![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Текст № 1. Техника и ее историяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1 Стили речи: понятие, функции, сфера употребления
Функциональные типы литературного языка, обслуживающие определенные сферы деятельности людей, называют стилем, или языком (деловой стиль/язык, научный стиль/язык и т.п.). Типичные качества той разновидности литературного языка, которая называется стилем или функциональным стилем, в той или иной мере находит реальное воплощение и выражение в текстах, представляющих собой жанры стилистически маркированных типов речи. Особенности деловой, научной, публицистической или даже обиходно-разговорной речи по-своему проявляются в жанровых модификациях — текстах, поэтому эти композиционные системы в пределах функциональных стилей языка называют стилями речи. Стили речи — это стилистически отмеченные разновидности или жанрово фиксированные вариации стиля литературного языка; выделяются стили научного изложения (научной речи), стили публицистической речи, стили официально-деловой речи, стили литературно-художественной речи, стили обиходно-разговорной речи. Функционально-стилевую окраску стилей речи можно представить в виде схемы:
Книжный стиль Общекнижная научная и научно-техническая официально-деловая газетно-публицистическая поэтическая Разговорный стиль Разговорная разговорно-просторечная
Следует отметить, что книжный стиль преимущественно относится к письменной речи, а разговорный стиль — к разговорной, устной форме речи. Каждый стиль выделяется характерными признаками, лексическими и грамматическими формами, используемыми только в определенном стиле. Такие признаки, как точность, терминологичность, обобщенность, абстрактность, четкие синтаксические конструкции, объективный и прямой порядок слов, отсутствие свойства общедоступности характерны для научного стиля речи. Признаки официально-делового стиля — точность изложения, стандартизированность изложения, неличный характер изложения, «безэмоциональность». Черты публицистического стиля — сочетание эмоциональной экспрессивности и стандарта. Публицистика выполняет функцию убеждения, эмоционального воздействия, агитации. Особенности художественного стиля — многостильность, образность, единство коммуникативной и эстетической функции, широкое проявление индивидуальности автора. Разговорный стиль противопоставлен всем книжным стилям. Этот стиль реализуется в форме непринужденной, неподготовленной диалогической или монологической речи на бытовые темы. Экстралингвистическими чертами разговорного стиля речи являются неофициальный характер изложения и его эмоционально-экспрессивная окрашенность. Он отличается от книжных стилей не только на уровне лексики и грамматики, но также и на уровне фонетики, например, «беглым» произношением. В области словообразования следует отметить употребление в разговорном стиле слов с суффиксами -ничать, -ш(а), -к(а) (вредничать, высший, ноский); -чье, -тье, -от(а), -ня (вранье, нытье); -отня, -ож(-еж), -ущ(-ющ) (подворотня, большущий, злющий); -енн (здоровенный); с аффиксами ков-, -нибудь, -то, а также междометий и глагольно-междометных форм типа бряк, бац, стук и т.п. Более подробно характерные признаки научного стиля будут изложены в следующих темах.
Текст № 2. Зарождение механики 1. Прочитайте слова и словосочетания. Значения незнакомых слов посмотрите в словаре. Механика, эпоха, античный, архитектурные конструкции, абстракция, глыбы камня, трактат, клин, рычаг, пирамида. 2. Сравните значения данных слов. Колесо — колесико, перемещение — перенос, прибор — приборчик, предполагать — предвидеть, работать над теорией — разработать теорию, делать — создавать — сооружать — производить — выпускать. 3. Как вы понимаете следующие словосочетания? Античный мир, абстрактные понятия, сооружение пирамид, теоретические исследования, научные трактаты. 4. Проанализируйте состав слов: рабовладельческий, гидростатический, паровой. 5. Определите вид (совершенный/несовершенный) глаголов: восходит, вырабатывать, поднимать, перемещать, изобретать, использовали, возникла, изготовлять, приводится, соорудить. 6. Прочитайте текст. К античному миру восходит термин «механика». Однако уже в ранних рабовладельческих государствах Древнего Востока с изобретением колеса, с использованием наклонной плоскости, а еще ранее — клина и рычага вырабатываются такие абстрактные понятия, как сила, сопротивление, перемещение, скорость. Тяжести поднимали с помощью наклонной плоскости. В Египте при сооружении пирамид, где требовалось перемещать и поднимать огромные глыбы камня, применяли рычаг, который египтяне издавна использовали для подачи вверх воды. В античных рабовладельческих государствах, помимо клина и рычага, в строительных работах стали использовать блок и винт. Принципиально новым для античной механики является появление теорий: учение о движении — кинематика, учение о равновесии — статика. Статика возникла в связи с запросами техники и была выделена в особую теоретическую дисциплину. К античной эпохе восходит зарождение двух направлений в статике: кинематического и геометрического. Первое направление возникло в результате использования рычага, наклонной плоскости, а второе — в связи с расчетом архитектурных конструкций и поднятием центра тяжести. Основателем геометрического направления статики был Архимед (III в. до н.э.). Из сочинений Архимеда по механике до нас дошли трактаты в двух книгах — «О равновесии плоских фигур» (или «О центрах тяжести плоских фигур») и «О плавающих телах». В первом трактате ученый изложил теорию равновесия рычага и дал математическую формулировку закона рычага, во втором он изложил основы гидростатики. Наряду с теоретическими исследованиями в области физики и математики Архимед много занимался вопросами прикладной механики. В этой области ему принадлежат интересные изобретения, которые были использованы при обороне Сиракуз во время осады римлянами. Большое значение для развития механики имели труды Герона Александрийского (примерно I в. н.э.), представителя александрийской научной школы. «Механика» Герона состоит из трех книг и представляет собой развитие кинематического направления статики. Герои известен в истории и как изобретатель различных автоматов. До нас дошло его сочинение «Об искусстве изготовлять автоматы». Им изобретены так называемый геронов шар, из которого водная струя выбрасывается посредством сжатого воздуха, и паровой шар, или эолипил; он приводился в движение паром, выходившим через вставленные в него две трубки. Представителем той же школы, что и Герон, был Витрувий (I в. до н.э.), трактат которого «Об архитектуре» посвящен в основном прикладной механике. В трактате описаны различные механизмы для поднятия тяжестей и дано определение машины. (СВ. Шухардин, доктор технических наук) 7. Ответьте на вопросы: Когда появился термин «механика»? Какие абстрактные понятия выработались в государствах Древнего Востока? Что такое кинематика, статика? Расскажите об основателе геометрического направления статики Архимеде. О каких ученых античного мира вы узнали? Расскажите.
8. Выпишите из текста лексические единицы, указывающие на принадлежность к научному стилю речи. 9. Выделите в тексте основные смысловые части и запишите к ним ключевые слова. 10. Переведите на казахский язык следующие слова: теория, учение, использование, исследование, эпоха, направление, развитие, деятельность, дисциплина, наклонная плоскость.
Тема 2 Научный стиль речи, его особенности
Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, — это наука. Поэтому речевыми жанрами, воплощающими этот стиль языка, являются научные монографии, научные статьи, диссертационные работы, различные жанры учебной и научно-технической литературы, выступления в научных диспутах, научные доклады, лекции, научно-популярные сообщения и жанры научно-популярной литературы. В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Итак, научный стиль — это функциональная разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и объединении языковых средств в связи с задачами общения в научной сфере. Характерные черты научного стиля — логичность, точность, обобщенность и отвлеченность, терминологичность, наличие сложных слов с яркой стилевой и стилистической окраской. Остановимся подробнее на особенностях научного стиля.
Лексический уровень: 1) формирование лексического состава на основе книжно-письменной лексики; 2) употребление узкоспециальной и общенаучной терминологии; 3) привлечение заимствованной терминологической лексики (в том числе интернациональной); 4) использование конкретных существительных в обобщенном значении: многие слова выступают как обозначение общего понятия или абстрактного предмета; 5) употребление отвлеченных существительных, обозначающих различные абстрактные понятия, такие как действие, состояние, качество; 6) применение, с одной стороны, сложных слов, с другой — разного рода сокращений (графические и буквенные аббрсвиатуры, сложносокращенные слова, сокращения смешанной формы); 7) преобладание абстрактной лексики над конкретной.
Морфологический уровень: 1)употребление в большей степени формы 3-го лица; форма 1-го лица употребляется во множественном числе — в обобщенном значении (Человек использовал орудия труда; Появились орудия (обобщающее слово) — напильники, пилы, рубанки, сверла..,); 2) использование глаголов настоящего времени; глаголов с очень широкой абстрактной семантикой (например: иметь, наблюдать, существовать, проявляться и т.п.); 3) возрастание доли существительных среднего рода в научном стиле до 30% от общего числа существительных; 4) значительно большее употребление именных частей речи, чем глагольных (конструкция, машина, сеялка, механический, чугунный, английский, 30—40 см, 1785 год и т.п. — именные части речи).
Словообразовательный уровень: 1) образование в научной речи существительных со значением процесса действия от глагольных основ с суффиксами -ание(-ение): сверлить — сверление; 2) образование с помощью суффикса -к(а) существительных, обозначающих действие, процесс, результат действия: обработать — обработка.
Синтаксический уровень: 1) широкая употребительность пассивной конструкции, когда на первый план выдвигается само действие, например: всего было поставлено 25 опытов; 2) широкое распространение безличных предложений с модальными словами (Действительно, не было времени...) и инфинитивом (Скоро начнет светать); с наречиями на -о (Лампа светит ослепительно ярко); с безличными глаголами (На улице темнеет); 3) широкое использование конструкций с деепричастными и причастными оборотами; предложений с однородными членами, которые перечисляют логически однородные понятия; 4) прямой, объективный порядок слов в предложении.
Текст №5. Первые машины Тема 3 Лексика научного стиля речи Стремление к обобщению, к абстракции проявляется в лексической системе научного стиля. Оно выражается в преобладании абстрактной лексики над конкретной. Лексические пласты научной речи состоят из общеупотребительных слов, общенаучных слов и терминов. Общеупотребительные слова — это слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей; они составляют основу словарного состава любого языка. Общенаучные термины встречаются в различных областях научной деятельности, но их конкретное определение происходит в системе терминологии каждой отдельной науки. Для научного стиля характерно многократное повторение общенаучной лексики даже в пределах небольшого отрезка текста, что в художественной или публицистической речи не допускается, расценивается как стилистическая ошибка. В научном стиле речи широко используется заимствованная (иноязычная) терминологическая лексика, в связи с этим возникают синонимы — дублеты. Синонимия терминов при неполном совпадении их значений в научной речи — нежелательное явление, свидетельствующее о неустоявшихся процессах становления термина. Рациональнее пользоваться терминами иноязычного происхождения, чем словами исконными, в тех случаях, когда заимствованные слова употребляются в нескольких языках, разумеется, при совпадении значения слова в этих языках. Как уже было сказано выше, одной из наиболее характерных черт лексики научного стиля является частое употребление слов с обобщенным и отвлеченным значением. Слова с обобщенным значением (металлы, химические элементы и т.п.) выступают как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Абстрактная лексика представляет собой выражение различных отвлеченных понятий, например: функция, явление, стремление, мировоззрение и т.п. Отвлеченные существительные образуют группу слов, обозначающих различные абстрактные понятия (качество, состояние, действие). Они отличаются от конкретных существительных тем, что не способны определяться количественными числительными и, как правило, употребляются только в единственном числе (белизна, отправление и т.п.).
Текст № 6. Открытие электричества 1. Прочитайте слова. Значения незнакомых слов посмотрите в словаре и запишите их. Теория, магнетизм, эксперимент, электродинамика, исследование, аппарат, период, фундамент, электростатика, электротехника. 2. На какие вопросы отвечают данные слова? Исследовать — исследование — исследователь, использовать — использование, наблюдать — наблюдение — наблюдатель, изучать — изучение — изученный, составлять — составление — составленный, создавать — создание — созданный — создатель. 3. От данных прилагательных и причастий образуйте краткую форму. Образец: использованный — использован. Установленный, созданный, универсальный, сделанный, накопленный, изученный, простой, построенный, значительный. 4. Как вы понимаете следующие словосочетания? Вольтов столб, электрическая дуга, закон электрической цепи, электромагнитная индукция, достижения науки. 5. Прочитайте текст. В истории теоретических и экспериментальных исследований электричества и магнетизма и использования их результатов для создания машин и приборов различают несколько периодов. В период становления электростатики (до 1800 года) были сделаны первые шаги от наблюдений электрических и магнитных явлений до установления некоторых закономерностей в области статического электричества и магнетизма и создания простейших электростатических машин и приборов. Разработка основ электростатики является значительным достижением науки XVIII века. В период с 1800 по 1830 год были заложены научные основы электротехники. В это время был открыт электрический ток, началось изучение его действия, был установлен ряд закономерностей в области электромагнетизма и осуществлены первые шаги в практическом применении электричества. Расширение исследований в области электричества и магнетизма привело на рубеже XVIII и XIX веков к созданию источников постоянного электрического тока. Изучая опыты итальянского анатома Л. Гальвани, обнаружившего сокращение мышц лапки препарированной лягушки при соприкосновении их и вскрытого нерва с двумя разными металлами, А. Вольт пришел к выводу, что источником электричества является не животный организм, а контакт двух разных металлов. Построенный им вольтов столб (1799) представлял собой простейшую батарею гальванических элементов с одной жидкостью. Тепловые и световые действия тока наиболее эффектно проявились в электрической дуге. В 1803 году В.В. Петров указал на возможность применения электрической дуги для освещения, плавки металлов, восстановления металлов из окислов. Для развития практического применения электричества, и прежде всего для создания электротехники, особенно важное значение имело открытие магнитных действий тока. Не прошло и двух десятилетий со времени первых наблюдений отклонения свободно подвешенной магнитной стрелки, находящейся вблизи проводника с током (Ж.Д. Романьози, 1802), как было обнаружено явление намагничивания проводника протекающим по нему током (Д.Ф. Араго, 1820) и установлен закон действия тока на магнит (Ж.Б. Био и ф. Савар, 1820), объясняющий вращательный характер движения проводника относительно магнита или магнита относительно проводника. Крупным научным достижением этого периода была разработка основ электродинамики и установление электрической природы магнетизма (А. Ампер). Углубленное изучение электрического тока позволило перейти к установлению количественных соотношений в явлениях, происходящих в электрической цепи. Исследуя закономерности в электрической цепи и исходя из аналогии между движением электричества и тепловым или водяным потоком, Г.С. Ом в 1827 году установил известный закон электрической цепи, носящий его имя. Начало нового этапа в развитии электротехники относится к 1831 году, когда физическая наука обогатилась значительным достижением: английский ученый М. Фарадей открыл электромагнитную индукцию. Это открытие оказало огромное влияние на развитие научного миропонимания, физика пополнилась новым объектом — физическим полем. С этого времени индукционные явления становятся ведущей темой в физических исследованиях, начинается история учения об электрических колебаниях, составляющих научный фундамент электротехники переменных токов и радиотехники. Учение об электричестве явилось первой наукой, на основе которой создавалась промышленность электрических приборов, аппаратов и машин. Появление нового вида технических средств с самого начала было неразрывно связано с открытием новых физических законов. Работы А.М. Ампера, приведшие к открытию законов электродинамики, и исследования М. Фарадся, завершившиеся формулированием законов электромагнитной индукции, не только установили тесную связь между электрическими и магнитными явлениями, но и заложили принципиальные основы создания электрического двигателя и электрического генератора. Эти исследования, как и работы последующих Ученых (прежде всего Д.К. Максвелла), стали фундаментом науки электротехники. (По материалам книги «Техника в ее историческом развитии») 6. Ответьте на вопросы: Что явилось значительным достижением науки XVIII века? В какой период были заложены научные основы электротехники? Что привело к созданию источников постоянного электрического тока? Что представляет собой батарея гальванических элементов? Кто разработал основы электродинамики? Кто открыл закон электрической цепи? Когда и кем открыта электромагнитная индукция?
7. Выпишите из текста общеупотребительные слова, общенаучные и электротехнические термины. 8. Установите, какие терминологические слова являются опорными в данном тексте. 9. Найдите в тексте предложения с конструкциями существительное в родительном падеже в виде цепочки (данная конструкция широко используется в научных текстах), например: промышленность (чего?) электроприборов. 10. Составьте и запишите в виде плана этапы открытий в области электричества и магнетизма. Перескажите текст с опорой на план.
Тема 4 Терминологическая лексика русского языка
Таким свойством, как точность, предопределяется прежде всего терминологичность словарного состава научного стиля. Функционально-стилевая окраска научной лексики — это главным образом специальная терминологическая лексика. Большое место в ней занимает международная терминология. Итак, характерным языковым признаком научного стиля является наличие терминологических слов. Термин — это слово или словосочетание, представляющее собой название определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства. Для термина свойственна однозначность в системе терминологии каждой области. Терминологическая лексика делится на две группы: термины узкоспециальные и общенаучные. Узкоспециальные терминологические слова существуют в рамках отдельных паук: физики, биологии, языкознания, экономики и т.д. Общенаучные термины встречаются в различных областях научной деятельности. В составе терминов научной речи часто встречаются слова иноязычного происхождения. Наличие заимствованных слов-терминов, элементов, входящих в состав терминов, вызвано тем, что интернационализация науки порождает интернационализацию и ее языка. Следует отметить, что стремление к точности и терминологичности лексики приводит к тому, что научный стиль не обладает свойством общедоступности, а также к тому, что многоязычные стилистически нейтральные слова употребляются в научном стиле не во всех своих значениях, которые им свойственны, а лишьв одном значении, реже — двух.
Тема 5 Морфология научного стиля речи
К морфологическим особенностям научного стиля речи относится высокая частота употребления именных частей речи (их больше, чем глагольных). Наиболее частотны имена существительные (около 35% всех словоупотреблений), имена прилагательные составляют около 13%, глаголы и наречия — 12%, причастия, заменяющие глаголы, — 6%. Среди существительных выделяется большая группа слов, обозначающих понятия движения, состояния, изменения, образованных от глаголов (т.е. отглагольные существительные). Например: использовать — использование. В научной речи частым является употребление существительных, выражающих отвлеченное понятие, и отглагольных существительных со значением действия, процесса, относящихся к среднему роду. Добавим: в научном стиле предпочтение отдается существительным среднего рода, таким, например, как знание, нагревание, охлаждение. Большинство глаголов, используемых в научной речи, употребляется в форме настоящего времени. Форма настоящего времени выступает в научной речи в значении «вне времени» (т.е. действие или состояние служит для выражения постоянного свойства или состояния предмета). Эта форма употребляется в формулировках научных законов, правил, при описании хода исследования, доказательства, в описании устройства приборов и установок. Например: В настоящее время существует разработка ионно-плазменных технологий особых частиц. В научной речи широко представлены имена прилагательные (полные и краткие формы), среди которых преобладают полные формы. Если в научных текстах подчеркивается постоянное свойство предмета или явления, то используется полная форма прилагательного {Чистая медь представляет собой тягучий вязкий металл), а если указывается на непостоянное свойство предмета, то употребляется краткая форма, однако она может использоваться и для обозначения постоянных свойств предметов, явлений, процессов (Богат и славен наш край!). В научной речи используются краткие страдательные причастия, которые следует отличать от кратких прилагательных в женском и среднем роде во множественном числе. Краткие причастия имеют в написании одно п. Сравним: организованна (прил.) — организована (прич.).
Текст № 10. Термодинамика 1. Выясните значения данных слов по словарю: естествознание, термодинамика, прогресс, функция, система, частица, теорема, исследование. 2. Проанализируйте состав слов: термодинамический, взаимосвязь, теплотехника, разнообразный, макроскопический, микроизделия, микроэлектромотор. 3. На какие вопросы отвечают данные слова? Составьте с ними словосочетания. Продолжите список отглагольных существительных. Превратить — превращение, разнообразить — разнообразие, изучить — изучение, применить — применение, выявить — выявление. 4. Как вы понимаете данные словосочетания? Взаимосвязь между процессами, базируется на двух законах, иметь ограниченное применение, теоретический фундамент, техническая термодинамика — сравнительно молодая наука. 5. Прочитайте текст. Термодинамика, являясь разделом теоретической физики, представляет собой одну из самых обширных областей современного естествознания — науку о превращениях различных видов энергии друг в друга. Эта наука рассматривает самые разнообразные явления природы и охватывает огромную область химических, механических и физико-химических явлений. Термодинамика в настоящее время может быть разделена на три части: общая термодинамика, или физическая термодинамика, изучающая процессы превращения энергии в твердых, жидких и газообразных телах, различные тела, магнитные и электрические явления, а также устанавливающая математические зависимости между термодинамическими величинами; химическая термодинамика, которая на основе законов общей термодинамики изучает химические, тепловые, физико-химические процессы, равновесие и влияние на равновесие внешних условий; техническая термодинамика, рассматривающая закономерности взаимного превращения теплоты в работу. Она устанавливает взаимосвязь между тепловыми, механическими и химическими процессами, которые совершаются в тепловых и холодильных машинах, изучает процессы, происходящие в газах и парах, а также свойства этих тел при различных физических условиях. Термодинамика базируется на двух основных законах, получивших название начал термодинамики. Первое начало термодинамики представляет собой приложение к тепловым явлениям всеобщего закона природы — закона превращения и сохранения энергии. Второе начало термодинамики устанавливает условия протекания и направленность макроскопических процессов в системах, состоящих из большого количества частиц. Поэтому второе начало термодинамики имеет более ограниченное применение, нежели первое. В начале XX века два начала термодинамики были дополнены еще одним опытным положением, получившим название тепловой теоремы Нернста. Эта теорема, позволяющая определить свойства тел при очень низких температурах, используется главным образом в химической термодинамике и имеет ограниченное применение. Техническая термодинамика начала развиваться с 20-х годов прошлого столетия, но, несмотря на свою сравнительную молодость, она заслуженно занимает в настоящее время одно из центральных мест среди физических и технических дисциплин. В теоретической части техническая термодинамика является общим отделом науки об энергии, а в прикладной части представляет собой теоретический фундамент всей теплотехники, изучающей процессы, протекающие в тепловых двигателях. В термодинамике используются два метода исследования: метод круговых процессов и метод термодинамических функций и геометрических построений. Техническая термодинамика, применяя основные законы к процессам превращения теплоты в механическую работу и механической работы в теплоту, дает возможность разрабатывать теорию тепловых двигателей, исследовать процессы, протекающие в них, и позволяет выявлять их экономичность для каждого типа отдельно. (В.В. Нащокин) 6. Ответьте на вопросы: Что изучает термодинамика? На какие части делится термодинамика? Охарактеризуйте каждую часть. Что представляют собой первое и второе начала термодинамики? Когда начала развиваться техническая термодинамика? Какие методы исследования используются в термодинамике?
7. Выявите в тексте имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Посчитайте и сравните их количество. 8. Трансформируйте глагольные словосочетания (из текста) в именные по образцу: превратить различные виды энергии друг в друга — превращение различных видов энергии друг в друга. 9. Выпишите из текста имена существительные. Определите их род и число. 10. Найдите глаголы в тексте и определите их грамматические показатели (время, вид, наклонение). Сделайте вывод об употреблении форм глагола в научном стиле речи.
Тема 6 Синтаксис научного стиля речи
В научном стиле речи выделяют следующие синтаксические особенности: широкое распространение безличных предложений; двусоставные предложения с составным именным сказуемым; преобладание сложных предложений союзного типа; широкое использование конструкций с причастными и деепричастными оборотами, предложений с однородными членами, имеющими характер перечисления; употребление вводных слов и словосочетаний, обозначающих последовательность сообщений, степень достоверности, источник информации и служащие как средства связи частей текста. Порядок слов в научной речи прямой, объективный. Следует также отметить, что для научных произведений характерна связность изложения. Взаимосвязь частей текста достигается при помощи повторов важных в смысловом отношении слов и словосочетаний, а также при помощи определенных связующих слов, являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения. К ним относятся наречия и наречные выражения, сочетания слов типа так, таким образом, итак, кроме того, в результате, в заключение и др. Связность текста достигается также частым употреблением указательных местоимений это, эти, тот, этот, то, в которых обобщается определенная часть содержания предыдущих предложений. Тема 7 Подстили научного стиля
Научный стиль — понятие широкое. Он обслуживает научно-техническую, научно-популярную, научно-учебную сферу человеческой деятельности. Поэтому научный стиль неоднороден по своему составу, поскольку тексты могут быть предназначены как для специалистов, так и для более широкого круга читателей. Отсюда выделяют и используют в научном стиле речи следующие подстили: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный. Каждый из подстилей имеет свои особенности изложения, цель, характер адресата и сферу употребления. Так, собственно научным подстилом пишутся научные доклады, монографии, диссертации, то есть труды, содержащие чисто научную информацию, использующие только научную терминологию, а научно-учебным подстилем пишутся учебники, учебные пособия, семинарские доклады, курсовые работы. Научно-популярным подстилем пишутся книги и статьи по отдельным отраслям знаний, предназначенные «для всех». Этому подстилю свойственно использование общенаучной терминологии, доступной массовому читателю.
Текст № 14. 1. Прочитайте микротекст, выпишите незнакомые слова и определите их значения по словарю. Все лучи, параллельные оси параболического зеркала, после отражения сходятся в одной точке, которую называют фокусом параболического зеркала. На этом свойстве основано устройство параболических телескопов. Лучи от далеких звезд приходят к нам в виде параллельного пучка. Изготовив параболический телескоп и поместив в его фокус фотопластинку, мы получаем возможность усилить световой сигнал, идущий от звезды. Этот же принцип лежит в основе создания параболических антенн, позволяющих усилить радиосигналы. Если же поместить в фокусе параболического зеркала источник света, то после отражения от поверхности зеркала лучи, идущие от этого источника, не будут рассеиваться, а соберутся в узкий пучок, параллельный оси зеркала. Этот факт находит применение при изготовлении прожекторов и фонарей, различных проекторов, зеркала которых изготавливают в форме параболоидов. (Учебник «Алгебра и начала анализа», 9—10 классы) 2. Выпишите из текста отглагольные существительные, дополните список своими примерами. 3. Разберите в тексте предложения с деепричастными и причастными оборотами. 4. С какой областью науки связан данный микротекст? 5. Определите, к какому подстилю принадлежит микротекст.
Тема 8 Текст как единица обучения связной речи
Текст — единое смысловое композиционное и языковое целое. Целостность текста определяется прежде всего замыслом автора, темой и создается лексическими средствами: тематическими словами, лексическим повтором, синонимами и т.п. Любой текст несет какую-то информацию, сообщение о действительности. Далее — завершенность: текст создается для решения определенной коммуникативной задачи, поставленной автором. Завершенность текста связана с его заглавием. В заглавии может быть выражена только тема текста или тема и основная мысль. Как наличие темы и основной мысли, так и связность являются одними из признаков научного текста. Связность текста — это смысловая, грамматическая и интонационная связь предложений в составе сложного синтаксического целого (далее — ССЦ). В связной речи предложения связаны друг с другом по смыслу. Группа тесно связанных самостоятельных предложений образует особую синтаксическую единицу более высокого порядка, чем отдельное предложение, и называется сложным синтаксическим целым, или сверхфразовым единством. Таким образом, ССЦ является единицей текста. ССЦ часто, но не всегда, совпадает с абзацем. Абзац — это отрезок текста от одной красной строки до другой, заключающий в себе обычно несколько предложений, реже — только одно предложение. Абзац в научной речи обычно состоит из трех частей. Главный компонент абзаца — его первое предложение. Это абзацный зачин, который обозначает начало развития мысли. Средняя часть содержит развитие темы, намеченной зачином. Заканчивается абзац предложением-концовкой, завершающим мысль. Как правило, зачин или концовка содержат обобщающую информацию всего абзаца. Текст, так же как и абзац, разбивается на композиционные части: зачин (начало действия), средняя часть (его развитие) и концовка. Если в тексте первое предложение образует так называемый зачин, а последнее — концовку, и оба они скрепляют заключенные между ними предложения в сложное синтаксическое целое, то такая связь внутри сверхфразового единства называется параллельной. А если связь между отдельными предложениями текста осуществляется наличием единого субъекта, причем каждое последующее предложение развивает, «подхватывает» содержание предыдущего, то такая связь называется цепной.
Текст № 16. «Интерагромаш-2002»: Сельхозмашиностроения 1. С помощью толкового словаря и словаря иностранных слов выясните значения слов: инновация, рынок, комплекс, модель, выставка, тенденция, сектор, регион, функционирование, универсальность, рациональность, параметры. 2. Допишите словосочетания, используя предлагаемые слова, и составьте с ними предложения. Техника, зарубежье |
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.19.57 (0.018 с.) |