Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регионализм как общемировая тенденция, сущность, специфика и уровни ее проявления.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Место политической регионалистики в системе политических наук и ее связь с другими науками. Политическая регионалистика – одна из отраслей политической науки. Она одновременно входит в цикл как политических, так и регионалистских дисциплин (наряду с регионоведением (общей регионалистикой), юридической регионологией, и др.). Согласно более точному определению, политическая регионалистика – это одно из направлений как политологии, так и регионалистики, изучающее проблемы региональной структуры государства и общества, регионального развития и межрегионального взаимодействия, пространственные проявления политических явлений, а также политический процесс в регионах. Объектом политической регионалистики выступает регион как самостоятельная единица. Однако изучение м региона занимается и география, и социология,и демография. Интегративное содержание становления политической регионалистики обусловлено ее непосредственной взаимосвязью с социально экономической географией, с теорией государственного строительства в административно - территориальном варианте, с психологией политики, поскольку для регионального социума факторы и явления ментальности, образа жизни имеют особое значение. Проблематика политической регионалистики объективно тяготеет к научным дисциплинам, связанным с экономикой, социологией, географией, политологией, политико-административным управлением, социальной психологией. Т. е., практически ко всем дисциплинам, которые в той или иной мере затрагивают исследование региона. В современной науке можно встретить множество понятий, которые обозначают области знания, изучающие пространственные аспекты разнородных явлений. Среди них: регионалистика, география, регионология, регионоведение, краеведение, региональная наука, географическое государствоведение, геополитика, региональная политология. Все названные выше области знания так или иначе занимаются региональными исследованиями. Как результатом синтеза географии и политологии является политическая география, так результатом синтеза региональной науки и политологии стала политическая регионалистика. В политической науке развито такое направление, как сравнительная политология. Оно в основном занимается сравнительными исследованиями политических явлений (особенно — политических систем) в различных странах мира. Политическую регионалистику можно рассматривать как часть сравнительной политологии, отличие которой состоит в уровне сравнительных исследований (если сравнительная политология занимается кросснациональными исследованиями, то политическая регионалистика — кроссрегиональными). Иногда можно встретить понятие "региональная политология". Под региональной политологией обычно понимаются региональные исследования, использующие принцип "прямого переноса" политологических методов на уровень отдельных регионов. В отличие от политической регионалистики, в региональной политологии нет почти ничего географического, за исключением того, что объектом исследования является отдельно взятый политический регион, и того, что хорошее исследование отдельно взятого региона все-таки имплицитно выявляет отличие его политической системы от общенациональной. Как правило, регионология и регионоведение сфокусированы на изучении отдельных регионов как комплексных явлений. В отличие от регионоведения политическая регионалистике делает акцент на политических явлениях, хотя и рассматривает их в неизбежной связи с другими явлениями, выступающими в роли внешних факторов, воздействующих на политику в рамках регионального комплекса. Что касается регионологии, то ее, несмотря на декларируемое "громкое" название, трудно выделить в качестве особой науки. По одним аспектам она смыкается с регионоведением (комплексное изучение отдельных регионов), по другим — с политической регионалистикой.
Методологические основания исследования регионально - политических явлений и процессов. Пять основных срезов современной политической регионалистики: 1- общесистемный подход 2- структурный подход 3- функциональный подход 4- трансформационные процессы 5- циклический характер развития
Методы политической регионалистики связаны с конкретными способами приобретения знаний о региональной политике и о влиянии политики регионов (проживающих в регионах социальных групп и региональной элиты) на общенациональную политику. Методы политической регионалистики, как и любой другой науки, в самом общем виде подразделяются на методы теоретического и эмпирического познания.
1) Методы теоретического познания – диалектический, системный, а также метод формализации. Они позволяют рассматривать протекающие в самих регионах а также в их отношениях с общегосударственной властью политические процессы системно, во взаимосвязи и развитии, со всеми их сложностями и противоречиями. В свою очередь, метод формализации дает возможность сравнивать и сопоставлять политические явления в региональном разрезе по сходным параметрам их существования для выявления различий и сходства.
2) Методы эмпирического познания используются политической регионалистикой для получения и накопления новых знаний о конкретных политических явлениях в системе отношений «Центр – регионы» или о политических явлениях в конкретном регионе. К числу таких методов следует отнести анкетирование (беседы, интервью, опросы), статистические и математические методы. Известный российский регионолог Р.Ф.Туровский указывает, что политическая регионалистика, изучающая политические процессы и явления на уровне отдельных территорий, должна использовать большое число подходов, позволяющих с разных сторон рассмотреть ситуацию на местах. Среди них исследователь сооответственно выделяет: - динамический, или политико – исторический подход, объектом изучения которого является региональный политический процесс как совокупность последовательных политических изменений на региональном уровне, т.е. институциональные перемены (введение, ликвидация, трансформация институтов на местах), циркуляция, или ротация, элит (особенности состязания групп интересов за власть), региональные конфликты (смена доминирующих моделей); - индивидуализирующий географический подход, предполагающий комплексное изучение отдельно взятой территории как политического сообщества – региональной политии, понимаемой как уникальное сочетание политических характеристик. В данной связи может быть введено понятие «политический регион», которое и обозначает территорию, обладающую системным единством политических особенностей; - компаративный подход, предполагающий сравнительный анализ политических процессов, институтов, режимов, доминирующих типов политической культуры в различных сопоставляемых регионах. Как полагает российский политолог В.Я.Гельман, в России региональная компаративистика имеет хорошие перспективы, поскольку особенности регионального политического режима, как правило, предопределяют существенные межрегиональные различия не только в политико – культурном аспекте, но и в особенностях региональных политических институтов и режимов (Гельман В.Я. Региональные режимы: завершение трансформации? – Свободная мысль, 1996, № 9, С.14); - институциональный подход, предполагающий исследование региональных политических институтов, и в первую очередь властных структур. Наибольший интерес в этом плане представляют: организация региональных органов государственной власти; разделение полномочий между собственно региональными властями и представителями центрального управления на местах; организация местного самоуправления.
Определению. Впервые термин «регион» появился в трудах по экономической географии и обозначал территориальную таксономическую единицу или район. Позднее, в 60 – 80 е гг. ХХ в., это понятие было интегрировано в гуманитарные отрасли знания, прежде всего в социологию и стало многозначным. В зависимости от критерия, в регионалистике существуют следующие определения региона: 1) Регионы (области, края и т.д.) в территориально – географическом смысле, которые образуют региональную организацию общества (например, Урал или Сибирь); 2) Регионы в культурно – историческом смысле, связанные общностью традиций (Центральная Россия, Поволжье – в России, Новая Англия – в США); 4) Регионы в экономическом смысле (экономические районы) – связанные в экономическом отношении, образующие единый хозяйственный комплекс (например, Волго – Вятский экономический регион (район) в России или Рур в Германии); 5) Регионы в юридическом смысле, которые имеют установленный конституцией и законами статус в пределах конкретного государства (например, субъекты Федерации в РФ); 6) Политико – административные регионы – части территории страны, имеющие статус административной единицы (единицы управления) в рамках его территориальной структуры (область, край, республика); 7) Политический регион – крупная часть страны, объединенная общим историческим прошлым, содержащая крупную узловую проблему и оказывающая существенное влияние на политическую жизнь, не ограничиваясь пределами одной страны (например, Средняя Азия в бывшем СССР, Юг в США, Юг в Италии); 8) Регион – страна (т.е. отдельное государство с его природно – климатическими, историко – культурными, социально – экономическими и др. особенностями); 9) Геополитический регион – совокупность сопредельных государств (например, Евразия), часть территории отдельной страны (Северный Кавказ в России) или части территории сопредельных государств (Средиземноморский регион), имеющий жизненно важное значение для мировой политики. Далее встает вопрос о характерных признаках региона. По мнению А.Я.Троцковского, отличительными чертами региона являются: 1) территориальная концентрация населения, пространственная обособленность и локализация большой части функций по воспроизводству социально – территориальных групп населения на относительно компактной территории; 2) социально – экономическая ценность, проявляющаяся в большой интенсивности внутренних связей по сравнению с внешними; 3) относительная «самостоятельность» производственной и непроизводственной сферы для удовлетворения основных потребностей населения; 4) однородность условий дифференциации локальной общности и порождаемая их единством специфика качественного состава населения и сферы его жизнедеятельности; 5) осознание большинством жителей своей принадлежности к данной территориальной общности, наличие у них общих интересов, формирующих определенные типы поведения территориальной группы (Троцковский А.Я. Социально – территориальная структура региона: строение и основные тенденции трансформации. – Новосибирск, 1992. – С.12). В обобщенном смысле, регион – определенная территория страны или нескольких соседних стран с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил, сложившейся социальной инфраструктурой и своеобразием социально – политических условий. В рамках регионов, как правило, присутствуют т.н. субрегионы (те. Те иили иные их части, выделяемые по географическому, национальному или экономическому принципу), а также функциональные элементы, формально подчиненные общегосударственной власти (например, представительства федеральных министерств и ведомств в территориях). В дополнение к этому, Р.Ф.Туровский предлагает ввести специальное понятие «политический регион», которое «обозначает территорию, обладающую системным единством политических возможностей» (Туровский Р.Ф. Основы и перспективы региональных политических исследований. – Полис, 2001, № 1, С.145). Однако поскольку наибольшее значение в территориальной организации общества принадлежит социально – политическим регионам, т.е. административно – территориальным образованиям, для нас актуально выделение региона в политико – правовом и административном смысле. В политическом значении мы можем определить регион как часть территории государства, имеющую законодательно закрепленные границы, собственные органы государственного и местного управления и находящуюся в определенных юридических отношениях с центральными органами государственного управления.
Иконографии» Ж.Готтмана. Региональная идентичность понимается как форма проявления культуры укорененности, интегрирующая в пределах ограниченной территории местные проявления российской (цивилизационной) идентичности и различные локальные и региональные идентичности. Идентичность понимается как "особость", самобытность, устойчивость, целостность, "пассионарность", как синоним местного самосознания. Культура укорененности понимается как дополнительная к культуре мобильности, которые одновременно являются деятельными установками, равно предполагающими активность и пассивность, интенсивность и экстенсивность развития. Укорененность и идентичность не следует рассматривать исходя из оппозиции "коллективизм - индивидуализм", поскольку для процессов самоидентификации с территорией исходным является уровень личности, отождествляющей себя, в той или иной степени. с территорией, или же отторгающей ее, или же индифферентной к ней). Региональная является сложным многосоставным феноменом и включает в себя 1)идентификацию себя как "местного", "местного по убеждению", "неместного", "маргинала"; 2)местный патриотизм, 3)оценку роли места в самоидентификации личности, 4)общинность, 5)осознание "степени самобытности" и пространственных пределов "своего края" исходя из идентификации себя как местного или неместного; 6)образ своего края. По Готтманну, «иконография пространства» есть выражение представлений о картине окружающего мира сообщества определенного самоорганизованного пространства, сформировавшееся под воздействием религиозной, национальной, культурной и социальной истории этого пространства. Иконография пространства (территории) включает произведения искусства, архитектуры, а также все символы-формы общественной жизни и быта. В книге «Политика государств и их география»: 1) Произошла переоценка роли пространства и его свойств. Считая пространство по-прежнему главной категорией геополитики, он пытался доказать, что размеры территории государства далеко не пропорциональны его мощи. Подтверждением этому тезису был тот факт, что европейские державы (Нидерланды, Испания) с довольно ограниченной территорией в течение веков доминировали в мире и смогли создать империи, размеры которых многократно превышали территории метрополий. На первый план он ставил географическое положение государства и его организацию. По Готтманну, «географическое положение» государства определяется отношением к основным коммуникационным линиям и потокам, приуроченным к ним: движение людей, армий, товаров, капиталов, идей. В связи с этим, по Готтманну, центральным понятием должно стать понятие «циркуляция пространства» («circulation of communication»). 2) Организация пространства (в частности, дихотомия «Моря и Суши», океанических и континентальных государств) влияет на характер связи человека с пространством. Морским государствам, считал он, в отличие от континентальных, свойственна большая свобода, терпимость и меньшая склонность к автаркическим и абсолютистским формам организации. Многое в этих положительных свойствах морских стран определяется характером их коммуникационных связей. С зарождения цивилизации море было главной ареной связей, контактов. Море связывало самые различные географические районы, что расширяло кругозор жителей морских стран. Свобода мореплавания, подтвержденная римским правом, давала большие преимущества морским государствам, способствуя использованию опыта других стран, заимствованиям и отбору, вариантности развития. Континентальные же государства имели в своей истории менее дифференцированные, менее интенсивные и менее разнообразные контакты и обмены, из чего вытекают характерные черты континентального развития. 3) Формы политической, общественной и частной жизни, наблюдаемые и организованные в пространстве, являются результатом иконографии пространства, представляющей собой различные пространственные картины мира и отдельные представления о формах пространства. Они конструируются в процессе влияния религий, традиций, исторического опыта и обычаев, разных социальных моделей, характерных для определенных территорий с особой неповторимой культурой. В понятие «иконография пространства» Готтманн включал мифы и образы ушедших столетий, легенды и саги, табу и символы культуры, топографически локализованные в определенном пространстве. Отношение к образу, иконе составляет глубинное пространственное измерение культуры. Сила иконографии как фактора, дифференцирующего пространство, заключается в том, что это духовное явление, обладающее большой психологической инертностью, очень слабо поддающееся трансформации. Поэтому, считает Готтманн, политическое единство или разобщенность уходят своими корнями в сферу духа, самосознания, которые он называл «психосоматикой территории». По его мнению, политические границы определяются в первую очередь действием духовных факторов, а не формами земной поверхности. Роль геополитической иконографии как духовной основы связи человека с пространством велика. Иконография геополитического пространства, согласно Готтманну, представляет собой типические формы проявления жизни цивилизации в пространстве, систему политических институтов и многообразных форм политической жизни, а также духовный мир цивилизации, включая способы выражения политических, идей, формирующих смысловое пространство культуры. Символический мир образов, идей и смыслов способствует социокультурной идентификации и позволяет народу контролировать, осваивать и защищать определенную территорию как собственную. Ж. Готтманн обратил внимание на то, что иконография пространства каждой культуры не статична, она динамично меняется, когда в нее вторгаются новые исторические факторы. Взаимное влияние региональных иконографии друг на друга в течение времени, диалог территориальных культур Готтман назвал «циркуляцией иконографии». По его мнению, иконография со временем может также отрываться от той реальной почвы, которая ее породила много веков или даже тысячелетий назад, и воспроизводиться инерционно. Он приводит множество примеров функционирования системы символов. Традиционно носителями этих символов являются эмигранты, попадающие в иные культурные среды, принесшие туда свой образ жизни, свою систему символов. Не всегда подобная циркуляция является благом и может вызывать конфликты и войны. Современный транзит западных ценностей на Восток разрушает основы традиционного образа жизни, размывает систему символов, привычное единство пространственной целостности, что порождает протест и радикальные формы отрицания этой гуманитарной интервенции. По Готтманну, главной проблемой политической географии и геополитики является вопрос взаимодействия между циркуляцией и иконографией. Циркуляция развивается последовательно и инертно в соответствии с конфигурацией коммуникационной сети, которая достаточно стабильна и изменяется благодаря прогрессу на транспорте и в связи или в результате изменений в географии центров человеческой деятельности. На коммуникационных перекрестках возникают центры контактов, обменов, трансформаций. Первоначально города, как центры коммуникации, вырабатывают из всего разнообразия влияний локальной иконографию. Затем город, превращаясь в политический или административный центр, притягивает и организует близлежащее пространство. Процесс расширяется и приводит к синтезу локальной иконографии в более широкие пространственные системы символов. В этом и заключается механизм формирования районов, государств, цивилизаций. Этот процесс не был линейным, часто на смену большим империям приходили автаркии (региональная обособленность, замкнутость).
Как оценить потенциал - прямая оценка в натуральном выражении -стоимостная
Уровень развития потенциала Избыточный
Недостаточный
Оптимальный
Помощь из вне. 1.Финансова 2.Экономическая (мат.блага) 3.Техническая 4.Гуманитарная
Регионализм как общемировая тенденция, сущность, специфика и уровни ее проявления. Для того чтобы совокупность государств, представляющая собой некую общность, стала «регионом», необходимо наличие всех или части следующих признаков: · общность исторических судеб; · наличие свойственных только этой группе особенностей культуры (материальной и духовной); · географическое единство территории; · сходный тип экономики; · совместная работа в региональных международных организациях. В региональной экономике термин «регион» употребляется довольно многозначно:• «как синоним термина «район»; • для обозначения сопоставляемых таксонов, принадлежащих к различным системам таксонирования или к различным порядкам одной и той же системы таксонирования; • для обозначения любых территорий, по своим признакам не «подходящих» к принятой системе территориального членения и не позволяющих обозначить их другими Структурирование государственного (как и любого другого политического) пространства называется регионализацией. Причем регионализация может рассматриваться и как процесс структурирования этого пространства, и как результат этого процесса в виде гетерогенной горизонтальной структуры и определенной вертикальной иерархии. Регионализация — это особый политический процесс, который влечет за собой территориальную дифференциацию (фрагментацию) и определенное структурирование (упорядочение) пространства. В процессы регионализации в той или иной степени вовлечены все политические объекты и явления. Процесс регионализации может быть управляемым (например, когда государство создает или реформирует свое административное деление) или спонтанным (территориальные сегменты сами складываются на месте). Также говорят об активных и пассивных формах регионализации. Пассивные формы регионализации обычно связаны с государственным управлением регионализацией, когда территория государства является простым объектом, подчиняющимся управленческим решениям. Но со стороны центра такая регионализация является активной. Возможны активные формы регионализации и со стороны самих регионов, когда происходит региональная эмансипация, т.е. регионы борются за свою идентичность, за свои права, или когда на местах складываются обособленные территориальные сообщества. Наряду с регионализацией в политической регионалистике используется понятие "регионализм". Нередко эти понятия применяются в качестве синонимов, хотя определенные различия между ними существуют. Регионализм — это политический результат или эффект регионализации. В ряде работ регионализм рассматривается как политическое движение и даже идеология, которая противопоставляется централизму. Когда говорят, что в определенном государстве развит регионализм, это означает, что в нем имеются влиятельные политические силы регионального уровня, которые ведут борьбу за расширение региональной автономии. Крайним проявлением регионализма в таком случае считается сепаратизм, который ставит задачей выход региона из состава государства. Нередко это явление рассматривается в негативном контексте, хотя здесь лучше воздерживаться от ценностных суждений. Сепаратизм и иные радикальные формы регионализма являются условно негативными процессами, если их рассматривать с точки зрения интересов конкретного государства, стремящегося сохранить свою целостность. В характеристиках процессов глобализации можно проследить наличие взаимосвязей между глобализацией и регионализмом. Поскольку государства современного мира различаются по масштабам и уровню социально -экономического развития, можно предположить, что результаты воздействия глобализации на отдельные страны и группы стран не одинаковы. Окончание «холодной войны» придало большой импульс углублению интеграции мировой экономики, усилению ее наднациональных институтов. Процессы глобализации и регионализации фактически становятся, «во-первых, взаимно сопряженными и, во-вторых, политически мотивированны ми». На более ранних этапах этот процесс наблюдался преимущественно в федеративных государствах. В конце 90-х гг. децентрализация становится реальностью и для унитарных государств. Это выражается в повышении роли местных органов власти, которым передается все больше полномочий, как во внутригосударственных делах, так и в сфере международной деятельности. Властные полномочия формируются на новых уровнях и постепенно становятся весьма значимым фактором. Постепенное преодоление барьеров между государствами в политической, экономической, социальной и даже валютной сферах приводит к сравнительному ослаблению структуры государства как способа организа ции политического пространства. Происходит коренное изменение понятий «суверенитет» и «территориальность». В результате усиливаются позиции регионов относительно государств, возросшее стремление занять достойное место уже не в рамках одной страны, а более широкой общности. Теоретический анализ регионализма как явления и процесса стал частью научного исследования процессов глобализации. Современные регионы включают в себя две плоскости сотрудниче ства: межгосударственную и межрегиональную, причем региональная интеграция наилучшим образом достигается как раз на субрегиональном уровне. С одной стороны, далеко не все признаки регионализма проявляются в России, с другой стороны, наша страна объективно влияет на регионализм, вкладывая в это понятие особый смысл. Наиболее сильным фактором регионализма является экономический. Именно территориальное разделение труда, формирование экономических рынков, торговля всех уровней и типов, свободное движение капитала, трудовых ресурсов и товаров, интересы хозяйствующих субъектов могут обеспечить экономическую заинтересованность территориальных элит в развитии регионализма. Можно выделить две взаимосвязанные формы регионализма: внутригосударственную и международную. В первом случае имеет место процесс формирования внутригосударственных регионов, когда происходит объединение субъектов внутри государственной территории. Во втором случае мы сталкиваемся с важной тенденцией мирового развития. Рассмотрим генезис указанных тенденций. Итак, усиление регионализма в современном мире на первый взгляд противоречит тенденции глобализации. Тем не менее глобализация и регионализм - понятия взаимосвязанные. Одновременное существование тенденций регионализма и глобализации в современном мире и их взаимозависи мость приводят к ослаблению роли государства. Эффект децентрализации при этом может рассматриваться как следствие глобализации и регионализации. Эти взаимосвязи в большей степени видны при рассмотрении отличий «нового регионализма», присущего международным отношениям конца 20 в., от регионализма, существовавшего ранее.
2. Объект и предмет политической регионалистики как научной дисциплины.
Политическая регионалистика – совокупность исследований макрополитических институтов и процессов на региональном и местном уровнях (изучение элит, выборов), так и специфических аспектов регионального и местного управления, связанных с процессами общенационального масштаба. Объект и предмет политической регионалистики. Регион - (страна, область) – объект политической регионалистики. Регион – это территория, по совокупности насыщающих её элементов, отличающихся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих её элементов, целостностью, причём эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории. Объект изучения политической регионалистики (по версии «Политической энциклопедии») – «регион как самостоятельная пространственно – географическая, административно – территориальная, институционально – политическая, экономическая, социальная, историко – культурная, этническая и демографическая величина» (т.е. регион во всех его проявлениях и измерениях). По определению Н.П.Медведева (Медведев Н.П. Политическая регионалистика. М,, 2002, С.8), таким объектом является «региональная государственная политика, политика регионов и региональные политические системы». Объект - государства, как пространственно-территориальная целостность (по лекциям Рябцева)
Предмет политической регионалистики – законы и принципы, определяющие устройство, функционирование и развитие административно – территориального устройства конкретных государств, системы политических отношений Центра и регионов в конкретных государствах, политических систем конкретных регионов. Более частные сосавляющие предмета ПР:
1) Административно – территориальное устройство государств; Система отношений между Центром и регионами; 3) Политические институты и процессы в регионах; 4) Процессы формирования и функционирования региональных элит; 5) Приход к власти и деятельность региональных политических лидеров. Поскольку понятие «регион» имеет много значений, политическая регионалистика рассматривает политические процессы и отношения на нескольких структурных уровнях: - на уровне региона, состоящего из территорий нескольких государств; на уровне региона, состоящего из территории одного государства; - на уровне региона, состоящего из территории части одного или нескольких государств; - на уровне региона, составляющего территорию одного или нескольких муниципальных образований. В зависимости от уровня исследования соответствующим образом корректируется и предмет политической регионалистики. (По лекциям) предмет - закономерности трех видов: строение + функционирование + развитие государственных систем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 2023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.217.59 (0.018 с.) |