Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сепаратизм и угроза распада России
Похожие статьи вашей тематики
После распада СССР геостратегическое положение России значительно осложнилось. Главный положительный фактор — прекращение противостояния с Западом — стал ослабевать потому, что восточноевропейские страны из союзников превратились в субъектов европейской политики, отнюдь не стремящихся быть мостом между Россией и Западом. После распада СССР требовалось четко оформить национально-государственное устройство России. Согласно действовавшей Конституции, страна представляла собой федерацию. Руководство предприняло попытки сгладить остроту национально-государственных проблем. В марте 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор. Согласно этому документу, в состав Российской Федерации вошли 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, 1 автономная область и 2 города федерального значения). По существу, предлагалась модель «договорной федерации», т. е. создание государства по типу США. Россия как государство должна была возникнуть лишь в результате согласия субъектов Федеративного договора на ее создание. Такая модель противоречила как исторической традиции России, веками существовавшей как централизованное государство, так и реальности, в которой 66 из 89 регионов управлялись губернаторами, назначенными указами Президента Б. Н. Ельцина. Модель таила в себе и другую опасность — тем самым ее тогдашнее состояние признавалось состоянием отсутствия единого государства, состоянием «перехода»: РСФСР как части СССР уже не было, а России как самостоятельного государства еще не было. Однако Чечня и Татарстан отказались подписывать договор, Башкортостан сопроводил подпись целым протоколом оговорок. Федеральный Центр шел на существенные уступки регионам. Однако уступки были восприняты как слабость Центра, и стремление к самостоятельности только усилилось. Края и области стали выбивать себе все бóльшие полномочия. Например, было заявлено о создании Уральской республики на территории Свердловской и соседних областей. С этими же целями пытался поставить вопрос о Южноуральской республике в 1993 г. Челябинский областной Совет. Всё это вело к распаду России, по модели распада СССР. Конституция России, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, сняла часть проблем, зафиксировав равноправие субъектов Федерации в отношениях с Центром. Однако декларированное равноправие не стало фактическим. между Центром и субъектами Федерации. Последние стремились получить как можно больше самостоятельности. В итоге некоторые республики (Башкортостан, Татарстан, Якутия) получали значительно бóльшие права, чем прочие субъекты Федерации. Противостоять этому Центр не мог в силу отсутствия дееспособного государства. В 1990-е гг. продолжилось ухудшение национальных отношений. Активное разрушение общегосударственного сознания привело к росту этнического самосознания. Очень важно в этом плане заметить волну переименований субъектов Российской Федерации: Марий Эл, Саха, Ичкерия и т. д. Новые названия отражали рост этнического или национального самосознания. Существовала и проблема русскоязычного населения, которую правительство не смогло достойно решить. 25 млн. русских и 5 млн. представителей других российских народов оказались за пределами России. Им и еще 2 млн. беженцев не была оказана должная помощь.
«Чеченский кризис»
Вершиной кризиса Федерации стали события в Чечне. В сентябре 1991 г. «Объединенный комитет чеченского народа» во главе с Дж. Дудаевым захватил власть в Чечне, объявив о создании республики Ичкерия. Дудаев демонстрировал предельное подозрение к федеральной власти и собственную силу публичными акциями: разгоном умеренной оппозиции в Грозном, смертными казнями с выставлением напоказ отрубленных голов на площадях и т. д. В 1992—1994 гг. из месяца в месяц в южных регионах России захватывались автобусы с заложниками, разворовывались поезда, из Чечни изгонялось нечеченское население. Российское руководство решило пойти на силовые меры. В ноябре 1994 г. Президент Ельцин отдал приказ о подавлении вооруженного мятежа в Чечне. Началась так называемая Первая чеченская война (1994—1996). Российское командование недооценило противника. Зимой 1994/1995 гг. прошли кровавые сражения за город Грозный. Летом 1995 г. группа боевиков под командой Ш. Басаева захватила больницу в городе Буденновске Ставропольского края. Премьер-министр B. C. Черномырдин взял на себя ответственность и вступил в переговоры с Басаевым. В итоге бандиты оставили город и ушли в Чечню. Начавшиеся после этого мирные переговоры сепаратисты использовали для восстановления и перегруппировки своих сил. В конце 1995 г. боевые действия активизировались на всей территории республики. В декабре развернулись ожесточенные бои в Гудермесе — втором по величине городе республики. Затем были атака боевиков на дагестанский город Кизляр, бои в селе Первомайском, атака мятежников на Грозный 6—8 марта 1996 г. К концу апреля федеральным силам удалось переломить ход военных действий в свою пользу. В ночь на 22 апреля был уничтожен президент республики Ичкерия Дудаев. Правительственные войска нанесли ряд поражений боевикам. В преддверии президентских выборов 27—28 мая 1996 г. в Кремле состоялась встреча российской и ичкерийской делегаций (с участием Б. Ельцина и З. Яндарбиева), в ходе которой было достигнуто соглашение о перемирии с 1 июня 1996 г. и обмене военнопленными в двухнедельный срок по принципу «всех на всех». После победы Ельцина на президентских выборах 1996 г. федеральный Центр по инициативе секретаря Совета безопасности А. И. Лебедя предпринял еще одну попытку разгромить мятежников. Но она оказалась безуспешной. В августе 1996 г. в Хасавюрте (Республика Дагестан) представителями Федерации и чеченских региональных властей были подписаны соглашения об урегулировании ситуации. Итогом договоренности стало окончание военных действий и вывод федеральных войск из Чечни. 27 января 1997 г. президентом Ичкерии был избран А. Масхадов. Де-факто Чечня стала независимой. Подписанный договор не решил проблему. Чеченское руководство установило связи с международными террористическими сетями. На территории Чечни была сформирована террористическая инфраструктура, включающая лагеря подготовки боевиков, налаженные каналы проникновения в пределы России эмиссаров террористических организаций, поставок оружия и поступления денежных средств. Этот момент показался чрезвычайно благоприятным для авантюристов, которые не оставили замыслов изменить ситуацию на Северном Кавказе. 2 августа 1999 г. началось вторжение боевиков с территории Чечни в Дагестан. Командиры и идеологи террористов Басаев, Хаттаб и Умаров объявили о создании независимого государства Дагестан. Целью агрессии было объявлено создание «шариатского государства от моря до моря». 9 августа премьер-министр С. В. Степашин, ранее пытавшийся достичь компромисса с ваххабитами в Дагестане, был отправлен в отставку. На его место назначили бескомпромиссного директора ФСБ В. В. Путина. Ельцин публично объявил его своим преемником.
С 10 по 26 августа на территории Дагестана велись боевые действия с террористами, которых удалось разбить и вытеснить обратно в Чечню.
После нападения боевиков на Дагестан в 1999 г. Российская Федерация в одностороннем порядке расторгла хасавюртовские соглашения.
Попытка Ельцина остановить развал страны дала неоднозначный результат. В условиях непрерывной борьбы с оппозицией, развала армии, деградации экономики, военная компания только усилила кризис. Оказалось, что руководство страны, не смогло решить чеченскую проблему ни силовыми, ни политическими средствами. Фактически Чечня выпала из состава России. Однако в ходе военных действий было доказано не только то, что сецессия (выход отдельного региона из состава страны) возможна, но и то, что платой за это является война. Это резко умерило накал сепаратизма в других республиках и охладило горячие головы. Сепаратистские движения в регионах России во многом маргинализировались и перестали быть влиятельной политической силой.
Не смирившись с поражением, террористы перешли к войне против мирного населения. 4 сентября 1999 г. был взорван жилой дом в Буйнакске. 9 сентября в Москве произошел взрыв жилого дома на улице Гурьянова, а 13 сентября взорван дом на Каширском шоссе. 16 сентября 1999 г. террористы взорвали жилой дом в Волгодонске. 17 сентября премьер-министр В. В. Путин назвал заключенные в Хасавюрте мирные соглашения ошибкой. 23 сентября Ельцин подписал указ о начале боевых действий в Чечне. К 18 октября 1999 г. федеральные войска окружили Грозный. Мирным жителям был предоставлен коридор для того, чтобы покинуть город. Параллельно событиям на Кавказе разворачивалась предвыборная кампания. Пока проходила антитеррористическая операция, граждане России выступали с поддержкой действий федеральных властей, несмотря на пропаганду ряда телеканалов, призывавших предоставить Чечне независимость и прекратить военные действия. Поддержка населения наглядно проявилась в росте рейтинга доверия Владимиру Путину. В августе, после того как он стал премьер-министром, его рейтинг составлял 10%. В октябре, после вытеснения боевиков из Дагестана и начала антитеррористической кампании в Чечне, его рейтинг вырос до 20%. Успешное уничтожение террористов и боевиков федеральными силами, окружение Грозного и твердая решимость руководства страны довести операцию по уничтожению бандитского государства до конца привели к росту рейтинга доверия В. В. Путину до 45% в конце ноября 1999 г. Причины столь высокой поддержки Владимира Путина объясняются его решительными действиями по уничтожению терроризма и бандитизма на Северном Кавказе, а также активными усилиями, которые предпринимало правительство во главе с будущим президентом по разрешению экономических проблем. В частности, уже осенью 1999 г. была полностью ликвидирована задолженность по выплатам пенсии. Несмотря на антитеррористическую операцию в Чечне, правительству удалось несколько снизить инфляцию, стабилизировать ситуацию на валютном рынке, снизить безработицу, а также сократить задолженность по выплатам зарплаты. Но все же именно борьба с терроризмом дала Владимиру Путину столь мощную общественную поддержку, и, именно опираясь на эту поддержку, будущий президент смог решать проблемы, стоящие перед страной. 7 февраля 2000 г. Грозный был взят, но боевые действия на территории Чечни еще продолжались. 20 марта 2000 г. Владимир Путин прилетел в Грозный на истребителе. Фактически бандитское сопротивление в Чечне было подавлено. Начался длительный процесс восстановления нормальной жизни в республике. 12 июня 2000 г. главой временной администрации Чечни был назначен Ахмат Кадыров. Это был первый шаг по передаче власти в республике местным жителям и возвращению населения к мирной жизни.
Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90 –е гг. XX в. В период реформ Россия сделала очень непростые шаги ради того, чтобы сломать барьеры, отделяющие ее от Запада. До 1993 г. Запад не услышал от России «нет» ни по одному значимому вопросу международной жизни. Министр иностранных дел РФ А. Козырев выразился откровеннее многих: «Зачем нам своя внешняя политика, если в Вашингтоне ее делают лучше?» Перелом наступил после заявления президента США У. Клинтона о том, что США намерены распространить НАТО на Восток. Это было настолько неожиданно, что пребывавший в Польше с государственным визитом Б. Н. Ельцин сказал, что «ничего не имеет против». Но по возвращении в Москву он заявил о наступающем «холодном мире». В период 1994—1996 гг. Россия пыталась узнать, чем она могла напугать усиливающийся западный военный союз. Ведь в ноябре 1990 г. в Париже Горбачев подписал Хартию о безблоковой Европе. Варшавский договор исчез. Но почему продолжал расти Североатлантический союз? Происходящее расширение НАТО и увеличение числа членов Европейского союза во всей остроте ставили вопрос о подлинном месте России в Европе. Далеко не все на Западе с легкостью воспринимают игнорирование крупнейшего европейского государства. При этом Россия не вышла из процесса сокращения стратегических вооружений, поддерживать баланс которых с США ей становилось все тяжелее. Президент США Дж. Буш-старший удивил многих, когда быстро переориентировался с Горбачева на Ельцина. Он давил на российское руководство с целью подписания Договора о стратегических наступательных вооружениях-2 (СНВ-2). Ельцин же показывал всем, что теперь основывает безопасность своей страны не на оружии устрашения, а на постоянном смягчении напряженности и дружбе с США. Первое конкретное обсуждение проблем заключения Договора СНВ-2 состоялось во время первой встречи на высшем уровне Буш — Ельцин в феврале 1992 г., но завершилось созданием единого документа только через 11 месяцев. Согласно Договору СНВ-2 обе страны согласились на сокращение на 2/3 стратегических ядерных потенциалов (СНВ-1 — на 1/3). Были оговорены инспекции на местах. Предполагалось к 2003 г. уничтожить все «тяжелые ракеты» (типа СС-18 и СС-19), все многозарядные (мирвированные) стратегические ракеты. К 2000 г. общая численность триады боезарядов не должна была превышать 4250 единиц, а к 2003 г. — 3000 единиц. К 2003 г. общая численность баллистических ракет подводных лодок не должна была превышать 1750 единиц. Договор СНВ-2 с трудом прошел ратификацию в Государственной Думе. Многие депутаты не желали расставаться с последним признаком великодержавности страны, ее самозащиты. В 1995 г. Россия и США продлили на все обозримое будущее запрет на испытание всех видов ядерного оружия. В 1997 г. НАТО приняло решение о вступлении 10 новых государств в его состав. Россия предъявила свои возражения, апеллируя к достигнутым еще М. С. Горбачевым договоренностям о том, что НАТО не будет расширяться. Но поскольку эти договоренности носили устный характер, они не были приняты в расчет. Правда, в силу взаимных интересов Запад не планировал открыто идти на обострение отношений с Россией. Но и Россия не могла существенно противодействовать расширению НАТО. В мае 1997 г. между Россией и НАТО был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. В документе говорилось о том, что стороны не рассматривают друг друга в качестве противников. Но надо понимать, что этот документ всего лишь декларация, которая не содержала никаких обязывающих положений. Этот дружественный шаг был вскоре полностью проигнорирован западными союзниками в процессе принятия решения о первом за историю Североатлантического союза силовом действии за пределами зоны традиционной ответственности НАТО — бомбардировке Югославии весной 1999 г. Предыстория этого события такова. В 1998 г. разразился так называемый косовский кризис. Югославское правительство начало борьбу с албанскими сепаратистами в крае Косово. Военные столкновения привели к страданиям гражданского населения. Международное сообщество потребовало прекратить нарушения прав человека. Но в этом конфликте страны НАТО стали на сторону косовских албанцев. Запад обвинил Югославию в геноциде и 24 марта 1999 г. напал на нее, не имея санкций со стороны Совета Безопасности ООН. Государственный секретарь США М. Олбрайт объявила, что белградское правительство под давлением массовых налетов авиации Североатлантического союза сдастся на 4-й день и пойдет на условия, ведущие к отделению югославской провинции Косово. Американцы недооценили решимость граждан Югославии. На 78-й день бомбардировок, когда Белград был готов бороться и дальше, администрация Ельцина направила в Белград Черномырдина, который в буквальном смысле заставил президента Югославии С. Милошевича подписать капитуляцию перед Западом. Но даже эта помощь не вызвала у американского руководства желания видеть в России партнера. Стремление России получить под временный контроль небольшую территорию Косова, (чтобы уберечь от репрессий сербское меньшинство Косовского края) было отвергнуто Вашингтоном самым энергичным образом. Вскоре Косово было оккупировано американцами и их союзниками, к власти в Югославии пришло проамериканское правительство. Действия стран Запада на Балканах — это еще один пример гуманитарной интервенции, когда НАТО вмешалось во внутренние дела иностранного государства под лозунгом защиты гуманитарных прав. Российская элита увидела в этих действиях явный вызов национальным интересам России, а военные действия в Косове рассматривала как репетицию будущих акций НАТО против Российской Федерации или ее союзников, прежде всего Белоруссии. Все эти события стимулировали процесс расширения НАТО. В 1999 г. Польша, Чехия, Венгрия вступили в НАТО. А такие страны, как Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, стали новыми кандидатами на вступление в альянс. В итоге в конце 1990-х гг. косовский кризис и возобновление боевых действий в Чечне наряду с другими факторами привели к ухудшению отношений Российской Федерации с Западом до такой степени, что впервые за десятилетие возникла возможность прямого вмешательства западных стран в дела России в форме экономических, политических и даже военных санкций. Все это доказывало, что Запад занимал достаточно враждебную позицию по отношению к России. Об этом свидетельствует политика двойных стандартов. Именно в 1990-е гг. европейские государства и органы Евросоюза стали активно выступать с критикой ситуации с правами человека в России, имея в виду прежде всего события в Чечне и в целом на Кавказе. Но в то же время они упорно не желали замечать ущемления прав русскоязычного населения в странах Балтии.
|