Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема региональной идентичности. Концепция «региональнойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Иконографии» Ж.Готтмана. Региональная идентичность понимается как форма проявления культуры укорененности, интегрирующая в пределах ограниченной территории местные проявления российской (цивилизационной) идентичности и различные локальные и региональные идентичности. Идентичность понимается как "особость", самобытность, устойчивость, целостность, "пассионарность", как синоним местного самосознания. Культура укорененности понимается как дополнительная к культуре мобильности, которые одновременно являются деятельными установками, равно предполагающими активность и пассивность, интенсивность и экстенсивность развития. Укорененность и идентичность не следует рассматривать исходя из оппозиции "коллективизм - индивидуализм", поскольку для процессов самоидентификации с территорией исходным является уровень личности, отождествляющей себя, в той или иной степени. с территорией, или же отторгающей ее, или же индифферентной к ней). Региональная является сложным многосоставным феноменом и включает в себя 1)идентификацию себя как "местного", "местного по убеждению", "неместного", "маргинала"; 2)местный патриотизм, 3)оценку роли места в самоидентификации личности, 4)общинность, 5)осознание "степени самобытности" и пространственных пределов "своего края" исходя из идентификации себя как местного или неместного; 6)образ своего края. По Готтманну, «иконография пространства» есть выражение представлений о картине окружающего мира сообщества определенного самоорганизованного пространства, сформировавшееся под воздействием религиозной, национальной, культурной и социальной истории этого пространства. Иконография пространства (территории) включает произведения искусства, архитектуры, а также все символы-формы общественной жизни и быта. В книге «Политика государств и их география»: 1) Произошла переоценка роли пространства и его свойств. Считая пространство по-прежнему главной категорией геополитики, он пытался доказать, что размеры территории государства далеко не пропорциональны его мощи. Подтверждением этому тезису был тот факт, что европейские державы (Нидерланды, Испания) с довольно ограниченной территорией в течение веков доминировали в мире и смогли создать империи, размеры которых многократно превышали территории метрополий. На первый план он ставил географическое положение государства и его организацию. По Готтманну, «географическое положение» государства определяется отношением к основным коммуникационным линиям и потокам, приуроченным к ним: движение людей, армий, товаров, капиталов, идей. В связи с этим, по Готтманну, центральным понятием должно стать понятие «циркуляция пространства» («circulation of communication»). 2) Организация пространства (в частности, дихотомия «Моря и Суши», океанических и континентальных государств) влияет на характер связи человека с пространством. Морским государствам, считал он, в отличие от континентальных, свойственна большая свобода, терпимость и меньшая склонность к автаркическим и абсолютистским формам организации. Многое в этих положительных свойствах морских стран определяется характером их коммуникационных связей. С зарождения цивилизации море было главной ареной связей, контактов. Море связывало самые различные географические районы, что расширяло кругозор жителей морских стран. Свобода мореплавания, подтвержденная римским правом, давала большие преимущества морским государствам, способствуя использованию опыта других стран, заимствованиям и отбору, вариантности развития. Континентальные же государства имели в своей истории менее дифференцированные, менее интенсивные и менее разнообразные контакты и обмены, из чего вытекают характерные черты континентального развития. 3) Формы политической, общественной и частной жизни, наблюдаемые и организованные в пространстве, являются результатом иконографии пространства, представляющей собой различные пространственные картины мира и отдельные представления о формах пространства. Они конструируются в процессе влияния религий, традиций, исторического опыта и обычаев, разных социальных моделей, характерных для определенных территорий с особой неповторимой культурой. В понятие «иконография пространства» Готтманн включал мифы и образы ушедших столетий, легенды и саги, табу и символы культуры, топографически локализованные в определенном пространстве. Отношение к образу, иконе составляет глубинное пространственное измерение культуры. Сила иконографии как фактора, дифференцирующего пространство, заключается в том, что это духовное явление, обладающее большой психологической инертностью, очень слабо поддающееся трансформации. Поэтому, считает Готтманн, политическое единство или разобщенность уходят своими корнями в сферу духа, самосознания, которые он называл «психосоматикой территории». По его мнению, политические границы определяются в первую очередь действием духовных факторов, а не формами земной поверхности. Роль геополитической иконографии как духовной основы связи человека с пространством велика. Иконография геополитического пространства, согласно Готтманну, представляет собой типические формы проявления жизни цивилизации в пространстве, систему политических институтов и многообразных форм политической жизни, а также духовный мир цивилизации, включая способы выражения политических, идей, формирующих смысловое пространство культуры. Символический мир образов, идей и смыслов способствует социокультурной идентификации и позволяет народу контролировать, осваивать и защищать определенную территорию как собственную. Ж. Готтманн обратил внимание на то, что иконография пространства каждой культуры не статична, она динамично меняется, когда в нее вторгаются новые исторические факторы. Взаимное влияние региональных иконографии друг на друга в течение времени, диалог территориальных культур Готтман назвал «циркуляцией иконографии». По его мнению, иконография со временем может также отрываться от той реальной почвы, которая ее породила много веков или даже тысячелетий назад, и воспроизводиться инерционно. Он приводит множество примеров функционирования системы символов. Традиционно носителями этих символов являются эмигранты, попадающие в иные культурные среды, принесшие туда свой образ жизни, свою систему символов. Не всегда подобная циркуляция является благом и может вызывать конфликты и войны. Современный транзит западных ценностей на Восток разрушает основы традиционного образа жизни, размывает систему символов, привычное единство пространственной целостности, что порождает протест и радикальные формы отрицания этой гуманитарной интервенции. По Готтманну, главной проблемой политической географии и геополитики является вопрос взаимодействия между циркуляцией и иконографией. Циркуляция развивается последовательно и инертно в соответствии с конфигурацией коммуникационной сети, которая достаточно стабильна и изменяется благодаря прогрессу на транспорте и в связи или в результате изменений в географии центров человеческой деятельности. На коммуникационных перекрестках возникают центры контактов, обменов, трансформаций. Первоначально города, как центры коммуникации, вырабатывают из всего разнообразия влияний локальной иконографию. Затем город, превращаясь в политический или административный центр, притягивает и организует близлежащее пространство. Процесс расширяется и приводит к синтезу локальной иконографии в более широкие пространственные системы символов. В этом и заключается механизм формирования районов, государств, цивилизаций. Этот процесс не был линейным, часто на смену большим империям приходили автаркии (региональная обособленность, замкнутость).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.60 (0.011 с.) |