ТОП 10:

Особенности ЗР в различных климатических условиях.



Земляные работы следует выполнять в наиболее благоприятные периоды года, когда грунты находятся в незамерзшем состоянии и влажность их не слишком велика, т.е. превышает оптимальную в допустимых пределах. Большое значение имеет и возможность движения машин по грунтовым дорогам (землевозные дороги). Таким благоприятным периодом года в районах с умеренным климатом является весенне-летний и часть осеннего пе­риода.

Земляные работы можно производить не только в весенний, летний и осенний периоды, при необходимости их выполняют и зимой, но это обычно требует дополнительных затрат материальных ресурсов и труда на очистку от снега, разрыхление замерзших грунтов, на мероприятия по предотвращению промерзания и т. д.

В некоторых районах зимой условия работ оказываются лучшими. Например, в засушливых районах, где промерзание грунтов незначительное, а снежный покров отсутствует или небольшой толщины, зимний период более благоприятен для ведения земляных работ, так как влажность грунтов большая.

В некоторых случаях промерзание грунтов является положительным фактором и может оказать решающее значение на выбор времени для производства земляных работ. Например, в заболоченных районах в летнее время проезд транспортных машин по грунтовым дорогам затруднителен, а иногда даже невозможен, поэтому, несмотря на сложность ведения земляных работ зимой, такое решение часто оказывается рациональным или даже единственным.

Земляное полотно, как правило, возводят заблаговременно. Строительство дорожной одежды проводят через год после земляных работ, чтобы иметь возможность исправить деформации земляного полотна.

При одновременном ведении земляных работ и строительстве дорожной одежды между ними должен быть участок готового земляного полотна — задел, необходимый на случай задержки в земляных работах из-за неблагоприятной погоды, выхода из строя отдельных машин или по другим причинам. Величина задела зависит от темпа работ по строительству дорожной одежды и некоторых других конкретных условий на объектах.

Сроки ведения земляных работ в зимнее время устанавливают с учетом климатических условий, характера грунтов, их влажности и промерзания.

Количество календарных дней и рабочих смен определяют расчетом, исключая особо неблагоприятные периоды.

Планировочные, отделочные и укрепительные работы

Откосы земляного полотна под влиянием ветра, воды, перепада температур, вследствие изменения физических свойств грунтов могут разрушаться. Конструкции укрепления откосов земляного полотна различны. Их выбирают с учетом размеров и уклона откосов, погодно-климатических и гидрогеологических условий района, свойств грунтов и других факторов.

Простейшим укреплением является создание на поверхности откосов растительного травяного покрова. В отдельных случаях откосы укрепляют посадкой деревьев и кустарника. Применяют укрепления из слоев грунта, обработанного вяжущим, из отдельных железобетонных элементов, сплошных цементо- или асфальтобетонных покрытий. Наиболее распространенным и экономичным типом укрепления является создание дернового покрова путем посева трав. Этот вид укрепления часто сочетается с устройством решетчатого укрепления из сборных железобетонных элементов. Такую конструкцию обычно применяют для укрепления откосов глубоких выемок и высоких насыпей. Создание сплошных защитных слоев из сборного или монолитного железобетона применяют обычно на пойменных участках, на подходах к мостам. В горных условиях укрепление откосов из скальных выветривающихся грунтов производят с помощью бетона по методу пневмо-набрызга. Откосы насыпей и выемок при глинистых или песчаных грунтах в горных условиях часто укрепляют укладкой на них каменного материала слоями различной толщины или мощением штучным камнем. Укрепление откосов созданием дернового покрова может быть осуществлено двумя способами: механизированным или гидропосевом трав по слою растительного грунта, уложенного на откосах; гидропосевом трав без предварительного создания растительного слоя на откосах.

К отделочным работам относятся:

- планирование откосов насыпей и выемок;

- выравнивание бровок;

- зачистка дна канав и резервов;

Отделочные работы следует начинать сразу после возведения насыпи и разработки выемок. Для отделочных работ применяют автогрейдеры, бульдозеры; планирование откосов экскаваторами.

Для предотвращения разрушения откосов з/п под влиянием ветра и воды применяют укрепление откосов – засев трав или гравирование.

Укрепление откосов созданием дернового покрова может быть произведено двумя способами: механизированным или гидропосевом трав по слою растительного грунта, уложенного на откосах; гидропосевом трав без предварительного создания растительного слоя на откосах;

При первом способе на откос укладывают растительный грунт слоем 10-15см, а затем производят посев трав.

Во втором случае применяют смесь, состоящую из семян трав, минеральных удобрений, пленкообразующего компонента и воды.

 

Подготовительные работы: состав, назначение

К подготовительным работам, которые должны быть выполнены до начала возведения земляного полотна, относятся:

1)восстановление и закрепление трассы. Трасса – это линия, определяющая положение на местности геометрической си дороги.цель –перенесение и закрепление на местности всех основных точек, определяющих положение трассы, а именно : вершин углов, створных столбов, временных реперов.

2)расчистка полосы отвода. Полосу отвода расчищают от леса, кустарника, пней и крупных корней. Расчистку выполняют на всю ширину полосы отвода.

3)удаление растительного слоя. Плодородный слой принято удалять на ширину насыпи понизу, а выемок – поверху, включая сосредоточенные резервы, и складировать его в отвалы для последующего использования. Толщина этого слоя устанавливается проектом (в среднем 20-25см).в дальнейшем этот грунт используется для укрепления откосов земляного полотна и рекультивации сосредоточенных резервов.

4)разбивочные работы. Состоят в нанесении и закреплении на местности основных точек , определяющих поперечные размеры будущих насыпей (границы их подошвы) и верхние бровки выемок с учётом уклона рельефа. Эти границы отмечают забиваемыми через 25…50 м кольями.

5)устройство временных дорог

6)постройка временных сооружений,линий связи ,электропередач и т.д.

 

Сооружение насыпей способами постепенного закрепления и временной пригрузкой.

Процесс возведения насыпи в основном состоит из последовательной укладки грунта. Доставленный на место строительства насыпи грунт укладывают в определённом порядке в зависимости от рельефа местности, конструкции земляного полотна.

Обычно укладку грунта ведут таким образом, чтобы образовался ровный слой определённой толщины, который легко можно уплотнить. Последовательно укладываемый слой грунта один на другой, доводят насыпь до нужной высоты (проектной отметки). Такой способ устройства насыпи называется способом послойной отсыпки.

Основным достоинством этого способа является возможность получать насыпи с требуемой плотностью грунта в любой её части. Кроме того, послойная укладка грунта позволяет вести отсыпку насыпей из разных грунтов. При послойном способе отсыпки насыпи основные работы ведут на двух участках одинаковой длины – на одном создают слой грунта, на втором уплотняют его. Затем эти операции меняются местами и так происходит до полной отсыпки насыпи.

Разбивка земляного полотна

После выноски пикетажа непосредственно перед началом земляных работ производят разбивку, которая состоит в нанесении и закреплении на местности основных точек, определяющих поперечные размеры будущих насыпей и выемок с учетом уклона местности, толщины снимаемого растительного слоя и расположения боковых канав и резервов. Особенно сложно проведение разбивки на кривых участках.

Эту работу выполняют на основе проведенного пикетажа оси дороги, руководствуясь проектными материалами и рабочими чертежами, в которых приведены типовые поперечные профили насыпей и выемок будущей дороги, продольный профиль с рабочими отметками каждого пикета.

Простейшие разбивочные работы проводят с применением визирокили универсального откосника. Визирка состоит из двух металлических штанг, одна из которых (наружная) является направляющей для другой и предназначена для закрепления в грунте, другая (внутренняя) свободно передвигается по первой, имеет в верхней части го­ризонтальную планку и закрепляется на заданной высоте.

На участках возведения земляного полотна для закрепления оси дороги в плане перед началом работ на каждом пикете и в местах перелома продольного профиля забивают колья с двух сторон на определенном расстоянии.

Затем на колья делают разноску рабочих отметок путем нивелирования от репера. Полученные отметки увеличивают на одну и ту же величину, например на 0,4—0,6 м. На кольях на этой высоте прибивают планку, верх которой является линией визирования.

После этого по данным поперечного профиля вычисляют расстояния от линии визирования до поверхности земляного полотна у края проезжей части. По полученным данным закрепляют верхнюю горизонтальную планку визирки. По визиркам и линиям визирования назначают высоту насыпи, глубину разрабатываемой выемки и др.

Разбивка насыпей. На дорогах, имеющих высоту насыпи по оси до 1,5 м, забивают колья, указывающие номера пикетов и высоту насыпи, а рядом ставят веху с поперечной планкой наверху, обозначающей поверхность будущей насыпи. При насыпях большей высоты ограничиваются забивкой только кольев по оси.

При разбивке насыпей на некрутых уклонах местности для облегчения работ применяют переносный шаблон. На крутых косогорах используют рейку с водяным уровнем и откосными планками. Рейка имеет длину 3 м, планки — по 0,3—0,4 м, жестко соединенные между собой под заданным уклоном откоса насыпи.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.008 с.)