Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности гетерогенных. «многосоставных» государств. Феномен территориальных расколов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Потребность во взаимодействии и интеграци разрозненных частей в большей мере возникает в неоднородных обществах, складывающихся под влиянием различных факторов. В таких обществах факторы разъединенности и стремление к интеграции присутствуют. Совершено очевидно, что элементы федерализма (договор, соглашение, политический траст), проявляемые в любом обществе, наиболее актуальны и вместе с тем проблематичны в гетерогенном, т.е. в обществе по природе своей неоднородного, распадающегося на отдельные части по различным основаниям, но составляющее на какой-то период времени единое целое, либо стремящееся к этому по вполне определенным причинам: угроза захвата одной части другой, невозможность для частей самостоятельно преодолеть экономические трудности, в то время когда есть "родственные" основания для объединения с другими частями (близость территорий, религия, культура и т.д.), и т.п. Для обозначения такого общества американским политологом У. Ливингстоном было введено понятие "федеративное общество" (см. 2, 70). понятие "федеративное общество" связывает с федерализмом, который расценивают не как некую функцию общественного института, а как само общество (3, 14). Под федеративным Ливингстон подразумевает то общество, в котором группы населения различаются этническими и культурно-религиозными характеристиками, хозяйственными традициями, особенностями бытового уклада и которое территориально выделено (см. 2, 72-73; 4, 584). его формирование есть результат эволюции гетерогенного общества, хотя это и не означает, что любое гетерогенное общество должно принимать форму федеративного. Многосоставные общества, согласно Лейпхарту, отличаются от других наличием "линий разделения" или сегментов, проходящих в обществе по различным основаниям: территориальному, этническому, политическому экономическому, социокультурному, религиозному и т.д. Эти сегменты выделяются там, где политические противоречия в целом совпадают с линиями социального разделения, в особенности с наиболее важными из существующих внутри общества границами (5, 218). Под сегментами Лейпхарт понимает стабильные сообщества, существующие в пределах единого государства, обладающие собственными социальными и политическими структурами, коммуникативными каналами, лидерами и партиями. Понятие многосоставного общества достаточно широкое. Лейпхарт включает сюда и гомогенные, и гетерогенные общества, т.е. те, в которых существуют ярко выраженные противоречия социального, этнического, территориального и т.д. характера. Это общества, в которых велик потенциал напряженности в отношениях между сегментами и/или высок уровень отчужденности (например, из-за языковых или религиозных различий) друг от друга (там же). Наличие "линий разделения" в обществе, с одной стороны, и потребность (в силу обстоятельств или естественная) в объединении, с другой, - часто создают предпосылки для формирования федерализма и/или создания федеративного государства. Поэтому Лейпхарт выделяет еще один признак многосоставного общества - прочность объединительного начала, противостоящего центробежным тенденциям (там же). Эта концепция для нас интересная еще и тем, что Лейпхарт предлагает в качестве метода, при помощи которого возможно преодоление напряженности или разъединения сегментов, со-общественную демократию,. К таковыми Лейпхарт относит: а) осуществление власти посредством "большой коалиции" (это могут быть комитет или совет с важными совещательными функциями, куда входят представители предполагаемого союза или сегментированного сообщества; "согласительные" (консенсуальные) правительства (Бельгия, Швейцария); и даже палаты парламента могут формироваться не только на основе принципа представительства, но и - политико-территориального, как, например, в ФРГ); б) взаимное вето или правило совпадающего большинства; в) пропорциональность как главный принцип политического представительства, назначений на посты в государственной службе и распределения общественных фондов (в дальнейшем, при образовании федерации этот принцип лежит в основе распределения компетенций между центром и периферией); г) высокая степень автономности каждого сегмента в осуществлении своих внутренних дел(6, 86). Чаще всего в основе объединения лежит хозяйственно-материальная потребность, связанная с усложнением функций государственного управления (охрана границ, содержание таможни, сбор налогов, финансовая система, бюджет и т.п.). чем более отчетливо выражены интересы и потребности сегментов, тем больше шансов для объединения[2]. Если эти характеристики, данные Ливингстоном и Лейпхартом использовать применительно к России, то понятия "многосоставное общество" и "федеративное общество" по своему смысловому содержанию совпадут. Российское общество отличается наличием неоднородных автономизированных сегментов, разделенных в первую очередь по этнополитическому (часть субъектов Российской Федерации образованы по этническому признаку), экономическому (регионы-доноры и регионы-реципиенты), культурному (запад-восток) основаниям. федеративное общество само по себе не порождает обществено- политических институтов, способных успешно осуществлять межсегментную связь в процессе взаимодействия автономных образований. федерализм следует рассматривать как продукт гетерогенного (многосоставного) общества только в том случае, если в нем (обществе) обнаруживается совокупность признаков или свойств такового. Феномен территориальных расколов.
Все крупные государства складываются не изнутри, а извне. Лишь правильная внешняя политика, сулящая деяния, предприятия, может обеспечить успех в политике внутренней, неизбежно второстепенной. национальная сплоченность, или сосуществование народов и социальных групп, подразумевает общий связующий замысел. Но куда интересней и важней заметить обратную зависимость: великие, крупные деяния лежат в основе национального сплочения. Сплочение подразумевает тотализацию. Отдельные социальные группы включались в единое целое. Распад ведет к противоположному: части целого приобретают самостоятельность. Этот феномен называют стремлением обособиться, или партикуляризмом. Суть стремления обособиться в том, что каждая отдельно взятая группа перестает считать себя частью общества и потому уже не в состоянии разделять настроения остальных. Ее больше не волнуют нужды или чаяния других, она отказывает им в солидарности и никак не помогает. Поскольку никого не волнует беда соседа, тот остается с ней наедине, несчастный и слабый. Наоборот, в этой же ситуации растет и обостряется внимание к собственным проблемам и трудностям. Легко переносимые в эпоху единства напасти и беды невыносимы, когда душа группы покинула тело нации.* Единство нации прежде всего подразумевает налаживание тесной связи между этническими и политическими группами. По мере развития государства, усложнения государственных потребностей растет дифференциация социальных функций и соответствующих органов. Внутри единого целого возникает ряд миров, где царит своя, неповторимая атмосфера, процесс объединения, в результате которого образовалось единое крупное государство, уравновешивается разделением общества на классы, слои, профессиональные группы. Все этнические сообщества, прежде чем войти в государство, существовали отдельно. Каждое из них было самостоятельной единицей. Наоборот, классы и профессиональные группы изначально представляют собой части целого. Первые так или иначе могут вернуться к независимости. Вторые никогда не жили и не смогут жить сами по себе. Вся их суть в том, чтобы быть частями целого, элементами структуры, в которую жестко вписано их существование. Нация живет нормальной жизнью, когда каждая из групп понимает, что она - только часть общества. Но всякое дело, которым занимаются непрерывно, таит угрозу инерции. группа забывает, что нужно поддерживать общественную связь, перестает осязать давление других сосуществующих групп и отказывается соблюдать связанные с этим обстоятельством нормы и дисциплину. Что бы ни случилось с какой-то одной группой, это немедленно находит отклик в остальных. Общество делается компактней, гибче, оживает во всех звеньях. Эту способность передавать импульсы от одной части к другой я назову "социальной эластичностью. Стремление отмежеваться можно охарактеризовать так: оно наблюдается всякий раз, когда какой-либо класс, сословие начинают питать иллюзии, что прочих групп как социальных реальностей не существует вообще или, по крайней мере, их существование не заслужено. Еще проще: страсть к обособлению это расположение духа, при котором мы чувствуем себя вправе ни с кем не считаться. Иногда к этому ведет чрезмерное самомнение, иногда - презрение к ближнему. В обоих случаях люди теряют понятие о своей ограниченности и невольно склоняются к мысли, что представляют собой нечто самодовлеющее. в нормальных условиях общественной жизни любой класс, желая добиться каких-либо благ, первым делом старается заручиться согласием остальных. Иначе говоря, частное проявление воли проходит сквозь волевые слагаемые всей нации и только так получает статус легальности. Подобные усилия убедить и получить от ближних право на частное требование и есть легальное действие. Функция "считаться с другими" создает органы, обеспечивающие ее выполнение, то есть социальные институты, которые посредничают между людьми и группами, служа амортизаторами, смягчающими общественные отношения, способствуя национальной сплоченности. Но класс, охваченный страстью отмежеваться, чувствует себя оскорбленным при одной мысли, что для достижения целей нужно прибегнуть к данным институтам и органам. Главной причиной (хотя, бесспорно, одной из многих) глубокого отвращения, питаемого обществом к политикам, по-моему, является лишь одна: политики воплощают необходимость считаться с другими для всех общественных классов. Политиков ненавидят не столько как правителей, сколько как парламентариев, поскольку парламент - орган, обеспечивающий национальное сосуществование, заключая договоры между равными. Вот что приводит в тайное бешенство самые разные классы и группы. Выходит, что единственным типом общественной деятельности, которая в настоящее время устраивает каждый класс, - это навязывание другим своей воли, или - прямое действие. прямое действие - это тактика, обусловленная непреложным стремлением обособиться, не считаться с другими Тот, кто действительно хочет, чтобы прекратился распад, и желает реальной победы, должен научиться считаться с другими и объединять усилия, "исключив всякое исключение", как учил Ренан.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.008 с.) |