Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Централизованного теплоснабжения

Поиск
Запомните значения следующих слов. Запишите их в свой терминологический словарь: Бойлер (спец.) — водонагревающее устройство в системе снаб­жения теплом и горячей водой. Параметры (спец.) — величина, характеризующая какое-ни­будь основное свойство машины, устройства, системы или явления, процесса. Паросиловой (спец.) — относящийся к превращению тепловой энергии пара в механическую. Спектр (спец.) — совокупность всех значений какой-нибудь величины, характеризующей систему или процесс. Конденсатор (спец.) — прибор для конденсации чего-нибудь. Конденсация (спец.) — переход веществ из газообразного со­стояния в жидкое или кристаллическое. Турбина — двигатель, в котором энергия пара, газа или дви­жущейся воды преобразуется в механическую работу. Утилизировать — употребить с пользой (перерабатывая, ис­пользуя каким-нибудь образом). Агрегат — соединение для общей работы двух или несколь­ких разнотипных машин.

 

1. Дайте толкование следующим словам: пар, комбинирован­ный, электростанция, котельные (котлы), потенциал, органи­ческий, оборудование, тенденция, мощность, топливо, эксплуа­тация.

2.На какие вопросы отвечают данные слова? Составьте с ними словосочетания.

Комбинировать — комбинирование, применять — примене­ние, охлаждатьохлаждение, использоватьиспользование, оборудовать — оборудование.

3. От данных слов образуйте прилагательные.

Образец: вода — водяной.

Газ, пар, машина, технология, непосредственно, турбина, производство, отопление, эксплуатация, промышленность.

4. Прочитайте текст.

Пар и нагретая вода требуемых параметров (давление и темпе­ратура) вырабатываются обычно в котельных или на теплоэлектро­централях.

Котельные — предприятия, основное теплопроизводящее обо­рудование которых составляют паровые и (или) водогрейные кот­лы, работающие на органическом топливе (угле, газе, мазуте). Па­ровые котлы вырабатывают пар, который может направляться не­посредственно на технологические нужды обслуживаемых предпри­ятий. При этом его параметры при необходимости могут корректи­роваться (в сторону понижения температуры) вспомогательным оборудованием — редукционно-охладительными установками (РОУ), устанавливаемыми, как правило, на теплоисточнике.

Если котельная с паровыми котлоагрегатами должна обслу­живать отопительные системы, в которых теплоносителем явля­ется вода, то в котельных устанавливаются кроме РОУ пароводя­ные теплообменники1 (обычно называемые сетевыми подогрева­телями, или, что то же самое, сетевыми бойлерами), в которых пар от котлов, доведенный до требуемых параметров с помощью РОУ, отдает свою теплоту сетевой воде2. Котельные с паровыми котла­ми применяются в основном в промузлах или в городских райо­нах, где есть предприятия с потребностью в паре для технологи­ческих нужд. Чаще всего в котельных применяются котлы паропроизводительностью 10, 20, 50 и 75 тонна/час на давление 1,3 и 3,9 МПа.

Для жилых районов и предприятий, не имеющих потребности в паре, но требующих отопления, строятся котельные, основным оборудованием которых являются водогрейные котлы. Сетевая вода нагревается до требуемой температуры непосредственно в этих кот­лах. Такие котельные (при прочих равных условиях) имеют мень­шую стоимость и проще в эксплуатации. В относительно крупных котельных широко применяются водогрейные котлы производи­тельностью 30, 50 и 100 Гкал/ч, позволяющие нагревать сетевую воду до 150°С.

Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) — тепловая электростанция с ком­бинированным производством электроэнергии и теплоты, заклю­чающимся в том, что остаточный потенциал отработавшего на вра­щение турбогенератора пара (или газа) используется для целей теп­лоснабжения.

Состав основного оборудования ТЭЦ может быть весьма раз­нообразным, в связи с широким спектром котельного и турбин­ного оборудования, как по единичной мощности, так и по пара­метрам и техническим характеристикам. Кроме того, наряду с па­росиловым оборудованием применяются газовые турбинные ус­тановки.

До настоящего времени в Казахстане наиболее распространен паросиловой цикл, заключающийся в том, что вырабатываемый в энергетических паровых котлах «острый» пар приводит во враще­ние паровые турбины и сидящие на одном валу с ними электроге­нераторы. Часть этого пара отбирается из цилиндров турбин (теп­ловые отборы) и используется для пароснабжения технологичес­ких процессов промышленных предприятий, а также для нагрева сетевой воды в конденсаторах турбин3 и сетевых подогревателях. Паротурбинные электростанции различают по общей и единичной мощности агрегатов: малой мощности — с агрегатами до 25 МВт; средней мощности — с агрегатами 50—100 МВт; большой мощнос­ти—с агрегатами более 200 МВт.

С начала XX века и до середины 80-х годов параметры, еди­ничные мощности агрегатов и общие мощности электростанций постоянно росли, так как это позволяло в условиях развития объе­диненных электрических энергосистем улучшать технико-эконо­мические показатели электростанций и снижать удельные затраты на строительство, быстро наращивая мощности. В настоящее время эта тенденция замедлилась.

На газотурбинных ТЭЦ выхлопной (отработавший в турбине) горячий газ поступает в котлы-утилизаторы, которые выбираются с учетом требований по характеру (пар или вода) и параметрам направляемого к потребителю теплоносителя.

Наиболее эффективны на современном этапе парогазовые ус­тановки (ПГУ), реализующие парогазовый цикл: отработавший в газовой турбине горячий газ направляется в котел-утилизатор, в котором вода превращается в пар с параметрами, достаточными для обеспечения работы паровой турбины (при необходимости — с до­жиганием в котле органического топлива), и далее цикл заверша­ется, как на обычной паросиловой ТЭЦ.

Принципиальные схемы выдачи теплоты в паре или горя­чей воде на ТЭЦ—ГТУ или ТЭЦ—ПГУ полностью аналогичны соответствующим схемам обычных котельных или паросиловых ТЭЦ.

(К. Дукенбаев)

1Пароводяной теплообменник — подогреватель, в котором пар через стен­ки трубок нагревает прокачиваемую по ним воду (нагреваемый теплоноситель).

2Сетевая вода — вода, циркулирующая в тепловых сетях.

3Вода из обратной линии теплосети проходит через специальный встроен­ный в конденсатор подогреватель, называемый «встроенным теплофикацион­ным пучком».

 

Запомните: В произведениях научного стиля широко применяются раз­ного рода сокращения: сложносокращенные слова, аббревиа­туры, сокращения смешанной формы, что объясняется крат­костью научного изложения.

 

5. Ответьте на вопросы:

Как расшифровывается аббревиатура ТЭЦ?

Что такое теплоэлектроцентраль?

Какое оборудование имеют котельные?

В чем отличие котельных с паровыми котлами от котельных

с водогрейными котлами?

Какие установки применяются на ТЭЦ?

В чем заключается паросиловой цикл?

 

6. Распределите научные термины из текста на две группы: общенаучные и специальные.

7. Выпишите из текста сложные существительные, прила­гательные и аббревиатуры, расшифруйте их.

8. На основе анализа текста определите его стилевую при­надлежность.

Тема 5

Морфология научного стиля речи

 

К морфологическим особенностям научного стиля речи от­носится высокая частота употребления именных частей речи (их больше, чем глагольных). Наиболее частотны имена существи­тельные (около 35% всех словоупотреблений), имена прилага­тельные составляют около 13%, глаголы и наречия — 12%, при­частия, заменяющие глаголы, — 6%.

Среди существительных выделяется большая группа слов, обозначающих понятия движения, состояния, изменения, обра­зованных от глаголов (т.е. отглагольные существительные). Например: использовать — использование.

В научной речи частым является употребление существи­тельных, выражающих отвлеченное понятие, и отглагольных существительных со значением действия, процесса, относящих­ся к среднему роду. Добавим: в научном стиле предпочтение от­дается существительным среднего рода, таким, например, как знание, нагревание, охлаждение.

Большинство глаголов, используемых в научной речи, употребляется в форме настоящего времени. Форма настояще­го времени выступает в научной речи в значении «вне време­ни» (т.е. действие или состояние служит для выражения по­стоянного свойства или состояния предмета). Эта форма упот­ребляется в формулировках научных законов, правил, при опи­сании хода исследования, доказательства, в описании устрой­ства приборов и установок. Например: В настоящее время су­ществует разработка ионно-плазменных технологий особых частиц.

В научной речи широко представлены имена прилагатель­ные (полные и краткие формы), среди которых преобладают полные формы.

Если в научных текстах подчеркивается постоянное свой­ство предмета или явления, то используется полная форма при­лагательного {Чистая медь представляет собой тягучий вязкий металл), а если указывается на непостоянное свойство пред­мета, то употребляется краткая форма, однако она может исполь­зоваться и для обозначения постоянных свойств предметов, яв­лений, процессов (Богат и славен наш край!).

В научной речи используются краткие страдательные при­частия, которые следует отличать от кратких прилагательных в женском и среднем роде во множественном числе. Краткие при­частия имеют в написании одно п. Сравним: организованна (прил.) — организована (прич.).

 

Текст № 10. Термодинамика

1. Выясните значения данных слов по словарю: естество­знание, термодинамика, прогресс, функция, система, частица, теорема, исследование.

2. Проанализируйте состав слов: термодинамический, взаи­мосвязь, теплотехника, разнообразный, макроскопический, мик­роизделия, микроэлектромотор.

3. На какие вопросы отвечают данные слова? Составьте с ними словосочетания. Продолжите список отглагольных суще­ствительных.

Превратитьпревращение, разнообразить — разнообра­зие, изучить — изучение, применить — применение, выявить — выявление.

4. Как вы понимаете данные словосочетания?

Взаимосвязь между процессами, базируется на двух законах, иметь ограниченное применение, теоретический фундамент, техническая термодинамика — сравнительно молодая наука.

5. Прочитайте текст.

Термодинамика, являясь разделом теоретической физики, пред­ставляет собой одну из самых обширных областей современного естествознания — науку о превращениях различных видов энергии друг в друга. Эта наука рассматривает самые разнообразные явле­ния природы и охватывает огромную область химических, механи­ческих и физико-химических явлений.

Термодинамика в настоящее время может быть разделена на три части:

общая термодинамика, или физическая термодинамика, изуча­ющая процессы превращения энергии в твердых, жидких и газооб­разных телах, различные тела, магнитные и электрические явле­ния, а также устанавливающая математические зависимости между термодинамическими величинами;

химическая термодинамика, которая на основе законов общей термодинамики изучает химические, тепловые, физико-химические процессы, равновесие и влияние на равновесие внешних условий;

техническая термодинамика, рассматривающая закономернос­ти взаимного превращения теплоты в работу. Она устанавливает взаимосвязь между тепловыми, механическими и химическими про­цессами, которые совершаются в тепловых и холодильных маши­нах, изучает процессы, происходящие в газах и парах, а также свой­ства этих тел при различных физических условиях.

Термодинамика базируется на двух основных законах, полу­чивших название начал термодинамики.

Первое начало термодинамики представляет собой приложе­ние к тепловым явлениям всеобщего закона природы — закона превращения и сохранения энергии.

Второе начало термодинамики устанавливает условия проте­кания и направленность макроскопических процессов в системах, состоящих из большого количества частиц. Поэтому второе начало термодинамики имеет более ограниченное применение, нежели первое.

В начале XX века два начала термодинамики были дополнены еще одним опытным положением, получившим название тепловой теоремы Нернста. Эта теорема, позволяющая определить свойства тел при очень низких температурах, используется главным образом в химической термодинамике и имеет ограниченное применение.

Техническая термодинамика начала развиваться с 20-х годов прошлого столетия, но, несмотря на свою сравнительную моло­дость, она заслуженно занимает в настоящее время одно из цент­ральных мест среди физических и технических дисциплин.

В теоретической части техническая термодинамика является общим отделом науки об энергии, а в прикладной части представ­ляет собой теоретический фундамент всей теплотехники, изучаю­щей процессы, протекающие в тепловых двигателях.

В термодинамике используются два метода исследования: ме­тод круговых процессов и метод термодинамических функций и геометрических построений.

Техническая термодинамика, применяя основные законы к процессам превращения теплоты в механическую работу и механи­ческой работы в теплоту, дает возможность разрабатывать теорию тепловых двигателей, исследовать процессы, протекающие в них, и позволяет выявлять их экономичность для каждого типа отдельно.

(В.В. Нащокин)

6. Ответьте на вопросы:

Что изучает термодинамика?

На какие части делится термодинамика?

Охарактеризуйте каждую часть.

Что представляют собой первое и второе начала термодина­мики?

Когда начала развиваться техническая термодинамика?

Какие методы исследования используются в термодинамике?

 

7. Выявите в тексте имена существительные, имена прила­гательные и глаголы. Посчитайте и сравните их количество.

8. Трансформируйте глагольные словосочетания (из тек­ста) в именные по образцу: превратить различные виды энер­гии друг в другапревращение различных видов энергии друг в друга.

9. Выпишите из текста имена существительные. Определи­те их род и число.

10. Найдите глаголы в тексте и определите их грамматичес­кие показатели (время, вид, наклонение). Сделайте вывод об употреблении форм глагола в научном стиле речи.

 

Тема 6

Синтаксис научного стиля речи

 

В научном стиле речи выделяют следующие синтаксичес­кие особенности: широкое распространение безличных предло­жений; двусоставные предложения с составным именным ска­зуемым; преобладание сложных предложений союзного типа; широкое использование конструкций с причастными и деепри­частными оборотами, предложений с однородными членами, имеющими характер перечисления; употребление вводных слов и словосочетаний, обозначающих последовательность сообще­ний, степень достоверности, источник информации и служащие как средства связи частей текста.

Порядок слов в научной речи прямой, объективный. Сле­дует также отметить, что для научных произведений характер­на связность изложения. Взаимосвязь частей текста достигает­ся при помощи повторов важных в смысловом отношении слов и словосочетаний, а также при помощи определенных связую­щих слов, являющихся средством связи мыслей в ходе логичес­кого рассуждения. К ним относятся наречия и наречные выра­жения, сочетания слов типа так, таким образом, итак, кроме того, в результате, в заключение и др.

Связность текста достигается также частым употреблени­ем указательных местоимений это, эти, тот, этот, то, в кото­рых обобщается определенная часть содержания предыдущих предложений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.165 (0.013 с.)