Возведение земляного полотна в особых условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возведение земляного полотна в особых условиях.



Возведение земляного полотна в особых условиях.

Когда возведение земляного полотна необходимо на участках повышенной влажности, т.е. на пересечение болота или оврага с крутыми склонами, применяют способ отсыпки насыпи с головы. При этом способе с самого начала отсыпают до проектной отметки, а наращивание её происходит непрерывно с торца до тех пор, пока она не пересечёт весь участок с повышенной влажностью (болото, овраг). Недостатком этого способа является невозможность уплотнения грунта всей насыпи. Уплотнение происходит в результате постепенной осадки насыпи под действием массы грунта и влияние других естественных факторов (в том числе воздействия проезжающих автомобилей). Для того чтобы уменьшить недостатки этого способа, применяют комбинированный способ отсыпки. Сущность его состоит в сочетании отсыпки с головы и послойной.

Например, при сооружении насыпи на болоте можно нижнюю её часть от минерального дна до поверхности болота вести по способу с головы, а верхнюю - отсыпать послойно.

Возведение насыпей и разработка выемок бульдозерами.

Бульдозер представляет собой навесное оборудование на базовом гусенич­ном или пневмоколесном тракторе, включающее отвал с ножами, толкающее устройство в виде брусьев или рамы и гидравлическую систему управления от­валом.

Бульдозеры применяют для послойной разработки и перемещения грунтов 1-й-4-й категорий. Области применения бульдозера:

1. возведение земляного полотна из выемки в насыпь, из боковых резервов в насыпь высотой до 1-1,5м;

2. землеройно-планировочные работы: планировка площадок, послойное разравнивание привозного грунта, перемещение его к голове насыпи;

3. снятие растительного слоя грунта, перемещение грунта на небольшие расстояния (10-30м);

4. сооружение полувыемки-полунасыпи на косогоре;

5. окучивание материалов при выполнении складских операций;

6. уборка валунов и пней, корчевка и валка мелколесья;

7. вспомогательные работы.

Эксплуатационная (технич) производительность (выработку) бульдозера определяют по зависимости:

Где a,b,h- геометр размеры призмы волочения

n- число циклов в смену(час), опред как

Кп – коэф потерь,=1-1,05

Кн – коэф наполнения призмы волочения без открылков и козырьков =0,9, СА с их наличием =1,2

Кв – коэф использования раб времени =0,85-0,9

Кр – коэф разрыхления грунта, см. табл.

tц- продолжительность одного цикла, сек ==

где Lр , Lп –соотв длина участка зарезания и перемещения грунта к месту укладки

Vр Vп Vх – соотв скорости движения бульдозера при зарезании, перемещ, обратном ходе (холостом)

-время поворота (10-15 сек)

- время переключения передач (6-8 сек)

- время на опускание и подъем отвала (4-5 сек)

 

Грейдерные работы

Автогрейдеры представляют собой самоходные планировочно-профилировочные машины, основным рабочим органом которых служит полноповоротный отвал с ножами, размещенный между передним и задним мостами пневмоколесного ходового оборудования. Автогрейдеры применяют для:

1. послойной разработки и перемещения на расстояние до 100м грунтов 1-й-3-й категорий при планировочных и профилировочных работах на строи­тельстве земляного полотна;

2. сооружения невысоких насыпей и профильных выемок;

3. засыпки траншей, канав;

4. очистки дорог от снега в зимнее время года.

Эксплуатационная (технич) производительность (выработка) автогрейдера - по зависимости:

q - оббьем вала грунта (q=fL)

f- вырезаемая борозда

L- длина захватки

Кв – коэф использования раб времени =0,85-0,9

Кр – коэф разрыхления грунта, см. табл.

tц- продолжительность одного цикла, сек ==

где L – длина захватки

V1 V2 – соотв скорости при зарезании и перемещ

-время поворота (10-15 сек)

- время на одну перестановку отвала

 

 

6. Классификация грунтов и основные требования к грунтам для возведения земляного полотна

Грунты, используемые для возведения насыпей, разделяют на четыре основные группы: скальные, добываемые путем разрушения естественных сплошных или трещиноватых скальных массивов; крупнообломочные, залегающие в естественных условиях в виде аллювиальных и делювиальных отложений; песчаные; глинистые.

Каждая из перечисленных групп имеет классификацию по разновидностям и своим особым характеристикам.

Для насыпей применяют грунты, состояние которых под действием природных факторов не изменяется или изменяется незначительно, что не влияет на их прочность и устойчивость в земляном полотне. К таким грунтам относят: скальные неразмягчаемые породы, крупнообломочные, песчаные (кроме мелких и пылеватых), супеси легкие и крупные. Эти грунты применяют для возведения земляного полотна без ограничений.

Грунты глинистые, мелкие и пылеватые пески, размягчаемые скальные грунты, некоторые грунты особых разновидностей также пригодны для возведения земляного полотна, но при этом необходимо учитывать некоторые ограничения.

Грунты используемые в дорожном строительстве классифицируются с СТБ 943-93 по происхождению, составу, состоянию в природном(естественном) залегании, набуханию и просадочности.

Грунты для верхней части зем. Полотна (рабочий слой) дополнительно классифицируются по составу просадочности, склонности к морозному пучению и степени увлажнения.

Важным моментом непосредственно к возведению зем. Полотна является дополнительное выделение особых грунтов к которым относятся:

-торфяные и заторфованные грунты

-сапропелы и илы

-лессы

-мергелы

-тревелы

-тальковые

-черноземы

-техногенные грунты.

К слабым грунтам при отсутствии данных испытаний по прочности на сдвиг, модулю осадки, модулю деформации следует во всех случаях относить: торф, заторфованные грунты, илы, сапропелы, черноземы, которые не применяются для возведения зем. Полотна или органически пригодны после улучшения

К дренирующим грунтам следует относить все грунты имеющие при максимальной плотности, при стандартном уплотнении коэф. Фильтрации не менее 0,5м/сут.

 

 

7. Конструкции земляного полотна

Земляное полотно – это дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дорог, воспринимающее от них нагрузку от подвижного транспорта, собственного веса и распределяющее эту нагрузку на основание.

Размеры земляного полотна зависят от категории дороги и превышения красной линии продольного профиля над окружающей местностью.

Основными элементами земляного полотна являются:

1)верхняя часть земляного полотна (рабочий слой) - зона глубиной, равной 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от верха покрытия; для выемок, участков с нулевыми отметками или низких насыпей в рабочий слой могут попадать грунты в природном залегании с ненарушенной структурой;

2)откосная часть - зона, ограниченная поверхностями откосов, и вертикалями, проходящими через бровки насыпей или выемок, а снизу - основанием насыпи или выемки;

3)ядро насыпи - зона, расположенная ниже рабочего слоя и ограниченная снизу основанием насыпи, а с боков - вертикалями, проходящими через бровки насыпи;

4)основание насыпи - зона, расположенная под насыпью в пределах естественной грунтовой толщи; основание выемки - зона, расположенная ниже границы рабочего слоя.

а) б)

Рис. Элементы земляного полотна: а - насыпь; б - выемка; 1 - рабочий слой; 2 - откосные части; 3 - ядро насыпи; 4 - основание насыпи; 5 - основание выемки; 6 - дорожная одежда; 7 - обочина

Земляное полотно должно быть прочным и устойчивым. Его устраивают в виде насыпей или выемок. Геометрическая форма земляного полотна должна препятствовать снегозаносимости, а также отвечать требованиям безопасности движения.

Для обеспечения высокой прочности и устойчивости земляного полотна при его проектировании и строительстве предусматривают ряд мероприятий:

1) предохранение верхней части земляного полотна от избыточного увлажнения за счет придания его поверхности уклонов, а также защиты от проникновения воды через обочины;

2) предохранение земляного полотна от увлажнения снизу за счет его возвышения над уровнем грунтовых вод, устройства изолирующих или капилляропрерывающих прослоек из укрепленных грунтов, нетканых или синтетических материалов и пленок; замены неблагоприятных грунтов в основании;

3) обеспечение своевременного отвода воды, скапливающейся в верхней части земляного полотна и в основании, путем устройства дренирующих слоев или дренажей.

Самыми уязвимыми местами земляного полотна являются откосы, поскольку они испытывают различные воздействия погодно климатических факторов, подземных и текучих вод. Откосы насыпей могут быть подтопляемые и неподтопляемые. Конструкцию откосов выбирают на основе расчетов устойчивости в связи с возникновением различных локальных деформаций в виде осыпей, оплывин, выносов, обрушений, размывов. Конструкции откосов могут предусматривать биологическую защиту откосов и конусов, укрепление их бетонными, железобетонными и асфальтобетонными конструкциями, устройство откосов из укрепленных грунтов или их защиту с помощью синтетических текстильных материалов

В состав земляного полотна входят также система поверхностно водоотвода и специальные удерживающие конструкции, предназначенные для обеспечения устойчивости самого земляного полотна или склонов, на которых оно располагается.

Планировочные, отделочные и укрепительные работы

Откосы земляного полотна под влиянием ветра, воды, перепада температур, вследствие изменения физических свойств грунтов могут разрушаться. Конструкции укрепления откосов земляного полотна различны. Их выбирают с учетом размеров и уклона откосов, погодно-климатических и гидрогеологических условий района, свойств грунтов и других факторов.

Простейшим укреплением является создание на поверхности откосов растительного травяного покрова. В отдельных случаях откосы укрепляют посадкой деревьев и кустарника. Применяют укрепления из слоев грунта, обработанного вяжущим, из отдельных железобетонных элементов, сплошных цементо- или асфальтобетонных покрытий. Наиболее распространенным и экономичным типом укрепления является создание дернового покрова путем посева трав. Этот вид укрепления часто сочетается с устройством решетчатого укрепления из сборных железобетонных элементов. Такую конструкцию обычно применяют для укрепления откосов глубоких выемок и высоких насыпей. Создание сплошных защитных слоев из сборного или монолитного железобетона применяют обычно на пойменных участках, на подходах к мостам. В горных условиях укрепление откосов из скальных выветривающихся грунтов производят с помощью бетона по методу пневмо-набрызга. Откосы насыпей и выемок при глинистых или песчаных грунтах в горных условиях часто укрепляют укладкой на них каменного материала слоями различной толщины или мощением штучным камнем. Укрепление откосов созданием дернового покрова может быть осуществлено двумя способами: механизированным или гидропосевом трав по слою растительного грунта, уложенного на откосах; гидропосевом трав без предварительного создания растительного слоя на откосах.

К отделочным работам относятся:

- планирование откосов насыпей и выемок;

- выравнивание бровок;

- зачистка дна канав и резервов;

Отделочные работы следует начинать сразу после возведения насыпи и разработки выемок. Для отделочных работ применяют автогрейдеры, бульдозеры; планирование откосов экскаваторами.

Для предотвращения разрушения откосов з/п под влиянием ветра и воды применяют укрепление откосов – засев трав или гравирование.

Укрепление откосов созданием дернового покрова может быть произведено двумя способами: механизированным или гидропосевом трав по слою растительного грунта, уложенного на откосах; гидропосевом трав без предварительного создания растительного слоя на откосах;

При первом способе на откос укладывают растительный грунт слоем 10-15см, а затем производят посев трав.

Во втором случае применяют смесь, состоящую из семян трав, минеральных удобрений, пленкообразующего компонента и воды.

 

Разбивка земляного полотна

После выноски пикетажа непосредственно перед началом земляных работ производят разбивку, которая состоит в нанесении и закреплении на местности основных точек, определяющих поперечные размеры будущих насыпей и выемок с учетом уклона местности, толщины снимаемого растительного слоя и расположения боковых канав и резервов. Особенно сложно проведение разбивки на кривых участках.

Эту работу выполняют на основе проведенного пикетажа оси дороги, руководствуясь проектными материалами и рабочими чертежами, в которых приведены типовые поперечные профили насыпей и выемок будущей дороги, продольный профиль с рабочими отметками каждого пикета.

Простейшие разбивочные работы проводят с применением визирок или универсального откосника. Визирка состоит из двух металлических штанг, одна из которых (наружная) является направляющей для другой и предназначена для закрепления в грунте, другая (внутренняя) свободно передвигается по первой, имеет в верхней части го­ризонтальную планку и закрепляется на заданной высоте.

На участках возведения земляного полотна для закрепления оси дороги в плане перед началом работ на каждом пикете и в местах перелома продольного профиля забивают колья с двух сторон на определенном расстоянии.

Затем на колья делают разноску рабочих отметок путем нивелирования от репера. Полученные отметки увеличивают на одну и ту же величину, например на 0,4—0,6 м. На кольях на этой высоте прибивают планку, верх которой является линией визирования.

После этого по данным поперечного профиля вычисляют расстояния от линии визирования до поверхности земляного полотна у края проезжей части. По полученным данным закрепляют верхнюю горизонтальную планку визирки. По визиркам и линиям визирования назначают высоту насыпи, глубину разрабатываемой выемки и др.

Разбивка насыпей. На дорогах, имеющих высоту насыпи по оси до 1,5 м, забивают колья, указывающие номера пикетов и высоту насыпи, а рядом ставят веху с поперечной планкой наверху, обозначающей поверхность будущей насыпи. При насыпях большей высоты ограничиваются забивкой только кольев по оси.

При разбивке насыпей на некрутых уклонах местности для облегчения работ применяют переносный шаблон. На крутых косогорах используют рейку с водяным уровнем и откосными планками. Рейка имеет длину 3 м, планки — по 0,3—0,4 м, жестко соединенные между собой под заданным уклоном откоса насыпи.

 

Рисунок 5.2 – Схема закрепления оси дороги на прямом участке трассы

 

 

1 - граница полосы отвода; 2 - пикеты (точка и сторожок с надписью);

3 - выносные столбики с отметками; НК - начало кривой; КК - конец кривой;

ВУ — вершина угла; T —тангенс кривой; Р — радиус кривой; К— касательная к кривой

 

Рисунок 5.3- Схема закрепления оси дороги на криволинейном участке трассы

Дополнительные реперы устанавливают в характерных точках рельефа за пределами полосы отвода и зоны производства работ.

32. Состав и назначение работ по планировке и укреплению земляного полотна.

Откосы земляного полотна под влиянием ветра, воды, перепада температур, вследствие изменения физических свойств грунтов могут разрушаться. Конструкции укрепления откосов земляного полотна различны. Их выбирают с учетом размеров и уклона откосов, погодно-климатических и гидрогеологических условий района, свойств грунтов и других факторов.

Простейшим укреплением является создание на поверхности откосов растительного травяного покрова. В отдельных случаях откосы укрепляют посадкой деревьев и кустарника. Применяют укрепления из слоев грунта, обработанного вяжущим, из отдельных железобетонных элементов, сплошных цементо- или асфальтобетонных покрытий. Наиболее распространенным и экономичным типом укрепления является создание дернового покрова путем посева трав. Этот вид укрепления часто сочетается с устройством решетчатого укрепления из сборных железобетонных элементов. Такую конструкцию обычно применяют для укрепления откосов глубоких выемок и высоких насыпей. Создание сплошных защитных слоев из сборного или монолитного железобетона применяют обычно на пойменных участках, на подходах к мостам. В горных условиях укрепление откосов из скальных выветривающихся грунтов производят с помощью бетона по методу пневмо-набрызга. Откосы насыпей и выемок при глинистых или песчаных грунтах в горных условиях часто укрепляют укладкой на них каменного материала слоями различной толщины или мощением штучным камнем. Укрепление откосов созданием дернового покрова может быть осуществлено двумя способами: механизированным или гидропосевом трав по слою растительного грунта, уложенного на откосах; гидропосевом трав без предварительного создания растительного слоя на откосах.

К отделочным работам относятся:

- планирование откосов насыпей и выемок;

- выравнивание бровок;

- зачистка дна канав и резервов;

Отделочные работы следует начинать сразу после возведения насыпи и разработки выемок. Для отделочных работ применяют автогрейдеры, бульдозеры; планирование откосов экскаваторами.

Для предотвращения разрушения откосов з/п под влиянием ветра и воды применяют укрепление откосов – засев трав или гравирование.

Укрепление откосов созданием дернового покрова может быть произведено двумя способами: механизированным или гидропосевом трав по слою растительного грунта, уложенного на откосах; гидропосевом трав без предварительного создания растительного слоя на откосах;

При первом способе на откос укладывают растительный грунт слоем 10-15см, а затем производят посев трав.

Во втором случае применяют смесь, состоящую из семян трав, минеральных удобрений, пленкообразующего компонента и воды.

 

 

Откосный дренаж

Устройство откосного дренажа начинают сразу же после разработки соответствующего яруса выемки. Сначала возле подошвы откоса роют траншею глубиной от 0,3 до 0,5 м, дно и откосы которой тщательно изолируют, оставляя выпуск для низа водонососного горизонта. В траншею укладывают трубофильтры или перфорированные асбоцементные трубки с обратным фильтром. Далее отсыпают проектные слои откосного дренажа и верхний защитный слой с планировкой поверхности и укреплением ее гидропосевом трав

Горизонтальные дренажные трубы располагают у подошвы откоса выемки или у подошвы ее отдельных ярусов

6.4.10

6.4.11 Рис. Виды увлажнения земляного полотна:

6.4.12 а — в насыпи; б — в выемке; 1 — атмосферные осадки; 2 — поверхностные воды; 3 — просачивающаяся вода; 4 — парообразная вода; 5 — пленочная вода; 6 — капиллярная вода; ГГВ — горизонт грунтовых вод

6.4.13 Атмосферные осадки в виде дождя и тающего снега при гладком и достаточно водонепроницаемом покрытии стекают с него на обочины, затем по откосам — в боковые канавы или резервы. При интенсивных осадках стекающая вода может размывать обочины и откосы, переполнять боковые канавы, размывать их и проникать в земляное полотно, переувлажняя его. На дорогах с продольным уклоном воздействие потоков усиливается и происходит размыв обочин вдоль кромки дорожной одежды, размыв насыпей в местах стока с них воды. Поэтому для сохранения земляного полотна укрепляют его поверхность и обочины, прорывают водоотводные канавы, строят различные водоотводные сооружения. В выемках вода, притекающая с прилегающей местности, размывает откосы и может вызвать их сползание. Необходимо преградить воде доступ в выемку и отвести ее нагорными и водоотводными канавами. Грунтовые воды при высоком их стоянии переувлажняют грунт земляного полотна, и для пониже­ния их уровня необходимо строительство дренажей.

6.4.14 Чтобы предохранить дорожную одежду от переувлажнения капиллярной и конденсирующейся водой и обеспечить устойчивость земляного полотна, в нем строят паро- и водонепроницаемые слои. Такие слои из материалов, обработанных органическими вяжущими, или в виде синтетических материалов препятствуют подъему воды по капиллярам и скоплению ее в верхней части земляного полотна и в дорожной одежде.

6.4.15 Некоторые водоотводные сооружения являются неотъемлемой частью земляного полотна. К ним относят все сооружения поверхностного водоотвода, перехватывающий и глубокий дренажи, паро- и водонепроницаемые, капилляроперехваты-вающие слои.

6.4.16 Водоотводные сооружения, предназначенные в основном для осушения и благоприятствования водно-тепловому режиму дорожной одежды, устраивают уже после возведения земляного полотна непосредственно при строительстве дорожной одежды. К ним относят дренажные и теплоизоляционные слои, а также дренажи для осушения песчаного дренирующего слоя.

35. Основные технологические процессы укрепления откосов искусственными материалами должны включать: приготовление рабочих смесей (цементобетон, грунт, обработанный вяжущими, мелкозернистая сухая бетонная смесь); вывозку на откосы рабочих смесей, щебня, железобетонных блоков дня упорной призмы, сборных бетонных, железобетонных и асфальтобетонных плит, элементов решетчатых конструкций, георешеток, НСМ (в том числе и с семенами трав по СТБ 1030), габионов, изношенных автомобильных шин; укладку и уплотнение (нанесение) рабочих смесей и щебня; монтаж блоков, плит и сборных решетчатых конструкций: заполнение ячеек решетчатых конструкций рабочими смесями, растительным грунтом, щебнем.

9.2.3 До начала укрепления откосов земляных сооружений сборными решетчатыми конструкциями индустриального изготовления необходимо устраивать бетонный упор, укладывая блоки принятого размера в траншею, подготовленную по опорной линии.

Элементы решетчатых конструкций следует укладывать снизу вверх.

При монтаже решетчатых конструкций треугольной конфигурации элементы следует наращивать рядами.

После укладки элементов решетчатых конструкций их следует объединить в узлах покрытыми битумом металлическими штырями

Стыки необходимо омоноличивать цементным раствором (состав 1:2) после окончания

монтажных работ

После монтажа решетчатых конструкций ячейки необходимо заполнить предусмотренным проектом материалом

9.2.12 При гидропосеве трав непосредственно в грунт откоса сборные элементы решетчатой конструкции должны быть утоплены в предварительно разрыхленную поверхность откоса на глубину от 10 до 15 см.

Отвод поверхностных вод

5.7.1 Нагорные канавы и ограждающие валы должны быть устроены до начала работ по возведению насыпей и разработке выемок. Кюветы и водосборные канавы, проходящие у подошвы насыпи, рекомендуется устраивать немедленно после снятия плодородного грунта. В выемках кюветы и водосборные канавы сооружают в процессе удаления недобора грунта.

5.7.2 Общий уклон временных водоотводных канав должен быть не менее 5%о.Предельные уклоны для временных неукрепленных водоотводных канав должны составлять: 20 %о в супесчаных грунтах и 40 %о - в суглинистых.

5.7.3 Канавы глубиной от 0,3 до 0,7 м нарезают автогрейдерами, а также бульдозерами с отвалами, соответствующими профилю канавы и оснащенными дополнительными ножами в форме лемехов.

Канавы глубиной от 0,7 до 1,5 м нарезают канавокопателями любого типа, глубиной от 1,5 до 3,0 м - роют экскаваторами с обратной лопатой или с ковшами драглайн.

Для устройства водоотводных канав значительной протяженности целесообразно использовать высокопроизводительные гидромелиоративные машины соответствующих типов с плужными, фрезерными и роторными рабочими органами.

5.7.4 Канавы роют, начиная с низовой стороны и устраивая выход в естественный водоприемник, захватками длиной от 500 до 1000 м сразу на полный профиль или последовательными проходами машины, доводя сечение канавы до проектных размеров.

5.7.5 При устройстве нагорных канав на косогорах вынимаемый грунт распределяют и укладывают в виде призмы вдоль канавы с низовой стороны. Укладывать грунт с нагорной стороны запрещается.

При устройстве боковых канав в выемках грунт вывозят за пределы выемки. В уширенных выемках этот грунт можно укладывать на закюветную полку с последующей планировкой и уплотнением.

37.Окончательную планировку поверхности земляного полотна с приданием установленных проектом поперечных уклонов и доуплотнение поверхностного слоя, планировку и укрепление откосов производят сразу после окончания возведения земляного полотна.

Все нарушения поверхности земляного полотна, вызванные построечным транспортом и осадками, следует устранить непосредственно перед устройством дорожной одежды. О выполненных работах составляют акт и ведомость приемки земляного полотна.
Водоотводные канавы и кюветы укрепляют сразу, по мере их устройства.
Планировку верха земляного полотна производят автогрейдером, начиная от краев с перемещением автогрейдера к центру после каждого прохода, с приданием поперечных уклонов согласно проекту. После окончания работ на захватке автогрейдер используют на планировке подъездов к резервам грунта для улучшения условий движения АТС.
Планировку откосов производят при заложении откосов 1:4 — бульдозером или автофейдером, при более крутом заложении — экскаватором. При невозможности планировки за один проход планировку производят поэтапно.

Планировку и укрепление обочин необходимо выполнять вслед за устройством дорожной одежды. При этом следует ликвидировать все вре­менные въезды и съезды.

Планировку и укрепление откосов высоких насыпей и глубоких выемок (включая устройство дренажей) следует производить сразу же после окончания сооружения их отдельных частей (ярусов).

38.Перестройка земляного полотна при реконструкции дорог.

Реконструкция дороги — перевод дороги в более высокую категорию — вызывает перестройку земляного полотна по нормам СНиП 2.05.02-85. При этих работах наиболее целесообразно сохранить старую дорогу для местного движения, а новую дорогу строить по новому направлению или рядом со старой. Но во многих случаях стремятся совместить новую дорогу со старой. При этом движение переводят на объездные дороги или пропускают по старой со значительным снижением скорости и неудобствами для проезжающих.

На отдельных участках дорога может проходить по новому направлению и не затрагивать старую дорогу. В этом случае возведение земляного полотна не вызывает осложнений и его выполняют по общим, ранее изложенным правилам.

При частичном совпадении новой трассы с осью старой дороги могут быть варианты, когда новая дорога проходит выше или ниже старой. В зависимости от величины возвышения работы могут потребовать только утолщения старой дорожной одежды или использования ее как основания для новой. При значительном повышении необходимо поднятие уровня земляного полотна с проведением земляных работ.

В большинстве случаев при реконструкции необходимо уширение земляного полотна, так как с повышением категории ширина земляного полотна увеличивается.

В зависимости от размеров этого уширения назначают способы работ и машины. В ряде случаев при реконструкции дороги учитывают замеченные недостатки при ее эксплуатации — наличие участков, подвергающихся воздействиям пучин, оползней, грунтовых вод и др. Это вызывает, в свою очередь, изменение земляного полотна, удаление пучинистых грунтов, строительство дренажей и других специальных устройств.

Одна из важных особенностей организации работ при реконструкции дорог — необходимость обеспечения бесперебойного пропуска транспортных средств через участки, где идут работы. Обычно это осуществляют путем устройства временных объездов по грунтовым дорогам, а при интенсивном движении и неблагоприятных условиях строят твердые покрытия на объездах, что усложняет и удорожает строительство. Поэтому при реконструкции обычно сокращают фронт работ, ведут строительные работы поочередно на каждой половине дороги, так планируют производство работ, чтобы пропуск

39. Работы по устройству дренажей включают следующие операции, подготовка трассы траншей, рытье траншей с осушением и креплением стенок, подготовку основания под трубы с возведением водонепроницаемого вертикального экрана в необходимых случаях, укладку и засыпку труб фильтрующими материалами, заполнение траншей местным грунтом, защиту дренажа от просачивания поверхностных вод.

Для начала рытья дренажных траншей необходимо подготовить трассу: закрепить ось траншей колышками и вешками, удалить пни камни, кустарники и прочее и спланировать путь для землеройных машин.

Для рытья траншей следует применять экскаваторы с обратной лопатой или траншейные. Эффективность одноковшовых экскаваторов повышается при использовании профильных ковшей.

При возможности заглубления дренажа в водоупорный слой грунта на 0,2-0,5 м на дно траншеи укладывают слои уплотненного щебня или гравия толщиной 5 см. Если водоупорный слой находится на большой глубине и дренаж его не достигает, то в качестве основания под трубы применяют гравийно-щебеночный слой, уложенный на слой песка толщиной 10 см, или бетонную подушку.

При перехватывающем дренаже во избежание просачивания воды в сторону земляного полотна вдоль ближайшей к нему стенки траншеи устраивают водонепроницаемый экран из уплотненной глины или рулонных изолирующих материалов.

В качестве дренажных труб применяют керамические, асбоцементные с пропилами, трубофильтры, пластмассовые трубы. При укладке в траншею и дренажных трубах протягивают оцинкованную проволоку, необходимую для прочистки дренажных труб. Концы проволоки закрепляют в смотровых колодцах.

Для наблюдения за работой дренажа и прочистки труб через каждые 50-80 м, а также на всех переломах дренажа в плане и продольном профиле устраивают смотровые колодцы из звеньев железобетонных труб диаметром 1 м, которые монтируют краном.

Поверх уложенных дренажных труб на высоту 30-40 см засыпают одноразмерный гравий или щебень (сначала фракции 40-70 мм, а потом 5- 10 мм), затем до уровня грунтовых вод средний или крупный песок. По поверхности песка укладывают противофильтрационный замок, представляющий собой тонкий слой водонепроницаемого материала или битумную пленку (норма разлива 4-5 л/м2). Обсыпка из гравия или щебня может быть заменена обертыванием труб нетканым синтетическим материалом типа дорнит.

Верхнюю часть траншеи засыпают местным грунтом, защищая его сверху от засорения и просачивания поверхностных вод слоем уплотненной глины толщиной 15 см и поверх нее слоем почвенного грунта.

Разграничения вертикальных слоев многослойных заполнителей в дренажной колонке достигается при помощи щитков, поднимаемых по мере заполнения колонки.

Для засыпки траншей применяют бульдозеры, оборудованные открылками, для уплотнения песка и местного грунта - электровибраторы. По мере засыпки траншей разбирают крепления стенок.

Открытые лотки в местах примыкания к дренажам укрепляют сборными элементами или мощением камнем с заливкой швов цементным раствором. Лоток укрепляют по длине не менее 2 м.

При устройстве подкюветного дренажа в мокрой выемке иглофильтры устанавливают в процессе ее разработки, не доходя 2-3 м до проектной отметки выемки. Шаг иглофильтров устанавливают расчетом. Осушение места работ начинают после разработки выемки с недобором 10 см.

40. Для укрепления обочин существующих дорог предусмотрено использование местных материалов: песчаных, супесчаных или близких к оптимальному составу грунтов, а также гравийных, щебеночных или некондиционных материалов, укрепленных цементом, битумом или битумными вяжущими совместно с цементом смешением в установке.

В пределах населенных пунктов обочины укрепляют на полную ширину.

Тип укрепления выбирают на основании технико-экономического сравнения вариантов с учетом максимального использования местных дорожно-строительных материалов, обеспечения оптимальной технологии в конкретных условиях, климатических особенностей района приложения дороги, наличия средств механизации и возможностей получения вяжущих и каменных материалов.

Конструкция укрепления предусматривает максимальную механизацию и технологичность.

Для каждого типа укрепления разработаны технологические карты, предусматривающие выполнение всех операций в порядке последовательности.

При расчете на прочность среднее количество наездов принято в размере 8% от общего количества автомобилей в транспортном полупотоке (по данным натурных наблюдений за распределением транспортных средств по ширине дороги). На остальной части укрепляемой обочины конструкция обеспечивает прочность при съездах единичных автомобилей для вынужденной остановки. Толщина слоя укрепления принята минимальной конструктивной для существующих типов.

Толщина слоя укрепления у кромки существующей дорожной одежды принята равной ее толщине без учета подстилающего слоя.

I. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

До начала укрепительных работ участок должен быть обеспечен водоотводом, должны быть устроены временные подъездные дороги и площадки для маневра транспорта и размещения материалов и конструкций.

 

Работы по укреплению кюветов и канав бетонными плитами выполняют в последовательности:

I. Отрывка траншеи кювета (канавы) экскаватором.

II. Зачистка дна и откосов траншеи вручную.

III. Устройство щебеночного основания под бетонные плиты.

IV. Укладка бетонных плит на откосы и дно кюветов (канав).

V. Заполнение швов между плитами цементным раствором.

I. Отрывка траншеи кювета (канавы) экскаватором

Отрывку траншеи кювета (канавы) осуществляют экскаватором, оборудованным обратной лопатой.

Разработанный грунт укладывают на расстоянии 1 - 1,5 м от внешней бровки траншеи, а затем разравнивают бульдозером. Глубину кювета определяют с помощью визирок.

II. Зачистка дна и откосов траншеи вручную

Откосы и дно траншеи кювета после ее разработки экскаватором зачищают вручную при помощи лопат и кирок. Зачистку ведут по контрольным колышкам, вбитым в дно и откосы кювета по нивелиру. Крутизну откоса проверяют при помощи передвижного шаблона. Излишки грунта удаляют из траншеи на расстояние 1 - 1,5 м от бровки кювета.

III. Устройство щебеночного основания под бетонные плиты

 

До начала работ по устройству щебеночного основания под бетонные плиты в пределах захватки должны быть полностью закончены и приняты работы по зачистке дна и откосов кювета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.095 с.)