Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Текст № 1. Техника и ее история↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1 Стили речи: понятие, функции, сфера употребления
Функциональные типы литературного языка, обслуживающие определенные сферы деятельности людей, называют стилем, или языком (деловой стиль/язык, научный стиль/язык и т.п.). Типичные качества той разновидности литературного языка, которая называется стилем или функциональным стилем, в той или иной мере находит реальное воплощение и выражение в текстах, представляющих собой жанры стилистически маркированных типов речи. Особенности деловой, научной, публицистической или даже обиходно-разговорной речи по-своему проявляются в жанровых модификациях — текстах, поэтому эти композиционные системы в пределах функциональных стилей языка называют стилями речи. Стили речи — это стилистически отмеченные разновидности или жанрово фиксированные вариации стиля литературного языка; выделяются стили научного изложения (научной речи), стили публицистической речи, стили официально-деловой речи, стили литературно-художественной речи, стили обиходно-разговорной речи. Функционально-стилевую окраску стилей речи можно представить в виде схемы:
Книжный стиль Общекнижная научная и научно-техническая официально-деловая газетно-публицистическая поэтическая Разговорный стиль Разговорная разговорно-просторечная
Следует отметить, что книжный стиль преимущественно относится к письменной речи, а разговорный стиль — к разговорной, устной форме речи. Каждый стиль выделяется характерными признаками, лексическими и грамматическими формами, используемыми только в определенном стиле. Такие признаки, как точность, терминологичность, обобщенность, абстрактность, четкие синтаксические конструкции, объективный и прямой порядок слов, отсутствие свойства общедоступности характерны для научного стиля речи. Признаки официально-делового стиля — точность изложения, стандартизированность изложения, неличный характер изложения, «безэмоциональность». Черты публицистического стиля — сочетание эмоциональной экспрессивности и стандарта. Публицистика выполняет функцию убеждения, эмоционального воздействия, агитации. Особенности художественного стиля — многостильность, образность, единство коммуникативной и эстетической функции, широкое проявление индивидуальности автора. Разговорный стиль противопоставлен всем книжным стилям. Этот стиль реализуется в форме непринужденной, неподготовленной диалогической или монологической речи на бытовые темы. Экстралингвистическими чертами разговорного стиля речи являются неофициальный характер изложения и его эмоционально-экспрессивная окрашенность. Он отличается от книжных стилей не только на уровне лексики и грамматики, но также и на уровне фонетики, например, «беглым» произношением. В области словообразования следует отметить употребление в разговорном стиле слов с суффиксами -ничать, -ш(а), -к(а) (вредничать, высший, ноский); -чье, -тье, -от(а), -ня (вранье, нытье); -отня, -ож(-еж), -ущ(-ющ) (подворотня, большущий, злющий); -енн (здоровенный); с аффиксами ков-, -нибудь, -то, а также междометий и глагольно-междометных форм типа бряк, бац, стук и т.п. Более подробно характерные признаки научного стиля будут изложены в следующих темах.
Текст № 2. Зарождение механики 1. Прочитайте слова и словосочетания. Значения незнакомых слов посмотрите в словаре. Механика, эпоха, античный, архитектурные конструкции, абстракция, глыбы камня, трактат, клин, рычаг, пирамида. 2. Сравните значения данных слов. Колесо — колесико, перемещение — перенос, прибор — приборчик, предполагать — предвидеть, работать над теорией — разработать теорию, делать — создавать — сооружать — производить — выпускать. 3. Как вы понимаете следующие словосочетания? Античный мир, абстрактные понятия, сооружение пирамид, теоретические исследования, научные трактаты. 4. Проанализируйте состав слов: рабовладельческий, гидростатический, паровой. 5. Определите вид (совершенный/несовершенный) глаголов: восходит, вырабатывать, поднимать, перемещать, изобретать, использовали, возникла, изготовлять, приводится, соорудить. 6. Прочитайте текст. К античному миру восходит термин «механика». Однако уже в ранних рабовладельческих государствах Древнего Востока с изобретением колеса, с использованием наклонной плоскости, а еще ранее — клина и рычага вырабатываются такие абстрактные понятия, как сила, сопротивление, перемещение, скорость. Тяжести поднимали с помощью наклонной плоскости. В Египте при сооружении пирамид, где требовалось перемещать и поднимать огромные глыбы камня, применяли рычаг, который египтяне издавна использовали для подачи вверх воды. В античных рабовладельческих государствах, помимо клина и рычага, в строительных работах стали использовать блок и винт. Принципиально новым для античной механики является появление теорий: учение о движении — кинематика, учение о равновесии — статика. Статика возникла в связи с запросами техники и была выделена в особую теоретическую дисциплину. К античной эпохе восходит зарождение двух направлений в статике: кинематического и геометрического. Первое направление возникло в результате использования рычага, наклонной плоскости, а второе — в связи с расчетом архитектурных конструкций и поднятием центра тяжести. Основателем геометрического направления статики был Архимед (III в. до н.э.). Из сочинений Архимеда по механике до нас дошли трактаты в двух книгах — «О равновесии плоских фигур» (или «О центрах тяжести плоских фигур») и «О плавающих телах». В первом трактате ученый изложил теорию равновесия рычага и дал математическую формулировку закона рычага, во втором он изложил основы гидростатики. Наряду с теоретическими исследованиями в области физики и математики Архимед много занимался вопросами прикладной механики. В этой области ему принадлежат интересные изобретения, которые были использованы при обороне Сиракуз во время осады римлянами. Большое значение для развития механики имели труды Герона Александрийского (примерно I в. н.э.), представителя александрийской научной школы. «Механика» Герона состоит из трех книг и представляет собой развитие кинематического направления статики. Герои известен в истории и как изобретатель различных автоматов. До нас дошло его сочинение «Об искусстве изготовлять автоматы». Им изобретены так называемый геронов шар, из которого водная струя выбрасывается посредством сжатого воздуха, и паровой шар, или эолипил; он приводился в движение паром, выходившим через вставленные в него две трубки. Представителем той же школы, что и Герон, был Витрувий (I в. до н.э.), трактат которого «Об архитектуре» посвящен в основном прикладной механике. В трактате описаны различные механизмы для поднятия тяжестей и дано определение машины. (СВ. Шухардин, доктор технических наук) 7. Ответьте на вопросы: Когда появился термин «механика»? Какие абстрактные понятия выработались в государствах Древнего Востока? Что такое кинематика, статика? Расскажите об основателе геометрического направления статики Архимеде. О каких ученых античного мира вы узнали? Расскажите.
8. Выпишите из текста лексические единицы, указывающие на принадлежность к научному стилю речи. 9. Выделите в тексте основные смысловые части и запишите к ним ключевые слова. 10. Переведите на казахский язык следующие слова: теория, учение, использование, исследование, эпоха, направление, развитие, деятельность, дисциплина, наклонная плоскость.
Тема 2 Научный стиль речи, его особенности
Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, — это наука. Поэтому речевыми жанрами, воплощающими этот стиль языка, являются научные монографии, научные статьи, диссертационные работы, различные жанры учебной и научно-технической литературы, выступления в научных диспутах, научные доклады, лекции, научно-популярные сообщения и жанры научно-популярной литературы. В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Итак, научный стиль — это функциональная разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и объединении языковых средств в связи с задачами общения в научной сфере. Характерные черты научного стиля — логичность, точность, обобщенность и отвлеченность, терминологичность, наличие сложных слов с яркой стилевой и стилистической окраской. Остановимся подробнее на особенностях научного стиля.
Лексический уровень: 1) формирование лексического состава на основе книжно-письменной лексики; 2) употребление узкоспециальной и общенаучной терминологии; 3) привлечение заимствованной терминологической лексики (в том числе интернациональной); 4) использование конкретных существительных в обобщенном значении: многие слова выступают как обозначение общего понятия или абстрактного предмета; 5) употребление отвлеченных существительных, обозначающих различные абстрактные понятия, такие как действие, состояние, качество; 6) применение, с одной стороны, сложных слов, с другой — разного рода сокращений (графические и буквенные аббрсвиатуры, сложносокращенные слова, сокращения смешанной формы); 7) преобладание абстрактной лексики над конкретной.
Морфологический уровень: 1)употребление в большей степени формы 3-го лица; форма 1-го лица употребляется во множественном числе — в обобщенном значении (Человек использовал орудия труда; Появились орудия (обобщающее слово) — напильники, пилы, рубанки, сверла..,); 2) использование глаголов настоящего времени; глаголов с очень широкой абстрактной семантикой (например: иметь, наблюдать, существовать, проявляться и т.п.); 3) возрастание доли существительных среднего рода в научном стиле до 30% от общего числа существительных; 4) значительно большее употребление именных частей речи, чем глагольных (конструкция, машина, сеялка, механический, чугунный, английский, 30—40 см, 1785 год и т.п. — именные части речи).
Словообразовательный уровень: 1) образование в научной речи существительных со значением процесса действия от глагольных основ с суффиксами -ание(-ение): сверлить — сверление; 2) образование с помощью суффикса -к(а) существительных, обозначающих действие, процесс, результат действия: обработать — обработка.
Синтаксический уровень: 1) широкая употребительность пассивной конструкции, когда на первый план выдвигается само действие, например: всего было поставлено 25 опытов; 2) широкое распространение безличных предложений с модальными словами (Действительно, не было времени...) и инфинитивом (Скоро начнет светать); с наречиями на -о (Лампа светит ослепительно ярко); с безличными глаголами (На улице темнеет); 3) широкое использование конструкций с деепричастными и причастными оборотами; предложений с однородными членами, которые перечисляют логически однородные понятия; 4) прямой, объективный порядок слов в предложении.
Текст №5. Первые машины Тема 3 Лексика научного стиля речи Стремление к обобщению, к абстракции проявляется в лексической системе научного стиля. Оно выражается в преобладании абстрактной лексики над конкретной. Лексические пласты научной речи состоят из общеупотребительных слов, общенаучных слов и терминов. Общеупотребительные слова — это слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей; они составляют основу словарного состава любого языка. Общенаучные термины встречаются в различных областях научной деятельности, но их конкретное определение происходит в системе терминологии каждой отдельной науки. Для научного стиля характерно многократное повторение общенаучной лексики даже в пределах небольшого отрезка текста, что в художественной или публицистической речи не допускается, расценивается как стилистическая ошибка. В научном стиле речи широко используется заимствованная (иноязычная) терминологическая лексика, в связи с этим возникают синонимы — дублеты. Синонимия терминов при неполном совпадении их значений в научной речи — нежелательное явление, свидетельствующее о неустоявшихся процессах становления термина. Рациональнее пользоваться терминами иноязычного происхождения, чем словами исконными, в тех случаях, когда заимствованные слова употребляются в нескольких языках, разумеется, при совпадении значения слова в этих языках. Как уже было сказано выше, одной из наиболее характерных черт лексики научного стиля является частое употребление слов с обобщенным и отвлеченным значением. Слова с обобщенным значением (металлы, химические элементы и т.п.) выступают как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Абстрактная лексика представляет собой выражение различных отвлеченных понятий, например: функция, явление, стремление, мировоззрение и т.п. Отвлеченные существительные образуют группу слов, обозначающих различные абстрактные понятия (качество, состояние, действие). Они отличаются от конкретных существительных тем, что не способны определяться количественными числительными и, как правило, употребляются только в единственном числе (белизна, отправление и т.п.).
Текст № 6. Открытие электричества 1. Прочитайте слова. Значения незнакомых слов посмотрите в словаре и запишите их. Теория, магнетизм, эксперимент, электродинамика, исследование, аппарат, период, фундамент, электростатика, электротехника. 2. На какие вопросы отвечают данные слова? Исследовать — исследование — исследователь, использовать — использование, наблюдать — наблюдение — наблюдатель, изучать — изучение — изученный, составлять — составление — составленный, создавать — создание — созданный — создатель. 3. От данных прилагательных и причастий образуйте краткую форму. Образец: использованный — использован. Установленный, созданный, универсальный, сделанный, накопленный, изученный, простой, построенный, значительный. 4. Как вы понимаете следующие словосочетания? Вольтов столб, электрическая дуга, закон электрической цепи, электромагнитная индукция, достижения науки. 5. Прочитайте текст. В истории теоретических и экспериментальных исследований электричества и магнетизма и использования их результатов для создания машин и приборов различают несколько периодов. В период становления электростатики (до 1800 года) были сделаны первые шаги от наблюдений электрических и магнитных явлений до установления некоторых закономерностей в области статического электричества и магнетизма и создания простейших электростатических машин и приборов. Разработка основ электростатики является значительным достижением науки XVIII века. В период с 1800 по 1830 год были заложены научные основы электротехники. В это время был открыт электрический ток, началось изучение его действия, был установлен ряд закономерностей в области электромагнетизма и осуществлены первые шаги в практическом применении электричества. Расширение исследований в области электричества и магнетизма привело на рубеже XVIII и XIX веков к созданию источников постоянного электрического тока. Изучая опыты итальянского анатома Л. Гальвани, обнаружившего сокращение мышц лапки препарированной лягушки при соприкосновении их и вскрытого нерва с двумя разными металлами, А. Вольт пришел к выводу, что источником электричества является не животный организм, а контакт двух разных металлов. Построенный им вольтов столб (1799) представлял собой простейшую батарею гальванических элементов с одной жидкостью. Тепловые и световые действия тока наиболее эффектно проявились в электрической дуге. В 1803 году В.В. Петров указал на возможность применения электрической дуги для освещения, плавки металлов, восстановления металлов из окислов. Для развития практического применения электричества, и прежде всего для создания электротехники, особенно важное значение имело открытие магнитных действий тока. Не прошло и двух десятилетий со времени первых наблюдений отклонения свободно подвешенной магнитной стрелки, находящейся вблизи проводника с током (Ж.Д. Романьози, 1802), как было обнаружено явление намагничивания проводника протекающим по нему током (Д.Ф. Араго, 1820) и установлен закон действия тока на магнит (Ж.Б. Био и ф. Савар, 1820), объясняющий вращательный характер движения проводника относительно магнита или магнита относительно проводника. Крупным научным достижением этого периода была разработка основ электродинамики и установление электрической природы магнетизма (А. Ампер). Углубленное изучение электрического тока позволило перейти к установлению количественных соотношений в явлениях, происходящих в электрической цепи. Исследуя закономерности в электрической цепи и исходя из аналогии между движением электричества и тепловым или водяным потоком, Г.С. Ом в 1827 году установил известный закон электрической цепи, носящий его имя. Начало нового этапа в развитии электротехники относится к 1831 году, когда физическая наука обогатилась значительным достижением: английский ученый М. Фарадей открыл электромагнитную индукцию. Это открытие оказало огромное влияние на развитие научного миропонимания, физика пополнилась новым объектом — физическим полем. С этого времени индукционные явления становятся ведущей темой в физических исследованиях, начинается история учения об электрических колебаниях, составляющих научный фундамент электротехники переменных токов и радиотехники. Учение об электричестве явилось первой наукой, на основе которой создавалась промышленность электрических приборов, аппаратов и машин. Появление нового вида технических средств с самого начала было неразрывно связано с открытием новых физических законов. Работы А.М. Ампера, приведшие к открытию законов электродинамики, и исследования М. Фарадся, завершившиеся формулированием законов электромагнитной индукции, не только установили тесную связь между электрическими и магнитными явлениями, но и заложили принципиальные основы создания электрического двигателя и электрического генератора. Эти исследования, как и работы последующих Ученых (прежде всего Д.К. Максвелла), стали фундаментом науки электротехники. (По материалам книги «Техника в ее историческом развитии») 6. Ответьте на вопросы: Что явилось значительным достижением науки XVIII века? В какой период были заложены научные основы электротехники? Что привело к созданию источников постоянного электрического тока? Что представляет собой батарея гальванических элементов? Кто разработал основы электродинамики? Кто открыл закон электрической цепи? Когда и кем открыта электромагнитная индукция?
7. Выпишите из текста общеупотребительные слова, общенаучные и электротехнические термины. 8. Установите, какие терминологические слова являются опорными в данном тексте. 9. Найдите в тексте предложения с конструкциями существительное в родительном падеже в виде цепочки (данная конструкция широко используется в научных текстах), например: промышленность (чего?) электроприборов. 10. Составьте и запишите в виде плана этапы открытий в области электричества и магнетизма. Перескажите текст с опорой на план.
Тема 4 Терминологическая лексика русского языка
Таким свойством, как точность, предопределяется прежде всего терминологичность словарного состава научного стиля. Функционально-стилевая окраска научной лексики — это главным образом специальная терминологическая лексика. Большое место в ней занимает международная терминология. Итак, характерным языковым признаком научного стиля является наличие терминологических слов. Термин — это слово или словосочетание, представляющее собой название определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства. Для термина свойственна однозначность в системе терминологии каждой области. Терминологическая лексика делится на две группы: термины узкоспециальные и общенаучные. Узкоспециальные терминологические слова существуют в рамках отдельных паук: физики, биологии, языкознания, экономики и т.д. Общенаучные термины встречаются в различных областях научной деятельности. В составе терминов научной речи часто встречаются слова иноязычного происхождения. Наличие заимствованных слов-терминов, элементов, входящих в состав терминов, вызвано тем, что интернационализация науки порождает интернационализацию и ее языка. Следует отметить, что стремление к точности и терминологичности лексики приводит к тому, что научный стиль не обладает свойством общедоступности, а также к тому, что многоязычные стилистически нейтральные слова употребляются в научном стиле не во всех своих значениях, которые им свойственны, а лишьв одном значении, реже — двух.
Тема 5 Морфология научного стиля речи
К морфологическим особенностям научного стиля речи относится высокая частота употребления именных частей речи (их больше, чем глагольных). Наиболее частотны имена существительные (около 35% всех словоупотреблений), имена прилагательные составляют около 13%, глаголы и наречия — 12%, причастия, заменяющие глаголы, — 6%. Среди существительных выделяется большая группа слов, обозначающих понятия движения, состояния, изменения, образованных от глаголов (т.е. отглагольные существительные). Например: использовать — использование. В научной речи частым является употребление существительных, выражающих отвлеченное понятие, и отглагольных существительных со значением действия, процесса, относящихся к среднему роду. Добавим: в научном стиле предпочтение отдается существительным среднего рода, таким, например, как знание, нагревание, охлаждение. Большинство глаголов, используемых в научной речи, употребляется в форме настоящего времени. Форма настоящего времени выступает в научной речи в значении «вне времени» (т.е. действие или состояние служит для выражения постоянного свойства или состояния предмета). Эта форма употребляется в формулировках научных законов, правил, при описании хода исследования, доказательства, в описании устройства приборов и установок. Например: В настоящее время существует разработка ионно-плазменных технологий особых частиц. В научной речи широко представлены имена прилагательные (полные и краткие формы), среди которых преобладают полные формы. Если в научных текстах подчеркивается постоянное свойство предмета или явления, то используется полная форма прилагательного {Чистая медь представляет собой тягучий вязкий металл), а если указывается на непостоянное свойство предмета, то употребляется краткая форма, однако она может использоваться и для обозначения постоянных свойств предметов, явлений, процессов (Богат и славен наш край!). В научной речи используются краткие страдательные причастия, которые следует отличать от кратких прилагательных в женском и среднем роде во множественном числе. Краткие причастия имеют в написании одно п. Сравним: организованна (прил.) — организована (прич.).
Текст № 10. Термодинамика 1. Выясните значения данных слов по словарю: естествознание, термодинамика, прогресс, функция, система, частица, теорема, исследование. 2. Проанализируйте состав слов: термодинамический, взаимосвязь, теплотехника, разнообразный, макроскопический, микроизделия, микроэлектромотор. 3. На какие вопросы отвечают данные слова? Составьте с ними словосочетания. Продолжите список отглагольных существительных. Превратить — превращение, разнообразить — разнообразие, изучить — изучение, применить — применение, выявить — выявление. 4. Как вы понимаете данные словосочетания? Взаимосвязь между процессами, базируется на двух законах, иметь ограниченное применение, теоретический фундамент, техническая термодинамика — сравнительно молодая наука. 5. Прочитайте текст. Термодинамика, являясь разделом теоретической физики, представляет собой одну из самых обширных областей современного естествознания — науку о превращениях различных видов энергии друг в друга. Эта наука рассматривает самые разнообразные явления природы и охватывает огромную область химических, механических и физико-химических явлений. Термодинамика в настоящее время может быть разделена на три части: общая термодинамика, или физическая термодинамика, изучающая процессы превращения энергии в твердых, жидких и газообразных телах, различные тела, магнитные и электрические явления, а также устанавливающая математические зависимости между термодинамическими величинами; химическая термодинамика, которая на основе законов общей термодинамики изучает химические, тепловые, физико-химические процессы, равновесие и влияние на равновесие внешних условий; техническая термодинамика, рассматривающая закономерности взаимного превращения теплоты в работу. Она устанавливает взаимосвязь между тепловыми, механическими и химическими процессами, которые совершаются в тепловых и холодильных машинах, изучает процессы, происходящие в газах и парах, а также свойства этих тел при различных физических условиях. Термодинамика базируется на двух основных законах, получивших название начал термодинамики. Первое начало термодинамики представляет собой приложение к тепловым явлениям всеобщего закона природы — закона превращения и сохранения энергии. Второе начало термодинамики устанавливает условия протекания и направленность макроскопических процессов в системах, состоящих из большого количества частиц. Поэтому второе начало термодинамики имеет более ограниченное применение, нежели первое. В начале XX века два начала термодинамики были дополнены еще одним опытным положением, получившим название тепловой теоремы Нернста. Эта теорема, позволяющая определить свойства тел при очень низких температурах, используется главным образом в химической термодинамике и имеет ограниченное применение. Техническая термодинамика начала развиваться с 20-х годов прошлого столетия, но, несмотря на свою сравнительную молодость, она заслуженно занимает в настоящее время одно из центральных мест среди физических и технических дисциплин. В теоретической части техническая термодинамика является общим отделом науки об энергии, а в прикладной части представляет собой теоретический фундамент всей теплотехники, изучающей процессы, протекающие в тепловых двигателях. В термодинамике используются два метода исследования: метод круговых процессов и метод термодинамических функций и геометрических построений. Техническая термодинамика, применяя основные законы к процессам превращения теплоты в механическую работу и механической работы в теплоту, дает возможность разрабатывать теорию тепловых двигателей, исследовать процессы, протекающие в них, и позволяет выявлять их экономичность для каждого типа отдельно. (В.В. Нащокин) 6. Ответьте на вопросы: Что изучает термодинамика? На какие части делится термодинамика? Охарактеризуйте каждую часть. Что представляют собой первое и второе начала термодинамики? Когда начала развиваться техническая термодинамика? Какие методы исследования используются в термодинамике?
7. Выявите в тексте имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Посчитайте и сравните их количество. 8. Трансформируйте глагольные словосочетания (из текста) в именные по образцу: превратить различные виды энергии друг в друга — превращение различных видов энергии друг в друга. 9. Выпишите из текста имена существительные. Определите их род и число. 10. Найдите глаголы в тексте и определите их грамматические показатели (время, вид, наклонение). Сделайте вывод об употреблении форм глагола в научном стиле речи.
Тема 6 Синтаксис научного стиля речи
В научном стиле речи выделяют следующие синтаксические особенности: широкое распространение безличных предложений; двусоставные предложения с составным именным сказуемым; преобладание сложных предложений союзного типа; широкое использование конструкций с причастными и деепричастными оборотами, предложений с однородными членами, имеющими характер перечисления; употребление вводных слов и словосочетаний, обозначающих последовательность сообщений, степень достоверности, источник информации и служащие как средства связи частей текста. Порядок слов в научной речи прямой, объективный. Следует также отметить, что для научных произведений характерна связность изложения. Взаимосвязь частей текста достигается при помощи повторов важных в смысловом отношении слов и словосочетаний, а также при помощи определенных связующих слов, являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения. К ним относятся наречия и наречные выражения, сочетания слов типа так, таким образом, итак, кроме того, в результате, в заключение и др. Связность текста достигается также частым употреблением указательных местоимений это, эти, тот, этот, то, в которых обобщается определенная часть содержания предыдущих предложений. Тема 7 Подстили научного стиля
Научный стиль — понятие широкое. Он обслуживает научно-техническую, научно-популярную, научно-учебную сферу человеческой деятельности. Поэтому научный стиль неоднороден по своему составу, поскольку тексты могут быть предназначены как для специалистов, так и для более широкого круга читателей. Отсюда выделяют и используют в научном стиле речи следующие подстили: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный. Каждый из подстилей имеет свои особенности изложения, цель, характер адресата и сферу употребления. Так, собственно научным подстилом пишутся научные доклады, монографии, диссертации, то есть труды, содержащие чисто научную информацию, использующие только научную терминологию, а научно-учебным подстилем пишутся учебники, учебные пособия, семинарские доклады, курсовые работы. Научно-популярным подстилем пишутся книги и статьи по отдельным отраслям знаний, предназначенные «для всех». Этому подстилю свойственно использование общенаучной терминологии, доступной массовому читателю.
Текст № 14. 1. Прочитайте микротекст, выпишите незнакомые слова и определите их значения по словарю. Все лучи, параллельные оси параболического зеркала, после отражения сходятся в одной точке, которую называют фокусом параболического зеркала. На этом свойстве основано устройство параболических телескопов. Лучи от далеких звезд приходят к нам в виде параллельного пучка. Изготовив параболический телескоп и поместив в его фокус фотопластинку, мы получаем возможность усилить световой сигнал, идущий от звезды. Этот же принцип лежит в основе создания параболических антенн, позволяющих усилить радиосигналы. Если же поместить в фокусе параболического зеркала источник света, то после отражения от поверхности зеркала лучи, идущие от этого источника, не будут рассеиваться, а соберутся в узкий пучок, параллельный оси зеркала. Этот факт находит применение при изготовлении прожекторов и фонарей, различных проекторов, зеркала которых изготавливают в форме параболоидов. (Учебник «Алгебра и начала анализа», 9—10 классы) 2. Выпишите из текста отглагольные существительные, дополните список своими примерами. 3. Разберите в тексте предложения с деепричастными и причастными оборотами. 4. С какой областью науки связан данный микротекст? 5. Определите, к какому подстилю принадлежит микротекст.
Тема 8 Текст как единица обучения связной речи
Текст — единое смысловое композиционное и языковое целое. Целостность текста определяется прежде всего замыслом автора, темой и создается лексическими средствами: тематическими словами, лексическим повтором, синонимами и т.п. Любой текст несет какую-то информацию, сообщение о действительности. Далее — завершенность: текст создается для решения определенной коммуникативной задачи, поставленной автором. Завершенность текста связана с его заглавием. В заглавии может быть выражена только тема текста или тема и основная мысль. Как наличие темы и основной мысли, так и связность являются одними из признаков научного текста. Связность текста — это смысловая, грамматическая и интонационная связь предложений в составе сложного синтаксического целого (далее — ССЦ). В связной речи предложения связаны друг с другом по смыслу. Группа тесно связанных самостоятельных предложений образует особую синтаксическую единицу более высокого порядка, чем отдельное предложение, и называется сложным синтаксическим целым, или сверхфразовым единством. Таким образом, ССЦ является единицей текста. ССЦ часто, но не всегда, совпадает с абзацем. Абзац — это отрезок текста от одной красной строки до другой, заключающий в себе обычно несколько предложений, реже — только одно предложение. Абзац в научной речи обычно состоит из трех частей. Главный компонент абзаца — его первое предложение. Это абзацный зачин, который обозначает начало развития мысли. Средняя часть содержит развитие темы, намеченной зачином. Заканчивается абзац предложением-концовкой, завершающим мысль. Как правило, зачин или концовка содержат обобщающую информацию всего абзаца. Текст, так же как и абзац, разбивается на композиционные части: зачин (начало действия), средняя часть (его развитие) и концовка. Если в тексте первое предложение образует так называемый зачин, а последнее — концовку, и оба они скрепляют заключенные между ними предложения в сложное синтаксическое целое, то такая связь внутри сверхфразового единства называется параллельной. А если связь между отдельными предложениями текста осуществляется наличием единого субъекта, причем каждое последующее предложение развивает, «подхватывает» содержание предыдущего, то такая связь называется цепной.
Текст № 16. «Интерагромаш-2002»: Сельхозмашиностроения 1. С помощью толкового словаря и словаря иностранных слов выясните значения слов: инновация, рынок, комплекс, модель, выставка, тенденция, сектор, регион, функционирование, универсальность, рациональность, параметры. 2. Допишите словосочетания, используя предлагаемые слова, и составьте с ними предложения. Техника, зарубежье |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.24 (0.02 с.) |