Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для специальности 060101 Сестринское дело↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Новокузнецк Утверждено на заседании ЦМК сестринского дела и фармации Протокол № _______ от «____» ____________20___ г.
Председатель ЦМК ______________ Н.В.Куртукоува
Утверждено на заседании НМС Протокол № _________ от «_____» __________ 200___ г. Методист _______________
Составила: преподаватель педиатрии Снежкина Л.А.
Рецензенты: О.И.Давыденко – заместитель главного врача по лечебной работе МПУ «Зональный перинатальный центр»
Содержание
Введение
Методические рекомендации по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии» предназначены для студентов второго года обучения, изучающих данную дисциплину. Целями создания рекомендаций является повышение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой, содействие развитию клинического мышления, творческого отношения к учебе, систематизация и углубление знаний. Методические рекомендации должны помочь студентам подготовиться к контрольным работам по дисциплине. Всего запланировано 9 контрольных работ по следующим темам: 1. Сестринский процесс при заболеваниях новорожденных. 2. Сестринский процесс при заболеваниях детей младшего возраста. 3. Сестринский процесс при заболеваниях дыхательной и сердечно-сосудистой системы. 4. Сестринский процесс при заболеваниях пищеварительной и мочевыделительной системы. 5. Сестринский процесс при заболеваниях эндокринной системы и болезнях крови. 6. Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях, сопровождающихся сыпью. 7. Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях: дифтерия, менингококковая инфекция, коклюш, эпидемический паротит. Туберкулез у детей. 8. Сестринский процесс при кишечных инфекциях, вирусном гепатите. 9. Сестринский процесс при неотложных состояниях у детей. Контрольная работа проводится после изучения каждого раздела. Для подготовки к контрольной работе по каждой теме необходимо: – найти в словаре толкование термина, законспектировать в тетрадь или в словарик и выучить его; – подготовить ответы на контрольные вопросы; – выполнить тестовые задания, провести самоконтроль, сверив с эталонами ответов; – решить ситуационную задачу, сверить по эталону ответа правильность решения; – решить ситуационные задачи из предложенных, ответ законспектировать в тетрадь; – изучить и законспектировать алгоритм оказания неотложной помощи; – составить ситуационную задачу по аналогии, решить ее, записать в рабочую тетрадь; – ответить на вопросы для самоконтроля. Итоговая оценка за контрольную работу выставляется по результатам оценивания каждого этапа.
Тема № 1. Сестринский процесс при заболеваниях новорожденных детей
Цели занятия: 1. Систематизировать и углубить знания по данной теме. 2. Изучить алгоритмы проведения неотложных мероприятий при угрожаемых жизни состояниях. 3. Обобщить сведения по уходу за новорожденным ребенком.
Основная литература 1. Ежова, Н.В. Педиатрия [Текст] / Н.В.Ежова, Е.М.Русакова., Г.И.Кащеева. – Мн: Высш. Шк., 2010. – 524 с. стр. 145 – 179. 2. Тульчинская, В. Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие/ В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 – 380 с. – (Серия «Медицина для вас») с. 8 – 37. Дополнительная литература 1. Севастьянова, Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: в 2-х ч. ч.1,2 [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севастьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»). 2. Медицинский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В.И.Бородулина. – М: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов: в 3-х т. [Текст] / гл. ред. Б.В.Петровский. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – 464 с.
Ход работы: 1. Работа с понятиями: показать знания по каждому термину, дать краткий ответ на следующие термины (приложение 1), используя терминологический словарь. 2. Изучить вопросы, которые будут рассматриваться на занятии. 2.1. Недоношенный ребенок – причины, внешний вид. АФО органов, уход, профилактика осложнений, этапы выхаживания, прогноз. 2.2. Асфиксия – этиология, формы, клинические проявления, тактика реанимационных мероприятий, дальнейший уход. 2.3. Родовая травма – этиология, формы, клиника, лечение, организация ухода, профилактика осложнений. 2.4. Гемолитическая болезнь новорожденных – этиология, патогенез, клиника, лечение, организация ухода, профилактика осложнений. 2.5. Гнойно-воспалительные заболевания кожи, пупка: везикулокустулез, пузырчатка, псевдофурункулез, флегмона, омфалит. 2.6. Сепсис новорожденного – этиология, патогенез, входные ворота, клиника, проблемы пациента, организация ухода, лечение, профилактика. 2.7. Организация ухода за новорожденным ребенком после асфиксии, родовой травмы, сепсиса. 3. Решить тестовые задания для самоконтроля. Сравнить с эталоном ответа (приложение 2). 4. Решить ситуационную задачу (приложение 3). Сравнить с эталоном ответа. 5. Решить ситуационную задачу (по выбору) самостоятельно (приложение 4). Внести решение в тетрадь. 6. Изучить самостоятельно алгоритм неотложной помощи при: – остановке дыхания (асфиксии); – судорогах. Литература: Тульчинская, В. Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие/ В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 – 380 с. – (Серия «Медицина для вас») стр. 252 – 257, 264 – 266. 7. Ответить на вопросы для самоконтроля (приложение 5).
Приложение 1
Термины 1. Цианоз. 2. Кефалогематома. 3. Гипертонус. 4. Гипотонус. 5. Гиперестезия. 6. Тремор. 7. Нистагм. 8. Птоз. 9. Экзофтальм. 10. Ликвор. 11. Дегидратация. 12. Регидратация. 13. Иммобилизация. 14. Гиперемия. 15. Пиодермия. 16. Микроцефалия. 17. Сурфактант. 18. Микрофтальмия. 19. Омфалит. 20. Остеомиелит. 21. Ателектаз. 22. Лануго.
Приложение 2 Тесты
1. Перечислите критерии оценки состояния новорожденного ребенка по шкале Апгар: а) б) в) г) д) 2. Оценка по шкале Апгар проводится после рождения: а) сразу; б) в течение 1 мин.; в) в течение 2-ой мин.; г) через 3 мин.; д) через 5 мин. 3. При асфиксии тяжелой степени частота сердечных сокращений: а) 120; б) 100; в) 80; г) отсутствует. 4. Первый этап реанимационных мероприятий при асфиксии называется: а) проведение ИВЛ; б) тактильная стимуляция; в) проведение оксигенотерапии; г) коррекция гемодинамических нарушений. 5. Окраска кожи при асфиксии тяжелой степени: а) розовая; б) цианоз; в) бледность; г) желтушная. 6. Сестринский уход при асфиксии включает: а) охранительный режим; б) согревание грелками; в) холод к голове; г) кормление через зонд; д) положение на животе; е) проведение массажа. 7. Положение ребенка после асфиксии: а) с приподнятым головным концом; б) с приподнятым ножным концом; в) на ровной поверхности; г) на животе. 8. В основе внутричерепной родовой травмы лежит: а) родовая опухоль; б) гипоксия мозга; в) нефалогематома; г) кровоизлияние в мозг. 9. Факторы риска развития родовой травмы: а) анемия; б) гестоз беременной; в) незапланированная беременность; г) затяжные роды; д) стремительные роды. 10. К очаговым патологическим неврологическим знакам относится: а) тремор подбородка; б) желтуха; в) гипертермия; г) пронзительный крик; д) нистагм; е) птоз; ё) асимметрия лица; ж) экзофтальм. 11. Гемолитическая болезнь новорожденного – это заболевание, в основе которого лежит распад: а) эритроцитов; б) гемоглобина; в) лейкоцитов; г) тромбоцитов. 12. Асфиксия тяжелой степени оценивается по шкале Апгар: а) 8 б; б) 7 б; в) 4 б; г) 0 б. 13. Назовите формы гемолитической болезни новорожденного (ГБН): а) б) в) 14. Сердцебиение более 100 ударов в минуту оценивается по шкале Апгар: а) 1 б; б) 2 б; в) 3 б; г) 0 б. 15. Для стимуляции сердечной деятельности вводят: а) допамин; б) мезатон; в) натрия гидрокарбонат; г) адреналин. 16. Какой степени тяжести соответствуют следующие симптомы - бледность кожи, отсутствие дыхания, брадикардия, сниженный мышечный тонус: а) легкой; б) средней; в) тяжелой. 17. Для профилактики сепсиса необходимо: а) своевременное лечение опрелости; б) лечение омфалита; в) лечение гнойно-воспалительных заболеваний кожи; г) все вышеперечисленное верно. 18. Характерный признак гидроцефалии: а) гнейс; б) краниотабес; в) «квадратная голова»; г) увеличение окружности головы. 19. Наиболее частый способ лечения желтушной формы гемолитической болезни новорожденного: а) внутривенная инфузия растворов; б) кормление донорским молоком; в) заменное переливание крови; г) антибактериальная терапия. 20. Пиодермия – это: а) гнойничковое поражение кожи; б) поражение костной системы; в) склеротические изменения кожи; г) цианоз кожи. 21. Входными воротами при сепсисе являются: а) пупочная ранка; б) легкие; в) слизистая рта; г) кожа; д) все вышеперечисленное верно. 22. Какова тактика медсестры при выявлении гнойно-воспалительных заболеваний кожи в условиях родильного дома: а) назначение антибактериальной терапии; б) обильное питье; в) обработка кожи; г) изоляция больного; д) все вышеперечисленное верно. 23. Что вызывает повышенный распад эритроцитов при ГБН: а) антитела матери; б) антитела ребенка; в) бактерии, вирусы; г) антигены эритроцитов плода. 24. Когда можно прикладывать к груди ребенка с желтушной формой ГБН: а) сразу после рождения; б) на 3 – 5 сутки; в) через неделю; г) не прикладывают. 25. У новорожденного ребенка с сепсисом кожные покровы: а) розовые; б) синюшные; в) серовато-бледные; г) желтушные. 26. Факторы, способствующие развитию сепсиса: а) недоношенность; б) иммунодефицитные состояния; в) позднее прикладывание к груди; г) все вышеперечисленное верно. 27. Сестринский уход за ребенком с опрелостями включает проведение: а) воздушной ванны; б) ванны с мятой; в) соленой ванны; г) грязевой ванны. 28. Везикулопустулез – это: а) гиперемия, слущивание эпидермиса; б) красные пятна; в) пузырьки с прозрачным и гнойным содержимым; г) крупные вялые пузыри с мутным содержимым. 29. Наиболее частой причиной омфалита является: а) высокая перевязка пуповины; б) ранние излития околоплодных вод; в) асфиксия новорожденного; г) нарушение асептики при уходе за новорожденным. 30. Профилактика асфиксии и родовых травм во время беременности: а) планирование беременности; б) отказ от секса во время беременности; в) снижение физической активности беременной; г) регулярное наблюдение за беременной. 31. Желтуха при гемолитической болезни новорожденного появляется: а) на 1-е сутки; б) на 2 – 3 сутки; в) на 5 сутки; г) не появляется. Эталон ответа
Приложение 3
Задача Ребенок родился с асфиксией средней тяжести, с оценкой по шкале Апгар – 6 б. После реанимационных мероприятий состояние улучшилось: дыхание самостоятельное, ЧД – 426, частота сердечных сокращений – 1356. тонус мышц снижен, кожа бледного цвета. Помещен в кувез. Задание: 1. Выявить нарушения жизненных потребностей ребенка. 2. Выделить проблемы пациента, выявить приоритеты. 3. Составить план ухода, с мотивацией.
1. Алгоритм решения задачи: Нарушены потребности: – дышать; – принимать пищу; – удерживать температуру тела; – выделять (соблюдать гигиену); – спокойно спать; – быть здоровым. Проблемы ребенка: приоритетная проблема: – невозможно свободно дышать (стонущее дыхание); настоящие проблемы: – невозможно свободно принимать пищу; – не может удерживать температуру тела; – гипотонус мышц; потенциальные проблемы: – вторичная асфиксия (вследствие аспирации); – переохлаждение или перегревание; – пролежни; – инфицирование.
План ухода:
Приложение 4
Ситуационные задачи Задача № 2
Ребенок на 5 сутки после рождения с диагнозом родовая травма ЦНС. Ребенок беспокоится, стонущее дыхание, гиперестезия кожи, монотонный крик, гипертонус мышц, тремор рук и подбородка, симптом «заходящего солнца». Часто срыгивания, рвота. Стул ежедневно. Кормится через зонд. Задание: 1. Выявить нарушение потребностей. 2. Выделить проблемы (приоритетные, потенциальные). 3. Определить цели. 4. Составить план ухода с мотивацией.
Задача № 3 Вы – медицинская сестра детского отделения родильного дома. При проведении утреннего туалета у молочника 3-х дней обнаружили везикулезную, пустулезную сыпь на затылке, в паховых складках. Температура ребенка не повышена, аппетит снижен, сон беспокойный. Медицинский диагноз: Везикулопустулез. Задания: 1. Какова тактика медицинской сестры в отношении этого ребенка. 2. Выявить нарушения потребностей. 3. Выявить проблемы пациента. 4. Определить цели. 5. Составить план ухода. 6. Каковы профилактические мероприятия в родильном доме.
Задача № 4
Вы – медсестра отделения патологии новорожденных. В отделение поступил ребенок. 3 суток с диагнозом: Недоношенность III степени. При осмотре состояние тяжелое: m – 1450 г, постоянно синий, крик слабый. Отмечается гипотонус мышц. Кожа дряблая, подкожно-жировая клетчатка отсутствует. Сосательный и глотательный рефлексы отсутствуют. Мочеиспускание свободное. Стул 1-2 раза в сутки кашицеобразный. Задания: 1. Выявить нарушения потребностей ребенка. 2. Выявить проблемы, приоритеты. 3. Определить цели. 4. Составить план ухода с мотивацией. 5. Как осуществить вскармливание ребенка?
Приложение 5
Вопросы для самоконтроля
1. Какие факторы риска рождения недоношенного ребенка Вы знаете?
2. Каковы внешние признаки недоношенности?
3. Каковы проявления незрелости функциональных систем у недоношенных?
4. Как вскармливать недоношенного ребенка?
5. Какие проблемы могут возникнуть у родителей при рождении недоношенного ребенка?
6. Каковы принципы ухода за недоношенным ребенком в родильном доме, дома?
7. Каковы причины рождения детей с асфиксией?
8. Каковы клинические признаки асфиксии новорожденного?
9. Каковы критерии оценки по шкале Апгар?
10. Каков алгоритм оказания реанимационной помощи ребенку с асфиксией?
11. Каков уход за ребенком после перенесенной асфиксии?
12. Каковы факторы риска развития родовой травмы у детей?
13. Каковы клинические признаки родовой травмы ЦНС?
14. Каковы основные принципы медикаментозного лечения детей с внутричерепной родовой травмой?
15. Каковы локальные формы гнойно-септических заболеваний Вы знаете?
16. Каковы причины развития гнойно-воспалительных заболеваний кожи и пупка?
17. Каковы основные причины развития гнойно-воспалительных заболеваний и сепсиса?
18. Каковы основные клинические проявления заболеваний кожи?
19. Каковы клинические проявления омфалита?
20. Каковы клинические проявления сепсиса?
21. Какое этиотропное лечение проводят при сепсисе?
22. Каков уход при развитии заболеваний кожи, пупка?
23. Каков уход при сепсисе?
24. Каков прогноз заболевания?
25. Какова профилактика гнойно-воспалительных заболеваний, сепсиса?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.01 с.) |