Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозно-традиционные правовые системы: понятие, особенности, разновидности

Поиск

. Семья религиознотрадиционного права Принципы, которыми руководствуются страны с си­стемой права, опирающейся на религиозные догмы, бывают двух видов: 1)право признается как большая ценность, но оно понимается иначе, чем в странах Запада, имеет место тесное переплетение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права); 2)отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться только религией (некоторые страны Дальнего Востока, Африки, Мадагаскар).

Мусульманское право — это система норм, вы­раженных в религиозной форме и основанных на му­сульманской религии — исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный мо­мент истории открыл его человеку через своего про­рока Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социаль­ной жизни. Ислам — самая молодая из трех мировых религий. Она содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусу­льманин должен верить, и шариат, т. е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык «путь следования» и составляет то, что называется мусуль­манским правом. Шариат основан на идее обязанно­стей, возложенных на человека. Последствием невы­полнения обязанностей является грех. Грех того, кто их нарушает. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — это ре­лигия закона. К чертам мусульманского права относятся: А рхаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Э то право церкви, право общины верующих. Об ычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. Р азвитие этой системы права прекратилось в X в. н. э., когда отпала возможность его толкования. Д уализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (Кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

Индусское право составляет вторую систему ре­лигиознотрадиционной семьи и относится к древне­йшим системам в мире. Это право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, испо­ведует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к опреде­ленному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на соци­альные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мора­ли. Оправдание кастовой структуры общества — осно­ва философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. Конституция 1950 года отвергла систему каст и за­претила дискриминацию по мотивам кастовой при­надлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако основной закон применяет­ся только к индусам.

Есть свои особенности у систем китайского и япон­ского права. Внешнее китайское право «европеизировалось» и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. При этом продолжали существовать традиционные понятия, и именно они преобладали в жизни. Имеется в виду конфуцианство, соблюдение ритов (правил), предписываемых обычаями, неува­жение к суду, презрение к людям, знающим закон. В 1978 году принята Конституция КНР. Начиная с 1979 года издан ряд нормативных актов. Однако отме­чается, что законодательство в Китае не может быть реализовано, пока существенно не возрастет количе­ство судов, судей и адвокатов и не изменится тради­ционная враждебность к законам. Считается, что современная правовая си­стема Японии в своих основных чертах сфор­мировалась в эпоху Мейдзи («просвещенного правителя»), начавшуюся с буржуазной революции 1867—1868 годов и закончившуюся в первом десяти­летии XX в. До этого на протяжении нескольких веков Япония находилась под сильным влиянием Китая, что явно отразилось на ее праве. Основной принцип гла­сил: «Народ не должен знать законов, но лишь подчиня­ться им». При этом исходной была концепция древ­некитайского права, согласно которой неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от соверше­ния преступления, чем точное знание конкретного на­казания.

Особенно значимые изменения в японском законо­дательстве произошли после Второй мировой войны, когда в 1946 году была принята конституция. На законодательство в области регулирования тор­говли и функционирования промышленных компаний влияние оказало американское право. Под его воз­действием были внесены изменения и в другие отра­сли действующего законодательства (семейное, на­следственное и др.). Источниками гражданского и торгового права в Япо­нии признаются действующие обычаи и нормы морали. Интенсивно развиваются пенсионное законодате­льство, законодательство об охране окружающей сре­ды, трудовое законодательство, а также процессуаль­ное всех видов.

.
44. Формы (источники) права, их понятие и виды

Источник права – форма выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания. Юридическая норма может быть выражена в различных формах. Виды источников права:

1. Правовой обычай – санкционированный государством обычай, приобретший в силу этого характер юридической нормы..

Исторически в раннеклассовых обществах юридическая норма появляется в виде правового обычая, который регулирует все сферы общества (трудовые, религиозные, брачносемейные). Постепенно выделяются наиболее важные – имущественные общественные отношения, появляется власть, полнота власти принадлежит верхушке общества, доминирующее положение которой определяется имущественным положением. Власть начинает нуждаться в закреплении своего статуса, с этой целью выбираются соответствующие обычаи, которые санкционируются государством.

Правовой обычай – самый первый источник права. Правовой обычай – самая органичная демократичная форма права. Недостатки правового обычая:

1)чтобы укрепился обычай, уходит много времени;

2)на отмирание обычая уходит тоже много времени;

3)правовой обычай из всех форм права наименее формализован (появляется возможность двоякого толкования). В России правовой обычай занимает незначительное место.

2. Прецедент – решение судебного или административного органа по конкретному вопросу, приобретшее силу юридической нормы и ставшее общеобязательным. Виды прецедента: судебный (решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем); административный; кассационный (решение, принятое в результате кассации, т. е. обжалования).

В раннеклассовых обществах прецедент утверждался как решение судебных органов, затем – как решение высшего судебного органа. Недостатки прецедента:

—при использовании прецедента резко сужается круг субъектов правотворчества;

—прецедент очень сложно изменить.

К достоинствам прецедента можно отнести более простой порядок введения, чем правовой обычай.

3. Нормативно-правовой акт – акт правотворчества, принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно.

Нормативный акт имеет преимущества перед другими источниками права:

– государственные органы, принимающие эти акты, имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса;

– в силу определенных правил изложения нормативный акт является наиболее целесообразным способом оформления устоявшихся норм;

– на него легко ссылаться, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. Ему присущи следующие особенности: исходит от строго определенных субъектов (например, указ Президента России, постановление Правительства РФ); принимается в четко установленном порядке; имеет установленную форму и реквизиты (название, указание на орган, подпись должностного лица, печать, дата издания); он может быть относительно быстро принят, изменен, отменен; имеет временные, пространственные пределы действия; он всегда содержит юридическую норму. Классификация нормативно-правового акта:

1) по критерию сферы действия:

а) внешние; б) внутренние;

2) по критерию субъектов правотворчества:

а) акты референдума; б) акты органов государственной власти; в) акты президента; г) акты органов государственного управления (правительство, министерства, ведомства); д) акты должностных лиц.

Юридическая сила нормативноправового акта (какие акты приоритетнее):

—обладающие высшей юридической силой – законы;

—обладающие меньшей юридической силой – подзаконные акты.

С юридической точки зрения различают: закон в широком смысле слова – синоним права; – закон в узком смысле слова – вид нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой.

Закон – нормативноправовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, регулирующий общественные отношения и обладающий высшей юридической силой (схема 14).

Наивысшей юридической силой обладают основные законы государства: конституция, т. е. в ней изложены наиболее важные юридические нормы. Затем законодательство по отраслям права и кодексы, законы, принятые в порядке текущего законодательства.

На основе закона как нормативноправового акта принимаются подзаконные акты. Это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненное между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.

В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на:

1) Общие подзаконные акты – нормативноправовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны.

По юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты действуют за подзаконными. Посредством подзаконных актов подразделяется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся: нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства.

В зависимости от формы государственного правления нормативноправовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов:

а) нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением;

б) постановления правительства. Это подзаконные нормативноправовые акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более конкретные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т. д.

2) Местные подзаконные акты. Это нормативноправовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах (в районах, городах, поселках и т. д.). В Российской Федерации это органы местного самоуправления. В таких актах решаются местные вопросы, они действуют на соответствующей территории и обязательны для всех лиц, проживающих или находящихся на этой территории. К числу местных нормативных актов относятся решения или постановления представительного органа местного самоуправления (совета, думы и др.), постановления, приказы, распоряжения исполнительных структур (мэра, главы администрации, префекта и т. д.).

3) Ведомственные нормативноправовые акты (приказы и инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями. Это нормативноправовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, транспортные, банковские и т. д.).

4) Внутриорганизационные правовые акты. Это такие нормативноправовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на всех членов этих организаций в рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативно правовые акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей.

4. Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании РФ, договоры между РФ и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

5. Юридическая доктрина мнения, идеи и концепции выдающихся ученых юристов. В римском праве научные труды некоторых известных юристов зачастую клались в основу решения юридических дел.

6 Религиозные тексты (священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике). Этот источник применяется в первую очередь в мусульманском праве (Коран –• собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда).




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.011 с.)