Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текст № 1. Техника и ее история

Поиск

Тема 1

Стили речи:

понятие, функции, сфера употребления

 

Функциональные типы литературного языка, обслуживаю­щие определенные сферы деятельности людей, называют сти­лем, или языком (деловой стиль/язык, научный стиль/язык и т.п.).

Типичные качества той разновидности литературного языка, которая называется стилем или функциональным стилем, в той или иной мере находит реальное воплощение и выражение в тек­стах, представляющих собой жанры стилистически маркирован­ных типов речи. Особенности деловой, научной, публицистичес­кой или даже обиходно-разговорной речи по-своему проявляют­ся в жанровых модификациях — текстах, поэтому эти компози­ционные системы в пределах функциональных стилей языка на­зывают стилями речи. Стили речи — это стилистически отмечен­ные разновидности или жанрово фиксированные вариации сти­ля литературного языка; выделяются стили научного изложения (научной речи), стили публицистической речи, стили официаль­но-деловой речи, стили литературно-художественной речи, сти­ли обиходно-разговорной речи. Функционально-стилевую окрас­ку стилей речи можно представить в виде схемы:

 


Книжный стиль

Общекнижная

научная и научно-техническая

официально-деловая

газетно-публицистическая

поэтическая

Разговорный стиль

Разговорная

разговорно-просторечная

 

 


 

Следует отметить, что книжный стиль преимущественно от­носится к письменной речи, а разговорный стиль — к разговор­ной, устной форме речи.

Каждый стиль выделяется характерными признаками, лек­сическими и грамматическими формами, используемыми толь­ко в определенном стиле.

Такие признаки, как точность, терминологичность, обобщен­ность, абстрактность, четкие синтаксические конструкции,

объективный и прямой порядок слов, отсутствие свойства об­щедоступности характерны для научного стиля речи.

Признаки официально-делового стиля — точность изложе­ния, стандартизированность изложения, неличный характер изложения, «безэмоциональность».

Черты публицистического стиля — сочетание эмоциональ­ной экспрессивности и стандарта. Публицистика выполняет функцию убеждения, эмоционального воздействия, агитации.

Особенности художественного стиля — многостильность, образность, единство коммуникативной и эстетической функ­ции, широкое проявление индивидуальности автора.

Разговорный стиль противопоставлен всем книжным сти­лям. Этот стиль реализуется в форме непринужденной, непод­готовленной диалогической или монологической речи на быто­вые темы. Экстралингвистическими чертами разговорного сти­ля речи являются неофициальный характер изложения и его эмоционально-экспрессивная окрашенность. Он отличается от книжных стилей не только на уровне лексики и грамматики, но также и на уровне фонетики, например, «беглым» произноше­нием. В области словообразования следует отметить употреб­ление в разговорном стиле слов с суффиксами -ничать, -ш(а), -к(а) (вредничать, высший, ноский); -чье, -тье, -от(а), -ня (вра­нье, нытье); -отня, -ож(-еж), -ущ(-ющ) (подворотня, большу­щий, злющий); -енн (здоровенный); с аффиксами ков-,

-нибудь, -то, а также междометий и глагольно-междометных форм типа бряк, бац, стук и т.п.

Более подробно характерные признаки научного стиля бу­дут изложены в следующих темах.

 

Текст № 2. Зарождение механики

1. Прочитайте слова и словосочетания. Значения незнако­мых слов посмотрите в словаре.

Механика, эпоха, античный, архитектурные конструкции, абстракция, глыбы камня, трактат, клин, рычаг, пирамида.

2. Сравните значения данных слов.

Колесо — колесико, перемещение — перенос, приборпри­борчик, предполагать — предвидеть, работать над теорией — разработать теорию, делать — создавать — сооружатьпро­изводить — выпускать.

3. Как вы понимаете следующие словосочетания?

Античный мир, абстрактные понятия, сооружение пирамид, теоретические исследования, научные трактаты.

4. Проанализируйте состав слов: рабовладельческий, гидро­статический, паровой.

5. Определите вид (совершенный/несовершенный) глаго­лов: восходит, вырабатывать, поднимать, перемещать, изобре­тать, использовали, возникла, изготовлять, приводится, соору­дить.

6. Прочитайте текст.

К античному миру восходит термин «механика». Однако уже в ранних рабовладельческих государствах Древнего Востока с изобре­тением колеса, с использованием наклонной плоскости, а еще ра­нее — клина и рычага вырабатываются такие абстрактные понятия, как сила, сопротивление, перемещение, скорость. Тяжести подни­мали с помощью наклонной плоскости. В Египте при сооружении пирамид, где требовалось перемещать и поднимать огромные глы­бы камня, применяли рычаг, который египтяне издавна использо­вали для подачи вверх воды. В античных рабовладельческих госу­дарствах, помимо клина и рычага, в строительных работах стали использовать блок и винт.

Принципиально новым для античной механики является по­явление теорий: учение о движении — кинематика, учение о рав­новесии — статика. Статика возникла в связи с запросами техники и была выделена в особую теоретическую дисциплину. К антич­ной эпохе восходит зарождение двух направлений в статике: кине­матического и геометрического. Первое направление возникло в результате использования рычага, наклонной плоскости, а второе — в связи с расчетом архитектурных конструкций и поднятием цент­ра тяжести.

Основателем геометрического направления статики был Архи­мед (III в. до н.э.). Из сочинений Архимеда по механике до нас дошли трактаты в двух книгах — «О равновесии плоских фигур» (или «О центрах тяжести плоских фигур») и «О плавающих телах». В первом трактате ученый изложил теорию равновесия рычага и дал математическую формулировку закона рычага, во втором он изложил основы гидростатики. Наряду с теоретическими исследо­ваниями в области физики и математики Архимед много занимал­ся вопросами прикладной механики. В этой области ему принадле­жат интересные изобретения, которые были использованы при обо­роне Сиракуз во время осады римлянами.

Большое значение для развития механики имели труды Герона Александрийского (примерно I в. н.э.), представителя александ­рийской научной школы. «Механика» Герона состоит из трех книг и представляет собой развитие кинематического направления ста­тики. Герои известен в истории и как изобретатель различных ав­томатов. До нас дошло его сочинение «Об искусстве изготовлять автоматы». Им изобретены так называемый геронов шар, из кото­рого водная струя выбрасывается посредством сжатого воздуха, и паровой шар, или эолипил; он приводился в движение паром, вы­ходившим через вставленные в него две трубки.

Представителем той же школы, что и Герон, был Витрувий (I в. до н.э.), трактат которого «Об архитектуре» посвящен в основ­ном прикладной механике. В трактате описаны различные меха­низмы для поднятия тяжестей и дано определение машины.

(СВ. Шухардин, доктор технических наук)

7. Ответьте на вопросы:

Когда появился термин «механика»?

Какие абстрактные понятия выработались в государствах Древнего Востока?

Что такое кинематика, статика?

Расскажите об основателе геометрического направления ста­тики Архимеде.

О каких ученых античного мира вы узнали? Расскажите.

 

8. Выпишите из текста лексические единицы, указывающие на принадлежность к научному стилю речи.

9. Выделите в тексте основные смысловые части и запиши­те к ним ключевые слова.

10. Переведите на казахский язык следующие слова: тео­рия, учение, использование, исследование, эпоха, направление, раз­витие, деятельность, дисциплина, наклонная плоскость.

 

Тема 2

Научный стиль речи, его особенности

 

Сфера общественной деятельности, в которой функцио­нирует научный стиль, — это наука. Поэтому речевыми жан­рами, воплощающими этот стиль языка, являются научные монографии, научные статьи, диссертационные работы, раз­личные жанры учебной и научно-технической литературы, выступления в научных диспутах, научные доклады, лекции, научно-популярные сообщения и жанры научно-популярной литературы.

В большинстве случаев научный стиль реализуется в пись­менной форме речи. Итак, научный стиль — это функциональ­ная разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и объединении языковых средств в связи с задачами общения в научной сфере.

Характерные черты научного стиля — логичность, точность, обобщенность и отвлеченность, терминологичность, наличие сложных слов с яркой стилевой и стилистической окраской.

Остановимся подробнее на особенностях научного стиля.

 

Лексический уровень:

1) формирование лексического состава на основе книжно-письменной лексики;

2) употребление узкоспециальной и общенаучной термино­логии;

3) привлечение заимствованной терминологической лекси­ки (в том числе интернациональной);

4) использование конкретных существительных в обобщен­ном значении: многие слова выступают как обозначение обще­го понятия или абстрактного предмета;

5) употребление отвлеченных существительных, обознача­ющих различные абстрактные понятия, такие как действие, со­стояние, качество;

6) применение, с одной стороны, сложных слов, с другой — разного рода сокращений (графические и буквенные аббрсвиатуры, сложносокращенные слова, сокращения смешанной формы);

7) преобладание абстрактной лексики над конкретной.

 

Морфологический уровень:

1)употребление в большей степени формы 3-го лица; форма 1-го лица употребляется во множественном числе — в обобщен­ном значении (Человек использовал орудия труда; Появились ору­дия (обобщающее слово) — напильники, пилы, рубанки, сверла..,);

2) использование глаголов настоящего времени; глаголов с очень широкой абстрактной семантикой (например: иметь, на­блюдать, существовать, проявляться и т.п.);

3) возрастание доли существительных среднего рода в на­учном стиле до 30% от общего числа существительных;

4) значительно большее употребление именных частей речи, чем глагольных (конструкция, машина, сеялка, механичес­кий, чугунный, английский, 30—40 см, 1785 год и т.п. — именные части речи).

 

Словообразовательный уровень:

1) образование в научной речи существительных со значе­нием процесса действия от глагольных основ с суффиксами -ание(-ение): сверлить — сверление;

2) образование с помощью суффикса -к(а) существитель­ных, обозначающих действие, процесс, результат действия: об­работать — обработка.

 

Синтаксический уровень:

1) широкая употребительность пассивной конструкции, когда на первый план выдвигается само действие, например: все­го было поставлено 25 опытов;

2) широкое распространение безличных предложений с мо­дальными словами (Действительно, не было времени...) и ин­финитивом (Скоро начнет светать); с наречиями на -о (Лампа светит ослепительно ярко); с безличными глаголами (На ули­це темнеет);

3) широкое использование конструкций с деепричастными и причастными оборотами; предложений с однородными чле­нами, которые перечисляют логически однородные понятия;

4) прямой, объективный порядок слов в предложении.

 

Текст №5. Первые машины

Тема 3

Лексика научного стиля речи

Стремление к обобщению, к абстракции проявляется в лек­сической системе научного стиля. Оно выражается в преобла­дании абстрактной лексики над конкретной. Лексические плас­ты научной речи состоят из общеупотребительных слов, обще­научных слов и терминов.

Общеупотребительные слова — это слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей; они составляют основу словарного состава любого языка.

Общенаучные термины встречаются в различных областях научной деятельности, но их конкретное определение происхо­дит в системе терминологии каждой отдельной науки. Для на­учного стиля характерно многократное повторение общенауч­ной лексики даже в пределах небольшого отрезка текста, что в художественной или публицистической речи не допускается, расценивается как стилистическая ошибка.

В научном стиле речи широко используется заимствован­ная (иноязычная) терминологическая лексика, в связи с этим возникают синонимы — дублеты. Синонимия терминов при не­полном совпадении их значений в научной речи — нежелатель­ное явление, свидетельствующее о неустоявшихся процессах становления термина.

Рациональнее пользоваться терминами иноязычного про­исхождения, чем словами исконными, в тех случаях, когда за­имствованные слова употребляются в нескольких языках, разу­меется, при совпадении значения слова в этих языках.

Как уже было сказано выше, одной из наиболее характер­ных черт лексики научного стиля является частое употребле­ние слов с обобщенным и отвлеченным значением.

Слова с обобщенным значением (металлы, химические эле­менты и т.п.) выступают как обозначение общего понятия или аб­страктного предмета. Абстрактная лексика представляет собой выражение различных отвлеченных понятий, например: функция, явление, стремление, мировоззрение и т.п. Отвлеченные существи­тельные образуют группу слов, обозначающих различные абстрак­тные понятия (качество, состояние, действие). Они отличаются от конкретных существительных тем, что не способны определяться количественными числительными и, как правило, употребляются только в единственном числе (белизна, отправление и т.п.).

 

Текст № 6. Открытие электричества

1. Прочитайте слова. Значения незнакомых слов посмотри­те в словаре и запишите их.

Теория, магнетизм, эксперимент, электродинамика, исследо­вание, аппарат, период, фундамент, электростатика, электро­техника.

2. На какие вопросы отвечают данные слова?

Исследовать — исследование — исследователь, использоватьиспользование, наблюдать — наблюдение — наблюдатель, изу­чать — изучениеизученный, составлять — составление — со­ставленный, создавать — создание — созданный — создатель.

3. От данных прилагательных и причастий образуйте крат­кую форму.

Образец: использованный — использован.

Установленный, созданный, универсальный, сделанный, на­копленный, изученный, простой, построенный, значительный.

4. Как вы понимаете следующие словосочетания?

Вольтов столб, электрическая дуга, закон электрической цепи, электромагнитная индукция, достижения науки.

5. Прочитайте текст.

В истории теоретических и экспериментальных исследований электричества и магнетизма и использования их результатов для создания машин и приборов различают несколько периодов. В пе­риод становления электростатики (до 1800 года) были сделаны пер­вые шаги от наблюдений электрических и магнитных явлений до установления некоторых закономерностей в области статического электричества и магнетизма и создания простейших электростати­ческих машин и приборов. Разработка основ электростатики явля­ется значительным достижением науки XVIII века.

В период с 1800 по 1830 год были заложены научные основы электротехники. В это время был открыт электрический ток, нача­лось изучение его действия, был установлен ряд закономерностей в области электромагнетизма и осуществлены первые шаги в прак­тическом применении электричества.

Расширение исследований в области электричества и магне­тизма привело на рубеже XVIII и XIX веков к созданию источни­ков постоянного электрического тока. Изучая опыты итальянского анатома Л. Гальвани, обнаружившего сокращение мышц лапки пре­парированной лягушки при соприкосновении их и вскрытого не­рва с двумя разными металлами, А. Вольт пришел к выводу, что источником электричества является не животный организм, а кон­такт двух разных металлов. Построенный им вольтов столб (1799) представлял собой простейшую батарею гальванических элементов с одной жидкостью.

Тепловые и световые действия тока наиболее эффектно про­явились в электрической дуге. В 1803 году В.В. Петров указал на возможность применения электрической дуги для освещения, плав­ки металлов, восстановления металлов из окислов.

Для развития практического применения электричества, и преж­де всего для создания электротехники, особенно важное значение имело открытие магнитных действий тока. Не прошло и двух деся­тилетий со времени первых наблюдений отклонения свободно под­вешенной магнитной стрелки, находящейся вблизи проводника с током (Ж.Д. Романьози, 1802), как было обнаружено явление на­магничивания проводника протекающим по нему током (Д.Ф. Араго, 1820) и установлен закон действия тока на магнит (Ж.Б. Био и ф. Савар, 1820), объясняющий вращательный характер движения проводника относительно магнита или магнита относительно про­водника.

Крупным научным достижением этого периода была разработ­ка основ электродинамики и установление электрической приро­ды магнетизма (А. Ампер).

Углубленное изучение электрического тока позволило перей­ти к установлению количественных соотношений в явлениях, про­исходящих в электрической цепи. Исследуя закономерности в элек­трической цепи и исходя из аналогии между движением электри­чества и тепловым или водяным потоком, Г.С. Ом в 1827 году уста­новил известный закон электрической цепи, носящий его имя.

Начало нового этапа в развитии электротехники относится к 1831 году, когда физическая наука обогатилась значительным дос­тижением: английский ученый М. Фарадей открыл электромагнит­ную индукцию. Это открытие оказало огромное влияние на разви­тие научного миропонимания, физика пополнилась новым объек­том — физическим полем. С этого времени индукционные явления становятся ведущей темой в физических исследованиях, начинает­ся история учения об электрических колебаниях, составляющих научный фундамент электротехники переменных токов и радио­техники.

Учение об электричестве явилось первой наукой, на основе которой создавалась промышленность электрических приборов, аппаратов и машин. Появление нового вида технических средств с самого начала было неразрывно связано с открытием новых физических законов. Работы А.М. Ампера, приведшие к откры­тию законов электродинамики, и исследования М. Фарадся, за­вершившиеся формулированием законов электромагнитной ин­дукции, не только установили тесную связь между электричес­кими и магнитными явлениями, но и заложили принципиаль­ные основы создания электрического двигателя и электрическо­го генератора. Эти исследования, как и работы последующих Ученых (прежде всего Д.К. Максвелла), стали фундаментом науки электротехники.

(По материалам книги

«Техника в ее историческом развитии»)

6. Ответьте на вопросы:

Что явилось значительным достижением науки XVIII века?

В какой период были заложены научные основы электротех­ники?

Что привело к созданию источников постоянного электри­ческого тока?

Что представляет собой батарея гальванических элементов?

Кто разработал основы электродинамики?

Кто открыл закон электрической цепи?

Когда и кем открыта электромагнитная индукция?

 

7. Выпишите из текста общеупотребительные слова, обще­научные и электротехнические термины.

8. Установите, какие терминологические слова являются опорными в данном тексте.

9. Найдите в тексте предложения с конструкциями суще­ствительное в родительном падеже в виде цепочки (данная кон­струкция широко используется в научных текстах), например: промышленность (чего?) электроприборов.

10. Составьте и запишите в виде плана этапы открытий в области электричества и магнетизма. Перескажите текст с опо­рой на план.

 

Тема 4

Терминологическая лексика русского языка

 

Таким свойством, как точность, предопределяется прежде всего терминологичность словарного состава научного стиля. Функционально-стилевая окраска научной лексики — это глав­ным образом специальная терминологическая лексика. Большое место в ней занимает международная терминология.

Итак, характерным языковым признаком научного стиля является наличие терминологических слов.

Термин — это слово или словосочетание, представляющее собой название определенного понятия какой-либо специаль­ной области науки, техники, искусства. Для термина свойствен­на однозначность в системе терминологии каждой области.

Терминологическая лексика делится на две группы: терми­ны узкоспециальные и общенаучные. Узкоспециальные терми­нологические слова существуют в рамках отдельных паук: физи­ки, биологии, языкознания, экономики и т.д. Общенаучные тер­мины встречаются в различных областях научной деятельности.

В составе терминов научной речи часто встречаются слова иноязычного происхождения. Наличие заимствованных слов-терминов, элементов, входящих в состав терминов, вызвано тем, что интернационализация науки порождает интернационализа­цию и ее языка.

Следует отметить, что стремление к точности и терминологичности лексики приводит к тому, что научный стиль не обла­дает свойством общедоступности, а также к тому, что многоязыч­ные стилистически нейтральные слова употребляются в науч­ном стиле не во всех своих значениях, которые им свойственны, а лишьв одном значении, реже — двух.

 

Тема 5

Морфология научного стиля речи

 

К морфологическим особенностям научного стиля речи от­носится высокая частота употребления именных частей речи (их больше, чем глагольных). Наиболее частотны имена существи­тельные (около 35% всех словоупотреблений), имена прилага­тельные составляют около 13%, глаголы и наречия — 12%, при­частия, заменяющие глаголы, — 6%.

Среди существительных выделяется большая группа слов, обозначающих понятия движения, состояния, изменения, обра­зованных от глаголов (т.е. отглагольные существительные). Например: использовать — использование.

В научной речи частым является употребление существи­тельных, выражающих отвлеченное понятие, и отглагольных существительных со значением действия, процесса, относящих­ся к среднему роду. Добавим: в научном стиле предпочтение от­дается существительным среднего рода, таким, например, как знание, нагревание, охлаждение.

Большинство глаголов, используемых в научной речи, употребляется в форме настоящего времени. Форма настояще­го времени выступает в научной речи в значении «вне време­ни» (т.е. действие или состояние служит для выражения по­стоянного свойства или состояния предмета). Эта форма упот­ребляется в формулировках научных законов, правил, при опи­сании хода исследования, доказательства, в описании устрой­ства приборов и установок. Например: В настоящее время су­ществует разработка ионно-плазменных технологий особых частиц.

В научной речи широко представлены имена прилагатель­ные (полные и краткие формы), среди которых преобладают полные формы.

Если в научных текстах подчеркивается постоянное свой­ство предмета или явления, то используется полная форма при­лагательного {Чистая медь представляет собой тягучий вязкий металл), а если указывается на непостоянное свойство пред­мета, то употребляется краткая форма, однако она может исполь­зоваться и для обозначения постоянных свойств предметов, яв­лений, процессов (Богат и славен наш край!).

В научной речи используются краткие страдательные при­частия, которые следует отличать от кратких прилагательных в женском и среднем роде во множественном числе. Краткие при­частия имеют в написании одно п. Сравним: организованна (прил.) — организована (прич.).

 

Текст № 10. Термодинамика

1. Выясните значения данных слов по словарю: естество­знание, термодинамика, прогресс, функция, система, частица, теорема, исследование.

2. Проанализируйте состав слов: термодинамический, взаи­мосвязь, теплотехника, разнообразный, макроскопический, мик­роизделия, микроэлектромотор.

3. На какие вопросы отвечают данные слова? Составьте с ними словосочетания. Продолжите список отглагольных суще­ствительных.

Превратитьпревращение, разнообразить — разнообра­зие, изучить — изучение, применить — применение, выявить — выявление.

4. Как вы понимаете данные словосочетания?

Взаимосвязь между процессами, базируется на двух законах, иметь ограниченное применение, теоретический фундамент, техническая термодинамика — сравнительно молодая наука.

5. Прочитайте текст.

Термодинамика, являясь разделом теоретической физики, пред­ставляет собой одну из самых обширных областей современного естествознания — науку о превращениях различных видов энергии друг в друга. Эта наука рассматривает самые разнообразные явле­ния природы и охватывает огромную область химических, механи­ческих и физико-химических явлений.

Термодинамика в настоящее время может быть разделена на три части:

общая термодинамика, или физическая термодинамика, изуча­ющая процессы превращения энергии в твердых, жидких и газооб­разных телах, различные тела, магнитные и электрические явле­ния, а также устанавливающая математические зависимости между термодинамическими величинами;

химическая термодинамика, которая на основе законов общей термодинамики изучает химические, тепловые, физико-химические процессы, равновесие и влияние на равновесие внешних условий;

техническая термодинамика, рассматривающая закономернос­ти взаимного превращения теплоты в работу. Она устанавливает взаимосвязь между тепловыми, механическими и химическими про­цессами, которые совершаются в тепловых и холодильных маши­нах, изучает процессы, происходящие в газах и парах, а также свой­ства этих тел при различных физических условиях.

Термодинамика базируется на двух основных законах, полу­чивших название начал термодинамики.

Первое начало термодинамики представляет собой приложе­ние к тепловым явлениям всеобщего закона природы — закона превращения и сохранения энергии.

Второе начало термодинамики устанавливает условия проте­кания и направленность макроскопических процессов в системах, состоящих из большого количества частиц. Поэтому второе начало термодинамики имеет более ограниченное применение, нежели первое.

В начале XX века два начала термодинамики были дополнены еще одним опытным положением, получившим название тепловой теоремы Нернста. Эта теорема, позволяющая определить свойства тел при очень низких температурах, используется главным образом в химической термодинамике и имеет ограниченное применение.

Техническая термодинамика начала развиваться с 20-х годов прошлого столетия, но, несмотря на свою сравнительную моло­дость, она заслуженно занимает в настоящее время одно из цент­ральных мест среди физических и технических дисциплин.

В теоретической части техническая термодинамика является общим отделом науки об энергии, а в прикладной части представ­ляет собой теоретический фундамент всей теплотехники, изучаю­щей процессы, протекающие в тепловых двигателях.

В термодинамике используются два метода исследования: ме­тод круговых процессов и метод термодинамических функций и геометрических построений.

Техническая термодинамика, применяя основные законы к процессам превращения теплоты в механическую работу и механи­ческой работы в теплоту, дает возможность разрабатывать теорию тепловых двигателей, исследовать процессы, протекающие в них, и позволяет выявлять их экономичность для каждого типа отдельно.

(В.В. Нащокин)

6. Ответьте на вопросы:

Что изучает термодинамика?

На какие части делится термодинамика?

Охарактеризуйте каждую часть.

Что представляют собой первое и второе начала термодина­мики?

Когда начала развиваться техническая термодинамика?

Какие методы исследования используются в термодинамике?

 

7. Выявите в тексте имена существительные, имена прила­гательные и глаголы. Посчитайте и сравните их количество.

8. Трансформируйте глагольные словосочетания (из тек­ста) в именные по образцу: превратить различные виды энер­гии друг в другапревращение различных видов энергии друг в друга.

9. Выпишите из текста имена существительные. Определи­те их род и число.

10. Найдите глаголы в тексте и определите их грамматичес­кие показатели (время, вид, наклонение). Сделайте вывод об употреблении форм глагола в научном стиле речи.

 

Тема 6

Синтаксис научного стиля речи

 

В научном стиле речи выделяют следующие синтаксичес­кие особенности: широкое распространение безличных предло­жений; двусоставные предложения с составным именным ска­зуемым; преобладание сложных предложений союзного типа; широкое использование конструкций с причастными и деепри­частными оборотами, предложений с однородными членами, имеющими характер перечисления; употребление вводных слов и словосочетаний, обозначающих последовательность сообще­ний, степень достоверности, источник информации и служащие как средства связи частей текста.

Порядок слов в научной речи прямой, объективный. Сле­дует также отметить, что для научных произведений характер­на связность изложения. Взаимосвязь частей текста достигает­ся при помощи повторов важных в смысловом отношении слов и словосочетаний, а также при помощи определенных связую­щих слов, являющихся средством связи мыслей в ходе логичес­кого рассуждения. К ним относятся наречия и наречные выра­жения, сочетания слов типа так, таким образом, итак, кроме того, в результате, в заключение и др.

Связность текста достигается также частым употреблени­ем указательных местоимений это, эти, тот, этот, то, в кото­рых обобщается определенная часть содержания предыдущих предложений.

Тема 7

Подстили научного стиля

 

Научный стиль — понятие широкое. Он обслуживает науч­но-техническую, научно-популярную, научно-учебную сферу человеческой деятельности. Поэтому научный стиль неодноро­ден по своему составу, поскольку тексты могут быть предназна­чены как для специалистов, так и для более широкого круга чи­тателей. Отсюда выделяют и используют в научном стиле речи следующие подстили: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.

Каждый из подстилей имеет свои особенности изложения, цель, характер адресата и сферу употребления. Так, собственно научным подстилом пишутся научные доклады, монографии, диссертации, то есть труды, содержащие чисто научную инфор­мацию, использующие только научную терминологию, а науч­но-учебным подстилем пишутся учебники, учебные пособия, семинарские доклады, курсовые работы.

Научно-популярным подстилем пишутся книги и статьи по отдельным отраслям знаний, предназначенные «для всех». Это­му подстилю свойственно использование общенаучной терми­нологии, доступной массовому читателю.

 

Текст № 14.

1. Прочитайте микротекст, выпишите незнакомые слова и определите их значения по словарю.

Все лучи, параллельные оси параболического зеркала, после отражения сходятся в одной точке, которую называют фокусом параболического зеркала.

На этом свойстве основано устройство параболических теле­скопов. Лучи от далеких звезд приходят к нам в виде параллельно­го пучка. Изготовив параболический телескоп и поместив в его фокус фотопластинку, мы получаем возможность усилить свето­вой сигнал, идущий от звезды. Этот же принцип лежит в основе создания параболических антенн, позволяющих усилить радиосиг­налы.

Если же поместить в фокусе параболического зеркала источ­ник света, то после отражения от поверхности зеркала лучи, иду­щие от этого источника, не будут рассеиваться, а соберутся в узкий пучок, параллельный оси зеркала. Этот факт находит применение при изготовлении прожекторов и фонарей, различных проекторов, зеркала которых изготавливают в форме параболоидов.

(Учебник «Алгебра и начала анализа»,

9—10 классы)

2. Выпишите из текста отглагольные существительные, до­полните список своими примерами.

3. Разберите в тексте предложения с деепричастными и при­частными оборотами.

4. С какой областью науки связан данный микротекст?

5. Определите, к какому подстилю принадлежит микротекст.

 

Тема 8

Текст как единица обучения связной речи

 

Текст — единое смысловое композиционное и языковое це­лое. Целостность текста определяется прежде всего замыслом автора, темой и создается лексическими средствами: тематичес­кими словами, лексическим повтором, синонимами и т.п.

Любой текст несет какую-то информацию, сообщение о дей­ствительности. Далее — завершенность: текст создается для ре­шения определенной коммуникативной задачи, поставленной автором. Завершенность текста связана с его заглавием. В заг­лавии может быть выражена только тема текста или тема и ос­новная мысль. Как наличие темы и основной мысли, так и связ­ность являются одними из признаков научного текста.

Связность текста — это смысловая, грамматическая и ин­тонационная связь предложений в составе сложного синтакси­ческого целого (далее — ССЦ). В связной речи предложения свя­заны друг с другом по смыслу. Группа тесно связанных самосто­ятельных предложений образует особую синтаксическую еди­ницу более высокого порядка, чем отдельное предложение, и называется сложным синтаксическим целым, или сверхфразо­вым единством.

Таким образом, ССЦ является единицей текста.

ССЦ часто, но не всегда, совпадает с абзацем. Абзац — это отрезок текста от одной красной строки до другой, заключаю­щий в себе обычно несколько предложений, реже — только одно предложение. Абзац в научной речи обычно состоит из трех ча­стей. Главный компонент абзаца — его первое предложение. Это абзацный зачин, который обозначает начало развития мысли. Средняя часть содержит развитие темы, намеченной зачином. Заканчивается абзац предложением-концовкой, завершающим мысль. Как правило, зачин или концовка содержат обобщаю­щую информацию всего абзаца.

Текст, так же как и абзац, разбивается на композиционные части: зачин (начало действия), средняя часть (его развитие) и концовка. Если в тексте первое предложение образует так на­зываемый зачин, а последнее — концовку, и оба они скрепляют заключенные между ними предложения в сложное синтаксичес­кое целое, то такая связь внутри сверхфразового единства на­зывается параллельной. А если связь между отдельными пред­ложениями текста осуществляется наличием единого субъекта, причем каждое последующее предложение развивает, «подхва­тывает» содержание предыдущего, то такая связь называется цепной.

 

Текст № 16. «Интерагромаш-2002»:

Сельхозмашиностроения

1. С помощью толкового словаря и словаря иностранных слов выясните значения слов: инновация, рынок, комплекс, мо­дель, выставка, тенденция, сектор, регион, функционирование, универсальность, рациональность, параметры.

2. Допишите словосочетания, используя предлагаемые сло­ва, и составьте с ними предложения.

Техника, зарубежье



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.24 (0.02 с.)