Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Общая эпидемиология

Поиск

ББК51.9

УДК 616.036.2:37.062.2(07)


Учебное пособие расработано:

Сотрудниками кафедры эпидемиологии ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко: заведующим кафедрой, профессором, д.м.н. Мамчиком Н.П., ассистентами: к.м.н. Паниной О.А., к.м.н. Каменевой О.В., к.м.н. Колнет И.В., к.м.н. Габбасовой Н.В., Савельевой С.Е.

Рецензенты:

А. В. Истомин - д.м.н., профессор, заместитель директора ФГУН «Федераль­ный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора

Г.М, Трухина - д.м.н., профессор, руководитель лаборатории микробиологиче­ских методов исследования окружающей сред ФГУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора

Учебное пособие по эпидемиологии для студентов лечебного факуль­тета. В 3-х частях. Часть I / Н.П. Мамчик [и др.]. - Воронеж, 2007. - 120 с.

В 1-й части пособия рассмотрены основные вопросы общей эпидемиоло­гии: история эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе, эпидемиоло­гические исследования, организационные основы профилактических и проти­воэпидемических мероприятиях, вопросы дезинфекции и иммунопрофилакти­ки.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой по эпидемио­логии от 2006 года, утвержденной Министерством образования и науки Рос­сийской Федерации, и предназначено для студентов лечебных факультетов ме­дицинских вузов.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр. 4

Предисловие

Часть I. Общая эпидемиология

Тема 1. История эпидемиологии. Эпидемиологический подход к изучению
болезней человека 5

Контрольные вопросы по теме 18

Тема 2. Учение об эпидемическом процессе 20

Контрольные вопросы по теме 26

Тема 3. Эпидемиологические исследования 28

3.1. Характеристика эпидемиологических исследований и организация их про­ведения 28

3.2. Описательные эпидемиологические исследования. Эпидемиологическая статистика 34

3.3. Аналитические эпидемиологические исследования. Потенциальные
ошибки эпидемиологических исследований 44

Контрольные вопросы по теме 53

Тема 4. Дезинфекция. Состояние и перспективы дезинфекционного дела 56
Контрольные вопросы по теме 78

Тема 5. Иммунопрофилактика. Состояние и перспективы иммунопрофилак­тики 83
Контрольные вопросы по теме 97
Тема 6. Противоэпидемические мероприятия. Организационные и правовые
основы 100
Контрольные вопросы по теме 117
Ответы к тестовым заданиям 119
Литература 120


Предисловие

За последние десятилетия в эпидемиологической науке произошли суще­ственные изменения: эпидемиологию рассматривают не только как учение об эпидемическом процессе, но как науку, изучающую закономерности возникно­вения и распространения любых патологических состояний среди населения. Современная медицинская наука широко использует эпидемиологические ме­тоды исследования.

До настоящего времени одно из ведущих мест в структуре общей заболе­ваемости занимает инфекционная патология. Истинный уровень заболеваемо­сти в десятки раз превышает цифры официальной статистики, а затраты на профилактику, лечение и реабилитацию инфекционных больных даже в разви­тых странах мира превышают затраты на неинфекционных больных.

Врач любой специальности в процессе своей профессиональной деятель­ности регулярно сталкивается с инфекционной патологией и должен уметь ор­ганизовывать целый комплекс профилактических и противоэпидемических ме­роприятий, как в условиях стационара, так и на дому.

Учебное пособие содержит материал для практических занятий студентов лечебного факультета по дисциплине «Эпидемиология». Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине от 2006 года.

К работе с настоящим пособием целесообразно приступать после изуче­ния материала учебника и прослушивания лекций. Авторы с благодарностью примут все критические замечания и предложения, направленные на улучше­ние пособия.

ОБЩАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Тема 3. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Типы эпидемиологических исследований I. Эпидемиологическое наблюдение.

1. Описательно-оценочные (дескриптивные) исследования:

а) эпидемиологическое обследование очага;

б) скрининг;

в) статистическое наблюдение (корреляционно-
регрессионный анализ и др.).

2. Аналитические исследования:

а) исследование типа «случай — контроль»;

б) когортное исследование.

II. Эпидемиологический эксперимент.

Клинические испытания.

Полевые испытания.

Испытания в коммунальных условиях.

Ш. Математическое моделирование.

Описательная модель.

Вероятностная модель.

Показатели частоты заболеваний определяют и вычисляют различным образом, они могут характеризовать либо общее число существующих, либо появление новых случаев болезни. Показатели распространенности (prevalence) демонстрируют, какая доля населения страдает данным заболеванием в опреде­ленный момент времени. Показатели заболеваемости (incidence), напротив, от­ражают частоту возникновения новых случаев болезни в течение какого-либо периода времени.

Решающим условием успеха эпидемиологического обследования являют­ся методичность и систематичность, построенные на логическом переходе от общего к частному.

Метод эпидемиологического наблюдения и обследования возник в давние времена, когда врач для изучения больного и эпидемий не имел ничего, кроме возможности наблюдать и анализировать собираемые при этом данные. Однако по мере развития медицинской науки происходило обогащение, со­вершенствование и дифференцирование приемов эпидемиологического обсле­дования и наблюдения.

Эпидемиологическое наблюдение не предусматривает вмешательства в естественный ход событий и включает описательно-оценочные и аналитиче­ские исследования, причем нередко их применяют в комплексе. Эти эпидемио­логические исследования — лишь первая ступень в изучении, например, харак­тера эпидемиологической ситуации на определенной территории, среди от­дельных возрастных групп населения с учетом временного фактора.

ДОБАВИТЬ СХЕМУ

Учетным медицинским документом является «Карта эпидемиологиче­ского обследования очага инфекционного заболевания» (форма №357/у). В настоящее время утверждено несколько типов карт эпидемиологического об­следования (для кишечных инфекций, воздушно-капельных, трансмиссивных заболеваний и зоонозов), и заполнение их является совершенно обязательным элементом обследования. Карты содержат ряд вопросов, на которые нужно дать исчерпывающие ответы. Система этих вопросов построена таким образом, что в результате заполнения карты создается полное описание эпидемического оча­га и проделанной работы. Хорошо заполненные карты обследования представ­ляют собой весьма ценные материалы для научного анализа при проведении любого эпидемиологического исследования.

Сбор данных является чрезвычайно важным этапом эпидемиологической диагностики. Данные - это сведения, полученные, в ходе исследования. Они могут быть представлены в цифровой, словесной или графической форме, т.е. это исходные, необработанные сведения. Качество данных является залогом успеха любого эпидемиологического исследования. Ошибки, допущенные на этом этапе, практически невозможно устранить.

Исходя из цели эпидемиологической диагностики, основными данными, которые необходимо собирать, являются:

Исходы, как результат благоприятных или неблагоприятных воз­действий на определенную популяцию людей.

Воздействующие факторы, которые включают данные о состоя­ниях окружающей среды, социально-бытовых факторах, вредных привычках и
т.п.

• Данные о составе и численности изучаемых популяций.

Сбор данных требует много времени и усилий. Различают три варианта сбора эпидемиологических данных:

ü в первом - информацию собирают врачи или другие специалисты попутно с выполнением ими своих основных обязанностей. Руководители уч­реждений обеспечивают подчиненных руководствами по учету, формами от­четности и контролируют регулярность и правильность предоставления отчет­ной информации;

ü второй вариант - сбор информации в ходе специальных периодиче­ских обследований населения (диспансеризация, скрининг);

ü третий вариант эпидемиологического обследования - создание ре­гистра отдельной группы граждан. Регистр - база данных о лицах, выделенных по определенному признаку (работников предприятий, больных с одной нозо­логией и т.д.). Анализ этих данных позволяет уточнить сведения о заболевае­мости и исходах болезней.

Документальные источники данных делят на первичные и вторичные:

• Первичными источниками называют истории болезни, протоколы
лабораторных и инструментальных исследований людей, животных и окру­жающей среды; данные, полученные путем опроса (анкетирования) и медицин­ского осмотра.

• Вторичными источниками являются отчетные данные или сводные
таблицы, составленные по первичным документам (материалы государственной статистики, публикации различных регистров заболеваемости, демографиче­ские данные).

Вторичные источники информации привлекательны, поскольку в них ин­формация уже собрана по первичным источникам, и ее легче включить в ана­лиз. Недостатками вторичных источников являются их неполнота, накопление случайных ошибок, внесение составителями умышленных ошибок.

Исследователь, который пользуется только данными официальной реги­страции заболеваний, наблюдает только вершину айсберга (см. схему 1). Уве­домления (регистрация) не представляются на некоторые случаи заболеваний, не всегда лабораторный тест дает положительный результат у заболевшего, не у всех больных удается взять материал для анализа, не все больные обращаются за помощью и не у всех больных развивается болезнь при контакте с больным или с фактором внешней среды.

Цели описательного этапа исследования:

■ формирование гипотез о факторах риска;

■ определение общих проблем медицины и профилактики;

■ определение проблем медицины и профилактики по отдельным нозологическим формам.

Задачами этого этапа являются описание интенсивности, динамики, пространственной характеристики и структуры заболеваемости/патологических состояний и выявление времени, групп и территорий повышенного риска заболеваемости.

Особенностью описательной эпидемиологии является изучение данных о распространенности болезней и особенностях заболевших людей без вмеша­тельства в происходящие события и без проверки гипотез о причинах заболева­ний. Помимо собственно болезней, эпидемиология изучает их последствия (смертность, инвалидность и т.д.) и исходы воздействия, которые не являются болезнями (прекращение курения, употребления наркотиков и т.д.).

Описание совокупности больных с изучаемой болезнью или описание бо­лезней, встречающихся в популяции, является простейшим видом описательно­го исследования. Систематическое наблюдение за состоянием здоровья населе­ния, тщательная регистрация заболеваний позволяют не только численно оце­нить происходящие изменения, но и своевременно выявлять повышение забо­леваемости и даже новые болезни.

К описательным приемам исследования относятся:

о Прием наблюдения.

о Клинические приемы.

о Приемы лабораторных и инструментальных исследований.

о Приемы изучения пространственного распределения заболеваний.

о Прием распределения больных по времени.

о Прием распределения больных по различных группам.

о Приемы формальной логики.

о Приемы статистики (критерий - Стьюдента (t), Хи-квадрат (χ2), кри­терий Фишера, коэффициент корреляции, коэффициент регрессии).

Только на основании исследований распространенности болезни в попу­ляции можно получить представление о потребности населения в медицинской помощи. В связи с тем, что меры, проводимые на основании описательного этапа, могут быть неэффективными, возникает необходимость сделать предпо­ложения (высказать гипотезы) о причинах сложившейся ситуации, то есть о причинно-следственных связях между возникшей заболеваемостью (следствие) и тем конкретным фактором, который привел к такой заболеваемости. Гипоте­за, таким образом, означает попытку мысленно проникнуть в суть недостаточно понятного еще явления.

Учитывая, что в популяционных исследованиях достоверные данные можно получить только при сравнительных испытаниях, в практику введены логические приемы, с помощью которых формируются гипотезы:

о Прием различия.

о Прием сходства.

о Прием сопутствующих изменений.

о Прием аналогии.

о Прием остатков.

Формирование гипотез основывается на первоначальной профессиональ­ной оценке имеющегося материала.

Уже на этапе сводки и группировки статистических данных вычисляются промежуточные итоги в виде абсолютных величин. Абсолютные величины могут быть простыми, которые всегда представляются в именованных единицах измерения (см, кг, дни), или сложными, которые выражаются произведениями единиц различной размерности (человеко-часы или условные единицы). Коли­чество случаев заболевания, выраженное в абсолютных цифрах, может дать первое общее представление о значимости проблем (например: в 1993 году в городе N зарегистрировано 12 случаев наркомании, а в 2003 - 1200 случаев), а также определить кратковременные тенденции (прежде всего, при расшифров­ке вспышек). Абсолютные цифры можно использовать на тех территориях или в тех коллективах, где численность популяции за определенный период време­ни остается неизменной.

Однако, как правило, для оценки заболеваемости необходимо использо­вать относительные частотные показатели. Относительной величиной назы­вается отношение двух чисел, выражающих меру каких-либо явлений. Смысл получения относительных величин - нахождение общей меры, приведение к общему знаменателю. Это унифицирует характеристику распространения раз­личных заболеваний, то есть позволяет сравнивать, сопоставлять события, из­меняющиеся во времени и пространстве, а также в различных группах населе­ния.

Среди относительных величин наибольшее практическое значение име­ют: интенсивные показатели, экстенсивные показатели, показатели соот­ношения, показатели наглядности, показатели относительной интенсивно­сти.

Интенсивные коэффициенты показывают интенсивность развития (час­тоту, уровень, распространенность) явления в своей среде. Эти коэффициенты отвечают на вопрос, как часто явление встречается в известной среде.

Экстенсивные коэффициенты отражают структуру, распределение. Они характеризуют отношение части статистической совокупности к целой сово­купности (долю, удельный вес, часть от целого) и выражаются только в про­центах к итогу.

Коэффициенты наглядности - используются для облегчения сравнения и повышения наглядности. Не изменяя по существу отношений между числами, они дают более отчетливое представление о характере изменения явления во времени. Выражаются коэффициенты наглядности в процентах, которые вы­числяют от исходного уровня, принимаемого за 100%. Поскольку эти коэффи­циенты являются неименованными величинами, их можно использовать для сравнения числовых рядов, которые состоят из разнородных величин, а также рядов из абсолютных и относительных чисел.

Среди статистических показателей здоровья населения особое место за­нимает информация о заболеваемости. Группа статистических показателей по обращаемости представлена следующими вариантами:

- собственно заболеваемость (первичная заболеваемость, инцидент­ность) - частота нигде ранее не зарегистрированных и впервые в данном году выявленных заболеваний среди населения, обратившегося за медицинской по­мощью;

- болезненность (накопленная заболеваемость, превалентность, рас­пространенность, болезненность, пораженность) - это частота всех имею­щихся среди населения заболеваний, как впервые выявленных, так и зарегист­рированных в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился за помощью в этом году;

- обращаемость за медицинской помощью - число больных, впервые в
году обратившихся за помощью по данному заболеванию. При этом хронические заболевания могут быть зарегистрированы в году только один раз, а ост­рые - при каждом новом их возникновении;

- заболеваемость по данным обращаемости в поликлинику;

- госпитализированная заболеваемость;

- заболеваемость по данным медицинских осмотров;

- заболеваемость по данным о причинах смерти и многие другие.

Среди интенсивных показателей наиболее важными являются инцидент­ность и превалентность. Инцидентность применяется для обозначения часто­ты заболевания и других явлений (исходов), которые изучает эпидемиология (инвалидности, летальности, инфицированности и т.п.).

Показатель инцидентности представляет собой результат измерения час­тоты возникновения случаев заболевания в популяции риска, т.е. среди лиц, у которых существует вероятность возникновения данного заболевания. Для это­го используются два основных показателя: кумулятивная инцидентность (КИ) и плотность инцидентности (ПИ).

КИ рассчитывается как отношение количества случаев заболевания (п), возникших за определенный период времени (Т), к численности популяции риска (N) в тот же период времени.

KИ=n/NT(*10n)

Множитель 10n служит для того, чтобы получающийся показатель не имел слишком много нулей после запятой. При расчете КИ нужно учитывать продолжительность временного интервала, в котором возникают учитываемые случаи. Поскольку КИ рассчитывается обычно за одну единицу времени, зна­чение Т принято опускать.

В случаях точечного (моментного) воздействия факторов риска показа­тель КИ является вполне удовлетворительной мерой частоты заболеваемости. Однако в случае, когда вероятность заболевания связывают со сроками пребы­вания в месте риска, или она зависит от продолжительности действия факторов риска, используют показатель плотности инцидентности.

Плотность инцидентности (ПИ) измеряет частоту возникновения новых случаев заболевания (п), возникших за определенный период времени, с учетом суммарного времени воздействия факторов риска, добавленного всеми членами популяции риска (рТ).

ПИ=п/рТ(х10п)

Каждый член популяции риска, у которого заболевание не возникло, до­бавляет в знаменатель все время, в течение которого он находился под действи­ем фактора, способного вызвать данное заболевание.

В отличие от показателей инцидентности, которые отражают частоту возникновения заболеваний (исходов), показатель превалентности использу­ется для количественного описания состояния заболеваемости. Этот показатель учитывает все заболевания, которые имеются в данном периоде времени, т.е. описывает уровень распространенности болезни. Превалентность (П) определя­ется как отношение числа всех существующих в определенный момент времени случаев заболевания (Р) к численности популяции риска в этот же момент вре­мени (N).

П=Р/N(*10n)

Динамика - это распределение абсолютных чисел или частотных показа­телей (интенсивности) во времени. Динамический ряд - ряд однородных стати­стических величин, показывающий изменение какого-либо явления во времени.

Анализ динамических рядов может строиться на относительных величи­нах, получаемых на этапе сводки и группировки первичного материала стати­стического исследования.

Описание динамики заболеваемости (иных исходов) позволяет оценить изменения в ситуации за определенный период времени, высказать предполо­жения о возможных причинах изменений и прогнозировать развитие ситуации в будущем. При этом динамика рассматривается как отражение воздействия причинных факторов, меняющихся с течением времени.

При изучении динамики процесса развития заболеваемости (примени­тельно к инфекционной заболеваемости - эпидемического процесса) можно, как правило, вычленить несколько основных составляющих:

1.Однонаправленные изменения. Речь при этом идет об оценке наиболее
общих закономерностей динамики процесса (рост, снижение, стабилизация).

2.Периодические подъемы заболеваемости, возникающие в определенное
время (через определенные временные интервалы). Периодические подъемы
заболеваемости в отдельные годы с определенной ритмичностью часто назы­вают цикличностью. Стабильное (повторяющееся из года в год) повышение за­болеваемости в определенные месяцы года именуют сезонностью.

3.Случайные колебания, то есть подъемы заболеваемости, возникающие в любое время, вне ритмических колебаний, появляющиеся неожиданно. Этот вид подъемов именуют вспышками.

Традиционно принято выделять многолетнюю динамику (распределение частоты изучаемых исходов по годам) и помесячную (внутригодовую) дина­мику.

Существует множество приемов анализа динамики (анализ временных рядов). Однако более сложной задачей является интерпретация выявленных особенностей динамики процесса.

Идея постоянного слежения за возможными изменениями эпидемической ситуации лежит в основе оперативного эпидемиологического анализа. Речь идёт о повседневной, еженедельной, ежемесячной регистрации заболеваемости её анализе с учётом структуры (степени вовлечения в эпидемический процесс различных групп населения), территориального распределения заболеваний, а также динамики во времени. Выбор способа измерения времени диктуется про­должительностью действия предполагаемых причинных факторов и частотой возникновения соответствующих исходов. Динамика улавливается в основном при оценке недельного и месячного показателей. Впрочем, при острых, чаще всего пищевых, вспышках большое значение имеет ежедневная и даже почасо­вая динамика.

Для оценки изменений заболеваемости необходимо иметь представление об обычных показателях, характерных для данного времени и территории, т.е. следует располагать сведениями об ординаре (для оперативного анализа рас­считывается дневной, недельный, иногда месячный ординар). Расчёт ординара предложил В.Д. Беляков. Ординарная заболеваемость - это сложившийся уровень заболеваемости под действием достаточно стабильных социальных, природных и биологических факторов. Для определения ординара рассчитыва­ется среднеарифметическое (X) значение инцидентности за несколько (5-8) лет или месяцев (в зависимости от поставленной цели: расчёт многолетнего или внутригодового ординара), а затем вычисляется стандартное (среднеквадратич­ное) отклонение (σ).

Описание структуры заболеваемости и выявление групп риска Структура - это распределение частотных показателей (интенсивности) среди различных групп населения.

В одну группу включаются лица, имеющие однотипные или более или менее сходные показатели либо по биологическим, либо социальным, либо природным факторам. Существует стандартная шкала структурной дифферен­циации, основанная на накопленном опыте противоэпидемической работы, ко­торая обязательна на всех территориях - без этого невозможно сравнение раз­личных популяций страны. Наряду с учетом конкретных особенностей населе­ния возможно разделение на какие-то специфичные для данной популяции группы, которые отражают их частичные особенности.

В системе работы противоэпидемических учреждений, когда характери­зуется заболеваемость какими-то инфекционными заболеваниями, чаще ис­пользуется следующая группировка:

о По возрасту.

о Разделение детей по показателю посещения детских оздоровительных

учреждений, о Разделение детей домашнего воспитания и детей, находящихся в домах ребенка, в интернатах.

о Разделение по месту жительства (город/село).

о Разделение по полу.

о Разделение пострадавших по этиологии (если одно и то же заболевание вызывается разными видами возбудителя).

о Распределение заболеваний по клиническим вариантам, тяжести клини­ческого течения.

В последнее время большое значение имеет дифференциация населения, особенно детского, по степени соблюдения прививочного календаря.

Как правило, структура пострадавших от тех или иных заболеваний дает­ся в интенсивных показателях, что позволяет сравнить заболеваемость различ­ных групп населения. Однако структура заболеваемости может быть представ­лена и в экстенсивных показателях, которые характеризуют распределение це­лого на составные части и выражаются, как правило, в процентах или дробями.

Экстенсивные показатели используются также для определения доли раз­личных групп среди всех заболевших. Точно так же вычисляют удельный вес или распределение по источникам инфекции, тяжести заболевания, детским уч­реждениям, лабораторному подтверждению и т. д. Экстенсивные показатели могут быть представлены в таблицах, но чаще в диаграммах.

Эпидемиология является основой для развития программ, влияющих на здоровье и благосостояние людей. Опираясь на данные различных исследова­ний и будучи методологией научного анализа, эпидемиология является естест­венным средством обобщения результатов исследований и выхода их в практи­ку.

В реализации профилактических вмешательств существуют два принци­пиально разных подхода: профилактика в группах высокого риска и во всей популяции. Профилактика в группах риска интуитивно представляется более правильным подходом, поскольку вмешательство применяется только в отно­шении лиц, у которых выявлен значительно повышенный риск в ходе скринин­га. Таким образом, сужается круг лиц, подвергающихся воздействию, им можно уделить больше внимания, достигая выполнения ими профилактических реко­мендаций, снижается стоимость программы, уменьшается число побочных эф­фектов, которые существуют для любого вмешательства. При индивидуальной профилактике в группе повышенного риска снижение риска (разность между вероятностью заболевания без вмешательства и с вмешательством) обычно очень значительно.

Противоположностью является популяционная профилактика, когда объ­ектом вмешательства становится вся популяция, независимо от риска для от­дельного субъекта. При популяционном вмешательстве снижение риска для от­дельного человека незначительно, а суммарная стоимость вмешательства вели­ка.

Доказательная медицина

В последнее десятилетие существенно возросла роль такого направления в здравоохранении как доказательная медицина. В основе доказательной ме­дицины лежит клиническая эпидемиология, ее главнейший постулат - любое решение в медицинской практике должно опираться на строго доказанные на­учные факты.

Доказательная медицина — это раздел медицины, использующий эпи­демиологический метод для получения медицинской информации, осно­ванной только на строго доказанных научных фактах, исключающих влияние систематических и случайных ошибок.

Часто складывается такая ситуация, когда результаты отдельных иссле­дований бывают неопределенными, в частности, из-за малого числа популяции пациентов или редко развивающихся исходов. Выходом из таких ситуаций яв­ляется объединение данных нескольких разрозненных, но сходных клинических исследований, посвященных одному и тому же вопросу, и формирование как бы одного большого исследования. Такой подход обеспечивает большую статистическую мощность за счёт увеличения размера выборки - мета-анализ. Мета-анализ (анализ анализов, синтез информации) предназначен для повыше­ния достоверности оценок. Увеличение количества данных снижает вероят­ность систематических и случайных ошибок, в результате чего возрастает дос­товерность данных и обеспечивается большая надежность принятия решений.

Контрольные вопросы по теме

1. В официальной статистике РФ для отражения состояния здоровья на­
селения используют:

а) кумулятивный показатель заболеваемости

б) данные ВОЗ

в) результаты скрининговых исследований

г) результаты анкетирования

2. Показатель превалентности (распространенности):

а) показатель заболеваемости, характеризующий риск заболевания у лиц,
контактировавших с инфекционным больным

б) показатель заболеваемости, используемый для оценки риска заболеть
хроническими инфекциями (например, туберкулезом)

в) показатель заболеваемости, учитывающий все случаи какого-либо заболевания независимо от времени его возникновения

г) отражает риск лиц, относящихся к одной профессиональной группе,
заболеть определенной болезнью

3. Основные этапы эпидемиологического исследования:

а) подготовительный, сбор данных, описательный, аналитический

б) организация исследования и анализ

в) сбор информации и ее первичная обработка

г) анализ статистических данных и формулирование выводов

4. Синонимы термина «эпидемиологическое исследование»:

а) эпидемиологическая диагностика

б) расследование вспышек болезней

в) эпидемиологический анализ

г) обследование эпидемических очагов

5. Наблюдательные эпидемиологические исследования отличаются от
экспериментальных тем, что:

а) исследуемая и контрольная группы могут быть разной численности

б) наблюдательные исследования бывают только когортными

в) наблюдательные исследования бывают только проспективными

г) наблюдательные исследования не предусматривают вмешательства в
естественное течение событий

6. Аналитическое эпидемиологическое исследование может быть:

а) ретроспективным

б) наблюдательным

в) выборочным

г) полевым

7. В городе Н. в январе 1996 г. специалисты кардиоцентра для оценки
распространённости ревмокардита среди подростков обследовали 25% школь­ников старших классов. Проведенная ими работа:

а) не является эпидемиологическим исследованием, так как изучалась
лишь частота возникновения ревмокардита, а не его факторы риска

б) не является эпидемиологическим исследованием, так как ревмокардит
нельзя считать типичным инфекционным заболеванием

в) является одномоментным эпидемиологическим исследованием

г) является наблюдательным эпидемиологическим исследованием

8. Эпидемиологическим исследованием является:

а) расследование вспышки инфекционных заболеваний

б) исследование типа «случай - контроль», проводимое в клинике

в) полевое исследование типа «случай - контроль»

г) расследование вспышки болезни неизвестной этиологии

9. Целью отдельных эпидемиологических исследований могут быть:

а) описание заболеваемости какой-либо болезнью

б) оценка потенциальной эффективности профилактических и лечебных
средств

в) выявление факторов риска распространения болезни

г) планирование противоэпидемических мероприятий

10. Можно ли называть эпидемиологическим исследованием рассле­дование вспышки дизентерии в детском дошкольном учреждении:

а) нет, так как это не эпидемиологическое исследование, а обследование
эпидемического очага с множественными случаями

б) да, это вариант эпидемиологического исследования типа «случай - кон­троль»

в) нет, так как это обычная рутинная работа эпидемиолога

г) да, это вариант аналитического эпидемиологического исследования

Ситуационные задачи

Задача №1

С целью оздоровления условий труда монтажниц микросхем, соприка­сающихся с парами и аэрозолями редкоземельных элементов, изучена за 3-х летний период частота временной нетрудоспособности (заболеваемость) 150 работниц крупного радиозавода в возрасте 30-49 лет (основная группа). Уста­новлено, что среди данной группы заболевших было 98 чел., здоровых - 52 чел. В качестве контрольной группы выбраны 150 работниц заводоуправления ана­логичного возраста, не контактирующие с парами и аэрозолями редкоземель­ных элементов. При анализе заболеваемости среди них установлено, что забо­левших в этой группе 41. чел., здоровых — 109 чел.

Задание: 1) составить четырехпольную таблицу; 2) рассчитать абсолют­ный риск, относительный риск, атрибутивный риск; относительную разность рисков, шансы на развитие заболевания при наличии фактора риска и при отсутствии фактора риска; 3) оценить достоверность различий состояния здоро­вья работниц основной и контрольной групп.

Задача №2

С целью изучения причин развития ишемической болезни сердца (ИБС) были проведены исследования «случай - контроль». Был поставлен вопрос, увеличивает ли риск развития ИБС ежедневное употребление кофе. В кон­трольную группу были включены 108 больных с ИБС терапевтического отде­ления городской больницы, в опытную - 108 больных ЛОР-отделения, не имеющие ИБС. При опросе больных было установлено, что в опытной группе ежедневно употребляли кофе 79 чел., употребляли его редко 29 чел.; в кон­трольной группе ежедневно употребляли кофе 36 чел., употребляли редко - 72 чел.

Задание: 1) составить четырехпольную таблицу; 2) рассчитать шансы и отношение шансов; 3)провести оценку отношения шансов.

Тема 4. ДЕЗИНФЕКЦИЯ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЗИНФЕКЦИОННОГО ДЕЛА

Дезинфекция — уничтожение возбудителя инфекционных (паразитар­ных) болезней на путях его передачи от источника инфекции к восприимчивым людям.

Термин «дезинфекция» имеет два значения: во-первых, это уничтожение возбудителя во внешней среде; во-вторых, термин является собирательным, в котором подразумевается совмещение трёх функций:

1) собственно дезинфекция, т.е. уничтожение возбудителя во внешней
среде;

2)уничтожение членистоногих (насекомые, клещи), которые участвуют в
передаче возбудителя при трансмиссивных (кровяных) инфекциях или сами вы­зывают патологию (чесоточный клещ); этот раздел имеет название дезинсек­ция;

3)борьба с грызунами, которые при некоторых нозоформах являются ис­точниками инфекции; этот раздел носит название дератизация.

Эпидемиологическая безопасность объектов достигается путем их стери­лизации, т. е. уничтожением всех микроорганизмов и спор бактерий и дезин­фекцией различного уровня. В ЛПУ различают 3 уровня дезинфекции. Крите­рием является степень антимикробной активности: бактерицидная, в том числе спороцидная и туберкулоцидная, вирулицидная и фунгицидная.

Дезинфекция высокого уровня должна уничтожать все микроорганизмы, за исключением некоторых бактериальных спор.

Дезинфекция среднего уровня инактивирует вегетативные формы бак­терий, большинство вирусов и грибов, микобактерий туберкулеза, но не унич­тожает споры бактерий.

Дезинфекция низкого уровня может уничтожать большинство бактерий, некоторые вирусы и грибы, но не уничтожает резистентные микроорганизмы, такие как микобактерий туберкулеза и споры бактерий.

Различают два вида дезинфекции: очаговую и профилактическую. Про­филактическую дезинфекцию выполняют при отсутствии выявленного источ­ника инфекции, предполагая возможность его наличия.

Очаговую дезинфекцию проводят в эпидемических очагах, т. е. при выяв­лении источника инфекции. В зависимости от наличия или удаления источника инфекции из эпидемического очага очаговую дезинфекцию подразделяют на текущую и заключительную.

Текущую дезинфекцию на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.198 (0.02 с.)