Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для сельскохозяйственных работ

Поиск

1. Выпишите из словаря значения слов: сырье, конструкция, пролетариат, целесообразно, континент, процесс, блокада, ин­тенсификация, оригинальный.

2. На какие вопросы отвечают данные слова? От выделен­ных слов образуйте краткую форму:

Образец: построенный - построен.

Обеспечить — обеспечение — обеспеченный, разорить — разорение — разоренный, проводить — проведениепроведен­ный, усовершенствоватьусовершенствование — усовершен­ствованный, уничтожить — уничтожениеуничтоженный, изготовить — изготовление — изготовленный.

3. Как вы понимаете следующие словосочетания?

Промышленная революция, продовольственная проблема, континентальная блокада, усовершенствование конструкции, не применяли ввиду высокой стоимости, ручной посев, работоспо­собная машина.

4. Прочитайте текст. Приготовьтесь отвечать на вопросы.

Первые сельскохозяйственные машины появились в Англии, где в конце XVIII века деревня уже не могла обеспечить потребности города в продуктах питания и промышленности в сельскохозяйствен­ном сырье, так как в результате промышленной революции около 70% крестьян, разорившись, ушли в город, пополнив ряды пролета­риата. Продовольственная проблема особенно остро встала в связи с континентальной блокадой, которую проводил в начале XIX века Наполеон. Все это, а также развитая крупная промышленность по­требовали применения машин в английском сельском хозяйстве. В первой четверти XIX века машины в земледелии начали использовать в других странах, вступивших на капиталистический путь развития.

Сначала в Англии, а затем и в других странах образовалась специальная отрасль машиностроения, которая стала изготовлять машины для обработки земли (плуги, бороны), для посева (сеялки всех родов), для уборки зерновых культур (жатвенные машины), для обработки злаков (молотилки, веялки, сортировки).

В начале XVIII века в Англии был распространен деревянный, однолемешный конный плуг. Он имел четыре основные части: лемех, отрезавший пласт земли в горизонтальной плоскости; отвал, который оборачивал и разрыхлял пласт; подошву, служащую опо­рой плугу; грядиль, или дышало, с помощью которого плуг приво­дился в движение тягловой силой. Все части, кроме лемеха, были деревянными. В лемех вставляли железную пластину. Глубина за­пашки таким плугом не превышала 10 см.

В 30-х годах XVIII века в Шотландии появился плуг, у которого лемех и отвал целиком изготовлены из железа. Эти плуги получили некоторое распространение в Англии, а потом и в США. Однако они не отличались большой прочностью. В 1803 году англичанин Р. Рансон сделал цельный плуг из чугуна. Хотя это и повысило прочность плуга, но он был пригоден лишь для вспашки чернозема. В 1819 году американский фермер П. Вуд сконструировал чугунный плуг оригинального типа. Части плуга, изготовлявшиеся отдельно, по мере изнашивания можно было заменять другими. Однако такие плуги имели недостатки: лемехи при обработке рыхлой земли при­туплялись, а в каменистой твердой почве ломались. В 1833 году аме­риканец Д. Дир сделал первый цельностальной плуг. Сначала для этого использовали так называемую пильную сталь, но в 1863 году американец В. Морисон получил специальную плужную сталь.

Наряду с поисками нового материала для изготовления плуга шла работа над его усовершенствованием. К 30-м годам XIX века была выработана целесообразная конструкция плуга. В зависимос­ти от назначения начали изготовлять специальные плуги одно- и многолемешные, окучники, почвоуглубители, культиваторы и т.д. Все это позволило достичь более глубокой пахоты (до 30—40 см), наилучшего перевертывания и крошения пласта земли, а также значительно увеличить пространство, обрабатываемое плугом.

Стремление к интенсификации процесса обработки почвы выд­винуло задачу применения механической тягловой силы. Создание паровой машины позволило решить эту задачу практически.

В 1855 году английские фермеры Фаулер и Говард создали конструкцию машины, в которой был использован паровой двига­тель. К 80-м годам XIX века паровой плуг стали широко использо­вать в крупных хозяйствах. Однако в мелких хозяйствах его почти не применяли ввиду высокой стоимости.

Наибольшее практическое применение получила сеялка, изоб­ретенная в 1785 году "англичанином Куком. Она состояла из трех аппаратов: проводящего бороздки, выбрасывающего семена и за­полняющего бороздки землей. Эта сеялка, претерпев некоторые изменения и усовершенствования, связанные с именами многих изобретателей, превратилась в работоспособную машину. Она по­лучила очень широкое распространение и почти полностью вытес­нила ручной посев.

(СВ. Шухардин)

5. Ответьте на вопросы:

Где и когда появились первые сельскохозяйственные маши­ны?

Что изготовляла специальная отрасль машиностроения в ев­ропейских странах?

Опишите первый деревянный однолемешный плуг.

К какому времени была выработана целесообразная конст­рукция плуга?

Расскажите о сеялке, изобретенной в 1875 году Куком.

 

6. Установите, с какой областью науки связан данный текст.

7. Выпишите слова с отвлеченным значением (исследова­ние, эгоизм, потребность).

8. Опираясь на текст, составьте конструкции, служащие для выражения характеристики признака предмета, явления. Типы конструкций: предмет какой формы/структуры, цвета, веса, объема; предмет из чего сделан, обладает каким свойством; об­ладать чем (прочностью); обладать способностью, свойством.

9. Разбейте текст на смысловые части, выделив в них опор­ные слова.

10. Перескажите текст, используя вышеназванные конструк­ции и опорные слова.

Тема 3

Лексика научного стиля речи

Стремление к обобщению, к абстракции проявляется в лек­сической системе научного стиля. Оно выражается в преобла­дании абстрактной лексики над конкретной. Лексические плас­ты научной речи состоят из общеупотребительных слов, обще­научных слов и терминов.

Общеупотребительные слова — это слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей; они составляют основу словарного состава любого языка.

Общенаучные термины встречаются в различных областях научной деятельности, но их конкретное определение происхо­дит в системе терминологии каждой отдельной науки. Для на­учного стиля характерно многократное повторение общенауч­ной лексики даже в пределах небольшого отрезка текста, что в художественной или публицистической речи не допускается, расценивается как стилистическая ошибка.

В научном стиле речи широко используется заимствован­ная (иноязычная) терминологическая лексика, в связи с этим возникают синонимы — дублеты. Синонимия терминов при не­полном совпадении их значений в научной речи — нежелатель­ное явление, свидетельствующее о неустоявшихся процессах становления термина.

Рациональнее пользоваться терминами иноязычного про­исхождения, чем словами исконными, в тех случаях, когда за­имствованные слова употребляются в нескольких языках, разу­меется, при совпадении значения слова в этих языках.

Как уже было сказано выше, одной из наиболее характер­ных черт лексики научного стиля является частое употребле­ние слов с обобщенным и отвлеченным значением.

Слова с обобщенным значением (металлы, химические эле­менты и т.п.) выступают как обозначение общего понятия или аб­страктного предмета. Абстрактная лексика представляет собой выражение различных отвлеченных понятий, например: функция, явление, стремление, мировоззрение и т.п. Отвлеченные существи­тельные образуют группу слов, обозначающих различные абстрак­тные понятия (качество, состояние, действие). Они отличаются от конкретных существительных тем, что не способны определяться количественными числительными и, как правило, употребляются только в единственном числе (белизна, отправление и т.п.).

 

Текст № 6. Открытие электричества

1. Прочитайте слова. Значения незнакомых слов посмотри­те в словаре и запишите их.

Теория, магнетизм, эксперимент, электродинамика, исследо­вание, аппарат, период, фундамент, электростатика, электро­техника.

2. На какие вопросы отвечают данные слова?

Исследовать — исследование — исследователь, использоватьиспользование, наблюдать — наблюдение — наблюдатель, изу­чать — изучениеизученный, составлять — составление — со­ставленный, создавать — создание — созданный — создатель.

3. От данных прилагательных и причастий образуйте крат­кую форму.

Образец: использованный — использован.

Установленный, созданный, универсальный, сделанный, на­копленный, изученный, простой, построенный, значительный.

4. Как вы понимаете следующие словосочетания?

Вольтов столб, электрическая дуга, закон электрической цепи, электромагнитная индукция, достижения науки.

5. Прочитайте текст.

В истории теоретических и экспериментальных исследований электричества и магнетизма и использования их результатов для создания машин и приборов различают несколько периодов. В пе­риод становления электростатики (до 1800 года) были сделаны пер­вые шаги от наблюдений электрических и магнитных явлений до установления некоторых закономерностей в области статического электричества и магнетизма и создания простейших электростати­ческих машин и приборов. Разработка основ электростатики явля­ется значительным достижением науки XVIII века.

В период с 1800 по 1830 год были заложены научные основы электротехники. В это время был открыт электрический ток, нача­лось изучение его действия, был установлен ряд закономерностей в области электромагнетизма и осуществлены первые шаги в прак­тическом применении электричества.

Расширение исследований в области электричества и магне­тизма привело на рубеже XVIII и XIX веков к созданию источни­ков постоянного электрического тока. Изучая опыты итальянского анатома Л. Гальвани, обнаружившего сокращение мышц лапки пре­парированной лягушки при соприкосновении их и вскрытого не­рва с двумя разными металлами, А. Вольт пришел к выводу, что источником электричества является не животный организм, а кон­такт двух разных металлов. Построенный им вольтов столб (1799) представлял собой простейшую батарею гальванических элементов с одной жидкостью.

Тепловые и световые действия тока наиболее эффектно про­явились в электрической дуге. В 1803 году В.В. Петров указал на возможность применения электрической дуги для освещения, плав­ки металлов, восстановления металлов из окислов.

Для развития практического применения электричества, и преж­де всего для создания электротехники, особенно важное значение имело открытие магнитных действий тока. Не прошло и двух деся­тилетий со времени первых наблюдений отклонения свободно под­вешенной магнитной стрелки, находящейся вблизи проводника с током (Ж.Д. Романьози, 1802), как было обнаружено явление на­магничивания проводника протекающим по нему током (Д.Ф. Араго, 1820) и установлен закон действия тока на магнит (Ж.Б. Био и ф. Савар, 1820), объясняющий вращательный характер движения проводника относительно магнита или магнита относительно про­водника.

Крупным научным достижением этого периода была разработ­ка основ электродинамики и установление электрической приро­ды магнетизма (А. Ампер).

Углубленное изучение электрического тока позволило перей­ти к установлению количественных соотношений в явлениях, про­исходящих в электрической цепи. Исследуя закономерности в элек­трической цепи и исходя из аналогии между движением электри­чества и тепловым или водяным потоком, Г.С. Ом в 1827 году уста­новил известный закон электрической цепи, носящий его имя.

Начало нового этапа в развитии электротехники относится к 1831 году, когда физическая наука обогатилась значительным дос­тижением: английский ученый М. Фарадей открыл электромагнит­ную индукцию. Это открытие оказало огромное влияние на разви­тие научного миропонимания, физика пополнилась новым объек­том — физическим полем. С этого времени индукционные явления становятся ведущей темой в физических исследованиях, начинает­ся история учения об электрических колебаниях, составляющих научный фундамент электротехники переменных токов и радио­техники.

Учение об электричестве явилось первой наукой, на основе которой создавалась промышленность электрических приборов, аппаратов и машин. Появление нового вида технических средств с самого начала было неразрывно связано с открытием новых физических законов. Работы А.М. Ампера, приведшие к откры­тию законов электродинамики, и исследования М. Фарадся, за­вершившиеся формулированием законов электромагнитной ин­дукции, не только установили тесную связь между электричес­кими и магнитными явлениями, но и заложили принципиаль­ные основы создания электрического двигателя и электрическо­го генератора. Эти исследования, как и работы последующих Ученых (прежде всего Д.К. Максвелла), стали фундаментом науки электротехники.

(По материалам книги

«Техника в ее историческом развитии»)

6. Ответьте на вопросы:

Что явилось значительным достижением науки XVIII века?

В какой период были заложены научные основы электротех­ники?

Что привело к созданию источников постоянного электри­ческого тока?

Что представляет собой батарея гальванических элементов?

Кто разработал основы электродинамики?

Кто открыл закон электрической цепи?

Когда и кем открыта электромагнитная индукция?

 

7. Выпишите из текста общеупотребительные слова, обще­научные и электротехнические термины.

8. Установите, какие терминологические слова являются опорными в данном тексте.

9. Найдите в тексте предложения с конструкциями суще­ствительное в родительном падеже в виде цепочки (данная кон­струкция широко используется в научных текстах), например: промышленность (чего?) электроприборов.

10. Составьте и запишите в виде плана этапы открытий в области электричества и магнетизма. Перескажите текст с опо­рой на план.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.168 (0.01 с.)