Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории происхождения права. Основные концепции (школы) современного правопонимания

Поиск

К наиболее известным и распространенным теориям происхождения права относятся:

Теория естественного права. Представители этой теории: Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, М.Ф. Вольтер, А.Н. Радищев, СЕ. Десницкий и др.

Г. Гроций утверждал, что наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей бога или людей (государством), существует неизменное естественное право, т. е. то, «что согласно с природой общества разумных существ». Человек рождается с естественными неотъемлемыми правами (право на жизнь, например).

Историческая школа права. Представителями исторической школы права были: К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта, Г. Гуго. Право, поучению К.Ф. Савиньи, — продукт «народного духа», творческой деятельности целого народа в его единстве. Служа выражением «общенародного убеждения», оно растет и развивается органически, медленным, самопроизвольным историческим процессом, подобно языку. Право стоит в тесной связи со всей остальной культурой народа: его нравами, учреждениями, искусством и т. д., — и развивается вместе с развитием последних. Источниками права, поэтому являются не закон и законодатель, а обычай или наука, выступающая вместо обычая там, где по сложности жизни последний не поддается непосредственному наблюдению, где раскрытие «общенародного убеждения» требует специальных, технических приемов. Эти последние состоят в изучении истории права, в которой проявляется деятельность «народного духа», и в особом методе разработки добытых положений, выработанном I римскими юристами. Историческая школа права объясняется в особенности влиянием на развитие права исторически сложившегося быта. Историческая школа права выставила идею закономерности и непрерывности (постепенности) юридического развития. Эту теорию общественного детерминизма рассматривают теперь как излишнюю крайность; вместо неопределенного понятия «народного духа» как творческого фактора общественной жизни современная наука выставляет более наглядные и определенные исторические силы.

Марксистская теория права основывается на правильном материальном подходе к этому процессу, но при этом преувеличивается связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием.

Примирительная теория права. Ее придерживаются западные научные круги, Г.Д. Берман, Э. Аннерс. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникали договоры о примирении, затем определенные правила, которые устанавливали различные санкции, все это усложнялось, и таким образом возникло право. Внутри рода право возникнуть не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практически отсутствовали.

Регулятивная теория права этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.

Из теорий сущности права можно выделить:

нор мативистскую теорию. Сторонники нормативистского направления (Г. Кельзен) утверждали, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила «должного поведения». Задачи юридической науки они видят в формально догматическом анализе правовой нормы, изучении ее внешнего строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительными и материальными условиями жизни и интересами индивидов. В провозглашении идеи законности и признании нормативного характера права заключается определенное положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этой теории проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности, и прежде всего от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследований сущностных проблем права;

социологическая теория. Социологическая школа права является одним из основных направлений правоведения XX в. Представители этой школы концентрируют свое внимание на изучении «живого права», т. е. системы поведения людей в сфере права. Основателем социологического направления юриспруденции является Е. Эрлих, книга которого «Социология права» представляет собой систематизированное изложение основных идей этого направления. В России социологическую школу представляли С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич. Видным ученым современной американской социологической школы права считается Р. Паунд;

теория солидаризма. Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Л. Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательному для всех нормативному порядку, вытекающему из общей солидарности. В трактовке Л. Дюги социальная норма — это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Отвлекаясь от формальных признаков права, данная теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага;

либергарную и этическую теории. В современной российской теории права получило развитие понимание сущности права как меры свободы («либертарная теория» — B.C. Нерсесянц) либо справедливости («этическая» концепция — Р.З. Лившиц), возникающей в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного права. То есть право и закон здесь четко разведены.

Признание определенных правовых и нравственных постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни законы правового государства, нашло отражение в Конституции РФ.

Воплощение идеалов свободы и справедливости — цель правового развития общества. С этими идеалами государство должно сверять свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин свое поведение.


Естественно-правовая школа, ее роль в формировании современного правопонимания

1. Теория естественного права получила распространение в XVII — XVIII вв. Ее главными авторами были Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтес­кье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

2. Суть теории естественного права в том, что:

• право и закон - не одно и то же;

• законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;

• право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

• право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

• фактически право и мораль едины;

• не всегда законы соответствуют естественному праву;

• права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

3. Достоинствами теории являются:

• прогрессивность;

• признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

• допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости).

4. К основным недостаткам теории естественного права относятся:

• прямое отождествление права и морали;

• противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;

• преувеличение роли неписаного права;

• различное понимание людьми идей справедливости.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.01 с.)