Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования в Республике Беларусь



Ключевые вопросы прекращения предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов регули­руются Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъ­ектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Респуб­лики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1.

Прекращение деятельности субъектов предприни­мательской деятельности возможно в двух формах: ре­организации и ликвидации.

Реорганизация представляет собой прекращение деятельности юридического лица с правопреемством, т.е. с переходом прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица.

Реорганизация может быть добровольной и прину­дительной. Решение о добровольной реорганизации может быть принято учредителями (участниками) ком­мерческой организации либо ее органом, уполномочен­ным на то ее учредительными документами. Принуди­тельная реорганизация осуществляется по решению суда или уполномоченного государственного органа в случаях, прямо указанных в законодательных актах. В решении государственного органа должен быть опре­делен срок реорганизации.

Действующим законодательством предусмотрено пять форм реорганизации:

1.Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица путем передачи ему всех прав и обязанностей участвующих в слиянии юриди­ческих лиц с прекращением их деятельности в поряд­ке, установленном законодательными актами. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждо­го из них переходят в соответствии с передаточным ак­том к вновь возникшему субъекту предприниматель­ской деятельности.

2. Присоединением к юридическому лицу признает­ся прекращение деятельности одного или нескольких присоединяемых юридических лиц с передачей их прав и обязанностей юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение.

При присоединении юридического лица его нрава и обязанности в соответствии с передаточным актом пе­реходят к юридическому лицу, к которому осуществля­ется присоединение.

3.Разделением юридического лица признается пре­кращение его деятельности с передачей прав и обязан­ностей в соответствии с разделительным балансом к вновь возникшим юридическим лицам.

4.Выделением из юридического лица признается создание одного или нескольких новых юридических лиц с передачей им в соответствии с разделительным балансом части прав и обязанностей реорганизованного юридического лица без прекращения его деятельности Юридическое лицо одного вида может преобразо­вываться в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) в случаях и порядке, установленных законодательными актами.

5.При пре­образовании юридического лица его права и обязаннос­ти переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему юридическому лицу, за исключени­ем прав и обязанностей, которые не могут принадле­жать последнему.

Ликвидация представляет собой прекращение дея­тельности субъекта предпринимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреем­ства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами. Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация может быть осущест­влена по решению собственника имущества (учредите­лей, участников) либо органа юридического лица, упол­номоченного уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на ос­новании учредительного договора). Как правило, доб­ровольная ликвидация применяется в связи с истече­нием срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, призна­нием хозяйственным судом государственной регистра­ции данного юридического лица недействительной.

В порядке, установленном в Положении о ликвидации, происходит ликвидация (прекращение деятельности) следующих субъектов хо­зяйствования:

- хозяйственных товариществ и обществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов, государственных объединений, кре­стьянских (фермерских) хозяйств, ассоциаций (союзов) - объедине­ний коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объедине­ний коммерческих организаций и (или) индивидуальных предприни­мателей, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, торгово-промышленных палат, учреждений, товариществ собствен­ников (далее - юридические лица);

- индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 3 Положения о ликвидации юридиче­ское лицо может быть ликвидировано по решению:

1. Собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным дого­вором - для коммерческой организации, действующей только на ос­новании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государ­ственной регистрации данного юридического лица недействительной.

2. Хозяйственного суда в случае:

- непринятия решения о ликвидации в соответствии с подпунктом 3.1 настоящего пункта Положения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ра­ди которой оно создано;

- осуществления деятельности без надлежащего специального раз­решения (лицензии) либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законода­тельных актов, признания судом государственной регистрации юри­дического лица недействительной, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

- экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;

- уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих органи­заций, для которых с учетом пункта 2 Положения о государственной регистрации установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законо­дательством;

- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных в пунктах 2, 3, 5 Положения о ликвидации, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокура­туры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности Рес­публики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, регистрирующие органы и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с ис­ком о ликвидации такого юридического лица, если иное не установ­лено законодательными актами.

Ликвидация юридического лица (прекращение деятельности инди­видуального предпринимателя) в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством.

При ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

Юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность индивидуального предпринимателя — прекращенной с даты внесения регистрирующим орга­ном записи в Единый государственный регистр юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей об их исключении.

Юридическое лицо обязано прекратить свою дея­тельность, а индивидуальный предприниматель — предпринимательскую деятельность с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государ­ственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об их исключении.

Ликвидация юридического лица (прекращение дея­тельности индивидуального предпринимателя) в судеб­ном порядке осуществляется в соответствии с законода­тельством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.008 с.)