Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономический рост и его факторы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Уровень жизни населения определяется его способностью производить товары и услуги. Изменение этого уровня зависит от многих факторов и в долгосрочном периоде предстает как экономический рост, который измеряется двумя взаимосвязанными способами: 1) увеличением реального ВВП за определенный период времени; 2) увеличением реального ВВП в расчете на душу населения. Например, если реальный ВВП составил в прошлом году 100 млрд.руб., а в нынешнем – 120 млрд.руб. (в сопоставимых ценах), то темп роста (индекс) ВВП составит: 120/100 = 1.2 (соответственно темп прироста: (120-100)/100*100% = 20%). Растущая экономика обладает большей способностью решать социально-экономические проблемы, удовлетворять новые потребности. В этом смысле экономический рост обеспечивает решение проблемы ограниченности ресурсов. Экономический рост определяется шестью основными факторами: 1) количество и качество природных ресурсов; 2) количество и качественное состояние трудовых ресурсов; 3) объем основного капитала; 4) технология. (Эти четыре фактора определяют потенциальную способность экономики к росту); 5) фактор спроса (увеличение совокупных расходов); 6) фактор распределения. Решающую роль играют факторы предложения. Экономический рост может осуществляться двумя основными способами: 1) за счет вовлечения большего, чем прежде, объема ресурсов; 2) за счет лучшего использования имеющихся ресурсов. Первый способ представляет собой экстенсивный, второй – интенсивный тип экономического роста. Реальный ВВП можно определить как трудозатраты, умноженные на производительность труда: ВВП = (количество отработанных человеко-часов) х (производительность труда) Если сегодня экономика производит больше новых товаров, используемых в форме капитала, то ее потенциал растет и завтра она обеспечит населению больший выбор товаров и услуг. Поэтому один из способов повышения производительности труда – увеличение инвестиций в производственную сферу. При ограниченности ресурсов любое увеличение инвестиций в воспроизводство капитала (машин, зданий, сооружений) приводит к сокращению ресурсов, направляемых на производство товаров и услуг, используемых для текущего потребления. Государственная политика сбережений и инвестиций – один из путей ускорения экономического роста. В долгосрочном периоде более высокая норма сбережения (отношение сбережений к ВВП) приводит к более высокому уровню производительности труда и дохода. Выражение S = I отражает важный факт: для экономики в целом сбережения должны быть равны инвестициям. Каков механизм поддержания этого равновесия? Что регулирует заинтересованность в сбережениях одних людей и инвестициях других? Ответы на эти вопросы содержаться в принципах функционирования финансовой системы. Факторы, сдерживающие экономический рост: а) законодательная деятельность, ужесточающая правовые нормы в области охраны труда, защиты окружающей природной среды и т.д.; б) недобросовестное отношение к труду; в) прекращение работы во время трудовых конфликтов; г) воздействие неблагоприятных погодных условий. Помимо этих факторов, выделяют причины замедления экономического роста: 1) снижение доли инвестиций в валовом внутреннем продукте; 2) снижение фондовооруженности труда; 3) ухудшение качества труда; 4) замедление технического прогресса; 5) ухудшение организации производства. В 60-70-е годы ХХ века в развитых странах появились концепции, отрицающие необходимость дальнейшего экономического роста (теория «нулевого роста» и другие). Обычно приводятся следующие аргументы против экономического роста: а) нарастающее загрязнение окружающей среды из-за развития производства; б) усложнение социально-экономических проблем (рост разрыва между богатством и бедностью); в) порождение беспокойства и неуверенности в завтрашнем дне; г) подрыв традиционных человеческих ценностей (в том числе «производя все больше, получаем все меньше радости»). В защиту экономического роста выдвигаются следующие аргументы: 1) повышение уровня жизни: экономический рост (временно) разрешает противоречие между растущими потребностями и ограниченными ресурсами, расширяет возможности решения различных социальных задач; 2) экономический рост расширяет возможности проведения природоохранных мероприятий; загрязнение само по себе не является следствием экономического роста; нужно ограничить именно загрязнение, а не экономический рост; 3) улучшение экономического положения бедных является в первую очередь следствием роста общего уровня доходов; 4) экономический рост – необходимый компонент общесоциального и технического прогресса. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Основными объектами государственного регулирования выступают: экономический цикл, отраслевая и региональная структура, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, условия конкуренции, социальные отношения, подготовка и переподготовка кадров, окружающая природная среда, внешнеэкономические связи. Собственно, можно вести речь о государственной антициклической политике, антимонопольной, социальной политики занятости и т.д. Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Экономические средства подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Классический и кейнсианский подходы к макроэкономической политике различны. Разногласия касаются причин нестабильности совокупного спроса, факторов, определяющих совокупное предложение; взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Общим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономике. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, «жесткостью» заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения. В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит состояние долгосрочного равновесия. Инструментами «саморегулирования» являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и поэтому должно быть сведено к минимуму. В кейнсианской модели основным уравнением является уравнение совокупных расходов: Y = C+I+G+Xn,, которое определяет величину номинального ВВП. В классической модели основным уравнением является уравнение обмена: M х V=P х Y. Оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны. В кейнсианской модели бюджетно-налоговая политика рассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции. Денежно-кредитная политика рассматривается как вторичная, так как у нее очень сложный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВВП через изменения ставки процента, инвестиций. В классической модели, наоборот, бюджетно-налоговой политике отводится второстепенная роль. Предполагается, что изменения денежной массы непосредственно воздействует на совокупный спрос и, следовательно, на номинальный ВВП. В концепциях классического направления (например, теория рациональных ожиданий), цены и заработная плата рассматриваются как абсолютно гибкие. Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера, к их числу относятся: а) временные лаги бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики (лаг – промежуток времени между моментом экономического шока и принятием решения, между принятием решения и появлением результатов); б) несовершенство экономической информации; в) изменчивость экономических ожиданий; г) неоднозначность исторических аналогий. Последовательная макроэкономическая политика (политика твердого курса) предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации. Непоследовательная политика (свободы действий) означает, что правительство и центральный банк дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае и подбирают подходящий тип решений. Преимущества последовательной политики могут быть сведены к трем обстоятельствам: 1) снижается риск принятия некомпетентных решений; 2) снижается влияние политического бизнес-цикла; 3) укрепляется доверие экономических агентов к политике правительства и Центрального банка. В российской экономике выбор оптимального сочетания бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики затрудняется рядом специфических обстоятельств. Во-первых, нередко отсутствует необходимый опыт макроэкономического регулирования, во-вторых, доверие к правительству и центральному банку усложняется в ситуации экономической нестабильности и недоверия к отдельным финансовым лицам. В-третьих, нередко отсутствуют необходимые социальные условия.
Вопросы для обсуждения 1. Что такое платежный баланс, какие сделки он отражает и из каких частей состоит? 2. Каковы структуры текущего баланса и баланса движения капиталов? 3. Какую политику на валютном рынке будет проводить Центробанк, если указанное выше (п.15) условие не соблюдается? 4. Что понимается под кризисом платежного баланса и каковы возможные причины этого явления? В чем состоит основной способ выхода из подобной ситуации? 5. Каковы основные цели внешнеэкономической политики России в стратегическом плане? 6. В чем состоит принципиальное различие между классическим и кейнсианским подходами к макроэкономической политике? 7. Как выглядит основное макроэкономическое уравнение в кейнсианской и классической модели? Какой вид экономической политики является приоритетным в рамках каждой из этих моделей? 8. Каким образом государство регулирует внешнюю торговлю? 9. Какие этапы в своем развитии проходит мировая валютная система? 10. Что представляет из себя экономический рост?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.107 (0.012 с.) |