Прекращение юридического лица путем его реорганизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прекращение юридического лица путем его реорганизации



Деятельность юридического лица прекращается посредством его ре­организации или ликвидации. Реорганизация юридического лица осуществ­ляется согласно требованию закона (п. 1 ст.57 ГК РФ) в следующих формах:

• слияния двух или нескольких лиц в одно юридическое лицо;

• присоединения одного юридического лица или нескольких юридических лиц к другому;

• разделения юридического лица на несколько самостоятельных организаций;

• выделения из состава юридического лица, не прекращающего при этом своей деятельности, одного или нескольких новых юридических лиц;

• преобразования юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую.

В указанных случаях, за исключением выделения, прекращается дея­тельность, по крайней мере, одного юридического лица без прекращения прав и обязанностей, которые переходят к создаваемым юридическим ли­цам в порядке правопреемства. При осуществлении выделения к вновь создаваемому юридическому лицу (выделяемому) переходит только часть прав и обязанностей предшественника.

При слиянии (п.1 ст.58 ГК РФ) юридических лиц права и обязанно­сти каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении (п.2 ст.58 ГК РФ) одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении (п.З ст.58 ГК РФ) юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответ­ствии с разделительным балансом.

При выделении (п.4 ст.58 ГК РФ) из состава юридического лица од-

ного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании (п.5 ст.58 ГК РФ) юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят пра­ва и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, реорганизации юридического лица оформляется ли­бо передаточным актом (в случаях проведения слияния, присоединения или преобразования) либо разделительным балансом (в случаях разделе-ния или выделения). Передаточный акт или разделительный баланс в силу требования закона (п.1.ст.59 ГК РФ) должны содержать положения о пра­вопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, что должно способствовать полной ясности от­носительно всех правоотношений, участником которых явилось реоргани­зованное юридическое лицо. Очевидно, что необходимость составления передаточного акта или разделительного баланса вызвана как интересами кредиторов, заинтересованных в том, чтобы их права требования были со­хранены при преобразовании и могли быть в соответствующие сроки предъявлены уже правопреемнику, так и интересам вновь создаваемых юридических лиц, естественно заинтересованных в наличии (а не в утрате в процессе преобразования) и определенности (персонифицированности) прав требований к должникам.

Реорганизация юридического лица принципиально отличается от его ликвидации тем, что, если в первом случае имеет место правопреемство в правах и обязанностях со стороны новых (создаваемых) юридических лиц, то при ликвидации правопреемство отсутствует потому, что отсутствует субъект, могущий принять на себя права и обязанности, а само лицо (лик­видируемый) подлежит прекращению.

Реорганизация юридического лица производится юридическим ли­цом по общему правилу добровольно на основании решения его учредите­лей либо на основании решения органа юридического лица, специально уполномоченного на проведение реорганизации его учредительными до­кументами, например, общего собрания акционеров общества.

Согласно п.З ст.57 ГК РФ в случаях, прямо установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномочен­ных государственных органов. Такая ситуация вызвана тем, что при слия­нии, присоединении или преобразовании может возникнуть новое юриди-

ческое лицо, которое может занять доминирующее положение на опреде­ленном товарном рынке, что естественно требует согласия антимонополь­ного государственного органа.

Согласно п.2.ст.57 ГК РФ в случаях, прямо установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц может осуществ­ляться на основании решения уполномоченных государственных органов или по решению суда, то есть принудительно. Такая ситуация может иметь место, когда юридическое лицо, занимающее доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, неоднократно нарушает требования анти­монопольного законодательства и может быть подвергнуто принудительно разделению или выделению из его состава самостоятельных новых юриди­ческих лиц. В этом случае, если учредители (участники) юридического ли­ца, уполномоченный им орган или орган юридического лица, уполномо­ченный на его реорганизацию учредительными документами. не осущест­вят реорганизацию юридического лица в срок, определенный и решении уполномоченного государственного органа, то суд по иску указанного го­сударственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществление реорганизации этого юридического лица. К внешнему управляющему с момента его назначения судом перехо­дят полномочия по управлению делами юридического лица. Назначенный внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, со­ставляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вме­сте с учредительными документами возникающих в результате реоргани­зации юридических лиц. Утверждение судом указанных учредительных документов юридических лиц, возникающих в результате реорганизации, является законным основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц (п.2 ст.57 ГК РФ).

Передаточный акт или разделительный баланс являются актами во­леизъявления юридического лица, утверждаются (n.2.ci.54 1 'К РФ) учреди­телями (участниками) юридических лиц или органами, принимавшими решения о реорганизации юридических лиц, и должны быть представлены вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц или при внесении изменений в уч­редительные документы существующих юридических лиц. Непредставле­ние вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут за собой отказ в государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц по основанию, установленному (п.п. «а» п. 1 ст.23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц») как «непредставление

определенных настоящим Федеральным законом необходимых для госу-дарственной регистрации документов».

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения, в |регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы '>\]. I ст.14 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»):

1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистра­ции вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорга­низации, по форме, утвержденной правительством Российской Федерации, и котором должно быть подтверждено, что учредительные документы соз-данных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установ-ленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, достоверны, и что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемо-го лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установлен­ных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласо­ваны с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

2. Учредительные документы каждого вновь возникающего юриди­ческого лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотари-ально удостоверенные копии).

3. Решение о реорганизации юридического лица.

4. Договор о слиянии или присоединении, в случаях, предусмотрен­ных федеральными законами.

5. Передаточный акт или разделительный баланс.

6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

В случае, если в учредительные документы юридического лица, соз-даваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная ре­гистрация таких изменений осуществляется по правилам, установленным для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Поскольку реорганизация юридического лица таит в себе потенци-альные опасности для кредиторов реорганизуемого юридического лица, то законодатель предпринял ряд шагов по установлению гарантий прав кре­диторов юридического лица при его реорганизации.

Так согласно п. 1.ст.60 ГК РФ «учредители (участники) юридическо-го лица, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица». При проведении реорганизации юридического лица в форма при-

соединения или слияния грозит кредиторам увеличением их числа, которое отнюдь не всегда может сопровождаться обязательным увеличением иму­щества возникающего должника. Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь за собой даже исклю­чение дополнительной ответственности перед кредиторами участников юридического лица, например, при преобразовании общества с дополни­тельной ответственность в общество с ограниченной ответственностью.

В условиях угрозы возможных неблагоприятных последствий реор­ганизации юридического лица его кредиторам предоставлено законом пра­во (п.2.ст.60 ГК РФ) «потребовать прекращения или досрочного исполне­ния обязательства, должником по которому является это юридическое ли­цо, и возмещения убытков».

Если кредитор не воспользовался своим правом требовать в условиях проводимой реорганизации прекращения или досрочного исполнения обя­зательства и возмещения убытков, то место должника занимает в силу за­кона его правопреемник, который определяется на основании именно пе­редаточного акта или разделительного баланса, обязательно представляе­мого в регистрирующий орган вместе с учредительными документами вновь создаваемых юридических лиц, о чем говорилось выше.

В случае, если разделительный баланс не дает возможности опреде­лить конкретного правопреемника реорганизуемого юридического лица, то в силу закона (п.З.ст.60 ГК РФ) «вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юриди­ческого лица». Установление законом солидарной ответственности по обя­зательствам реорганизованного путем разделения или выделения юридиче­ского лица вновь возникших юридических лиц позволяет избежать доста­точно сложной процедуры непризнания уже состоявшейся реорганизации.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту на­хождения реорганизуемых юридических лиц. В случае, если место нахож­дения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимо­действия в соответствии с требованием п.1.ст.15 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» определяется Правительством Российской Федерации, которым утверждено Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 440 «Об утверждении порядка взаимодействия регист­рирующих органов при государственной регистрации юридических лиц создаваемых путем реорганизации», в котором установлен Порядок взаи­модействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.

В случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятель-

ности одного или нескольких юридических лиц, то регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности та­ких юридических лиц лишь по получении информации от соответствую­щих регистрирующих органов о государственной регистрации вновь воз­никших юридических лиц за исключением случая реорганизации юриди­ческого лица в форме присоединения реорганизация считается завершен­ной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

В соответствии с требованиями ст. 16 ФЗ «О государственной реги­страции юридических лиц» реорганизация юридического лица, создавае­мого путем реорганизации, считается завершенной:

• в форме преобразования - с момента государственной регистра­ции, вновь возникшего юридического лица, преобразованное лицо при этом считается прекратившим свою деятельность;

• в форме слияния - с момента государственной регистрации, вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния считаются прекратившими свою деятельность;

• в форме разделения - с момента государственной регистрации по­следнего из вновь возникающих юридических лиц, а юридическое лицо, под­вергнувшееся разделению, считается прекратившим свою деятельность;

• в форме выделения - с момента государственной регистрации по­следнего из вновь возникших юридических лиц,

• в форме присоединения - с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, установленные ФЗ «О государст­венной регистрации юридических лиц» и не превышающие пяти рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.025 с.)