Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть I. Общая эпидемиология↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ББК51.9 УДК 616.036.2:37.062.2(07) Учебное пособие расработано: Сотрудниками кафедры эпидемиологии ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко: заведующим кафедрой, профессором, д.м.н. Мамчиком Н.П., ассистентами: к.м.н. Паниной О.А., к.м.н. Каменевой О.В., к.м.н. Колнет И.В., к.м.н. Габбасовой Н.В., Савельевой С.Е. Рецензенты: А. В. Истомин - д.м.н., профессор, заместитель директора ФГУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора Г.М, Трухина - д.м.н., профессор, руководитель лаборатории микробиологических методов исследования окружающей сред ФГУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора Учебное пособие по эпидемиологии для студентов лечебного факультета. В 3-х частях. Часть I / Н.П. Мамчик [и др.]. - Воронеж, 2007. - 120 с. В 1-й части пособия рассмотрены основные вопросы общей эпидемиологии: история эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе, эпидемиологические исследования, организационные основы профилактических и противоэпидемических мероприятиях, вопросы дезинфекции и иммунопрофилактики. Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой по эпидемиологии от 2006 года, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации, и предназначено для студентов лечебных факультетов медицинских вузов. ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. 4 Предисловие Часть I. Общая эпидемиология Тема 1. История эпидемиологии. Эпидемиологический подход к изучению Контрольные вопросы по теме 18 Тема 2. Учение об эпидемическом процессе 20 Контрольные вопросы по теме 26 Тема 3. Эпидемиологические исследования 28 3.1. Характеристика эпидемиологических исследований и организация их проведения 28 3.2. Описательные эпидемиологические исследования. Эпидемиологическая статистика 34 3.3. Аналитические эпидемиологические исследования. Потенциальные Контрольные вопросы по теме 53 Тема 4. Дезинфекция. Состояние и перспективы дезинфекционного дела 56 Тема 5. Иммунопрофилактика. Состояние и перспективы иммунопрофилактики 83 Предисловие За последние десятилетия в эпидемиологической науке произошли существенные изменения: эпидемиологию рассматривают не только как учение об эпидемическом процессе, но как науку, изучающую закономерности возникновения и распространения любых патологических состояний среди населения. Современная медицинская наука широко использует эпидемиологические методы исследования. До настоящего времени одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости занимает инфекционная патология. Истинный уровень заболеваемости в десятки раз превышает цифры официальной статистики, а затраты на профилактику, лечение и реабилитацию инфекционных больных даже в развитых странах мира превышают затраты на неинфекционных больных. Врач любой специальности в процессе своей профессиональной деятельности регулярно сталкивается с инфекционной патологией и должен уметь организовывать целый комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий, как в условиях стационара, так и на дому. Учебное пособие содержит материал для практических занятий студентов лечебного факультета по дисциплине «Эпидемиология». Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине от 2006 года. К работе с настоящим пособием целесообразно приступать после изучения материала учебника и прослушивания лекций. Авторы с благодарностью примут все критические замечания и предложения, направленные на улучшение пособия. ОБЩАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ Тема 3. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Типы эпидемиологических исследований I. Эпидемиологическое наблюдение. 1. Описательно-оценочные (дескриптивные) исследования: а) эпидемиологическое обследование очага; б) скрининг; в) статистическое наблюдение (корреляционно- 2. Аналитические исследования: а) исследование типа «случай — контроль»; б) когортное исследование. II. Эпидемиологический эксперимент. Клинические испытания. Полевые испытания. Испытания в коммунальных условиях. Ш. Математическое моделирование. Описательная модель. Вероятностная модель. Показатели частоты заболеваний определяют и вычисляют различным образом, они могут характеризовать либо общее число существующих, либо появление новых случаев болезни. Показатели распространенности (prevalence) демонстрируют, какая доля населения страдает данным заболеванием в определенный момент времени. Показатели заболеваемости (incidence), напротив, отражают частоту возникновения новых случаев болезни в течение какого-либо периода времени. Решающим условием успеха эпидемиологического обследования являются методичность и систематичность, построенные на логическом переходе от общего к частному. Метод эпидемиологического наблюдения и обследования возник в давние времена, когда врач для изучения больного и эпидемий не имел ничего, кроме возможности наблюдать и анализировать собираемые при этом данные. Однако по мере развития медицинской науки происходило обогащение, совершенствование и дифференцирование приемов эпидемиологического обследования и наблюдения. Эпидемиологическое наблюдение не предусматривает вмешательства в естественный ход событий и включает описательно-оценочные и аналитические исследования, причем нередко их применяют в комплексе. Эти эпидемиологические исследования — лишь первая ступень в изучении, например, характера эпидемиологической ситуации на определенной территории, среди отдельных возрастных групп населения с учетом временного фактора. ДОБАВИТЬ СХЕМУ Учетным медицинским документом является «Карта эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания» (форма №357/у). В настоящее время утверждено несколько типов карт эпидемиологического обследования (для кишечных инфекций, воздушно-капельных, трансмиссивных заболеваний и зоонозов), и заполнение их является совершенно обязательным элементом обследования. Карты содержат ряд вопросов, на которые нужно дать исчерпывающие ответы. Система этих вопросов построена таким образом, что в результате заполнения карты создается полное описание эпидемического очага и проделанной работы. Хорошо заполненные карты обследования представляют собой весьма ценные материалы для научного анализа при проведении любого эпидемиологического исследования. Сбор данных является чрезвычайно важным этапом эпидемиологической диагностики. Данные - это сведения, полученные, в ходе исследования. Они могут быть представлены в цифровой, словесной или графической форме, т.е. это исходные, необработанные сведения. Качество данных является залогом успеха любого эпидемиологического исследования. Ошибки, допущенные на этом этапе, практически невозможно устранить. Исходя из цели эпидемиологической диагностики, основными данными, которые необходимо собирать, являются: • Исходы, как результат благоприятных или неблагоприятных воздействий на определенную популяцию людей. • Воздействующие факторы, которые включают данные о состояниях окружающей среды, социально-бытовых факторах, вредных привычках и • Данные о составе и численности изучаемых популяций. Сбор данных требует много времени и усилий. Различают три варианта сбора эпидемиологических данных: ü в первом - информацию собирают врачи или другие специалисты попутно с выполнением ими своих основных обязанностей. Руководители учреждений обеспечивают подчиненных руководствами по учету, формами отчетности и контролируют регулярность и правильность предоставления отчетной информации; ü второй вариант - сбор информации в ходе специальных периодических обследований населения (диспансеризация, скрининг); ü третий вариант эпидемиологического обследования - создание регистра отдельной группы граждан. Регистр - база данных о лицах, выделенных по определенному признаку (работников предприятий, больных с одной нозологией и т.д.). Анализ этих данных позволяет уточнить сведения о заболеваемости и исходах болезней. Документальные источники данных делят на первичные и вторичные: • Первичными источниками называют истории болезни, протоколы • Вторичными источниками являются отчетные данные или сводные Вторичные источники информации привлекательны, поскольку в них информация уже собрана по первичным источникам, и ее легче включить в анализ. Недостатками вторичных источников являются их неполнота, накопление случайных ошибок, внесение составителями умышленных ошибок. Исследователь, который пользуется только данными официальной регистрации заболеваний, наблюдает только вершину айсберга (см. схему 1). Уведомления (регистрация) не представляются на некоторые случаи заболеваний, не всегда лабораторный тест дает положительный результат у заболевшего, не у всех больных удается взять материал для анализа, не все больные обращаются за помощью и не у всех больных развивается болезнь при контакте с больным или с фактором внешней среды. Цели описательного этапа исследования: ■ формирование гипотез о факторах риска; ■ определение общих проблем медицины и профилактики; ■ определение проблем медицины и профилактики по отдельным нозологическим формам. Задачами этого этапа являются описание интенсивности, динамики, пространственной характеристики и структуры заболеваемости/патологических состояний и выявление времени, групп и территорий повышенного риска заболеваемости. Особенностью описательной эпидемиологии является изучение данных о распространенности болезней и особенностях заболевших людей без вмешательства в происходящие события и без проверки гипотез о причинах заболеваний. Помимо собственно болезней, эпидемиология изучает их последствия (смертность, инвалидность и т.д.) и исходы воздействия, которые не являются болезнями (прекращение курения, употребления наркотиков и т.д.). Описание совокупности больных с изучаемой болезнью или описание болезней, встречающихся в популяции, является простейшим видом описательного исследования. Систематическое наблюдение за состоянием здоровья населения, тщательная регистрация заболеваний позволяют не только численно оценить происходящие изменения, но и своевременно выявлять повышение заболеваемости и даже новые болезни. К описательным приемам исследования относятся: о Прием наблюдения. о Клинические приемы. о Приемы лабораторных и инструментальных исследований. о Приемы изучения пространственного распределения заболеваний. о Прием распределения больных по времени. о Прием распределения больных по различных группам. о Приемы формальной логики. о Приемы статистики (критерий - Стьюдента (t), Хи-квадрат (χ2), критерий Фишера, коэффициент корреляции, коэффициент регрессии). Только на основании исследований распространенности болезни в популяции можно получить представление о потребности населения в медицинской помощи. В связи с тем, что меры, проводимые на основании описательного этапа, могут быть неэффективными, возникает необходимость сделать предположения (высказать гипотезы) о причинах сложившейся ситуации, то есть о причинно-следственных связях между возникшей заболеваемостью (следствие) и тем конкретным фактором, который привел к такой заболеваемости. Гипотеза, таким образом, означает попытку мысленно проникнуть в суть недостаточно понятного еще явления. Учитывая, что в популяционных исследованиях достоверные данные можно получить только при сравнительных испытаниях, в практику введены логические приемы, с помощью которых формируются гипотезы: о Прием различия. о Прием сходства. о Прием сопутствующих изменений. о Прием аналогии. о Прием остатков. Формирование гипотез основывается на первоначальной профессиональной оценке имеющегося материала. Уже на этапе сводки и группировки статистических данных вычисляются промежуточные итоги в виде абсолютных величин. Абсолютные величины могут быть простыми, которые всегда представляются в именованных единицах измерения (см, кг, дни), или сложными, которые выражаются произведениями единиц различной размерности (человеко-часы или условные единицы). Количество случаев заболевания, выраженное в абсолютных цифрах, может дать первое общее представление о значимости проблем (например: в 1993 году в городе N зарегистрировано 12 случаев наркомании, а в 2003 - 1200 случаев), а также определить кратковременные тенденции (прежде всего, при расшифровке вспышек). Абсолютные цифры можно использовать на тех территориях или в тех коллективах, где численность популяции за определенный период времени остается неизменной. Однако, как правило, для оценки заболеваемости необходимо использовать относительные частотные показатели. Относительной величиной называется отношение двух чисел, выражающих меру каких-либо явлений. Смысл получения относительных величин - нахождение общей меры, приведение к общему знаменателю. Это унифицирует характеристику распространения различных заболеваний, то есть позволяет сравнивать, сопоставлять события, изменяющиеся во времени и пространстве, а также в различных группах населения. Среди относительных величин наибольшее практическое значение имеют: интенсивные показатели, экстенсивные показатели, показатели соотношения, показатели наглядности, показатели относительной интенсивности. Интенсивные коэффициенты показывают интенсивность развития (частоту, уровень, распространенность) явления в своей среде. Эти коэффициенты отвечают на вопрос, как часто явление встречается в известной среде. Экстенсивные коэффициенты отражают структуру, распределение. Они характеризуют отношение части статистической совокупности к целой совокупности (долю, удельный вес, часть от целого) и выражаются только в процентах к итогу. Коэффициенты наглядности - используются для облегчения сравнения и повышения наглядности. Не изменяя по существу отношений между числами, они дают более отчетливое представление о характере изменения явления во времени. Выражаются коэффициенты наглядности в процентах, которые вычисляют от исходного уровня, принимаемого за 100%. Поскольку эти коэффициенты являются неименованными величинами, их можно использовать для сравнения числовых рядов, которые состоят из разнородных величин, а также рядов из абсолютных и относительных чисел. Среди статистических показателей здоровья населения особое место занимает информация о заболеваемости. Группа статистических показателей по обращаемости представлена следующими вариантами: - собственно заболеваемость (первичная заболеваемость, инцидентность) - частота нигде ранее не зарегистрированных и впервые в данном году выявленных заболеваний среди населения, обратившегося за медицинской помощью; - болезненность (накопленная заболеваемость, превалентность, распространенность, болезненность, пораженность) - это частота всех имеющихся среди населения заболеваний, как впервые выявленных, так и зарегистрированных в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился за помощью в этом году; - обращаемость за медицинской помощью - число больных, впервые в - заболеваемость по данным обращаемости в поликлинику; - госпитализированная заболеваемость; - заболеваемость по данным медицинских осмотров; - заболеваемость по данным о причинах смерти и многие другие. Среди интенсивных показателей наиболее важными являются инцидентность и превалентность. Инцидентность применяется для обозначения частоты заболевания и других явлений (исходов), которые изучает эпидемиология (инвалидности, летальности, инфицированности и т.п.). Показатель инцидентности представляет собой результат измерения частоты возникновения случаев заболевания в популяции риска, т.е. среди лиц, у которых существует вероятность возникновения данного заболевания. Для этого используются два основных показателя: кумулятивная инцидентность (КИ) и плотность инцидентности (ПИ). КИ рассчитывается как отношение количества случаев заболевания (п), возникших за определенный период времени (Т), к численности популяции риска (N) в тот же период времени. KИ=n/NT(*10n) Множитель 10n служит для того, чтобы получающийся показатель не имел слишком много нулей после запятой. При расчете КИ нужно учитывать продолжительность временного интервала, в котором возникают учитываемые случаи. Поскольку КИ рассчитывается обычно за одну единицу времени, значение Т принято опускать. В случаях точечного (моментного) воздействия факторов риска показатель КИ является вполне удовлетворительной мерой частоты заболеваемости. Однако в случае, когда вероятность заболевания связывают со сроками пребывания в месте риска, или она зависит от продолжительности действия факторов риска, используют показатель плотности инцидентности. Плотность инцидентности (ПИ) измеряет частоту возникновения новых случаев заболевания (п), возникших за определенный период времени, с учетом суммарного времени воздействия факторов риска, добавленного всеми членами популяции риска (рТ). ПИ=п/рТ(х10п) Каждый член популяции риска, у которого заболевание не возникло, добавляет в знаменатель все время, в течение которого он находился под действием фактора, способного вызвать данное заболевание. В отличие от показателей инцидентности, которые отражают частоту возникновения заболеваний (исходов), показатель превалентности используется для количественного описания состояния заболеваемости. Этот показатель учитывает все заболевания, которые имеются в данном периоде времени, т.е. описывает уровень распространенности болезни. Превалентность (П) определяется как отношение числа всех существующих в определенный момент времени случаев заболевания (Р) к численности популяции риска в этот же момент времени (N). П=Р/N(*10n) Динамика - это распределение абсолютных чисел или частотных показателей (интенсивности) во времени. Динамический ряд - ряд однородных статистических величин, показывающий изменение какого-либо явления во времени. Анализ динамических рядов может строиться на относительных величинах, получаемых на этапе сводки и группировки первичного материала статистического исследования. Описание динамики заболеваемости (иных исходов) позволяет оценить изменения в ситуации за определенный период времени, высказать предположения о возможных причинах изменений и прогнозировать развитие ситуации в будущем. При этом динамика рассматривается как отражение воздействия причинных факторов, меняющихся с течением времени. При изучении динамики процесса развития заболеваемости (применительно к инфекционной заболеваемости - эпидемического процесса) можно, как правило, вычленить несколько основных составляющих: 1.Однонаправленные изменения. Речь при этом идет об оценке наиболее 2.Периодические подъемы заболеваемости, возникающие в определенное 3.Случайные колебания, то есть подъемы заболеваемости, возникающие в любое время, вне ритмических колебаний, появляющиеся неожиданно. Этот вид подъемов именуют вспышками. Традиционно принято выделять многолетнюю динамику (распределение частоты изучаемых исходов по годам) и помесячную (внутригодовую) динамику. Существует множество приемов анализа динамики (анализ временных рядов). Однако более сложной задачей является интерпретация выявленных особенностей динамики процесса. Идея постоянного слежения за возможными изменениями эпидемической ситуации лежит в основе оперативного эпидемиологического анализа. Речь идёт о повседневной, еженедельной, ежемесячной регистрации заболеваемости её анализе с учётом структуры (степени вовлечения в эпидемический процесс различных групп населения), территориального распределения заболеваний, а также динамики во времени. Выбор способа измерения времени диктуется продолжительностью действия предполагаемых причинных факторов и частотой возникновения соответствующих исходов. Динамика улавливается в основном при оценке недельного и месячного показателей. Впрочем, при острых, чаще всего пищевых, вспышках большое значение имеет ежедневная и даже почасовая динамика. Для оценки изменений заболеваемости необходимо иметь представление об обычных показателях, характерных для данного времени и территории, т.е. следует располагать сведениями об ординаре (для оперативного анализа рассчитывается дневной, недельный, иногда месячный ординар). Расчёт ординара предложил В.Д. Беляков. Ординарная заболеваемость - это сложившийся уровень заболеваемости под действием достаточно стабильных социальных, природных и биологических факторов. Для определения ординара рассчитывается среднеарифметическое (X) значение инцидентности за несколько (5-8) лет или месяцев (в зависимости от поставленной цели: расчёт многолетнего или внутригодового ординара), а затем вычисляется стандартное (среднеквадратичное) отклонение (σ). Описание структуры заболеваемости и выявление групп риска Структура - это распределение частотных показателей (интенсивности) среди различных групп населения. В одну группу включаются лица, имеющие однотипные или более или менее сходные показатели либо по биологическим, либо социальным, либо природным факторам. Существует стандартная шкала структурной дифференциации, основанная на накопленном опыте противоэпидемической работы, которая обязательна на всех территориях - без этого невозможно сравнение различных популяций страны. Наряду с учетом конкретных особенностей населения возможно разделение на какие-то специфичные для данной популяции группы, которые отражают их частичные особенности. В системе работы противоэпидемических учреждений, когда характеризуется заболеваемость какими-то инфекционными заболеваниями, чаще используется следующая группировка: о По возрасту. о Разделение детей по показателю посещения детских оздоровительных учреждений, о Разделение детей домашнего воспитания и детей, находящихся в домах ребенка, в интернатах. о Разделение по месту жительства (город/село). о Разделение по полу. о Разделение пострадавших по этиологии (если одно и то же заболевание вызывается разными видами возбудителя). о Распределение заболеваний по клиническим вариантам, тяжести клинического течения. В последнее время большое значение имеет дифференциация населения, особенно детского, по степени соблюдения прививочного календаря. Как правило, структура пострадавших от тех или иных заболеваний дается в интенсивных показателях, что позволяет сравнить заболеваемость различных групп населения. Однако структура заболеваемости может быть представлена и в экстенсивных показателях, которые характеризуют распределение целого на составные части и выражаются, как правило, в процентах или дробями. Экстенсивные показатели используются также для определения доли различных групп среди всех заболевших. Точно так же вычисляют удельный вес или распределение по источникам инфекции, тяжести заболевания, детским учреждениям, лабораторному подтверждению и т. д. Экстенсивные показатели могут быть представлены в таблицах, но чаще в диаграммах. Эпидемиология является основой для развития программ, влияющих на здоровье и благосостояние людей. Опираясь на данные различных исследований и будучи методологией научного анализа, эпидемиология является естественным средством обобщения результатов исследований и выхода их в практику. В реализации профилактических вмешательств существуют два принципиально разных подхода: профилактика в группах высокого риска и во всей популяции. Профилактика в группах риска интуитивно представляется более правильным подходом, поскольку вмешательство применяется только в отношении лиц, у которых выявлен значительно повышенный риск в ходе скрининга. Таким образом, сужается круг лиц, подвергающихся воздействию, им можно уделить больше внимания, достигая выполнения ими профилактических рекомендаций, снижается стоимость программы, уменьшается число побочных эффектов, которые существуют для любого вмешательства. При индивидуальной профилактике в группе повышенного риска снижение риска (разность между вероятностью заболевания без вмешательства и с вмешательством) обычно очень значительно. Противоположностью является популяционная профилактика, когда объектом вмешательства становится вся популяция, независимо от риска для отдельного субъекта. При популяционном вмешательстве снижение риска для отдельного человека незначительно, а суммарная стоимость вмешательства велика. Доказательная медицина В последнее десятилетие существенно возросла роль такого направления в здравоохранении как доказательная медицина. В основе доказательной медицины лежит клиническая эпидемиология, ее главнейший постулат - любое решение в медицинской практике должно опираться на строго доказанные научные факты. Доказательная медицина — это раздел медицины, использующий эпидемиологический метод для получения медицинской информации, основанной только на строго доказанных научных фактах, исключающих влияние систематических и случайных ошибок. Часто складывается такая ситуация, когда результаты отдельных исследований бывают неопределенными, в частности, из-за малого числа популяции пациентов или редко развивающихся исходов. Выходом из таких ситуаций является объединение данных нескольких разрозненных, но сходных клинических исследований, посвященных одному и тому же вопросу, и формирование как бы одного большого исследования. Такой подход обеспечивает большую статистическую мощность за счёт увеличения размера выборки - мета-анализ. Мета-анализ (анализ анализов, синтез информации) предназначен для повышения достоверности оценок. Увеличение количества данных снижает вероятность систематических и случайных ошибок, в результате чего возрастает достоверность данных и обеспечивается большая надежность принятия решений. Контрольные вопросы по теме 1. В официальной статистике РФ для отражения состояния здоровья на а) кумулятивный показатель заболеваемости б) данные ВОЗ в) результаты скрининговых исследований г) результаты анкетирования 2. Показатель превалентности (распространенности): а) показатель заболеваемости, характеризующий риск заболевания у лиц, б) показатель заболеваемости, используемый для оценки риска заболеть в) показатель заболеваемости, учитывающий все случаи какого-либо заболевания независимо от времени его возникновения г) отражает риск лиц, относящихся к одной профессиональной группе, 3. Основные этапы эпидемиологического исследования: а) подготовительный, сбор данных, описательный, аналитический б) организация исследования и анализ в) сбор информации и ее первичная обработка г) анализ статистических данных и формулирование выводов 4. Синонимы термина «эпидемиологическое исследование»: а) эпидемиологическая диагностика б) расследование вспышек болезней в) эпидемиологический анализ г) обследование эпидемических очагов 5. Наблюдательные эпидемиологические исследования отличаются от а) исследуемая и контрольная группы могут быть разной численности б) наблюдательные исследования бывают только когортными в) наблюдательные исследования бывают только проспективными г) наблюдательные исследования не предусматривают вмешательства в 6. Аналитическое эпидемиологическое исследование может быть: а) ретроспективным б) наблюдательным в) выборочным г) полевым 7. В городе Н. в январе 1996 г. специалисты кардиоцентра для оценки а) не является эпидемиологическим исследованием, так как изучалась б) не является эпидемиологическим исследованием, так как ревмокардит в) является одномоментным эпидемиологическим исследованием г) является наблюдательным эпидемиологическим исследованием 8. Эпидемиологическим исследованием является: а) расследование вспышки инфекционных заболеваний б) исследование типа «случай - контроль», проводимое в клинике в) полевое исследование типа «случай - контроль» г) расследование вспышки болезни неизвестной этиологии 9. Целью отдельных эпидемиологических исследований могут быть: а) описание заболеваемости какой-либо болезнью б) оценка потенциальной эффективности профилактических и лечебных в) выявление факторов риска распространения болезни г) планирование противоэпидемических мероприятий 10. Можно ли называть эпидемиологическим исследованием расследование вспышки дизентерии в детском дошкольном учреждении: а) нет, так как это не эпидемиологическое исследование, а обследование б) да, это вариант эпидемиологического исследования типа «случай - контроль» в) нет, так как это обычная рутинная работа эпидемиолога г) да, это вариант аналитического эпидемиологического исследования Ситуационные задачи Задача №1 С целью оздоровления условий труда монтажниц микросхем, соприкасающихся с парами и аэрозолями редкоземельных элементов, изучена за 3-х летний период частота временной нетрудоспособности (заболеваемость) 150 работниц крупного радиозавода в возрасте 30-49 лет (основная группа). Установлено, что среди данной группы заболевших было 98 чел., здоровых - 52 чел. В качестве контрольной группы выбраны 150 работниц заводоуправления аналогичного возраста, не контактирующие с парами и аэрозолями редкоземельных элементов. При анализе заболеваемости среди них установлено, что заболевших в этой группе 41. чел., здоровых — 109 чел. Задание: 1) составить четырехпольную таблицу; 2) рассчитать абсолютный риск, относительный риск, атрибутивный риск; относительную разность рисков, шансы на развитие заболевания при наличии фактора риска и при отсутствии фактора риска; 3) оценить достоверность различий состояния здоровья работниц основной и контрольной групп. Задача №2 С целью изучения причин развития ишемической болезни сердца (ИБС) были проведены исследования «случай - контроль». Был поставлен вопрос, увеличивает ли риск развития ИБС ежедневное употребление кофе. В контрольную группу были включены 108 больных с ИБС терапевтического отделения городской больницы, в опытную - 108 больных ЛОР-отделения, не имеющие ИБС. При опросе больных было установлено, что в опытной группе ежедневно употребляли кофе 79 чел., употребляли его редко 29 чел.; в контрольной группе ежедневно употребляли кофе 36 чел., употребляли редко - 72 чел. Задание: 1) составить четырехпольную таблицу; 2) рассчитать шансы и отношение шансов; 3)провести оценку отношения шансов. Тема 4. ДЕЗИНФЕКЦИЯ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЗИНФЕКЦИОННОГО ДЕЛА Дезинфекция — уничтожение возбудителя инфекционных (паразитарных) болезней на путях его передачи от источника инфекции к восприимчивым людям. Термин «дезинфекция» имеет два значения: во-первых, это уничтожение возбудителя во внешней среде; во-вторых, термин является собирательным, в котором подразумевается совмещение трёх функций: 1) собственно дезинфекция, т.е. уничтожение возбудителя во внешней 2)уничтожение членистоногих (насекомые, клещи), которые участвуют в 3)борьба с грызунами, которые при некоторых нозоформах являются источниками инфекции; этот раздел носит название дератизация. Эпидемиологическая безопасность объектов достигается путем их стерилизации, т. е. уничтожением всех микроорганизмов и спор бактерий и дезинфекцией различного уровня. В ЛПУ различают 3 уровня дезинфекции. Критерием является степень антимикробной активности: бактерицидная, в том числе спороцидная и туберкулоцидная, вирулицидная и фунгицидная. Дезинфекция высокого уровня должна уничтожать все микроорганизмы, за исключением некоторых бактериальных спор. Дезинфекция среднего уровня инактивирует вегетативные формы бактерий, большинство вирусов и грибов, микобактерий туберкулеза, но не уничтожает споры бактерий. Дезинфекция низкого уровня может уничтожать большинство бактерий, некоторые вирусы и грибы, но не уничтожает резистентные микроорганизмы, такие как микобактерий туберкулеза и споры бактерий. Различают два вида дезинфекции: очаговую и профилактическую. Профилактическую дезинфекцию выполняют при отсутствии выявленного источника инфекции, предполагая возможность его наличия. Очаговую дезинфекцию проводят в эпидемических очагах, т. е. при выявлении источника инфекции. В зависимости от наличия или удаления источника инфекции из эпидемического очага очаговую дезинфекцию подразделяют на текущую и заключительную. Текущую дезинфекцию на
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.198 (0.02 с.) |