Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема региональной идентичности. Концепция «региональной

Поиск

Иконографии» Ж.Готтмана.

Региональная идентичность понимается как форма проявления культуры укорененности, интегрирующая в пределах ограниченной территории местные проявления российской (цивилизационной) идентичности и различные локальные и региональные идентичности. Идентичность понимается как "особость", самобытность, устойчивость, целостность, "пассионарность", как синоним местного самосознания. Культура укорененности понимается как дополнительная к культуре мобильности, которые одновременно являются деятельными установками, равно предполагающими активность и пассивность, интенсивность и экстенсивность развития. Укорененность и идентичность не следует рассматривать исходя из оппозиции "коллективизм - индивидуализм", поскольку для процессов самоидентификации с территорией исходным является уровень личности, отождествляющей себя, в той или иной степени. с территорией, или же отторгающей ее, или же индифферентной к ней). Региональная является сложным многосоставным феноменом и включает в себя 1)идентификацию себя как "местного", "местного по убеждению", "неместного", "маргинала"; 2)местный патриотизм, 3)оценку роли места в самоидентификации личности, 4)общинность, 5)осознание "степени самобытности" и пространственных пределов "своего края" исходя из идентификации себя как местного или неместного; 6)образ своего края.

По Готтманну, «иконография пространства» есть выражение представлений о картине окружающего мира сообщества определенного самооргани­зованного пространства, сформировавшееся под воздействием ре­лигиозной, национальной, культурной и социальной истории этого пространства. Иконография пространства (территории) включает произведения искусства, архитектуры, а также все символы-формы общественной жизни и быта.

В книге «Политика государств и их география»:

1) Произошла переоценка роли пространства и его свойств. Считая пространство по-прежнему главной категорией геополити­ки, он пытался доказать, что размеры территории государства дале­ко не пропорциональны его мощи. Подтверждением этому тезису был тот факт, что европейские державы (Нидерланды, Испания) с довольно ограниченной территорией в течение веков доминировали в мире и смогли создать империи, размеры которых многократно пре­вышали территории метрополий.

На первый план он ставил географическое положение государст­ва и его организацию. По Готтманну, «географическое положение» государства определяется отношением к основным коммуникаци­онным линиям и потокам, приуроченным к ним: движение людей, армий, товаров, капиталов, идей. В связи с этим, по Готтманну, центральным понятием должно стать понятие «циркуляция простран­ства» («circulation of communication»).

2) Организация пространства (в частности, дихотомия «Моря и Суши», океанических и континентальных государств) влияет на харак­тер связи человека с пространством. Морским государствам, считал он, в отличие от континентальных, свойственна большая свобода, терпимость и меньшая склонность к автаркическим и абсолютист­ским формам организации. Многое в этих положительных свойст­вах морских стран определяется характером их коммуникационных связей. С зарождения цивилизации море было главной ареной свя­зей, контактов. Море связывало самые различные географические районы, что расширяло кругозор жителей морских стран. Свобода мореплавания, подтвержденная римским правом, давала большие преимущества морским государствам, способствуя использованию опыта других стран, заимствованиям и отбору, вариантности разви­тия. Континентальные же государства имели в своей истории менее дифференцированные, менее интенсивные и менее разнообразные контакты и обмены, из чего вытекают характерные черты конти­нентального развития.

3) Формы политической, общественной и частной жизни, на­блюдаемые и организованные в пространстве, являются результатом иконографии пространства, представляющей собой различные про­странственные картины мира и отдельные представления о формах пространства. Они конструируются в процессе влияния религий, традиций, исторического опыта и обычаев, разных социальных мо­делей, характерных для определенных территорий с особой непо­вторимой культурой.

В понятие «иконография пространства» Готтманн включал мифы и обра­зы ушедших столетий, легенды и саги, табу и символы культуры, топо­графически локализованные в определенном пространстве. Отношение к образу, иконе составляет глубинное пространственное измерение куль­туры. Сила иконографии как фактора, дифференцирующего пространст­во, заключается в том, что это духовное явление, обладающее большой психологической инертностью, очень слабо поддающееся трансформации. Поэтому, считает Готтманн, политическое единство или разобщенность уходят своими корнями в сферу духа, самосознания, которые он назы­вал «психосоматикой территории». По его мнению, политические гра­ницы определяются в первую очередь действием духовных факторов, а не формами земной поверхности.

Роль геополитической иконографии как духовной основы связи челове­ка с пространством велика. Иконография геополитического простран­ства, согласно Готтманну, представляет собой типические формы про­явления жизни цивилизации в пространстве, систему политических институтов и многообразных форм политической жизни, а также ду­ховный мир цивилизации, включая способы выражения политических, идей, формирующих смысловое пространство культуры. Символиче­ский мир образов, идей и смыслов способствует социокультурной иден­тификации и позволяет народу контролировать, осваивать и защищать определенную территорию как собственную.

Ж. Готтманн обратил внимание на то, что иконография про­странства каждой культуры не статична, она динамично меняется, когда в нее вторгаются новые исторические факторы. Взаимное влияние региональных иконографии друг на друга в течение време­ни, диалог территориальных культур Готтман назвал «циркуляцией иконографии». По его мнению, иконография со временем может также отрываться от той реальной почвы, которая ее породила мно­го веков или даже тысячелетий назад, и воспроизводиться инерци­онно. Он приводит множество примеров функционирования систе­мы символов. Традиционно носителями этих символов являются эмигранты, попадающие в иные культурные среды, принесшие туда свой образ жизни, свою систему символов.

Не всегда подобная циркуляция является благом и может вызы­вать конфликты и войны. Современный транзит западных ценно­стей на Восток разрушает основы традиционного образа жизни, размывает систему символов, привычное единство пространствен­ной целостности, что порождает протест и радикальные формы от­рицания этой гуманитарной интервенции.

По Готтманну, главной проблемой политической географии и геополитики является вопрос взаимодействия между циркуляцией и иконографией. Циркуляция развивается последовательно и инертно в соответствии с конфигурацией коммуникационной сети, которая достаточно стабильна и изменяется благодаря прогрессу на транс­порте и в связи или в результате изменений в географии центров человеческой деятельности. На коммуникационных перекрестках возникают центры контактов, обменов, трансформаций. Первона­чально города, как центры коммуникации, вырабатывают из всего разнообразия влияний локальной иконографию. Затем город, пре­вращаясь в политический или административный центр, притягива­ет и организует близлежащее пространство. Процесс расширяется и приводит к синтезу локальной иконографии в более широкие про­странственные системы символов. В этом и заключается механизм формирования районов, государств, цивилизаций. Этот процесс не был линейным, часто на смену большим империям приходили ав­таркии (региональная обособленность, замкнутость).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.60 (0.011 с.)