Тема № 9. Сестринский процесс при неотложных состояниях у детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 9. Сестринский процесс при неотложных состояниях у детей.



 

Цели занятия:

– систематизировать и углубить знания по данной теме;

– изучить алгоритм оказания экстренной помощи при неотложных состояниях.

 

Основная литература:

1. Ежова Н.В. Педиатрия [Текст]/ Н.В.Ежова, Е.М.Русакова, Г.И.Кащеева. – Мн: Высш. шк., 2006 – 524 с., стр. 330 – 348.

2. Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 380 с. (Серия «Медицина для вас»), стр. 251 – 276.

 

Дополнительная литература:

1. Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии в 2-х ч. ч. I,2 [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севостьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»).

2. Медицинский энциклопедический словарь [Текст]/ под ред. В.И.Бородулина – М.: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с.

 

Ход работы:

1. Работа с понятиями: дать односложный ответ на следующие термины (приложение 1).

2. Изучить алгоритм оказания неотложной помощи при экстренных состояниях:

– остановке дыхания;

– остром стенозе гортани;

– судорогах;

– лихорадке;

– анафилактическом шоке;

– носовом кровотечении;

– приступе бронхиальной астмы;

– отравлении;

– гипогликемической коме;

– гипергликемической коме.

3. Решить тестовые задания (приложение 2), сравнить с эталонами ответов.

4. Решить ситуационную задачу (приложение 3), сравнить с эталоном ответа.

5. Решить ситуационную задачу (по выбору), (приложение 4).

6. Ответить на вопросы для самоконтроля (приложение 5).

 

 

Приложение 1

 

Термины

 

1. Реанимация.

2. Терминальное состояние.

3. Обструкция.

4. Ларингоскопия.

5. Аспирация.

6. Пневмоторакс.

7. Авитаминоз.

8. Токсигенный.

9. Соматогенный.

10. Антидот.

11. Форсированный диурез.

12. Гемосорбция.

13. Гемодиализ.

14. Перитональный диализ.

15. Плазмаферез.

 

 

Приложение 2

 

Тестовые задания

 

1. В какой помощи нуждается ребенок при развитии фебрильных судорог:

а) в/в введение препаратов кальция;

б) введение противосудорожных препаратов;

в) в/в введение глюкозы; г) в/в введение гидрокарбоната натрия.

2. Подергивания мимических мышц и мышц конечностей – это:

а) клонические судороги; б) тонические судороги;

в) фебрильные судороги; г) гипертонус мышц.

3. При «розовой» лихорадке начинают неотложную помощь с:

а) дачи жаропонижающих препаратов; б) введения аминазина;

в) физических методов охлаждения; г) дачи кислорода.

4. Попадание инородного тела в дыхательные пути называется:

а) аспирация; б) рефлюкс; в) срыгивание; г) каша.

5. Признаки гипергликемической комы:

а) внезапное начало, потливость, тремор рук;

б) жажда, сухость во рту, запах ацетона;

в) рвота, понос, боли в животе; г) жар, гиперемия лица.

6. При остановке дыхания стартовым реанимационным мероприятием является:

а) ИВЛ; б) непрямой массаж сердца;

в) обеспечение проходимости дыхательных путей.

7. Недостаточность периферического кровообращения, сопровождающаяся низким АД и нарушением кровоснабжения органов называется:

а) коллапс; б) шок; в) обморок.

8. Наиболее частые причины развития анафилактического шока:

а) пищевые аллергены; б) лекарственные препараты;

в) пыльца растений; г) домашняя пыль.

9. Ложный круп – это:

а) периодические возникающие приступы удушья; б) острый стеноз гортани;

в) системное воспалительное заболевание голосовой щели.

10. Ложный круп развивается при:

а) острых респираторных вирусных заболеваниях; б) дифтерии гортани;

в) бронхиальной астме; г) пороках сердца.

11. Назовите симптомы острого стеноза гортани:

а) втяжение уступчивых межгрудной клетки; б) экспираторная одышка;

в) инспираторная одышка; г) «лающий» кашель;

д) сухой кашель; е) влажный кашель; ё) осиплость голоса;

ж) «бочкообразная» грудная клетка; з) тахипноэ.

12. Органические судороги возникают:

а) при травмах головного мозга; б) расстройствах обмена веществ;

в) перегревании; г) воздействии токсических веществ.

13. Клонические судороги проявляются:

а) сгибание верхних конечностей, вытягивание нижних, кратковременная остановка дыхания;

б) подергивание мышц лица, конечностей;

в) жажда, обильное мочеиспускание;

г) чувство голода, слабость, агрессивность.

14. Ребенку во время приступа судорог свежий воздух:

а) нужен; б) не нужен.

15. Теплопродукция равна теплоотдаче, это:

а) «розовая» лихорадка; б) белая лихорадка.

16. При «розовой» лихорадке в первую очередь необходимо:

а) согреть ребенка; б) раздеть ребенка; в) холод к голове;

г) дать теплое питье; д) дать жаропонижающие препараты;

е) дать аспирин; ё) дать спазмолитики; ж) обтереть ребенка водой.

17. Температура воды для промывания желудка ребенку 1 года жизни должна быть:

а) комнатной; б) температуры тела; в) горячей; г) любой.

18. При возникновении гипокальцемических судорог кроме противосудорожных препаратов необходимо вводить так же:

а) глюконат кальция; б) натрия гидрокарбонат;

в) анальгин; г) ацетилсалициловую кислоту.

19. Можно ли применять ацетилсалициловую кислоту ребенку с лихорадкой:

а) да; б) нет.

20. Установите порядок проведения реанимационных мероприятий ребенку при остановке дыхания:

а) начать непрямой массаж сердца;

б) уложить на спину, на твердую поверхность;

в) 2-3 искусственных вдоха методом рот в рот или мешком Амбу;

г) освободить дыхательные пути и поддерживать их проходимость.

 

Эталон ответа

 

1. б 11. а, в, г, ё
2. а 12. а
3. а, в 13. б
4. а 14. а
5. б 15. а
6. в 16. б, в, г, д
7. а 17. б
8. б 18. а
9. б 19. б
10. а 20. б, г, в, а

 

Приложение 3

 

Ситуационная задача

 

Мальчик 2-х лет находился дома со старшей сестрой 9 лет. Нашел на подоконнике флакончик с зелеными таблетками и съел несколько штук. Состояние через некоторое время ухудшилось – ребенок стал вялым, в контакт не вступает, уснул. Мама никак не могла разбудить, вызвали скорую помощь.

Состояние при осмотре тяжелое. На вопросы не отвечает. Кожа бледная, потливость, дыхание поверхностное. Тоны сердца приглушены, пульс 160 в мин., АД 40/20.

Задание:

1. Определить неотложное состояние.

2. Составить алгоритм оказания неотложной помощи.

 

 

Эталон ответа

 

1. Медикаментозное отравление.

2. Неотложная помощь.

 

Мероприятия Мотивация
1. Уложить на твердую поверхность, голову повернуть на бок. Для исключения аспирации рвотными массами.
2. Выявить время принятия яда, название лекарственного препарата, количества таблеток. Для назначения в последующем лечения (антидота).
3. Промыть желудок зондовым методом (зонд диаметр 10 мм) водой температурой тела. (V раз 200-250 мл). 2-5-ти кратное введение разовой дозы. Заканчивают введением взвеси активированного угля. Для соблюдения комфорта ребенка.   Для дальнейшего адсорбирования яда.
4. Срочная госпитализация ребенка.  

 

Приложение 4

 

Задача № 2

В стационар доставлен мальчик 7 лет с носовым кровотечением. Мальчик страдает гемофилией. Вечером шел по улице и, поскользнувшись, упал лицом вниз. Появилось кровотечение из носа.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

 

Задача № 3

Вы патронажная сестра. В поликлинику мама принесла ребенка 6 мес., страдающего рахитом. Получает лечения вит.Д2. Внезапно появилось беспокойство. Ножки вытянуты, ступни развернуты, руки согнуты в локтях, прижаты к животу, голову запрокидывает. Гипертонус мышц.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

 

Задача № 4

У мальчика 8 лет после укуса неизвестным насекомым появился отек губ, подбородка, шеи, быстро нарастающий. Появилось шумное дыхание, затруднен вдох, удушье.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

 

Задача № 5

Патронажная сестра при посещении ребенка 9 мес. обнаружила у него повышение температуры до 39,80С. Кожа бледная, холодные конечности, лоб горячий.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику физических методов охлаждения.

 

Задача № 6

Мальчик 7 лет. Вечером пришел домой, состояние тяжелое, рвота многократная. Запах алкоголя изо рта. При осмотре заторможен, состояние тяжелое, речь невнятная. Кожа бледная, на лбу холодный пот. АД 70/40, пульс слабого наполнения 110 в мин. Тоны сердца приглушены.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

 

Задача № 7

Девочка 9 лет страдает сахарным диабетом. Получает утром 20 ЕД инсулина. После инъекции утром, опаздывая в школу, не позавтракала. На 1 уроке внезапно появились судороги, потеряла сознание. Кожа влажная, дыхание поверхностное, зрачки расширены, клонические судороги.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

 

 

Приложение 5

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Перечислите возможные причины судорог.

2. В какой неотложной помощи нуждается ребенок при развитии судорог?

3. Каковы причины лихорадки?

4. Какова помощь ребенку при лихорадке?

5. Дайте определение сердечной недостаточности.

6. Перечислите возможные причины сердечной недостаточности, опишите клинические проявления.

 

7. Каков алгоритм неотложной помощи при сердечно-сосудистой недостаточности?

8. Перечислите общие принципы и этапы оказания помощи ребенку при отравлении.

9. Опишите клинические проявления анафилактического шока.

10. Каков алгоритм оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.117.206 (0.025 с.)