Тема 1: Характеристика мировых рынков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Характеристика мировых рынков



МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ

Тема 1: Характеристика мировых рынков

Лекция 02.09.2011

Мировой рынок (МР): сущность и основные этап развития.

МР – это совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом товарно-экономическими отношениями. МР охватывает все основные направления МРТ (международную специализацию и кооперацию).

Степень развития МР характеризует уровень интернационализации общественного производства. Сегодня она носит всеохватывающий характер, занимая практически все сферы.

Основные акторы – крупный бизнес, ТНК.

Категории интернационализации - глобализация (вширь) и интеграция (вглубь, ЗСТ (все внутри одинаково)– ТС (единое таможенное пространство, т.е., все внутри одинаково + одинаковая таможенная политика на границах) – общий рынок – ЭС – ЭВС):

 
 

 

 


1 – глобализация; 2 – интеграция.

· В ЕС начали с конкретных товарных рынков (ЕОУС, ЕврАтом, с/х и тд).

В интеграции должны участвовать (д.б. учтены их интересы):

- государство

- бизнес

- общество

Иначе – торможение.

· СНГ: бизнес продавливает политику.

Точка зрения ЕС: краткосрочный характер рынка газа, регулир. – биржевая торговля.

Точка зрения РФ: характер долгосрочный.

· Яркий пример глобализации – рынок бананов. В течение 20 лет из регионального стал глобальным. Роль ТНК! (в выращивании, транспортировке, хранении бананов – современные технологии). Итог: этот продукт стал доступен и дешев. Еще лет 30 назад это был сезонный продукт.

· Еще пример: рынок компьютеров.

Исторически, МР сформировался на базе капиталистического способа производства как мировой капиталистический рынок.

 

Этапы развития мирового рынка

I. Зарождение МР: XVI в., мануфактурная стадия развития капитализма. МР стал одним из решающих факторов процесса первоначального направления капитала.

Зарождение МР неразрывно связано с торговой и колониальной экспансией европейской буржуазии:

- английской;

- французской;

- голландской;

- испанской.

Преобладающий капитал – ТОРГОВЫЙ.

1-я компания – Ост-Индская. Ярко проявила себя при экспансии в Индонезию.

XVII, XVIII вв. торговый капитал в России играл меньшую роль, у нас был купеческий торговый капитал. А торговые поставки в Россию контролировали британские и голландские компании. Ближе к России был голландский капитал (менее политизированный, чем британский). Т.к. у Британии политические интересы.

До сих пор в ряде торговых держав называют Нидерланды.

Например, для российских импортеров выгоднее осуществить покупку через Голландию, а не от производителей (больше гарантий) – следовательно, таким образом, рынок специй контролируется.

Голландцы – коммерсанты «на генетическом уровне» (одни из самых лучших).

 

Факторы развития на первом этапе:

1. Торговая и колониальная экспансия.

2. Быстрое развитие мореплавания и средств сухопутного сообщения.

Один из первых глобальных товаров – рабы.

На I этапе МР создал серьезнейшие предпосылки для победы капитализма над феодализмом. (Особая роль – европейская торговая буржуазия. Плюс: втягивали огромные районы Востока в экономический мировой товарообмен, превращали их в аграрно-сырьевые придатки).

*А.Матросов – ряд работ по тому, как голландский капитал работал в Индонезии (экономико-историческое исследование, основано на источниках).

II. Этап перехода ведущих капиталистических стран к крупному промышленному производству.

Осуществлялся в ходе промышленных революций XVIII – XIX вв.

Характерные черты:

- формирование МР на более высоком уровне;

- формирование и развитие крупной промышленности;

- высокая степень зависимости национальной промышленности от ВТ (от колоний – у метрополии!).

Начиная с 1825 г. МР стали потрясать экономические кризисы.

III. Этап развития МР на стадии империализма

Характерные черты:

- высокие темпы роста объемов международной торговли. (Только за последнюю четверть XIX века объем международной торговли вырос почти в 2 раза);

- высокая степень концентрации стран-экспортеров промышленной продукции (более 80% всего мирового экспорта промышленной продукции обеспечивало 4 страны: США, Великобритания, Франция, Германия). Т.е., те, в которых быстрее всего развивался монополистический капитализм.

!!Уже в этот период времени резко возрастает роль экспорта капитала в качестве экономической экспансии ведущих стран. Экспорт капитала становится ведущим фактором развития. (В т.ч. – на территории России. Например, более 80% ж/д до 1900 были построены на деньги иностранцев). Постепенно экспорт К стал преобладать над экспортом товаров. И сегодня он играет значительно большую роль, чем Э товаров. Плюс экспорта капитала: возможность получения прибавочной стоимости многократно. А также: можно играть на факторных условиях.

· В этот период времени происходит экономический раздел и территориальный передел мира. (пример: англо-бурская война, и даже I Мировая война = империалистическая). В конечном счете – крах империй.

 

IV этап. МР перестал быть всеобъемлющим [после I Мировой войны]; зарождение социалистического мира (особое развитие – после II Мировой войны).

В конечном счете возник т.н. социалистический рынок с собственной:

- институциональной (существование СЭВ, который аккумулировал функции этого рынка);

- идеологической (военной) – создание ОВД, объединение вооруженных сил стран Варшавского договора;

- функциональной окраской.

Характерные черты социалистического рынка:

- достаточно высокая степень экономической и политической консолидации. Экономическая: цены. СССР «субсидировал» соц.страны: закупка по мировым ценам, продажа – дешевле. Политическая: (не)отправление спортсменов стран соцлагеря на олимпиады и т.п.;

- наличие собственных меновых пропорций, отличных от мировых (фактически, более сильный (=СССР) «финансировал» более слабого, чтобы удержать).

Объем МТ снизились в годы мировых войн и Великой американской депрессии. Но после каждого периода они снова росли.

V этап. Связан с началом 90-х гг. Тотальный характер мирового рынка по причине распада системы социализма.

Следовательно, мировой капиталистический рынок снова стал всеохватывающим.

Социалистические республики: Вьетнам, Куба, [КНР] - НО: они активно привлекают иностранный капитал и эффективно! Там тоже начинаются рыночные отношения.

 

Национальные особенности мирового рынка.

Как правило, специалисты выделяют следующие национальные типологии мирового рынка:

1) Американский (англо-американский) тип рынка;

2) Европейский;

3) Японский;

4) Латиноамериканский;

5) Африканский;

6) Китайский;

7) Исламский.

АМЕРИКАНСКИЙ ТИП РЫНКА

· Построен на рыночных механизмах саморегулирования экономики и принципах либерализма (индивидуализм – компания не создает собственные кадры (берет с рынка труда), человек меняет десяток рабочих мест, свобода предпринимательства) – «американская мечта»;

· Низкая доля государственной собственности (в США гос. собственность – антагонизм настолько, что гос. функции нередко выполняют частные структуры);

· Незначительное прямое вмешательство государства в экономику (с помощью законов, которые очень развиты, и развитой правоприменительной практики, государству удается регулировать и так);

· Высокий уровень конкуренции («правило вытянутой руки», т.е., создание конкурентных условий на внутреннем американском рынке – все конкурируют). Высокий уровень конкуренции поддерживается за счет:

- программ поддержки малого бизнеса;

- существования ряда фондов;

- сильного антимонопольного законодательства.

 

Достоинства американского типа рынка:

1. Большая гибкость экономического механизма, который быстро реагирует на изменение конъюнктуры (это показал, например, кризис 2008 – 2009 гг., американцы выскочили быстрее всех).

2. Высокая степень предпринимательской активности и ориентация на инновации (в широком плане). Более 50% мирового рынка НИОКР – США.

Лекция 09.09.2011

Выгодность вложения предпринимательского капитала, т.к. есть широкие возможности:

- большие пространства;

- конкуренция;

- диверсифицированная структура бизнеса;

- развитая деловая инфраструктура;

- техническая инфраструктура.

 

3. Высокая роль государства в создании и поддержке малого бизнеса (особенно – малые инновационные фирмы).

Американская модель венчурного инновационного бизнеса является самой развитой и конкурентоспособной. Причины:

1) …

2) Триада «капиталисты – ученые – государство»: капиталисты – и крупный бизнес (его поддержка), и малый бизнес. Десятки благотворительных фондов у крупных организаций – следовательно, есть базис для предпринимательского капитала; государство – благотворительные фонды, благотворительные организации, оказывающие поддержку малому бизнесу.

Роль неформального общения! (отличие даже от Европ, где больше роль чиновников)

* России была навязана европейская модель (в ключевых местах через ЕБРР созданы фонды, следовательно, чиновники искали средства, занимались отчетностью. Следовательно – бюрократизация.

+ в РФ не было высокотехнологичных сфер бизнеса/новых, куда вложили бы деньги.

(характерные черты американского типа рынка – продолжение):

1) Сочетание массового производства и массового потребления (общество потребления);

2) Создание общества потребления (60-е: термин «потребительский суверенитет»)

3) Возникновение и широкое развитие сервисной экономики (деловые условия!) – колоссальный эффект мультипликатора, т.е., оказание воздействия на смежные сферы)

* РФ: эффект мультипликатора ≈ 1,5 (очень мало).

4) Создание и широчайшее использование «второй экономики» (зарубежная филиальная сеть американских корпораций) при формировании и расширении конкурентных преимуществ США в мире.

Основной акцент американцы делают не на экспорт товаров, а на экспорт капитала (1:10). Товары больше производятся на американских заводах в странах пребывания.

 

Родственный с американским типом – АНГЛО-САКСОНСКИЙ (БРИТАНСКИЙ) ТИП РЫНКА:

Это экономика предложения. Развитие её тесно связано с Марагарет Тэтчер. С точки зрения Британского типа рынка с именем Тэтчер связано:

1) Отмена прямого государственного контроля;

2) Стимулирование конкуренции на внутреннем рынке (в отличие от США, «междусобойчики» бывают);

3) Минимальное гос. регулирование;

4) Селективная поддержка государством тех сфер экономики, где рыночные механизмы оказались неэффективны (при Тэтчер это – угольная промышленность: закрытие нерентабельных шахт; судостроение).

Итак: важнейший фактор развития – приверженность либеральной традиции.

Благоприятные черты для развития британской экономики:

- сравнительно низкий уровень безработицы;

- достаточно благопр. ….

- достаточно благоприятный инвестиционный климат;

- приоритет наукоемких отраслей (машиностроение, телекоммуникации);

- финансовые услуги (всё ещё велика роль), Лондон – 1й – 2й в мире финансовый центр (банковское дело, страхование, рынок деривативов).

Когда эффективна американская, британская модель?

- высокий уровень развития производительных сил;

- большая емкость внутреннего рынка (РФ: концентрация в крупных городах, а сельское население либо имеет очень маленький доход, либо ведет натуральное хозяйство);

- высокий жизненный уровень населения (РФ: гетерогенный рынок. Москва – не тот средний класс, что в более мелки городах).

ЕВРОПЕЙСКИЙ ТИП РЫНКА

Получил широкое развитие в континентальной и Северной Европе: Франция, Австрия, Германия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Финляндия и др.

Особенности:

1. Социально ориентированная рыночная экономика.

2. Активное воздействие государства на функционирование национальной экономики (налоговая политика – высокие ставки, особенно в североевропейских странах [«рыночный социализм», «северный социализм»]).

3. Сильная система социального обеспечения (появляется социальная инфраструктура, студенческий инфантилизим – тебе дадут квартиру, пособие и т.д.), бесплатное высшее, среднее, начальное образование и т.д.

[Финляндия: до 5 лет ребенку – можно пользоваться бесплатным общественным транспортом (и сопровождающему взрослому, и ребенку) – но ребенок должен быть в коляске].

4. Значительный удельный вес государственной собственности в ВВП (много гос.компаний).

Финляндия: OutoKumpu, Kesko, Alko, StoraEnso, Neste – мощная доля гос.контроля (не 100%, но контрольный пакет акций).

Лекция 21.09.2011

· 2 подтипа:

А) Рейнский (менее активное вмешательство)

Б) Шведский (=скандинавский) – более активное вмешательство.
Например: кластер производства товаров для инвалидов: самые сильные – скандинавские страны.

 

ЯПОНСКИЙ ТИП РЫНКА

Корпоративистский тип. Активное вмешательство корпораций в экономическую, политическую, социальную жизнь (шире экономики).

Характерные черты:

1. Ориентация на корпоративную экономику.

2. Четкое и эффективное взаимодействие труда (профсоюзы: в каждой корпорации – свои), капитала и государства.

Национальная цель! Даже решения корпораций подчинены ей: будут длительные консультации с профсоюзами, с государственными чиновниками (для изменения стратегии, которое может отразиться на обществе, государстве).

3. Дух коллективизма, патернализма: кружки качества, умение работать в команде, внутрикорпоративное обучение и т.д. – как в компаниях, так и в обществе в целом.

 

Японский тип рынка:

Япония, страны ЮВА и Дальнего Востока (но они считают, что у них свой тип). Акцент на японском типе рынка делают Азиатские тигры (Азиатские драконы) – «концепция стаи летящих гусей».

Уникальные моменты связаны с организацией труда:

Рабочие коллективы – неформальные отношения.

Минимальные дистанции власти между разработчиками и менеджерами (1 кабинет, зал и т.п.)

Подчеркивание того, что это единая команда.

Поиск топ-менеджеров не на рынке, а из внутренних кадров – следовательно, много топ-менеджеров предпенсионного возраста.

Ценность широкой квалификации, овладение смежными специальностями (Запад – намного Уже).

· Пенсии: 1 часть – гос, 2 часть – пенсия корпорации (она больше)

· Очень развита система льготного (и даже беспроцентного) кредитования корпорацией своих работников.

КИТАЙСКИЙ ТИП РЫНКА

 

В историческом плане до 1978 г. делался на квазимарксистском подходе. В определенные периоды времени распространяется мальтузианская теория (ограничение рождаемости).

 

· Концепция количественного скачка (Мао) – теория «Большого скачка».

Первый период реформ. Реформы советского типа:

- национализация промышленности

- индустриализация экономики

- коллективизация сельского хозяйства

- использование системы директив, государственное планирование (воробьи! Доменные печи!)

· Момент резкого ухудшения отношений с СССР.

· Борьба между элитами внутри Китая – следовательно, пролетарская культурная революция.

Второй период реформ. 1978 – наст.вр. Суть: социалистическая рыночная экономика. Найти баланс между планом и рынком.

Дэн Сяо Пин

«Не важно, какого цвета в темной комнате кошка, главное – чтобы она ловила мышей». (какая разница, под красным ли флагом).

Подход к реформам – как переход горной речки (аккуратность, соизмерение, диверсифицированные варианты).

Направления реформ:

1. Реформы в агро-секторе (акцент на семейном подряде. Принцип: семья берет на откорм 30 свиней. Откармливает, отдает обратно. Таким образом – зарабатывает).

2. Экономические реформы в промышленности. Максимальное использование зарубежного опыта: японские подходы в области менеджмента качества, организации производства; европейский опыт; американский опыт.

Акцент не только на финансовых показателях (П и т.д.), но и на инновационных, технологических показателях.

3. Развитие контрактной системы.

4. Возникновение частных предприятий.

Роль промышленного шпионажа -! (копирование)

· «китайская губка» - впитать всё самое прогрессивное, что есть в мире.

 

Лекция 28.09.2011

Преимущества:

· Между плановой и рыночной экономикой – китайский тип рынка;

· Найден баланс между частным и государственным бизнесом;

· Продуманный закон о банкротстве, продуманная правоприменительная практика (банкротство не используют как витрину / для рейдерства);

· Иностранные инвестиции: механизм привлечения и ограничений.

С 1978 г. одно из основных направлений реформ – привлечение иностранного капитала (ПИИ). Портфельное инвестирование развивается позже, когда стал развиваться фондовый рынок.

Акцент среди ПИИ на 1 этапе: на ПИИ со стороны этнических китайцев, заморских (Тайвань – 99% - китайцы; Гонконг и т.д. Индонезия – китайцев мало, но они контролируют МСБ).

Также: Франция, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, США.

В основном инвестиции – в восточно-приморские районы Китая.

Сначала – через паевые или акционерные СП.

И сегодня предприятия с участием иностранного К обеспечивают более 50% китайского товарного экспорта.

Основной рынок сбыта китайских товаров – США.

· СЭЗ – ещё один акцент!!!

Сейчас Китай на 2 месте по объему экспорта. Были годы, когда был на первом.

Изъяны:

- национальные меньшинства;

- религии;

- определенные противоречия м/у регионами (богатый восток, бедный центр);

- проблемы с ресурсами.

 

Итоги реформ в Китае:

1) Рост уровня жизни в стране (но вместе с тем, зональность сохраняется: восточные, приморские районы ориентированы на западный образ жизни; центральный Китай – сравнительно бедный, не столь высокообразованный, преимущественно аграрный, ниже квалификация рабочей силы).

2) Обострение проблемы занятости: велик удельный вес безработных (особенно - центр), недостаточно эффективны программы по обучению, повышению квалификации.

НО! Развитие программ создания рабочих мест за рубежом.

· Из Китая мигрирует наименее конкурентоспособная рабочая сила на китайском рынке (едет в Россию!), в Китай – образованные русские (высококвал. РС).

· Одна из причин экспорта китайского К – создание дополнительных рабочих мест вне Китая: республики бывшего СССР, Африка и т.д.

Начало массовых инвестиций Китая в Африку: разгар кризиса, 2008 – 2009, когда другим было не до того.

3) Существует острая необходимость реформы гос.сектора экономики (он еще недостаточно эффективен).

4) Недостаточно контролируемый приток иноинвестиций в Китай. Регулирование не справляется. Инвестиции нужны в центральный Китай, а идут они все в восточный, не притягиваются в центр.
При привлечении инвестиций акцент – на инновации, новые технологии.

5) Территориальная неравномерность экономического развития.

*США: при университетах есть центры по изучению Китая.

6) Серьезное развитие прибрежных СЭЗ.
* Соотношение между китайскими и иностранным инвестициями на первом этапе составляло 4:1. Потому что «в зелёное поле» никто не пойдет, сначала нужны серьезные внутренние инвестиции.

 

Вывод

Китайская модель – основа двухколейной экономики.

 

 

АФРИКАНСКИЙ ТИП РЫНКА

Базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях.

Характерно:

1) Малограмотность и беспомощность в управлении и регулировании экономических процессов (как на уровне нац.экономики, так и фирмы).

Без помощи ПРС африканские государства не могут создать современную экономику. ПРС активно помогали (Например, СССР помогал Анголе, Эфиопии и др.). Дипломаты, деньги (алмазы…).

Потом у них начинались гражданские войны (Ангола, например).

2) Нещадная эксплуатация низкоквалифицированного труда (фельдшер, инженер, архитектор, ученый – элита. Их з/п может быть больше, чем в западных странах. Они уникальны).

3) Неразвитость трудовых отношений, отсутствие демократических институтов.

4) Крайне низкая эффективность национальной экономики (предки Обамы – кенийские евреи).

 

Лекция 12.10.2011

ИСЛАМСКИЙ ТИП РЫНКА

Основная особенность: приоритет религиозных догматов.

1) Большая роль общины в экономической жизни.

2) Одобрение накопления богатства. Специфика: доверительное управление человеком богатством, принадлежащим Аллаху.

3) Главная роль первичного сектора в большей части исламских государств. Роль топливно-энергетических отраслей.

4) Добровольные пожертвования, которые трансформировались в т.н. религиозный налог (подаяние) – 2,5% от дохода.

5) Избегание случайного/ намеренного риска: отказ от азартных игр, спекуляций, осторожное отношение к спекуляциям с деривативами и т.д.

6) Рипа – запрет на получение процента. Запрещение банкам осуществлять операции ростовщического характера. Исламский банк – трансформация отношений «кредитор-заёмщик».

Иностранные банки, работающие в исламских странах, учитывают эту специфику, эти правила игры, и работают по принципам исламского банковского окна.

Важно: не все банки, которые функционируют в исламских странах, работают по принципам исламского бэнкинга.

Регуляторы: либо по универсальному банковскому праву, либо по исламскому, либо – и то, и другое.

Участие в прибылях: инвестиции на правах партнера, а не кредитора. Т.е., банк участвует.

Исламские банки осуществляют сейчас экспансию и в развитые страны. Например, в МСК была дочка египетского банка. В России – очень осторожное отношение к такому.

· 2 разновидности:

1. Социалистический исламский тип рынка (довольно удаленный от остального исламского мира). Пример: Ливия (было). «Всё, кроме свободы», у них было.

2. Исламский капитализм. ОАЭ, Кувейт, Саудовская Аравия. Были в достаточно близких отношениях с Западом. Отсутствие институтов демократии.

Запад видит усиление роли исламского типа рынка. Сначала пытался затормозить этот процесс (ведь с ними делиться надо!). А теперь попытался возглавить этот процесс. Например, сегодня в Лондоне множество исламских экономических и политических организаций.

Запад пытается смягчить противоречия исламского мира.

Совместный бизнес: проблемы для представителей неисламских стран в случае возникновения сложных ситуаций. Луче прописывать в контракте. Арбитражный суд – лучше не исламский (например, общепризнанный стокгольмский).

Лит-ра: Газизулин, Бикенин.

 

В-3

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СП НА МТР

МСП: сущность и виды

МСП – это предприятие, созданное с участием 2 и более фирм для совместного производства продукции и оказания услуг.

JV – joint venture (= совместный риск). Как брак.

Не очень долговечны, для решения конкретных задач и достижения целей.

Иначе говоря, МСП – это институт межфирменного сотрдничества, которые не основан на краткосрочных рыночных трансакциях.

Наряду с СП – категория «смешанные общества» (mixed company). В Росси различия таковы: функционирующие на территории РФ и с участием российского капитала – СП, а на территории других стран и с участие российского капитала – СО.
СНГ: производственная деятельность.

 

Виды СП (выделяют китайские специалисты):

1. Паевые

2. Акционерные

3. Контрактные

 

Россия, Запад:

1. Паевые (П и убытки делятся в соответствии со вложениями сторон).

2. Контрактные (П и убытки делятся по договоренности, а не в соотв со вложениями сторон).

 

Паевое СП обладает статусом ЮЛ, контрактное – не обладает.

Паевое СП – создание новой компании, контрактное – новая компания не создается.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Экзамен 10.01 в 10.00.

Кто-то получит тесты: «Правильно ли определена последовательность изучения конъюнктуры МТР?» Да/Нет

По отдельным рынкам: рынок алмазов – ценнообразующий принцип: 4D, 4C, 4F. Основной организующий элемент мирового рынка алмазов -? Дайте определение околоювелирных алмазов. Международная торговля цветными металлами осуществляется через…

Экзамен устный.

Компания! Какие аналоги! В чем отличительная модель! Ключевые сделки. Можно подсматривать в свою работу. Компания – это ключевое (а не билеты).

Вопросы на данный момент: по политике компании, по оргструктурам (особенно – по Маджару). Североевропейская – нишевая модель.

Учебник: главы 2 (теория) и 3 (те ее части, где есть про товарные рынки) – МТР. Внимательно изучить таблички и инфо по качественному анализу (из учебника) – например, типология стран в области машиностроения.

 

Группы цен:

1. мировые цены (складываются в крупных центрах И,Э). Исключения: если не в СКВ, свобода торгово-политического режима.

2. Региональные цены (исторически – в рамках взаимоотношений между метрополиями и колониями). До первой трети XX века доминировала торговля между метрополией и ее колониями. Сегодня – это в рамках интеграционных объединений: СНГ, ЕС, НАФТА. Большой удельный вес приграничной торговли, расчеты не в СКО.

3. Цены малых систем интернационального обмена. Например, страны Балтии. Страны Вышеградской группы: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия – находились под контролем Австрии. Это сближает. БеЛюкс – Бельгия+Люксембург.

4. Цены межправительственных соглашений: +политический аспект. Всегда надо определять на основе совокупности – нескольких приглашений.

Россия – Украина. РосУкрЭнерго. Околоправительственные соглашения.

5. Цены разовых случайных сделок: влияет компетентность партнеров, налогообложение. Трансфертное ценообразование – США!

Виды трансфертных цен: расчетные (есть департамент в штаб-квартире, который определяет цены для каждой комплектующей, причем, как на межзаводском уровне, так и на внешнем). В числе критериев: рентабельность бизнеса, интересы всей корпорации в целом, противоречия между дочерней и материнской компаниями. Оценивать не с точки зрения дочки; рыночные (определяются в конкурентной среде, в т.ч. – внутрифирменной – у какого подразделения покупать? На основании спроса и предложения. Плюсы: менеджмент дочернего подразделения поставлен в сугубо рыночные условия. Но в то же время иногда забывают об интересах главного.)

6. Цены черного рынка: не только экономические, но и военно-политические факторы.

 

Ценовые скидки

См. Чеботарева.

 

 

МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ

Тема 1: Характеристика мировых рынков

Лекция 02.09.2011



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.139 с.)