Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозно-традиционные правовые системы: понятие, особенности, разновидностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
. Семья религиознотрадиционного права Принципы, которыми руководствуются страны с системой права, опирающейся на религиозные догмы, бывают двух видов: 1)право признается как большая ценность, но оно понимается иначе, чем в странах Запада, имеет место тесное переплетение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права); 2)отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться только религией (некоторые страны Дальнего Востока, Африки, Мадагаскар). Мусульманское право — это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии — исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни. Ислам — самая молодая из трех мировых религий. Она содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, и шариат, т. е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык «путь следования» и составляет то, что называется мусульманским правом. Шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека. Последствием невыполнения обязанностей является грех. Грех того, кто их нарушает. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — это религия закона. К чертам мусульманского права относятся: А рхаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Э то право церкви, право общины верующих. Об ычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. Р азвитие этой системы права прекратилось в X в. н. э., когда отпала возможность его толкования. Д уализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (Кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти. Индусское право составляет вторую систему религиознотрадиционной семьи и относится к древнейшим системам в мире. Это право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества — основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. Конституция 1950 года отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако основной закон применяется только к индусам. Есть свои особенности у систем китайского и японского права. Внешнее китайское право «европеизировалось» и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. При этом продолжали существовать традиционные понятия, и именно они преобладали в жизни. Имеется в виду конфуцианство, соблюдение ритов (правил), предписываемых обычаями, неуважение к суду, презрение к людям, знающим закон. В 1978 году принята Конституция КНР. Начиная с 1979 года издан ряд нормативных актов. Однако отмечается, что законодательство в Китае не может быть реализовано, пока существенно не возрастет количество судов, судей и адвокатов и не изменится традиционная враждебность к законам. Считается, что современная правовая система Японии в своих основных чертах сформировалась в эпоху Мейдзи («просвещенного правителя»), начавшуюся с буржуазной революции 1867—1868 годов и закончившуюся в первом десятилетии XX в. До этого на протяжении нескольких веков Япония находилась под сильным влиянием Китая, что явно отразилось на ее праве. Основной принцип гласил: «Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им». При этом исходной была концепция древнекитайского права, согласно которой неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от совершения преступления, чем точное знание конкретного наказания. Особенно значимые изменения в японском законодательстве произошли после Второй мировой войны, когда в 1946 году была принята конституция. На законодательство в области регулирования торговли и функционирования промышленных компаний влияние оказало американское право. Под его воздействием были внесены изменения и в другие отрасли действующего законодательства (семейное, наследственное и др.). Источниками гражданского и торгового права в Японии признаются действующие обычаи и нормы морали. Интенсивно развиваются пенсионное законодательство, законодательство об охране окружающей среды, трудовое законодательство, а также процессуальное всех видов. . Источник права – форма выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания. Юридическая норма может быть выражена в различных формах. Виды источников права: 1. Правовой обычай – санкционированный государством обычай, приобретший в силу этого характер юридической нормы.. Исторически в раннеклассовых обществах юридическая норма появляется в виде правового обычая, который регулирует все сферы общества (трудовые, религиозные, брачносемейные). Постепенно выделяются наиболее важные – имущественные общественные отношения, появляется власть, полнота власти принадлежит верхушке общества, доминирующее положение которой определяется имущественным положением. Власть начинает нуждаться в закреплении своего статуса, с этой целью выбираются соответствующие обычаи, которые санкционируются государством. Правовой обычай – самый первый источник права. Правовой обычай – самая органичная демократичная форма права. Недостатки правового обычая: 1)чтобы укрепился обычай, уходит много времени; 2)на отмирание обычая уходит тоже много времени; 3)правовой обычай из всех форм права наименее формализован (появляется возможность двоякого толкования). В России правовой обычай занимает незначительное место. 2. Прецедент – решение судебного или административного органа по конкретному вопросу, приобретшее силу юридической нормы и ставшее общеобязательным. Виды прецедента: судебный (решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем); административный; кассационный (решение, принятое в результате кассации, т. е. обжалования). В раннеклассовых обществах прецедент утверждался как решение судебных органов, затем – как решение высшего судебного органа. Недостатки прецедента: —при использовании прецедента резко сужается круг субъектов правотворчества; —прецедент очень сложно изменить. К достоинствам прецедента можно отнести более простой порядок введения, чем правовой обычай. 3. Нормативно-правовой акт – акт правотворчества, принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Нормативный акт имеет преимущества перед другими источниками права: – государственные органы, принимающие эти акты, имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса; – в силу определенных правил изложения нормативный акт является наиболее целесообразным способом оформления устоявшихся норм; – на него легко ссылаться, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. Ему присущи следующие особенности: исходит от строго определенных субъектов (например, указ Президента России, постановление Правительства РФ); принимается в четко установленном порядке; имеет установленную форму и реквизиты (название, указание на орган, подпись должностного лица, печать, дата издания); он может быть относительно быстро принят, изменен, отменен; имеет временные, пространственные пределы действия; он всегда содержит юридическую норму. Классификация нормативно-правового акта: 1) по критерию сферы действия: а) внешние; б) внутренние; 2) по критерию субъектов правотворчества: а) акты референдума; б) акты органов государственной власти; в) акты президента; г) акты органов государственного управления (правительство, министерства, ведомства); д) акты должностных лиц. Юридическая сила нормативноправового акта (какие акты приоритетнее): —обладающие высшей юридической силой – законы; —обладающие меньшей юридической силой – подзаконные акты. С юридической точки зрения различают: закон в широком смысле слова – синоним права; – закон в узком смысле слова – вид нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой. Закон – нормативноправовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, регулирующий общественные отношения и обладающий высшей юридической силой (схема 14). Наивысшей юридической силой обладают основные законы государства: конституция, т. е. в ней изложены наиболее важные юридические нормы. Затем законодательство по отраслям права и кодексы, законы, принятые в порядке текущего законодательства. На основе закона как нормативноправового акта принимаются подзаконные акты. Это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненное между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства. В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на: 1) Общие подзаконные акты – нормативноправовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты действуют за подзаконными. Посредством подзаконных актов подразделяется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся: нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления нормативноправовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов: а) нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением; б) постановления правительства. Это подзаконные нормативноправовые акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более конкретные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т. д. 2) Местные подзаконные акты. Это нормативноправовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах (в районах, городах, поселках и т. д.). В Российской Федерации это органы местного самоуправления. В таких актах решаются местные вопросы, они действуют на соответствующей территории и обязательны для всех лиц, проживающих или находящихся на этой территории. К числу местных нормативных актов относятся решения или постановления представительного органа местного самоуправления (совета, думы и др.), постановления, приказы, распоряжения исполнительных структур (мэра, главы администрации, префекта и т. д.). 3) Ведомственные нормативноправовые акты (приказы и инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями. Это нормативноправовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, транспортные, банковские и т. д.). 4) Внутриорганизационные правовые акты. Это такие нормативноправовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на всех членов этих организаций в рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативно правовые акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей. 4. Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании РФ, договоры между РФ и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.). 5. Юридическая доктрина мнения, идеи и концепции выдающихся ученых юристов. В римском праве научные труды некоторых известных юристов зачастую клались в основу решения юридических дел. 6 Религиозные тексты (священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике). Этот источник применяется в первую очередь в мусульманском праве (Коран –• собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.011 с.) |