Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, обусловливающие динамику функциональных состояний человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наиболее распространенной классификацией факторов, обусловливающих динамику функциональных состояний человека, является та, в основе которой лежит выделение двух основных категорий факторов – внешних и внутренних. В отдельных случаях оговаривается существование некоторой промежуточной группы – факторов взаимодействия, отражающих особенности взаимосвязи между характером воздействующей внешней причины и индивидуальными возможностями субъекта. На основе психологического и профессиографического анализа разных видов профессиональной деятельности А.Б. Леонова (1981) выделила основные причины и факторы, влияющие на своеобразие функционального состояния. Автор делает вывод о преимущественном влиянии разных категорий факторов на определенные компоненты функционального состояния: – факторы среды обитания непосредственно определяют степень физиологического комфорта; – факторы социальной среды в совокупности с целями трудовой деятельности характеризуют мотивационные установки и эмоциональный фон деятельности; – характеристики трудового процесса и технической оснащенности производства определяют уровень напряженности деятельности и динамику состояний работоспособности; – индивидуальные особенности человека опосредуют влияние этих факторов, трансформируя внешние воздействия в реакции, соответствующие субъективным возможностям.
Чаще всего на человека действует сложный комплекс факторов, хотя бывает достаточно одного из них, чтобы возникли определенные изменения функций организма и психики. При длительном и комбинированном воздействии комплекса факторов можно с большой долей вероятности ожидать появления ряда выраженных функциональных и психических сдвигов, ухудшения работоспособности и снижения качества работы. Однако из всего многообразия последствий, вызванных действием этих факторов, следует выделять основные, которые могут привести к значительным изменениям в структуре ПС и повлиять на некоторые черты личности (Леонова А.Б., 1981). Несмотря на различия между конкретными формами трудовой деятельности, анализ ее структуры всегда предполагает выделение следующих базовых компонентов: человека как субъекта труда; цели труда, реализуемой в вещной или понятийной форме; средств и орудий труда; процесса труда; условий труда. Каждый из перечисленных основных компонентов имеет сложное строение и может быть представлен в виде системы взаимодействующих между собой элементов. Выявление характера взаимосвязи между базовыми компонентами и их структурными элементами приводит к разработке достаточно сложных моделей трудовой деятельности. Наиболее разработанными являются классификации факторов, связанных с условиями протекания трудового процесса. Следует помнить, что к этой группе факторов относятся как характеристики среды обитания (со стороны физико-химических факторов), так и особенности социально-психологической среды, в которой человек осуществляет деятельность. Содержание класса факторов среды обитания весьма разнообразно. Для психологов, работающих на производстве, знание этого материала необходимо, так как причиной развития целого ряда дискомфортных состояний являются отклонения различных факторов среды обитания от оптимальных значений. Во многих случаях неблагоприятные условия внешней среды обусловлены использованием несовершенной техники или особенностями технологического процесса. Решение вопроса о характере влияния перечисленных факторов на функциональное состояние с неизбежностью приводит к оценке оптимальных и допустимых уровней воздействия каждого из них на организм человека. На выбор оптимального или допустимого уровня воздействия определенного фактора оказывает влияние характер деятельности. Особенности содержания трудовых операций могут предъявлять достаточно жесткие требования к тем условиям внешней среды, которые непосредственно определяют эффективность работы. Существует такая интенсивность факторов, которая оказывает опосредованное влияние на эффективность деятельности, может стать причиной дезорганизации производственных навыков и даже аварий, Многие из этих факторов носят выраженный экстремальный характер, однако радикальная борьба с последствиями действия таких факторов не может вестись путем их простого устранения в силу недостаточного уровня развития техники и других причин. В отношении большого числа факторов окружающей среды накоплен богатый материал о характере их влияния на человека. На основе этого материала разработана система гигиенических и эргономических нормативов и стандартов для различных
отраслей производства. Целенаправленное изменение определенных параметров факторов среды обитания может использоваться и в качестве управляющих воздействий. При всем своем разнообразии трудовая деятельность человека является прежде всего категорией социальной. При выполнении деятельности человек включен в систему сложных общественных отношений, без которых она вообще не существует. Можно выделить разные уровни этих взаимоотношений: «человек–общество», «человек– трудовой коллектив», отношение к себе как к работнику. Каждый из этих уровней определяет мотивацию деятельности, степень ее ответственности, конкретное содержание трудовых задач и многие другие факторы, от которых существенно зависит функциональное состояние человека. Однако, несмотря на очевидную значимость этой категории факторов, вопрос об их содержательной классификации и характере влияния на эффективность деятельности значительно менее разработан по сравнению с анализом факторов среды обитания. В современной литературе существуют только попытки более детального рассмотрения факторов социальной природы, приводящих к развитию профессионального стресса у лиц, занимающихся различными видами умственного труда и организаторской деятельности (Лазарус Р., 1970; Шипош К., 1980; Бодров В.А., 1995). Можно выделить три основные группы социальных факторов в зависимости от уровня анализа общественных отношений: общие социальные факторы, конкретные социальные факторы и социально-психологические факторы. Специфика комплексного воздействия этой категории факторов проявляется прежде всего в их непосредственной связи с формированием типа трудовой мотивации и эмоциональной окраски отношения человека к выполняемой работе. В связи с этим выделяются стрессы «белых воротничков», возникновение которых связывается преимущественно с социально-психологическими причинами, и стрессы «голубых воротничков», являющиеся следствием неблагоприятных факторов физико-химической среды. К социально детерминированным и в то же время субъективно важным факторам относят излишнюю публичность или замкнутость коллектива, коммуникативную депривацию, социальную изоляцию, отсутствие социально значимых связей. Конкретные социальные факторы непосредственно определяют те условия, в которых реализуются мотивационные установки субъекта и формируется эмоциональный фон выполнения деятельности. Наиболее важными из этих факторов являются организационный стиль работы в трудовом коллективе, характер межличностных отношений и социально-психологический климат в коллективе специалистов. В число конкретных социальных факторов также входят уровень профессиональных притязаний конкретного члена коллектива, наличие социальных гарантий профессионального роста, степень уверенности в завтрашнем дне, боязнь потерять квалификацию, соревновательность мотивов и др. Типичными отрицательными последствиями неоптимальной организации трудовой деятельности с точки зрения факторов социальной среды являются снижение степени удовлетворенности трудом, развитие неадекватных эмоциональных состояний, нередко являющихся причиной болезней «стрессовой» этиологии. Поэтому для практической работы психолога очевидна необходимость непосредственного участия в разработке и реализации планов социального развития, действующих на каждом конкретном предприятии.
К категории факторов, связанных с человеком как субъектом труда, относятся все традиционно выделяемые группы «внутренних» факторов, которые соответствуют основным уровням жизнедеятельности индивида – физиологическому, психологическому (включая и мотивационно-личностные аспекты) и поведенческому. Своеобразие психологических и мотивационно-личностных особенностей находит выражение в выработке у человека специфических поведенческих паттернов, также способствующих преимущественному развитию определенных видов функциональных состояний. Например, в серии исследований М. Фридмана и Р. Розенмана (Бодров В.А., 1995) проведен анализ поведения достаточно обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), связанных с организационной деятельностью. Ими выделены две основные группы: «А» – подверженных стрессу, и «В» – устойчивых к стрессу лиц. Представители группы «А» характеризуются ярко выраженным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни (выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, торопливость, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, напряжение лицевой мускулатуры, ощущение постоянной нехватки времени и чувство повышенной ответственности). На характер индивидуальных особенностей и специфичность их проявлений на каждом из рассмотренных уровней накладывает отпечаток ряд опосредующих факторов. К их числу относятся возрастные, генетические, гендерные различия, степень тренированности психофизиологических функций и уровень индивидуальной подготовки. В зависимости от двух последних факторов потенциальные возможности одного и того же человека могут существенно варьировать. Выделение некоторых общих закономерностей в процессе генезиса состояний и анализ лежащих в их основе причин позволяет объединять общие (по определенному основанию) виды индивидуальных реакций, т.е. решать задачу типологизации индивидуальных различий. При исследовании функциональных состояний эта проблема трансформируется в изучение таких свойств, как утомляемость, эмоциональная устойчивость, эмоциональная возбудимость, помехоустойчивость человека и др. Мощными факторами, определяющими эмоциональные компоненты функционального состояния, являются четкость поставленной цели, степень ее субъективной осознанности, личностная значимость. Само по себе неоднозначное определение цели труда может служить источником развития хронических депрессивных состояний, синдрома неудовлетворенности трудом. Повышенная степень личной ответственности является одним из главных факторов возникновения таких неблагоприятных состояний, как эмоциональная напряженность или реакции тревоги разной степени (Леонова А.Б., 1981). Одной из главных причин, вследствие которой ответственность работника становится фрустрирующим фактором, является несоответствие должностной ответственности и реальной возможности обеспечить эффективность деятельности. Ситуации экзамена, экспертизы профессиональной пригодности также приводят к повышению степени эмоциональной ответственности. Категория факторов, характеризующих специфику функционального состояния по отношению к технической оснащенности трудового процесса, можно рассматривать с точки зрения уровня развития производства, особенностей используемых технических
средств и показателей оптимальности организации рабочего места (Леонова А.Б., 1981). В категории факторов, связанных с трудовым процессом, можно выделить две основные группы, определяющиеся характеристиками воздействия нагрузки и содержанием трудового процесса. Эти факторы влияют на напряженность деятельности и конкретное содержание фаз динамики работоспособности. Главным фактором, влияющим на динамику работоспособности человека в процессе работы, является нагрузка. В зависимости от типа деятельности мы встречаемся с различными типами нагрузки – физической, сенсорной, умственной, смешанной. Характер влияния нагрузки на динамику работоспособности и состояние человека определяется продолжительностью воздействия, часто вызывающей состояния монотонии и утомления, а также интенсивностью, ритмом, характером распределения нагрузки, которые могут стать причиной состояния напряженности. В настоящее время существенное влияние на возникновение напряженности оказывают информационные перегрузки. Так, для этапа приема информации критическими являются информационная структура нагрузки, степень ее адекватности и полноты. На этапе обработки и принятия решений основными являются степень стереотипности выполняемых мыслительных операций, работа в условиях «перебора» возможных вариантов решения, новизна ситуации, лимиты времени. Сложность процесса реализации решения на поведенческом уровне зависит от временной совмещенности нескольких действий, степени автоматизации навыка, формы контроля и наличия своевременной обратной связи об успешности выполнения. Помимо определенной степени напряженности, зависящей от сложности и заданного времени выполнения трудовых операций, любые, в том числе перечисленные выше факторы при выходе их характеристик за пределы привычных условий становятся неблагоприятными и могут обусловливать возникновение экстремальных ситуаций («Проблемы функционального комфорта», 1977; Немчин Т.А., 1983; «Практикум по основам физиологии», 1988; «Психическая напряженность», 1989; Бодров В.А., 1995; Прохоров А.О., 1998; «Проблемность», 1999). Если в результате воздействия неблагоприятных факторов возникает высокое напряжение компенсаторных систем организма, то такие условия могут быть определены как неблагоприятные, а при выраженной неготовности человека действовать в этих условиях – как экстремальные. Неблагоприятные факторы среды обитания и профессиональной деятельности, высокие значения которых в первую очередь создают экстремальные ситуации и вызывают состояния стресса, обобщены в табл. 26.2. Большинством исследователей показано, что наиболее важными личностными характеристиками, влияющими на ПФС, являются: – уровень общего интеллекта (интеллектуальная гибкость, общая осведомленность, когнитивная гибкость, практическое мышление, координация способностей); – уровень личностной стабильности (надежность, резистентность к стрессу, уверенность в себе, понимание ответственности за безопасность, социабельность, коммуникативные способности, групповая совместимость); – отсутствие напряженности, тревожности и психопатологических симптомов;
Таблица 26.2 Неблагоприятные факторы среды обитания и профессиональной деятельности
– психодинамические свойства (экстравертированность-интровертированность, нейротизм, тип вегетативной саморегуляции и др.) Среди когнитивных характеристик значимыми для успешной профессиональной деятельности прежде всего являются интеллектуальная гибкость и практическое мышление. Эти характеристики имеют тесную взаимосвязь с психодинамическими свойствами, так как различия в ПС у экстравертов и интровертов в большей степени зависят от когнитивной оценки происходящего. Объясняется это тем, что ПС у экстравертов определяется окружающими их внешними условиями, а у интровертов – их когнитивной оценкой, сбалансированным взглядом на окружающие условия. Один из основных факторов ПС, выделяемых в ряде исследований – фактор «удовлетворенность/неудовлетворенность» внешними условиями, – также детерминирован когнитивной оценкой предъявляемых стимулов. Как показано в исследованиях Л.Г. Дикой с сотрудниками, когнитивный компонент ПС участвует и в формировании субъективного образа ПС, в котором адекватность субъективного отражения ПС выступает важным фактором произвольной саморегуляции состояния (Дикая Л.Г., 1990; Дикая Л.Г., 1991; «Проблемность», 1999) Проведенный анализ основных категорий факторов, обусловливающих формирование функциональных состояний и их динамику, показывает качественную неоднородность и многообразие воздействующих причин. Основная сложность решаемой проблемы состоит в том, что в реальных ситуациях состояние человека определяется одновременным воздействием целого ряда переменных, как связанных между собой, так и независимых. Именно поэтому в прикладных исследованиях экстремальных состояний нередко вводится понятие «комбинированные стрессоры», Вопрос о взаимодействии различных факторов и их влиянии на возникновение и динамику функциональных состояний практически не изучен. Как показывают экспериментальные исследования, говорить о существовании простых зависимостей при взаимодействии нескольких факторов даже в упрощенных лабораторных ситуациях не приходится.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.195 (0.008 с.) |