Основные характеристики педагогического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики педагогического исследования



К основным характеристикам выпускной квалификационной работы, которые формулируются во введении и являются одной из важнейших частей исследования, относятся:

- актуальность;

- объект и предмет исследования;

- цель;

- гипотеза;

- задачи исследования;

- методологические основы и методы исследования;

- научная новизна;

- практическая значимость.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ. При описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:

а) показать актуальность направления исследования;

б) выделить специфику, показать необходимость исследования темы;

в) охарактеризовать актуальность как для науки, так и для практики;

г) показать, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;

д) сформулировать, что сделано Вашими предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков);

е) указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам;

ж) можно сформулировать противоречие (по желанию).

Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния. Обратите внимание: противоположные стороны выявленного Вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте).

Примеры:

1) противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей, с одной стороны, и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов - с другой. Сформулированное противоречие относится к практике обучения;

2) неправильный пример: противоречие между общественной потребностью в осуществлении профессиональной консультации учащихся и недостаточной ее научной разработкой. Здесь одна часть противоречия относится к практике воспитания, другая - к теории;

з) выделить проблему исследования.

Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему - значит ответить на вопрос “Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?” Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: “Каковы условия, необходимые и достаточные для...?”

и) сформулировать тему исследования:

«Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему данной работы следующим образом: "...( тема )..."».

2. Затем определяется научный аппарат работы: объект, предмет, задачи.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это часть практики, которую Вы исследуете. Для того чтобы определить объект исследования, необходимо ответить на вопрос: “Что рассматривается?”. Чаще всего объект исследования лежит в области учебно-воспитательного процесса. При этом нельзя подменять объект работы объектом наблюдения. Объект работы - процесс формирования отношений, воспитания тех или иных качеств и т.п.; объект наблюдения - дети, школьники различных возрастных групп, отдельные группы учащихся и пр.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это часть объекта, та сторона, тот аспект, с которой рассматривается объект. Грамотно сформулированный предмет исследования чаще всего коррелирует с его темой.

Примеры:

1) тема: «Проблемное обучение как фактор формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников»: объект работы - процесс формирования ценностного отношения к процессу познания, предмет - формы и методы проблемного обучения в начальном звене школы, способствующие формированию ценностного отношения к процессу познания у младших школьников;

Проблемность темы формирует содержание и весь научный аппарат: соотношение объекта и предмета, задачи, суть формирующего этапа опытной работы и пр. Поэтому чем шире формулировка темы исследования, тем труднее уточнение сути, т.е. проблематики.

Пример:

1) тема «Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов». Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках музыкальной литературы в средних классах детской музыкальной школы. Предмет - методика развития эвристического мышления средствами музыкальной символики.

В данном случае объект определен слишком общо: объект вбирает в себя очень много аспектов учебно-воспитательной деятельности. Более верно было бы определить его как «процесс развития эвристического мышления учащихся средних классов ДМШ». В соответствии с темой предметом является музыкальная символика, эффективно развивающая эвристическое мышление учащихся.

3. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - это то, чего Вы в самом общем виде хотите достичь в итоге работы над дипломным проектом. Цель исследования обычно коррелируют с его проблемой.

Самое важное требование к цели заключается в том, что она должна содержать в себе указание и на объект и на предмет работы. Наиболее распространенными конструкциями, позволяющими сформулировать цель являются: «выявление и обоснование», «выявление теоретических и методических подходов», «определение и практическая проверка». Часто используются следующие формулировки цели: разработка педагогических (научно-методических, организационно-педагогических и т.д.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо (чего-либо); выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, организационно-педагогических...) условий формирования (воспитания, развития)...; обоснование содержания, форм, методов и средств...; разработка методики (методической системы) формирования чего-либо...; определение и разработка педагогических средств...; разработка теоретической модели...; педагогическое обоснование чего-либо...

Пример:

Тема: «Проблемное обучение как фактор формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников»; цель: выявить и обосновать возможности проблемного обучения в качестве фактора формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования.

Например: «на Марсе возможна жизнь» - это предположение, которое может стать гипотезой. Но в таком виде предположение еще не является научной гипотезой. Дело в том, что на данный момент в ней не хватает обоснованности: «Учитывая наличие каналов на Марсе, возможности атмосферы (и т.д.), можно сделать предположение, что на Марсе возможна жизнь».

Важно осознать, что гипотеза связывает между собой объект и предмет исследования и показывает характер этой взаимосвязи. Или, проще говоря, через гипотезу исследователь показывает как можно, воздействуя на предмет, влиять на объект работы: т.е. сделать предположение о том, что изменится в объекте. Связь объекта и предмета в гипотезе может быть выражена двумя путями.

1. Чаще всего для связи предмета и объекта в гипотезе используются следующие понятия: оптимизация, развитие, повышение эффективности и т.д. И эта связь обусловлена сочетанием: если, то.

Пример:

Тема: Проблемное обучение как фактор формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников (объект и предмет уже определены).

Гипотеза (1): формы и методы проблемного обучения могут стать эффективным фактором формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников, если они:

• систематически включаются в учебный процесс;

• творчески моделируют проблемные ситуации с игровыми в процессе обучения;

• сопровождаются позитивным подкреплением достижений учащихся;

• находятся в зоне ближайшего развития учеников;

• помогают учащимся определить границу знания-незнания;

• способствуют развитию познавательной активности и интереса ко всему процессу познания в целом.

2. Другой подход к формулированию гипотезы. Модальность (т.е. предположительность, условность) может быть выражена и без привычного сочетания «если - то»; в этом случае гипотеза оказывается сформулированной как утверждение, где снова связаны между собой объект и предмет работы:

Пример:

Тема: Проблемное обучение как фактор формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников.

Гипотеза (2): Проблемное обучение в начальном звене бучения, характеризующееся:

• систематичностью включения проблемных задач в учебный процесс;

• опорой на возрастные особенности и «зону ближайшего развития» при составлении проблемных задач для учащихся;

• творческим моделированием проблемных ситуаций с игровыми в процессе обучения;

• психолого-педагогическим подкреплением позитивных достижений учащихся -

обеспечит:

• развитие осознанного отношения учащихся к противоречиям в ситуации знания-незнания;

• стимулирование познавательной активности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

• развитие мотивации и познавательного интереса к процессу узнавания нового и результатам познания, т.е. ценностное отношение к процессу познания в целом

5. Сформулированные цель и гипотеза исследования логическиопределяют его ЗАДАЧИ.

Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. При формулировании задач можно использовать следующий алгоритм:

1. Наиболее простой, формальный (часто применяется в курсовых и выпускных работах) подход в выстраивании задач:

по первой главе:

• провести теоретический анализ проблемы исследования (изучить состояние проблемы исследования; проанализировать имеющуюся литературу по данной проблеме);

• выявить особенности воспитания, формирования и т.д. (обоснование возрастной категории исследования - старших дошкольников, младших школьников, педагогов)

по второй главе:

• разработать технологию, проект, программу и пр.;

• опытным путем проверить эффективность предложенной технологии, проекта...

2. Другой путь более завязан с содержанием исследования, опирается на структуру работы. Здесь нужно просто творчески подойти к названиям параграфов работы и сопроводить каждый параграф соответствующим глаголом в неопределенной форме:

Провести: Историко-логический анализ исследований проблемного обучения
Проанализировать: Формы и методы проблемного обучения
Выявить: Возможности проблемного обучения в начальном звене школы
Определить: Критериальную базу исследования
Систематизировать: Результаты опытно-поисковой работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.015 с.)