ТОП 10:

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПРАВА



Кафедра права

 

БИЗНЕС-ПРАВО

Электронное учебное пособие для студентов
дневной и заочной форм обучения
специальности «Бизнес-администрирование»

 

 

Автор-составитель: Н.С. Минько, к.ю.н., доцент кафедры права

 

 

Минск 2012


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПРАВА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Понятие и признаки юридического лица

В качестве участников гражданских правоотношений могут выступать не только граждане, но организации различных форм собственности. В отличие от имеющих естественное происхождение людей – лиц физических, они создаются не природой, а самим обществом и правом и называются – лицами юридическими. Данный термин выработан цивилистической наукой и используется сегодня различными отраслями права без уточнения.

Юридическое лицо - как правовой институт - прошло длительный путь развития. Начало этого института было положено еще в Древнем Риме (в республиканскую эпоху). Данный институт был впервые применен в отношении городских общин, имущество которых рассматривалось как имущество, не принадлежащее гражданам, вследствие чего община, обладающая этим имуществом, стала восприниматься как самостоятельный субъект права, хотя данный субъект по своим признакам не полностью соответствовал современному понятию юридического лица.

Юридические лица - организации, которые создаются, функционируют и прекращаются в особом порядке, установленном законодательством. Юридическое лицо - это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений.

В гражданском обороте действует множество разнообразных юридических лиц. Некоторые из них не ставят своей целью извлечение прибыли. Они участвуют в гражданском обороте для удовлетворения своих уставных целей и связанных с ними потребностей, но подавляющее большинство юридических лиц действует на рынке именно с целью извлечения прибыли. Однако все юридические лица должны удовлетворять определенным требованиям, как самостоятельные субъекты гражданского права.

Какие же функции выполняет институт юридического лица? По мнению
В.С. Гальцова, к ним относятся следующие:

1) Оформление коллективных интересов. Институт юридического лица определенным образом упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю юридического лица в целом, позволяя ему выступать в гражданском обороте от собственного лица.

2) Объединение капиталов. Юридическое лицо является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего немыслима крупномасштабная предпринимательская деятельность.

3) Ограничение предпринимательского риска. Конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал.

4) Управление капиталом. Институт юридического лица создает основание для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу, в различных сферах предпринимательской деятельности.

Понятие юридического лица содержится в ст.44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ─ ГК). «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету» (п.1 ст.44 ГК).

Из приведенного определения вытекает, что юридическим лицом является организация, т.е. объединение лиц, удовлетворяющее следующим признакам:

· организационное единство;

· обособленное имущество;

· самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам своим имуществом;

· выступать в гражданском обороте и в любом суде от своего имени.

Организационное единство юридического лица состоит в том, что оно имеет определенную структуру, соподчиненность входящих в него структурных подразделений и структурных единиц, систему органов управления, обладающих соответствующей компетенцией. Организационное единство юридического лица отражается в его уставе или общем положении о таких юридических лицах.

Имущественная обособленностьюридического лица означает, что его имущество обособлено от имущества его учредителей (участников, членов) и от имущества всех других физических, юридических лиц, государства и административно-территориальных единиц. Это имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Самостоятельная ответственностьюридического лицапо своим обязательствам выражается в том, что учредитель (участник, член) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица. В частности, участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам общества своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (п.1 ст.94 ГК).

Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами (п.2 ст.126 ГК). В частности, Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п.5 ст.115 ГК).

В качестве общего исключения субсидиарной ответственности участников юридического лица по его обязательствам предусмотрено, что, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия. На таких лиц, в случае недостаточности имущества юридического лица, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (ч.2 п.3 ст.52 ГК).

Самостоятельное выступление юридического лица в гражданском обороте и любом суде от своего имени означает, что компетентный орган или представитель юридического лица может от имени юридического лица быть истцом или ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, а также в Международном арбитражном (третейском) суде. Юридическое лицо выступает в качестве самостоятельного субъекта права и в отношениях с другими органами государственной власти и управления, само приобретает и осуществляет личные неимущественные и имущественные права и обязанности.

Органы юридического лица

Орган юридического лицаэто правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющий интересы ЮЛ в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий (без доверенности). Это структурное подразделение юридического лица, вырабатывающее его волю и осуществляющее правоспособность и дееспособность юридического лица в отношениях со всеми другими лицами.

Действия органа юридического лица рассматриваются, как действия самого юридического лица.

Из определения вытекает классификация:

· единоличные;

· коллегиальные.

Органы могут:

· назначаться (собственником в УП);

· избираться (председатель в кооперативе).

Выделяют по компетенции:

· высшие органы управления (обладают исключительной компетенцией, например, общее собрание акционеров, конференция и т.д.);

· наблюдательные (совет директоров в АО численность свыше 50 чел.);

· исполнительные органы;

· контрольные органы (ревизионная комиссия или ревизор);

· органы специальной компетенции (например, ликвидационная комиссия).

Органы юридического лица действуют от его имени без доверенности.

Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органом юридического лица (н-р: юрисконсульт представляет интересы в суде).

Лицо, которое в силу акта законодательства или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (п.3 ст.49 ГК).

Действия работников юридического лица, соответствующие их служебным обязанностям также рассматриваются, как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность (ст.373 ГК).

Понятие убытков и их виды

Общей формой ответственности по договорным обязательствам является возмещение убытков. По общему правилу всякое нарушение обязательства влечет обязанность возместить причиненные этим убытки (п.1 с.364 ГК).

Понятие «убытки», употребляемое в гражданском праве, несколько отличается от аналогичного понятия, которым оперирует экономическая наука и реальная хозяйственная практика. Убытки, как экономическая категория, не обязательно возникают в результате правонарушения, в то время как в качестве категории юридической убытки представляют собой вызываемые неправомерным поведением отрицательные последствия в имущественной сфере потерпевшего.

В свою очередь убытки бывают двух видов: «реальный ущерб» и «упущенная выгода».

Реальный ущерб включает в себя расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права (например, затраты на хранение и обратную транспортировку некачественной продукции), а также утрату или повреждение его имущества (например, гибель скоропортящейся продукции из-за несвоевременной доставки тары).

В отличие от реального ущерба, который приводит к уменьшению наличного имущества кредитора, упущенная выгода заключается в неполучении кредитором тех доходов, которые он мог бы получить при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Упущенная выгода связана с предполагаемыми доходами, доказать реальность которых нелегко.

Для определения размера понесенных убытков необходимо представление надлежащих доказательств. В предпринимательских отношениях такими доказательствами являются акты приемки поставленного товара, акты экспертизы об оценке допущенных неисправностей, калькуляции на выполнение ремонта, документы о расходах по хранению и т.д. Для оценки размера понесенных убытков судом может быть назначена экспертиза. Особую сложность представляет доказывание упущенной выгоды, т.к. это только будущие убытки. Общие правила и критерии для оценки убытков установлены в п.п.3, 4 ст.364 ГК.

Размер убытков во многом зависит от того, какие цены положены в основу их исчисления. Поэтому важным представляется правило п.3 ст.364 ГК, которое учитывает временное и территориальное колебание цен в условиях рынка и ориентирует должника на добровольное удовлетворение требований кредитора. В соответствии с ним при определении убытков принимаются во внимание цены, существующие в том месте, где обязательство должно быть исполнено в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было – в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств дела, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие на день вынесения решения.

По общему правилу взысканию подлежит как «реальный ущерб», так и «упущенная выгода» (принцип полноты гражданско-правовой ответственности (п.1 ст.14 ГК)). Однако, учитывая специфику отдельных видов обязательств, законодатель может ограничить право на полное возмещение убытков (ст.371 ГК). При этом используются следующие способы ограничения ответственности:

· установление исключительной неустойки;

· ограничение размера ответственности реальным ущербом или какой-либо ее частью (напр., ответственность сторон по договору энергоснабжения ограничивается реальным ущербом, п.1 ст.518 ГК).

Ограничение подлежащих возмещению убытков возможно и по соглашению сторон. Иногда стороны прибегают к установлению убытков в твердой денежной сумме, преимущество которых состоит в возможности их взыскания при доказанности лишь факта наличия убытков, но не их размера. Убытки, превышающие установленную сумму, возмещению не подлежат.

В литературе в настоящее время встречаются понятия «санкции» и «ответственность», эти понятия рассматриваются как меры, применяемые к нарушителю закона либо договора и они являются своего рода экономическими мерами воздействия на субъекта хозяйственных правоотношений. В юридической литературе часто эти понятия не разграничиваются, однако некоторые авторы, в частности, Мартемьянов В.С. употребляет их в различном значении, так, санкции характеризуются, как о последствия нарушения норм установленных законом или договором и имеющие неимущественные последствия, а ответственность, как имущественное наказание субъекта хозяйствования. Однако, те и другие меры воздействия на субъекта хозяйствования, оказывают положительное воздействие в рамках стимулирования его к надлежащему исполнению взятых на себя обязательств и порой сказываются на имущественном положении субъекта.

Законодательством упоминаются различные виды ответственности: гражданско-правовой, уголовно-правовой, административной, а также Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999г. №673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций», введены понятия экономической ответственности и экономической санкции (далее – Указ от 15 ноября 1999г.).

Под экономической ответственностью понимаются установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений.

Экономическая санкция определяется как установленная актами законодательства мера государственного принуждения, имеющая характер имущественного и (или) неимущественного воздействия и применяемая к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правонарушений. Причем, согласно п. 2 Указа от 15 ноября 1999г., под экономическим правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие) субъекта предпринимательской деятельности, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения.

Функциями санкций (ответственности) являются:

  • охранительная. Мера воздействия на субъекта хозяйствования, нарушившего закон, воздействующая на него, как мера охраны правопорядка и ограждения его прав от нарушения, побуждающая нарушителя прекратить нарушение;
  • компенсационная. Выражается в возмещении субъекту хозяйствования ущерба, связанного с ненадлежащим исполнением обязательств другой стороной;
  • штрафная. Состоит в наказании субъекта допустившего правонарушение;
  • восстановительная. Состоит в приведении субъекта, чьи права были нарушены в прежнее состояние.

Таким образом, санкции (ответственность) – это меры воздействия на субъекта хозяйствования, нарушившего закон, воздействующие на него, как меры охраны правопорядка, побуждающие нарушителя прекратить нарушение и предупреждающие причинение убытков.

Санкции (ответственность) подразделяются на виды в зависимости от кого исходят:

  • применяемые субъектами хозяйствования (контрагентами) в конкретном правоотношении (контракте);
  • применяемые соответствующими контролирующими государственными органами. Например, Министерством экономики Республики Беларусь к субъекту хозяйствования за нарушение дисциплины цен.

Санкции (ответственность) могут устанавливаться законом или договором.

Для применения санкции не обязательно обращаться в суд, они могут применяться субъектами самостоятельно. Следовательно, санкции (ответственность) делятся в зависимости от порядка реализации: реализуемые в судебном порядке или бесспорном порядке.

Санкции (ответственность) в хозяйственных отношениях подразделяется на виды в зависимости от форм проявления ее последствий в определенных правоотношениях:

· Применительно к обязательствам, за нарушение которых она наступает: оперативно-хозяйственная, внутрихозяйственная, хозяйственно-управленческая и др.

· Применительно к субъектному составу в правоотношении: долевая, солидарная, субсидиарная.

· По объему ответственности: полная, ограниченная и повышенная.

Неблагоприятные последствия для субъекта хозяйствования, предусмотренные имущественными санкциями (ответственностью), могут выступать в двух формах: возмещение убытков и уплата неустойки.

Сущность возмещения убытков как формы имущественных санкций заключается в том, что она направлена на восстановление имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя. Возмещение убытков применяется, когда субъект, чьи права были нарушены, понес убытки.

Статья 14 ГК Республики Беларусь под убытками понимает расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Наличие убытков (вреда) означает, что при взаимодействии субъектов хозяйствования, одна сторона понесла убытки в виде: порчи, недостачи, утраты, повреждения имущества и др.. Следовательно, в результате понесенных убытков, может быть и упущена в связи с этим выгода (неполучена запланированная прибыль), которая также может быть возмещена субъекту в размере этих убытков, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы (ч.2 п.2 ст. 14 ГК). Вопрос о возмещении убытков потерпевшему контрагенту рассматривается с учетом возможности их взыскать с причинителя вреда.

В соответствие со ст. 311 ГК Республики Беларусьнеустойкой (штрафом, пней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Неустойка бывает двух видов - законная и договорная и устанавливается в зависимости от порядка установления. При этом, следует отметить, что если стороны в договоре не оговорили неустойку, то она будет применяться в соответствии с нормой закона.

Неустойка бывает четырех видов: зачетная (кроме неустойки, возмещаются убытки в части непокрытой неустойкой); штрафная (возмещение причиненных убытков в полном объеме); исключительная (исключает возможность взыскания убытков); альтернативная (предоставляет право взыскать убытки или выплатить неустойку).

Штраф и пеня различаются способом исчисления. Штраф взыскивается однократно и определяется в твердо выраженной денежной сумме или в процентном отношении к определенной величине, а пеня взыскивается в процентном отношении к выполненной части обязательства за каждый день просрочки исполнения обязательства.

В предпринимательской деятельности предусмотрена презумпция вины субъектов хозяйствования нарушивших закон или договор и причинивших убытки, по общему правилу они должны доказать свою невиновность.

Законодательство предусматривает также и такую форму имущественных санкций (ответственности), как уплата процентов за неисполнение денежного обязательства (ст. 366 ГК).

За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется учетной ставкой Национального банка Республики Беларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора исходя из учетной ставки Национального банка на день вынесения решения. Эти правила обычно применяются, если законодательством или договором не установлен иной размер процентов.

Законодатель предусмотрел также тот случай, если убытки, причиненные кредитору или сумма долга, увеличенная с учетом инфляции, превышают сумму процентов, причитающихся кредитору, он вправе требовать от должника возмещения убытков или долга, увеличенного с учетом инфляции, в части, превышающей эту сумму. Если законодательством или договором для начисления процентов не установлен более короткий срок, проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору.

В настоящее время в юридической литературе ведется дискуссия относительно правовой природы процентов – относятся ли они к форме возмещения убытков или к имущественным санкциям либо иным формам гражданско-правовой ответственности.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СУБЪЕКТОВ БИЗНЕС-ПРАВА

Следует отличать термины «неплатежеспособность» и «несостоятельность». Первый гораздо шире. Под неплатёжеспособностью закон понимает неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Говоря другими словами, неплатёжеспособность – это потеря способности своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства, обусловленная валютно-финансовым положением субъекта, отсутствием своих свободных средств, дефицитностью бюджета и платёжного баланса. Неплатёжеспособность может быть вызвана временными обстоятельствами, условиями финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Проблема её разрешения, как правило, - вопрос времени, а для принудительного исполнения должником своих обязательств применяются нормы гражданского законодательства. Неплатёжеспособность может быть вызвана и внешними факторами, предотвратить которые не в состоянии ни один из субъектов. Резкое колебание доллара в сторону увеличения может поставить в шеренгу неплатёжеспособных целые отрасли государства. С такой ситуацией мы столкнулись в октябре 1994 года, когда в известный «чёрный вторник» произошло обвальное падение рубля.

Поскольку экономическая несостоятельность (банкротство) – это неплатёжеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная судом в соответствии с законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, следовательно, можно говорить о том, что в Законе неплатёжеспособность и несостоятельность определяются как два различных признака банкротства, как причина и следствие. Можно говорить, что неплатёжеспособность – ключ к процедуре банкротства.

Согласно ст.ст. 39, 49 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь дела об экономической несостоятельности (банкротстве) подведомственны хозяйственному суду и рассматриваются (подсудны) по месту нахождения должника.

Хозяйственный суд при рассмотрении дела о банкротстве вправе разрешить споры о признании сделок недействительными и иные споры между юридическими и физическими лицами, связанными с имуществом должника, в том числе о взыскании заработной платы или иного вознаграждения, незаконно выплаченных должником.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

· защитный период;

· конкурсное производство;

· мировое соглашение;

· иные процедуры банкротства.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий 7 месяцев со дня поступления заявления.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве хозяйственный суд выносит один из следующих актов:

1) решение о банкротстве с санацией должника;

2) решение о банкротстве с ликвидацией должника;

3) определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Изначально законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиальным направлениям:

1) британская модель, которая строилась по тому принципу, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам;

2) американская модель, целью которой является восстановление платёжеспособности предприятия при помощи реорганизационных процедур.

Мировой практике известно два противоположных подхода к проблеме критерия банкротства. Первый подход - объективный: должник признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из неисполнения под угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение определенного времени. Если должник под страхом ликвидации в результате банкротства не способен изыскать средства (например, реализовав часть дебиторской задолженности) для удовлетворения интересов кредиторов, то такой должник не в состоянии функционировать в рыночных условиях; более того, его деятельность может нанести ущерб интересам кредиторов (как реальных, так и потенциальных). Описанный критерий получил название критерия неплатежеспособности либо потока денежных средств.

Второй подход к критерию банкротства заключается в том, что банкротом может быть признан должник, стоимость имущества которого меньше общего размера его обязательств. При этом не имеет значения, насколько размер задолженности превышает установленный законом минимальный для признания банкротства, насколько просрочена эта задолженность по сравнению с установленным минимальным сроком просрочки. При использовании этого критерия (он получил название критерия неоплатности либо структуры баланса) предприятие-должник имело возможность годами не исполнять свои обязательства, для чего нужно было делать только одно - поддерживать размер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов. Признать такого должника банкротом было невозможно, даже если он явно пользовался в своих интересах описанной ситуацией. Например, практике известны ситуации, когда должник погашал строго определенную часть задолженности - как раз такую, чтобы оставшаяся часть становилась меньше стоимости имущества. В случаях, когда речь шла о крупном дорогостоящем предприятии, соответственно и размер долгов был огромным.

В наше же время целью законодательства о несостоятельности стало сохранение предприятия-должника путем применения различных мер реорганизационного характера.

Ключевые термины:

защитный период - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с настоящим Законом, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника;

конкурсное производство - процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;

конкурсные кредиторы - кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений;

ликвидационное производство - процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве - процедура банкротства в виде соглашения между должником (лицами, в установленном порядке выступающими от его имени) и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и т.п. (далее - мировое соглашение);

неплатежеспособность - неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

реструктуризация - изменение (рационализация) производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер деятельности должника в целях восстановления его рентабельной работы и повышения конкурентоспособности;

санация - процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки;

экономическая несостоятельность (банкротство) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями настоящего Закона (далее - банкротство).

временный управляющий - физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, а также осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий временного управляющего в соответствии с настоящим Законом. Обязанности временного управляющего

Временный управляющий обязан:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника и его защите;

истребовать у должника полный список его кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, развернутый баланс активов и пассивов, отчет о финансовом положении и другую необходимую информацию, содержащуюся в книгах, счетах и иных документах;

устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований;

проводить анализ финансового состояния и платежеспособности должника;

оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения;

определять наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору;

выполнять поручения хозяйственного суда, вытекающие из требований настоящего Закона;

представлять по окончании защитного периода в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» принят Палатой представителей 22 июня 2000 г., одобрен Советом Республики 30 июня 2000 г., с изменениями и дополнениями.

Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве (далее - заявление должника) является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер.

Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

Должник - юридическое лицо подает в хозяйственный суд заявление должника на основании решения органа (лиц), уполномоченного (уполномоченных) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, или на основании решения органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Должник обязан в срок, не превышающий десяти дней со дня подачи заявления должника или получения соответствующего извещения, оповестить свой трудовой коллектив (коллектив работников организации) о подаче в хозяйственный суд заявления должника или об извещении его хозяйственным судом о подаче заявления о банкротстве этого должника другими лицами.

Статья 8. Обязательность подачи заявления должника в хозяйственный суд

Должник обязан подать заявление должника в хозяйственный суд в случаях, когда:

удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица;

органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

выявлено обстоятельство, предусмотренное частью первой статьи 247 настоящего Закона.

Руководитель должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор), а также иные уполномоченные органы обязаны подать в хозяйственный суд заявление должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, заявление должника должно быть подано в хозяйственный суд не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания.

Неподача должником заявления должника в случаях и срок, предусмотренные настоящей статьей, влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

защитный период;

конкурсное производство;

мировое соглашение;

иные процедуры банкротства, предусмотренные настоящим З







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.026 с.)