Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение финансов и развитие науки о финансах.

Поиск

Возникновение финансов и развитие науки о финансах.

Термин «финансы» берет свое начало от латинского слова «финиш», что в денежных отношениях между населением и государством означало конец – завершение платежа, окончательный расчет. Затем от термина «финиш» произошло слово «финансы» (finansia), означавшее денежный платеж. Позднее термин «финансы» стал применяться в более широком смысле, как совокупность публичных доходов и расходов. Далее появился термин «публичные финансы», определявший совокупность государственных доходов и расходов. Возникновение финансов и развитие науки о финансах было вызвано объективной необходимостью, диктуемой практической действительностью того времени. Мыслители Древнего мира, мыслители средних веков разрабатывали основу финансовой науки: доходы государства, налоги и др. Развитие товарно-денежных отношений, усиление роли государства в экономической жизни страны, возникновение рыночной экономики и развитие финансов, как инструмента этой экономики позволили систематизировать знания о финансах и в XIX веке финансовая наука выделилась в самостоятельную отрасль знаний, а во второй половине ХХ века теория финансов стала признаваться частью общеэкономической теории. Таким образом, финансы – историческая категория, они присутствуют во всех формациях с наличием товарно-денежных отношений и государства. С помощью финансов осуществляется распределение и перераспределение созданного продукта. В эпоху рабовладения и феодализма денежные доходы государства не имели решающего значения, поскольку господствовало натуральное хозяйство и преимущественно натуральные подати и сборы. Главными видами доходов государства в то время были личное имущество государей, дани и грабежи покоренных народов и т.д. Денежные налоги в этих формациях занимали подчиненное место при формировании доходов и осуществлении государственных расходов. Поскольку в условиях преимущественного изъятия общественного продукта в натуральной форме в обществе не было товарно-денежных отношений, государство не осуществляло экономических распределительных функций, то совокупность натуральных отношений не может рассматриваться как сфера финансов. Поэтому возникновение финансов исторически связано:
-во-первых, с развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений; -во-вторых, с усилением и расширением функций государства.

Важнейший признак финансов – их денежный характер, их денежное выражение в наличной и безналичной формах. Кроме товарно-денежных отношений для возникновения финансов необходима и регулирующая роль государства, в котором финансы становятся рычагом воздействия государства на общественное воспроизводство.

Возникновение финансов непосредственно связано с развитием общества. На определенном этапе возникает общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог распоряжаться единолично. Затем важным моментом в возникновении финансов было то, что формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов, которые закреплялись законодательно. Если ранее доходы государства формировались преимущественно за счет натуральных податей и повинностей, то затем преимущественной формой налогов становится денежная.

Источники финансового права.

Одним из основных направлений финансовой деятельности государства является правотворчество, в результате которого образуются источники финансового права. Основным источником любой отрасли права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, в которых содержатся правилаповедения общего характера соответствующей отрасли права. Следовательно, основные источники финансового права – это нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, включающие нормы (правила поведения общего характера) финансового права.

Важнейшим источником финансового права, обладающим высшей юридической силой, является Конституция Республики Беларусь, содержащая в себе основные (базовые) нормы различных отраслей права, в том числе и финансового. Конституция закрепляет основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям.

Самую многочисленную группу источников финансового права составляют акты центральных органов государственного управления, принятые в пределах их компетенции (Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и др.).

К источникам финансового права относятся также акты Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, Национального банка и Генерального прокурора Республики Беларусь. Данные акты устраняют разночтение норм финансового законодательства, разрешают противоречия, возникающие между субъектами финансовых отношений в процессе правоприменения.

 

Особенности финансового права и его место в системе права РБ.

Система права Республики Беларусь представлена совокупностью отраслей права, регулирующих определенные общественные отношения, и в целом гарантирует функционирование правового государства. Финансовое право в указанной системе занимает соответствующее место. Финансовое право тесно соприкасается с конституционным правом. Конституционное право - является ведущей отраслью в системе права. Это значит, что его положения выступают основополагающими для всех отраслей права, в том, числе и финансового права. Так, нормы конституционного права устанавливают обязанность Правительства разрабатывать и представлять Президенту для внесения в Парламент, проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ст.107 Конституции). Согласно ст.97 и 98 Конституции Национальное собрание утверждает бюджет Республики Беларусь и отчет о его исполнении; устанавливает республиканские налоги и сборы. На основе этих конституционных положений в финансовом законодательстве подробно регламентируется порядок прохождения бюджета Республики Беларусь в Правительстве и Парламенте. Норма ст.56 Конституции устанавливает обязанность граждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, которая является базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщиков в нормах финансового права.Четко прослеживается связь финансового права с административным правом. Эта связь проявляется, прежде всего, в соприкосновении предмета правового регулирования. Предметом административного права являются управленческие отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. Административное право - это управленческое право, представляющее собой совокупность норм о государственном управлении. В финансовом праве, как и в административном праве, используется метод властных предписаний, при котором один из субъектов (например, налоговый орган) наделен властными функциями по отношению к другому (к гражданину, обязанному уплатить налог в бюджет). У финансового и гражданского права весьма часто совпадает предмет регулирования, которым являются имущественные (денежные) отношения. Однако гражданское право не регулирует отношения по образованию и использованию необходимых государству фондов денежных средств. Для отграничения этих отраслей права следует использовать второй критерий - метод правового регулирования. В гражданском праве субъекты выступают в качестве юридически равных сторон, а в финансовом праве субъекты находятся в отношении "власть" и "подчинение"

 

Содержание и задачи финансовой политики.

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Финансовая политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Задачи финансовой политики:1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;5) создание эффективной системы управления финансами.

 

Капиталотворческая теория.

Основы концепции заложены английским экономистом Дж.Ло. • кредит занимает положение, не зависящее от процесса производства; • кредиту принадлежит решающая роль в развитии экономики.

Кредит отождествлялся с деньгами и богатством. По мнению Ло, кредит способен привести в движение все неиспользованные возможности страны, создавать богатство и капитал. Банки рассматриваются в качестве создателей капитала, а не посредников. Широкое развитие теория получает в 19-20 веках. Господствующее положение до первой трети 20 века. Наиболее видный представитель Г.Маклеод. основные положения теории: • отождествление денег и кредита; • деньги и кредит - богатство, т.к. имеют покупательную способность; • кредит приносит прибыль, поэтому является производственным капиталом.

Современные теории (Кейнс, монетаризм и пр.) рассматривают не сущностные характеристики кредита, а возможности его влияние на экономическое развитие и способы использования этих возможностей на практике.

 

 

Собственные средства банка.

Собственные средства — это уставный фонд и другие фонды банка, создаваемые для обеспечения финансовой устойчивости, коммерческой и хозяйственной деятельности, а также прибыль, полученная банком в текущем году и в прошедшие годы. В состав собственных средств входят: фонды - уставный, резервный, специальные, экономического стимулирования; резервы на покрытие кредитных рисков и от обесценения ценных бумаг; средства на производственное и социальное развитие; прибыль текущего года и нe-распределенная прибыль прошлых лет.

В зависимости от источника образования они подразделяются на три группы:

– уставный фонд, который создается собственниками банка до его регистрации и в процессе функционирования банка может увеличиваться; кредиторов.
– прибыль банка в нераспределенном состоянии, так и распределенная в различные фонды банка (резервный, фонд развития, прочие фонды);
– фонды переоценки статей баланса, образуемые в связи с изменением стоимости имущества банка в результате его переоценки, например, по переоценке основных средств, незавершенного строительства.

На базе собственных средств банка определяется нормативный капитал. По сумме он не обязательно равняется собственным средствам, так как может включать источники, привлеченные на долгосрочной основе и приравненные к собственным (например, субординированный кредит полученный), а также исключать некоторую часть использованных собственных источников.
Собственный капитал банка выступает как ведущая часть собственных и приравненных к ним средств банка. Его сущность выражают защитная(Защитная функция собственного капитала банка связана с защитой интересов наиболее уязвимых клиентов банка – вкладчиков и других его кредиторов), регулирующая(Регулирующая функция обусловлена заинтересованностью общества в успешной работе банков.) и оперативная функции(Оперативная функция собственного капитала предполагает осуществление банком операций по приобретению основных средств, нематериальных активов и других расходов и затрат, которые могут осуществляться только за счет собственных источников).

Возникновение финансов и развитие науки о финансах.

Термин «финансы» берет свое начало от латинского слова «финиш», что в денежных отношениях между населением и государством означало конец – завершение платежа, окончательный расчет. Затем от термина «финиш» произошло слово «финансы» (finansia), означавшее денежный платеж. Позднее термин «финансы» стал применяться в более широком смысле, как совокупность публичных доходов и расходов. Далее появился термин «публичные финансы», определявший совокупность государственных доходов и расходов. Возникновение финансов и развитие науки о финансах было вызвано объективной необходимостью, диктуемой практической действительностью того времени. Мыслители Древнего мира, мыслители средних веков разрабатывали основу финансовой науки: доходы государства, налоги и др. Развитие товарно-денежных отношений, усиление роли государства в экономической жизни страны, возникновение рыночной экономики и развитие финансов, как инструмента этой экономики позволили систематизировать знания о финансах и в XIX веке финансовая наука выделилась в самостоятельную отрасль знаний, а во второй половине ХХ века теория финансов стала признаваться частью общеэкономической теории. Таким образом, финансы – историческая категория, они присутствуют во всех формациях с наличием товарно-денежных отношений и государства. С помощью финансов осуществляется распределение и перераспределение созданного продукта. В эпоху рабовладения и феодализма денежные доходы государства не имели решающего значения, поскольку господствовало натуральное хозяйство и преимущественно натуральные подати и сборы. Главными видами доходов государства в то время были личное имущество государей, дани и грабежи покоренных народов и т.д. Денежные налоги в этих формациях занимали подчиненное место при формировании доходов и осуществлении государственных расходов. Поскольку в условиях преимущественного изъятия общественного продукта в натуральной форме в обществе не было товарно-денежных отношений, государство не осуществляло экономических распределительных функций, то совокупность натуральных отношений не может рассматриваться как сфера финансов. Поэтому возникновение финансов исторически связано:
-во-первых, с развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений; -во-вторых, с усилением и расширением функций государства.

Важнейший признак финансов – их денежный характер, их денежное выражение в наличной и безналичной формах. Кроме товарно-денежных отношений для возникновения финансов необходима и регулирующая роль государства, в котором финансы становятся рычагом воздействия государства на общественное воспроизводство.

Возникновение финансов непосредственно связано с развитием общества. На определенном этапе возникает общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог распоряжаться единолично. Затем важным моментом в возникновении финансов было то, что формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов, которые закреплялись законодательно. Если ранее доходы государства формировались преимущественно за счет натуральных податей и повинностей, то затем преимущественной формой налогов становится денежная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.011 с.)