтобы речевые звуки были понятными, их интенсивность должна превышать интенсивность шумов примерно на 5-6 децибел (дБ)1. Разборчивость речи повышается ––– 1Децибел – единица специальной логарифмической шкалы для измерения интенсивности звука. Принимается, что уровень интенсивности 0 дБ соответствует нижнему абсолютному порогу слухового анализатора. При уровне 120 дБ звук ощущается как дискомфортный, а при 130 дБ вызывает неприятное ощущение. Уровень 140 дБ соответствует верхнему (болевому) абсолютному порогу.
по мере одновременного увеличения уровня речи и шума, но до определенного предела: при повышении уровня речи до 120 дБ и шума до 115 дБ разборчивость речи ухудшается примерно на 20%. Важным фактором, влияющим на опознание слов, является частота их употребления – чем чаще встречается слово, тем при более низком отношении речи к шуму оно опознается. Точность опознания зависит от длины слов: если односложные слова правильно воспринимаются и понимаются (аудируются) на фоне шума (+ 10дБ) лишь в 12,5 % случаев, то шестисложные – в 40,6 %. Более длинное слово обладает большим числом опознавательных признаков, что обеспечивает и более точное его аудирование. Наблюдается также тенденция к более точному аудированию слов, начинающихся с гласного звука, по сравнению со словами, начинающимися с согласного (разница около 10 %). На восприятие слов решающее влияние оказывают фонетические (акустические и артикуляционные) закономерности. При восприятии словосочетаний довольно отчетливо начинает проявляться влияние синтаксических закономерностей, – слушатель улавливает синтаксическую связь между словами, которая помогает ему восстановить сообщение, разрушенное шумом. При изучении влияния длины фразы на точность ее аудирования на фоне шума было обнаружено, что длина фразы не имеет для слушателя особого значения примерно до уровня в 11 слов. Приведенные данные показывают, что аудирование представляет собой многоуровневый процесс, в котором сочетаются фонетический, синтаксический и семантический (смысловой) уровни. Организация сложных видов деятельности требует значительных затрат ресурсов внимания. Практически все формы познавательной и психомоторной деятельности человека, начиная с информационного поиска и кончая выбором управляющего воздействия на систему, связаны с функцией внимания. С.Л. Рубинштейн рассматривал внимание как динамическую характеристику протекания познавательной деятельности, выражающую преимущественную связь психической активности с определенным объектом. Другими словами, внимание – это сосредоточенность на объекте, включенность в направленную на него деятельность. В профессиональной деятельности отмечаются различные виды внимания, которые определяют уровень рабочей активности человека. Различают непроизвольное внимание (не связанное, как правило, с целью деятельности) и произвольное (сознательное усилие для направления внимания на определенный объект). Выделяют также направленность (сосредоточение на тех или иных объектах), степень (интенсивность) и объем (число символов, осознаваемых ясно и отчетливо) внимания. Оценки частоты колебаний и сдвигов (отвлечений) характеризуют устойчивость внимания. Сдвиги внимания с одного объекта на другой называют переключениями внимания. Для изучения и оценки внимания используют психометрические тесты, приемы оценки субъективных переживаний, методы регистрации физиологических коррелятов внимания, например регистрация движения глаз (направления взора) и вызванных потенциалов мозга (Платонов К. К., 1970; «Современная психология», 1999). В процессе труда внимание не остается постоянным. Оно изменяется как на протяжении дня, так и по ходу профессионального обучения и деятельности. Труд требует произвольного внимания, которое по мере роста профессионального мастерства
Оперативная память – процесс хранения текущей информации на время, необходимое для решения тех или иных практических задач. совершенствуется, становится более рациональным и экономичным. Еще В.М. Бехтерев отмечал, что для достижения максимальной продуктивности в умственном труде необходима культура сосредоточения, при достаточном развитии которой даже неблагоприятные внешние условия могут стимулировать умственную деятельность. Формирование и развитие профессионально важных качеств внимания необходимо и возможно методами специальных тренировок (включая занятия некоторыми видами спорта) и в ходе освоения рациональных приемов труда. Большое значение для правильной организации профессионального внимания имеет психологически обоснованная конструкция рабочего места, борьба с отвлекающими факторами (шум, посторонние разговоры и т.п.), рациональный объем, форма и содержание информации, предъявляемой в процессе деятельности, Анализ и преобразование информации оператором связаны с процессами памяти и мышления. Управление техникой по приборам или путем взаимодействия с другими операторами сопровождается проявлением всех основных видов памяти (рис. 24-2). К основным характеристикам памяти относятся: – объем запоминаемой информации; – скорость запоминания; – длительность сохранения информации; – полнота и точность воспроизведения; – готовность к воспроизведению. Основными процессами памяти являются запоминание, забывание и воспроизведение. Кратковременная память связана, прежде всего, с первичной ориентацией в окружающей среде и поэтому направлена, главным образом, на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания. В непосредственной памяти хранится (очень недолго – всего несколько секунд) почти вся информация, поступившая в определенный момент времени на органы чувств. Оперативная память – это процесс хранения текущей информации на время, необходимое для решения тех или иных практических задач. Эффективность и Рис. 24-2. Виды памяти. надежность деятельности оператора в значительной степени зависит от состояния оперативной памяти. Установлено, что часть ошибок операторов связана с процессами памяти, большое влияние память оказывает и на пропускную способность оператора (Бодров В.А., Орлов В.Я., 1998). При переводе информации из непосредственной памяти в оперативную происходит ее селекция по категориям, определяемым задачей. Время хранения информации в оперативной памяти в реальных условиях изменяется от нескольких секунд до нескольких минут. Объем оперативной памяти определяется количеством запоминаемых при однократном предъявлении стимулов и почти не зависит от их информационного содержания. Средний объем памяти составляет 5-9 символов. Сигналы, поступившие в оперативную память первыми и последними, закрепляются в ней наиболее прочно. Оперативная память на пространственное расположение элементов связана с логической переработкой данных в целях их упорядочения и зависит от числа учитываемых логических условий (их оптимальное число не превышает четырех). Скорость запоминания и воспроизведения оперативной информации определяет пропускную способность системы. Если объем поступающей информации не превышает объем оперативной памяти, то скорость приема и запоминания информации составляет несколько бит/с. В некоторых особых случаях при использовании информационно емких кодов скорость может достигнуть 50-70 бит/с. Существуют следующие основные пути повышения скорости функционирования оперативной памяти: – сокращение длины последовательности или алфавита сигналов; – повышение информационной емкости кодов; – применение технических средств, разгружающих память (мнемосхемы, устройства отображения с вызовом информации и т.п.). Для обеспечения увеличения объема памяти важное значение имеют: 1) рациональная группировка исходного материала, 2) переход на более крупные оперативные единицы памяти (сокращение количества символов в запоминаемом материале без увеличения количества информации); 3) нахождение в запоминаемом сообщении избыточной информации; 4) перекодирование запоминаемых символов. Важной характеристикой оперативной памяти является длительность сохранения информации, которая связана с процессом формирования и последующего затухания «следа» памяти на конкретный сигнал (информацию). Безошибочное воспроизведение информации возможно, пока затухание «следа» не достигнет некоторого критического значения. Этот показатель зависит от характера запоминаемой информации и условий деятельности и лежит в пределах от нескольких секунд до нескольких минут. Точность воспроизведения информации определяется вероятностью безошибочного воспроизведения, т.е. отношением числа правильно воспроизведенных предъявленных последовательностей к их общему числу. Продуктивность оперативной памяти во многом определяется рядом объективных факторов (рис. 24-3). Все параметры объединены в четыре основных группы, степень влияния которых на продуктивность памяти определена в виде вероятностной оценки, основанной на экспертном опросе: информационные (0,48), структурно-пространственные (0,15), модальные (0,25), временные (0,12). Продуктивность оперативной памяти зависит от количества информации, которое определяется степенью упорядоченности и объемом запоминаемого материала,
от информативности символов, т.е. вероятности их появления (лучше всего запоминаются наиболее известные, ожидаемые или маловероятные, неожиданные раздражители), от способа кодирования предъявляемой информации – величины, структуры и мерности алфавитов, из которых выбираются символы для кодирования информации. К структурно-пространственным параметрам относится способ организации предъявляемого материала, в виде последовательности или формуляра. По признаку модальности принимаемого сигнала наибольшая продуктивность отмечается при использовании зрительной памяти, что обусловлено параллельным поступлением сигналов по зрительному каналу в отличие от последовательного поступления по слуховому каналу. Из временных параметров сигналов наибольшее влияние на продуктивность памяти оказывает длительность экспозиции, а также ее одновременный или последовательный характер. На функционирование оперативной памяти влияет ряд факторов: 1) система кодирования информации (для оперативного запоминания предпочтительно кодирование объектов цифрами и буквами); 2) множественность объектов (при решении сложных задач целесообразно предъявлять не более 10-15 показателей); 3) структурная организация информации (группировка символов, выделение основных сообщений и т.п.); 4) одновременность предъявления сведений для оперативного запоминания (предпочтительнее, чем последовательное предъявление); 5) знание вероятностей событий (число контролируемых переменных увеличивается до 40-60 по мере усвоения вероятностной структуры событий); 6) формирование оптимальных оперативных единиц памяти. Рис. 24-3. Классификация объективных параметров, влияющих на продуктивность памяти Долговременная память обеспечивает хранение информации в течение длительного времени (часы, дни, месяцы, годы). Задача долговременной памяти – организация поведения в будущем, требующая прогнозирования вероятностей событий. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая селекция и реорганизация, направленная на выделение информационного содержания сигналов, отсев ненужной информации, становящейся помехой для запоминания. В то же время избыточная информация, не создавая дополнительной нагрузки на память, облегчает запоминание, что эквивалентно увеличению объема долговременной памяти. Объем долговременной памяти оценивается отношением числа стимулов, сохранившихся в памяти спустя некоторое время (более 30 мин), к числу их повторений, необходимых для запоминания. При практических измерениях объем долговременной памяти оценивается количеством стимулов, воспроизведенным после одного повторения через 30 мин. Процесс перевода информации из кратковременной памяти в долговременную может осуществляться непроизвольно (без специальных усилий и даже неосознанно) и может быть произвольным, требующим специальной активности и усилий. В последнем случае становится важным количество повторений или время запоминания объема информации, необходимого по условиям деятельности (кривая заучивания). На процесс заучивания оказывают влияние многие факторы: объем информации, ее содержание, интервалы между предъявлениями, способ предъявления материала, тип памяти, состояние субъекта и т.п. Взаимодействие вновь принятой и ранее поступившей информации приводит к интерференции следов памяти и в результате к торможению при заучивании. Тормозящее влияние предшествующих звеньев ряда на последующие называется проактивным торможением, последующих на предыдущие – ретроактивным. Наличие обоих видов торможения по отношению к средним членам ряда затрудняет их заучивание. Заучивание идет эффективнее, если способ предъявления информации со
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.45.238 (0.013 с.) |