Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы индивидуализации юридических лиц

Поиск

Индивидуализация юридического лица, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Место нахождения юридического лица имеет существенное значение при решении многих вопросов гражданского и гражданского процессуального права. В частности, если в договоре не указано место его заключения, договор считается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту (ст.414 ГК).

Местом нахождения юридического лица является место «его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами в учредительных документах юридического лица не установлено иное» (п.2 ст.50 ГК).

Государственная регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения. Местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица – собственника имущества частного унитарного предприятия при условии, что данное помещение принадлежит ему на праве собственности, а также с согласия всех совершеннолетних членов семьи. При этом с собственника жилого помещения взимается плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без перевода этих помещений в нежилые в порядке, определенном законодательством.

Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах (п.3 ст.50 ГК). В случае спора с участием иностранного юридического лица, его законом является право той страны, где это юридическое лицо учреждено (ст.1111 ГК). Гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (ст.1112 ГК).

Наименование юридического лица. Статья 50 ГК предъявляет к наименованию юридического лица определенные требования:

· оно должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, потребительский кооператив, фонд и т.п.);

· наименование некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях, и иных коммерческих организаций должны содержать указания на характер деятельности юридического лица (например, жилищно-строительный кооператив, союз писателей, унитарное предприятие и т.п.).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (п.4 ст.50 ГК).

Фирменное наименование ЮЛ не должно быть похоже на уже зарегистрированные наименования других юридических лиц, чтобы избежать отождествления.

ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ (СОЗДАНИЯ) СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ДЕТАЛЬНО регламентирован в Положении о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержден­ном Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (далее - Положение о государственной регистрации).

Государст­венная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется на ос­новании заявительного принципа в день подачи документов, необхо­димых для ее проведения.

Государственной регистрации подлежат создаваемые (реорганизуемые) юридические лица (коммерческие и некоммерческие органи­зации), индивидуальные предприниматели.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской дея­тельности - обязательная процедура, направленная на упорядочение предпринимательской деятельности и оптимизацию контроля за ее осуществлением, состоящая в проверке наличия юридических фактов, с которыми закон связывает возможность осуществления предприни­мательской деятельности, и в отражении установленных законом све­дений о субъектах предпринимательской деятельности в Едином го­сударственном регистре юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей.

Основной целью данной процедуры является упорядочение пред­принимательской деятельности.

Процедура государственной регистрации субъектов хозяйствова­ния имеет свои объекты и субъекты.

Согласно Положению о государственной регистрации, объектами процедуры государственной регистрации являются:

- создаваемые (реорганизуемые) юридические лица, относимые к субъектам хозяйствования: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные, государственные объединения, крестьянские (фермерские) хозяйства, ассоциации (союзы) - объединения коммер­ческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерче­ских организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, потре­бительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-про­мышленные палаты, учреждения, товарищества собственников (далее по тексту - юридические лица);

- граждане, регистрирующиеся в качестве индивидуальных пред­принимателей;

- изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы коммерческих и некоммерческих организаций, а также в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

Можно выделить три основания для государственной регистрации субъектов хозяйствования, два из которых распространяются как на регистрируемые юридические лица, так и на индивидуальных пред­принимателей, а еще одно - только на регистрируемые организации.

1. Внесение платы за государственную регистрацию в размере, предусмотренном законодательством. Данное основание распростра­няется как на регистрируемые юридические лица, так и на индивиду­альных предпринимателей.

2. Предоставление документов по перечню, установленному зако­нодательством.

3. Осуществление предшествующих государственной регистрации этапов создания коммерческой организации. Данное основание в от­личие от двух предыдущих распространяется только на регистрируе­мые юридические лица и не распространяется на индивидуальных предпринимателей.

В Положении о государственной регистрации предусматривается четыре этапа создания коммерческой или некоммерческой организа­ции, предшествующих обращению учредителей за государственной регистрацией.

1. Согласование с регистрирующим органом наименования ком­мерческой или некоммерческой организации.

2. Определение предполагаемого места размещения организации. Организация (ее органы управления) должна быть размещена в по­мещении, не являющемся жилым. Исключение предусмотрено зако­нодательством только для унитарных предприятий, основанных на частной форме собственности, орган (органы) управления которых может быть размещен в жилом помещении. При этом осуществление производственной деятельности в таких помещениях не допускается.

3. Принятие решения о создании организации и подготовка ее ус­тава (учредительного договора - для коммерческих организаций, дей­ствующих только на основании учредительного договора).

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь в учреди­тельных документах юридического лица должны определяться на­именование юридического лица, место его нахождения, цели дея­тельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законодатель­ством о юридических лицах соответствующего вида.

В зависимости от организационно-правовой формы учредитель­ными документами организации могут являться:

- устав, утверждаемый на общем (учредительном) собрании уча­стников или собственником имущества организации (для производст­венных кооперативов, унитарных предприятий);

- учредительный договор, заключаемый между учредителями (пол­ных и коммандитных товариществ);

- устав и учредительный договор (хозяйственных обществ). Например, согласно Закону Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон Рес­публики Беларусь № 2020-XII) учредительными документами обще­ства с ограниченной ответственностью являются учредительный до­говор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав.

4. Формирование уставного фонда организации.

Согласно Положению о государственной регистрации коммер­ческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, для которых за­конодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов.

В указанном Положении о государственной регистрации закреп­лены следующие минимальные размеры уставного фонда:

- для закрытых акционерных обществ - 100 базовых величин;

- для открытых акционерных обществ - 400 базовых величин.

Наряду с Положением о государственной регистрации минималь­ные размеры уставных фондов устанавливаются актами законода­тельства для организаций, осуществляющих деятельность в отдель­ных сферах, требующих повышенных финансовых гарантий для по­тенциальных кредиторов данных организаций.

Например, согласно постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 11 сентября 2006 г. № 127 «О мини­мальном размере уставного фонда банка» минимальный размер ус­тавного фонда банка в белорусских рублях должен составлять сумму, эквивалентную 5 млн евро.

Для регистрации индивидуального предпринимателя требуются следующие документы:

- заявление о государственной регистрации;

- фотография гражданина, обратившегося за государственной ре­гистрацией;

- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Государственная регистрация субъекта хозяйствования (измене­ний и дополнений в его учредительные документы) осуществляется в день подачи документов, представленных для государственной реги­страции.

Государственная регистрация предусматривает осуществление упол­номоченным должностным лицом регистрирующего органа следую­щих юридически значимых действий:

- выдача экземпляра устава (учредительного договора) лицу, его представившему, со штампом регистрирующего органа, подтверждаю­щим факт государственной регистрации.

- внесение в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной ре­гистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, сви­детельство о государственной регистрации индивидуального пред­принимателя; представление в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимых сведений о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные юридически значимые действия должны быть осуществлены в день государственной регист­рации субъекта хозяйствования.

Единый государственный регистр юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей (далее - ЕГР) представляет собой общего­сударствен ную систему учета и идентификации субъектов хозяйство­вания, предназначенную для обеспечения полной и достоверной ин­формации о них. Порядок формирования, ведения и представления информации о регистрации и прекращении деятельности субъектов хозяйствования определен в Положении о ЕГР, утвержденном поста­новлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2009 г. № 229.

Регистрирующий орган обязан выдать свидетельство о государст­венной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца не позднее рабочего дня, следующего за днем пода­чи документов для государственной регистрации.

Наряду с данными действиями, регистрирующий орган обязан в течение пяти дней с даты государственной регистрации осуществить постановку вновь зарегистрированного субъекта хозяйствования на учет в следующих органах:

- налоговом органе;

- органе государственной статистики;

- органе Фонда социальной защиты населения Министерства тру­да и социальной защиты Республики Беларусь в организации, осуществляющей обязательное страхование. Данная обязанность регистрирующего органа включает в себя и выдачу вновь зарегистрированному субъекту хозяйствования доку­ментов, подтверждающих факт постановки на учет в указанных орга­нах, в частности извещения о присвоении субъекту хозяйствования учетного номера плательщика (УНП). Зарегистрированными считаются:

- юридическое лицо - с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действую­щей только на основании учредительного договора) и внесения запи­си о государственной регистрации юридического лица в Единый го­сударственный регистр юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей;

- индивидуальный предприниматель - со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный ре­гистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Дата государственной регистрации указывается в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Порядок лицензирования регламентирован в Положении о лицен­зировании отдельных видов деятельности, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании:

- лицензирование - комплекс реализуемых государством мер, свя­занных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицен­зируемых видов деятельности соответствующих лицензионных тре­бований и условий;

- лицензия - специальное разрешение на осуществление вида дея­тельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату;

- лицензиат - юридическое лицо Республики Беларусь, индивиду­альный предприниматель, зарегистрированный в Республике Бела­русь, иностранное юридическое лицо и иностранная организация, а также физическое лицо, осуществляющее адвокатскую или частную нотариальную деятельность, имеющее лицензию;

- лицензирующие органы - республиканские органы государствен­ного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, дру­гие государственные органы, уполномоченные в соответствии с настоя­щим Положением о лицензировании осуществлять лицензирование.

Право на получение лицензии имеют:

- юридические лица Республики Беларусь;

- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Рес­публике Беларусь (если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица);

- иностранные юридические лица и иностранные организации, соз­данные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь (если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов дея­тельности, а также отдельных работ и услуг, составляющих соответст­вующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республи­ки Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь);

- физические лица - граждане Республики Беларусь, ходатайствую­щие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной но­тариальной деятельностью.

Лицензия, согласно пункту 4 Положения о лицензировании, выда­ется на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, со­ставляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с законодательством.

Осуществление лицензиатом не указанных в лицензии работ и ус­луг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является неза­конным и запрещается.

В силу пункта 8 Положения о лицензировании для получения ли­цензии необходимо представить следующие документы:

1. Заявление о выдаче лицензии с указанием:

- для юридического лица - наименования и места его нахождения;

- для физического лица - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства).

2. Лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осущест­влять.

3. Копии учредительных документов юридического лица, докумен­та, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, без нотариального засвидетельствования.

4. Документ об уплате государственной пошлины за выдачу ли­цензии.

5. Легализованную выписку из торгового реестра страны, где ино­странная организация учреждена, или иное эквивалентное доказа­тельство юридического статуса иностранной организации в соответ­ствии с законодательством страны его учреждения.

6. Другие документы, определенные Президентом Республики Бе­ларусь, либо указанные в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, осуществляемых на основании лицензии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.009 с.)