Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные характеристики педагогического исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К основным характеристикам выпускной квалификационной работы, которые формулируются во введении и являются одной из важнейших частей исследования, относятся: - актуальность; - объект и предмет исследования; - цель; - гипотеза; - задачи исследования; - методологические основы и методы исследования; - научная новизна; - практическая значимость. 1. АКТУАЛЬНОСТЬ. При описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики: а) показать актуальность направления исследования; б) выделить специфику, показать необходимость исследования темы; в) охарактеризовать актуальность как для науки, так и для практики; г) показать, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества; д) сформулировать, что сделано Вашими предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков); е) указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам; ж) можно сформулировать противоречие (по желанию). Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния. Обратите внимание: противоположные стороны выявленного Вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте). Примеры: 1) противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей, с одной стороны, и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов - с другой. Сформулированное противоречие относится к практике обучения; 2) неправильный пример: противоречие между общественной потребностью в осуществлении профессиональной консультации учащихся и недостаточной ее научной разработкой. Здесь одна часть противоречия относится к практике воспитания, другая - к теории; з) выделить проблему исследования. Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему - значит ответить на вопрос “Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?” Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: “Каковы условия, необходимые и достаточные для...?” и) сформулировать тему исследования: «Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему данной работы следующим образом: "...( тема )..."». 2. Затем определяется научный аппарат работы: объект, предмет, задачи. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это часть практики, которую Вы исследуете. Для того чтобы определить объект исследования, необходимо ответить на вопрос: “Что рассматривается?”. Чаще всего объект исследования лежит в области учебно-воспитательного процесса. При этом нельзя подменять объект работы объектом наблюдения. Объект работы - процесс формирования отношений, воспитания тех или иных качеств и т.п.; объект наблюдения - дети, школьники различных возрастных групп, отдельные группы учащихся и пр. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это часть объекта, та сторона, тот аспект, с которой рассматривается объект. Грамотно сформулированный предмет исследования чаще всего коррелирует с его темой. Примеры: 1) тема: «Проблемное обучение как фактор формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников»: объект работы - процесс формирования ценностного отношения к процессу познания, предмет - формы и методы проблемного обучения в начальном звене школы, способствующие формированию ценностного отношения к процессу познания у младших школьников; Проблемность темы формирует содержание и весь научный аппарат: соотношение объекта и предмета, задачи, суть формирующего этапа опытной работы и пр. Поэтому чем шире формулировка темы исследования, тем труднее уточнение сути, т.е. проблематики. Пример: 1) тема «Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов». Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках музыкальной литературы в средних классах детской музыкальной школы. Предмет - методика развития эвристического мышления средствами музыкальной символики. В данном случае объект определен слишком общо: объект вбирает в себя очень много аспектов учебно-воспитательной деятельности. Более верно было бы определить его как «процесс развития эвристического мышления учащихся средних классов ДМШ». В соответствии с темой предметом является музыкальная символика, эффективно развивающая эвристическое мышление учащихся. 3. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - это то, чего Вы в самом общем виде хотите достичь в итоге работы над дипломным проектом. Цель исследования обычно коррелируют с его проблемой. Самое важное требование к цели заключается в том, что она должна содержать в себе указание и на объект и на предмет работы. Наиболее распространенными конструкциями, позволяющими сформулировать цель являются: «выявление и обоснование», «выявление теоретических и методических подходов», «определение и практическая проверка». Часто используются следующие формулировки цели: разработка педагогических (научно-методических, организационно-педагогических и т.д.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо (чего-либо); выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, организационно-педагогических...) условий формирования (воспитания, развития)...; обоснование содержания, форм, методов и средств...; разработка методики (методической системы) формирования чего-либо...; определение и разработка педагогических средств...; разработка теоретической модели...; педагогическое обоснование чего-либо... Пример: Тема: «Проблемное обучение как фактор формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников»; цель: выявить и обосновать возможности проблемного обучения в качестве фактора формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования. Например: «на Марсе возможна жизнь» - это предположение, которое может стать гипотезой. Но в таком виде предположение еще не является научной гипотезой. Дело в том, что на данный момент в ней не хватает обоснованности: «Учитывая наличие каналов на Марсе, возможности атмосферы (и т.д.), можно сделать предположение, что на Марсе возможна жизнь». Важно осознать, что гипотеза связывает между собой объект и предмет исследования и показывает характер этой взаимосвязи. Или, проще говоря, через гипотезу исследователь показывает как можно, воздействуя на предмет, влиять на объект работы: т.е. сделать предположение о том, что изменится в объекте. Связь объекта и предмета в гипотезе может быть выражена двумя путями. 1. Чаще всего для связи предмета и объекта в гипотезе используются следующие понятия: оптимизация, развитие, повышение эффективности и т.д. И эта связь обусловлена сочетанием: если, то. Пример: Тема: Проблемное обучение как фактор формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников (объект и предмет уже определены). Гипотеза (1): формы и методы проблемного обучения могут стать эффективным фактором формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников, если они: • систематически включаются в учебный процесс; • творчески моделируют проблемные ситуации с игровыми в процессе обучения; • сопровождаются позитивным подкреплением достижений учащихся; • находятся в зоне ближайшего развития учеников; • помогают учащимся определить границу знания-незнания; • способствуют развитию познавательной активности и интереса ко всему процессу познания в целом. 2. Другой подход к формулированию гипотезы. Модальность (т.е. предположительность, условность) может быть выражена и без привычного сочетания «если - то»; в этом случае гипотеза оказывается сформулированной как утверждение, где снова связаны между собой объект и предмет работы: Пример: Тема: Проблемное обучение как фактор формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников. Гипотеза (2): Проблемное обучение в начальном звене бучения, характеризующееся: • систематичностью включения проблемных задач в учебный процесс; • опорой на возрастные особенности и «зону ближайшего развития» при составлении проблемных задач для учащихся; • творческим моделированием проблемных ситуаций с игровыми в процессе обучения; • психолого-педагогическим подкреплением позитивных достижений учащихся - обеспечит: • развитие осознанного отношения учащихся к противоречиям в ситуации знания-незнания; • стимулирование познавательной активности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; • развитие мотивации и познавательного интереса к процессу узнавания нового и результатам познания, т.е. ценностное отношение к процессу познания в целом 5. Сформулированные цель и гипотеза исследования логическиопределяют его ЗАДАЧИ. Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. При формулировании задач можно использовать следующий алгоритм: 1. Наиболее простой, формальный (часто применяется в курсовых и выпускных работах) подход в выстраивании задач: по первой главе: • провести теоретический анализ проблемы исследования (изучить состояние проблемы исследования; проанализировать имеющуюся литературу по данной проблеме); • выявить особенности воспитания, формирования и т.д. (обоснование возрастной категории исследования - старших дошкольников, младших школьников, педагогов) по второй главе: • разработать технологию, проект, программу и пр.; • опытным путем проверить эффективность предложенной технологии, проекта... 2. Другой путь более завязан с содержанием исследования, опирается на структуру работы. Здесь нужно просто творчески подойти к названиям параграфов работы и сопроводить каждый параграф соответствующим глаголом в неопределенной форме:
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.229 (0.012 с.) |