Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Внутренняя политика в начале XXI в. — восстановление
Похожие статьи вашей тематики
Государства
От стабилизации к динамическому развитию
Первые крупные инициативы Президента В. В. Путина после инаугурации (7 мая 2000 г.) были связаны с преобразованием федеративных отношений. В частности, был приведен в соответствие с Конституцией России порядок формирования Совета Федерации. Ранее в верхней палате Федерального собрания были представлены губернаторы, что входило в противоречие с принципом разделения властей. После принятия в августе 2000 г. закона о новом порядке формирования Совета Федерации эта палата состоит из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами. Помимо приведения в соответствие с Конституцией процедуры наполнения Совета Федерации, эти изменения существенно улучшили взаимодействие между Президентом и высшей палатой Федерального собрания. Параллельно федеральный Центр озаботился налаживанием конструктивных связей с руководителями регионов. Указом Президента России был создан Государственный совет, в котором губернаторы получили возможность выдвигать общенациональные проекты, а также представлять интересы своих регионов. В мае 2000 г. указом Президента Владимира Путина были образованы 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из них вводился пост полномочного представителя Президента. На этих представителей возлагалась обязанность обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений. В то время многие законы в регионах противоречили российской Конституции. В стране в связи с этим царил правовой хаос, который в том числе угрожал суверенитету России. Достаточно вспомнить принятие рядом регионов во время кризиса 1998 г. антиконституционных актов, препятствующих вывозу продовольствия за пределы регионов и фактически вводящих внутренние таможни. Формирование единого правового пространства, начавшееся в 2000 г., завершилось в своей основе уже в 2001 г. После образования в 2000 г. федеральных округов и введения института полномочных представителей основное внимание руководства страны сконцентрировалось на четком разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, пересмотре на этой основе федерального законодательства. В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством Д. Н. Козака, поэтапно (в 2003—2004 гг.) были приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы. За регионами были закреплены полномочия, которые они обязаны выполнять за счет своего бюджета и за исполнение которых несут ответственность. Остальные полномочия по предметам совместного ведения остаются за федеральным Центром и могут передаваться субъектам РФ только с соответствующими финансовыми средствами. Такой подход был обусловлен сложившейся практикой, когда руководители регионов, не реализуя свои полномочия, перекладывали ответственность за собственное бездействие на федеральный Центр. Ярким проявлением этого стали массовые нарушения в обеспечении населения теплом и электричеством во многих регионах страны, притом что средства, предусмотренные бюджетом на решение этих проблем, оставались в ведении властей регионов. Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий (в количестве 41) регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. За регионами для финансирования этих расходов были закреплены собственные доходы. Параллельно федеральный Центр стремился к снижению числа льгот с заменой их на деньги с целью привести в соответствие с рыночными реалиями существующую социальную систему.
С января 2005 г. вступил в силу закон о замене льгот денежными компенсациями (монетизация). К сожалению, из-за плохой проработки законопроекта и неготовности регионов к его введению он вызвал существенное недовольство льготников. Правительству пришлось значительно увеличить выделяемые компенсации, что сняло градус напряжения в обществе. Политическое значение этих реформ состояло в том, что региональным руководителям было предложено вплотную заниматься проблемами своих регионов, а не решать эти проблемы путем давления на федеральную власть. Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост, начавшийся с 2000 г. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. На федеральном уровне утвержден список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вмененный доход. В 2004 г. был отменен налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций. Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 г. был введен принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьезные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.
Судебная реформа
В ноябре 2000 г. Президентом России Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали серьезные дискуссии в судейском сообществе. В конце 2000 г. они были обсуждены на V съезде судей, а в конце 2001 г. компромиссный вариант законодательных изменений был принят Госдумой. В России был введен институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), был введен институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса. Была также проведена реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001—2002 гг. были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК). Рассмотрение корпоративных споров теперь находилось в компетенции только арбитражного суда. Оспаривание решений министерств и ведомств, курирующих экономические вопросы, например налоговых органов, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, также проходило в арбитражных судах. Было исключено вмешательство прокуратуры в судебный спор, в котором отстаиваются частные интересы вне зависимости от того, кто судится — граждане или компании. Из гражданского процесса были выведены народные заседатели, которые не могли квалифицированно оценивать хозяйственные споры. Принятие Уголовно-процессуального кодекса было вызвано неэффективной практикой уголовного производства. Кодекс обеспечил подсудимым, обвиняемым, пострадавшим и свидетелям дополнительные права в уголовном процессе. В 2001 г. были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и третья часть Гражданского кодекса. В 2003 г. был принят Таможенный кодекс. В 2004 г. с принятием Жилищного кодекса кодификация российского законодательства, считается фактически завершенной.
Столкновения с олигархами
Первые же действия Владимира Путина на посту премьер-министра, а затем и.о. Президента вызвали недовольство ряда олигархов. 28 февраля 2000 г. на встрече с представителями крупного капитала Путин объяснил, что не потерпит вмешательства бизнеса в принятие государственных решений и тем более не потерпит попыток приватизации бизнесом властных полномочий. Принцип равноудаленности бизнеса от власти касался всех, и действия Президента доказывали, что это не риторика, а продуманная политика. Значительная часть олигархов смирилась с этим положением дел. Двое представителей этого сообщества — медиамагнаты В. Гусинский и Б. Березовский — были не готовы отказаться от рычагов давления на власть. Конфликтами с этими двумя олигархами ознаменовались 2000—2001 гг. Для власти речь шла о разрушении системы олигархического контроля над средствами массовой информации (СМИ). Разрушение системы олигархического контроля над СМИ было необходимым условием возвращения государству его законных прав и полномочий, тем более что сам олигархический контроль держался на незаконных основаниях. В современном массовом обществе контроль над СМИ — один из ключевых элементов воздействия на политику, поскольку политики зависимы от общественного мнения, а оно, в свою очередь, в значительной мере формируется средствами массовой информации. В основе олигархического воздействия на государственную политику во второй половине 1990-х гг. лежал контроль олигархов над электронными и печатными СМИ. Когда Гусинский своевременно не выплатил кредиты, взятые у Газпрома и Сбербанка, началась процедура банкротства телеканала НТВ и его возвращение в собственность государства. В конечном итоге компания НТВ была передана холдингу «Газпром-медиа», а Гусинский получил 300 млн. долларов за свои акции в компании и эмигрировал из России. Позднее контроль государства был восстановлен и над телеканалом ОРТ. Юридически телеканал всегда принадлежал государству, владевшему 51% акций. Узурпация прав собственника Б. А. Березовским была устранена путем простой смены менеджмента. Так были пресечены все попытки шантажировать власть через подконтрольные информационные ресурсы. Гусинский и Березовский продолжают оставаться за границей. Первый из них отошел от публичной политики, Березовский регулярно выступает в российских и зарубежных СМИ с критикой действий российских властей, а в 2006 г. прямо заявил, что его деятельность направлена на силовой захват власти в России. Следующее столкновение государства с олигархами произошло в 2003 г. 25 октября в аэропорту Новосибирска был арестован владелец крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС М. Ходорковский, который вместе со своими ближайшими партнерами обвинялся в уклонении от налогов и мошенничестве. Защитники Ходорковского утверждали, что его преследование осуществляется по политическим мотивам — из-за финансирования им оппозиционных партий. Действительно, в преддверии выборов депутатов Государственной Думы владельцы ЮКОСа попытались обеспечить себе большинство в будущем парламенте, финансируя сразу ряд политических партий в обмен на включение в списки своих людей. Однако справедливость требует признать, что М. Ходорковский финансировал не только оппозиционные, но и проправительственные партии. Это была не столько оппозиция, сколько попытка «олигархического реванша», при которой коррумпировались парламент и вся партийная система независимо от политических платформ партий и фракций. Кроме этого, государство впервые заявило о необходимости защиты стратегических энергоресурсов как составляющей безопасности страны. Смысл «дела ЮКОСа» был в том, что укрепившееся государство послало крупному бизнесу однозначное послание: соблюдайте закон, платите налоги и не пытайтесь ставить себя выше государства. Послание было услышано. В 2004 г. после «дела ЮКОСа» поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков по сравнению с 2003 г. увеличилось сразу на 133,8%. Причем если в 2002—2003 гг. динамика поступлений налога на прибыль в нефтяных компаниях падала, то в 2004 г. поступления от этого налога выросли сразу на 225,3%. Некоторые компании, исходя из «дела ЮКОСа», добровольно доплатили налоги. «Дело ЮКОСа» окончательно похоронило надежды олигархов на сохранение своего контроля над российским государством.
Чечня. Борьба с терроризмом
После завершения в 2000 г. активной фазы боевых действий и назначения в июне 2000 г. муфтия Чечни А. Кадырова главой временной администрации сопротивление боевиков перешло в фазу террористической войны. В Чечне в 2000—2003 гг. Федеральный Центр предпринимал меры для нормализации политической и экономической ситуации. Но если в экономической сфере в этот период успехи были незначительные, то политические изменения отмечали все. В августе 2000 г. был избран депутат Госдумы от Чеченской республики А. Аслаханов. В марте 2003 г. в ходе референдума ее жители проголосовали за новую Конституцию, в которой оговорено, что Чеченская республика является частью Российской Федерации. В этой же Конституции республике предоставляются широкие полномочия в пределах российского законодательства. В октябре 2003 г. прошли выборы президента Чеченской республики, на которых победил А. Кадыров. В целом федеральный Центр сделал ставку на решение проблем этой республики силами чеченских лидеров, а не путем насаждения в республике генерал-губернаторов из Москвы. Чтобы уменьшить напряженность на Северном Кавказе, власти России не отказывались от ведения переговоров с лидерами боевиков. Так, в ноябре 2001 г. прошла встреча полпреда в Южном федеральном округе Виктора Казанцева и представителя боевиков А. Закаева. Скоро стала очевидной бессмысленность ведения переговоров с представителями руководства террористической сети. 23 октября 2002 г. в Москве произошел захват зрителей мюзикла «Норд-Ост», в результате которого погибли 130 человек. С ноября 2002 г. боевики развернули активную террористическую войну. В конце декабря 2002 г. был взорван дом правительства Чечни в Грозном. В июле 2003 г. в Москве произошел взрыв на рок-фестивале в Тушино, в августе был взорван военный госпиталь в Моздоке, в декабре взрыв уничтожил электричку в Ставропольском крае. В феврале 2004 г. происходит взрыв поезда метро в Москве. Каждый из этих терактов унес жизни более десятка человек. На праздновании Дня Победы в 2004 г. в результате теракта погиб глава Чечни — президент А. Кадыров. В конце августа 2004 г. террористы взорвали два самолета, совершили теракт около метро «Рижская» в Москве. 1 сентября 2004 г. бандиты захватили школу в городе Беслане республики Северная Осетия — Алания. В результате этой трагедии погибли 330 человек, большинство из которых дети. В конце 2004 г. ситуация в Чеченской республике существенно изменилась. 29 августа 2004 г. 73% избирателей проголосовали за избрание нового президента Чеченской республики А. Алханова. Премьер-министром стал Р. Кадыров — сын погибшего первого президента республики. В марте 2007 г. он стал президентом Чеченской республики. Новое руководство проводило линию по интеграции боевиков, не запятнавших себя тяжкими преступлениями, в общество и параллельно вело войну на уничтожение с лидерами боевиков. Прошедшие в ноябре 2005 г. выборы в парламент Чеченской республики стали очередным свидетельством нормализации обстановки. В июле 2006 г. был уничтожен лидер всего террористического подполья на Северном Кавказе Ш. Басаев, еще раньше был ликвидирован А. Масхадов. Утратившие лидеров и лишившиеся финансовой поддержки боевики перестали представлять собой организованную силу.
Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг. На фоне непростых процессов стабилизации в Российской Федерации политика Президента встретила одобрение и понимание большинства граждан России. В декабре 2003 г. прошли парламентские выборы. Больше всего голосов получила партия «Единая Россия». Она получила 37,6 % голосов. Большинство депутатов-одномандатников вошли во фракцию «Единая Россия», получившую в результате этого конституционное парламентское большинство. На втором месте оказалась КПРФ (12, 6 %). На третьем – ЛДПР (11, 5) В Думу прошёл также блок «Родина», набравший 9% голосов. Он объединял силы левой и национально – патриотической оппозиции. Либеральные партии «Яблоко» и СПС не преодолели пятипроцентный барьер, и их представители не попали в Государственную Думу. 24 декабря 2003 г. съезд партии «Единая Россия» принял решение о поддержке кандидатуры В. В. Путина на выборах Президента Российской Федерации. 14 марта 2004 г. состоялись президентские выборы. Граждане России подтвердили мандат доверия, выданный В. В. Путину в 2000 г.Он добился убедительной победы уже в первом туре, получив 71, 2 % голосов избирателей.
|