Понятие и виды мер оперативного воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды мер оперативного воздействия



Мерами оперативного воздействия являются – санкции неимущественного характера, которые применяются в целях обеспечения исполнения обязанностей субъектами при осуществлении ими хозяйственной деятельности. Данные меры воздействия не влекут для субъекта имущественных последствий, поэтому их следует называть мерами оперативного воздействия.

Они делятся на две группы:

· применяемые контрагентами в конкретном правоотношении;

· применяемые уполномоченными государственными органами.

В качестве мер оперативного воздействия, применяемых к субъектам хозяйствования в законодательстве, можно назвать следующие:

- отказ от принятия и оплаты поставленных товаров (работ, услуг);

- самостоятельное устранение недостатков в поставленной продукции (работах, услугах);

- отказ в принятии груза к перевозке;

- перевод неисправного плательщика на предоплату;

- изменение или расторжение договора в одностороннем порядке и др.

Применение мер оперативного воздействия на субъектов хозяйствования, как указывалось ранее, в любом случае влияет на положение субъектов в правоотношении, следовательно, они выполняют ту же функцию, что и имущественные санкции, но в первую очередь они направлены на стимулирование надлежащего выполнения обязательств сторонами в хозяйственных отношениях. Меры оперативного воздействия могут применяться ранее санкций или параллельно с ними, и положительным моментом их является то, что они могут применяться без помощи судебных инстанций. В свою очередь, если они противоправны, то лицо может обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

В Беларуси формирование новой системы организации хозяйственных связей, развитие предпринимательской деятельности закономерно сопровождалось изменением в соотношении форм, способов и порядка разрешения споров между участниками зарождающегося свободного торгового оборота. Первым шагом было преобразование системы госарбитражей, не являвшихся судебными органами, в полноценные суды для разрешения хозяйственных споров, которые интегрировались в судебную систему.

Упрощение порядка участия во внешнеторговом обороте, когда каждый белорусский субъект хозяйствования может выступить стороной во внешнеторговой сделке, актуализировало вопрос об альтернативных формах разрешения гражданских споров, возникающих из международных торговых и иных экономических связей. Как показывает международный опыт, наиболее привлекательным для участников внешнеторговых сделок является рассмотрение споров международным третейским судом (коммерческим арбитражем).

Весной 1994 года при Белорусской торгово-промышленной палате Беларуси был создан Международный арбитражный суд (MAC при БелТПП). Это огромный шаг в плане перспективы развития третейского суда в нашем государстве. При разрешении споров Международный арбитражный суд руководствуется принципом равенства сторон, то есть каждой стороне предоставляются равные возможности для обоснования своих требований и возражений, защиты своих прав.

Для разрешения спора, составу суда предоставлен шестимесячный срок с момента их избрания (назначения). В этот срок арбитр (арбитры) обязан рассмотреть дело и вынести решение. В случае сложности дела единоличный арбитр или председатель коллегиального состава может ходатайствовать перед Председателем арбитражного суда о продлении названного срока, но не более, чем на три месяца.

Язык судебного разбирательства стороны определяют по соглашению с учетом возможностей арбитров. При отсутствии соглашения дело рассматривается на белорусском или русском языке. Если одна из сторон или ее представитель не владеет языком судебного заседания, то суд по ее просьбе и за ее счет обеспечивает услуги переводчика. Рассмотрение дела проводится конфиденциально, но по просьбе или с согласия сторон состав суда может принять решение рассмотреть его публично. На закрытом разбирательстве могут присутствовать члены Президиума Международного арбитража, другие его постоянные сотрудники и запасные арбитры. Суд также может допустить к участию указанных стороной лиц, но не более двух с каждой стороны. Все участники закрытых заседаний обязаны хранить в тайне всю полученную по делу информацию.

Все представляемые сторонами процессуальные документы должны поступать в суд в таком количестве экземпляров (копий), чтобы их было достаточно для оставления в деле. пересылки (вручения) другой стороне и каждому из арбитров. Все документы, кроме письменных доказательств, представляются на языке судебного разбирательства или переводятся на этот язык за счет представившей их стороны. Письменные доказательства предоставляются на языке оригинала. Состав суда по собственной инициативе или предложению другой стороны может потребовать перевода доказательств на язык судебного разбирательства или обеспечить такой перевод за ее счет.

Стадия возбуждения дела и подготовки его к рассмотрению начинается с подачи истцом искового заявления: "истец излагает свои требования в форме письменного искового заявления". В заявлении должны быть указаны:

1) наименование сторон, их почтовые адреса, телефоны, телефаксы и расчетные реквизиты;

2) точное обозначение требований истца и цена иска (если иск подлежит оценке);

3) факты, которыми истец обосновывает свои требования и доказательства, подтверждающие каждый из этих фактов;

4) применимое право и его обоснование с указанием подлежащих применению правовых норм;

5) сведения об арбитражном соглашении между сторонами и его содержании, а также о соблюдении предварительного внесудебного порядка рассмотрению спора, если это предусмотрено соглашением сторон или вытекает из существа обязательства;

6) предложения о числе арбитров и выборе или назначении их. а также фамилия, имя и отчество избранных истцом основного и запасного арбитров, другие необходимые сведения о них;

7) перечень прилагаемых к заявлению документов;

8) фамилия, имя, отчество представителя истца, его адрес в телефон, если он подписывает исковое заявление;

9) подпись истца или его представителя и дата подачи или отправки заявления по почте.

К исковому заявлению прилагаются документы или их копии, подтверждающие:

1) доказательство правоспособности лица по законодательству государства регистрации;

2) обоснованность искового требования;

3) наличие и содержание арбитражного соглашения;

4) доказательства соблюдения предварительного внесудебного порядка рассмотрения спора, если это предусмотрено соглашением сторон или вытекает из существа обязательства;

5) уплату арбитражного сбора.

Производство по делу считается возбужденным с момента поступления в MAC надлежаще оформленного и оплаченного искового заявления. О возбуждении дела Председатель MAC выносит определение и в недельный срок уведомляет об этом стороны. Одновременно ответчику направляется копия искового заявления с прилагаемыми документами, а также свой Регламент и Рекомендательный список арбитров. После получения искового заявления ответчик в 30-дневный срок составляет и отправляет в арбитражный суд ответ на исковое заявление, в котором он:

1) высказывает мнение о наличии, действительности и содержании арбитражного соглашения;

2) излагает свою позицию по существу заявленных истцом требований;

3) представляет доказательства своей правоспособности по законодательству государства регистрации;

4) сообщает свое мнение относительно предлагаемого истцом числа арбитров, называет в качестве основного и запасного арбитров конкретных лиц либо заявляет просьбу об их назначении Председателем Международного арбитражного суда.

Ответчик по делу имеет также право предъявить истцу встречный иск. Встречный иск может быть предъявлен как средство защиты и в случаях, когда рассмотрение его в Международном арбитражном суде не предусмотрено арбитражным соглашением между сторонами. Рассмотрение обоих исков совместно, обязательно в том случае, если встречный иск направлен к зачету или если удовлетворение его исключает (полностью либо частично) удовлетворение первоначального иска.

После получения искового заявления, ответа на иск и приложенных к ним документов состав суда готовит дело к судебному разбирательству, а затем, назначает время и место рассмотрения дела. При этом могут быть учтены пожелания сторон.

В ходе производства по делу любая сторона имеет право письменным заявлением изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против них. Состав суда может не принять изменение или дополнение иска (в том числе встречного), если оно повлечет неоправданную затяжку процесса.

При рассмотрении спора Арбитражный суд не связан нормами процессуального законодательства Республики Беларусь. Если стороны не договорились об ином, судебное разбирательство производится в таком порядке, который состав суда признает необходимым для обеспечения вынесения законного и обоснованного решения.

Если ответчик уклоняется от представления письменных возражений против иска, а также если любая из сторон не является на судебные заседания без уважительных причин, то дело рассматривается по существу на основе доказательств, представленных другой стороной. Каждая из сторон вправе просить о рассмотрении дела в ее отсутствие. Бездействие же сторон само по себе не может рассматриваться как признание иска или отказа от него.

Разбирательство проводится в устной форме. Исключения (т. е. дело может быть рассмотрено на основании одних только письменных доказательств) могут быть если:

1) стороны прямо договорились об отказе от устного разбирательства;

2) истец ходатайствовал в исковом заявлении о рассмотрении дела на основе письменных доказательств, а ответчик в пределах срока для ответа на иск согласился с предложением истца;

3) ответчик в письменной форме в пределах того же срока целиком признал исковые требования.

Однако, если суд придет к выводу, что письменных доказательств недостаточно для вынесения обоснованного решения, он отменяет своё определение о рассмотрении дела на основе одних письменных материалов и проводит устное разбирательство.

Иногда при рассмотрении дел возникает необходимость получения и фиксирования доказательств вне места проведения судебного заседания. В этом случае состав суда или сторона с его согласия может обратиться с просьбой о совершении соответствующих процессуальных действий в суд Республике Беларусь или суд иностранного государства. Арбитражный суд может также поручить совершение упомянутых действий своему арбитру. Если для выполнения поручения необходим выезд арбитра за пределы местонахождения MAC, командировочные расходы авансом оплачивает сторона, по требованию которой совершается поездка.

Заслушав объяснения сторон, состав суда определяет порядок установления спорных фактов, получения и анализа доказательств. В частности, арбитражный суд может потребовать от сторон предоставления новых письменных доказательств, назначить экспертизу, совершить местный осмотр, допросить свидетелей. Состав суда или Председатель MAC (в случае если состав суда не сформирован) по своей инициативе или по просьбе стороны (сторон), а также в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» может вынести определение об отложении рассмотрения дела или о приостановлении производства по нему. Приостановить производство можно на срок до одного года. Если в течение года со дня приостановления ни одна из сторон не потребовала возобновления дела, то приостановленное производство считается прекращенным.

Во время разбирательства ведется протокол, в котором отражается ход рассмотрения дела. Протокол также составляется при проведении процессуальных действий вне судебного заседания. Протокол ведет секретарь -протоколист, которым может быть сотрудник MAC. После завершения судебного разбирательства протокол подписывается единоличным арбитром или арбитром-председателем и секретарем - протоколистом. Стороны по своему желанию вправе получить надлежаще удостоверенную копию протокола. Заключительной стадией рассмотрения спора является вынесение и исполнение постановления. Решение по делу выносится в письменной форме и подписывается составом суда. Подлинность подписей подтверждается подписью Председателя международного арбитражного суда, а также печатью этого суда.

Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией в пределах своей компетенции правосудие в области экономических отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Основными задачами хозяйственного суда являются:

1) обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия;

2) обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

3) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, иных организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности начинает осуществляться со стадии возбуждения любого дела и находит свою окончательную реализацию в решении хозяйственного суда. Именно посредством вынесения решения хозяйственный суд осуществляет защиту прав сторон и третьих лиц. В случае удовлетворения иска защиту в судебном решении получают нарушенные или оспоренные ответчиком права истца, которые могут быть в дальнейшем реализованы принудительно в стадии исполнения судебного решения, в случае отказа в иске – права ответчика, нарушенные предъявлением неосновательных требований.

Задача хозяйственных судов – обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия – достигается правильным и точным применением материального и процессуального права, тщательной подготовкой дел к судебному разбирательству, четкой организацией судебной деятельности. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений хозяйственный суд осуществляет в течение всего процесса рассмотрения дела, при вынесении решения, осуществлении в иных формах защиты прав и законных интересов юридических лиц, иных организаций и граждан. Кроме того, хозяйственный суд вправе вынести частное определение, если в судебном заседании будут установлены случаи нарушения законодательства.

Установив при рассмотрении дела несоответствие акта соответствующего государственного органа либо иного органа Конституции Республики Беларусь или другим законодательным актам, имеющим большую юридическую силу, хозяйственный суд принимает решение в соответствии с правовыми нормами и ставит в установленном порядке вопрос о признании соответствующего нормативного акта неконституционным либо принимает меры по признанию ненормативного акта недействительным, чем также способствует содействию законности и предупреждению правонарушений. Хозяйственный суд ведет анализ данных и материалов, характеризующих причины нарушений законодательства в экономических отношениях, разрабатывает и принимает меры в пределах своей компетенции по их устранению, вправе рассматривать дела в выездных заседаниях, ведет пропаганду хозяйственного законодательства, информирует в установленном порядке Президента Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие заинтересованные государственные органы о нарушениях законодательства, допускаемых в экономических отношениях.

По субъектному составу хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, возникающим между:

юридическими лицами;

юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

индивидуальными предпринимателями;

государственными и иными органами и юридическими лицами (предпринимателями);

между Республикой и административно-территориальными единицами как коллективными образованиями;

между административно-территориальными единицами.

       
   
 
 

 

 


Обособленные подразделения, по общему правилу (филиалы, отделения, представительства), не могут быть субъектами хозяйственного процесса, так как не наделены статусом юридического лица. Но хозяйственным судам подведомственны споры по заявлениям представительств и филиалов как обособленных подразделений юридических лиц, когда право на обращение в хозяйственный суд предоставлено юридическим лицом путем выдачи доверенности. Представительство или филиал участвуют в деле от имени юридического лица.

По характеру спорного правоотношения хозяйственному суду подведомственны хозяйственные (экономические) споры, возникающие из гражданских (отношений, регулируемых гражданским законодательством), административных, отношений по использованию и охране окружающей среды, земельных, финансовых, налоговых и пр., то есть отношений, которые не охватываются собственно гражданскими и административными.

Споры, связанные с изменением условий или расторжением договора, передаются на разрешение хозяйственного суда вне зависимости от вида договора, а также вне зависимости от того, в добровольном или принудительном порядке заключен договор.

По общему правилу, изменение или расторжение договора возможно только по взаимному соглашению сторон. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут судом только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством или договором. Хозяйственному суду подведомственны также споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств независимо от их вида и основания возникновения (договорные и внедоговорные – из причинения вреда, неосновательного обогащения, действия в чужом интересе, публичного конкурса, публичного обещания награды). Наиболее распространенными спорами данного вида являются споры по поводу возложения мер имущественной ответственности на неисправных должников (в форме возмещения убытков, уплаты неустойки и др.) (ст. 14, 311 ГК), о понуждении исполнения обязательства в натуре, о взыскании долга за неисполнение денежного обязательства и др.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СУБЪЕКТОВ БИЗНЕС-ПРАВА

Следует отличать термины «неплатежеспособность» и «несостоятельность». Первый гораздо шире. Под неплатёжеспособностью закон понимает неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Говоря другими словами, неплатёжеспособность – это потеря способности своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства, обусловленная валютно-финансовым положением субъекта, отсутствием своих свободных средств, дефицитностью бюджета и платёжного баланса. Неплатёжеспособность может быть вызвана временными обстоятельствами, условиями финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Проблема её разрешения, как правило, - вопрос времени, а для принудительного исполнения должником своих обязательств применяются нормы гражданского законодательства. Неплатёжеспособность может быть вызвана и внешними факторами, предотвратить которые не в состоянии ни один из субъектов. Резкое колебание доллара в сторону увеличения может поставить в шеренгу неплатёжеспособных целые отрасли государства. С такой ситуацией мы столкнулись в октябре 1994 года, когда в известный «чёрный вторник» произошло обвальное падение рубля.

Поскольку экономическая несостоятельность (банкротство) – это неплатёжеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная судом в соответствии с законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, следовательно, можно говорить о том, что в Законе неплатёжеспособность и несостоятельность определяются как два различных признака банкротства, как причина и следствие. Можно говорить, что неплатёжеспособность – ключ к процедуре банкротства.

Согласно ст.ст. 39, 49 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь дела об экономической несостоятельности (банкротстве) подведомственны хозяйственному суду и рассматриваются (подсудны) по месту нахождения должника.

Хозяйственный суд при рассмотрении дела о банкротстве вправе разрешить споры о признании сделок недействительными и иные споры между юридическими и физическими лицами, связанными с имуществом должника, в том числе о взыскании заработной платы или иного вознаграждения, незаконно выплаченных должником.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

· защитный период;

· конкурсное производство;

· мировое соглашение;

· иные процедуры банкротства.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий 7 месяцев со дня поступления заявления.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве хозяйственный суд выносит один из следующих актов:

1) решение о банкротстве с санацией должника;

2) решение о банкротстве с ликвидацией должника;

3) определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Изначально законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиальным направлениям:

1) британская модель, которая строилась по тому принципу, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам;

2) американская модель, целью которой является восстановление платёжеспособности предприятия при помощи реорганизационных процедур.

Мировой практике известно два противоположных подхода к проблеме критерия банкротства. Первый подход - объективный: должник признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из неисполнения под угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение определенного времени. Если должник под страхом ликвидации в результате банкротства не способен изыскать средства (например, реализовав часть дебиторской задолженности) для удовлетворения интересов кредиторов, то такой должник не в состоянии функционировать в рыночных условиях; более того, его деятельность может нанести ущерб интересам кредиторов (как реальных, так и потенциальных). Описанный критерий получил название критерия неплатежеспособности либо потока денежных средств.

Второй подход к критерию банкротства заключается в том, что банкротом может быть признан должник, стоимость имущества которого меньше общего размера его обязательств. При этом не имеет значения, насколько размер задолженности превышает установленный законом минимальный для признания банкротства, насколько просрочена эта задолженность по сравнению с установленным минимальным сроком просрочки. При использовании этого критерия (он получил название критерия неоплатности либо структуры баланса) предприятие-должник имело возможность годами не исполнять свои обязательства, для чего нужно было делать только одно - поддерживать размер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов. Признать такого должника банкротом было невозможно, даже если он явно пользовался в своих интересах описанной ситуацией. Например, практике известны ситуации, когда должник погашал строго определенную часть задолженности - как раз такую, чтобы оставшаяся часть становилась меньше стоимости имущества. В случаях, когда речь шла о крупном дорогостоящем предприятии, соответственно и размер долгов был огромным.

В наше же время целью законодательства о несостоятельности стало сохранение предприятия-должника путем применения различных мер реорганизационного характера.

Ключевые термины:

защитный период - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с настоящим Законом, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника;

конкурсное производство - процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;

конкурсные кредиторы - кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений;

ликвидационное производство - процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве - процедура банкротства в виде соглашения между должником (лицами, в установленном порядке выступающими от его имени) и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и т.п. (далее - мировое соглашение);

неплатежеспособность - неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

реструктуризация - изменение (рационализация) производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер деятельности должника в целях восстановления его рентабельной работы и повышения конкурентоспособности;

санация - процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки;

экономическая несостоятельность (банкротство) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями настоящего Закона (далее - банкротство).

временный управляющий - физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, а также осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий временного управляющего в соответствии с настоящим Законом. Обязанности временного управляющего

Временный управляющий обязан:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника и его защите;

истребовать у должника полный список его кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, развернутый баланс активов и пассивов, отчет о финансовом положении и другую необходимую информацию, содержащуюся в книгах, счетах и иных документах;

устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований;

проводить анализ финансового состояния и платежеспособности должника;

оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения;

определять наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору;

выполнять поручения хозяйственного суда, вытекающие из требований настоящего Закона;

представлять по окончании защитного периода в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» принят Палатой представителей 22 июня 2000 г., одобрен Советом Республики 30 июня 2000 г., с изменениями и дополнениями.

Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве (далее - заявление должника) является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер.

Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

Должник - юридическое лицо подает в хозяйственный суд заявление должника на основании решения органа (лиц), уполномоченного (уполномоченных) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, или на основании решения органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Должник обязан в срок, не превышающий десяти дней со дня подачи заявления должника или получения соответствующего извещения, оповестить свой трудовой коллектив (коллектив работников организации) о подаче в хозяйственный суд заявления должника или об извещении его хозяйственным судом о подаче заявления о банкротстве этого должника другими лицами.

Статья 8. Обязательность подачи заявления должника в хозяйственный суд

Должник обязан подать заявление должника в хозяйственный суд в случаях, когда:

удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица;

органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

выявлено обстоятельство, предусмотренное частью первой статьи 247 настоящего Закона.

Руководитель должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор), а также иные уполномоченные органы обязаны подать в хозяйственный суд заявление должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, заявление должника должно быть подано в хозяйственный суд не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания.

Неподача должником заявления должника в случаях и срок, предусмотренные настоящей статьей, влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

защитный период;

конкурсное производство;

мировое соглашение;

иные процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Законом.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - индивидуального предпринимателя применяются следующие процедуры банкротства:

конкурсное производство;

мировое соглашение;

иные процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Законом.

Конкурсное производство включает следующие процедуры:

санацию;

ликвидационное производство.

Вопрос о принятии хозяйственным судом заявления о банкрот­стве и возбуждении дела о банкротстве решается в течение пяти дней со дня его поступления хозяйственным судом в судебном заседании.

Хозяйственный суд возвращает заявление о банкротстве должника и приложенные к нему документы, если они не соответствуют требовани­ям, предусмотренным Законом о банкротстве.

В случаях, когда подача в хозяйственный суд заявления должни­ка является обязательной, но к указанному заявлению не приложе­ны соответствующие документы, такое заявление принимается хо­зяйственным судом, а недостающие документы в установленном порядке истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебно­му разбирательству.

Предусмотрена обязанность должника представить отзыв на за­явление о его банкротстве, поданное иными лицами, а также содер­жание этого отзыва.

Защитный период устанавливается после возбуждения производ­ства по делу о банкротстве до вынесения хозяйственным судом со­ответствующего определения о возбуждении в отношении должни­ка конкурсного производства для проверки оснований возбуждения 'конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника. Выполнение этой задачи осуществляется временным ан­тикризисным управляющим. Продолжительность защитного пери­ода не может, как правило, превышать трех месяцев.

Для ограничения возможности злоупотреблений со стороны долж­ника Законом о банкротстве предусмотрены дополнительные меры по обеспечению требований кредиторов, которые могут применяться наря­ду с другими мерами по обеспечению иска, установленными ХПК. В про­цессе защитного периода в случае воспрепятствования руководителем должника действиям антикризисного временного управляющего, а так­же нарушения руководителем законодательства или прав и интересов кредиторов хозяйственный суд вправе отстранить руководителя долж­ника от должности и возложить его обязанности на управляющего.

Основаниями для открытия конкурсного производства являются неплатежеспособность должника, если она имеет или приобретает устойчивый характер. Эти основания устанавливаются хозяйствен­ным судом по окончании защитного периода по результатам анали­за финансового состояния и платежеспособности должника, кото­рый проводится в соответствии с законодательством временным антикризисным управляющим. При этом выносится определение о возбуждении конкурсного производства и подготовке дела к судеб­ному разбирательству, которое передается в течение пяти дней для опубликования в средствах массовой информации.

С момента открытия конкурсного производства для должника вводится ряд установленных Законом о банкротстве ограничений:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.097 с.)