Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознание и самосознание личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс становления, человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. В разных подходах сознание понимается по-разному. В психосемантике, сознание – это весь материал, хранящийся в памяти, который доступен воспроизведению. В философии под сознанием понимают всё информационное содержание психики – знание. Психоанализ понимает сознание также, выводя из сознания тот материал, который не доступен, по определённым причинам, процессам воспроизведения в данный момент, и извлечение которого требует специальной аналитической работы. В патопсихологии сознание рассматривается как фон, на котором происходит смена различных психических феноменов. Чаще всего задаваясь вопросом о том, что такое сознание, его связывают с проблемой человеческого «Я». (Пример с карандашом). Осознание себя как "Я" является результатом развития. С т.зр. Дж.Г. Мида, единственное правильное научное объяснение сознания возможно лишь в терминах, описывающих соц. деят-ть. Сознание представляет собой аспект или сторону поведения и может быть объяснено только через него. Тем самым объясняется и возникновение человеческого «Я» из поведения чел-ка. «Я» возникает, когда чел-к становится объектом для самого себя, ставит себя на место другого, начинает воспринимать себя его глазами, возействовать на себя с позиции другого. Этот другой представляет для индивида значимого другого (кто-то из родителей, воспитателей или генерализованный другой (семья, группа)). Интериоризованный значимый другой наз-ся в психоанализе интроектом. Для того, чтобы такое взаимодействие стало возможным необходимо ещё и общение, т.о. решающую роль в формировании сознания и «Я» играет использование языка. Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности. Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта. Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «Я–концепции» и оценка личностью этих представлений – самооценка. У.Джемс выделил 2 разновидности «Я» - «Me» и «I». «Me» - это социальное «Я», воспринятый и понятый образ сбя в восприятии другого чел-ка, значимого дургого. «I» - это то я, котрое смотрит сновидения, которое воспринимает «Me», непосредственно не присутствует в нашем опыте, появляется в нём лишь в памяти. «Me» осуществляет соц. контроль за поведением чел-ка, который принимает вид самоконтроля. Сознание также делает возможным ощущение Я. Способность размышлять об окружающем мире позволяет нам отличать «Я» от «не Я». Рефлексивное самосознание дает человеку способность использовать знания о личных и социальных предпочтениях, целях и обязанностях, осуществляя выбор и совершая какие-либо поступки (например, Edelman, 1992). Самосознание имеет два аспекта. Объективное самосознание, которым обладают многие существа, связано со способностью выделять себя из окружающего мира. Субъективное самосознание связано с осознанием себя как целеустремленного деятеля и с переживанием эмоциональной значимости целей. Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу Абрахам Маслоу (1908-1970) родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Родители его эмигрировали из России. Всех своих степеней он был удостоен в Висконсинском университете, где изучал поведение приматов. В течение четырнадцати лет (1937-1951) он работал на факультете Бруклинского колледжа. В 1951 году Маслоу перешел в университет Брандейса, где он оставался до 1969 года, когда стал постоянным членом Лафлинского фонда в Менло Парк, Калифорния. Он разработал собственную теорию, названную им гуманистической психологией, в середине прошлого века. Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциональную философию, которая отвергает т.зр. о том, что человек явл-ся рез-том влияния наследственных факторов или окружающей среды, а каждый чел-к сам ответственен за то, кем он становится. Человек сам делает выбор среди предоставляемых возможностей. Человек постоянно находится в процессе становления. Напр. Мужчина из мальчика. Но это не становление биологических потребностей. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма. Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность. Наиболее важным вопросом в гум. психологии является вопророс о мотивации. Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности: - физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.); - потребности безопасности и защиты (стабильность, порядок); - потребности принадлежности и любви (семья, дружба, любовь); - потребности самоуважения (самоуважение, признание); - потребности самоактуализации, реализация собственных возможностей и способностей. Пока потребность не удовлетворена, она активирует деят-ть и влияет на неё. Удовлетворение потребности, стоящей на более высоком уровне, невозможно пока не будут более или менее удовлетворены низшие потребности. Самоактуализация может стать мотивом поведения только тогда, когда удовлетворены все остальные потебности. Самоактуализация означает умение понять себя, свою природу, причем это постоянный процесс, идущий в течение всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс характеризуется как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне. В этом заключается самоактуализация личности. Потребности высших уровней Маслоу назвал потребностями роста, а низших – потребностями нужды или дефицитарными. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает большую биологическую эффективность, большую продолжительность жизни и т. д. Высшие потребности генетически более пздние. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания. Высшие потребности субъективно воспринимаются как мене насущные. Потребности и мотивы Потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. Основной функцией потребности является побуждение к активности. В то же время существуют разные взгляды на понимание сущности потребностей. Рассмотрим наиболее распространенные среди них. Основные подходы: 1. потребность как нужда -потребность как всё то, что явл-ся нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает. Но потребности человека связаны не только с дефицитом, но и с избытком чего-то вредного, т.е. есть потребность избавиться от чего-либо, что в избытке. В отеч. пс. считается, что потребность – не сама нужда, а её отражение в сознании чел-ка, например в виде переживания. 2. потребность как предмет удовлетворения нужды -потребность рассматривается как отраженный в сознании человека предмет, который может удовлетворить нужду.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.168 (0.008 с.) |