Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность как предмет научного познания↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Личность как предмет научного познания Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром. Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах. Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д. Предмет психологии личности Предметом психологии личности является человек.Понятие «личность» первоначально означало социальное кач-во чел-ка. Понятие «личность» избыточно для психологии. В настоящее время сущ-ет коло 50 определений личности, они разные, противоположные. Универсальным определением личности явл-ся следующее: Личность – это чел-к, наделённый сознанием. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность характеризуется активностью, стремлением расширить сферу своей деятельности. Личность обладает развитым самосознанием. Развитие личности осущ в деятельности, в социализации индивида и воспитании.Проблема личности выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии). Это позволяет понять человека как индивида, как субъекта, как личность, как индивидуальность. 3. Методы исследования личности Существуют исследовательские и прикладные методы. К исследовательским м. относят качественные и количественные. Качеств. м. позволяют понять каждую отдельную личность как индивидуальность. Они не позволяют осуществить обобщение, т.е. сделать вывод относительно большой группы людей. Кач. м. называют ещё понимающими. К ним относятся: герменевтический треугольник, нарративное интервью. дискурс-анализ.К смешанным качественно-количеств. относится контент-анализ. Количественные м. правильнее называть научным, в отличие от понимающих. К ним относятся наблюднеие, эксперимент, а также различные тестовые методики, а именно личностные тесты. Методы практического воздействия специфичны для каждой отдельной теории личности, но в целом их можно разделить на 3 группы:1) дискретные м., связанные с использованием языка (речи)2) аналоговые м., связ. с использ. образов3) трансовые (гипнотические) м., связ. с исп. изменённых состояний сознания.Практическое применение психологии Личности Диагностика, профотбор, психотерапия, консультирование - Теория психоанализа пригодна для понимания фактически любой сферы человеческого поведения. Такие разные области, как антропология, искусство, криминалистика, история, экономика, образование, философия, социология и религия, испытали на себе ее влияние. - понимание природы неврозов, а также смягчение их клинических проявлений с помощью предложенной Адлером терапии - выявление ценностей - Сфера возможного применения концепции скиннеровского оперантного научения очень велика. Основные области применения:
1) психофармакология или изучение влияния лекарственных препаратов на поведение; 2) образовательные технологии, включающие приборы программного обучения и системы управления в классе; 3) психолингвистика и формирование вербального поведения; 4) промышленный менеджмент, включая удовлетворение работой и отношениями на производстве у служащих; 5) терапевтическое лечение психологических проблем (например, алкоголизм, наркомания, умственная отсталость, детский аутизм, фобии, расстройства питания). - развитие самоконтроля (борьба с алкоголизмом, ожирением) – практическое применение теории Бандуры - развитие самоактуализации – Маслоу
Понятие о темпераменте Темперамент – это динамическая подструктура личности характеризует темп и характер реакций человека. Темперамент проявляется в поведении, особенностях реагирования, скорости, резкости реакций, быстроте переключений, стабильности выполнения операций, в силе, частоте эмоционального реагирования. Впервые понятие «темперамент» ввёл др. греч. философ Эмпедокл, предложил выделить 10 типов темперамента. Создателем учения о темпераменте является Гиппократ. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей лежит в основе 4-х типов темперамента (преобладание): сангвиники (кровь), холерики (желчь), меланхолики (чёрная желчь) и флегматики (слизь, флегма). В настоящее время у психологов нет единого мнения о сущности этой стороны психики. Нет также единого мнения по поводу места темперамента в структуре личности. Одни видят в нем синоним личности, другие – как составную часть, некоторые рассматривают темперамент как канву, на которой надстраивается и развивается личность.Темперамент обусловлен функционированием сложных физиологических механизмов и оказывает влияние на человеческие действия и реакции в 2-х основных измерениях: энергетического уровня (сила реакции) и временной характеристики поведения (скорость действия). Он является устойчивой особенностью, благодаря которой психические и психомоторные явления возникают легче или труднее, медленнее или быстрее, слабее или сильнее.Свойства темперамента полностью или частично определяются основными физиологическими механизмами организма и системами организма: 1) эндокринной; 2) вегетативной нервной системой; 3) центральной нервной системой.Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека.Понятие о характере В подходах западных психологов хар-р – это ядро личности. Он является врожденным и не изменяется даже в условиях психич. заболевания. А отечественные психологи считают, что хар-р воспитывается, его можно изменить. Выделяют симптомокомплексы св-в хар-ра: 1. отношение к контактным группам 2. отношение к своей деят-ти 3. отношение к вещам 4. отношение к самому себе Выделяют структурные св-ва хар-ра: - глубина - устойчивость - сила - пластичность Акцентуации характера Выделяют черты хар-ра: нормальные, акцентуированные, препатологические и патологические. Нем. учёный Леонгард ввёл понятие «акцентированные черты», которые чрезвычайно развиты у каждого конкретного чел-ка, кот. бросаются в глаза, осложн./облегч. его адаптацию, но не явл-ся патологическими. Акцентуация остаётся в пределах нормы. Леонгард выделил 4 характерологических фактора (демонстративные, педантичные, застревающие, возбудимые) и 6 темпераментных (дистивные, циклотивные, экзальтированные, тревожные, эмотивные). Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. В зависимости от степени выраженности было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая. Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации. Скрытая акцентуация. Эта степень должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.
Потребности и мотивы Потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. Основной функцией потребности является побуждение к активности. В то же время существуют разные взгляды на понимание сущности потребностей. Рассмотрим наиболее распространенные среди них. Основные подходы: 1. потребность как нужда -потребность как всё то, что явл-ся нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает. Но потребности человека связаны не только с дефицитом, но и с избытком чего-то вредного, т.е. есть потребность избавиться от чего-либо, что в избытке. В отеч. пс. считается, что потребность – не сама нужда, а её отражение в сознании чел-ка, например в виде переживания. 2. потребность как предмет удовлетворения нужды -потребность рассматривается как отраженный в сознании человека предмет, который может удовлетворить нужду. Направленность личности Направленность – это устойчивая группа мотивов, кот. позволяет личности действовать автономно. Мотивы, изолированные от реальности. Мотивы, кот. представляют собой предмет направленности, называются ценностями. Рациональное объяснение выбранных ценностей наз-ся убеждениями.Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.
Макиавеллизм. Макиавеллизм представляет собой психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик. Макиавеллизм рассматривается как личностная черта и как набор поведенческих стратегий. Главные психологические составляющие макиавеллизма, как черты личности: 1. убеждение в том, что при общении с другими можно и нужно манипулировать, манипуляция – не только естественный, но и наиболее эффективный способ взаимодействия. 2. конкретные навыки и умения манипуляции. Построены на понимании психологии партнера. Макиавеллизм, как личностная черта, отражает желание и намерение человека манипулировать другими людьми. Макиавеллизм – склонность человека манипулировать другими, скрывая свои подлинные намерения, и с помощью ложных отвлекающих маневров (лесть, обман, подкуп, запугивание), добиваться того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил первоначальные цели своего поведения. Макиавеллист – субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения. Макиавеллист манипулируем всегда осознанно и исключительно ради собственной выгоды. Не испытывает чувства вины, считает, что манипуляция – нормальный, эффективный способ общения с людьми. Макиавеллизм количественная характеристика, каждый способен к такому поведению, но все в разной степени. МАК шкала. Макиавеллизм как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях с 1970 года. идея использования понятия «макиавеллизм» применительно к психологии индивидуальных различий принадлежит психологам из Колумбийского университета Ричарду Кристи и Флоренс Грейс. Основой понятия послужил образ мыслей Никоколо Макиавелли, изложенный в книге «Государь». Макиавелли считал, что для эффективного управления людьми, правитель может использовать любые средства. Был невысокого мнения о человеческой природе, считал людей плохими и считал, что можно использовать морально предосудительные методы. Грейс и Кристи на основании анализа книги, провели контент-анализ – 250 высказываний, которые имеют отношение к манипуляции. Затем дали эти высказывания 30 квалифицированным психологам для экспертизы, после которой осталось 170 высказываний. Далее была проведена психодиагностическая работа и факторный анализ и создан психологический опросник «Мак-шкала». Существует 5 версий опросника, но наиболее распространена шкала мак 4, состоящая из 20 утверждений. В 2000 г. была сделана русскоязычная адаптация методики исследования макиавеллизма личности (МАК 4). Возрастные особенности. У молодежи более высокие оценки по Мак-шкале. Уровень возрастает до 35 лет Макиавеллизм, как поведенческая стратегия – эффективен только для кратковременных контактов, но неприменим для длительного общения. Половые различия. У мужчин баллы выше. У женщин более низкое осознание собственной компетентности. У женщин есть феномен – боязнь успеха. Многие женщины стремятся не показывать свой ум, умения и навыки, боятся оказаться в положении лидера. Женщины используют свою слабость для манипуляции. Корреляция с открытостью, закрытостью в общении. Женщины более открыты. Исследования самораскрытия: юноши и девушки раскрываются в разных сферах: у девушек – межличностные отношения, мысли и чувства, у юношей – намерения, стремления к достижению. Личность как предмет научного познания Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром. Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах. Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д. Предмет психологии личности Предметом психологии личности является человек.Понятие «личность» первоначально означало социальное кач-во чел-ка. Понятие «личность» избыточно для психологии. В настоящее время сущ-ет коло 50 определений личности, они разные, противоположные. Универсальным определением личности явл-ся следующее: Личность – это чел-к, наделённый сознанием. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность характеризуется активностью, стремлением расширить сферу своей деятельности. Личность обладает развитым самосознанием. Развитие личности осущ в деятельности, в социализации индивида и воспитании.Проблема личности выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии). Это позволяет понять человека как индивида, как субъекта, как личность, как индивидуальность. 3. Методы исследования личности Существуют исследовательские и прикладные методы. К исследовательским м. относят качественные и количественные. Качеств. м. позволяют понять каждую отдельную личность как индивидуальность. Они не позволяют осуществить обобщение, т.е. сделать вывод относительно большой группы людей. Кач. м. называют ещё понимающими. К ним относятся: герменевтический треугольник, нарративное интервью. дискурс-анализ.К смешанным качественно-количеств. относится контент-анализ. Количественные м. правильнее называть научным, в отличие от понимающих. К ним относятся наблюднеие, эксперимент, а также различные тестовые методики, а именно личностные тесты. Методы практического воздействия специфичны для каждой отдельной теории личности, но в целом их можно разделить на 3 группы:1) дискретные м., связанные с использованием языка (речи)2) аналоговые м., связ. с использ. образов3) трансовые (гипнотические) м., связ. с исп. изменённых состояний сознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.218 (0.011 с.) |