Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировой рынок (МР): сущность и основные этап развития.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МР – это совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом товарно-экономическими отношениями. МР охватывает все основные направления МРТ (международную специализацию и кооперацию). Степень развития МР характеризует уровень интернационализации общественного производства. Сегодня она носит всеохватывающий характер, занимая практически все сферы. Основные акторы – крупный бизнес, ТНК. Категории интернационализации - глобализация (вширь) и интеграция (вглубь, ЗСТ (все внутри одинаково)– ТС (единое таможенное пространство, т.е., все внутри одинаково + одинаковая таможенная политика на границах) – общий рынок – ЭС – ЭВС):
1 – глобализация; 2 – интеграция. · В ЕС начали с конкретных товарных рынков (ЕОУС, ЕврАтом, с/х и тд). В интеграции должны участвовать (д.б. учтены их интересы): - государство - бизнес - общество Иначе – торможение. · СНГ: бизнес продавливает политику. Точка зрения ЕС: краткосрочный характер рынка газа, регулир. – биржевая торговля. Точка зрения РФ: характер долгосрочный. · Яркий пример глобализации – рынок бананов. В течение 20 лет из регионального стал глобальным. Роль ТНК! (в выращивании, транспортировке, хранении бананов – современные технологии). Итог: этот продукт стал доступен и дешев. Еще лет 30 назад это был сезонный продукт. · Еще пример: рынок компьютеров. Исторически, МР сформировался на базе капиталистического способа производства как мировой капиталистический рынок.
Этапы развития мирового рынка I. Зарождение МР: XVI в., мануфактурная стадия развития капитализма. МР стал одним из решающих факторов процесса первоначального направления капитала. Зарождение МР неразрывно связано с торговой и колониальной экспансией европейской буржуазии: - английской; - французской; - голландской; - испанской. Преобладающий капитал – ТОРГОВЫЙ. 1-я компания – Ост-Индская. Ярко проявила себя при экспансии в Индонезию. XVII, XVIII вв. торговый капитал в России играл меньшую роль, у нас был купеческий торговый капитал. А торговые поставки в Россию контролировали британские и голландские компании. Ближе к России был голландский капитал (менее политизированный, чем британский). Т.к. у Британии политические интересы. До сих пор в ряде торговых держав называют Нидерланды. Например, для российских импортеров выгоднее осуществить покупку через Голландию, а не от производителей (больше гарантий) – следовательно, таким образом, рынок специй контролируется. Голландцы – коммерсанты «на генетическом уровне» (одни из самых лучших).
Факторы развития на первом этапе: 1. Торговая и колониальная экспансия. 2. Быстрое развитие мореплавания и средств сухопутного сообщения. Один из первых глобальных товаров – рабы. На I этапе МР создал серьезнейшие предпосылки для победы капитализма над феодализмом. (Особая роль – европейская торговая буржуазия. Плюс: втягивали огромные районы Востока в экономический мировой товарообмен, превращали их в аграрно-сырьевые придатки). *А.Матросов – ряд работ по тому, как голландский капитал работал в Индонезии (экономико-историческое исследование, основано на источниках). II. Этап перехода ведущих капиталистических стран к крупному промышленному производству. Осуществлялся в ходе промышленных революций XVIII – XIX вв. Характерные черты: - формирование МР на более высоком уровне; - формирование и развитие крупной промышленности; - высокая степень зависимости национальной промышленности от ВТ (от колоний – у метрополии!). Начиная с 1825 г. МР стали потрясать экономические кризисы. III. Этап развития МР на стадии империализма Характерные черты: - высокие темпы роста объемов международной торговли. (Только за последнюю четверть XIX века объем международной торговли вырос почти в 2 раза); - высокая степень концентрации стран-экспортеров промышленной продукции (более 80% всего мирового экспорта промышленной продукции обеспечивало 4 страны: США, Великобритания, Франция, Германия). Т.е., те, в которых быстрее всего развивался монополистический капитализм. !!Уже в этот период времени резко возрастает роль экспорта капитала в качестве экономической экспансии ведущих стран. Экспорт капитала становится ведущим фактором развития. (В т.ч. – на территории России. Например, более 80% ж/д до 1900 были построены на деньги иностранцев). Постепенно экспорт К стал преобладать над экспортом товаров. И сегодня он играет значительно большую роль, чем Э товаров. Плюс экспорта капитала: возможность получения прибавочной стоимости многократно. А также: можно играть на факторных условиях. · В этот период времени происходит экономический раздел и территориальный передел мира. (пример: англо-бурская война, и даже I Мировая война = империалистическая). В конечном счете – крах империй.
IV этап. МР перестал быть всеобъемлющим [после I Мировой войны]; зарождение социалистического мира (особое развитие – после II Мировой войны). В конечном счете возник т.н. социалистический рынок с собственной: - институциональной (существование СЭВ, который аккумулировал функции этого рынка); - идеологической (военной) – создание ОВД, объединение вооруженных сил стран Варшавского договора; - функциональной окраской. Характерные черты социалистического рынка: - достаточно высокая степень экономической и политической консолидации. Экономическая: цены. СССР «субсидировал» соц.страны: закупка по мировым ценам, продажа – дешевле. Политическая: (не)отправление спортсменов стран соцлагеря на олимпиады и т.п.; - наличие собственных меновых пропорций, отличных от мировых (фактически, более сильный (=СССР) «финансировал» более слабого, чтобы удержать). Объем МТ снизились в годы мировых войн и Великой американской депрессии. Но после каждого периода они снова росли. V этап. Связан с началом 90-х гг. Тотальный характер мирового рынка по причине распада системы социализма. Следовательно, мировой капиталистический рынок снова стал всеохватывающим. Социалистические республики: Вьетнам, Куба, [КНР] - НО: они активно привлекают иностранный капитал и эффективно! Там тоже начинаются рыночные отношения.
Национальные особенности мирового рынка. Как правило, специалисты выделяют следующие национальные типологии мирового рынка: 1) Американский (англо-американский) тип рынка; 2) Европейский; 3) Японский; 4) Латиноамериканский; 5) Африканский; 6) Китайский; 7) Исламский. АМЕРИКАНСКИЙ ТИП РЫНКА · Построен на рыночных механизмах саморегулирования экономики и принципах либерализма (индивидуализм – компания не создает собственные кадры (берет с рынка труда), человек меняет десяток рабочих мест, свобода предпринимательства) – «американская мечта»; · Низкая доля государственной собственности (в США гос. собственность – антагонизм настолько, что гос. функции нередко выполняют частные структуры); · Незначительное прямое вмешательство государства в экономику (с помощью законов, которые очень развиты, и развитой правоприменительной практики, государству удается регулировать и так); · Высокий уровень конкуренции («правило вытянутой руки», т.е., создание конкурентных условий на внутреннем американском рынке – все конкурируют). Высокий уровень конкуренции поддерживается за счет: - программ поддержки малого бизнеса; - существования ряда фондов; - сильного антимонопольного законодательства.
Достоинства американского типа рынка: 1. Большая гибкость экономического механизма, который быстро реагирует на изменение конъюнктуры (это показал, например, кризис 2008 – 2009 гг., американцы выскочили быстрее всех). 2. Высокая степень предпринимательской активности и ориентация на инновации (в широком плане). Более 50% мирового рынка НИОКР – США. Лекция 09.09.2011 Выгодность вложения предпринимательского капитала, т.к. есть широкие возможности: - большие пространства; - конкуренция; - диверсифицированная структура бизнеса; - развитая деловая инфраструктура; - техническая инфраструктура.
3. Высокая роль государства в создании и поддержке малого бизнеса (особенно – малые инновационные фирмы). Американская модель венчурного инновационного бизнеса является самой развитой и конкурентоспособной. Причины: 1) … 2) Триада «капиталисты – ученые – государство»: капиталисты – и крупный бизнес (его поддержка), и малый бизнес. Десятки благотворительных фондов у крупных организаций – следовательно, есть базис для предпринимательского капитала; государство – благотворительные фонды, благотворительные организации, оказывающие поддержку малому бизнесу. Роль неформального общения! (отличие даже от Европ, где больше роль чиновников) * России была навязана европейская модель (в ключевых местах через ЕБРР созданы фонды, следовательно, чиновники искали средства, занимались отчетностью. Следовательно – бюрократизация. + в РФ не было высокотехнологичных сфер бизнеса/новых, куда вложили бы деньги. (характерные черты американского типа рынка – продолжение): 1) Сочетание массового производства и массового потребления (общество потребления); 2) Создание общества потребления (60-е: термин «потребительский суверенитет») 3) Возникновение и широкое развитие сервисной экономики (деловые условия!) – колоссальный эффект мультипликатора, т.е., оказание воздействия на смежные сферы) * РФ: эффект мультипликатора ≈ 1,5 (очень мало). 4) Создание и широчайшее использование «второй экономики» (зарубежная филиальная сеть американских корпораций) при формировании и расширении конкурентных преимуществ США в мире. Основной акцент американцы делают не на экспорт товаров, а на экспорт капитала (1:10). Товары больше производятся на американских заводах в странах пребывания.
Родственный с американским типом – АНГЛО-САКСОНСКИЙ (БРИТАНСКИЙ) ТИП РЫНКА: Это экономика предложения. Развитие её тесно связано с Марагарет Тэтчер. С точки зрения Британского типа рынка с именем Тэтчер связано: 1) Отмена прямого государственного контроля; 2) Стимулирование конкуренции на внутреннем рынке (в отличие от США, «междусобойчики» бывают); 3) Минимальное гос. регулирование; 4) Селективная поддержка государством тех сфер экономики, где рыночные механизмы оказались неэффективны (при Тэтчер это – угольная промышленность: закрытие нерентабельных шахт; судостроение). Итак: важнейший фактор развития – приверженность либеральной традиции. Благоприятные черты для развития британской экономики: - сравнительно низкий уровень безработицы; - достаточно благопр. …. - достаточно благоприятный инвестиционный климат; - приоритет наукоемких отраслей (машиностроение, телекоммуникации); - финансовые услуги (всё ещё велика роль), Лондон – 1й – 2й в мире финансовый центр (банковское дело, страхование, рынок деривативов). Когда эффективна американская, британская модель? - высокий уровень развития производительных сил; - большая емкость внутреннего рынка (РФ: концентрация в крупных городах, а сельское население либо имеет очень маленький доход, либо ведет натуральное хозяйство); - высокий жизненный уровень населения (РФ: гетерогенный рынок. Москва – не тот средний класс, что в более мелки городах).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.243 (0.008 с.) |